Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
10:48 

Институт благородных девиц в художественной литературе.Чарская и не только.

telwen

…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.
Но всё же об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.
Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.
Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.
Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. (Россия в мемуарах)»
В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести.Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-ой части некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разностороннее.
Александра Бруштейн В рассветный час
Нужно правда сказать что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица.Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалось в первую очередь еще и в пансионном типе школы.
Самые известные и популярны повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, еудовительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.
Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.
Л.Чарская "Записки институтки"

У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Например вот эти повести рассказывают о дальнейшей жизни Люды, о ее дружбе с Ниной Джаваха, ее отцом и т.д:
Княжна Джаваха
Во второй части - о жизни Нины в институте.
Люда Влассовская
В первой части повести рассказывается об учебе Люды в первом, выпускном классе института.На пороге сложной самостоятельной жизни...
Вторая Нина
Во второй части повести - о жизни новенькой уже "второй Нины" в N-ском институте. (Средние классы)

А вот и собственно биографическая повесть Чарской.
Лидия Алексеевна воспитывалась в Павловском институте благородных девиц, и в своей автобиографической повести описала царившие там порядки без прикрас, так как и было на самом деле.

За что?
Институт - начиная с третьей части.
Большой Джон
"На всю жизнь" - совсем немного про выпуск.


Иллюстрация к повести "За что?"


Неожиданное появление в стенах института благородных девиц маленькой девочки–сироты, племянницы одной из служанок, нарушает размеренно-однообразное течение институтской жизни. Желая помочь, ученицы старшего класса оставляют ее в институте тайно. И эта тайна создает много не только забавных, но и опасных ситуаций, ведь если девочку найдут, то наказания не избежать никому.
"Т-а и-та"


"Южаночка"
Единственное условие, с которым Южаночка сможет быть рядом с обожающим ее дедом - это поступить в институт в Петербурге.
Живая, избалованная Ина, дитя природы, с трудом привыкает к казенному и четко регламентированному быту...

Начало:
"Волшебная сказка"
Надю Таировой куда больше интересуют романы и собственные мечты, чем учеба...И вот неприятное пробуждение от грез -- Надя исключена.Что жк делать дальше?

"Игорь и Милица"
Лето перед началом последнего учебного года, сербская девушка Милица проводит в стенах института.Но вот начинается война, на ее родину нападает Австрия, и Милица не может остаться в стороне и сбегает ...



Милица грустит в уголке институтского сада...


Рассказы:
Соната
Маленький рассказ из жизни Люды Влассовской

А еще нескольких книги рассказов нет в сети, но это временно:
повести
"Некрасивая"
Некрасивая, необщительная и скромная Лиза из тихой и почти семейно атмосферы пансиона, где все привыкли и к ее виду и к нраву попадает в совсем новую, непривычную среду, новенькой в средние классы института.
Не знающая институтских обычаев, принципиально-честная, болезненно-скромная Лиза никак не может поладить с классом. Каждая ее попытка что-то сделать ухудшает ситуацию...
"Кофушки"
(напоминаю, повесть печаталась в журнале в 1917 подписном году, действия происходят во время первой мировой войны)
Двое сирот-беженце, брат и сестра, отстали от своей тетив поезде, но, к счастью, им на помощь пришла богатая женщина - начальница одного из Петербургских институтов.И вот девочка уже зачислена в ее учебное заведение, где она найдет и врагов и друзей. Ее отношения с одноклассницами и и старшими воспитанницами составляют первую часть повести.Ее брат, и его гимназические друзья и недруги вторую.И самый главный вопрос найдется ли тетя Маша? (этого и сама не знаю, повесть существует полностью, но у меня далеко не все.)

Рассказы Чарской, которых нет в сети:
Сочельник Лиды Воронской.
Рассказ из жизни Лиды, насколько уж автобиографический,оставим на совести автора.
Феничка
Рассказ из жизни институтской девушки-прислуги


И вот повести других авторов.Немного даже есть в сети:

Н.А.Лухманова "Девочки"
Вторая часть
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки"

Е.Н.Водовозова "На заре жизни"
Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, я бы сказала крайне критические мемуары.

К.Лукашевич. "Соня Малых"
Рассказ из жизни...Действия происходят в институте в Иркутске.

Повести других авторов, которых нет в сети.

Е.Кондрашова "Дети Cолнцевых"
После смерти отца, две сестры поступают в институт на казенный счет. (Прототипом института, опять, послужил Павловский)
Девочки очень разные по характеру, и если старшей институт поможет воспитать стойкость и характер, то младшая, лишенная поддержки матери, изменится в худшую сторону.И дальнейшие судьбы сестер будут совсем разные...

Татьяна Лассунская-Наркович "Парфетки и мовешки"

Татьяна Лассунская-Наркович "Под институтским кровом"
Воспоминания автора, о своих годах обучения...

Конечно по другим авторам это далеко не все. Но я думаю что постепенно этот список еще будет пополняться и новыми названиями и новыми ссылками.;)

@темы: текст, ссылки, библиография, Чарская, ПСС

Комментарии
2010-10-08 в 20:21 

С удовольствием скачала файл мемуарной литературы.

2010-10-08 в 20:30 

telwen
Ника Люпин
Мемуарная нереально крутая, правда. Мне особенно нравится последняя повесть-воспоминание.

2010-10-11 в 10:31 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
спасибо! Очень нужное собрание вместе. В "Дели-Акыз" Чарской тоже немного института вначале.

2010-10-11 в 11:29 

telwen
change-ange
В "Дели-Акыз" там приют ;) Не путай людей.

2010-12-29 в 20:52 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Наташа, ты пишешь: "Во второй части повести - о жизни новенькой уже "второй Нины" в N-ском институте. (Средние классы)".
Я не уверена, но мне помнится, что Нина поступила сразу в выпускной класс. Или нет?

2010-12-30 в 10:22 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Второй Нине 16 лет. Она поступила в выпускной класс, да. Но средние классы там тоже упоминаются - Люда Влассовская там классной дамой, в каком-то классе.

2010-12-30 в 13:31 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
У меня в сознании это почему-то совсем не удержалось. Может, Нина периодически заглядывает в тот класс Люду навестить, но сюжетно значимых событий там, кажется, не происходит - они все в её классе сосредоточены. Хотя и здесь на точность не претендую совершенно - читала давно. Я так подумала не глядя в текст, просто потому, что от институтского мира Чарской, всего в целом, создаётся впечатление, что классы вообще очень изолированы друг от друга, иногда отношения между ними даже неприязненные, но чаще просто равнодушные. Пресловутое обожание старшеклассниц обычно не даёт маленьким героиням тепла; да и дружба, в которую они пытаются его превратить, как в "Таите", быстро расклеивается, не выдерживает испытания расстоянием. :)

2010-12-30 в 14:02 

telwen
alina-violina
Конечно в выпускной. Спасибо за поправку.
Это и логичнопо сюжету и традиционно для Чарской. Но это я сейчас посмотрела - а вообще была уверена что учиться ей еще года два-три.Может быть это оттого что в сама книга не заканчивается выпуском?

2010-12-30 в 22:24 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Да, тем более что героини Чарской, как признаётся Люда Влассовская, перешедшая в выпускной класс, несильно меняются на протяжении этих семи лет. Отличить и седьмушек от выпускниц довольно трудно: у них всё те же проблемы: призраки, конфликты с синявками и так далее, - а что уж говорить о седьмом и, например, шестом классе!
К тому же для самой Нины учёба в институте - это не законченный, не целостный период жизни. Она постоянно подчёркивает, что пробудет в нём недолго и очень этому рада, поэтому и выпуск для неё такого сакрального значения не имеет. Ей гораздо важнее найти среди всей этой толпы девочек умного, яркого друга, сбросить внешнюю неприязнь и наконец позволить себе искреннее проявление теплоты, насколько это вообще для неё возможно. Для Нины такая развязка - как бы неожиданность, хотя Чарская подготавливает её с самого начала фразами вроде: "Меня, несмотря ни на что, тянет к этой странной, своеобразной девочке".

2010-12-31 в 15:49 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Из того, что прочла лично я, именно средним классам посвящена только повесть "Ради семьи" - там то ли пятый, то ли четвёртый класс. Мне кажется, её тоже стоило бы включить в список "институтских" произведений. Интересна она уже хотя бы тем, что события описаны от лица молодой классной дамы. Ия, конечно, сама только-только этот институт закончила, но статус у неё уже другой, и она сама это подчёркивает, лишний раз не давая воли эмоциям и не допуская по отношению к себе никаких нежностей и фамильярностей - видимо, дань веянию времени, как в "Таите", где обожание показано как явление устаревшее. А здесь Ия подходит к воспитанию девочек с позиций рациональности, серьёзности и естественности.

2011-01-01 в 21:47 

telwen
alina-violina
Я не думаю что это совсем нет отличий, но это это показывает и монотонность институтской жизни и некоторую инфантильность выпускниц.
Собственно Чарской интересно показывать-то два события - знакомство девочки с институскими порядками и подругами (а это "седьмушки") или выпуск как начало взрослой жизни.Тогда институт только начало событий.
А средние классы в ее творчестве есть - Лиза из "некрасивой" поступает сразу в 3-й или 4-й класс, но все равно она "новенькая", и для нее этот класс - начало учебы.
Надю Таирову в Волшебной сказке выгоняют тоже не из самого младшего класса, она уже 2или 3 годв учится ( или пытается учиться).
И наконец в автобиографических повестях (в "За что?" в конце и вся повесть "Большой Джон") - тоже средние классы. Там автор задалась целью рассказать побольше из своей институтской жизни...
и да я согласна про вторую Нину.Она не выпускная - а в данном случае "новенькая", так что выпуск не важен...

Относительно же Ии и "Ради семьи".
Во первых Ия становится классной дамой не в институте, а в частном пансионе. Не смотря на то что Чарская переносит свой институтский опыт на его описание, это просто закрытое учебное заведение.
Относительно же обожания - Просто они же разные люди. Ия показна несколько идеальной, строго-правильной девушкой, и это ее характер и образ...
Как-то мне казалось что обожание Чарска везде осуждала. Просто грань между дружбой и обожанием не всегда видна. Но я все-так не могла бы сказать что Нин Джаваха, например, "обожает" Нору , хотя со стороный ее поведение именно таки выглядит и вписывается в институтские традиции.

2011-01-01 в 23:22 

Гейко с нагината
А вы не знаете, где можно найти "Некрасивую"?

2011-01-02 в 02:03 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
"Некрасивой" в электронном виде пока нет, но, насколько помню, Наташа telwen обещала, что это временно.

2011-01-02 в 18:11 

Гейко с нагината
спасибо большое.

2011-01-02 в 21:09 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Большое спасибо, Наташа!

2011-01-03 в 14:25 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Спасибо, давно хотела Некрасивую прочитать.

2011-01-03 в 18:34 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
"Во первых Ия становится классной дамой не в институте, а в частном пансионе".
У меня в памяти это вообще никак не закрепилось. Вот пытаюсь сейчас вспомнить хоть одно отличие - и не могу. Те же классные дамы (разве что помоложе), те же "бенефисы", карикатуры на учителей... Вспоминается исследование, опубликованное здесь в сообществе, где говорится, что Чарская переносит институтский опыт на описание вообще всех учебных заведений, в том числе и ремесленного приюта. А нельзя ли поточнее: кто именно из критиков и где сравнивал общину из "Сестры Марины" с институтом?

2011-01-04 в 00:04 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Наташа, ты пишешь о пансионе из "Ради семьи", разграничивая его с институтом: "...это просто закрытое учебное заведение". А вот бабушка "некрасивой" Лизы говорит: "...я решила перевести вас из пансиона madame Рабе в закрытое учебное заведение, то есть в институт", - Различая пансион и институт как раз по параметру закрытости. Что же получается в итоге? Пансионы могут быть как открытыми, так и закрытыми и отличаются от институтов только тем, что они частные? А судя по другой фразе лизиной бабушки: "Вы так недурно учились в пансионе, что наверное выдержите экзамены и по институтской программе", - Различаются они ещё и программой и, соответственно, уровнем образования, которое предоставляют - в институте он явно выше. Так вот сумбурно всё это написалось - просто я сама в вопросе не ориентируюсь и поэтому не могу мысли стройно изложить.

2011-01-05 в 12:33 

Гейко с нагината
alina-violina Пансионерки все-таки чаще встречаются и сообщаются с семьей, вероятно. Я вот лухманову вспоминаю, там поехать на каникулы домой было чем-то исключительным.

2011-01-05 в 13:17 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Как-то последнее время стараются эту тему популяризовать: Вот мемуары издали, статьи пишут - всё это действительность так или иначе отражает. А недавно я совершенно случайно услышала чудесный анонс на телеканале "Россия": "Институт благородных девиц" - сериал о любви, верности и эпохе". Я, конечно, не обольщалась относительно качества мелодрам, которые показывает "Россия", но тут мне стало интересно, насколько глубоко сценарист исследовал тему и как он её преопднесёт, какими специями приправит и сколько сумеет сохранить от той реальности - очень специфической, хотя и сравнительно недавней. Прошло ведь чуть больше 100 лет; это вам не "Троя" по "Илиаде" Гомера, когда от эпохи остались только несколько рассыпающихся табличек (хотя и ими неплохо бы заняться, со специалистами поконсультироваться, прежде чем сценарий кропать). А тут куча документов доступна, да хотя бы художественная литература и недавно изданные мемуары.
Но все эти рассуждения почтенному сценаристу явно в голову не приходили. Не могу точно сказать, чтО именно послужило образцом для его "института", но первые же сцены поражают воображение. Некий граф привозит в институт турецкую принцессу-мусульманку, и её в виде особой милости без всяких вопросов зачисляют в выпускной класс - благо по-русски девица изъясняется. Начальница немедля возвещает двум воспитанницам: "Горчакова и Ильинская (никаких мадемуазель" - к чему?)! Вы переселитесь в соседнее помещение, а вашу спальню займёт princesse Мириам", - После чего турчанке решено объявить бойкот: мало того, что идёт русско-турецкая война, так ещё "мы вчетвером вынуждены ютиться в тесном дортуаре, а она одна... За что такие привилегии?" Каково? Что бишь там говорили про огромные комнаты казарменного типа, про ряды по 10 кроватей с проходами - не по-дворянски как-то! Единственная попытка сохранить колорит - регулярное обращение девиц друг к другу "mesdames" (зачастую с отчётливым звуком "с" в конце), "душечки" и ласкательные производные от имён.
Тому же графу Воронцову позволяются регулярные свидания с девицами наедине, во время которых он, разумеется, не упускает случая открыться главной героине в пылком чувстве. Дальше - все принадлежности, делающие фильм сериалом на 256 серий: детективная история с завещанием одного умершего князя; борьба за руку героини, с происхождением которой не всё так гладко, как она думала; банда душегубов (именно так - душегубов, а не бандитов: XIX век на дворе, не забываем, господа!). В общем, скандалы, интриги, расследования - Чарская отдыхает!
Есть в этом "институте" ещё классная дама фройляйн Штольц - заметим, единственная и незаменимая, то есть ни о какой француженке и речи не идёт. Она покорно исполняет волю начальницы и невольно участвует в её интригах, в экстремальных ситуациях проявляет к воспитанницам даже что-то вроде нежности, а в обычных - покрикивает: "Медамс, становимся парами! Вы ешо не готовы?" - Или задаёт ритм колонне институток, стройным маршем следующей в столовую: "Ein, zwei, drei! Ein, zwei, drei!" - Этакая смесь немецкого с нижегородским.
Но ничего нет комичнее итальянца Джованни, который приезжает немного позже прямо с солнечной исторической родины: у этого - страсть и акцент истинного горца из аула.
Одним словом, перечислять несуразности, которые автору нарисовала его безграничная фантазия, можно без конца. Я лучше дам ссылку на торрент-раздачу с первыми 50 сериями, а вы скачайте, если хотите, парочку эпизодов и посмейтесь от души. Больше смотреть не стоит, иначе весёлость всецело уступит место негодованию и печальному осознанию высоты уровня нашего кинематографа.
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3188530
А если вам всё-таки захочется проследить за перипетиями этой "институтской" эпопеи дальше, то вот ещё раздача, которая пополняется новыми сериями по мере их выхода:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3316273
У сериала также есть официальный сайт с поистине эпохальным названием:
institutki.tv
И даже некое радио "Institutki.fm" - я, правда, не знаю, что именно входит в его репертуар.

2011-01-05 в 14:45 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Сериал ИБД очень далек от исторической реальности, но костюмы мне понравились. Они вполне аутентичны, особенно институтские формы (не знаю, почему синие, но красиво). Смотрела немного первых серий, не полностью - выводы таковы.

2011-01-05 в 14:56 

Гейко с нагината
change-ange синие, наверное, чтоб лучше смотрелось на экране. Куча коричневой одежды или зеленой все же будет мрачновата.

2011-01-05 в 23:06 

telwen
alina-violina
Четно говоря я не знаю.
Пансион это заведение, где учились и жили. Это было обычно частное заведение.Иногда бывало так что там учились и живущие и приходящие ученицы.
Единственное то мне приходит на ум ( если не считать что это ляп), это то, что в данном конкретном пансионе все разъезжались на каникулы и праздники и таким образом, жить там она не могла - ведь взять ее на праздники было бы некому...
То есть пансион закрытое, но МЕНЕЕ закрытое чем институт учебное заведение.

ИБД- это жесть. Воронцов - дуся ;)
Я смотрела сериал первые две недели, потом плюнула. Очень страшно бесят исторические нестыковки.
Заставить в качестве наказания институтку мыть лестницу!!! Это уму непостижимо. Мужчины по институту ходят как по своему дому!!!! Девочки одни гуляют по саду...
Все это можно было бы сделать лучше. Не вся современщина необходима для сюжета. Начальница вполне могла бы быть стервой, я вот сейчас читала недавно мемуары Вербицкой, там институт московский.Начальница там ацкая. она была при дворе, но переболела оспой и ... Вся красота, все надежды пошли прахом.
Она добилась положени в обществе, стала начальницей одного из московских института.Она жутко гнобила главных героинь за точ то бабушка их была актрисой, презирала небогатых воспиатнниц, строила свои интриги...Но все в рамках.
А в сериале...
Они еще местами на экране переигрывают же.То есть там правильные слишком старинные слова, в которые актрисы не особенно сами верят.
И еще неровные конечно текст.Местами современщина - местами архаика.Очень неровный текст.
А сценарист... Такое ощущение, что не читал даже предисловия к книжечке с мемуарами которая в начале сообщения.

Относительно же формы - то в разных институттах форма отличалась.Здесь он говорят что этот Екатериниский в Москве , но я исторических источников про него не знаю.
Коричневая и зеленая формы были в Павловском. в остальных другие, или не только эти цвета.

И кстати нашла отличную статью - рецензию на сериал:
www.gzt.ru/column/-institut-meschanskih-obmanov...

Я сечас не вспомню кто именно сравнил Сестру Марину с институтскими повестями.
Это была дореволюционная критика, я читала статью в библиотеке.
Это либо из книги Б.Родникова "Детская литература" (1916), либо из журнала. Или "Всходы" или "Новости детской литературы" (скорее второе).
Вероятно за тем самые 1911-1914-е года.

Сканов нет, но я потом с этим разберусь.

2011-01-06 в 22:18 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
telwen

Статья отличная про ИБД, все в тему. И самое главное - сказано профессионально. А я особенно насчет этих "медамс" переживала, франкоязычность-то моя...

"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".

alina-violina

Про пансионы я подобное тоже думала - они менее закрытые. И скорее всего, Ло из "Некрасивой" была в своем пансионе приходящей. Я немного позаглядывала в текст.

2011-01-08 в 10:22 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Статья в современных "Отечественных записках" о воспитании в петербургских институтах:

www.strana-oz.ru/?numid=18&article=876

2011-01-08 в 10:29 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Нашла зарисовку И.Гончарова о пепиньерках - воспитанницах института благородных девиц, оставшихся в институте после выпуска обучаться педагогическому мастерству на год или два.

www.goncharov.spb.ru/pep

И встречный вопрос: может кто знает, где-то можно прочитать роман С.Закревской "Институтка" (роман в письмах)? Это середина 19 века.

2011-01-09 в 01:41 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Спасибо за статью про ИБД! Очень многое там созвучно тому, что я хотела сказать в комменте, выражено последовательно и иронично. Мне не хватило где-то эрудиции, где-то времени, да и сам жанр комментария от газетной рецензии отличается. А каких-то деталей я не увидела, потому что проглядывала сериал кусками. Тратить время на эту жесть жалко, а абсурдные "историзмы" можно оттуда выцепить, не особенно следя за головокружительным сюжетом. А Хованский, душечки, противный и гадкий! :))

2011-01-10 в 19:36 

telwen
change-ange
"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".
Спасибо... Да, это был прогрессивный журнал, там Чарскую ругали.

А вот еще статья.Кстати, Аля, тебе должна понравиться - посмотри только на автора ;)
www.expert.ru/2011/01/6/nstitut-s/?cmt_page=2
Только одно мне не нравится Трудно ли было прочесть по фактуре хоть что-нибудь помимо Лидии Чарской?
Если бы уж они хоть бы и Чарскую-то почитали... :(

И спасибо за ссылки !

2011-01-10 в 23:27 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Цитата: "Кстати, в сериале мы видим и фельдшерицу. Для достоверности ей на груди нарисовали красный крест. Значит, перед нами аттестованная крестовая сестра, прошедшая обучение и практику в одной из крестовых общин, высокооплачиваемый специалист. В институтах они не работали".
А как же "милосердная крестовица", сестра Елена из "Люды Влассовской", с ангельским терпением угождавшая больным скарлатиной институткам? Или сестра Анна, в которую превратилась на время мачеха Лиды Воронской, чтобы ухаживать за ней во время оспы? Или такие специалисты появлялись в институте только в экстремальных ситуациях типа повальной эпидемии? Но можно ли их тогда назвать фельдшерицами? Судя по фельдшерице, которая упоминается при описании болезни Нины Джаваха, это должность постоянная, она всё время состоит при лазарете. Словом, очередная путаница!

2011-01-12 в 10:15 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
telwen

Да, спасибо, статья хорошая, Чудинова узнается с первой строчки. Насчет белых чулок и дам полусвета не согласна, историю костюма не понаслышке знаю и могу поспорить (не с кем, правда:rotate:). И насчет Чарской - если нормально с точки зрения быта эпохи прочесть "Записки институтки", "Княжну Джаваху" и "Люду В." - только эти! - можно об институте очень многое узнать. Но создателям ИБД этого не нать.

alina-violina

Я думаю - именно приглашали сестер милосердия, они всегда там не находились. а на случай эпидемий - приглашали. Есть сестра и в "За что?" до того, как мачеха приехала за Лидой ухаживать, есть там упоминания - когда больная подруга Лиды лежит, а к ней приходит Лида без разрешения - и ее сестра милосердия застает в палате.

2011-02-03 в 02:21 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Недавно приехала ко мне в гости бабушка, и решили мы вместе повеселиться - посмотреть очередную серию легендарного ИБД. Я лично видела только парочку первых серий да несколько кусков и анонсов из середины, и бабушка тоже смотрела с большими перерывами, но по закону жанра подобные сериалы можно крутить хоть с конца, поэтому восприятие сюжета у нас ничуть не пострадало. Знакомые всё лица! Варя Кулакова и госпожа Воронцова, делающие всем пакости не столько из соображений выгоды, сколько из любви к искусству, - без подобных героинь сюжет сериала просто невозможно было бы подвигать вперёд, даже такими по-черепашьи маленькими шажками. Конечно, незабвенная фройляйн Штольц, которая усердно имитирует немецкий акцент в русской и французской речи, но забывает о нём напрочь всякий раз, когда произносит свою единственную коронную немецкую фразу, такую, казалось бы, родную.
Появились, правда, и новые персонажи: преподавательница французского языка, видимо, призванная хоть как-то уравновесить немецкое начало в институтском быту. У неё тоже условно иностранный акцент: выражается это главным образом в путанице ударений в фамилиях учениц, а до грассирующего "р" дело доходит далеко не всегда.
И, наконец, главная сенсация в каморке бедняги Палыча, на плечи которого так безжалостно взвалены функции сторожа, дворника и швейцара впридачу, - так вот, на голову этого Палыча свалилось новое несчастье: к нему пришла некая продрогшая незнакомка с маленькой девочкой и попросила погреться. Старичок милосердно согласился, но пока он добродушно-растерянно укачивал малышку, женщина тихонько сбежала. И вот остался Палыч с непрерывно орущим младенцем на руках и разрывается между жалостью к сиротке и ужасом перед грозным начальством. На помощь ему приходят вездесущая Софья Горчакова (ей это положено по рангу главной героини) кроткая пипиньерка Наденька: они приносят с кухни молоко, умиляются над малюткой, кормят её (чёрствое сердце Палыча даже этого ему не подсказало) и убеждённо доказывают ему, как бесчеловечно было бы отнести её, "такую ладненькую, как кукла", в полицию. Софья теперь ходит по классу с загадочным видом, а Наденька целыми днями просиживает у Палыча.
Вы, конечно, уже догадались, какой сюжет Чарской мне всё это напомнило. Неужели сценарист наконец-то удосужился навести справки хотя бы в художественной литературе? Правда, княжна Таита постарше будет: ей ведь годика четыре. Ребёнка в этом возрасте вполне уже можно уговорить не визжать - вкусно накормить или отвлечь яркими игрушками, - и то затея Ники регулярно оказывается на грани провала. А вот с годовалым малышом (или даже чуть младше), который достался непутёвому Палычу, дела обстоят сложнее. Он же иногда орёт целыми ночами без остановки: погода там меняется, животик болит или ещё что, - не говоря уже о таких неделикатных мелочах, как подгузники, например. Софья не слишком торопится обрадовать свой класс из пяти человек потрясающей новостью, поэтому у малышки есть пока только дед Палыч, мама Надя и бабушка Соня, а вот появится ли свита из многочисленных тётушек, нянюшек и мамушек - это смотрите в следующих сериях. В любом случае ясно, что эта ненавязчиво позаимствованная сюжетная линия позволит безмятежно тянуть жвачку сериала ещё как минимум недельки две.

2011-02-03 в 09:08 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. тоже узнала сразу Глашу, но как-то даже не порадовало это заимствование - очень в лоб. Хотя, что это я? Ведь не все знают Т-а и-ту. Я читаю иногда содержание сериала в журнале. Скоро институтки будут брать штурмом снежную крепость вместе со студентами. На Татьянин день устроили такое развлечение. Чтобы студенты не напивались. Оригинально, медамс-с...

2011-02-09 в 23:16 

Гейко с нагината
А теперь, судя по газетным анонсам, там еще и героиня понадобится в стиле Трахтенберг и Воронской.

2011-02-09 в 23:16 

Гейко с нагината
А теперь, судя по газетным анонсам, там еще и героиня понадобится в стиле Трахтенберг и Воронской.

2011-02-12 в 16:56 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Сильвара среброволосая, ты имеешь в виду вот это: "Учитель словесности ранит руку иглой в указке и находится при смерти"? Да, заимствование ещё более "в лоб", чем Глаша из "Таиты", да и "Люда Влассовская" явно поизвестнее будет. А Воронская... Ты про ту историю с классной дамой, которая из-за Лиды уволилась и смертельно заболела? Но что тогда объединяет её с Норой Трахтенберг? Или ты имеешь в виду двух героинь: одна - похожая на Воронскую и Запольскую, сильно навредившая ненавистному учителю и покаявшаяся, а другая - похожая на Нору, намного более взрослая и здравомыслящая, предпочитающая справедливость всякому там товариществу, милосердию и прочему? Я сама эту серию не видела, но, насколько помню, в сериале есть некая Ася, которая могла бы поступить, как Нора.

2011-02-12 в 16:59 

Гейко с нагината
В газете было написано, что появится девочка из Курляндии. гордая и противопоставляющая себя всем, которая будет требовать, чтобы ей стлали постель.

2011-02-12 в 17:13 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Видимо, так создатели сериала понимают аристократизм! :) :) У Норы-то гордость и "противопоставление всем" немного по-другому проявлялись! :) М-да, как видим, позаимствовать тоже можно ох как по-разному!

2011-02-12 в 17:47 

Гейко с нагината
alina-violina А вот Лидочка Воронская как раз белоручку из себя вначале строила.

2011-02-12 в 21:57 

telwen
Ну Нора-то как раз из Финляндии, так что сценаристы видимо действительно нашли Чарскую и стали вдохновляться ;)
В этом случае поговорка "лучше поздно чем никогда", явно не подходит.Теперь все ляпы сериала на Чарскую спишут. :(

А насчет постелей - так я вроде где-то читала что многим, несмотря на правила, действительно это делали дортуарные девушки.За небольшую плату.Потому что девочки не приучены были дома и не видели необходимости...

2011-02-12 в 21:59 

Гейко с нагината
telwen а у Водовозовой упоминается это, что девушки побогаче платили горничным, а кое-кто и своим одноклассницам.

2011-02-12 в 22:02 

telwen
Сильвара среброволосая
Не только у нее, вроде и еще где-то.
Но это нормально было, хоть и противоречило правилам. Действительно часть аристократического воспитания, но естественно, не определяющая.

2011-04-09 в 05:50 

Еще у Ольги Форш есть интересные рассказы по этой теме

2011-04-10 в 13:15 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
ess, да, я вот такой, например, нашла - очень показательный, называется "Филаретки":
www.pavlovsk-spb.ru/olga-forsh-filaretki.html

2011-04-11 в 06:01 

Спасибо, ее рассказы вообще тяжело найти в сети. А я вот хочу вернуться к своей "любимой" теме телесных наказаний. Вот Вы писали что в институте розги не полагались за пустые мечтания, как у Нади Таировой из волшебной сказки. А вот у нее есть рассказ где описывается как раз такой случай. Там девочка обожает Дюма и тому подобную литературу. Инспектисе это очень не нравится и она уговаривает начальницу
что девочку надо высечь. Зовутся горничные с розгами, намечается сцена, как у Кондрашовой (при том что институт времен Чарской!). Правда в отличие от Вари девочка в последний момент раскаялась и наказание отменили

2011-04-11 в 10:29 

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
alina-violina
Спасибо, не читала! "Дурной" Пушкин - это сильно!

ess
Хорошо, что вспомнили про Форш, только слышала, что та была институткой, не знала, что у нее рассказы.

2011-04-11 в 10:37 

telwen
alina-violina
Спасибо.
Я Форш в сети не видела...

2011-07-02 в 03:58 

У Чарской еще есть рассказ "Сочельник Кати Луниной" из сборника "На рассвете"

2012-12-28 в 05:54 

А в "Под колесом старой мельницы" институт или пансион?

2012-12-28 в 10:25 

telwen
ess,
Пансион.

2012-12-28 в 10:44 

telwen
ess,
Пансион.

2013-01-21 в 20:36 

Интересно, читал ли кто-то рассказ про институток "Потерянное сердце" Зои Анисимовой? Это я случайно обнаружила в альманахе "Добрые друзья", составленном по материалам детских дореволюционных журналов, из-во Смирение. И может, кто-то что-то знает касательно издательских планов Энаса, уж очень давно они не издавали новых книг в серии Девичьи судьбы...

URL
2013-01-25 в 13:46 

telwen
Гость,
Нет, этот рассказ не читала, нжно будет найти. Большое спасибо.
В планах у Энаса на 2013 год - много новых книг Чарской. Конкретно е знаю, что и когда, но будут точно. А пока без "Девичьих судеб" остается довольствоваться новинками других серий. ;)

2013-01-25 в 21:25 

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Я вспомнила этот рассказ, это издательство "Зерна", эти большие книжки со старинными рассказами, там он был, поищу, могу вывесить, может быть. Он у меня есть.

2013-02-04 в 07:30 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Здравствуйте) Простите, не подскажете, кто автор самой верхней иллюстрации? И нет ли её в большем размере?)

2013-02-04 в 09:05 

change-ange
«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Автор - Сударушкин, иллюстратор начала 20-го века. Иллюстрировал "Княжну Джаваху" и "Записки институтки" Чарской. Это - из "ЗИ". В большем... Может в эл.библиотеках?

2013-02-04 в 11:23 

telwen
_ЛАЙТ_,
Да, Сударушкин из "Записок институтки". Я могу как-нибудь отсканировать его в лучшем качестве. Когда время будет.

2013-02-04 в 11:34 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
change-ange, telwen, Спасибо

2013-02-05 в 04:49 

У меня есть дореволюционное издание ЗИ, но этой иллюстрации я что-то не припомню. А она к какой главе?

2013-02-05 в 18:02 

telwen
ess,
Это глава "Печальная новость" , страница 129.

_ЛАЙТ_,
Вот картинка чуть побольше:

2013-02-06 в 11:46 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
telwen, Спасибо огромное!!!:red:

2013-02-07 в 04:24 

+1

2013-10-25 в 21:07 

Приятная новость - вышел сборник мемуаров институток, называется "Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц", изд-во Ломоносовъ. Книга только появилась, поэтому еще толком не ясно, чьи именно воспоминания вошли в издание. Но как же я рада, медамочки!
www.lomonosov-books.ru/instituty_blagorodnyh_de...

URL
2015-10-01 в 15:57 

И.А. Бунин. "Легкое дыхание". Прочитайте обязательно.

URL
2015-10-01 в 15:58 

И.А. Бунин. "Легкое дыхание". Прочитайте обязательно.

URL
   

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная