Записи пользователя: telwen (список заголовков)
20:55 

Е.Ю. Липилина. «Взрослое» и «детское» в повести Л. А. Чарской «Один за всех»

telwen
«ВЗРОСЛОЕ» И «ДЕТСКОЕ» В ПОВЕСТИ Л. А. ЧАРСКОЙ «ОДИН ЗА ВСЕХ»
Е.Ю. Липилина
Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 1. С. 135-137.


Е.Ю. Липилина,
магистрант Казанского государственного
университета.


«Взрослое» и «детское» в повести Л. А. Чарской «Один за всех»

Повесть Л. А. Чарской «Один за всех» осталась без внимания исследователей, однако она интересна тем, что писательница попыталась в ней донести до детского сознания идею святости. В статье мы задались целью проследить, как Чарская адаптирует для детского восприятия сложный сюжет о жизни Сергия Радонежского. Мы пришли к выводу, что данная повесть заслуживает внимания как интересная попытка связать мир взрослых и детей, поэтому она не может быть однозначно отнесена ни к детской, ни к взрослой литературе.

Повесть Л. А. Чарской «Один за всех» осталась без внимания исследователей. В ней писательница предприняла смелую попытку донести до детского сознания идею святости. К тому времени уже существовала традиция перелагать жития святых для детей. Несомненно, Чарская опиралась на «Житие преподобного Сергия Радонежского». Мы задались целью проследить, как писательница адаптирует для детского восприятия сложный сюжет о жизни подвижника.
читать дальше

@темы: Е.Ю.Липилина, Один за всех, Чарская, статьи, текст

13:40 

Л.Чарская "Девушка с кружкой"

telwen
Л.Чарская. Свои не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Девушка с кружкой


Высокая, тонкая, с чуть тронутыми тушью веками, актриса Нельская сказала Мане:
— Не хотите ли помочь доброму делу, детка, участвовать в кружечном сборе в пользу семей запасных? Возьмите кружку, захватите двух ассистентов и ступайте с Богом прелесть моя; и детям наших героев помощь, и вам занятно.
Маня взглянула влюбленными глазами в тонкое смуглое лицо Нельской, в её бархатные, играющие глаза и, краснея до слез от восторга и смущения, поспешила выразить свое согласие.
— Хорошо, Кира Павловна. Я постараюсь, только...
— Без только... детка, без только. Да будет так. Теперь я вполне спокойна. С вашим трогательным личиком и глазами Мадонны вы одна нам целое состояние соберете. А теперь, пока до свидания. Спешу на репетицию безумно. А оттуда в лазарет. Занята адово.
читать дальше

@темы: Девушка с кружкой, Свои, не бойтесь, Чарская, рассказы, текст

14:32 

Л.Чарская "Левушка"

telwen
Л.Чарская. Свои, не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Левушка.

I.

Уже который день стояли на Бзуре в холодных окопах. Офицеры и солдаты скучали от бездействия. Бывали правда мелкие дела и частичная ленивая перестрелка. «Он» тоже притих и лишь изредка посылал частичный гостинец в виде тяжелого «чемодана», вырывающего огромные логовища в земле, или баловался пулеметами. А то взрывались розоватые облачка шрапнелей да трещали ружейные залпы. Но больше выжидательно молчали. С наших позиций «его» было хорошо видно, особенно из траншей пехотного полка, где служил Левушка.
Лев Геннадиевич Струйский, балагур каких мало, молодцевато носил свои подпоручичьи погоны и лихо заламывал на затылок мохнатую папаху, сменившую фуражку защитного цвета. Русокудрый, румяный, свежий и жизнерадостный, Левушка пришел на войну, как на праздник, и воспринимал с редкой стойкостью все её жуткие впечатления. Его живые глаза горели воодушевлением, крепкие зубы сверкали в улыбке, да и ямочки на румяных щеках, казалось, сияли тоже, как глаза и зубы.
читать дальше

@темы: Левушка, Свои, не бойтесь, Чарская, рассказы, текст

09:49 

Л.Чарская "Мститель"

telwen
Л.Чарская. Свои не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Мститель.

I.

Карл Гольд давно мечтал перейти в русское подданство, но скрывал это от родителей, настоящих прирожденных немцев. Старый Фридрих Гольд, хозяин часового магазина на главной, Влоцлавской улице, убил бы собственными руками сына, если бы признал в своем Карле русского подданного. Но он так и отправился в горние селения, ничего не ведая о намерениях единственного и любимого сына. А что касается фрау Катарины Гольд, старой почтенной немки, то ей и в голову не приходило, чтобы её Карлуша, которому шел теперь уже двадцать седьмой год, мог совершить подобную измену по отношению к своему «фатерланду». Ведь он даже всем своим внешним поведением доказывал, что остается истым сыном своей нации: он по-видимому искренне почитал великого кайзера, и даже над его рабочим столом, как и напротив входа в часовой магазин Гольдов, висел поясной портрет Вильгельма II.
читать дальше

@темы: Свои, не бойтесь, текст, рассказы, Чарская, Мститель

23:56 

Л.Чарская "Платформа № 10."

telwen
Л.Чарская. Свои, не бойтесь! — Петрогорад : тип. П.Усова, 1915 — 140с.:


Лидия Алексеевна Чарская

Платформа № 10.

I.


...Вокруг красного здания росли одуванчики, много одуванчиков в летнее время. И клевер. Зеленое поле сбегалось у неглубокого, задернутого тиной пруда. Весной здесь меланхолически-страстно выкрикивал хор лягушек. А зимой все покрывалось изысканно-чистой пеленой снега. И огромная сахарно-белая равнина приятно ласкала глаз.
А там, повыше, на железнодорожной насыпи бежали рельсы. Длинный, бесконечно длинный путь от северной столицы туда, в глубину обширной родины, к её дальним окраинам. Разветвлялась на много ветвей; гигантски длинными полосами, устремлялись вдаль. Под скатом, внизу, в выбоине, стояло маленькое красное здание-будка, караулившее полустанок. А на другом таком же здании, у самой платформы, красовалось черным по кирпичному фону четко выведенная цифра названия полустанка «№ 10».читать дальше

@темы: рассказы, Чарская, Свои, не бойтесь, Платформа № 10

12:39 

Л.Чарская "Профанация стыда"

telwen
Л.Чарская. Профанация стыда (статья) — СПб. – М.: т-во М.О.Вольф, 1909 — 15с.:— (Приложение к журналу «Задушевное слово» (Задушевное воспитание) 1909)


Л. А. Чарская
Профанация стыда


Стыд — красота.
Стыд — добродетель.
Имеем ли мы право принижать красоту?
Имеем ли мы право разрушать добродетель?
Двух ответов на это быть не может. А между тем, разве в воспитании не применяется, в качестве так называемых способов исправления, — принижение стыда, растление добродетели?
читать дальше

Для тех кому эта статья может понадобиться для научной работы, выкладываю pdf скана: Л.Чарская Профанация стыда

@темы: статьи, Чарская, Задушевное слово, "Профанация стыда"

14:03 

Российская Государственная библиотека - электронные ресурсы

telwen
Пока Российская Национальная библиотека ( бывшая Публичная) в Санкт-Петербурге отказывает в сканировании старинных книг, находящихся в открытом доступе с замечательной формулировкой о том что они не сканируют художественную литературу (хотя на сайте этого нигде не написано) Российская Государственная библиотека (Ленинка, Москва) оцифровывает свои фонды и выкладывает в открытый доступ.
http://elibrary.rsl.ru/
И там найдется много интересного:
"Один за всех" и ""Записки сиротки" Л.Чарской
Много книг В.П.Желиховской Кто-то спрашивал, я помню.
"Безмятежные годы" Веры Новицкой - девичья повесть с цветными(!) иллюстрациями Самокиш-Судковской
Две сентиментальные повести В.П.Андреевской
"Когда бабушка была маленькая" Н.М.Кладо
Историко-этнографические повести М.Лялиной

И это еще не все.
В основном там, правда, исторические повести и путешествия, но есть и художественные книги. Советую посмотреть и поискать.

P.S. А.С.Пушкин "Евгений Онегин" с иллюстрациями Самокиш-Судковской. Нереально прекрасно!!!!

@темы: текст, ссылки, Чарская, Самокиш-Судковская, Новицкая, Лялина, Кладо, Желиховская, Андреевская

11:47 

Проза для девочек Л. Чарской и женский роман как единое социокультурное явление - 2

telwen
Агафонова, Н.С.
"Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"
Глава III.
Популярная проза для девочек Л. Чарской и женский роман как единое социокультурное явление.

Часть 2
(Начало - здесь)

Как мы помним, архетипическим образцом для женского романа является сказка о Золушке. Но и «Золушка» так же может быть рассмотрена, как сказка о женской инициации.
Таким образом, «девичьи» повести Чарской и женский роман выполняли для читателей одну и ту же социальную функцию - осознание и принятие девушкой (женщиной) собственной гендерной роли, подготовку к будущим жизненным испытаниям. При этом и женский роман, и «девичья» повесть предлагали своей аудитории соответствующие образцы поведения, в том числе и в сложных жизненных ситуациях, что относится, так сказать, к функциональным обязанностям массовой литературы.
читать дальше

@темы: Вербицкая, Агафонова, Н.С., Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы

11:45 

Проза для девочек Л.Чарской и женский роман как единое социокультурное явление - 1

telwen
Агафонова, Н.С.
"Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"
Глава III.
Популярная проза для девочек Л. Чарской и женский роман как единое социокультурное явление.

Часть 1

В начале XX века в России формируется еще один новый гендерно ориентированный жанр массовой литературы, который по аналогии, но отчасти и в противовес женскому роману можно назвать «девичьей» повестью. Ее безусловная родоначальница на отечественной почве - литературный кумир мещанской России того времени, Лидия Чарская, чье творчество и окажется центром исследования в данной главе диссертации.
Популярная проза для девочек совсем не случайно активно развивается именно в России и переживает свой расцвет именно на рубеже веков. Для обществ с незаконченными модернизационными процессами (а наша страна к таковым тогда и относилась), характерен поиск новых социокультурных образцов, связанных с половыми определениями ролей. Эпоха кризиса - время пересмотра и обновления существующих гендерных идеальных моделей поведения.
читать дальше

@темы: Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы, Вербицкая, Агафонова, Н.С., Чарская, статьи

12:58 

Л. Чарская в современной ей прессе.

telwen
Агафонова, Н.С.
"Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"

Глава I. А. Вербицкая и Л. Чарская в современной им прессе ( не полностью)

К началу XX века, то есть к тому периоду, когда Вербицкая и Чарская вступали в литературу, в языке русской критики не было ряда базовых понятий, необходимых для понимания и адекватного осмысления творчества этих писательниц. Прежде всего, речь идет об отсутствии таких категорий как "массовая литература" и "женская литература".
Дело в том, что вся русская литературная критика конца XIX - начала XX вв. была ориентирована на исследование и оценку феноменов, принадлежащих к так называемой "высокой литературе". Рядовой читатель мог сколько угодно "нести с базара" "Блюхера и милорда глупого" вместо Белинского и Гоголя - критика не обращала на его вкус никакого внимания. Некоторые изменения в этой сфере начали происходить как раз в рассматриваемый период, однако на критическом (в обоих смыслах слова) отражении прозы Вербицкой и Чарской это практически не сказалось.читать дальше

@темы: текст, Чарская, Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы, Вербицкая, Агафонова, Н.С.

12:02 

Список использованной литературы.

telwen
В дополнение к предыдущей записи:
Агафонова, Н.С.
"Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"
Список использованной литературы
Источники, Теоретические работы, Историко-литературные и критические работы

@темы: статьи, библиография, Чарская, Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы, Вербицкая, Агафонова, Н.С.

11:41 

Агафонова, Н.С. "Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"

telwen
Вот и довелось мне ознакомиться с диссертацией Н.С. Агафоновой, "Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы".
Все-таки хорошо что есть профессионалы, которые научно изучают творчество Чарской.
Я думаю что некоторые фрагменты этой диссертации заинтересуют многих здесь.
Введение выкладываю полностью, что бы иметь общее представление о работе. Дальше будет только то , что относится к тематике сообщества.

Агафонова, Н.С.

"Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы"

Введение


Интерес к Серебряному веку, вспыхнувший в российском обществе на рубеже XX - XXI веков, связан не только с тем фактом, что до середины 80-х годов прошлого столетия русская культура начала XX века была в нашей стране (по причинам политического характера) практически закрыта для изучения. Дело еще и в том, что процессы, происходящие в сегодняшней общественной и литературной жизни, во многом идентичны тем, которые наблюдались в России конца XIX - начала XX столетия. Из всего многообразия этих процессов мы, учитывая тематику данной работы, хотели бы выделить следующие. Это смена социального уклада и, как следствие, необходимость адаптации к новой сверхсложной реальности и поиск адекватных гендерных ролей, интерес к «проблеме пола» и «женскому» вопросу, активное участие женщин в социально-политической и культурной жизни общества, бурное развитие прессы и расцвет массовой культуры.
Понимание того уникального явления в русской культуре, каким был Серебряный век, позволит исследователю увидеть истоки той новой социальной и культурной реальности, с которой мы сталкиваемся сейчас. В частности, «век минувший», являющийся по отношению к «веку нынешнему» предыдущим витком одной и той же спирали, может помочь объяснить причины появления и грандиозной популярности потока гендерно-ориентированной массовой литературы, захлестнувшей в настоящее время «город и мир».читать дальше

@темы: статьи, Чарская, Проза А. Вербицкой и Л.Чарской как явление массовой литературы, Вербицкая, Агафонова, Н.С.

12:39 

"Новинки" Чарской

telwen
Несмотря на то , что в сообществе не вывешиваются новые вещи, это не значит что они не делаются.
Просто некоторым удобнее так - а некоторым сразу выкладывать.

Все книги вычитаны и переведены в современную орфографию silent-gluk.
Спасибо!

Л. Чарская "Дурнушка"
Повесть для юношества.
В ней рассказывается о некрасивой девушке , которой все же улыбнулось счастье быть любимой. Но сможет ли она сохранить его?
Повесть не переиздавалась.
Читать Л. Чарская "Дурнушка"
Скачать:
Дурнушка (doc), Дурнушка
Книгу для сканирования предоставила Carina. Спасибо!
Еще: "Гимназисты", "Сирена", "В глуши", "Золотая рота (Мошкара)"

@темы: текст, ссылки, Чарская, Сирена, ПСС, Мошкара, Золота рота, Дурнушка, Гимназисты, В глуши

22:45 

"Русская позия детям"

telwen
В 1989 в издательстве "Советский писатель" был выпущен сборник "Русская поезия детям", составленный Е.О.Путиловой.
Вместе с народными стихами, и детскими стихами известных поэтов, туда так же вошли 3 стихотворения Лидии Чарской.




Кувшинки

В углу пруда кувшинки расцвели,
Зелено-белые над речкою хрустальной...
О дети вод, далекие земли,
Мне мил ваш вид холодный и печальный!..
Нет аромата в вас, нет прелести живой,
И красотой вы взора не пленили,
Но тайной странною, красивой и немой,
Меня безмолвно вы, невольно умилили...
В тиши речной таите, мнится мне,
Волшебный мир веленьем странным рока.
И часто по ночам вы снитесь мне во сне,
Как духи светлые хрустального потока...

1907. Задушевное слово (для старшего возраста) 1907, №36
читать дальше

@темы: стихи, Чарская, текст

11:00 

Л.Чарская "Алик"

telwen
"Задушевное слово"
для младшего возраста
1915

Алик.
Пасхальный рассказ
Лидии Чарской.

I

Крошечный кудрявый Алик, восьмилетний сынок переписчицы на пишущей машинке Марьи Петровны Зиминой, остался один в квартире.
Мама поехала с вечера отвозить работу писателю Полянову, несмотря на Великий Праздник, и вернется только после заутрени, так как с Васильевского Острова, где живет Полянов, проедет прямо в церковь, а оттуда уже домой разговляться со своим милым Аликом.
Служанка Зиминых Фекла отпросилась у мамы еще с вечера к заутрени и, захватив с собой святить кулич, пасху и пяток крашеных яиц и наказав Алику не снимать ни под каким видом цепочки с дверей, ушла, шумя туго накрахмаленным ситцевым платьем.
И восьмилетний Алик остался один-одинешенек в небольшой, состоящей из двух комнат, квартирке.
читать дальше

@темы: Алик, Задушевное слово, Михайлов-Cеверный, Чарская, иллюстрации, рассказы, текст

17:55 

Л.Чарская "Тудай-сюдай"

telwen
"Задушевное слово"
для младшего возраста
1915 год

Продолжая тему Великой Европейской Первой мировой войны.
Рассказ о наших богатырях-солдатиках для детей младшего возраста.



Л.Чарская
«Тудай-сюдай»


— Мамочка, не правда ли, какой он смешной?
— А руки у него длинные, совсем обезьяньи.
— И говорит так потешно!
— Сегодня только поступил, а Матреша уже жалуется: полоскательницу разбил и твою любимую вазочку, знаешь ту, с пчелками, что дедушка подарил.
— А пока ты газеты читала, приходила Анна Семеновна. Катя и говорит Климову: «Мамочка не велела Анну Семеновну принимать, потому что от её разговоров голова разбаливается». А он, Климов-то, наш умник, знаешь, что Анне Семеновне сказал?
— Не знаю, Манюра...Что такое?
— Да так и сказал: «У барыни от вашей трескотни голова обмерши... Не велено потому вас сюдай и пущать».
— Ах, ты, Господи! Ужас какой... Ну, теперь Анна Семеновна совсем на нас обидится. Надо завтра же ехать извиняться.
читать дальше

@темы: "Тудай-сюдай", Задушевное слово, Самокиш, Чарская, Чесноков, иллюстрации, рассказы, текст

18:38 

Л.Чарская "Игорь и Милица" Часть третья. Главы VI-IX

telwen
Не прошло и года.
Последние главы повести "Игорь и Милица"
Л.Чарская "Игорь и Милица" Часть третья
Предыдущие главы:
Часть третья. Главы IV-V


Глава VI


Прежней дорогой, все тем же бешеным аллюром домчался Игорь Корелин до русских позиций еще задолго до утреннего рассвета. Солдатики спали богатырским сном под прикрытием своих окопов. Только наряды часовых маячили вдоль линии русских позиций.
Не доезжая нескольких шагов до землянки, в которой находились офицеры его роты, Игорь осадил взмыленного венгерца и соскочил на землю.
— Кто тут? — послышался голос Павла Павловича Любавина, и через минуту небольшая, плотная фигура офицера выросла перед юношей в темноте.
читать дальше

@темы: текст, иллюстрации, Чарская, Игорь и Милица

16:53 

С НОВЫМ ГОДОМ!

telwen
С НОВЫМ ГОДОМ!

Просто поздравляю!

@темы: иллюстрации, поздравления

22:19 

Л.Чарская "Елка через сто лет".

telwen
"Задушевное слово" для младшего возраста
1915 год

В этом рассказе Лидия Чарская пробует свои силы в написании фантастики. ;)
Как и любое подобное предсказание,оно конечно наивное.Но забавное.
Это елка и ужин будущих времен.Такие чудесные елки увидят, может быть, твои внуки, тогда, когда люди изобретут такие приборы и машины, о которых теперь и мечтать нельзя...

Елка через сто лет.
Рождественский рассказ
Лидии Чарской.


I

Папа и мама плотно прикрыли двери столовой, предупредив Марсика, что в гостиной угар, и запретив мальчику входить туда. Но восьмилетний Марсик отлично знает, что никакого угара там нет. Вообще маленький Марсик знает, что с того самого года, как он начинает помнить себя, всегда каждое 24-ое декабря, то есть в самый вечер рождественского сочельника, в гостиной постоянно неблагополучно: то там случается угар, как и в нынешнем году, то открыта форточка, то папа ложится после обеда отдыхать не у себя в кабинете, как это во все остальные дни года, а непременно там; то к маме приходит портниха, и она примеряет там же очень обстоятельно и долго новое платье перед большим трюмо. В первые годы Марсик очень легко поддавался на эту удочку: он верил и угару, и форточке, и папину отдыху, и портнихе.
Но за последние два сочельника мальчик настолько вырос, что понял, зачем его дорогие мама и папа прибегали к этой невинной хитрости. Ларчик открывался просто: в гостиной украшали елку. Ну да, очаровательную зеленую елочку, которую каждый год устраивали сюрпризом для Марсика.
читать дальше

@темы: Валис, Елка через сто лет, Чарская, иллюстрации, рассказы, текст

12:04 

Л.Чарская "Игорь и Милица" Часть третья. Главы IV-V

telwen
Л.Чарская "Игорь и Милица" Часть третья
Предыдущие главы:
Часть третья. Главы I-III


Глава IV

И он не ошибся в своем расчете. Не успел еще доскакать и до лесной опушки Игорь, как незаметно подкравшийся сон тяжело опустился на веки раненой девушки. Искусно забинтованное плечо почти не давало себя чувствовать сейчас. Было даже, как будто, хорошо и приятно лежать, так, молча, в тиши, без всякого движения, среди целого моря мягкого душистого сена, совершенно сухого внутри. Не долго боролась с обволакивающей ее со всех сторон дремой Милица и, устроившись поудобнее, завела глаза.
читать дальше

@темы: текст, повести, иллюстрации, Чарская, Игорь и Милица

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная