21:40 

Лидия Чарская Писательница - институтка

Жюстелль
И ТАКОЕ тоже бывает. А то!
Небольшой очерк на тему влияния обучения в институте благородных девиц на будущую писательницу Лиду Воронову.

О биографии Лидии Алексеевны Вороновой говорить достаточно трудно. Ее произведения запретили как пропагандирующие мещанских ценности и ее жизнь не стала объектом пристального интереса биографов и критиков советских времен. О ее жизни мы знаем очень мало. Все написанные о ней биографические статьи отличаются схематичностью и опираются в основном на собственные воспоминания писательницы. Но даже эпизодически появляющиеся исследования говорят о том, что Лидия Алексеевна отнюдь не была готова делиться своими секретами. И вовсе была не прочь подкорректировать свою биографию, как в своих автобиографических произведениях, так и официальных документах. Так, например, ставшая общим местом в ее биографических описаниях, путаница с датой рождения происходит из ее желания «помолодеть» на четыре года. Вопреки приколотому к анкете свидетельству, в самой анкете по поступлению в театр она указала совсем другие данные.

Но все же... -читать дальше-

Комментарии и замечания приветствуются!

@темы: Чарская, биография, статьи

Комментарии
2010-06-03 в 09:00 

telwen
Жюстелль
Здравствуйте!
Очень интересная тема, но я еще только просмотрела, по возможности изучу подробно позже.

Однако в научной работе, изучающей творчество Чарской лучше, по возможности, не использовать Полное Собрание Сочинений..
Ибо к сожалению тексты там разительно отличаются от того, что написала Чарская.
Не везде, там нет логики правки, и конечно не со всем я могу помочь.
Но вот "Лесовичка" (Тайна старого леса" ПСС)
az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0070.shtml,
Если нужна книжкой - она есть, должна быть, в библиотеках и букинистах - ( в крайнем случае пишите, я сверю страницы )
С "Большим Джоном" могу помочь - ПДФ скана старинной книги, если нужно.(только он еще не отсканирован ;)))

С "Во власти золота" помочь не могу, нету у меня оригинала.
Но советую посмотреть "Семью Лоранских" az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0980.shtml
( Для страниц есть ПДФ старинной)
Это две разные книги, но вариация самой Чарской на одну и ту же тему.

читать дальше

Я почитаю подробнее, и тогда отвечу подробнее.

P.S. Почему я не люблю ПСС:
Про ПСС вообще.
www.diary.ru/~charskaya/?tag=609919
Про "Лесовичку"
www.diary.ru/~charskaya/p56497720.htm
Про отличия в тексте:
www.diary.ru/~charskaya/?tag=609919&from=20

Вот.

2010-06-03 в 12:50 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Жюстелль
Спасибо! А это Ваша работа?

2010-06-04 в 11:44 

telwen
Жюстелль
Я надеюсь я правильно понимаю, что это ваше эссе?
Мне вообще понравилось, и вообще хорошая тема.
Единственное - повесть "За что?" - основная институтско-биографическая не цитировалась и не упоминалась - это намеренный ход, что бы использовать в первую очередь не биографические источники?
Вообще мне все время хотелось большего развития темы "Автобиографические мотивы творчества Чарской" но это в первую очередь показывает что тема заинтересовала.

Короче пишите, будем очень рады видеть еще что-нибудь здесь.
Вы извините, что я сразу напала на ПСС, но серьезно, - то что они делают к науке не имеет отношения, и лучше их не изучать даже.

И еще у вас две досадные опечатки:

Маленькая девочка была очень впечатлительной, горячей и несдержанной, откровенной и открытой натурой, и всю свою привязанность она перенесла на отца — своего кумира. Уже повзрослев она напишет, что снисходительное отношение гувернанток, жалость четырех теток и доброта отца сильно избаловали ее. И «самолюбивая, гордая, любимица отца… Люба Лида имела все основания считать себя каким-то божком»

Лида потеряла голову – позже напишет Лидия Чарская в одной из своих автобиографических повестей. – Маленькая принцесса упала с неба на землю. Ей дали мачеху! … Люба Лида замкнулась, ушла в себя. Она воображала себя жертвой мачехи, такой именно, о которых говорится в сказках. Она стала сторониться даже своего солнышка-отца за то, что он предпочел ей чужую «тетю Нелли», светскую барышню, которая, несмотря на всю свою доброту, не сумела найти общий язык с маленькой падчерицей» [3].

Вот.

2010-06-05 в 19:03 

Жюстелль
И ТАКОЕ тоже бывает. А то!
Спасибо за Ваши замечания!

На статус научной работы даже не претендую, и это даже не эссе, это набросок.

Мне самой очень хотелось развития темы личных мотивов в творчестве Чарской=) надеюсь, что разовью со временем.

"За что" - мне кажется ничем не лучше тех же "Записок" тоже весьма автобиографично. Все равно она не пишет о том, что она есть. Все равно всегда описывает себя такой, какой хотела бы быть. Но Вы абсолютно правы, упоминание этой повести просто необходимо - просто ее не было под рукой, когда я писала.

И, к сожалению, хотя я сама понимаю всю непригодность ПСС - другого нет. Что удается достать - покупаю. Пока только "Записки сиротки" и "Сказки" из других изданий...
спс за ссылки=)

2010-06-06 в 10:19 

telwen
Жюстелль
Тут дело не в статусе , а в работе.В любых исследованиях ПСС не место.

Дело в том,что "За что" - позиционируется как автобиографическая повесть.И этим выделяется из всех остальных институтских повестей.
Тем более что Вы ( может на ты?) по "Большому Джону" довольно сильно ее пересказываете.Так что по нее рассказать необходимо, и возможно как раз о том что "она не пишет о том, что она есть. Все равно всегда описывает себя такой, какой хотела бы быть." тоже рассказать.

Относительно автобиографических мотивов, мне кажется есть где покопаться в:
az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0720.shtml -Люсина жизнь ( не ПСС) Там часть первая, где детство.
az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0970.shtml -Дурнушка (тоже не ПСС) Здесь мне кажутся автобиографичными переживания во второй части, насчет мужа.Но это уже совсем не институтская тема.

Вообще хороший ресурс az.lib.ru/c/charskaja_l_a/ - там где не стоит фраза про литературную обработку - оригиналы или издания 90-х.
По ним можно изучать творчество Чарской.Так же наверху текста написано по какому изданию сканировалось - что в принципе плюс тоже.
Там где стоит "лит обработка"- только для общего ознакомления с темой, ибо никогда точно неизвестно НАСКОЛЬКО отличается текст, СОКРАЩЕНИЯ там или ДОПИСЫВАНИЯ и вообще очень легко сделать не те выводы, что имела ввиду Чарская.Просто проблема в том что не понятно - сама Чарская так написала, сместились акценты из-за сокращений или фраза вставлена редакторами.( Да они дописывают тексты.Конечно они лучше знают как Чарская хотела назвать свою книгу, и что она хотела там сказать :fire: )

Относительно покупок советую alib.ru.Там по почте за адекватную цену можно заказать приличные издания 90-х , если хочется. Но все они есть в сети.
Помимо ПСС не стоит покупать издания Захарова.Они тоже идут с большими сокращениями.

2010-06-07 в 12:39 

Жюстелль

Прочитала я внимательно ваш очерк. Первое впечатление - как здорово, что люди проявляют интерес к творчеству Лидии Чарской и не только читают ее произведения, но и пытаются его анализировать. Но вот при более внимательном чтении возникает много вопросов, на которые возможно и нет ответа.

О биографии Лидии Алексеевны Вороновой говорить достаточно трудно.

Говорить о биографии Лидии Чарской на основе только тех литературных источников, которые указаны после статьи я бы вообще не стала . Это очень малое количество доступной сейчас информации о биографии и творчестве Чарской. И исходя из нее сделать какие-то корректные выводы о ее творчестве, на мой взгляд, проблематично.

Ее произведения запретили как пропагандирующие мещанских ценности и ее жизнь не стала объектом пристального интереса биографов и критиков советских времен.

Какие на ваш взгляд мещанские ценности пропагандируются в этих произведениях? В одной из диссертаций о творчестве Чарской вопрос о причинах запрета произведений был разносторонне рассмотрен. Сейчас о творчестве этой писательнице известно немного больше чем 15-20 лет назад и, возможно, не стоит повторять фразы 15-20-летней давности.

О ее жизни мы знаем очень мало. Все написанные о ней биографические статьи отличаются схематичностью и опираются в основном на собственные воспоминания писательницы. Но даже эпизодически появляющиеся исследования говорят о том, что Лидия Алексеевна отнюдь не была готова делиться своими секретами. И вовсе была не прочь подкорректировать свою биографию, как в своих автобиографических произведениях, так и официальных документах. Так, например, ставшая общим местом в ее биографических описаниях, путаница с датой рождения происходит из ее желания «помолодеть» на четыре года. Вопреки приколотому к анкете свидетельству, в самой анкете по поступлению в театр она указала совсем другие данные.

На мой взгляд все биографические статьи имеют схематичность, потому что все мы рождаемся, растем, воспитываемся и т.д. В случае Лидии Чарской ее биография опирается на автобиографические повести, незначительные воспоминания знакомых ей людей и небольшие очерки о ней в Задушевном слове. Собственных воспоминаний Чарской не существует. Если вы о них знаете - поделитесь.

Но все же у нас не остается другого выхода, кроме как принять как основной источник знаний об этой загадочной женщине ее повести, в которых она все же описывает себя, но не такую какой была, а такой, какой бы очень хотела стать. И это уже не мало. Мы постараемся опустить такие фактические детали, которые сама писательница предпочла скрыть: например, чин и причины расставания с мужем. И остановиться на самом духе ее произведений, на те бытовые и эмоциональные детали, которые порой дают гораздо больше для понимания личности писателя.

Есть еще другой выход, более трудоемкий и не всем доступный - работа с архивными документами. Для понимания личности писателя, на мой взгляд, как раз важно не опускать детали, которые хотелось бы скрыть, а как раз сравнивать желаемое и действительное.

Писала Лидия Алексеевна в основном для детей. Для девочек. Основной темой ее произведений является взросление и преодоление пороков детской душой. А неизменным фоном выступают закрытые учебные заведения. Ее произведения всегда немного нравоучительны, наивны и просты. Их сюжет, по меткому замечанию Чуковского, всегда сложен из одних и тех же блоков по разному расположенных но всегда неизменных. Одним словом, все ее творчество выдает в его авторе восторженную воспитанницу закрытого учебного заведения для благородных девиц – институтку.

Если попробовать объективно подойти к этому вопросу, то произведения для маленьких детей составляет где то 30% от общего числа известных ее произведений, 53% - для юношества (в т.ч. 25% - произведения про жизнь в разных учебных заведениях) и 17% - взрослые произведения, в т.ч. и статьи. Про жизнь в закрытом учебном заведении - институт благородных девиц известно всего 7-8 произведений. Это очень мало, чтобы сделать вывод о том, что "все ее творчество выдает в его авторе восторженную воспитанницу закрытого учебного заведения для благородных девиц – институтку". Другое дело, что именно эти произведения у Чарской самые удачные и принесли ей заслуженную популярность, но это не все ее творчество.

Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. С датой рождения, как мы уже указали выше, вышло недоразумение, и разные биографы называют разные даты. Одни -1875 год, Кавказ, другие - 1878 год, Петербург. Согласно последним архивным исследованиям достоверной является первая дата и место рождения. Вторая же появилась как личная выдумка Лидии гораздо позже, после окончания института.

Именно биографы творчеством Чарской вообще никогда не занимались. В доступных для массового чтения статьях, которые я видела есть целых три года рождения - 1875 и 1979 в статье Исмагуиловой, и 1878 - в ссылке на открытое письмо Чарской к Э.Юргенсону (в этом письме она пишет, что родилась в Санкт-Петербурге). Поэтому еще один вопрос к вам - какие последние архивные исследования говорят о том ,что Лидия Чарская родилась на Кавказе?

Семья Вороновых жила в достатке, родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках Л.Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не знала. Но не это важно, гораздо важнее то, что всю свою любовь девочка перенесла на отца, которого называла ласково, «солнышком». Возможно, это помогло им обоим перенести тяжкую потерю. Ведь ушла из жизни не только мать, но и жена. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Из повести За что?, которую надо все-таки почитать чтобы профессиональнее подойти к теме, затронутой в этом очерке, следует, что мать умирает не совсем внезапно, и никаких дивных вечеров с отцом в моем понимании этого слова я вообще не заметила. Воспитанием и обучением до института занималась только одна тетя с нянями и гувернантками, как тогда было принято. Остальные четверо взрослых играли эпизодическую роль в жизни и воспитании девочки. Фактически ребенок значительную часть своего детства был предоставлен сам себе.

Дополнительного волнения подбавил тот факт, что принятие решения о поступлении Лиды в институт отец не приурочил к началу учебного года. И девочка попала в уже сложившийся коллектив, к уже освоившимися с новыми порядками девочкам. Прием новичка в женских институтах и не был столь суровым, как в мужских учебных заведениях, тем более в младших классах. И к тому же, Лиде повезло: согласно институтской традиции, к ней была приставлена ответственная девочка из «парфеток»– то есть бывшая у начальства на хорошем счету. Знакомство с традициями и порядками института для Лиды прошло весьма безболезненно.

Вот этот момент действительно раньше никто не подчеркивал, хотя все кажется таким очевидным.
А вот в этих двух предложениях есть противоречия - "Знакомство с традициями и порядками института для Лиды прошло весьма безболезненно" и "в памяти Лиды навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института". Опять же на мой взгляд не может пройти безболезненным то, что оставило тяжелое воспоминание.

В связи с этим интересно обратить внимание на тот факт, что в рассказах Чарской нет полных семей. Все ее герои либо вообще сироты без родни, либо потеряли одного из родителей, либо остались на воспитании у родственников. Далеко не случайны дети-сироты в её произведениях: Люда Влассовская, Нина Джаваха, Надя Таирова, Сибирочка, Лена Иконина, Дуня Прохорова и многие другие. Самые счастливые из описанных ею семей неизменно неполные - чаще всего умершую мать заменяет тетя (см, например, «Во власти золота» или «Лишний рот»). Полная же и обеспеченная семья представляется Чарской внешне благополучной, но за внешним блеском немедленно обнаруживается непреодолимая пропасть между родителями и детьми («Приютки», «Лесовичка»). Конечно, было бы неверно списать это на влияние института, ведь мы говорим о сироте, воспитанной тетями. Но исключать влияние закрытого учебного заведения, ставившего задачу воспитать «новую жену и мать» в изоляции от семьи, нельзя.

Может быть в последнем предложении и есть доля истины, но не все же выпускницы институтов благородных девиц имели неполные семьи. В книге, на которую есть ссылка в конце очерка выпускницы институтов и семьи завели и мемуары издали. Институт прежде всего дал Лидии Чарской образование, умение говорить на нескольких языках, и сюжеты для ее будущих произведений. А образец будущей семьи берется на основе собственной семьи, но исходя как раз из произведений Лидии Чарской места в этой новой семье ей не нашлось.

Продолжение следует...

2010-06-07 в 12:49 

Жюстелль

Продолжение

С жизнью в институте для юной Лиды связано еще одно важное событие, сильно повлиявшее на писательницу и нашедшее яркое отражение в ее творчестве. Главной проблемой первых лет жизни в институте для Лиды был затянувшийся конфликт с отцом и мачехой, которые запретили Лиде встречаться с родными тётушками, вырастившими её. И она однажды, в каникулы, совершает побег из дома (этот сюжет нередко потом будет варьироваться в повестях писательницы), что было расценено домашними как тяжелейший проступок. Более девочка ни на один день в течение трёх лет не покидала стен института даже на вакациях (во время каникул), редко виделась с по-прежнему горячо любимым отцом, не знала своих маленьких братьев и сестру.
Не было бы счастья, да несчастье помогло – Лида тяжело заболела. С нашей стороны было бы некорректно пытаться пересказать историю этого примирения и потому предоставим слово самой писательнице:.....

Если верить поздним автобиографическим повестям, то отношения с мачехой, действительно, наладились, хотя некоторые биографические статьи говорят о полном разрыве с отцом со времен института. Но в данном случае мы, пожалуй, поверим Лидии. Ведь приведенный выше сюжет – неотъемлемая часть большей части ее работ, посвященных школе.


В примирение с мачехой действительно верить можно, но вот что произошло именно так, как Лидия Чарская описывает, я сильно сомневаюсь. Поэтому еще один вопрос к вам - в каких работах, посвященных школе этот сюжет является неотъемлемой частью.

Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились. Как многие подростки она задавалась вопросами «Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?» [см.1].

Расскажите, пожалуйста, где частично сохранились дневниковые записи Лидии Чарской?

Но с годами приходило и умение владеть собой, спокойствие, выдержка. Окончательно оформилось отношение к различным практикам институтской жизни. Вот так, через поддержание одних и отрицание других практик и традиций, формируется личность писательницы-бунтарки, не бывшей борцом в жизни, но все же узнаваемой в каждой своей героине, наивной институтки, способной без труда разделить мир на добро и зло и верившая, что добро обязательно победит. Сегодня много спорят о причинах популярности ее книг. Но нам ответ кажется абсолютно очевидным: как могут быть не популярны книги, написанные ребенком для детей

И с последним выводом я тоже не могу согласиться. Если ознакомится с теми 17% произведений Чарской, адресованные взрослой аудитории, то ощущения, что это написал ребенок не возникнет ни разу. Есть наивность, идеализация действительности, стремление раделить мир на черное и белое, но все это уже не детское. Лидия Чарская прежде всего была актрисой, а актерское мастерство выражается в умении быть разной и чтобы в этот образ поверили без сомнений.

Несомненно было затрачено не мало времени, чтобы написать этот очерк, но на мой взгляд, если у вас есть желание более объективно, профессионально и корректно раскрыть заявленную тему, надо расширить список используемой литературы. Много статей есть в этом сообществе и много оригинальных произведений есть на сайте либ.ру. Все ссылки есть в эпиграфе сообщества.

Если ответите на мои вопросы - я буду очень вам благодарна. Это позволит мне узнать те факты биографии Лидии Чарской, которые мне пока неизвестны. Если у вас возникнут вопросы - задавайте. Со всем вышесказанным можно спорить и не соглашаться.

2010-06-07 в 12:53 

telwen
olrossa
Ну ты Оль прямо разошлась ;)
Ну вообще правильно.Просто как-то я забываю что наука пусть и медленно , но благодаря Трофимовой и пр. движется. И за общими фразами встают более реальные очертания.
И все же архивы я бы оставила Елене Ивановне.

Жюстелль
Да, кстати самые новые исследования - советую прочитать Трофимову.
Вообще статьи сообщества:
www.diary.ru/~charskaya/?tag=805

Е.И.Трофимова:
www.diary.ru/~charskaya/p82195240.htm
www.diary.ru/~charskaya/p82195240.htm

Е.О.Путилова
www.diary.ru/~charskaya/p80518651.htm
www.diary.ru/~charskaya/p80536978.htm
www.diary.ru/~charskaya/p80525773.htm

2010-06-07 в 13:36 

telwen

Да я не и не призываю архивы штурмовать. Просто этот путь изучения биографии есть и почему бы его не обозначить.

В статье Исмагуловой есть абзац про Павловский институт.

Павловский институт. Сюжет чрезвычайно интересен, потому что именно пребывание в Павловском институте стало предметом мно­гих известных романов и повестей Чарской, в том числе победной де­бютной повести «Записки институтки». Можно было бы проследить, на­сколько соответствует истине миф о том, что она принесла издателю Вольфу свои дневники, которые он решил напечатать. Но сейчас фонд Павловского института в ЦГИА Санкт-Петербурга закрыт, хотя там суще­ствует дело «Дочери капитана Лидии Алексеевны Вороновой». Отклады­ваем его для будущего.

Вот я и думаю, может быть будущее уже настало и будет продолжение.

2010-06-07 в 13:59 

telwen
olrossa
;)
Трофимова говорила про театральный архив.
Про Павловский она пока ничего не говорила, но в теории если есть там возможность - я думаю она не упустит.Спросить?

2010-06-07 в 15:27 

telwen

А почему бы и не спросить? Но у меня есть надежда, что Т.Д.Исмагулова тоже захочет продолжить свои исследования. Если она пишет, что суще­ствует дело «Дочери капитана Лидии Алексеевны Вороновой», то скорее всего у нее было желание его посмотреть и она его пыталась получить на руки.

2010-06-07 в 16:56 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Очень полезное обсуждение. Это хорошо, что тема биографии Л.Ч.опять появилась, может что и нового в этой области тоже появится? Вообще, биография Чарской - не самый часто встречающийся случай, когда не так, как у других писателей, по моему мнению. То есть - у многих писателей такой же известности, как она, биографии основательные, написанные по множеству свидетельств друзей, по воспоминаниям, по дневникам и т.д. и т.п. А у нее, пожалуй, если будут составлять такое жизнеописание, придется писать - "предположительно", исходя из такой-то книги...", возможно"... И так, похоже будет долго продолжаться. Хотя странно, что мало, что осталось - как она была популярна в начале 20-го! Мог бы кто-нибудь хоть что-то собирать тогда, какие-то данные. Ведь о других ее современниках все же осталось побольше реальных фактов, а не полумифов. А про Л.Ч. даже свидетельства дневников (Полонская, вспомните, что пишет! Сплошь - полумифы!) - какие-то предположения и рассказы кого-то. Мне лично кажется, что театральный архив намного больше бы показал ее именно как человека, а не как известную личность, о которой мало известно. Мне было бы очень интересно о театре, так что будем надеяться на Трофимову.

Жюстелль Мне было сложно писать статью о Чарской (она есть здесь, в сообществе, "Второе рождение"). Казалось, что в различных предисловиях к книгам и статьях в журналах уже все сказано. А сейчас я вижу, что очень мало сказано. И стоит еще писать и говорить. Так что Вы правильно сделали, что постарались и тему довольно узкую определить, и попытались анализировать данные из ее книг. Это на самом деле очень трудная работа, спасибо. Если это набросок, может стоит его дополнить до настоящего эссе (посмотрев и другие книги Л.Ч.)?

2011-02-13 в 12:28 

какая биография у лены икониной?

URL
     

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная