Записи с темой: иллюстрации (список заголовков)
13:22 

Варвара Андреевская - Записки куклы и рассказы

.Харука.
Блять, Харука!©


Я хочу поделиться мнением о нескольких книгах Варвары Андреевской - "Записки куклы" и нескольких сборников рассказов.
Записки куклы интересная книга, написанная от имени куклы Милочки. Кукла очень переживает за своих маленьких хозяек, но она кукла и сама не может помочь не им ни себе. Сначала она попала в дом к девочке Нате, и жилось Милочке там очень хорошо, и наверное дожила бы там Милочка до своей кукольной старости, но Ната устроила лотерею, чтобы собрать денег на помощь бедной семье. Ната, девочка с большим сердцем, поставила Милочку главным призом, чтобы дети точно участвовали в лотерее и денег получилось бы достаточно.
Так кукла попала к другой девочке, и повидала немало разных девочек - равнодушных и ленивых и добрых и трудолюбивых.
Радует что конец у книги хороший, кукла живёт у девочки которая её любит и бережёт её.
Книга очень милая, читается легко, кукле Милочке в самом деле сопереживаешь и радуешься понимая что всё с неё будет хорошо.
Я читала книгу на дореволюционном русском, издания Энаса у меня не было, но есть найденные в интернете отдельные странички, и судя по ним, в Энасе текст не только осовременили, но и сократили.

сравнения
В оригинале в книге 225 страниц, у Энаса 112. И хотя там шрифт меньше, но и картинок больше.

Иллюстрации из книги Записки куклы 1898 года

У Варвары Андреевской есть много рассказов, часть из них я читала и немного расскажу о них. Это сборники рассказов "Вместо игрушки", "Зорька" и "Детский мирок". Об остальных книгах я расскажу попозже, когда прочитаю их.
Рассказы в этих сборниках коротенькие, максимум пять страниц, а в основном 1-2 страницы. Рассказы поучительные, но без нужной жестокости. Скажем, в рассказе про мальчика который игрался со спичками он долго болел и лечил ожоги, но не сгорел как часто бывают в поучительных рассказах или стихах.
Многие рассказы учат чему-то - не лениться, быть добрым с животными, выполнять свои обещания, не бояться. Но вместе с тем это милые зарисовки детской жизни, и поучительность хоть и заметна, не лезет прямо в глаза и не мешает читать.

обложки и несколько иллюстраций к рассказам

Я залила на яндекс диск книги, чтобы вы их могли почитать сами. Все книги на дореволюционном русском:
yadi.sk/d/v3CQ9PC06MjSTQ - Записки куклы.fb2
yadi.sk/i/YJiaq1fTn3NpqA - Записки куклы.pdf
yadi.sk/d/47gsgBDWZvneiw - Зорька.fb2
yadi.sk/d/e9ycpyudd3ZCsg - Детский мирок
yadi.sk/d/NpyvrxYm1gquSg - Вместо игрушки
Если что-то не работает - пишите я могу в умыл скинуть. Также позже будут и в pdf все книги.

А вообще все книги можно почитать и скачать тут - sigla.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t=3&v0=%D0%92%D0%...

И тут - az.lib.ru/a/andreewskaja_w_p/

@темы: текст, мнение о книге, иллюстрации, Варвара Андреевская

23:08 

Лидия Чарская. «Рыжик и Чернушка. Приключения маленьких коташек», 1907. Окончание

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
20:24 

Лидия Чарская. «Рыжик и Чернушка. Приключения маленьких коташек», 1907

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003745429#?page=1

Рыжик и Чернушка. Приключения маленьких коташек. Рассказ для малюток Л. А. Чарской / С хромолит. рис. А. Гейера. - Санкт-Петербург ; Москва : т-во М.О. Вольф, [1907]. - [28] с., 1 л. фронт. (цв. ил.), 11 л. цв. ил.; 35.

читать дальше


Отсюда: art-cats.livejournal.com/1871712.html

@темы: Чарская, иллюстрации, текст

00:17 

Учебный год Марикки Болховской

.Харука.
Блять, Харука!©
Благодаря ess я смогла прочитать эту книгу, а в дальнейшем и отскринить её.
В целом мне книга понравилась, написана достаточно легко, героиня живая и веселая девочка, хоть и слишком сурово воспитываемая.
Мне Марикка напомнила Мусю Старобельскую, от моей любимой Новицкой. И там и там гимназия, и Петербург, и шалости. Но правила в гимназии Марикки суровей, а может все дело в подаче автора...
Но я иногда не понимала, почему то что делали девочки вообще считалась шалостью достойной выговора, возможного отчисления, а не простого замечания.
То что девочка вертелась рассматривается как полноправная шалость, наравне с реально серьезными проделками. Чихнуть под дверью, или разово стукнуть в дверь другого класса, серьезно рассматривается как помеха уроку.
Видя живую, озорную девочку, у всех взрослых есть лишь одна мысль - изменить ее, убрать детскость, сделать серьезной. И это странно, она еще ребенок, и зачем убивать в ней это, то что само со временем уйдет.

Мне жаль что про Марикку всего одна книга, было бы интересно читать, как дальше росла эта девочка, какие шалости придумает, какой будет.

Интересно, как в разных книгах разное отношение к шалостям девочек. У Новицкой в тетралогии про Мусю, или в Парфетках и Мовешках шалости разделены на безобидные и злые. В безобидных девочки не видят беды, но подлых и злых шуток не допускают, а если сделали раскаиваются.
А есть книги, в которых любая шалость считается вопиющим нарушением. И героинь порой наказывают за ерунду.
Вот тут скорее второй подход. Все шалости Марикки показаны для того, чтобы показать как за год шальная девочка стала серьёзней и сдержанней. И все же, описаны достаточно весело, чтобы книга читалась легко, и как бы виделось две точки зрения, ученика и учителя. И хотя автор на стороне учителей, Мариккины проделки читаются с улыбкой.
Этой легкости не хватает в описании проделок Вари в Детях Солнцевых. Там в каждой нотке авторского текста читается осуждение, и сразу ясно, что эту героину прописывают чтобы описать юным читательницам пагубность такого пути. Не знаю как раньше, но сейчас этот прием активно используется в мультиках для малышей. В сюжетец всунута мораль так грубо, что сразу с начала серии знаешь к чему приведет поступок героя, и какой будет поучительный вывод. Скука.

Я не очень знаю историю автора Марикки, может там много автобиографического, тогда понятна эта позиция автора - весёлое описание шалостей, и осуждающая нотка, высказанная словами учителей.

Кроме Марикки несколько ее одноклассниц можно отметить, но в целом они не получились сильно выразительными. Марикка дружит со всеми, не имея выраженных врагов или друзей. Тут или сказался малый формат книги. Она одна и не очень объёмная, или специально акцент делался на Марикку.

Я точно еще не раз перечитаю эту книгу, и могу другим посоветовать))


Несколько иллюстраций

@темы: мнение о книге, иллюстрации

11:30 

Итак, Полное собрание сочинений Л.Чарской (обзорно)

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Полное собрание сочинений Лидии Чарской 2006-2009. (Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского)






Хочу немного рассказать о попытке издания полного собрания сочинений Лидии Чарской в наши дни. До этого, в основном, в сообществе появлялись сравнения текстов этого собрания и оригиналов произведений Чарской. Известно, что в собрании очень много сильно отредактированных, часто переписанных кусками в угоду издателям текстов, купированных повестей и в большинстве своем переименованных книг писательницы. Полный и хороший список названий томов есть на livelib

В 2005 году вышел 1 том ПСС, в 2009 - оборвалось издание томом 54, в который вошла повесть «Сестра Марина» (в ПСС был добавлен подзаголовок «Повесть о христианском милосердии».читать дальше

Может, надо было просто назвать серию «Собрание сочинений». Тогда вопросов бы не возникло. Но серия закончилась, допечатки не предполагается, и я считаю это всё-таки плюсом. Это неудачный опыт переиздания. У каждого переиздания Чарской можно найти и недостатки, и достоинства. Но ПСС превосходит все их именно очень сильно измененным содержимым.

А вот те произведения, которые вышли ТОЛЬКО в ПСС: (в скобках — настоящее название)

«Проданный талант», «Так велела царица», «Юркин хуторок», «Золотая рота» («Мошкара»), «Её величество Любовь», «Джаваховское гнездо», «Утешение» («Солнце встанет»), «Время грозного царя» («Евфимия Старицкая»), «Бичо-джан», «Чудесный цветок», «Во власти золота», «Большой король», «Рыжик и чернушка», «Под колесом старой мельницы» («Лара Безсонова»), «Светлый воин», «Царица казанская» (сборник «Сильные, смелые, храбрые...»), «Большой Джон», «Мой принц» («Цель достигнута»), «Игорь и Милица», "Семья Лоранских", "На радость царевичу", «Огонёк», «Гимназисты», «Гимназистки», «Эолова арфа» (Чужой грех»), сборник стихотворений из разных дореволюционных изданий, сборники рассказов «На рассвете», «Вечерние рассказы», «Катрин» («Солнышко»), "Разбойники" ("Яркие звёздочки").

Да, достаточно много, может быть что-то еще будет переиздаваться в других издательствах…

@темы: текст, творчество, мнение о книге, иллюстрации, библиография, Чарская, ПСС

13:14 

Пасхальный рассказ "На новую жизнь" А.Федорова-Давыдова

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В детском журнале "Путеводный огонек" за 1917 год (№8) вышел традиционный пасхальный рассказ. Его автор - сам редактор журнала. Но традиционность рассказа при чтении пропадает: в нем нет крашеных яиц, а есть красные флаги, нет пасхального благовеста, а есть крики "да здравствует свободная Россия!". Но обычная для такого рассказа счастливая развязка присутствует. Прочитайте...


@темы: "На новую жизнь", "Путеводный огонек", А.Федоров-Давыдов, иллюстрации, пасхальный рассказ, текст

17:18 

Иллюстрации к "Волшебной сказке" Л.Чарской-2

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Добавляю остальные иллюстрации.

@темы: Чарская, иллюстрации, "Волшебная сказка"

19:29 

Иллюстрации к "Волшебной сказке" Лидии Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Эти иллюстрации - из старинного издания. Художник - тот же, что и в "Люсиной жизни". но вот не помню, какой... Очень модерновые.




Продолжение следует.

@темы: иллюстрации, Чарская, "Волшебная сказка"

18:02 

Первая публикация "Люды Влассовской" в журнале "Задушевное слово" для старш.возр

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В 1904 году впервые была напечатана в журнале "Задушевное слово" для старшего возраста повесть Лидии Чарской "Люда Влассовская".


@темы: "Люда Влассовская", Задушевное слово, Чарская, библиография, иллюстрации, творчество, текст

17:41 

Серия "Книги Лидии Чарской" пополняется

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Самые последние вышедшие тома: "Волшебная сказка" (по мне - так самая красивая из последневышедших!), "Сибирочка", "Вторая Нина" и "Люда Влассовская". Такие же красивые и снаружи, и внутри (оформление в стиле дневника - с "засушенными" цветами, невзначай заложенными открытками и фотографиями, лентами и т.п.). Не перестаю им радоваться.

@темы: "Книги Лидии Чарской", Чарская, ЭНАС-КНИГА, иллюстрации, новинки, переиздания, творчество

17:51 

Когда мы были маленькие. Сборник старинных рассказов

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В "Олме" вышел еще один сборник детских рассказов старинных авторов. Среди них - рассказы Л.Чарской "Счастливый цветок" и "Когда мы были маленькие". Опять очень красивое издание - в двух вариантах - подарочном (шелк) и обычном, но не менее роскошном. Прямо как подарки к Рождеству!


@темы: творчество, старинные детские рассказы, иллюстрации, Чарская, "ОЛМА МЕДИА ГРУПП", текст

11:57 

Мы выложили визуал!

telwen
18:07 

Рассказы Л.Чарской о любви: сборник "Во имя любви". Рассказы о женском сердце

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Совсем недавно в "ОЛМА Медиа Групп" вышли рассказы Лидии Чарской, собранные из трех ее "взрослых" сборников: "Проблемы любви", неизданного книгой после журнальной публикации "Жизнь идет!" (не вошли "Пашенька" и "Женя") и рассказов о женских судьбах во время Первой мировой войны ("Свои, не бойтесь"). Красивая книга, полюбуйтесь.

















@темы: текст, сборник рассказов, переиздание, иллюстрации, Чарская, "Свои, не бойтесь", "Проблемы любви", "Жизнь идет", "Во имя любви"

16:05 

Записки институтки

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind
Иллюстрация В. Бритвина к "Запискам институтки"


subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-...

@темы: Чарская, иллюстрации, творчество

13:46 

С Новым Годом! Поздравление от "Задушевного слова". 1912 г.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:45 

Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:26 

Девичий альбом 1909 года

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind






Весь альбом тут: humus.livejournal.com/2269427.html


И еще поздравляю всех читателей сообщества с Рождеством :snezh: :xmas: :snezh:

@темы: девичий альбом, иллюстрации, ссылки, творчество

14:03 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. Продолжение еще будет.



А пока повторяю ссылки, найденные telwen, где можно полистать номера "Задушевного слова" разных лет.

arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/20028/brows...

@темы: ссылки, иллюстрации, Задушевное слово

13:27 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала

«Отцы» журнала

Первым главным редактором журнала был педагог В.И.Лапин (в 1976-77гг.). При этом (как пишет секретарь журнала, писатель С.Ф.Либрович), для каждого возраста был свой редактор: известная в то время детская писательница С.М.Макарова – в отделе для малышей, сам Лапин – в юношеском возрасте, а в сборнике для семейного чтения – исторический писатель В.П.Авенариус, затем его сменил поэт П.И.Вейнберг. С 1878 г. журнал выходит под редакцией Макаровой. С сентября 1885 и до начала 20-го века главным редактором «ЗС» выступал российский педагог и публицист Вессель Николай Христианович (1837-1906). Затем в разные годы до закрытия журнала в 1918 году (последние номера журнала вышли и в младшем и в старшем возрасте 31 марта, строенным номером № 18-20) редакторами были (до своей смерти) Павел Матвеевич Ольхин, сотрудник Вольфа, популяризатор науки, врач по образованию, а с 1915 г. – С.М.Проскурнин.




Портрет «героя»

При такой смене редакторов журнал оставался почти неизменным по структуре, имел свое, узнаваемое «лицо». Посмотрим примерный портрет журнала периода начала 20-го века: формат, подходящий под современный А4 (хотя до наших дней многие журналы дошли подрезанными под переплет), 16 страниц гладкой белой плотной бумаги. 1 страница, не считая обложки (к ней мы вернемся попозже), всегда полупуста или совсем пуста. В 10-е годы там располагалась лишь маленькое изображение - в виде символа - читающего ребенка или нескольких детей, в верхнем правом углу.



В каждом номере оно было всё время новым, хотя затем начало повторяться в журналах военного времени и революционного периода – было не до новых иллюстраций. В нижнем левом же – какое-нибудь афористическое высказывание или четверостишие, реже, небольшое стихотворение. Иногда это были стихи известных поэтов-классиков. При подобном малом заполнении листа, его пространство было четко организованно и смотрелось изящно. Дальше, собственно, шел непосредственно сам журнал – одна большая повесть для детей или юношества, одна историческая повесть. Большие произведения печатались с обещанием «продолжение будет» и таким образом растягивались почти на весь год, юные читатели всегда находились в ожидании следующего номера, а в конце года обязательно помещалась реклама произведений, планировавшихся печатанием на следующий год. Таким образом, журнал был всегда ожидаем с большим нетерпением, подписка шла непрерывно. Затем несколько рассказов, иногда также с продолжением, одна-две научных или исторических статьи, написанных в соответствии с возрастом детей, стихи в красивых виньетках, сказка (чаще в «ЗС для младшего возраста»). На последних страницах встречались юмористические стихи или прозаические тексты с картинками. Все завершала обложка в четыре полосы, которая была не просто красивой картинкой-оберткой для журнала.








Она несла большую информативную функцию, особенно в 20-м веке (т.к. в 19-м это была еще обложка-картинка на весь лист). 1 полоса ее содержала в себе крупное заглавие (хотя в разные годы размер его менялся), напечатанное какой-либо цветной краской. В военные годы (начиная со 2-ой половины 16-го года, в «младшем возрасте» - позднее) обложка стала полностью черно-белой.


Заголовки военного времени

Заглавие журнала всегда было вписано в красивую виньетку-иллюстрацию стиля модерн, изображавшую читающих детей. На «ЗС» для младшего возраста были изображены малыши, на «ЗС» для старших – более старшие мальчики и девочки. В течение всего года картинка не менялась, на следующий год иногда появлялась другая иллюстрация. Ниже шли необходимые сведения об издательстве, условиях подписки и т.п., а также списки детских учебных заведений и библиотек. куда был допущен и рекомендован журнал. Тут же оставалось небольшое место для «передовицы», о которой речь шла уже и, перелистнув страницу, на 2 полосе обложки читатель мог увидеть массу новостей, переданных соответственно детскому возрасту. С развитием журнала в 20-м веке новости действительно больше обрабатывались для детей, чем в 19-м. Тут же начиналась одна из важнейших рубрик журнала, которая продолжалась и на 3-ей, а иногда и на 4-й странице обложки. Это была «Наша переписка», «Что нам пишут».



В других журналах тоже печатались письма читателей, в каждом была своя специфика, но в «ЗС» был особый, интересный прием, который привлекал читателей - через журнал можно было переписываться. Можно было обратиться к любому автору письма, задать ему вопрос или наоборот, ответить на его вопросы, что-то посоветовать, чем-то поделиться. Такое живое общение через любимый журнал воспитывало аккуратность, вежливость, вырабатывало стиль письменной речи, позволяло делиться мнениями о прочитанном, увиденном.

После писем, на которые обычно редакция не давала ответа, шла рубрика «Вопросный листок».


Оборотная сторона "анкеты"



В ней печатались в течение всего года ответы детей на анкету от редакции. Анкета иногда печаталась последним отрезным листом в итоговом 52-м № журнала, которая сразу могла отсылаться в Товарищество Вольфа – на ней был напечатан готовый адрес. Иногда она шла в виде приложения к «ЗС». Вопросы, в основном, касались детских предпочтений в книгах, писателях, жанрах. Также существовал «Вопросный лист» для родителей с опросом по проблемам воспитания. Для взрослых «Товарищество М.О.Вольф» в качестве приложений к детскому журналу также выпускал брошюры по воспитанию, составляющие библиотеку «Задушевное воспитание» (более раннее название - «Педагогическая библиотечка»)



и «Детские моды «ЗС» (газету об одежде для детей с фотографиями и рисунками костюмов) – 4 раза в год по 4-м сезонам.


@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:46 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Типичный ДЛЖ. Иллюстрации: что и как.


«Задушевное слово» был типичным детским литературным журналом в том же понимании, в котором мы видим ДЛЖ и в другие эпохи – в советскую, в наше время. В журнал входили художественные произведения для детей и юношества, стихи, сказки, научно-популярные очерки, юмористические зарисовки и, по обыкновению «взрослых» журналов конца 19 - начала 20-го веков, масса репродукций картин, рисунков, гравюр, что позволяет его называть также «литературно-художественным». Сам же Вольф назвал его «детским иллюстрированным».

В то время наличие иллюстраций в издании было очень весомым для читателя при выборе журнала. В разные годы обложка была цветной (например, в 1884г.), дву- или трехцветной (почти все годы издания в 20-м веке), черно-белой (90-е годы 19 века).



1906


1895


1892

Тем более ценились цветные литографические иллюстрации, которые в то время были еще довольно редки в книгах. В вольфовском журнале присутствовали цветные картинки-вклейки в первом, а иногда и в некоторых средних номерах журнала на следующей странице после обложки.



Цветная печать была естественно, более дорогостоящей, поэтому подобная вклейка была ценным подарком для ребенка-читателя. К иллюстрации обычно «прилагался» рассказ (написанный специально к картинке), в журнале «для младшего возраста» это были небольшие стишки. Особенно красивыми в плане оформления и иллюстраций были праздничные номера – пасхальный и рождественский. При этом передняя обложка, обычно носившая и информативную функцию (на обложке печатались новости, исторические сведения, «передовицы» об известных людях прошлого и современности, известия об открытиях в науке и технике, иногда некрологи), в таких номерах представляли крупную иллюстрацию, похожую на праздничную открытку.



Если сравнивать со всеми другими детскими журналами того времени (конец 19 века), в «ЗС» было больше всего иллюстраций и репродукций. Позже, когда А.Федоров-Давыдов стал выпускать «Светлячок» (с 1902), а затем и «Путеводный огонек» (с 1904), оба этих московских издания также отличались богатым иллюстративным рядом, но за «Задушевным словом» к тому времени нельзя было и угнаться.



В нем работали известные художники-иллюстраторы: Табурин (иллюстрировал произведения А.С.Пушкина), Симаков, Самокиш и Самокиш-Судковская (иллюстрировала Гоголя, Пушкина, Ершова), Лебедева, Чистяков, Гурьев и другие. И к рассказам, и к большим повестям в «Слове» обычно специально рисовались картинки (если затем книга издавалась у Вольфа, картинки переходили в это отдельное издание). В других же журналах нормальной практикой чаще становился подбор подходящих к повести иллюстраций из зарубежных изданий и их копирование. Наш «иллюстрированный» журнал действительно был полон красивых репродукций с картин, умилительных картинок с детьми и животными, фотографий исторических предметов и др. Особенностью именно этого журнала было то, что иллюстрации по одной, какой-то определенной, теме, например, историческим документам о воцарении Михаила Романова (в юбилейном, 1913 году), располагались по всему номеру – невзирая при этом, какой текст сопровождал их – продолжение повести, научный очерк или сказка. Хотя подобная практика характерна скорее для «ЗС» для старшего возраста. Малышам намного важнее, чтобы соответствующий текст сопровождала соответствующая картинка, а не просто картинка вообще.

(продолжение следует)

@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная