10:53 

Книги серии "Книги на все времена"

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Издательство "Энас-книга" открыло серию "Книги на все времена". Уже вышли "Дом шалунов" Лидии Чарской, "Волчонок" А.Анненской.

Самая-самая нововышедшая - Сегюр "Маленький горбун".



Тема детей-калек часто встречается среди детских старинных книг. У Клавдии Лукашевич, например, я нашла вот такой рассказ:

Клавдия Лукашевич. Брат и сестра. Рассказ (из сборника «Детские годы», 1912г.)


Дело было летом. День был ясный и теплый. В Летнем саду, у памятника Крылова, резвилось много детей. Одной компании, казалось, было особенно весело: одна игра сменялась другою, смеху и шуткам не было конца.
— Давайте в короли играть! — воскликнула хорошенькая девочка, нарядно одетая, по-видимому, любимица маленькой толпы.
Дети тотчас же согласились.

- А кто же будет королем? — спрашивали они один у другого.
- Теперь мне хочется быть королем, — сказал маленький горбатый мальчик.
Дети переглянулись и стали молча улыбаться.
— Нет, Поль, ты не будешь королем, — заметила все та же хорошенькая девочка.
— Отчего же нет, Нина? И ты была раньше, и Женя, и Верочка, и все были, кроме меня. Отчего же вы не хотите меня сделать королем?— обидчиво говорил ребенок.
- Оттого, что король должен быть немного покрасивее тебя, — с насмешливой улыбкой отвечала Нина, сестра Поля.




Действительно, лицо мальчика было старческое и некрасивое, но при взгляде на его большие, умные и ласковые, глаза как-то забывалось все его безобразие, и что-то невольно тянуло к этому бедному ребенку.
Поль, ничего не ответил на замечание сестры; слезы навернулись у него на глазах, и он молча пошел по дорожке.
— Можешь себе капризничать, сколько угодно! - закричала ему вслед Нина.
Навстречу мальчику поднялась со скамейки старушка, ласково улыбнулась, обняла и поцеловала его.
— Что же ты не играешь с ними, Павлушенька? — заботливо спросила Она.
- Я не хочу больше играть, няня, — я устал, — отвечал мальчик, глотая слезы.
Нянька пытливо взглянула на него и направилась к играющим детям.
— Ниночка, не пора ли домой? Уже время: обедать, — сказала она.
Девочка живо попрощалась со своими друзьями, и пошла вслед за нянькой и братом к выходу.
Вернувшись домой, Павлуша все украдкой взглядывал на сестру, — Нина, видимо, сердилась и была недовольна.

Наконец Поль не вытерпел, подошел и поцеловал девочку.
— Ты не сердись на меня, Нинуся: право, я не капризничал. Только мне очень хотелось быть королем и отгадывать.
- Уж ты Поль, всегда расстроишь игру, — недовольным тоном отвечала Нина, отстраняя ласки брата.— Пошел сейчас, няне пожаловался; она домой повела... И все из-за тебя.
— Нет, Нина, ты знаешь, что я на тебя никогда не жалуюсь, — серьезно заметил мальчик.



Павлуша и Нина были круглые сироты и жили у своей тетки. Павлуше было восемь лет, Нине семь. Тетка очень любила и баловала хорошенькую племянницу, всюду возила ее с собою, а если кто приходил из гостей,— сейчас же девочку призывали, восхищались ею и ласкали. На бедного же горбатого Павлушу несправедливая женщина не обращала ни малейшего внимания, разве побранить когда за Нину! Впрочем, это случалось редко, потому что Поль нежно и горячо, любил сестру. Обидит ли его Нина, случалось, что и ударит, или его любимую вещицу сломает,— всегда мальчик находил оправдание её поступку и примирялся с обидою.
«Она еще маленькая, глупенькая,— думалось ему, — у неё нет папы и мамы, ее некому, кроме тебя, научить добру», вспоминались ему слова няни, и добрый мальчик все прощал сестренке.
А Нина, по правде сказать, была очень избалованная и капризная девочка. Случалось, что она была приветлива и ласкова с братом, но едва ей покажется, что он не делает по её желанию, и она тут же начнет кричать и сердиться.
Больше всего Нина думала о своей наружности; она знала, что она хорошенькая, что все ее ласкают и любят, — и причудам девочки не было конца.

II.

Вечер. Все тихо в детской. Лампадка чудь теплится и дрожащим светом обливает комнату. Поль, и Нина спят в своих кроватках. В углу, перед иконой, стоить на коленях старушка и молится. Вот она кончила, встала, перекрестила спящего Павлушу и подошла к Нине. Девочка быстро обернулась и с улыбкой посмотрела на няню.

- Ты что это не спишь, срамница? — сказала старушка, погрозив ей.
— Я не хочу, няня. Скажи мне сказочку, — капризно просила девочка.
— Полно тебе, какие сказочки на ночь! Спи сейчас. Ах да, вот я что еще хотела сказать тебе.— Нянька присела к Нине на кровать и шепотом начала… — За что это ты все брата-то обижаешь? Стыдно, Ниночка, Господь накажет тебя. Ведь вас только двое и есть... Я ведь все вижу, все знаю.
— Да ты подумай, няня. Просится давеча королем быть... Ну, какой же он король — такой безобразный и горбатый!
— Пусть я горбатый! Пусть безобразный! — вдруг заговорил Павлуша, неожиданно приподымаясь с постели. — А ты — капризная, безжалостная девочка! — и он, рыдая, бросился на подушку.
— Ты как смеешь браниться! — закричала Нина, вскочив. — Погоди, я тете скажу. Злой мальчишка!..



Девочка раскраснелась, и глаза у неё блестели. Старушка растерялась и не знала, что делать.
— Перестаньте вы, перестаньте — унимала она детей, подходя то к одному, то к другому. — Нина, я тебя в угол поставлю, если будешь так сердиться... Павлуша, уймись, не плачь...
Мальчик по обыкновению скоро послушался и умолк, а Нина, не обращая внимания на слова няньки, еще долго что-то сердито бормотала про себя. Следующие дни Павлуша был как-то особенно грустен. Любящий глаз няньки тотчас же заметил эту перемену в дорогом ребенке. Едва ей удалось остаться с мальчиком наедине, она подозвала его к себе и, лаская, спросила:
— Ты здоров ли, мой ангел? Что ты такой скучный? Что с тобою?
— Нет, ничего, я здоров, нянечка... — уклончиво отвечал ребенок.

- Полно, скажи, Павлушенька, что с тобою? — настойчиво спрашивала нянька.
— Ах, няня, — вдруг решительно заговорил мальчик, — как бы я хотел быть красивым и не горбатым. Все бы меня любили и ласкали, как и Нину. А теперь надо мной лишь смеются. Иду по улице — останавливаются. Другой раз мальчишки бегут и кричат: горбатый, горбатый… А я-то чем же виноват. Даже Нина и та…
Павлуша умолк и тяжело вздохнул.

—- Опять ты за старое… — проговорила старушка, отирая украдкой слезу.— Что же делать, если у тебя есть недостаток. Ты это сам знаешь, а обращать на это внимание нечего. Будь ласковый, добрый, прилежный, и поверь, милый, кто тебя узнает, — тот полюбит.
Задумчиво устремив на няньку свои красивые глаза, слушал мальчик. Он понимал, что она говорила, и ему становилось как-то отраднее на душе. Только чтобы успокоить Павлушу, говорила няня: Будь добрый, ласковый, прилежный». Старушка знала, что ее дорогой воспитанник последним поделится с первым встречным, что он пожалеет и приласкает самое ничтожное беззащитное животное. Много раз слышала нянька, как учительница Павлуши говорила тетке: «Я не видела ребенка прилежнее, послушнее и внимательнее Поля».


III.


Весело шумит самовар на столе в столовой. Кругом так чисто, светло и уютно. Нина и Павлуша сидят с теткой и пьют чай.
— Ниночка, что с тобой?— вдруг спрашивает тетка, пристально посмотрев на племянницу.
У девочки щеки разгорелись, глаза блестели, и она еле дотрогивалась до чаю.
— Голова болит, тетя, глотать больно, — отвечает Нина и прижимает руки к горячей голове.
— Что с тобой, милая моя? - испуганно говорить нянька.— Поди, ляг скорее, разденься. Барыня, надо за доктором скорее послать, — шепотом обращается старушка к тетке.
Девочку уложили в постель. Жар у неё становился все сильнее и сильнее. Она металась, бредила, на теле выступила сыпь.
Приехал доктор и, внимательно осмотрев больную, сказал, что у ней оспа.
Сильно плакал и горевал Павлуша. Несмотря на все просьбы и мольбы оставить его с сестрою, — мальчика удалили на время из дома.
Долго прохворала Ниночка, наконец ей стало лучше, и доктор даже позволил встать с постели. Девочка оделась и пошла к тетке.
— Ах, как тебя изуродовала оспа! — воскликнула неосторожная женщина, при виде племянницы.


Нина подошла к зеркалу. Действительно, все её хорошенькое личико было покрыто глубокими ямками. Горько зарыдала девочка, и ей стало хуже.
Однако, несмотря на всю опасность, Нина все же поправилась.
Много дней, много вечеров провела девочка с няней.
Тетка меньше стала обращать внимания на племянницу, никогда не брала ее в гости, а если кто из её знакомых и видел Нину, то уже не восхищались ею, а только говорили с сожалением: «Бедная девочка».
Теперь только поняла Нина, кто искренно любил ее, и сознала, как она часто бывала несправедлива. Девочка с нетерпением ожидала Павлушу, который уехал с родными в деревню. Она уверена была, что мальчик будет любить ее и такою.
Вернулся Павлуша и увидел сестру. Ему стало так больно, так тяжело, что, казалось, и не перенести такого горя.
Сдерживая слезы, подошел он к девочке:
— Нинуся, милая, я еще больше буду любить тебя, — тихо проговорил он.



Девочка сконфуженно наклонила голову и заплакала.
— Мне было очень скучно без тебя, Поль, — наконец сказала она, ласково посмотрев на брата.

@темы: творчество, иллюстрации, ЭНАС-книга, Чарская, Софи де Сегюр, Лукашевич, Анненская, "Маленький горбун", "Дом шалунов", "Волчонок", текст

Комментарии
2010-11-22 в 12:18 

telwen
Хороший рассказ.
мне очень нравится последняя картинка в нем.

2010-11-22 в 13:58 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да, интересный "новый" художник. В этой книге, что интересно, целых два рассказа о горбунах - мальчике из хорошей семьи - Павлуше и мальчике деревенском - Ваське. Могу потом и второй вывесить, но он не так оптимистичен. Даже скорее, грустный.

2010-11-22 в 14:10 

telwen
change-ange
Это и книга у тебя новая?сборник?
У Чарской тоже рассказ есть про мальчика-горбуна и целая повесть "Большая душа" кстати?

2010-11-22 в 15:12 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да, вот, новая книга, 12-го года, свеженькая прямо. Написано, что детский сборник - но рассказы разного вида и для постарше, и для помладше. Мне несколько понравилось, вот поэтому сразу и поделилась.

А у Чарской я не помню рассказ - какой? "Большая душа" - конечно, хорошая книжка, эту я помню.

Тема вообще существует, но вот тот рассказ у Лукашевич (он называется "Злюка", может встречала?) очень необычно заканчивается для подобных рассказов. Я не ожидала, точно скажу - даже смотрела - нет ли дальше продолжения...

2010-11-22 в 15:43 

telwen
change-ange
Уж конечно новье...Сейчас-то только 10-й год идет ;)))
Сборник Лукашевич, да?
Не тот второй рассказ не встречала.А Лукашевич иногда действительно склоняется к правде жизни - что хорошо, но грустно.

Не помню как называется Чарской рассказ - кажется он в "Ярких звездочках".

2010-11-22 в 16:15 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
:hah: Ага - 10-ый...

Да, сборник Лукашевич, покажу потом, "Детские годы", ты его видела теоретически. Красивый.
А "Яркие звездочки" я плоховато знаю - я думаю у меня он и не весь, и во варианте сама знаешь кого...

2010-12-29 в 19:22 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Да, мне кажется, в детских повестях Чарской ребёнок-инвалид (а иногда, что реже, взрослый) - это одна из тех самых кнопочек, о которых говорил Чуковский. Иногда такие персонажи совершенно пассивны, они просто позволяют главному герою проявить положительные качества - сострадание, участие, оказать им заботу - как, например, Славушка в "Заслуженном счастье" или Лидочка из "Юркиного хуторка". Иногда они принимают участие в действии, и в основном это деятельность благотворительная (тётя Леля в "Приютках", Ляля в "Щелчке"). Такие положительные герои обычно кроткие, печальные и очень добрые.
Есть ещё тип героя-калеки - озлобленный на весь мир ребёнок, не избалованный лаской, который шалит уже не ради забавы, а чтобы досадить всем окружающим. Он тоже служит как бы испытанием главному герою - ведь проявлять заботу и участие к такому куда сложнее. Это, к примеру, Жюли из "Записок гимназистки".
Чаще всего, как я заметила, изображаются либо люди, имеющие проблемы с движением, либо горбуны. Видимо, это намного легче: их особенности практически не влияют на восприятие мира и общение с другими, зато хрупкости и грусти прибавляет. Поэтому особенно интересно мне было, как Чарская разовьёт сюжет с глухонемой девочкой в "Мотыльке", но дальше первой главы издание не подвинулось.
Ещё я обратила внимание, что "Юркин хуторок" и "Слепой музыкант" Короленко относятся приблизительно к одному периоду. Из повести Короленко можно сделать вывод, что на тот момент система Брайлевского письма для слепых в России уже была разработана - там есть сцена, где Пётр рассказывает Эвелине, как читает книги пальцами и по-русски, и по-французски. Я, конечно, согласна не со всеми методами воспитания, применёнными дядей Максимом, но трудно поспорить, что он развивал мальчика во всех возможных направлениях. А отец Лиды? Конечно, где-то в начале мельком упоминается, что он рассказывал девочке в свободное от работы время что-то о разных науках и поэтому она не верила в фей. Но почему, имея возможность купить хуторок и нанять учителя для мальчиков - то есть семья явно не бедствует! - почему он не купит дочке книги, почему не наймёт ей гувернантку? Ведь у Ляли из "Счастливчика" есть гувернантка, которая проходит с ней все предметы на дому и очень тепло к ней относится. А для Лиды главным развлечением оказываются цыплята, которых можно покормить из рук. То есть братьям даже в голову не приходит, что её, например, можно взять с собой на речку, хотя они не упускают случая сказать, что они её, "бедную слепую Лидочку, очень любят". И, конечно, в конце волшебник-князь возвращает ей зрение, переворачивает её мир - ведь в прежнем её состоянии у неё фактически и нет никакого мира!

2010-12-29 в 19:26 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Я уже не говорю о прозвищах, которыми награждают окружающие дети героев-инвалидов. Когда я увидела, что Дося в "Большой душе" с умилением и нежностью зовёт друга Горбунком, полностью заменив этим его настоящее имя, у меня это вызвало, мягко говоря, недоумение. Я тогда подумала: "Ещё бы слепого мальчика слепышом называли!" И что же? Так совпало, что следующая книга, которую я открыла, была "Огонёк", а там, если помните, есть нежная, любящая Тургенева девочка Лариса, настоящего имени которой тоже никто и в мыслях не держит - все зовут её просто и ласково - Слепушей. Даже когда зрение к ней возвращается, главная героиня Ира вроде как и осознаёт, что Лариса-то теперь не Слепуша больше, а всё равно отказаться от прозвища уже не может. И это при всей её пламенной справедливости, которую не устаёт подчёркивать Чарская. Её герои (даже сами носители этих прозваний) как будто совсем не видят в них ничего обидного, болезненного, как будто прозвища Краснушка и Слепуша ничем существенно не отличаются.
Кстати о Слепуше: никогда не слышала, чтобы глазные операции без наркоза делали. Как раз наоборот: пациента усыпляют, чтобы глаза не двигались, не моргали. Непонятно: Чарская вообще поинтересовалась вопросом, прежде чем писать, или вставила этот факт убеждённым тоном так, для пущего драматизма?

2010-12-29 в 23:25 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
А кто-нибудь знает, что за игра такая - короли? Я нашла только карточную игру с таким названием, но вряд ли ребятам пришло в голову картишки раскинуть! :) Судя по тому, что дети играют на улице, игра должна быть подвижная, а с другой стороны, Павлуша говорит: "Только мне очень хотелось быть королем и отгадывать", - Значит, в игре есть и какой-то интеллектуальный элемент.

2010-12-30 в 09:33 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Насчет "королей" мне тоже было интересно, когда читала этот рассказ, но только сейчас поняла, где можно посмотреть, что это за игра. Е.Покровский "Детские игры, преимущественно русские". 1895 год. (есть репринт)

"В короли (Астрах.губ.)... Один из играющих большей частию без всякого жребия, а прямо по желанию, избирается королем. Остальные считаются работниками..."
Ну, там долгое описание, вкратце - работники к нему нанимаются и изображают, не говоря - что это, какой нибудь труд, профессию знаками, движениями. А король должен угадать, что это. Если угадал - работники от него бегут, а он их ловит. Вот и все.

2010-12-30 в 09:36 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Вот сейчас посмотрела: девушку, у которой были проблемы с глазами, звали не Лариса, а Раиса. Но то, что я забыла её имя, совсем не удивительно: оно упоминается в лучшем случае раза три за всю повесть. Знакомство с Раисой происходит вот так: "Потом еще сидела девочка с зеленым зонтиком на глазах. Ее имя и фамилия Раиса Фонарева, но о нем, то есть о настоящем имени ее, забыли совсем, так как бедняжка известна более под именем Слепуши. У нее больные глаза, мамочка, и она не выносит ни солнечного, ни электрического света. Всегда в темных дымчатых очках, как бабушка Лу-лу, когда читает ее роли, и кроме того, ко лбу ее прикреплен безобразный зеленый зонтик. Бедная Слепуша! Она тиха и кротка, как ягненок, и по-видимому, подчинилась своей судьбе". Такое ощущение, что инвалиды у Чарской просто по определению не могут быть сколько-нибудь живыми, а если это так, то живость их направлена исключительно на пакости (как у Жюли, о которой я уже говорила). Да ещё если тебе постоянно, при каждом оклике подчёркивают, что, разумеется, помнят о твоей беде и всеми силами души сочувствуют, вместо того чтобы развлечь, просто поговорить о чём-нибудь, что совсем не имеет отношения к глазам, - не проще ли в такой обстановке тихо сесть в уголке с книжкой Тургенева?
Кстати, в итоге-то оказывается, что Раиса не совсем судьбе подчинилась: она предпочитает жутко болезненную операцию полной потере зрения: ведь, как мы видели раньше на примере Лиды, ослепни Слепуша окончательно, - и Чарская растерялась бы, не знала бы, что с ней делать дальше, как её мир развивать. Потому что, хоть к главным героиням Раиса, скорее всего, не относится - у Иры нет с ней таких близких отношений, как, скажем, с Мариной-принцессой, - но всё-таки она принадлежит к тесному мирку "интернаток" и так или иначе каждый день с утра до вечера находится в поле зрения Иры, соприкасается с ней, оставляет у неё какие-то впечатления, которые она потом выплёскивает в письма или дневник. А стань Рая незрячей - уехала бы из гимназии в Сибирь, села бы на скамеечку в саду и цыпляточек бы кормила.

2010-12-30 в 10:03 

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
А-а, спасибо! Ну, тогда понятно: ситуация, описанная в рассказе, создалась именно потому, что "большей частию без всякого жребия, а прямо по желанию". Интересно, если бы ребята кидали жребий и Павлуше повезло (он ведь так или иначе входил в их компанию, то есть и в жеребьёвке бы участвовал) - так вот, если бы его выбрал королём господин Случай, - стали бы тогда другие спорить? Да и вряд ли бы это отменило косые взгляды и насмешки на протяжении всей игры, тем более основанной на внешнем эффекте, на жестикуляции. Неизвестно ещё, какой вариант обиднее.

2011-01-01 в 22:47 

telwen
alina-violina
Ну, не знаю я с чего начать вот этот ответ...
Во-первых я хотела сказать относительно исторических деталей.
В первую очередь медицинских.Чарская не очень заморачивалась "обоснуем", потому в бытовых, повседневных деталях - ей можно доверять, но вот сцены операций, переливания крови ( и выбора донора), спасение почти утонувшей девочки ( "Тасино горе") и прочий экстрим связанный со специфическими знаниями... Я думаю что это в достаточной степени художественный вымысел. Современные Чарской критики обвиняли ее в том , что в "Сестре Марине" опять-таки показана не настоящая община , а опять-таки институт...И что в медицинских терминах там ошибки и т.д. Но мне повесть все равно нравится. ;) Так что эту сторону драматических описаний стоит принимать такой какая есть...
Во-вторых, проза Чарской в достаточной мере автобиографична. Она писала про институт потому что там училась, про сирот потому что росла без матери, про мальчиков - потому что у нее у самой рос сын, про измены и разочаровния в любви потому что испытали их и пр...
Видимо к счастью, тема калек ее в ее жизни миновала.Потому мне кажется что в описании она придерживалась типичного отношения к этому вопросу принятому тогда...Именно такому "сиди и корми цыплят". А никаких перспектив у горбатой девушки выйти замуж не было, например...Бедняку потерявшему зрения - только на паперть.
Ничего не остается просто людям, кроме как пожалеть.
Если говорить об отце Юры и Лиды - то тут возможно сыграла роль его собственная неразвитость.Ни он, никто другой ( не, видимо, автор) просто не понимает, что Лиде просто нужно то же самое, что и здоровым детям . Просто не понимают.
Но вообще любой неглавный герой, а не только ребенок-инвалид создан с какой-то целью. Злодеи, юмористические персонажи, понимающие родители...
Бедные дети.И дети-калеки.

Получается сумбурно, но я может завтра что еще допишу.

А вообще много Чарской подряд читать вредно...Перебор получается. Сразу видны все повторы и недостатки.

Еще к вопросу инвалидов у Чарской. Маленький рассказ:
lib.ololo.cc/b/189101/read#t15

И еще - У Анненской есть отличная повесть про девочку-горбнью. "Младший брат" называется.
Вот уж там нет ни шаблонности, ни волшебного перевоспитания, зато есть отличное становление характера.Могу прислать на мыло.

Издание "Мотылька" не пошло дальше по ысторическим причинам. И со Стеллой главная героиня еще встретилась бы обязательно, наверное. Мне бы хотелось знать что было бы дальше - но...:(

2011-01-03 в 13:41 

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Из детей-калек у Чарской мне симпатична Гедвига, дочь Бирона, из "Пажа цесеревны". Мне кажется, она достаточно естественна - злится из-за своего ущербного положения, но не кажется несчастной и статичным персонажем, никак не влияющим на события.

В "Младшем брате" Анненской вообще эта девочка очень привлекательный персонаж - и действительно, никаких штампов.

А вот этот маленький рассказ Чарской "Синичка" об умственной инвалидке не поместили в ПСС... Потому что нечего детей волновать - так?

2014-03-23 в 19:19 

Как называется рассказ о девочке школьнице, сидевшей с горбатым мальчиком? Мальчик-горбун звонил ей каждый день по телефону, они долго разговаривали. Она не подозревала, что это тот самый мальчик, с которым она сидит за одной партой. А когда по телефону они разговаривали о школе, она сказала, что сидит с горбуном - и он перестал ей звонить. Девочка сидела у телефона каждый вечер - ждала звонка, а он так и не звонил.

URL
2014-03-23 в 22:11 

telwen
Гость,
Я к сожалению не знаю. Но вот здесь может быть подскажут:
whatareyoulost.diary.ru/

2014-03-24 в 19:24 

Спасибо вам!

URL
     

"Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской"

главная