• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:46 

С Новым Годом!

~Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской~
И другой старинной детской литературе ;)
:xmas:
Поздравляю нас всех с Новым Годом!
Нас уже 173 читателя ,пусть и не все активно участвуют, но все равно - внушительное количество!
Желаю счастья, радости, здоровья!
Пусть в этом году исполняться все наши мечты. Множество новых (и главное старых и очень старых!) книг, новых знакомств, новых успехов.
Главным достижением этого года, (пусть и не совсем нашим) стала, конечно, новая "Чарская" серия Энаса!
Пожелаем, что бы она продолжала выходить!

А теперь - подарок:
:new4:
OBL_part2_1
Да, это новые обложки. Нет, книги еще не вышли.
Пожелаем выхода и другой новой книге! Пусть уже в Новом году уже наконец выйдет третья часть автобиографической трилогии Чарской "Цель достигнута".
Ну четыре года книгу мурыжить. Невозможно уже!
:sng: :sng: :sng: :yolka11: :sng: :sng: :sng:


Что же до меня самой (если кто не знает - я же telwen) то:
1. Я обещаю вам в Новом году больше заниматься сообществом.
2. Навести здесь красоту и порядок.
3. Сделать наконец САЙТ! (Благородная девица сказала - благородная девица сделала!)
4. Приносить вам самые свежие новости с книгоиздательских фронтов.
5. Очень хотелось бы познакомиться со всеми вами поближе.

А еще...Пожелайте мне, что бы книжка ( Чарской, но больше ничего не скажу) которую я очень жду, обязательно приехала ко мне в Новом Году.
Ну и Смольный - жди меня!

@темы: поздравления

13:48 

"Новый год". Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:46 

С Новым Годом! Поздравление от "Задушевного слова". 1912 г.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:45 

Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:20 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

Журнал с довеском. Всевозможные развлечения в подарок.

Вообще, этот детский журнал был особенно привлекателен своими многочисленными и разнообразными приложениями. Даже в рекламе подписки первыми строчками перечислялись именно премии и приложения, их количество, состав. Другие журналы также предлагали «бесплатно» дополнительные брошюры и книги для подписчиков, это был обычный рекламный ход в начале 20-го века, но такого изобилия (до 48 приложений, то есть, почти к каждому номеру журнала) как в «ЗС», пожалуй, нигде не приходилось видеть. Это были не только собрания художественных книг, но и игры, головоломки, самоделки, цветные картины для украшения комнат, картинки для раскрашивания, научные сборники, календарь, записная книжка, описания рукоделий.




Военные приложения-новости с фронта 1916 года



В рекламе подписки указывалось, что кроме самих номеров издания, подписчики обязательно получают все указанные приложения, если подпишутся с ноября текущего года.


В отличие от всех остальных детских журналов, «ЗС» выходил с ноября по октябрь следующего года, тем самым не прерывая традиции своего первого выхода в ноябре 1876 года. Лишь только на три года журнал останавливал свой выход – с 1881 по 1883, в годы внезапной тяжелой болезни и лечения М.О.Вольфа за границей и последующей смерти в 1883г. Директором товарищества позже стал сын Вольфа, Людвиг.
Стоимость годового комплекта журналов в 52№№ была средней – 6 рублей. Примерно так стоили и другие иллюстрированные издания для детей и юношества (ежемесячный «Всходы» - 5 рублей, двухнедельный «Путеводный огонек» от 2-50 в начале своего существования до 5-50 в военные годы). Две-три роскошно изданные в твердых золототисненых тканевых переплетах «Товариществом М.О.Вольф» детских книги также стоили примерно 6-7 рублей. В военное и революционное время цена стала повышаться и достигла цифры 9 рублей за издание для малышей и 15 рублей в год – для детей и подростков, хотя это и не окупало уже всех расходов.


Приложения-книги Л.Чарской

@темы: Задушевное слово, Чарская, история журнала "Задушевное слово", статьи

13:26 

Девичий альбом 1909 года

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind






Весь альбом тут: humus.livejournal.com/2269427.html


И еще поздравляю всех читателей сообщества с Рождеством :snezh: :xmas: :snezh:

@темы: девичий альбом, иллюстрации, ссылки, творчество

09:24 

Новая статья о Лидии Чарской в "Космополитен"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Хорошие девочки Лиды». «Космополитен». № 12. 2013.




О Чарской, похоже, не писали дамские модные журналы начала 20 века. Зачем? Широко рекламировал ее детский журнал «Задушевное слово». Не так широко, но тоже немало – взрослый «Родина». Те журналы, где она печаталась.



А тут совершенно свежая статья – в свежем журнале 21 века. Модный - да, женский – даже очень, и очень-очень глянцевый. Декабрьский номер «Космо». Рубрика «Женщина века».




Так что Чарская – это современно.
И скажу от себя: грамотная по фактам, интересная статья. Собравшая много материала воедино и компактно. Читала с довольным чувством.


@темы: фотографии, творчество, текст, "Космополитен", "Cosmopolitan", Чарская, биография, статьи

14:03 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. Продолжение еще будет.



А пока повторяю ссылки, найденные telwen, где можно полистать номера "Задушевного слова" разных лет.

arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/20028/brows...

@темы: ссылки, иллюстрации, Задушевное слово

13:27 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала

«Отцы» журнала

Первым главным редактором журнала был педагог В.И.Лапин (в 1976-77гг.). При этом (как пишет секретарь журнала, писатель С.Ф.Либрович), для каждого возраста был свой редактор: известная в то время детская писательница С.М.Макарова – в отделе для малышей, сам Лапин – в юношеском возрасте, а в сборнике для семейного чтения – исторический писатель В.П.Авенариус, затем его сменил поэт П.И.Вейнберг. С 1878 г. журнал выходит под редакцией Макаровой. С сентября 1885 и до начала 20-го века главным редактором «ЗС» выступал российский педагог и публицист Вессель Николай Христианович (1837-1906). Затем в разные годы до закрытия журнала в 1918 году (последние номера журнала вышли и в младшем и в старшем возрасте 31 марта, строенным номером № 18-20) редакторами были (до своей смерти) Павел Матвеевич Ольхин, сотрудник Вольфа, популяризатор науки, врач по образованию, а с 1915 г. – С.М.Проскурнин.




Портрет «героя»

При такой смене редакторов журнал оставался почти неизменным по структуре, имел свое, узнаваемое «лицо». Посмотрим примерный портрет журнала периода начала 20-го века: формат, подходящий под современный А4 (хотя до наших дней многие журналы дошли подрезанными под переплет), 16 страниц гладкой белой плотной бумаги. 1 страница, не считая обложки (к ней мы вернемся попозже), всегда полупуста или совсем пуста. В 10-е годы там располагалась лишь маленькое изображение - в виде символа - читающего ребенка или нескольких детей, в верхнем правом углу.



В каждом номере оно было всё время новым, хотя затем начало повторяться в журналах военного времени и революционного периода – было не до новых иллюстраций. В нижнем левом же – какое-нибудь афористическое высказывание или четверостишие, реже, небольшое стихотворение. Иногда это были стихи известных поэтов-классиков. При подобном малом заполнении листа, его пространство было четко организованно и смотрелось изящно. Дальше, собственно, шел непосредственно сам журнал – одна большая повесть для детей или юношества, одна историческая повесть. Большие произведения печатались с обещанием «продолжение будет» и таким образом растягивались почти на весь год, юные читатели всегда находились в ожидании следующего номера, а в конце года обязательно помещалась реклама произведений, планировавшихся печатанием на следующий год. Таким образом, журнал был всегда ожидаем с большим нетерпением, подписка шла непрерывно. Затем несколько рассказов, иногда также с продолжением, одна-две научных или исторических статьи, написанных в соответствии с возрастом детей, стихи в красивых виньетках, сказка (чаще в «ЗС для младшего возраста»). На последних страницах встречались юмористические стихи или прозаические тексты с картинками. Все завершала обложка в четыре полосы, которая была не просто красивой картинкой-оберткой для журнала.








Она несла большую информативную функцию, особенно в 20-м веке (т.к. в 19-м это была еще обложка-картинка на весь лист). 1 полоса ее содержала в себе крупное заглавие (хотя в разные годы размер его менялся), напечатанное какой-либо цветной краской. В военные годы (начиная со 2-ой половины 16-го года, в «младшем возрасте» - позднее) обложка стала полностью черно-белой.


Заголовки военного времени

Заглавие журнала всегда было вписано в красивую виньетку-иллюстрацию стиля модерн, изображавшую читающих детей. На «ЗС» для младшего возраста были изображены малыши, на «ЗС» для старших – более старшие мальчики и девочки. В течение всего года картинка не менялась, на следующий год иногда появлялась другая иллюстрация. Ниже шли необходимые сведения об издательстве, условиях подписки и т.п., а также списки детских учебных заведений и библиотек. куда был допущен и рекомендован журнал. Тут же оставалось небольшое место для «передовицы», о которой речь шла уже и, перелистнув страницу, на 2 полосе обложки читатель мог увидеть массу новостей, переданных соответственно детскому возрасту. С развитием журнала в 20-м веке новости действительно больше обрабатывались для детей, чем в 19-м. Тут же начиналась одна из важнейших рубрик журнала, которая продолжалась и на 3-ей, а иногда и на 4-й странице обложки. Это была «Наша переписка», «Что нам пишут».



В других журналах тоже печатались письма читателей, в каждом была своя специфика, но в «ЗС» был особый, интересный прием, который привлекал читателей - через журнал можно было переписываться. Можно было обратиться к любому автору письма, задать ему вопрос или наоборот, ответить на его вопросы, что-то посоветовать, чем-то поделиться. Такое живое общение через любимый журнал воспитывало аккуратность, вежливость, вырабатывало стиль письменной речи, позволяло делиться мнениями о прочитанном, увиденном.

После писем, на которые обычно редакция не давала ответа, шла рубрика «Вопросный листок».


Оборотная сторона "анкеты"



В ней печатались в течение всего года ответы детей на анкету от редакции. Анкета иногда печаталась последним отрезным листом в итоговом 52-м № журнала, которая сразу могла отсылаться в Товарищество Вольфа – на ней был напечатан готовый адрес. Иногда она шла в виде приложения к «ЗС». Вопросы, в основном, касались детских предпочтений в книгах, писателях, жанрах. Также существовал «Вопросный лист» для родителей с опросом по проблемам воспитания. Для взрослых «Товарищество М.О.Вольф» в качестве приложений к детскому журналу также выпускал брошюры по воспитанию, составляющие библиотеку «Задушевное воспитание» (более раннее название - «Педагогическая библиотечка»)



и «Детские моды «ЗС» (газету об одежде для детей с фотографиями и рисунками костюмов) – 4 раза в год по 4-м сезонам.


@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:46 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Типичный ДЛЖ. Иллюстрации: что и как.


«Задушевное слово» был типичным детским литературным журналом в том же понимании, в котором мы видим ДЛЖ и в другие эпохи – в советскую, в наше время. В журнал входили художественные произведения для детей и юношества, стихи, сказки, научно-популярные очерки, юмористические зарисовки и, по обыкновению «взрослых» журналов конца 19 - начала 20-го веков, масса репродукций картин, рисунков, гравюр, что позволяет его называть также «литературно-художественным». Сам же Вольф назвал его «детским иллюстрированным».

В то время наличие иллюстраций в издании было очень весомым для читателя при выборе журнала. В разные годы обложка была цветной (например, в 1884г.), дву- или трехцветной (почти все годы издания в 20-м веке), черно-белой (90-е годы 19 века).



1906


1895


1892

Тем более ценились цветные литографические иллюстрации, которые в то время были еще довольно редки в книгах. В вольфовском журнале присутствовали цветные картинки-вклейки в первом, а иногда и в некоторых средних номерах журнала на следующей странице после обложки.



Цветная печать была естественно, более дорогостоящей, поэтому подобная вклейка была ценным подарком для ребенка-читателя. К иллюстрации обычно «прилагался» рассказ (написанный специально к картинке), в журнале «для младшего возраста» это были небольшие стишки. Особенно красивыми в плане оформления и иллюстраций были праздничные номера – пасхальный и рождественский. При этом передняя обложка, обычно носившая и информативную функцию (на обложке печатались новости, исторические сведения, «передовицы» об известных людях прошлого и современности, известия об открытиях в науке и технике, иногда некрологи), в таких номерах представляли крупную иллюстрацию, похожую на праздничную открытку.



Если сравнивать со всеми другими детскими журналами того времени (конец 19 века), в «ЗС» было больше всего иллюстраций и репродукций. Позже, когда А.Федоров-Давыдов стал выпускать «Светлячок» (с 1902), а затем и «Путеводный огонек» (с 1904), оба этих московских издания также отличались богатым иллюстративным рядом, но за «Задушевным словом» к тому времени нельзя было и угнаться.



В нем работали известные художники-иллюстраторы: Табурин (иллюстрировал произведения А.С.Пушкина), Симаков, Самокиш и Самокиш-Судковская (иллюстрировала Гоголя, Пушкина, Ершова), Лебедева, Чистяков, Гурьев и другие. И к рассказам, и к большим повестям в «Слове» обычно специально рисовались картинки (если затем книга издавалась у Вольфа, картинки переходили в это отдельное издание). В других же журналах нормальной практикой чаще становился подбор подходящих к повести иллюстраций из зарубежных изданий и их копирование. Наш «иллюстрированный» журнал действительно был полон красивых репродукций с картин, умилительных картинок с детьми и животными, фотографий исторических предметов и др. Особенностью именно этого журнала было то, что иллюстрации по одной, какой-то определенной, теме, например, историческим документам о воцарении Михаила Романова (в юбилейном, 1913 году), располагались по всему номеру – невзирая при этом, какой текст сопровождал их – продолжение повести, научный очерк или сказка. Хотя подобная практика характерна скорее для «ЗС» для старшего возраста. Малышам намного важнее, чтобы соответствующий текст сопровождала соответствующая картинка, а не просто картинка вообще.

(продолжение следует)

@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:33 

Детский старинный журнал "Задушевное слово"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Вот наконец упорядоченные (насколько это возможно) сведения о "Задушевном". Будет с продолжениями. Прямо как в этом самом журнале:rotate:



«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Рождение. Знаменитый «крестный». Новичок среди старожилов.

Имя ему зародилось в голове И.А.Гончарова. Так и представляешь творца «Обломова» и «Обыкновенной истории», восклицающего нечто подобное: «На душу детскую вы будете своим словом влиять!» Так и назвали. «Задушевное слово».
Называя по просьбе друга-книгоиздателя новый детский журнал, писатель Иван Гончаров, конечно, не мог представлять, насколько действительно «задушевным» другом детям журнал станет на многие годы – на сорок с лишним лет. Почти ни один из детских журналов конца 19 – начала 20-го веков не мог похвастаться таким долгожительством и такой любовью читателей, как знаменитое «Задушевное слово».

Журнал выходил с ноября 1876 года (идея родилась в октябре) в издательстве известнейшего Маврикия Осиповича Вольфа. Книгоиздателя и с огромным опытом, поставщика императорского двора, имевшего роскошные магазины сбыта своей продукции на лучших улицах столицы и Москвы. В России и до этого существовали периодические детские журналы, например, не менее основательный уже к тому времени «Детское чтение» Острогорского и Тихомирова (1869-1906 гг.) или журналы для девочек Ишимовой и Плетнева, также делившийся на два возраста – «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (с 1850г., для старших девочек). Но вольфовский опыт все же содержал в себе новые черты. Во-первых, журнал выходил в четырех разных вариантах для всей семьи – для малышей, для детей среднего и старшего возраста, для юношества, для семейного чтения (эта практика, правда, сохранялась всего год, позже издание делилось только на два возраста – младший и старший).


Для младшего возраста

Во-вторых, что было бесспорно новым для российской детской журналистики, журнал постепенно из ежемесячного (1876-1882) стал еженедельным, выходя каждую субботу или воскресенье (в разные годы), начиная с 1883 («Задушевное слово», новая серия).


Новая серия. еженедельная

Конечно же, существовали его европейские прообразы. Так, например, во Франции знаменитое издательство «Ашет» с 1873 года выпускало «Journal de la jeunesse» для детей от 10 до 15 лет, сначала выходивший ежемесячно, а затем довольно быстро превратившийся в еженедельный.



Позже, в октябре 1892 года, появляется и сборник для более маленьких (от 8 до 12 лет), «Mon Journal».



Если просмотреть всю историю выпуска «Задушевного слова», мы так же увидим много похожего на вышеописанные европейские издания: и изменение периодичности с месяца на неделю, и последующее деление на возраста, и выход по субботам, и даже объем – те же 16 страниц.
В то время уже существовало множество изданий (газет и журналов) как общего направления, так и непосредственно обращенных к определенной целевой аудитории – чаще всего это были модные дамские журналы (например «Модный свет», «Новый русский базар» и др.). Детские журналы по структуре напоминали все их одновременно, но все же основная их задача была – литературная, а информативная – гораздо в меньшей степени. И потому журналы для детей представляли собой те же детские книги, но менее объемные, печатающие произведения частями, «с продолжением». Чтению журнала как книги также способствовало переплетение всех номеров в самом издательстве в один-два больших тома и продаже его в конце года именно в таком, «книжном», виде.


@темы: история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово, статьи

10:24 

Кутеж гимназистов

telwen
Не только для фото барышень есть место в этом сообществе.

"Кутеж гимназистов" 1900-е
Такие фото тайком распространялись среди учащихся.
( о фото узнала благодаря книге А. Мирофанова "Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке".)

@темы: юмор, фотография, гимназисты

13:45 

Воспитанницы Киевского института благородных девиц

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind

Воспитанницы Киевского института с классными дамами, 1909 год


Институтки у памятника Александру II обратите внимание на необычную форму - платок вместо пелеринки


Ляля Бимман, 6-й класс, 1908 год такая нежная девочка - настоящая институтка-парфетка:sunny:
forum.vgd.ru/40/16115/

Для особо интересующихся - ссылка на книгу "История Киевского института благородных девиц 1838-1888", Захарченко М., 1889 г.
search.rsl.ru/ru/catalog/record/3655812

@темы: ссылки, фотографии

19:55 

"Особенная" Л.Чарской в Энасе. Это победа.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».


Да, мы много раз сравнивали настоящие тексты книг Чарской с топорными, грубыми редактурами Полного Собрания Сочинений Л.Ч. издательства "Русская миссия". Искали и находили в них ошибки, неумелые дописывания за автора, огромные вырезки настоящего текста. Но лучше действовать не словами, а делом. Так, я считаю, лучшим образом заменит новое издание "Особенной" Чарской в ЭНАС-КНИГЕ все некачественные, неуважительные к памяти писателя издания ПСС. Это спокойная победа. Я очень рада новой серии "Книги Лидии Чарской", которая вот-вот пополнится новыми изданиями, не менее красивыми.

ПСС "Русской Миссии"

Новое издание ЭНАС-КНИГИ

Старинное издание

@темы: творчество, серия "Книги Лидии Чарской", иллюстрации, ЭНАС-КНИГА, Чарская, ПСС, "Особенная"

20:10 

Воспитанницы Харьковского института благородных девиц

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind
Мой первый пост в любимом сообществе, которое я с удовольствием посещаю и изучаю))

Предлагаю полюбоваться на милые фото девочек из Харьковского института







По ссылке можно посмотреть и почитать намного больше: personalhistory.ru/images/Khar%27kovskii%20IBD/...

@темы: фотографии, ссылки

17:17 

Отзывы на "Некрасивую", "Особенную" и "Тринадцатую"

~ Хозяйка Грез ~
Veni, vidi, vici!
Необходимое вступление: Данные отзывы не имеют ни малейшего отношения к проводимому в сообществе конкурсу рецензий. Все нижеизложенное - моё личное мнение, которое не является истиной в последней инстанции и в то же время не обязано совпадать с вашим ;)

1. "Некрасивая"

Честно? Лучше бы этой книге оставаться непереизданной. Сейчас я поясню почему. Главная героиня - Ло считает себя дурнушкой. Окружающие разделяют её мнение, что лишь усугубляет терзания девушки. За душой у неё нет ничего, кроме доброты и честности. Второе - наследство от покойного отца, который частенько говорил о том, что нужно всегда быть честной. Девочка свято соблюдала его завет, что привело к недопониманию со стороны девочек из института, куда её отправили учиться. Недолго думая девочки организуют травлю и бедная Ло остаётся в полном одиночестве, ведь единственная девочка, которая с ней общается старается соблюдать нейтралитет. Следовательно, она не может стать полноценной подругой Ло. Но в один далеко не прекрасный день Ло нарушает завет отца, которого так сильно любила и самым преступным образом лжёт. Делает это она, скорее из стремления влиться в коллектив, чем из "великой" нужды, так как сочинение, которое её вынуждали порвать, в итоге всё равно разорвали. С этим, конечно, можно и поспорить, ведь они попутно хотели уничтожить и портрет её отца, но... Знаете, это только усугубляет ситуацию. Сами подумайте, ведь она соврала находясь рядом с портретом отца, который завещал Ло не лгать ни при каких обстоятельствах. Улавливаете мысль? Получив незаслуженный нагоняй за ложь от директрисы за разорванное сочинение, Ло повышает свой статус в глазах быдла товарок. После спасения девочки-лунатички, Ло окончательно закрепляет свой успех и становится героем всея института. Это конечно хорошо, но первым шагом к примирению с девочками была ложь. Что в корне неправильно, ведь она и божилась и клялась отцу, что не будет лгать. Мораль, которую я вывела из сего произведения, просто поразительна: слейся с толпой, отбрось часть своей индивидуальности и люди к тебе потянутся.

читать дальше

@темы: Чарская

23:28 

Книги новой "Чарской" серии - в подарок!*

telwen
Главное в посте - интригующее название.
Объявляется конкурс на лучшую рецензию на книги из новой серии Лидии Чарской.
Разместите на любом ресурсе (отзывы в интернет-магазинах, книжные сообщества на любых дневниковых ресурсах или вконтакте) интересную рецензию , а лучше несколько, напишите свое мнение и авторы самых лучших рецензий получат в подарок любую книгу из серии по выбору. ( если у вас все есть, ничего страшного, планируются же новые книги )
Присылайте ссылки мне на почту (natalia.kiseleva@gmail.com), или в комментарии к этому сообщению.
Напишите свое мнение!

Только пожалуйста - не ругайте. У всех книг могут быть сильные и слабые стороны, и о недостатках стоит сказать.
Но если книга совсем не понравилась - то, к сожалению, в конкурсе рецензия участвовать не сможет. ( Но в сообщество можно прислать. Обсудим)

@темы: Чарская, Энас

13:35 

Смольный институт: На заре жизни.

telwen
Для тех кто интересуется ролевыми играми возможно будет интересна ссылка:
smolny.livejournal.com/

Для всех остальных, несколько новых книг оттуда оттуда:

В. П. Быкова «Записки старой смолянки 1833-1878» часть 1
скачать PDF

А. И. Соколова «Из воспоминаний смолянки»
http://az.lib.ru/s/sokolowa_a_i/text_1901_iz_vospminany_smolyanki.shtml

А. С. Ешевская «Воспоминания о Смольном 1871-1876»
http://feb-web.ru/feb/rosarc/rab/rab-352-.htm

Д. А. Засосов, В. И. Пызин «Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX-XX веков; Записки очевидцев»
http://flibusta.net/b/261425

С. А. Экштут «Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века»
скачать djvu

И совсем старинное и документальное:
Н. П. Черепнин «Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк 1764-1914»
том 1: история 1764-1828, биографии: читать; скачать PDF
том 2: история 1828-1914, биографии: читать; скачать PDF
том 3: документы, уставы, списки: читать ; скачать PDF

@темы: ссылки, Смольный институт

04:14 

Юность Кати и Вари Солнцевых

Кто что может сказать об этой книге.

И еще вопрос какая мораль вариной истории: выходи замуж по расчету а не по любви?

@темы: вопрос

21:53 

М. П. Абашева "Семиотика девичьей инициации: от институтской повести..."

telwen
Абашева М. П. Семиотика девичьей инициации: от институтской повести к советской детской прозе.//«Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.). Сборник статей / сост. и ред. М.Ю.Балина и В.Ю.Вьюгин. – СПб.: Алетейя, 2013. – 364 с. С.77-87.
М. П. Абашева
Семиотика девичьей инициации: от институтской повести к советской детской прозе

Знаменитое суждение Маршака о том, что «убить» Чарскую, несмотря на ее мнимую хрупкость и воздушность, было нелегко,[Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких //Маршак С. Я. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1971. Т. 6. С. 195.] совершенно справедливо. Чарская долго была любимой детской писательницей, особенно среди читательниц-девочек. И дело не только в литературном таланте или совпадении текстов с читательскими ожиданиями. На наш взгляд, секрет успеха Чарской во многом объясняется тем, что в ее произведениях есть сильная и действенная мифологическая, архетипическая основа. Именно она и станет предметом изучения в настоящей работе. (Существующие исследования творчества Л. А. Чарской сосредоточены главным образом на проблемах биографии, стиля и читательской рецепции.)[ См., напр.: Чуковский К. И. Лидия Чарская // Чуковский К. И. Соч.: в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 1; Коваленко С. Феномен Лидии Чарской // Чарская Л. А. Записки институтки. М.: Республика, 1993; Путилова Е. О забытых именах, или О феномене Л. Чарской //О литературе для детей. вып. 32. Л.: Дет. лит., 1982; Исмагулова Т. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сб.: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М.: ОГИ, 2003; Матвеева А. С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской: Дис... канд. филол. наук: М., 2004.]
Речь здесь пойдет о наиболее популярных «институтских повестях» Чарской: «Записки институтки» (1902), «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Власовская» (1904), «Вторая Нина» (1909), «Ради семьи» (1914), примыкающей к ним по тематике повести «За что?» (1910) и некоторых других. Во всех названных текстах Чарская неуклонно и настойчиво воспроизводит одну и ту же историю: мучительное расставание девочки с родиной и поступление в институт, посвятительные испытания, ученье, выпуск. С повторяющимися из текста в текст деталями — насмешками других девочек, издевательствами классных дам, чудесной встречей с императором и т. п. Вечные мифы о возвращении в рай детства, о вхождении в мир взрослых в творчестве Чарской обрели свою выразительность, заразительность и убедительность. Трудно сказать однозначно, что именно явилось причиной такой яркой мифологизации детских лет жизни и учебных будней: страстность натуры писательницы, особая роль Павловского института в ее нелегкой жизни, тип творческого воображения... Судьба Чарской в послереволюционные годы, нищета, невостребованность после небывалой литературной славы, одиночество не могли не способствовать мифологизации прошлого. Эта травма требовала утоления и компенсации.
читать дальше

@темы: статьи, Чарская, "Убить Чарскую..."

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная