Записи пользователя: telwen (список заголовков)
22:42 

Л.В. Андреева. Нравственная проблематика в творчестве Лидии Чарской

telwen
Я позволила себе сделать в тексте один комментарий.
Мне жаль что это пришлось сделать , но сил моих нет. Простите.
Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников : : материалы конф. "Чтения Ушинского", 4-5 марта 2004 г. / [Редкол.: С. Г. Макеева (отв. ред.) и др.] Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского , 2004 (Тип. ЯГПУ - 155 с.;20 см.


Л.В. Андреева
Нравственная проблематика в творчестве Лидии Чарской


Состояние современного детского чтения волнует сегодня всех: и педагогов, и родителей, и библиотекарей, и специалистов в области детской литературы. Это заставляет внимательно отнестись к художественному наследию прошлого, отобрать и донести до юного читателя наиболее важные для духовного становления человека произведения. Среди таковых — популярные у детей начала XX века, а затем забытые и изъятые из круга детского чтения книги Лидии Алексеевны Чарской.
Имя Л. Чарской вряд ли известно нынешнему читателю, разве что читателю старшего поколения. Критик В. Приходько называет «воскрешение» Чарской «событием в нашей детской литературе и, безусловно, знаком нового времени». Ее произведения, включенные в школьную программу по литературе, способны выработать у подрастающего поколения сильный иммунитет против слепого поклонения так называемым, ложным нормам товарищества, против бездумной веры в принцип безусловной правоты большинства.читать дальше

@темы: ПСС, Чарская, сравнение, статьи, текст

22:56 

Рецензия на «Тасино горе»

telwen
Нашла в интернете, думаю здесь всем будет интересно:
Ольга Таир
Лидия Чарская «Тасино горе»

Вокруг имени Лидии Чарской уже не первый десяток лет кипят страсти, ведутся споры, именно на её книги обрушился с жесткой критикой Корней Чуковский, последовательно доказывая, что хуже Чарской писателя на свете нет.
Не буду анализировать стиль Лидии Чарской, мне лично не понравился только избыток прилагательных. На первых страницах книги тон автора показался чуть слащавым, но я тут же вспомнила, что книга написана для детей и, возможно, именно такая мягкость, некоторое «разжевывание» ситуации, избыточное объяснение эмоций и поведения героев вполне оправданы.
А что же сами герои? Они неоднозначны. Добры и шаловливы, хотят играть, обращать на себя внимание взрослых, и вот именно для того, чтобы на них лишний раз посмотрели старшие, чтобы с улыбкой погладила по голове мама, дети в книгах Чарской пускаются в разные авантюры. Мне кажется, именно это мы часто видим в реальной жизни и даже, о ужас, часто «плохо себя ведут» взрослые, чтобы привлечь к себе внимание и «притянуть» любовь других людей. Разве не так?
Читать полностью в ЖЖ автора

Интересно, что и сюжет и герои рассматриваются с педагогической и жизненной точки зрения.

А еще я очень рада что в издательстве Энас издали эту книгу, и благодаря этому ее все могут прочесть.

@темы: Тасино горе, Чарская, рецензии, ссылки, статьи, текст

10:48 

Институт благородных девиц в художественной литературе.Чарская и не только.

telwen

…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.
Но всё же об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.
Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.
Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.
Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. (Россия в мемуарах)»
В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести.Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-ой части некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разностороннее.
Александра Бруштейн В рассветный час
Нужно правда сказать что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица.Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалось в первую очередь еще и в пансионном типе школы.
Самые известные и популярны повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, еудовительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.
Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.
Л.Чарская "Записки институтки"
У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Читать дальше:


И вот повести других авторов.Немного даже есть в сети:

Н.А.Лухманова "Девочки"
Вторая часть
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки"

Е.Н.Водовозова "На заре жизни"
Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, я бы сказала крайне критические мемуары.
читать дальше

Конечно по другим авторам это далеко не все. Но я думаю что постепенно этот список еще будет пополняться и новыми названиями и новыми ссылками.;)

@темы: текст, ссылки, библиография, Чарская, ПСС

15:17 

Л.Чарская Тетя Душа.

telwen
Л.Чарская. "На рассвете" сборник рассказов.

Л.Чарская
Тетя Душа.

I.

Тетя Душа — старая барышня, но совсем особенная старая барышня, какой еще никогда не было и наверное уже не будет никогда.
По крайней мере, кто не взглянет на милое, кроткое, всегда оживленное лицо тети Души, с сетью мелких морщинок вокруг глаз и на лбу, на её ясные, голубые, чистые как у ребенка, глаза, тот невольно подумает про тетю Душу: что за чудесная семьянинка-мать должна быть эта маленькая женщина! А между тем, тетя Душа никогда и не была замужем. Когда, будучи еще хорошенькой восемнадцатилетней девушкой, она полюбила одного молодого человека, очень честного и очень бедного, её отец строго-настрого запретил ей выходить за него замуж, до тех пор пока не увеличится заработок молодого человека, ссылаясь на благоразумный вывод: с голоду, что ли, захотела помереть?
читать дальше

@темы: текст, сравнение, рассказ, детский, Чарская, На рассвете

14:49 

Л.Чарская "На мостках"

telwen
"Новый мир" 1904

Л.Чарская
На мостках
I.

Тетя Душа — старая дева, но совсем особенная старая дева, какой еще никогда не было и наверное уже не будет.
По крайней мере, кто ни взглянет на милое, кроткое, всегда немного печальное, увядшее личико тети Души, с сетью мелких морщинок вокруг глаз и на лбу, на её ясные, голубые, чистые, как у ребенка, глаза, тот невольно подумает про тетю Душу: «Что за чудесная семьянинка-мать должна быть эта маленькая женщина!» А между тем тетя Душа никогда и не была замужем.читать дальше

@темы: рассказ, взрослый, Чарская, "Новый мир", сравнение, текст

14:28 

Исправленный и дополненный список переименований.

telwen
В первую очередь - оригинальные названия книг, изданных переименованными в Полном собрании сочинений Лидии Чарской..

Том 1. Ледяной дворец – Волшебная сказка
Том 3. Тайна старого леса – Лесовичка
Том 4. Выпускница – Люда Влассовская
Том 5. Горянка – Вторая Нина
Том 7. Приключения Таси
Приключения Таси – Тасино горе
Новая семья. – Лишний рот

Том 8. Павловские затворницы – Записки институтки
И так далее:

Нужно сказать немного о переименованиях Чарской в других издательствах.
Чарская Л.А.Соперницы -- М.: АСТ : Астрель, 2006. – 204с.: ил. – (Любимое чтение девочек).
Соперницы – Записки институтки
И так далее:

Вот так вот.

@темы: библиография, Чарская, ПСС

20:04 

Взрослые и детские варианты рассказов Чарской.

telwen
Среди множества рассказов, написанных Лидией Алексеевной, есть несколько рассказов написанных в двух вариантах – детском и взрослом.
Там действуют одноименные герои, одна и та же завязка сюжета – и все же в таких рассказах больше отличий, чем общего.
Написанный первым взрослый рассказ обычно грустный, описывающие неприглядную правду жизни, возможно о несчастной любви, редко со счастливым концом.
Детский – существенно более оптимистичный, без всяких романтических сюжетных линий, со счастливым концом и, нередко, моралью.
Сравнить эти «вариации» весьма интересно.
Вот в этом сообщении я буду складывать ссылки на вот такие парные рассказы:
Сначала взрослый вариант, затем детский:
1."Нюрочка"(Нюрочке 18 лет и она невеста) и "Веселый праздник" (Нюрочке лишь пятнадцать).
2.Взрослый рассказ "За кротегусом" и детский,"Чудовище"
Маленького мальчика уберегают...От чего? Простой детский рассказ о том что взрослых нужно слушаться. А взрослый...Может быть как раз о том что взрослые не всегда правы?

@темы: текст, ссылки, сравнение, рассказы, для юношества, детские, взрослые, Чарская

20:04 

Л.Чарская "Веселый праздник."

telwen
Л.Чарская. Огоньки — СПб.: В.И Губинский, 1910. — 212с.: ил. А. Шлипер

Лидия Чарская

Веселый праздник.
(Картинка с натуры).

I.

Крошечная квартирка вахмистра (Чин выше унтер-офицерского, который дается старым выслуженным солдатам.) Люлюева— «эскадронного папаши», как его называют офицеры кавалерийского N-ского полка (Кавалерийские полки делятся на эскадроны, как пехотные на роты),— прибрана по-праздничному. Блестят полы, блестят дверные ручки и оконные задвижки, блестит лицо Суворова, висящее испокон веков на стене против двери, в рамке орехового дерева. Очевидно, мокрая тряпка, гулявшая по мебели, не миновала и характерного, выразительного лица героя. Словом, все в квартирке вахмистра прибрано, как в светлый праздник. Даже две канарейки и бесхвостый чижик, прыгающие в клетке, повешенной между рамой и тюлевой занавеской, чирикают как-то особенно— на праздничный лад.
Но торжественнее всех — и полов, и чехлов, и канареек, и мебели — выглядит молоденькая дочь вахмистра, пятнадцатилетняя Нюрочка.
читать дальше

@темы: Веселый праздник, Огоньки, Чарская, вариации, для юношества, рассказ, текст

20:04 

Л.Чарская "Нюрочка"

telwen
Чарская Л.А., Нюрочка[рассказ]//Новый мир. — 1904. — № 134–136

Л. А. Чарская

Нюрочка

I.

Крошечная квартирка вахмистра Люлюева — «эскадронного папаши», как его называют бравые кавалеристы Г — аго полка — прибрана по-праздничному. Блестят полы, блестят дверные ручки и оконные задвижки, блестит доблестное лицо Суворова, висящее испокон веков в сомнительной рамке красного дерева. Очевидно, мокрая тряпка, гулявшая по мебели, не миновала характерного, выразительного лица героя. Словом, все в квартирке эскадронного папаши выглядит по-праздничному. Даже две канарейки и бесхвостый чижик, прыгающие в клетке, повешенной между рамой и тюлевой занавеской, чирикают как-то особенно — на праздничный лад.
Но торжественнее всех — и полов, и чехлов, и канареек, и мебели — выглядит молоденькая дочь вахмистра, восемнадцатилетняя Нюрочка.
С утра затянутая в красный шелковый лиф с белыми горошинками, с высоко взбитой белокурой челкой, Нюрочка очень авантажна, вся беленькая и свеженькая, как только что испеченная булочка. Глаза у неё синие-синие, как «Анютины глазки», а верхняя её губка очень высоко приподнята, что придает всему личику Нюрочки частью задорное, частью наивное выражение.
читать дальше

@темы: Новый мир, Нюрочка, Чарская, взрослый, рассказ, текст

10:57 

Новые фото Чарской - 3

telwen
Вот еще две "новых" фотографии Лидии Чарской. К сожалению, они были напечатаны в журналах - потому качество оставляет желать много лучшего, но все же...
Мне особенно нравится первая - где Лидия Алексеевна улыбается.
"Новый мир" 1902 №1

"Задушевное слово" 1903 №51


Черно-белый вариант:

Остальные фотографии можно посмотреть здесь
Другие фото, которые есть в нашем сообществе.

@темы: Задушевное слово, Чарская, новый мир, фотографии

20:16 

Упоминания Чарской в художественной литературе...и документальной тоже...

telwen
Вспоминая о дореволюционной детской литературе обычно вспоминают именно Чарскую.
И её популярность в начале 90-х вызвана не только интересными сюжетами и живостью персонажей (тем что создавало ей
популярность сто лет назад), а еще и (осмелюсь сказать, что в первую очередь тем) что про нее помнили.Помнили ее имя...Знали кто она такая.
Помнили и благодаря критике и благодаря воспоминаниям. В книгах, описывающих дореволюционные и раннесовесткие времена, ее имя тоже стало символом.
Ее помнили.С отрицанием, как воспоминанием о "золотом детстве", просто как констатацию факта.
Я сделала выборку из книг, где упоминается она и ее книги.
Уверена что это не все, так что присоединяйтесь, вы наверное еще знаете ;)
Художественная:
читать дальше


Поскольку мы плавно как-то перешли на воспоминания и документальны вещи, то вот большое дополнение от olga is pitera
читать дальше

И новое:

Лис:
Владимир Набоков

"Подвиг".
"И разумeется, первые книги Мартына были на английском языкe: Софья Дмитриевна, как чумы, боялась "Задушевного слова" и внушила сыну такое отвращение к титулованным смуглянкам Чарской, что и впослeдствии Мартын побаивался всякой книги, написанной женщиной".
Послесловие к "Лолите".
"...или тем лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи и чаровницей из Чарской, который принес советскому правительству столько добротной иностранной валюты".
А в коментах позднесоветскяа критика:

Ну , у кого есть еще? Вспоминайте?
запись создана: 10.05.2009 в 18:04

@темы: Чарская, вопрос, игра

10:06 

Дневник Киры Аллендорф.

telwen
Ну вот опять нашла интересную вещь, отклоняюсь от темы,
В ЖЖ я нашла публикацию старинного дневника реально жившей девочки.
Кира Аллендорф родилась в 1905 году, жила в Москве.
"Она писала то, что интересно обычному двенадцатилетнему ребёнку. Вот только начинаются дневники с января 1917 года…"

1917 год.

11 января – среда днём.


Я недавно пришла из гимназии. M-lle не пришла, наверное, она сильно заболела. Мамы сейчас нет дома, мама поехала в Охотный Ряд.
Завтра 12-е и мы не учимся, потому что Татьяна. Завтра мы, наверное, пойдём к тёте Тане. Шепелёва меня тоже пригласила, и, наверное, я пойду.
Сегодня был французский диктант, и я, наверное, написала неважно.
Сейчас был звонок по телефону, и я говорила с Уткиной, как вдруг что-то зашумело и присоединился третий мужской голос. Уткина растерялась, а мужской голос говорит, - Это 4-24-21, сейчас с Вами будет говорить Иван Филиппович Уткин (отец Уткиной, который живёт в Костеревё (?). Уткина передала трубку матери. Я хотела послушать что будут говорить отец и мать Уткиной. Но, меня разъединили. Очень жалко.

Сегодня в гимназии переменили мои ботинки. Один мой, один чужой.

15 января – воскресенье вечером.

Сегодня няня ушла со двора. 12-го я, мама и Шура были у тёти Тани, а потом я пошла к Шепелёвой. К тёте Тане мы пошли к половине второго, к завтраку. Там был очень вкусный завтрак: были закуски, потом пирог, потом курица и чай с конфектами. Папа сейчас меня зовёт играть в шашки, дневник допишу потом…

Дальше - В ЖЖ:

Дневник Киры (часть 1-я)
Дневник Киры (часть 2-я)
Дневник Киры (часть 3-я)
Дневник Киры (часть 4-я)
Дневник Киры (часть 5-я)
Дневник Киры (часть 6-я)
Дневник Киры. Вторая тетрадь.(часть 1-я)
Дневник Киры. Вторая тетрадь.(часть 2-я)
Дневник Киры. Вторая тетрадь.(часть 3-я)
Дневник Киры. Вторая тетрадь.(часть 4-я) Конец.

@темы: текст, ссылки, повседневная жизнь

23:09 

Ежегодник императорских театров. 1899-1900

telwen
Я что нашла!

Ежегодник императорских театров. 1899-1900

Императорские Театральные Училища
С. Петербургское Театральное Училище.

<…>
Драматические курсы.

В 1899—1900 уч. году на драматических курсах состояло: 25 учениц и 22 ученика, всего — 47 человек, которые распределились по курсам следующим образом: на 1-м курсе—13 учениц и 8 учеников, на 2-м курсе—8 учениц и 6 учеников и на 3-м курсе—6 учениц и 6 учеников. Поступили на курсы осенью 1899 г. — 13 учениц и 8 учеников, всего—21 человек...

@темы: Чарская, биография, ссылки

20:00 

Реклама.

telwen
И о хорошем.
Всем кто интересуется повседневной жизнью начала 20-го века, советую посмотреть вот этот блог:
http://szhaman.com/
Заметки, картинки, моды и просто интересные истории про “Belle Époque” и все что с ней связано.

@темы: повседневная жизнь, реклама, ссылки

22:44 

Владимир и Нуся

telwen
За все это время привыкла к тому что авторы ПСС*:
1.Лучше Лидии Алексеевны Чарской знают как называются ее произведения.(Названия на современных книгах совсем не соответствуют оригинальным названиям)
2.Лучше Лидии Алексеевны Чарской знают как должны быть написаны ее произведения.(Книги издаются там с "литературной обработкой", которая является по сути переписыванием)
Но все это меркнет по сравнению с тем, что они, конечно, лучше автора знают ЧТО должно быть написано в ее рассказах.

*Полного собрания сочинений Лидии Чарской в 54-х томах, изданных в издательстве Русская миссия в 2006-2008 годах :
Излишне так же говорить что оно вовсе не "полное" потому что есть много книг которые туда не вошли ,а уж на академическое название "полное собрание сочинений" они тем более права не имеют.

Это я тут в библиотеке была.
"Нуся" - совсем маленький рассказ.Он вышел в бесплатном приложении к журналу "Задушевное слово " для старшего возраста за 1913-1914 год.
Позже Вольф планировал издать книжку рассказов Чарской для юношества "Жизнь идет" , но отдельным изданием она уже не вышла.
Библиотечный экземпляр "Нуси" - в очень плохом состоянии.Очень ломкая бумага почти рвется под пальцами.Страницы страшно переворачивать,некоторые из них почти не держатся в книге.В Ленинке - только один экземпляр.
И потому вместо того что бы сканировать, я села просто сверять текст.Ведь благодаря silent-gluk существует электронная версия варианта ПСС. В литературной обработке Владимира Зоберна.©
Ну и в общем я не могу не поделиться результатами.Текст нормально рассказа был в прошлой записи, а тут - сравнение текстов.
Сначала я радовалась - ни одного слова, ни одного предлога, не иной запятой не было изменено.
Даже выражение "как на зло" которое теперь правильно пишется "как назло", было сохранено в полном соответствии с оригиналом.
Ни одного слова не изменено...
НО ВДРУГ:
И тут Нусю обжигает горечью мысль: а ведь она ни разу не зашла в храм...- вы думаете это фраза была в оригинале?

Ну что я скажу. Том за томом - все страшнее и страшнее...:str:
Пусть уж лучше вычеркивают, чем дописывают...

@темы: сравнение, Чарская, ПСС, Нуся, Зоберн, текст

11:16 

Л.Чарская "Нуся"

telwen
Л.Чарская. Нуся — СПб. – М.: т-во М.О.Вольф, 1913 —
23с.: ил. — (Приложение к журналу «Задушевное слово для старшего возраста.» 1913. №9)



Лидия Чарская

Нуся

I


На стенных часах в коридоре пробило два.
Нуся захлопнула толстую тетрадь лекций и зевнула. Она встала сегодня очень рано, чтобы готовиться к полугодовым зачетам. Хотелось спать. Но еще больше сна давал себя чувствовать голод. Вот уже целую неделю Нуся не заходит в кухмистерскую, где прежде получала за тридцать копеек довольно скудный обед. Скудный - — но тем не менее обед. А теперь, седьмой день ей приходится довольствоваться чаем и ситным с плохонькой колбасой из мелочной лавочки. Нынче же и на колбасу не хватит. Всего восемь копеек осталось в ветхом, порыжевшем от времени кошельке. А недавно еще — конечно, сравнительно недавно — этот кошелек был новенький, красивый, а главное — полный денег, кредитных бумажек и блестящих новеньких золотых. Точь-в-точь так же полон, как полна была Нусина душа самыми светлыми, самыми радужными надеждами всего несколько месяцев тому назад.читать дальше

@темы: Задушевное слово, Нуся, Чарская, текст

15:07 

Л.Чарская "Дорогой ценой"

telwen
Л.Чарская. Свои не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Дорогой ценой.

I.


Было много слез и волнений после того, как Евгений Павлович Чаев сообщил семье о своей предстоящей женитьбе на Елене Поляновой. Сестры — высокая, худая, желтолицая Анна и маленькая застенчивая Машенька — плакали безо всякого стеснения в присутствии брата.
— Ведь она актриса, Женюшка. Ведь ничего своего у неё нет; ведь каждое движение, каждый жест у неё наизусть выучен. Может ли она и любить-то тебя по-настоящему? Да и разводка она, Женя: первого мужа, всем известно, бросила, так...
— Перестань вздор молоть, не говори того, чего не знаешь! — резко обрывал старшую сестру Евгений. — Не бросила она мужа, а принуждена была оставить его, потому, что он — развратник и извращенец... Поняла?
читать дальше

@темы: Дорогой ценой, Свои, не бойтесь, Чарская, рассказы, текст

11:45 

Л.Чарская "Двое и один"

telwen
Л.Чарская. Свои не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Двое и один

I.


Тогда старые ветлы вздрагивали над прудом и таинственно, по-осеннему, шуршала аллея.
Тогда была осень и большой немного запущенный, тенистый сад Нагорного, медленно умирал в её грустном оцепенении. Тогда была осень, когда три женщины с заплаканными глазами и с припухшими веками отправляли их на войну. Но как давно, как мучительно давно это было! Тогда шуршали мертвые листья в аллеях старого сада, и багровели пышные закаты на горизонте через море убранных полей... Теперь белая пелена снега покрывает эти поля, и от прозрачно-хрустального, как дорогой темный аквамарин, осеннего неба, осталась какая-то туманная сероватая грусть.читать дальше

@темы: Двое и один, Свои, не бойтесь, Чарская, рассказы, текст

21:33 

Л.Чарская "Бирюзовое колечко"

telwen
Л.Чарская. Свои не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Бирюзовое колечко

I.


Хорунжий Лихомирко углубился в лес со своей полусотней. На диво разубранные причудливой рукой осени стояли деревья. Золотом и багрянцем отливала их заметно поредевшая листва. Шуршали под ногами лошадей опавшие, мертвые листья и высохшая желтая трава.
Этот беспокойно-меланхолический шум невольно будил воспоминания в душе молодого офицера. Представлялась минувшая осень, вспоминалась Ольгуся, и сердце Лихомирко сладко замерло отзвуком недавнего былого.
Вспоминался «тот» вечер, которого он никогда не забудет. Все встали из-за чайного стола. Дед с Варварой Петровной Чумаченко, доктор и богатый сосед-помещик Сидоренко, по своему обыкновению сели сражаться в «девятый вал». К ним примазался Костик, семнадцатилетний юнкер-кавалерист, сын хозяйки дома. Собирались играть всю ночь, до утренних петухов. Так и сообщили об этом Лихомирко с Ольгусей. Как они обрадовались, помнится, этому решению стариков!.. Еще бы! Впереди была целая ночь драгоценной свободы.
читать дальше

@темы: текст, Чарская, Свои, не бойтесь, Бирюзовое колечко, рассказы

19:22 

Л.Чарская "Мне душно..."

telwen
Лепестки : Сб. 1 : [Рассказы и стихотворения] .- Вильна: типо-лит. Р.К. Тасьмана, [1910] - [2], 32 с.портр.

А это из взрослого сборника рассказов разных авторов:

* * *
Мне душно... Эта ночь поет без слов,
В прозрачной дымке дремлют небеса...
Спустился чуть таинственный покров
И на траве, как звезды вешных снов,
Блестит роса...
Мне душно... Вся горю... Трепещет бурно грудь…
Какие грезы! Яд, огонь в кровы...
Мне хочется сейчас сверкающей любви,
Безумно бурных ласк... К другой груди прильнуть,
И так уснуть...
Мне душно... Я одна... Идут, ползут часы...
И ночь ползет и тает за окном,
А мысль все жжет, все дразнит жгучим сном—
И я встаю... Иду... И падаю снопом
На звездочки росы...

Лидия Чарская

@темы: Мне душно..., Чарская, стихи, текст

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная