• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: иллюстрации (список заголовков)
13:14 

Пасхальный рассказ "На новую жизнь" А.Федорова-Давыдова

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В детском журнале "Путеводный огонек" за 1917 год (№8) вышел традиционный пасхальный рассказ. Его автор - сам редактор журнала. Но традиционность рассказа при чтении пропадает: в нем нет крашеных яиц, а есть красные флаги, нет пасхального благовеста, а есть крики "да здравствует свободная Россия!". Но обычная для такого рассказа счастливая развязка присутствует. Прочитайте...


@темы: "На новую жизнь", "Путеводный огонек", А.Федоров-Давыдов, иллюстрации, пасхальный рассказ, текст

17:18 

Иллюстрации к "Волшебной сказке" Л.Чарской-2

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Добавляю остальные иллюстрации.

@темы: Чарская, иллюстрации, "Волшебная сказка"

19:29 

Иллюстрации к "Волшебной сказке" Лидии Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Эти иллюстрации - из старинного издания. Художник - тот же, что и в "Люсиной жизни". но вот не помню, какой... Очень модерновые.




Продолжение следует.

@темы: иллюстрации, Чарская, "Волшебная сказка"

18:02 

Первая публикация "Люды Влассовской" в журнале "Задушевное слово" для старш.возр

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В 1904 году впервые была напечатана в журнале "Задушевное слово" для старшего возраста повесть Лидии Чарской "Люда Влассовская".


@темы: "Люда Влассовская", Задушевное слово, Чарская, библиография, иллюстрации, творчество, текст

17:41 

Серия "Книги Лидии Чарской" пополняется

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Самые последние вышедшие тома: "Волшебная сказка" (по мне - так самая красивая из последневышедших!), "Сибирочка", "Вторая Нина" и "Люда Влассовская". Такие же красивые и снаружи, и внутри (оформление в стиле дневника - с "засушенными" цветами, невзначай заложенными открытками и фотографиями, лентами и т.п.). Не перестаю им радоваться.

@темы: "Книги Лидии Чарской", Чарская, ЭНАС-КНИГА, иллюстрации, новинки, переиздания, творчество

17:51 

Когда мы были маленькие. Сборник старинных рассказов

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В "Олме" вышел еще один сборник детских рассказов старинных авторов. Среди них - рассказы Л.Чарской "Счастливый цветок" и "Когда мы были маленькие". Опять очень красивое издание - в двух вариантах - подарочном (шелк) и обычном, но не менее роскошном. Прямо как подарки к Рождеству!


@темы: творчество, старинные детские рассказы, иллюстрации, Чарская, "ОЛМА МЕДИА ГРУПП", текст

11:57 

Мы выложили визуал!

telwen
18:07 

Рассказы Л.Чарской о любви: сборник "Во имя любви". Рассказы о женском сердце

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Совсем недавно в "ОЛМА Медиа Групп" вышли рассказы Лидии Чарской, собранные из трех ее "взрослых" сборников: "Проблемы любви", неизданного книгой после журнальной публикации "Жизнь идет!" (не вошли "Пашенька" и "Женя") и рассказов о женских судьбах во время Первой мировой войны ("Свои, не бойтесь"). Красивая книга, полюбуйтесь.

















@темы: текст, сборник рассказов, переиздание, иллюстрации, Чарская, "Свои, не бойтесь", "Проблемы любви", "Жизнь идет", "Во имя любви"

16:05 

Записки институтки

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind
Иллюстрация В. Бритвина к "Запискам институтки"


subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-...

@темы: Чарская, иллюстрации, творчество

13:46 

С Новым Годом! Поздравление от "Задушевного слова". 1912 г.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:45 

Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:26 

Девичий альбом 1909 года

Jeannette au cerceau
Oh well, whatever, nevermind






Весь альбом тут: humus.livejournal.com/2269427.html


И еще поздравляю всех читателей сообщества с Рождеством :snezh: :xmas: :snezh:

@темы: девичий альбом, иллюстрации, ссылки, творчество

14:03 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. Продолжение еще будет.



А пока повторяю ссылки, найденные telwen, где можно полистать номера "Задушевного слова" разных лет.

arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/20028/brows...

@темы: ссылки, иллюстрации, Задушевное слово

13:27 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала

«Отцы» журнала

Первым главным редактором журнала был педагог В.И.Лапин (в 1976-77гг.). При этом (как пишет секретарь журнала, писатель С.Ф.Либрович), для каждого возраста был свой редактор: известная в то время детская писательница С.М.Макарова – в отделе для малышей, сам Лапин – в юношеском возрасте, а в сборнике для семейного чтения – исторический писатель В.П.Авенариус, затем его сменил поэт П.И.Вейнберг. С 1878 г. журнал выходит под редакцией Макаровой. С сентября 1885 и до начала 20-го века главным редактором «ЗС» выступал российский педагог и публицист Вессель Николай Христианович (1837-1906). Затем в разные годы до закрытия журнала в 1918 году (последние номера журнала вышли и в младшем и в старшем возрасте 31 марта, строенным номером № 18-20) редакторами были (до своей смерти) Павел Матвеевич Ольхин, сотрудник Вольфа, популяризатор науки, врач по образованию, а с 1915 г. – С.М.Проскурнин.




Портрет «героя»

При такой смене редакторов журнал оставался почти неизменным по структуре, имел свое, узнаваемое «лицо». Посмотрим примерный портрет журнала периода начала 20-го века: формат, подходящий под современный А4 (хотя до наших дней многие журналы дошли подрезанными под переплет), 16 страниц гладкой белой плотной бумаги. 1 страница, не считая обложки (к ней мы вернемся попозже), всегда полупуста или совсем пуста. В 10-е годы там располагалась лишь маленькое изображение - в виде символа - читающего ребенка или нескольких детей, в верхнем правом углу.



В каждом номере оно было всё время новым, хотя затем начало повторяться в журналах военного времени и революционного периода – было не до новых иллюстраций. В нижнем левом же – какое-нибудь афористическое высказывание или четверостишие, реже, небольшое стихотворение. Иногда это были стихи известных поэтов-классиков. При подобном малом заполнении листа, его пространство было четко организованно и смотрелось изящно. Дальше, собственно, шел непосредственно сам журнал – одна большая повесть для детей или юношества, одна историческая повесть. Большие произведения печатались с обещанием «продолжение будет» и таким образом растягивались почти на весь год, юные читатели всегда находились в ожидании следующего номера, а в конце года обязательно помещалась реклама произведений, планировавшихся печатанием на следующий год. Таким образом, журнал был всегда ожидаем с большим нетерпением, подписка шла непрерывно. Затем несколько рассказов, иногда также с продолжением, одна-две научных или исторических статьи, написанных в соответствии с возрастом детей, стихи в красивых виньетках, сказка (чаще в «ЗС для младшего возраста»). На последних страницах встречались юмористические стихи или прозаические тексты с картинками. Все завершала обложка в четыре полосы, которая была не просто красивой картинкой-оберткой для журнала.








Она несла большую информативную функцию, особенно в 20-м веке (т.к. в 19-м это была еще обложка-картинка на весь лист). 1 полоса ее содержала в себе крупное заглавие (хотя в разные годы размер его менялся), напечатанное какой-либо цветной краской. В военные годы (начиная со 2-ой половины 16-го года, в «младшем возрасте» - позднее) обложка стала полностью черно-белой.


Заголовки военного времени

Заглавие журнала всегда было вписано в красивую виньетку-иллюстрацию стиля модерн, изображавшую читающих детей. На «ЗС» для младшего возраста были изображены малыши, на «ЗС» для старших – более старшие мальчики и девочки. В течение всего года картинка не менялась, на следующий год иногда появлялась другая иллюстрация. Ниже шли необходимые сведения об издательстве, условиях подписки и т.п., а также списки детских учебных заведений и библиотек. куда был допущен и рекомендован журнал. Тут же оставалось небольшое место для «передовицы», о которой речь шла уже и, перелистнув страницу, на 2 полосе обложки читатель мог увидеть массу новостей, переданных соответственно детскому возрасту. С развитием журнала в 20-м веке новости действительно больше обрабатывались для детей, чем в 19-м. Тут же начиналась одна из важнейших рубрик журнала, которая продолжалась и на 3-ей, а иногда и на 4-й странице обложки. Это была «Наша переписка», «Что нам пишут».



В других журналах тоже печатались письма читателей, в каждом была своя специфика, но в «ЗС» был особый, интересный прием, который привлекал читателей - через журнал можно было переписываться. Можно было обратиться к любому автору письма, задать ему вопрос или наоборот, ответить на его вопросы, что-то посоветовать, чем-то поделиться. Такое живое общение через любимый журнал воспитывало аккуратность, вежливость, вырабатывало стиль письменной речи, позволяло делиться мнениями о прочитанном, увиденном.

После писем, на которые обычно редакция не давала ответа, шла рубрика «Вопросный листок».


Оборотная сторона "анкеты"



В ней печатались в течение всего года ответы детей на анкету от редакции. Анкета иногда печаталась последним отрезным листом в итоговом 52-м № журнала, которая сразу могла отсылаться в Товарищество Вольфа – на ней был напечатан готовый адрес. Иногда она шла в виде приложения к «ЗС». Вопросы, в основном, касались детских предпочтений в книгах, писателях, жанрах. Также существовал «Вопросный лист» для родителей с опросом по проблемам воспитания. Для взрослых «Товарищество М.О.Вольф» в качестве приложений к детскому журналу также выпускал брошюры по воспитанию, составляющие библиотеку «Задушевное воспитание» (более раннее название - «Педагогическая библиотечка»)



и «Детские моды «ЗС» (газету об одежде для детей с фотографиями и рисунками костюмов) – 4 раза в год по 4-м сезонам.


@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:46 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Типичный ДЛЖ. Иллюстрации: что и как.


«Задушевное слово» был типичным детским литературным журналом в том же понимании, в котором мы видим ДЛЖ и в другие эпохи – в советскую, в наше время. В журнал входили художественные произведения для детей и юношества, стихи, сказки, научно-популярные очерки, юмористические зарисовки и, по обыкновению «взрослых» журналов конца 19 - начала 20-го веков, масса репродукций картин, рисунков, гравюр, что позволяет его называть также «литературно-художественным». Сам же Вольф назвал его «детским иллюстрированным».

В то время наличие иллюстраций в издании было очень весомым для читателя при выборе журнала. В разные годы обложка была цветной (например, в 1884г.), дву- или трехцветной (почти все годы издания в 20-м веке), черно-белой (90-е годы 19 века).



1906


1895


1892

Тем более ценились цветные литографические иллюстрации, которые в то время были еще довольно редки в книгах. В вольфовском журнале присутствовали цветные картинки-вклейки в первом, а иногда и в некоторых средних номерах журнала на следующей странице после обложки.



Цветная печать была естественно, более дорогостоящей, поэтому подобная вклейка была ценным подарком для ребенка-читателя. К иллюстрации обычно «прилагался» рассказ (написанный специально к картинке), в журнале «для младшего возраста» это были небольшие стишки. Особенно красивыми в плане оформления и иллюстраций были праздничные номера – пасхальный и рождественский. При этом передняя обложка, обычно носившая и информативную функцию (на обложке печатались новости, исторические сведения, «передовицы» об известных людях прошлого и современности, известия об открытиях в науке и технике, иногда некрологи), в таких номерах представляли крупную иллюстрацию, похожую на праздничную открытку.



Если сравнивать со всеми другими детскими журналами того времени (конец 19 века), в «ЗС» было больше всего иллюстраций и репродукций. Позже, когда А.Федоров-Давыдов стал выпускать «Светлячок» (с 1902), а затем и «Путеводный огонек» (с 1904), оба этих московских издания также отличались богатым иллюстративным рядом, но за «Задушевным словом» к тому времени нельзя было и угнаться.



В нем работали известные художники-иллюстраторы: Табурин (иллюстрировал произведения А.С.Пушкина), Симаков, Самокиш и Самокиш-Судковская (иллюстрировала Гоголя, Пушкина, Ершова), Лебедева, Чистяков, Гурьев и другие. И к рассказам, и к большим повестям в «Слове» обычно специально рисовались картинки (если затем книга издавалась у Вольфа, картинки переходили в это отдельное издание). В других же журналах нормальной практикой чаще становился подбор подходящих к повести иллюстраций из зарубежных изданий и их копирование. Наш «иллюстрированный» журнал действительно был полон красивых репродукций с картин, умилительных картинок с детьми и животными, фотографий исторических предметов и др. Особенностью именно этого журнала было то, что иллюстрации по одной, какой-то определенной, теме, например, историческим документам о воцарении Михаила Романова (в юбилейном, 1913 году), располагались по всему номеру – невзирая при этом, какой текст сопровождал их – продолжение повести, научный очерк или сказка. Хотя подобная практика характерна скорее для «ЗС» для старшего возраста. Малышам намного важнее, чтобы соответствующий текст сопровождала соответствующая картинка, а не просто картинка вообще.

(продолжение следует)

@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:33 

Детский старинный журнал "Задушевное слово"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Вот наконец упорядоченные (насколько это возможно) сведения о "Задушевном". Будет с продолжениями. Прямо как в этом самом журнале:rotate:



«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Рождение. Знаменитый «крестный». Новичок среди старожилов.

Имя ему зародилось в голове И.А.Гончарова. Так и представляешь творца «Обломова» и «Обыкновенной истории», восклицающего нечто подобное: «На душу детскую вы будете своим словом влиять!» Так и назвали. «Задушевное слово».
Называя по просьбе друга-книгоиздателя новый детский журнал, писатель Иван Гончаров, конечно, не мог представлять, насколько действительно «задушевным» другом детям журнал станет на многие годы – на сорок с лишним лет. Почти ни один из детских журналов конца 19 – начала 20-го веков не мог похвастаться таким долгожительством и такой любовью читателей, как знаменитое «Задушевное слово».

Журнал выходил с ноября 1876 года (идея родилась в октябре) в издательстве известнейшего Маврикия Осиповича Вольфа. Книгоиздателя и с огромным опытом, поставщика императорского двора, имевшего роскошные магазины сбыта своей продукции на лучших улицах столицы и Москвы. В России и до этого существовали периодические детские журналы, например, не менее основательный уже к тому времени «Детское чтение» Острогорского и Тихомирова (1869-1906 гг.) или журналы для девочек Ишимовой и Плетнева, также делившийся на два возраста – «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (с 1850г., для старших девочек). Но вольфовский опыт все же содержал в себе новые черты. Во-первых, журнал выходил в четырех разных вариантах для всей семьи – для малышей, для детей среднего и старшего возраста, для юношества, для семейного чтения (эта практика, правда, сохранялась всего год, позже издание делилось только на два возраста – младший и старший).


Для младшего возраста

Во-вторых, что было бесспорно новым для российской детской журналистики, журнал постепенно из ежемесячного (1876-1882) стал еженедельным, выходя каждую субботу или воскресенье (в разные годы), начиная с 1883 («Задушевное слово», новая серия).


Новая серия. еженедельная

Конечно же, существовали его европейские прообразы. Так, например, во Франции знаменитое издательство «Ашет» с 1873 года выпускало «Journal de la jeunesse» для детей от 10 до 15 лет, сначала выходивший ежемесячно, а затем довольно быстро превратившийся в еженедельный.



Позже, в октябре 1892 года, появляется и сборник для более маленьких (от 8 до 12 лет), «Mon Journal».



Если просмотреть всю историю выпуска «Задушевного слова», мы так же увидим много похожего на вышеописанные европейские издания: и изменение периодичности с месяца на неделю, и последующее деление на возраста, и выход по субботам, и даже объем – те же 16 страниц.
В то время уже существовало множество изданий (газет и журналов) как общего направления, так и непосредственно обращенных к определенной целевой аудитории – чаще всего это были модные дамские журналы (например «Модный свет», «Новый русский базар» и др.). Детские журналы по структуре напоминали все их одновременно, но все же основная их задача была – литературная, а информативная – гораздо в меньшей степени. И потому журналы для детей представляли собой те же детские книги, но менее объемные, печатающие произведения частями, «с продолжением». Чтению журнала как книги также способствовало переплетение всех номеров в самом издательстве в один-два больших тома и продаже его в конце года именно в таком, «книжном», виде.


@темы: история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово, статьи

19:55 

"Особенная" Л.Чарской в Энасе. Это победа.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».


Да, мы много раз сравнивали настоящие тексты книг Чарской с топорными, грубыми редактурами Полного Собрания Сочинений Л.Ч. издательства "Русская миссия". Искали и находили в них ошибки, неумелые дописывания за автора, огромные вырезки настоящего текста. Но лучше действовать не словами, а делом. Так, я считаю, лучшим образом заменит новое издание "Особенной" Чарской в ЭНАС-КНИГЕ все некачественные, неуважительные к памяти писателя издания ПСС. Это спокойная победа. Я очень рада новой серии "Книги Лидии Чарской", которая вот-вот пополнится новыми изданиями, не менее красивыми.

ПСС "Русской Миссии"

Новое издание ЭНАС-КНИГИ

Старинное издание

@темы: творчество, серия "Книги Лидии Чарской", иллюстрации, ЭНАС-КНИГА, Чарская, ПСС, "Особенная"

11:32 

Воплощенная мечта. Новая серия "Книги Лидии Чарской"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В скором времени в издательстве "ЭНАС-КНИГА" выйдут эти очаровательные книги.






Пока их четыре, будут и другие. Чем-то они напоминают старинные девичьи альбомы, что очень уместно, если мы говорим о книгах Л.Чарской. Внутри будет не менее интересное оформление, которое пока остается секретом. И заметьте, наконец, выходит повесть "Некрасивая", еще ни разу не издававшаяся после революции. А повести "Южаночка", "Тринадцатая" и "Особенная" - в своем оригинальном варианте - без какой-либо литературной обработки.

@темы: иллюстрации, ЭНАС-книга, Чарская, "Южаночка", "Тринадцатая", "Особенная", "Некрасивая"

11:45 

«ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ» - В НОВОМ ИЗДАНИИ, 1915 год.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, 1915, №49.



«ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ» - В НОВОМ ИЗДАНИИ




«Чарская! Чарская! — весело воскликнет молодежь, увидав новую повесть для юношества своей неизменной любимицы. И не ошибется в ожиданиях чуткая юность. Новая книга даровитой писательницы так же увлекательна, как и все предшествующие талантливые произведения Л. А. Чарской».
Так начинает газета «Варшав.Дневник» свой отзыв о повести Л. А. Чарской «На всю жизнь» (913. 21. XII) и продолжает затем: «На всю жизнь» — одна из последних повестей Л. А. Чарской. Ей предшествовали многие другие, в том числе несколько из институтской жизни. Первою в этой серии повестей Л. А. Чарской были «Записки институтки». Эта повесть, положившая начало известности и славы Л. А. Чарской, выдержала уже четыре издания и в настоящее время готовится к печати новым, пятым изданием. Это новое издание будет отличаться от прежних своими иллюстрациями: прежние, не совсем удачные иллюстрации заменены новыми, исполненными худ.Гурьевым.
«Записки институтки» уже лет пятнадцать составляют любимое чтение многих-многих тысяч юных читателей и читательниц.
Содержание «Записок институтки» не сложное: в них описывается пребывание в институте двух закадычных подруг: Люды Влассовской, уроженки Малороссии, и кавказской княжны Нины Джавахи, и т. д. Попутно автор знакомить читателя с разнообразными типами институток, учителей и учительниц, рассказывает про добрую, сердечную наставницу, приобревшую любовь всех воспитанниц и пр., и пр.
«Эта повесть — одна из лучших картин, живо и тепло рисующих несколько лет институтской жизни... Институтская жизнь с её перипетиями, радостями и печалями автору и знакома, и дорога. Чтение повести переносит в своеобразный мирок и невольно захватывает юного читателя». Такой отзыв дал о «Записках институтки» «Журнал Министерства Народного Просвещения» (904). А другой журнал, «Педагогический сборник», замечает: «Рассказ ведется в «Записках институтки» живо, и книга читается с интересом. Интерес в значительной степени поддерживается личностью молодой кавказской княжны». К приведенным отзывам следует еще прибавить слова рецензента «Бирж.Вед.»: «Быть института, типы его, радости и печали воспитанниц, первые огорчения и первые проявления красивой дружбы очерчены автором с знанием дела, наблюдательностью и симпатичною мягкостью».

@темы: "Записки институтки", Гурьев, Задушевное слово, Чарская, библиография, иллюстрации, статьи

10:24 

Обложки самой известной книги Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Тут вышла еще и "Княжна Джаваха" в "розовенькой" серии издательства "Ранок". Обложка вот такая:



Красивая-ПРЕкрасивая. Такая форма институтская, я думаю, девочкам бы понравилась, не то что настоящая))) И мне захотелось посмотреть и сравнить, какие выходили "Княжны" раньше. Вот они, во всем своем многообразии:

конечно же, знаменитая из ПСС - для ПСС даже очень ничего


читать дальше

Кто еще какие видел и какая из них нравится больше всего?

@темы: ПСС, сравнение, "Ранок", "Княжна Джаваха", иллюстрации, Чарская

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная