Записи с темой: фотографии (19)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Раз уж зашла речь у нас об изображении институток, то вот еще одна история в четырех частях - про ролевую игру про институт благородных девиц. Давно то было, 11 лет назад...

Ссылками, потому что там много картинок, а запихивать их сюда и переделывать посты мне лень.

silent-gluk.livejournal.com/751779.html
silent-gluk.livejournal.com/752364.html
silent-gluk.livejournal.com/752439.html
silent-gluk.livejournal.com/752829.html



@темы: фотографии, ссылки, творчество

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Мы с Ка-Мышью ( ka_mysh.livejournal.com/ ) тут на днях ходили на кукольную выставку, и там встретили этих институток (или гимназисток? За институток - пелеринки, за гимназисток - отсутствие манжей-рукавчиков). Вообще кукол-учащихся делают довольно часто, но в основном - в советской школьной форме, дореволюционные вот мне встретились впервые...

DSC09939-1

Фото Ка-Мыши

@темы: фотографии, творчество

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Чувашская республиканская специальная библиотека отметила юбилей Чарской:

а) аудиоверсией рассказа "Две елки" (который мы как-то помещали в сообществе, правда, текстом, а не аудиозаписью)

б) редкой фотографией Чарской

в) вот таким текстом:

150 лет со дня рождения Лидии Чарской: писательницы, покорившей сердца детей

Сегодня, 15 января 2025 года, исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской (1875–1937) – талантливой писательницы, чьи книги стали настоящим открытием для юных читателей прошлого века.

Лидия Чарская – автор более 80 произведений, среди которых такие знаменитые книги, как «Записки маленькой гимназистки» и «Княжна Джаваха». Её трогательные истории о доброте, верности и дружбе вдохновляют и сегодня.

Мы с радостью рекомендуем её произведения для чтения! В фондах нашей библиотеки вы можете найти книги Лидии Чарской и познакомиться с её героями, которые учат преодолевать трудности, быть храбрыми и помогать другим.

Приходите к нам в библиотеку, выбирайте книгу и откройте для себя мир удивительных приключений, описанных Лидией Чарской!

Отсюда: vk.com/wall-203222911_2240

На фотографию посмотреть и послушать рассказ можно по ссылке.

@темы: фотографии, ссылки, Аудио, Рассказы, Чарская, Княжна Джаваха, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот здесь - vk.com/wall-215751580_3137 - можно посмотреть на фотографию Л.Чарской

(не понимаю, почему фото оттуда не показываются).

@темы: фотографии, ссылки, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Знаменская улица. Павловский институт благородных девиц. 1878 г.

Фотография по ссылке: vk.com/wall-35689037_84265

Институт, в котором обучалась Лидия Алексеевна Чарская. Именно об этом институте большинство её произведений. За ссылку спасибо Ольге.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2499

@темы: фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Лидия Алексеевна Чарская на даче

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2408

Фото можно посмотреть по ссылке.

@темы: фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот каким образом встретились имена двух знаменитых писательниц для детей и юношества начала 20 века.

Чарская Лидия Алексеевна (Чурилова; 1875-1937). Фотографии из архива Лукашевич К.В. Неизвестный фотограф. Надписи, к сожалению, неразборчивы.

Кла́вдия Влади́мировна Лукаше́вич (по первому мужу Лукашевич, по второму мужу Хмы́зникова, урожд. Мирец-Имшенецкая; 11 [23] декабря 1859, Санкт-Петербург — 16 февраля 1931, Ростов-на-Дону) — русская детская писательница, педагог-практик.

Источник: goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10332360

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2338

Фотография по ссылке

@темы: фотографии, ссылки, Чарская, Лукашевич

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
«Аничков мост» - спектакль для зрителей юношеского возраста по мотивам рассказов Лидии Чарской. Это трогательная и светлая история о взрослении девушек, о времени, когда формируются характеры, утрачиваются детские иллюзии, приобретаются новые взгляды. Они мечтают и дерзают найти выражение высокой и значимой истины, растворённой в потоке жизни накануне кровавой революции, изменивших их мир до неузнаваемости. В спектакле заняты воспитанники ДТС "Маленькая Луна" и актеры театра на Малой Ордынке Московский «Театр на Малой Ордынке».
Режиссер А. Захарова.

Наш любимый, первый в 2024 году, «Аничков мост»
Поздравляем с дебютом новых исполнителей:
Софию Мишукову (роль Александры Вольской)
Софию Дуганову (роль Софьи Пуд)
Артемия Пильстрова (роль Андрея)
Даниила Федорченко (роль Газетчика)
Погрузиться в атмосферу дореволюционного Петербурга, описанную в своем рассказе Лидией Чарской, побывать на балу и посмотреть воздушные танцы в постановке Екатерины Партугимовой, насладиться талантливой актерской игрой наших юных воспитанников и актеров театра на Малой Ордынке вы сможете 16 февраля на малой сцене театра. Начало спектакля в 18.00. Билеты уже в продаже!

Отсюда: vk.com/wall-138506854_1081 , vk.com/wall-138506854_1082 через vk.com/wall-215751580_2241 , vk.com/wall-215751580_2242

По ссылкам - фотографии.

@темы: фотографии, ссылки, Театр, творчество, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И ещё раз о Павле Воронове, брате Лидии Чарской.

Наша участница vk.com/olgashilina написала книгу, в которой есть глава о брате Чарской, небезызвестном нам Павлике из повести "На всю жизнь". Очень благодарны за прекрасный материал!

А в декабре этого года исполняется 115 лет со дня страшного землетрясения в Мессине (1908 г.), где отличились при спасении жителей русские моряки — «ангелы, пришедшие с моря». Среди них был и Павел Алексеевич Воронов. Маленький брат Лиды вырос отважным человеком.

Из книги:

"Глава III. «Богом хранимый». Павел Алексеевич Воронов.

Звёзды, вы, дети небес,
Пойте свой гимн светозарный,
Пойте: «Спаситель Воскрес!»
Ангел сказал лучезарный.
Слышишь ты дивный привет,
Ты, одинокий, родимый...
Здесь тебя около нет...
В сердце моём ты, любимый...
Ты далеко... ты в пути...
Все же я вижу родного...
Солнышко! В детской груди
Много восторга святого.
Солнышко, сердце поёт,
Папу Алёшу зовёт...
О, приезжай, ненаглядный!
Так писала Лидочка Воронова, в будущем известная детская писательница Лидия Чарская, в своем первом стихотворении, обращенном к «папе Алеше», военному инженеру Алексею Александровичу Воронову. Она не хотела ни с кем делить «свое солнышко», но, когда «Лидюше», мать которой умерла в родах, исполнилось десять лет, Алексей Александрович вторично женился. Могла ли Лидочка тогда предвидеть, какая необыкновенная судьба ожидает всю их семью, и особенно ее единокровного брата «Павлика», как называет она его в своей «повести о самой себе» «За что?» Разве могла она тогда знать, что брат ее станет доблестным морским офицером, вместе со своей женой, Ольгой Константиновной Клейнмихель, будет входить в узкий круг лиц, приближенных к семье последнего российского императора Николая II, неоднократно будет находиться на волосок от смерти, но всякий раз будет спасен, что проживет он долгую, достойную жизнь и закончит свои дни на чужбине?"

Всего в книге четыре главы и пять героев:
Глава I. «Другая часть меня», или Семейные легенды Львовых (об архитекторе Н.А. Львове).
Глава II. «Невозвратное лето», или Предания монаршей династии Чакри (о Е.И. Десницкой).
Глава III. «Богом хранимый». Павел Алексеевич Воронов.
Глава IV. «Наши в Бразилии».
• «Бразильянка из Санкт-Петербурга». Елена Владимировна Антипова.
• «Национальность – балерина». Татьяна Юрьевна Лескова.

Регина Альба "Виражи судьбы. Нереальные истории реальных людей"

Герои этой книги, оказавшись в сложных, подчас драматичных обстоятельствах, подобно героям сказок Г.-Х. Андерсена, никогда не отчаивались, стойко переносили все трудности, добивались всего упорным трудом и никогда не впадали в отчаяние. Они прошли через все испытания достойно, потому что сохранили и пронесли через свою жизнь главное – честь, память, веру в добро и любовь. Но это отнюдь не сказка – это порой нереальные истории абсолютно реальных людей.

Полностью читать: www.litres.ru/book/regina-alba/virazhi-sudby-ne...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2058

По ссылке - фотографии

@темы: Семья, фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Одна из редких фотографий Чарской - довольно позднего времени, датирована - "после 1914 года". Хорошо видна мода именно времён Первой мировой. Шляпки уменьшились, изменился силуэт верхней одежды.

Фотография находится в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры "Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства".

goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4686857

За ссылки на госкаталог Министерства Культуры РФ благодарю Яну.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1999

По ссылке - собственно фотография.

@темы: фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
27 апреля 1914 года Лидия Алексеевна Чурилова венчается со Стабровским Василием Ивановичем, сыном потомственного дворянина, санитарного врача Стабровского Ивана Семеновича. Невесте – 39 лет, а жениху – 23 года.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1991

По ссылке - фото: В.И.Стабровский, второй муж Чарской.

@темы: фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Лидия Чарская (1875-1937): факты из биографии

В августе 1897 года Лидия Чурилова подает прошение о приеме в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище, на экзаменационных спектаклях просит именоваться «Чарской». В сентябре 1900 г. утверждена неклассным художником на действительной службе в Императорских театрах.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1889

По ссылке фото: Чарская в Александринском театре.

@темы: фотографии, ссылки, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Страницы ушедшего быта".
Роман Лидии Чарской «Виновна, но…» Роман мятежной души».

Отправляемся по страницам книги.

Первые слова Жени Нераева, так сильно волнующегося за главную героиню, уже содержали в себе не совсем понятные вещи… Больше всего меня смущал акредитив, причём я так до конца и не разгадала его секрета именно здесь.

1. " - Паспорт, деньги, акредитив… Вы ничего не забыли, Листик?"

Паспорт, конечно же, имеется в виду заграничный. Заграничные паспорта в начале века выдавались без промедления сроком на пять лет всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учет за переездом границы осуществлялся на таможне.
За один только 1911 год из России выехало 10,6 млн. человек, включая 7,2 млн. русских подданных.

Аккредитив Дорожный
англ. traveller~s letter of credit аккредитив, предоставляющий клиенту право получать местную валюту в отмеченных в аккредитиве банках при предъявлении чеков на свой банк. Чеки направляются в банк-эмитент для перевода средств банку-корреспонденту.

Аккредитив
(лат., от ad - к, и credere - верить): письмо, которым одно лицо открывает кредит другому у третьего лица.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - Чудинов А.Н., 1910.

2. "…до Вержболова пришлю открытки с нашими русскими марками".

С начала 1860-х годов, после проведения Петербурго-Варшавской железной дороги к прусской границе, и вплоть до Первой мировой войны, Вержболово было пограничной станцией между Российской империей и Пруссией (первой прусской станцией, в 1 версте от Вержболова, был Эйдкунен, ныне Чернышевское Калининградской области, который тоже скоро будет упомянут в романе), здесь располагалась таможня и пограничные учреждения.
Вержболово, равно как и расположенный в этой же части Империи Граево — крупнейшие и известнейшие среди современников российские железнодорожные пункты пропуска, через которых почти непременно проезжали русские путешественники на Запад и домой.
С 1991 года входит в состав Литвы. В 1995 году стал центром одноимённого староства.

На станциях располагалась таможня и пограничные учреждения. Через Вержболово и Граево, сейчас в Польше, непременно проезжали все русские путешественники на Запад и домой. Станцию проектировали французы, возводили немцы. Главной особенностью вержболовского вокзала было то, что он был двухсторонним. С одной стороны вокзала была широкая русская колея, с другой – узкая европейская. Поезд из России останавливался, пассажиры выходили с багажом на платформу, проходили сквозь вокзальное здание, где совершались необходимые формальности, и выходили с другой стороны, где их ждал точно такой же поезд, но уже на узких вагонных тележках. Все занимали свои места и ехали дальше. Таким же образом был оборудован и вокзал в прусском Эйдкунене.

3. "…в дамское купе вагона по плацкарте…"

За это надо было сделать доплату – в дополнение к общему билету купить плацкарту, особый добавочный билет. Плацкарта, купленная на станции отправления, гарантировала место с заранее известным номером.
В начале ХХ века существовали уже не только купе, но и такая забытая ныне услуга, как превращение двух купе в одно. Представьте себе: в вагонах первого класса можно было раздвинуть дверь, устроенную в перегородке между соседними купе, чтобы сделать их сообщающимися. Кстати, такой вагон – далекий предок вагонов СВ повышенной комфортности начала XXI века, разве что без холодильника. В купе был огромный мягкий диван с поднимавшейся спинкой (она могла трансформироваться в полку для второго пассажира), напротив стояло кресло, висело зеркало, а посредине имелся столик со скатертью, на котором помещалась лампа с абажуром. Здесь была предусмотрена и вмонтированная лесенка для залезания на верхнюю полку. А еще такие купе имели умывальник (позже душ) и туалет, пусть и сразу для двух купе. Внутренняя отделка вагона отличалась изысканностью: это самые настоящие апартаменты – с бронзой, инкрустацией, полированным красным деревом и расшитыми занавесками. Освещалось купе газовым рожком, причем можно было «разобщить внутренность фонаря от внутренности вагона» (попросту говоря, выключить свет). С 1912 года вагоны такого класса освещались электричеством.

Были специальные "дамские" купе, во время поездки в нём находились только дамы:
"Проезжая большие пространства, приходится иногда ехать и ночью. Дамы одинокие, или же путешествующие без сопровождения мужчины, выбирают себе в таком случае место в "дамском отделении"...


Отсюда: vk.com/wall-215751580_1563

По ссылке - фото вагонов, загранпаспорта и т.д.

@темы: текст, фотографии, ссылки, иллюстрации, Реалии, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Эта статья печаталась в журнале «Дошкольное воспитание» в 90-х годах 20 века. Но, по-моему, такое происходит до сих пор – мифы о Чарской появляются наравне с фактами. У такой чарующей писательницы и биография не может быть не сказочной.

Судя по сведениям из статьи, тогда многое было утеряно и малоизвестно - даже даты рождения.

Где похоронена Л.А.Чарская.
По поводу одного письма

Р.П.Иушина из города Рубцовска прислала отклик на нашу публикацию прозы и стихов Л.Чарской, адресованных малышам. С молодых лет Римма Петровна зачитывается Чарской, буквально проглатывает каждое произведение, попавшее в руки; что ж, это легко понять. В начале века Л.А.Чарская (урожденная Воронова, в замужестве – Чурилова) была необыкновенно известна; её известность, как многим казалось, превышала дарование; однако ни критические нападки, ни увещевания её поклонников не сбили эту волну интереса и любви. А затем… В 1918 году прекратил своё существование журнал «Задушевное слово», не допечатав до конца последнюю повесть Чарской «Мотылёк» - о дочери бедного чиновника Шуре Струковой, приехавшей в Петербург учиться. И комплекты журнала, и повести Чарской, вышедшие отдельными изданиями, были по-большевистски изъяты из библиотек, запрещены и выброшены на свалку – ныне их не найдёшь даже в главных книгохранилищах страны.
Волнующая подробность: повесть Чарской о Надежде Дуровой «Смелая жизнь» была в Ипатьевском доме среди книг юной невинно убитой читательницы – великой княжны Татьяны Николаевны; на томике (№206) рукой государыни написано: «Дорогой Татьяне от папá и мамá, 1908г.»
Шли годы… дети Чарскую не забыли, не разлюбили. Её книги – почти тайно! – передавались из рук в руки, переписывались, обсуждались, пока – это было уже на исходе Отечественной войны или несколько позже – не затрепались последние экземпляры «Лизочкиного счастья» или «Записок сиротки» (сохранились у редких собирателей).
О судьбе знаменитой писательницы можно прочесть в моих статьях, предваряющих книги: Чарская Л. Смелая жизнь. М.: «Детская литература», 1991; Чарская Л. Княжна Джаваха. Сибирочка. Щелчок. Саратов: Приволжское изд. «Детская книга», 1992. (Идя навстречу пожеланиям читателей, публикуем две давно забытые сказки Л.Чарской для старшего дошкольного возраста.)
Читательнице с Алтая наша публикация понравилась; высказала она и упреки: мол, Владимир Приходько ошибся, назвав Чарскую Лидией Алексеевной, на самом деле она Александровна. В доказательство Иушина прислала копию письма начальника Сочинского управления культуры Д.М.Панценко, где, в частности, говорится: «Большое спасибо за память о русской писательнице Лидии Александровне Чарской».
Здесь просто описка, и я не стану бранить за неё начальника из Сочи. Но это не всё.
Родилась Чарская, пишет Иушина, в поселке Чкаловское. Звучит, согласитесь, странно. Поселка, названного, как легко догадаться, в честь летчика Чкалова, в год рождения Чарской не существовало. Где же родилась Чарская? На Кавказе. Где именно? Надо проводить дополнительные разыскания. Нуждается в уточнении и дата рождения (месяц? число?).
О том, что умерла Чарская в поселке Чкаловское Адлеровского района, сообщила Краткая литературная энциклопедия (т.8, М., 1975, с.442). Будучи в Адлере на курорте, Иушина, руководствуясь энциклопедией, отправилась искать могилу. Выяснила, что поселка, который в 40-50-е годы называли Чкаловским, сейчас нет. «Один из старожилов вспомнил, что на холме, где раньше стоял особняк, и похоронена писательница». Иушина поднялась на указанный холм и увидела рядом с широкой мраморной лестницей камень с нацарапанными буквами «Ча». С возмущением написала в Москву, в «Литературную газету». Из газеты письмо переслали в Сочи – оттуда пришёл испуганный официальный ответ (уже цитировавшийся выше): «В настоящее время литературно-мемориальный музей Н.Островского собирает материалы о творчестве Л.А. Чарской в рамках темы «Сочи литературный» и решает вопрос об увековечивании её памяти и благоустройстве могилы».
Благоустройство несуществующей могилы – романтический сюжет в духе Чарской. Свою любимую и отчасти автобиографическую героиню Джаваху («Княжна Джаваха», «Записки институтки») она «похоронила» на кладбище Новодевичьего монастыря, у Московской заставы в Петербурге (где, как известно, покоится великий поэт Н.А.Некрасов). Пылкие читатели поверили в существование обаятельной Ниночки, в её жизнь и смерть: «Да будет девочке с Кавказа земля холодная легка!» (Марина Цветаева. Памяти Нины Джавахи). Разыскивали могилу. Расспрашивали монашек. Досадовали: не находят. Надеялись: найдут. Не желали разочаровываться.
…Ответом из Сочи Иушина была довольна, а всю историю обнародовала рубцовская заводская многотиражка (Кижакова Н. Знакомы ли вы с Чарской?). Почему же мы, недоумевает Иушина, пишем, что Чарская умерла в Ленинграде?
Просто сослаться на писателя Л.Пантелеева: он был на могиле Чарской. такой ссылки достаточно, чтобы развеять легенду. И всё же мне хотелось побывать на этой могиле самому. Житель московский, приехал я в Петербург по делам разным и в необычно теплый для прошедшего лета солнечный день пришёл на Васильевский остров. Смоленское православное кладбище. При входе мемориальная доска: похоронена здесь Арина Родионовна, няня Пушкина. Справа от главного входа храм Иконы Смоленской Богоматери, слева часовня Ксении Петербуржской. Свечница Тамара Флягина сказала, что знает, где могила Чарской. Недалеко. Согласилась проводить.
Могила №6953. Ограда, скамейка, столик. Крест. На кресте дощечка:

Писательница
ЧАРСКАЯ
Лидия Алексеевна
1875-1937

Здесь я посидел вместе с церковным художником-реставратором Сашей Рябовым-Бельским, который Чарскую не читал, но живо интересовался литературной историей. Грело солнце. Брел я по неухоженному, пыльному и такому прекрасному Петербургу и думал, что не могу все-таки ответить на вопрос: почему читательское воображение похоронило Чарскую в Адлере. И даже энциклопедия подтвердила… А вы не знаете?

ВЛАДИМИР ПРИХОДЬКО

В.Приходько. Где похоронена Л. А. Чарская. Дошкольное воспитание. — 1994. — № 2. — С. 44–45.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1517

По ссылке - фотография могилы Л.А.Чарской

@темы: фотографии, ссылки, биография

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Таинственная Лидия. Но не Чарская

Этой девушке со старинной фотографии наверняка завидовали почти все читательницы Лидии Чарской, непременно желая оказаться на её месте. Ещё бы! Ведь именно ей писательница посвятила одну из своих самых лучших книг, несомненно, самую любимую для тысяч девочек дореволюционной России - «Княжну Джаваху». Так было написано в первой публикации, в журнале «Задушевное слово» для старшего возраста в 1903 году: «княжне Лидии Кекуатовой мой скромный труд посвящаю». Уже когда повесть была издана книгой, посвящение почему-то исчезло… Пока мы также не знаем, почему Чарская написала имя этой реально существующей княжны рядом с заголовком повести о другой – вымышленной - княжне.
О Лидии Александровне (отчество предположительно) Кекуатовой кроме её титула и места учёбы известно мало. Но самое важное – она тоже училась в Павловском институте благородных девиц, но чуть позже, чем Лидия Воронова (будущая Чарская). На два года – в 1895 году состоялся выпуск её класса. Тёзка Чарской вышла из института в 17 лет. Сохранилась также её фотография и в младшем возрасте, здесь ей примерно 12-13 лет. На обороте - трогательное посвящение неизвестной подруге: «Пока помнишь береги позабудешь разорви. Любящая тебя Л.К.»
На «взрослом» фото – посвящение кому-то на французском языке.

Фотоматериалы: personalhistory.ru/images/Smirnov%20Roman/index...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1383

По ссылке - фотографии

@темы: фотографии, ссылки, биография

05:35

Театр

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Перед нами - неожиданная, эпатажная Чарская в модной пьесе начала прошлого столетия "Фимка" о судьбе падшей женщины. Чарская тут успевала играть две роли - хористки (на фото) и горничной.

"Фимка" (1905), пьеса в 4 действиях. Главную роль в пьесе играла сама М.Г.Савина, знаменитая актриса, премьерша Александринки.

"Театр и искусство" в конце 1905 года писал: "22 декабря в Александринском театре прошла в первый раз "Фимка" В.О.Трахтенберга. Пьеса и исполнители имели успех". (№51-52, 1905 год)

Автор пьесы, популярный драматург Владимир Осипович Трахтенберг:

ru.wikipedia.org/wiki/Трахтенберг,_Владимир_Оси...

Как мы видим из рекламы, даже текст пьесы пользовался спросом. Его можно было купить в конторе театрального журнала.

Даже в 1927 году, уже после революции, пьесу продолжали играть, о чём пишет вологодская газета "Красный север".

А вот критики возмущались, что зритель интересуется "фимками", а не Жанной д'Арк. И внимательно изучали вопрос появления темы проституции на сцене, начиная с горьковской "На дне".

Содержание пьесы можно прочитать на фото, оно весьма драматично.

На фотографии: Чарская Л.А. и Троицкая в ролях хористок. "Фимка". Санкт-Петербург, Александринский театр
Источник: goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27190730

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1349

По ссылке - фотографии и пересказ сюжета

@темы: фотографии, ссылки, биография

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Добрая, самоотверженная тетя Душа — героиня двух рассказов Лидии Чарской, одноименного детского и написанного десятилетием раньше взрослого "На мостках". События в двух историях развиваются по-разному, но завязка одинакова: строгий отец запрещает юной Евдокии Гагиной, по-домашнему Душе, выходить замуж за любимого — уж слишком он беден. Жених отправляется на заработки, а Душа остается в семье брата, где воспитывает племянников и заботится о них: "Она буквально вырвала из рук смерти заболевшую дифтеритом старшую девочку, бледненькую, слабенькую Симочку. Как настоящая сестра милосердия, ухаживала она за отбывавшими неизбежную повинность в кори и скарлатине обоими мальчиками-близнецами..." Идут годы, Душе уже тридцать пять лет, для всех она "старая дева". Но вот на пороге дома Гагиных появляется незнакомый гость в дорожном костюме...

Между тем в семье Вороновых (девичья фамилия Чарской) была своя "тетя Душа". В 1899 году Павел Павлович Воронов, приходившийся писательнице двоюродным дядей и одновременно братом мачехи, женился на дочери дальневосточного промышленника Евдокии Старцевой, которую в семье ласково называли Душей или Душенькой. Говорят, что отец Души был против их брака: Воронов был намного старше невесты, к тому же к девушке уже посватался другой. Но влюбленная Евдокия сумела настоять на своем — в отличие от героини вышеупомянутых рассказов.

Зато обеим было не занимать отзывчивости и сострадания. Тетя Душа у Чарской печется о заболевших детях "как настоящая сестра милосердия", а Душа Воронова и в самом деле была сестрой милосердия.

Свой первый санитарный отряд она создала в Китае, где ее муж находился в качестве военного советника, а затем участвовал в боевых действиях во время печально известного Боксерского восстания. В Русско-японскую войну Евдокия Алексеевна, к тому времени уже награжденная за свою деятельность Георгиевским крестом, снова оказалась на передовой. Вместе со своими соратниками она подбирала раненых, перевозила в госпиталь и ухаживала за ними.

Заметка о подвигах сестры Вороновой появилась и в детском журнале "Задушевное слово" для старшего возраста. Разумеется, редакция не могла не упомянуть о родстве знаменитой сестры милосердия с Лидией Чарской, самым любимым и популярным автором журнала. Этот факт наверняка подтвердила коллегам сама Лидия Алексеевна — вполне вероятно, знакомая с родственницей лично. Не исключено, что именно гармоничное сочетание имени и характера Души подсказало писательнице, как назвать скромную, ласковую героиню, забывающую себя ради других...

Подробнее о Евдокии Вороновой рассказано в статье Татьяны Кирпиченко "Амазонка с острова Путятин": www.slovoart.ru/node/1452

А рассказы Лидии Чарской можно прочесть по следующим ссылкам:

"На мостках" (взрослый вариант рассказа, опубликован в 1904 году в журнале "Новый мир")
charskaya.lit-info.ru/charskaya/proza/rasskazy/...

"Тетя Душа" (детский вариант, вышел в 1914 году в сборнике "На рассвете") viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_v19_rc_199501...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1347

По ссылке - фотографии.

@темы: текст, фотографии, ссылки, биография

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Выкладываю ссылки со сканами романа Лидии Чарской "Её величество Любовь". Роман из современных событий. Это оригинал, 1915 года, не сокращённый, не редактированный.

disk.yandex.ru/d/tcSvIriFYpoa7A первый том

disk.yandex.ru/d/GcaRgPEAjo8THA второй том

@темы: текст, фотографии, ссылки, иллюстрации, Чарская, первая мировая война, 1915, "Её величество Любовь", Каспари, собрание иллюстрированных романов журнала "Родина"

Издательство "Палласов кот" поздравляет вас с наступающим новым годом!
Это стихотворение написано Лидией Чарской более 100 лет назад, однако оно актуально и по сей день.

youtu.be/ca3evdcArmM

Наше издательство предлагает вам принять участие в конкурсе чтецов «Планета Лидии Чарской».
Условия участия:
✔ Записать на видео чтение стихотворения Лидии Чарской.
✔ Опубликовать в любой социальной сети и прислать ссылку на видео по электронной почте: [email protected]

Подводить итоги мы будем 31 января в день рождения Лидии Чарской.

Победитель получит книгу стихотворений Лидии Чарской «Весёлая дюжинка»
izdatelstvopallasovkot.ds78.ru/goods/2206769/

@темы: фотографии, Чарская