Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: change-ange (список заголовков)
14:51 

"Кошмар". Последний роман Лидии Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Последний «Кошмар»


С одной стороны, интересно найти «совсем последнюю» повесть или роман Чарской, с другой… ну вы понимаете: грустно. Поэтому и делишь на: последний детский рассказ. Последнюю взрослую повесть…

В иллюстрированном журнале «Родина», в котором Чарская печатала свои рассказы и романы для взрослой публики, в революционном 1917 году вышел Последний «взрослый» роман Лидии Алексеевны. Он назывался «Кошмар» (его нашла telwen) и появлялся на протяжении девяти номеров. Пока печатался роман, в стране уже происходили великие исторические преобразования. И на страницах журнала тоже были видны их отражения: стихи о свободе, фотографии с мест революционных столкновений…
А роман был, как всегда, о любви. О трагической судьбе Нины Сергеевны Корсаровой, в жизнь которой, как и во многие жизни людей того времени, ворвалась Первая мировая война. Частая тема у Л.Чарской (роман «Ее величество Любовь», «Чужой грех», сборник рассказов «Свои – не бойтесь» и другие).



@темы: текст, творчество, роман, Чарская, "Родина", "Кошмар"

10:05 

Новые переиздания Чарской в ОЛМА

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Только вышел в "ОЛМА медиа групп" сборник взрослых рассказов "Во имя любви", и тут же - сборник из детских рассказов и сказок "Огоньки". Тоже подарочное издание, очень симпатичное. Он составлен из рассказов и сказок для детей младшего возраста (дореволюционный сборник "Синие тучки") и сборника рассказов для среднего возраста (в старинном варианте - для юношества) "Огоньки". "Синие тучки" уже переиздавался - сильно отредактированный в ПСС ("Русская Миссия"). "Огоньки" - тоже в ПСС. Оба были переименованы, а тексты изменены. В "ОЛМА", надеюсь, тексты сохранены. Содержание точно пока не известно, но большинство рассказов должно войти.



@темы: творчество, переиздание, Чарская, ПСС, "Синие тучки", "Огоньки", "ОЛМА медиа групп"

18:07 

Рассказы Л.Чарской о любви: сборник "Во имя любви". Рассказы о женском сердце

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Совсем недавно в "ОЛМА Медиа Групп" вышли рассказы Лидии Чарской, собранные из трех ее "взрослых" сборников: "Проблемы любви", неизданного книгой после журнальной публикации "Жизнь идет!" (не вошли "Пашенька" и "Женя") и рассказов о женских судьбах во время Первой мировой войны ("Свои, не бойтесь"). Красивая книга, полюбуйтесь.

















@темы: текст, сборник рассказов, переиздание, иллюстрации, Чарская, "Свои, не бойтесь", "Проблемы любви", "Жизнь идет", "Во имя любви"

17:30 

Произведения Л.Чарской и их переиздание в ПСС (Полное собрание сочинений, 2006-07)

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Переиздание повестей и рассказов Чарской

Раньше в сообществе было много сравнений настоящих текстов Л.Чарской с современными переизданиями. Главной проблемой и самым неудачным из них было издание Полного Собрания Сочинений (ПСС) Лидии Чарской издательством «Русская Миссия» в 2006-07 гг. Вроде бы и не продают теперь эти книжки, но все-таки иногда, оказывается, встречаются бедные «уродцы». Вышедшие из-под скальпеля горе-редакторов православного издательства (В.Зоберн, О.Зоберн, А.Аршакян, М.Пухова). И эти повести и рассказы очень далеки от того, чтобы называться произведениями Лидии Алексеевны. Немного напомню, что это были за книги.

25 том ПСС: казнить «Генеральскую дочку», помиловать «Сибирочку»

25 том ПСС – оригинальное сочетание работы редакторов. «Дочку» порезали, сократили, изменили, «Сибирочка», наверно, как одна из самых классических, осталась почти неизменной, разве что купца Гандурова читать дальше


"Сфинкс", но не "Свинкс"

Рассказ Чарской «Сфинкс» переиздавался и раньше ПСС («Гимназистки», Т.42). В сборнике рассказов «Девочка Лида» (М., «Терра». 1997). И оказывается, Зоберн Зоберну рознь...читать дальше


«Ради семьи» Л.Чарской. Закономерности или ничего типичного

В томе ПСС «Во власти золота» напечатана повесть «Ради семьи». Это первая часть трилогии об Ие Баслановой. Вторая и третья части - это том 15 «Сестра милосердная». Там они объединены и переименованы (было: «Тяжелым путем» и «Заслуженное счастье»). читать дальше



Страшные сказки, рассказанные редакторами на ночь. 10 том ПСС Лидии Чарской


Посмотрела я зоберновские сказания… («Вечера княжны Джавахи»). «Зачем тут же - «Записки маленькой гимназистки»! Зачем к нему вступление из «Вечеров княжны Джавахи»!? Но естественно, зря спрашиваю, нет ответа, и не будет. читать дальше


«Тасино горе» и горе-редактор

Слезами горю не помочь, горю поможет ПСС (Полное собрание сочинений Лидии Чарской, изд-во «Русская Миссия», том 7). Переименует произведение с таким травмирующим детскую психику названием. Какое горе? Никакого. «Приключения Таси». Весело и непринужденно. В шести главах вместо реальных 26-ти. Современные дети, страдающие информационным перенасыщением, легко читают огромные куски текста, не разделенные ничем, кроме отточий. Ну-ну, может быть.читать дальше


Объявляю газават!
(тому 30 «Гроза Кавказа» Полного Собрания Сочинений Л.Чарской в литобработке В.Зоберна и под ред.О.Зоберна, издательство «Русская Миссия», 2006г.)


Объявляю редактуре ПСС газават. Совершенно серьезно.

Конечно же, 30-ый том, названный насколько только возможно поэтично «Гроза Кавказа», это известный исторический роман (повесть) Лидии Чарской «Газават. 30 лет борьбы горцев за свободу». Испугало редакторов длинное название (часть которого легко при желании «прячется» под обложку на титульный лист) плюс незнакомое русскому уху слово «газават», т.е. война за веру.

В дальнейшем, вся тактика литобработки этого тома такова же,читать дальше



Причесанные «Гимназисты». Том 43 ПСС Л.Чарской («Русская миссия», 2007)


Ну, теперь, к счастью, в тырнет-библиотеке есть и «Гимназисты» Чарской. А не только «гимназисты», вышедшие из-под пера редакторов «Русской миссии». Причем вышли они в очень необычном виде. Вроде они, а вроде и нет… Жалко их почему-то. Смотрите сами.

Сначала у меня сложилось впечатление, что особых изменений нет. Но ничем утешить не могу, чем дальше в лес… есть, есть, и еще какие. Из основных – это три типа редакции:читать дальше



«Прощение всех грехов. Быстро. Недорого. Посредством Эоловой арфы» (о томе 53 ПСС Л.Чарской. М., «Русская миссия», 2008г.)



Завершая полное собрание, «Русская миссия» выпустила предпоследним томом некое произведение «Эолова арфа». У Л.Чарской такого не имеется. Повесть таинственная, со старинными замками и привидениями. читать дальше

@темы: сравнение, Чарская, ПСС, "Чужой грех", "Тасино горе", "Сфинкс", "Сибирочка", "Ради семьи", "Гимназисты", "Генеральская дочка", "Газават", "Вечера княжны Джавахи"

11:04 

Новый сборник взрослых рассказов "Во имя любви". Рассказы о женском сердце

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Вышел в "Олма Медиа Групп", в серии "Классика в иллюстрациях" том рассказов Чарской, составленный из трех дореволюционных сборников: "Проблемы любви" (для взрослого читателя), "Жизнь идет" и "Свои, не бойтесь" (для юношества). Очень красивое подарочное издание, на мелованной бумаге, с цветными иллюстрациями - картинами известных и малоизвестных художников, а также с иллюстрациями И.Гурьева.



@темы: "Жизнь идет", "Проблемы любви", "Свои, не бойтесь!", Чарская, переиздание, рассказы

13:48 

"Новый год". Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:46 

С Новым Годом! Поздравление от "Задушевного слова". 1912 г.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:45 

Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
13:20 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

Журнал с довеском. Всевозможные развлечения в подарок.

Вообще, этот детский журнал был особенно привлекателен своими многочисленными и разнообразными приложениями. Даже в рекламе подписки первыми строчками перечислялись именно премии и приложения, их количество, состав. Другие журналы также предлагали «бесплатно» дополнительные брошюры и книги для подписчиков, это был обычный рекламный ход в начале 20-го века, но такого изобилия (до 48 приложений, то есть, почти к каждому номеру журнала) как в «ЗС», пожалуй, нигде не приходилось видеть. Это были не только собрания художественных книг, но и игры, головоломки, самоделки, цветные картины для украшения комнат, картинки для раскрашивания, научные сборники, календарь, записная книжка, описания рукоделий.




Военные приложения-новости с фронта 1916 года



В рекламе подписки указывалось, что кроме самих номеров издания, подписчики обязательно получают все указанные приложения, если подпишутся с ноября текущего года.


В отличие от всех остальных детских журналов, «ЗС» выходил с ноября по октябрь следующего года, тем самым не прерывая традиции своего первого выхода в ноябре 1876 года. Лишь только на три года журнал останавливал свой выход – с 1881 по 1883, в годы внезапной тяжелой болезни и лечения М.О.Вольфа за границей и последующей смерти в 1883г. Директором товарищества позже стал сын Вольфа, Людвиг.
Стоимость годового комплекта журналов в 52№№ была средней – 6 рублей. Примерно так стоили и другие иллюстрированные издания для детей и юношества (ежемесячный «Всходы» - 5 рублей, двухнедельный «Путеводный огонек» от 2-50 в начале своего существования до 5-50 в военные годы). Две-три роскошно изданные в твердых золототисненых тканевых переплетах «Товариществом М.О.Вольф» детских книги также стоили примерно 6-7 рублей. В военное и революционное время цена стала повышаться и достигла цифры 9 рублей за издание для малышей и 15 рублей в год – для детей и подростков, хотя это и не окупало уже всех расходов.


Приложения-книги Л.Чарской

@темы: Задушевное слово, Чарская, история журнала "Задушевное слово", статьи

09:24 

Новая статья о Лидии Чарской в "Космополитен"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Хорошие девочки Лиды». «Космополитен». № 12. 2013.




О Чарской, похоже, не писали дамские модные журналы начала 20 века. Зачем? Широко рекламировал ее детский журнал «Задушевное слово». Не так широко, но тоже немало – взрослый «Родина». Те журналы, где она печаталась.



А тут совершенно свежая статья – в свежем журнале 21 века. Модный - да, женский – даже очень, и очень-очень глянцевый. Декабрьский номер «Космо». Рубрика «Женщина века».




Так что Чарская – это современно.
И скажу от себя: грамотная по фактам, интересная статья. Собравшая много материала воедино и компактно. Читала с довольным чувством.


@темы: фотографии, творчество, текст, "Космополитен", "Cosmopolitan", Чарская, биография, статьи

14:03 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. Продолжение еще будет.



А пока повторяю ссылки, найденные telwen, где можно полистать номера "Задушевного слова" разных лет.

arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/20028/brows...

@темы: ссылки, иллюстрации, Задушевное слово

13:27 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала

«Отцы» журнала

Первым главным редактором журнала был педагог В.И.Лапин (в 1976-77гг.). При этом (как пишет секретарь журнала, писатель С.Ф.Либрович), для каждого возраста был свой редактор: известная в то время детская писательница С.М.Макарова – в отделе для малышей, сам Лапин – в юношеском возрасте, а в сборнике для семейного чтения – исторический писатель В.П.Авенариус, затем его сменил поэт П.И.Вейнберг. С 1878 г. журнал выходит под редакцией Макаровой. С сентября 1885 и до начала 20-го века главным редактором «ЗС» выступал российский педагог и публицист Вессель Николай Христианович (1837-1906). Затем в разные годы до закрытия журнала в 1918 году (последние номера журнала вышли и в младшем и в старшем возрасте 31 марта, строенным номером № 18-20) редакторами были (до своей смерти) Павел Матвеевич Ольхин, сотрудник Вольфа, популяризатор науки, врач по образованию, а с 1915 г. – С.М.Проскурнин.




Портрет «героя»

При такой смене редакторов журнал оставался почти неизменным по структуре, имел свое, узнаваемое «лицо». Посмотрим примерный портрет журнала периода начала 20-го века: формат, подходящий под современный А4 (хотя до наших дней многие журналы дошли подрезанными под переплет), 16 страниц гладкой белой плотной бумаги. 1 страница, не считая обложки (к ней мы вернемся попозже), всегда полупуста или совсем пуста. В 10-е годы там располагалась лишь маленькое изображение - в виде символа - читающего ребенка или нескольких детей, в верхнем правом углу.



В каждом номере оно было всё время новым, хотя затем начало повторяться в журналах военного времени и революционного периода – было не до новых иллюстраций. В нижнем левом же – какое-нибудь афористическое высказывание или четверостишие, реже, небольшое стихотворение. Иногда это были стихи известных поэтов-классиков. При подобном малом заполнении листа, его пространство было четко организованно и смотрелось изящно. Дальше, собственно, шел непосредственно сам журнал – одна большая повесть для детей или юношества, одна историческая повесть. Большие произведения печатались с обещанием «продолжение будет» и таким образом растягивались почти на весь год, юные читатели всегда находились в ожидании следующего номера, а в конце года обязательно помещалась реклама произведений, планировавшихся печатанием на следующий год. Таким образом, журнал был всегда ожидаем с большим нетерпением, подписка шла непрерывно. Затем несколько рассказов, иногда также с продолжением, одна-две научных или исторических статьи, написанных в соответствии с возрастом детей, стихи в красивых виньетках, сказка (чаще в «ЗС для младшего возраста»). На последних страницах встречались юмористические стихи или прозаические тексты с картинками. Все завершала обложка в четыре полосы, которая была не просто красивой картинкой-оберткой для журнала.








Она несла большую информативную функцию, особенно в 20-м веке (т.к. в 19-м это была еще обложка-картинка на весь лист). 1 полоса ее содержала в себе крупное заглавие (хотя в разные годы размер его менялся), напечатанное какой-либо цветной краской. В военные годы (начиная со 2-ой половины 16-го года, в «младшем возрасте» - позднее) обложка стала полностью черно-белой.


Заголовки военного времени

Заглавие журнала всегда было вписано в красивую виньетку-иллюстрацию стиля модерн, изображавшую читающих детей. На «ЗС» для младшего возраста были изображены малыши, на «ЗС» для старших – более старшие мальчики и девочки. В течение всего года картинка не менялась, на следующий год иногда появлялась другая иллюстрация. Ниже шли необходимые сведения об издательстве, условиях подписки и т.п., а также списки детских учебных заведений и библиотек. куда был допущен и рекомендован журнал. Тут же оставалось небольшое место для «передовицы», о которой речь шла уже и, перелистнув страницу, на 2 полосе обложки читатель мог увидеть массу новостей, переданных соответственно детскому возрасту. С развитием журнала в 20-м веке новости действительно больше обрабатывались для детей, чем в 19-м. Тут же начиналась одна из важнейших рубрик журнала, которая продолжалась и на 3-ей, а иногда и на 4-й странице обложки. Это была «Наша переписка», «Что нам пишут».



В других журналах тоже печатались письма читателей, в каждом была своя специфика, но в «ЗС» был особый, интересный прием, который привлекал читателей - через журнал можно было переписываться. Можно было обратиться к любому автору письма, задать ему вопрос или наоборот, ответить на его вопросы, что-то посоветовать, чем-то поделиться. Такое живое общение через любимый журнал воспитывало аккуратность, вежливость, вырабатывало стиль письменной речи, позволяло делиться мнениями о прочитанном, увиденном.

После писем, на которые обычно редакция не давала ответа, шла рубрика «Вопросный листок».


Оборотная сторона "анкеты"



В ней печатались в течение всего года ответы детей на анкету от редакции. Анкета иногда печаталась последним отрезным листом в итоговом 52-м № журнала, которая сразу могла отсылаться в Товарищество Вольфа – на ней был напечатан готовый адрес. Иногда она шла в виде приложения к «ЗС». Вопросы, в основном, касались детских предпочтений в книгах, писателях, жанрах. Также существовал «Вопросный лист» для родителей с опросом по проблемам воспитания. Для взрослых «Товарищество М.О.Вольф» в качестве приложений к детскому журналу также выпускал брошюры по воспитанию, составляющие библиотеку «Задушевное воспитание» (более раннее название - «Педагогическая библиотечка»)



и «Детские моды «ЗС» (газету об одежде для детей с фотографиями и рисунками костюмов) – 4 раза в год по 4-м сезонам.


@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:46 

Детский старинный журнал "Задушевное слово". Продолжение

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Типичный ДЛЖ. Иллюстрации: что и как.


«Задушевное слово» был типичным детским литературным журналом в том же понимании, в котором мы видим ДЛЖ и в другие эпохи – в советскую, в наше время. В журнал входили художественные произведения для детей и юношества, стихи, сказки, научно-популярные очерки, юмористические зарисовки и, по обыкновению «взрослых» журналов конца 19 - начала 20-го веков, масса репродукций картин, рисунков, гравюр, что позволяет его называть также «литературно-художественным». Сам же Вольф назвал его «детским иллюстрированным».

В то время наличие иллюстраций в издании было очень весомым для читателя при выборе журнала. В разные годы обложка была цветной (например, в 1884г.), дву- или трехцветной (почти все годы издания в 20-м веке), черно-белой (90-е годы 19 века).



1906


1895


1892

Тем более ценились цветные литографические иллюстрации, которые в то время были еще довольно редки в книгах. В вольфовском журнале присутствовали цветные картинки-вклейки в первом, а иногда и в некоторых средних номерах журнала на следующей странице после обложки.



Цветная печать была естественно, более дорогостоящей, поэтому подобная вклейка была ценным подарком для ребенка-читателя. К иллюстрации обычно «прилагался» рассказ (написанный специально к картинке), в журнале «для младшего возраста» это были небольшие стишки. Особенно красивыми в плане оформления и иллюстраций были праздничные номера – пасхальный и рождественский. При этом передняя обложка, обычно носившая и информативную функцию (на обложке печатались новости, исторические сведения, «передовицы» об известных людях прошлого и современности, известия об открытиях в науке и технике, иногда некрологи), в таких номерах представляли крупную иллюстрацию, похожую на праздничную открытку.



Если сравнивать со всеми другими детскими журналами того времени (конец 19 века), в «ЗС» было больше всего иллюстраций и репродукций. Позже, когда А.Федоров-Давыдов стал выпускать «Светлячок» (с 1902), а затем и «Путеводный огонек» (с 1904), оба этих московских издания также отличались богатым иллюстративным рядом, но за «Задушевным словом» к тому времени нельзя было и угнаться.



В нем работали известные художники-иллюстраторы: Табурин (иллюстрировал произведения А.С.Пушкина), Симаков, Самокиш и Самокиш-Судковская (иллюстрировала Гоголя, Пушкина, Ершова), Лебедева, Чистяков, Гурьев и другие. И к рассказам, и к большим повестям в «Слове» обычно специально рисовались картинки (если затем книга издавалась у Вольфа, картинки переходили в это отдельное издание). В других же журналах нормальной практикой чаще становился подбор подходящих к повести иллюстраций из зарубежных изданий и их копирование. Наш «иллюстрированный» журнал действительно был полон красивых репродукций с картин, умилительных картинок с детьми и животными, фотографий исторических предметов и др. Особенностью именно этого журнала было то, что иллюстрации по одной, какой-то определенной, теме, например, историческим документам о воцарении Михаила Романова (в юбилейном, 1913 году), располагались по всему номеру – невзирая при этом, какой текст сопровождал их – продолжение повести, научный очерк или сказка. Хотя подобная практика характерна скорее для «ЗС» для старшего возраста. Малышам намного важнее, чтобы соответствующий текст сопровождала соответствующая картинка, а не просто картинка вообще.

(продолжение следует)

@темы: статьи, история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово

10:33 

Детский старинный журнал "Задушевное слово"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Вот наконец упорядоченные (насколько это возможно) сведения о "Задушевном". Будет с продолжениями. Прямо как в этом самом журнале:rotate:



«Задушевное слово». Из истории одного детского литературного журнала


Рождение. Знаменитый «крестный». Новичок среди старожилов.

Имя ему зародилось в голове И.А.Гончарова. Так и представляешь творца «Обломова» и «Обыкновенной истории», восклицающего нечто подобное: «На душу детскую вы будете своим словом влиять!» Так и назвали. «Задушевное слово».
Называя по просьбе друга-книгоиздателя новый детский журнал, писатель Иван Гончаров, конечно, не мог представлять, насколько действительно «задушевным» другом детям журнал станет на многие годы – на сорок с лишним лет. Почти ни один из детских журналов конца 19 – начала 20-го веков не мог похвастаться таким долгожительством и такой любовью читателей, как знаменитое «Задушевное слово».

Журнал выходил с ноября 1876 года (идея родилась в октябре) в издательстве известнейшего Маврикия Осиповича Вольфа. Книгоиздателя и с огромным опытом, поставщика императорского двора, имевшего роскошные магазины сбыта своей продукции на лучших улицах столицы и Москвы. В России и до этого существовали периодические детские журналы, например, не менее основательный уже к тому времени «Детское чтение» Острогорского и Тихомирова (1869-1906 гг.) или журналы для девочек Ишимовой и Плетнева, также делившийся на два возраста – «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (с 1850г., для старших девочек). Но вольфовский опыт все же содержал в себе новые черты. Во-первых, журнал выходил в четырех разных вариантах для всей семьи – для малышей, для детей среднего и старшего возраста, для юношества, для семейного чтения (эта практика, правда, сохранялась всего год, позже издание делилось только на два возраста – младший и старший).


Для младшего возраста

Во-вторых, что было бесспорно новым для российской детской журналистики, журнал постепенно из ежемесячного (1876-1882) стал еженедельным, выходя каждую субботу или воскресенье (в разные годы), начиная с 1883 («Задушевное слово», новая серия).


Новая серия. еженедельная

Конечно же, существовали его европейские прообразы. Так, например, во Франции знаменитое издательство «Ашет» с 1873 года выпускало «Journal de la jeunesse» для детей от 10 до 15 лет, сначала выходивший ежемесячно, а затем довольно быстро превратившийся в еженедельный.



Позже, в октябре 1892 года, появляется и сборник для более маленьких (от 8 до 12 лет), «Mon Journal».



Если просмотреть всю историю выпуска «Задушевного слова», мы так же увидим много похожего на вышеописанные европейские издания: и изменение периодичности с месяца на неделю, и последующее деление на возраста, и выход по субботам, и даже объем – те же 16 страниц.
В то время уже существовало множество изданий (газет и журналов) как общего направления, так и непосредственно обращенных к определенной целевой аудитории – чаще всего это были модные дамские журналы (например «Модный свет», «Новый русский базар» и др.). Детские журналы по структуре напоминали все их одновременно, но все же основная их задача была – литературная, а информативная – гораздо в меньшей степени. И потому журналы для детей представляли собой те же детские книги, но менее объемные, печатающие произведения частями, «с продолжением». Чтению журнала как книги также способствовало переплетение всех номеров в самом издательстве в один-два больших тома и продаже его в конце года именно в таком, «книжном», виде.


@темы: история журнала "Задушевное слово", иллюстрации, Задушевное слово, статьи

19:55 

"Особенная" Л.Чарской в Энасе. Это победа.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».


Да, мы много раз сравнивали настоящие тексты книг Чарской с топорными, грубыми редактурами Полного Собрания Сочинений Л.Ч. издательства "Русская миссия". Искали и находили в них ошибки, неумелые дописывания за автора, огромные вырезки настоящего текста. Но лучше действовать не словами, а делом. Так, я считаю, лучшим образом заменит новое издание "Особенной" Чарской в ЭНАС-КНИГЕ все некачественные, неуважительные к памяти писателя издания ПСС. Это спокойная победа. Я очень рада новой серии "Книги Лидии Чарской", которая вот-вот пополнится новыми изданиями, не менее красивыми.

ПСС "Русской Миссии"

Новое издание ЭНАС-КНИГИ

Старинное издание

@темы: творчество, серия "Книги Лидии Чарской", иллюстрации, ЭНАС-КНИГА, Чарская, ПСС, "Особенная"

14:17 

Последняя. Самая последняя. Книги Чарской после революции

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Последняя. Самая последняя. Книги Чарской после революции

Сложно теперь понять и почувствовать, что ощущали читатели «Задушевного слова», когда, начав читать в конце 1917 года свежую повесть Л.Чарской «Мотылек» (charskaya.diary.ru/?query=%EC%EE%F2%FB%EB%E5%EA...), они вдруг неожиданно перестали получать новые номера журнала. Наверное в редакции говорили – временно прекращена печать… Наверное окружающая действительность была настолько тяжелой и быстро меняющейся, что такая вещь, как книга даже любимой писательницы, отходила на задний план… Хотя…

Сейчас нам очень жаль, что ни «Мотылька», ни «Детей Рудиных» (печатались в ЗС для младшего возраста в 17-18 гг.) уже никогда не прочесть целиком. Долгое время, благодаря исследовательским статьям о Лидии Чарской, считалось, что те повести, которые печатались в ЗС в 17-18 подписном году, стали последними изданными книгами писательницы. В других детских журналах по всей вероятности Чарская не печаталась…

В это же время, в 1918 году, в Москве еще выходил популярный журнал для юношества «Путеводный огонек».
charskaya.diary.ru/?tag=4262404
Чарская в нем действительно никогда не печаталась. Поэтому я в буквальном смысле не верила своим глазам: в январском № внизу под помещенным началом некой повести стояло знакомое имя… Но сомнений быть не могло – и язык, и тема, и всё - такое знакомое…

Повесть «Приют Мадонны».



Теперь «Мотылек» мы можем называть последней ее «мирной» книгой. Ведь в «Приюте…» речь идет о Великой европейской войне 1914-1918 гг. и, в частности, о лазарете для русских раненых, устроенном в старинной усадьбе графов Лаговских. Главная героиня – юная отважная графиня Ева… А древнему родовому гнезду и его обитателям постоянно грозит нашествие германских захватчиков…

10:33 

К.Врублевская. Ретро-детектив про институт благородных девиц

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Кто читал его? и насколько там женский институт соответствует реальности?


@темы: вопрос, институт благородных девиц, ретро-детектив, творчество

11:32 

Воплощенная мечта. Новая серия "Книги Лидии Чарской"

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
В скором времени в издательстве "ЭНАС-КНИГА" выйдут эти очаровательные книги.






Пока их четыре, будут и другие. Чем-то они напоминают старинные девичьи альбомы, что очень уместно, если мы говорим о книгах Л.Чарской. Внутри будет не менее интересное оформление, которое пока остается секретом. И заметьте, наконец, выходит повесть "Некрасивая", еще ни разу не издававшаяся после революции. А повести "Южаночка", "Тринадцатая" и "Особенная" - в своем оригинальном варианте - без какой-либо литературной обработки.

@темы: иллюстрации, ЭНАС-книга, Чарская, "Южаночка", "Тринадцатая", "Особенная", "Некрасивая"

11:45 

«ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ» - В НОВОМ ИЗДАНИИ, 1915 год.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, 1915, №49.



«ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ» - В НОВОМ ИЗДАНИИ




«Чарская! Чарская! — весело воскликнет молодежь, увидав новую повесть для юношества своей неизменной любимицы. И не ошибется в ожиданиях чуткая юность. Новая книга даровитой писательницы так же увлекательна, как и все предшествующие талантливые произведения Л. А. Чарской».
Так начинает газета «Варшав.Дневник» свой отзыв о повести Л. А. Чарской «На всю жизнь» (913. 21. XII) и продолжает затем: «На всю жизнь» — одна из последних повестей Л. А. Чарской. Ей предшествовали многие другие, в том числе несколько из институтской жизни. Первою в этой серии повестей Л. А. Чарской были «Записки институтки». Эта повесть, положившая начало известности и славы Л. А. Чарской, выдержала уже четыре издания и в настоящее время готовится к печати новым, пятым изданием. Это новое издание будет отличаться от прежних своими иллюстрациями: прежние, не совсем удачные иллюстрации заменены новыми, исполненными худ.Гурьевым.
«Записки институтки» уже лет пятнадцать составляют любимое чтение многих-многих тысяч юных читателей и читательниц.
Содержание «Записок институтки» не сложное: в них описывается пребывание в институте двух закадычных подруг: Люды Влассовской, уроженки Малороссии, и кавказской княжны Нины Джавахи, и т. д. Попутно автор знакомить читателя с разнообразными типами институток, учителей и учительниц, рассказывает про добрую, сердечную наставницу, приобревшую любовь всех воспитанниц и пр., и пр.
«Эта повесть — одна из лучших картин, живо и тепло рисующих несколько лет институтской жизни... Институтская жизнь с её перипетиями, радостями и печалями автору и знакома, и дорога. Чтение повести переносит в своеобразный мирок и невольно захватывает юного читателя». Такой отзыв дал о «Записках институтки» «Журнал Министерства Народного Просвещения» (904). А другой журнал, «Педагогический сборник», замечает: «Рассказ ведется в «Записках институтки» живо, и книга читается с интересом. Интерес в значительной степени поддерживается личностью молодой кавказской княжны». К приведенным отзывам следует еще прибавить слова рецензента «Бирж.Вед.»: «Быть института, типы его, радости и печали воспитанниц, первые огорчения и первые проявления красивой дружбы очерчены автором с знанием дела, наблюдательностью и симпатичною мягкостью».

@темы: "Записки институтки", Гурьев, Задушевное слово, Чарская, библиография, иллюстрации, статьи

11:38 

НА ЧУЖБИНЕ. Два стихотворения Л. А. ЧАРСКОЙ.

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
НА ЧУЖБИНЕ.

Два стихотворения Л. А. ЧАРСКОЙ.

I. РОДИНА, ГДЕ ТЫ?
Зелень... Роскошные парки...
Солнце так пламенно-нежно...
Алые розы так ярки!
В сердце же пусто, мятежно,
читать дальше

* * *

II. СЫНУ.
Смуглый мальчик мне грезится ночью
и днем
Здесь, на западе дальнем, чужом.
Его вижу всегда, наяву и во сне,
Русокудрый все грезится мне...читать дальше

@темы: "На чужбине", 1911, Задушевное слово, Чарская, стихотворение, творчество, текст

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная