Записи с темой: Стихотворения (27)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Диана Родионова пишет:

Мероприятие к 150-летию Лидии Чарской состоялось в ГБОУ гимназии № 209 "Павловская гимназия" гимназии.

Директор гимназии Дмитрий Георгиевич Ефимов провел прекрасную экскурсию для гостей, потом был урок для учащихся 1-4 классов о творчестве Лидии Чарской.
Ребята подготовились, выучили стихи Лидии Алексеевны.

После был очень уютный разговор за чаем.
Каждому гостю подарили памятные сувениры от гимназии.

Я от себя лично и от Издательства «Палласов кот» подарила гимназии две книги из серии "Планета Лидии Чарской"

Огромное спасибо директору гимназии Дмитрию Георгиевичу и его жене Ангелине Юрьевне за такой замечательный праздник к юбилею Лидии Чарской.

Большое спасибо всем, кто смог прийти.

Фотографии будут позже.

А сейчас позвольте поделиться видео. В нем звучит песня "Дивные звуки" музыка Ираиды Сальниковой, сл. Лидии Чарской.

Лидия Чарская испытала страшные превратности судьбы. Но было и счастье, которое ей дарили читатели. Однажды, после ужасной очередной неудачи, она писала Ольге Иеронимовне Капица: «Ну, и это не беда, Чарской давно нет, она умерла. На её скромной могиле стоит такой роскошный памятник из живых цветов чистой детской любви».

И как же прекрасно, что до сих пор эти живые цветы есть!

Отсюда: vk.com/wall194143889_2361 (видео - по ссылке).

@темы: Видео, Песни, Цитаты, Стихотворения, ссылки, Письма, Мероприятия, биография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека Некрасова (тоже из Красноярска) отметила юбилей Чарской цитированием ее стихотворения. Процитируем и мы.

Зима
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула —
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковер…
Новый взмах — и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает —
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры —
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка,—
Матушка-зима.
С легкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной,—
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!

Отсюда: vk.com/wall-71762993_21045

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
БОЖИЙ ПОДАРОК. Стихотворение Л.Чарской

Лучистым сияньем меж тёмных высот
Зажжён золотой огонёк...
Он чистые помыслы к небу несёт,
Далёкие мира тревог.
Он, радостный сердцу лучистый маяк,
Всех светлой надеждой дарит...
Кто голоден, алчен, без крова и наг,
Для тех он светлее горит.
Для тех, кто исполнен вражды роковой,
Он скажет сияньем лучей,
Он скажет без слов, огонёк золотой,
Озлобленным душам людей:
«Зажёгся я в тёплую полночь, когда
Родился Спаситель... С тех пор
Промчались столетий далёких года,
Как мой загорается взор.
Пусть люди забудут печаль и вражду,
Пусть злобе наступит конец,
Господь Вифлеемскую шлёт им звезду
В подарок, как детям отец».

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3469

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Грезы.
Стихотворение Л.А.Чарской.

Грезы… Мир фантазии летучий…
Кто из нас не грезил, ни мечтал,
Кто под лепет их веселый и кипучий,
В даль безбрежную отсюда не летал?..
Летний день… вдали пестрят куртины…
Шелестят листвою дýбы-старики…
В голове - незримые картины,
Грезы-призраки, воздушны и легки.

Реют, носятся, порхают, словно птицы,
Кружат мысль, сплетаясь гибко с ней,
Их несутся, мчатся вереницы,
С каждым мигом, призрачней, пестрей…
Их наряд роскошен драгоценный,
Их убор из ало-белых роз…
Я люблю их шёпот вдохновенный,
Я люблю забвенье сладких грёз…

«Задушевное слово для старшего возраста», №41, 1910 год.


Отсюда: vk.com/wall-215751580_3322

По ссылке - оригинальная иллюстрация

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, иллюстрации, Чарская, Задушевное слово

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ. СТИХОТВОРЕНИЕ Л.ЧАРСКОЙ
(из сборника "Голубая волна")

Дитя стоит в траве душистой,
Слегка обрызганной росой.

Кругом — и ландыш серебристый,
И колокольчик голубой,
И нежно-белая ромашка,
И синий-синий василёк,
И ало-розовая кашка,
И мака палевый глазок.

Всё здесь, в волшебном царстве мая,
Полно небесной красоты...

И улыбаясь и кивая,
Ей шепчут нежные цветы:

— «Не уходи! — останься с нами,
Вдали от света и людей
Какими розовыми снами
Проходит жизнь среди полей!
Здесь аромат душистой лаской
Тебя, малютка, обовьёт,
Потешит нива длинной сказкой
И птичка песенку споёт».

Первая публикация стихотворения «Полевые цветы», 1903 год, журнал «Задушевное слово», №12.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3119


@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Задушевное слово, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот еще необычное упоминание о творчестве Чарской, так как речь идет именно об ее поэзии, что, по-моему, больше нигде не встречалось.

Книга Ольги Кушлиной «Страстоцвет или Петербургские подоконники», СПб, 2001 (о влиянии комнатного цветоводства начала 20-го века на поэзию того времени). Недавно её переиздавали - в издательстве Ивана Лимбаха в 2022 году.

«…Петр Петрович Потемкин ru.wikipedia.org/wiki/Потёмкин,_Пётр_Петрович – фигура почти анекдотическая в богемных кругах предреволюционного Петербурга. Например, оказался вдруг замешанным в скандальную историю «кошкодавов», с упоением раздуваемую прессой… Бульварные журналисты во все времена сочиняли любые нелепицы, и разобраться в происходившем 90 лет назад трудно. Да и желания нет, по правде говоря. Если подтвердилось бы, что Потемкин как-то обидел кошку, - заменила бы его на «чувствительную» писательницу Лидию Чарскую, в стихах которой цветочков более чем достаточно».

Стихи Чарской о цветах мы знаем, есть среди них и очень красивые, например, "Белый лотос".

БЕЛЫЙ ЛОТОС
В коронке белой, душистый, нежный,
Дитя полдневных восточных стран,
Весь тонкий, стройный и белоснежный,
Он чуть колеблет свой гибкий стан.
Как принц далёкий, он гость случайный
В темнице наших оранжерей,
Он полн туманной и тихой тайны
Во мраке наших сырых ночей.
Он грезит тихо, он грезит сладко
И точит слёзы, весь полн тоски,
И плачет тихо, всегда украдкой,
Склоняя долу все лепестки.
Цветок индийский, цветок прекрасный,
Цветок священный, он тих и нем...
Такой печальный, такой неясный,
Цветок Востока, ты здесь зачем?

Почитать стихи П.П.Потёмкина (а мне они понравились, как и Маяковскому с Брюсовым): az.lib.ru/p/potemkin_p_p/text_0020.shtml

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3021

По ссылке - фотографии О.Кушлиной, П.Потёмкина

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская, мнение о книге

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В СТАРОМ САДУ. Стихотворение Л.Чарской

Я люблю эту тишь полудикого сада,
Где берёзы и липы цветут,
Где и тень и покои, аромат и прохлада
Обрели неизменный приют.
Я люблю говорливой струи трепетанье
Серебристых ручьёв голубых,
Я люблю ветерка молодого дыханье
И глаза незабудок живых.
И люблю возвращаться я под вечер с нивы
Мне знакомой садовой тропой,
Когда липы, берёзы, стоят, молчаливы,
Когда сумрак царит голубой.
И мне чудится, как из живого потока,
Извиваясь в студёных струях,
Выплывает русалка в мгновение ока
И скрывается в тёмных ветвях.
И кивает и манит меня водяница
И лепечет: — «Со мною побудь,
Ты работала много. Погасла денница
И ты можешь теперь отдохнуть.
Старый сад так хорош. Много песен я знаю —
Жизнь русалок весельем полна,
Целый день я резвлюсь и пою, и играю,
Ты ж, бедняжка, работать должна!»
Но минута... другая... и кончена грёза.
Нет русалки. Лишь старой соседке своей
Шепчет что-то, красиво белеясь, берёза
Тихим шёпотом пышных ветвей...

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3014

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Елена Трофимова. ОТНОШЕНИЯ БЕЗ ОТНОШЕНИЙ: цветаевская рефлексия на повесть Лидии Чарской
ОТНОШЕНИЯ БЕЗ ОТНОШЕНИЙ: цветаевская рефлексия на повесть Лидии Чарской

С ноября 1902 года в журнале «Задушевное Слово» начала печататься повесть Л.А.Чарской «Княжна Джаваха». Подписчики почти сразу стали откликаться на это произведение, и их письма, отзывы размещались в разделе «Почтовый ящик». Дети и подростки высказывали свои мысли, впечатления, чувства о новой повести полюбившейся им писательницы, которая, начиная с 1901 года, на десятилетия стала «властительницей сердец и дум» русского подрастающего поколения. Вот несколько эпистолярных примеров по поводу печатавшейся повести.

«Мне очень хотелось бы знать, есть ли среди читателей “Задушевного Слова” кто живёт или бывал в Гори, и действительно ли это город так чудно расположен <…>» (Настя Алышевская, СПб., 1903); «Я грузинка, и многие черты моего характера похожи на черты княжны Нины <…>»(Фата Джорзадзе, Тифлис, 1903); «Я живу в деревне, у меня нет подруг; мои подруги – это те девочки, про которых говорится в рассказах… Я часто, например, воображаю, что я знаю княжну Джаваху и Люду Влассовскую, что они у меня бывают, со мной играют <…>» (Катя Цветкова, село Вилково, Орловской губ., 1903); «Милые товарищи и подруги по журналу! <…> повести Чарской, правда или сказка? Мне думается правда <…>» (Гриша Степановский, М., 1912); «Недавно мне случалось проезжать через Гори и Мцхету, и, Боже мой, с каким благоговением смотрела я на эту Куру и горы, на которые когда-то смотрела, я уверена, моя любимая княжна Джаваха <…>» (Лина, 1907).

О героинях Чарской и к самой Чарской писали дети, назвав имена которых, я перекину мостик к нам, живущим здесь и теперь. Они как бы говорят нам: помните, не забывайте тех, кого любили и читали мы, на чьих книгах вырастали, становились взрослыми, жили, любили своё отечество и умирали за него.

Наташа Поленова, Лёля и Наташа Бахрушины, Коля Семанов, Елена Гоголева, Юля Пуни, Шура Монигетти, Маруся Серно-Соловьёвич, Оля Нарбут, Маруся Ковальджи, Андрюша Боярский, Вера и Вилли Асмус, дети Пиотровские, Митя Набоков, Саша Лейхтенбергская, Гриша Кузьмин-Караваев, Вера Митурич, Соня Кнабе, Павел Герман, Фёдор фон Крузенштерн, Сёма Галлай и многие, многие другие.

Маленькие читатели просто писали о своей любви к Чарской («Скажите тёте Чарской, что я её люблю за её повести, хотя местами она заставляет нас плакать <…>» - Нина Русиева, Телави, 1907), называли в честь её героинь своих кукол («Я получила на ёлку куклу в кавказском костюме и назвала её княжна Джаваха», - написала 8-летняя Надя Чаплыгина из СПб.). Подростки уже серьёзно и даже обстоятельно обсуждали в книгах Лидии Чарской темы, героев, их поступки. «Сколько хороших мгновений я провела за чтением повестей Л.Чарской! <…> Крепко полюбила я её повести за те 9 лет, [что выписывала журнал]. Я благодарна Чарской за её повести, с которыми провела столько чудных минут <…>» (Наташа Зубова, 16 лет, М.,1912); «Я прочла сочинения многих писателей <…>, но ни одно не производит на меня такого сильного впечатления, как произведения Лидии Алексеевны. [В них] какая-то непонятная, чарующая, целиком захватывающая читателя сила. Какая чудная, благородная княжна Джаваха, Андро, Керим, <…> Люда Влассовская! Как хотелось бы знать, существовали ли эти симпатичные лица, и над этим я часто, да, очень часто задумываюсь <…>. [Бывает], выйду к лесному озеру, так тихо, тихо; ничто не шелохнётся, точно вся природа замерла. <…> Луна озаряет окрестность, и деревья бросают от себя длинные тёмные тени <…> Как хорошо, как чудно хорошо! И вся природа как бы навевает моему воображению далёкие, милые картины беззаветно любимого мною Кавказа <…>» (Зинаидка, 1909); «Люда славная, добрая, но обыкновенная девочка. Нина же - дитя гор, смелая, решительная, умеющая страстно любить и так же ненавидеть. Но на свете нет человека вполне счастливого, у всякого есть своё горе, добралось оно и до жизнерадостной княжны. И кто же нанёс это горе? Отец, которого она любила больше всего на свете <…>» (Михаил Одинский, 1903). Вот ещё одно послание, меня растрогавшее: «<…> Я благодарен Лидии Алексеевне Чарской за её чудную повесть. Чтоб её отблагодарить, я ей сочинил, как умел, вальс «Воронёнок» [Ноты приложены. – Е.Т.]. Мне бы хотелось лучше что-нибудь сочинить для неё, но, к сожалению, я музыке не учусь, так как вот уже целый год страдаю сильными головными болями день и ночь, а между тем мне слышится музыка во всём: в стуке колёс, в скрипе полозьев, в журчанье ручья, в вое ветра <…> С удовольствием буду читать «Княжну Джаваху» (Александр Берхман, СПб., 1903).

Читатели настолько верили в существование героинь Чарской и в реально существовавшую Нину Джаваху, что искали на Новодевичьем кладбище её могилу. «Нам очень понравился тип княжны Джавахи, и мы давно собирались в Новодевичий монастырь, чтобы отыскать её могилку <…>. Придя туда, мы справились в конторе, и нам сказали: “Такой княжны здесь нет. Может она и похоронена, но под другим именем, а в книгах это имя, вероятно, вымышлено. Многие приходят и справляются о ней”. <…> Но, что Нина существовала – мы убеждены. Мы слышали даже, что род Джаваха есть и теперь» (Лида Охлобыстина и Маруся Чеглокова, СПб.)1

Итак, Лидия Чарская – знаковое имя в литературе России начала ХХ века. Как видим, дети и юношество зачитывались её произведениями. Лидия Алексеевна Чурилова, в девичестве Воронова (1875-1937), в 1893 окончила Павловский женский институт в Санкт-Петербурге, который располагался на Знаменской улице (кстати, там, на улице Восстания, до сих пор находится гимназия, а ранее – школа). Несколько позже, в 1900 году, по окончании Драматических курсов при Императорских театрах, её, единственную из выпуска, принимают на женскую вакансию в труппу театра - известнейшую «Александринку», на сцене которой она прослужила до декабря 1924 года. «На театре» и родился её псевдоним.

Нагрузка сильнейшая: днём и вечером репетиции, спектакли (за театральный сезон бывало до 90 выходов!), а вечером - сочинительство, что неудержимо влекло её (первые стихотворные строчки были написаны ещё в детстве). Лидия, расставшись с мужем, жила одна с маленьким сыном, денег катастрофически не хватало, и по легенде, она однажды предложила в известнейшее в те поры издательство «Товарищество Вольф и сыновья» свою рукопись в виде дневников, ведомых ею в институте. Через неделю получила письменное сообщение от одного из хозяев (скорее всего, это был Е.М.Вольф, который занимался детской литературой, а основатель издательства и журнала М.О.Вольф к тому времени скончался), где было сказано: «Печатаю. Дам вам сто рублей гонорара. Книга будет называться “Записки институтки”».2 Повесть начала печататься на страницах «Задушевного Слова» с ноября 1901 года, и послужила прологом триумфальной литературной жизни замечательной русской писательницы Л.А.Чарской. Хотя на самом деле её произведения в журнале «Задушевное Слово» печатались и ранее, уже в подписном 1900-01 году писательница опубликовала пятнадцать стихотворений и рассказов: «За книгой», «Сироты», «Кэт», «Брат», «Горе матери», «Две жертвы», «Под шум бури» и другие.

Продолжением вышеназванной повести была «Княжна Джаваха», которая печаталась в 1902-03 подписном году. Работала Л.Чарская очень много, каждый год на страницах «Задушевного Слова» и для младшего, и для старшего возраста появлялось по крупной повести, а также много стихотворений, коротких и больших рассказов, миниатюр, сказок, очерков (библиография неполна, не закончена, но до настоящего момента мною насчитано более 280 произведений). Ежегодно выходили книги в издательствах Вольфов, Губинского, Кнебель и других. Это столь успешное литературное шествие, как теперь видим, продолжалось весьма недолго – до марта 1918 года, когда была оборвана журнальная публикация повести Чарской «Мотылёк».

Но читатель читает, а критик ругает; действительно, критика более чем недоброжелательно относилась к произведениям Чарской. Особенно отличился К.Чуковский, назвав её произведения пошлостью в своей статье «Лидия Чарская», вышедшей в сентябре 1912 года в газете «Речь». Не скрывая, Чуковский злится, что «вся молодая Россия поголовно преклоняется перед ней», негодует, что «какая-то Маня Тихонравова» обратилась за советом не к родителям, а к «дорогой писательнице», думается, не без зависти перечисляет города её адресантов – Москва, Тифлис, Минск, Вознесенск, Томск, простодушно-хамски добавляет «какие-то Гвоздки». И этим своим презрительным «какая-то, какие-то» подчёркивает своё истинное отношение (да нет, пожалуй, что и не к Чарской, а к русским уездным городкам и живущим там, но столь не нравящимся ему детям). Всего лишь одна цитата: «Она стихами и прозой любит воспевать институт, это гнездилище мерзости, застенок для калечения детской души, <…> только Чарская может с умилением рассказывать, как в каких-то отвратительных клетках взращивают ненужных для жизни, запуганных, суеверных, как дуры, жадных, сладострастно-мечтательных, сюсюкающих, лживых истеричек».3

Но всё же «<…> успех автора «Княжны Джавахи» среди читателей представляет собой явление небывалое… Её не только читают, её любят. Хоть за последнее время и раздаются голоса против Чарской, но безуспешно: дети и юношество за г-жу Чарскую», - так написал известный до революции критик и писатель Мариан Гловский в «Вестнике литературы» (февраль 1910г).4 И это было чистой правдой.

Встречались утверждения, что успех Чарской проистекает лишь из-за отсутствия «настоящей» детской литературы в России, что произведения её любимы детьми чиновников и мещан, что в интеллигентных семьях их не читают… Но я процитирую несколько высказываний, подтверждающих, что книги Чарской входили в круг детского и юношеского чтения весьма многих русских деятелей культуры, притом из разных социальных слоёв и разного культурного уровня. Выше приводились мнения «массового» читателя, но и персональные впечатления не менее интересны и важны в нашем исследовании.

«Критика совершенно не поняла её, увидев в ней только восторженность и не угадав смысла, легкомысленно осудила одно из лучших явлений русской литературы. Популярность вполне была заслужена Чарскою, энергичен и твёрд её стиль <…>» (Фёдор Сологуб).5

«Я был околдован Андерсеном и его сказками. А год-два спустя ворвалась в мою жизнь Лидия Чарская. Сладкое упоение, с каким читал, с каким я читал и перечитывал её книги, отголосок этого упоения до сих пор живёт во мне – где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны <…> благодарен за всё, что она дала мне как человеку и, следовательно, как писателю тоже» (Леонид Пантелеев).6

«Чарская имела головокружительный успех, и теперь, поняв, как это трудно – добиться успеха, я вовсе не нахожу, что её – был незаслуженным. <…>Воздадим должное писательнице, покорившей в свой час столько сердец» (Вера Панова).7

Восторг перед историей родной страны и первые уроки любви к ней «я получил из «Грозной дружины», «Княжны Джавахи» и других повестей Лидии Чарской» (Борис Васильев).8

«Я <…> начиталась книг писательницы Лидии Чарской, откуда почерпнула немало сведений о проказах воспитанниц пансионов» (Лидия Вертинская). 9

«Уже взрослой я прочитала о ней остроумную и ядовитую статью К. Чуковского. Вроде и возразить что-либо Корнею Ивановичу трудно… упреки справедливы. И всё-таки дважды два не всегда четыре. Есть, по-видимому, в Чарской, в её восторженных юных героинях нечто такое – светлое, благородное, чистое, - что <…> воспитывает самые высокие понятия о дружбе, верности и чести… В 41-м в военкомат меня привел не только Павел Корчагин, но и княжна Джаваха» (Юлия Друнина).10

Этих высказываний немного, точнее, они нам почти неизвестны, а вот статья Чуковского от 1912 года публикуется и поныне, считаясь «основным источником знания», и многие недобросовестные критики, солидаризуясь с его мнением, повторяют и выносят бездоказательные оценки, делают вздорные выводы. Например: «Ныне Чарскую любят за трогательную верность старым моральным устоям, за <…> проповедь нравственности и порядочности (sic! – Е.Т.), за слезливость, которой стандартная детская книга боялась, как огня. <…> Ей вполне удалось доказать незыблемость мещанского вкуса»11.

Чарской в героях своих произведений – детях, подростках, в молодёжи - сосредоточены высокие моральные качества: верность в дружбе, обострённое чувство справедливости, незлобивость, уважение, кротость и честность. Её герои никогда не ожесточаются, памятливы и сердечно благодарны, отзывчивы на милосердие и добрые дела. В конечном итоге эти «маленькие герои» и побеждают, потому что побеждает их душевная красота, доверчивость, бескорыстие, вера в добро и Бога! И это всё - замечательные качества человеческой души, и хотя, будучи доверчивы, мы рискуем получать удары, но, без сомнения, лишь на этом пути мы имеем возможность обрести полноценное счастье.

Писательница будила в душах читателей и читательниц сострадание, сопереживание, раскаяние от плохого поступка, призывала добротой, приветливостью, дружественностью размягчать холодные сердца, помогала находить и видеть хорошие черты даже в изгоях, в отверженных. Надежда Тэффи, согласная с такой жизненной позицией, писала в своих «Воспоминаниях»: «В каждой душе, даже самой озлобленной и тёмной, где-то глубоко, на самом дне, чувствуется присушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на неё, раздуть в уголёк и показать людям – не всё здесь тлен и пепел».12

Лидия Алексеевна считала, и главное, писала, что надо стремиться облегчать участь другого – поддержкой ли в трудный период, протянутой рукой в момент, когда он всеми оставлен или же приходом на помощь в тяжёлую минуту. Ибо, как позже скажет Марина Цветаева, увидев другого в трудном, нелепом или просто смешном положении, прыгай к нему туда, в это положение, ведь вдвоём легче выбираться.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) без сомнения была читательницей психологических повестей Чарской и любила её произведения, и её героинь. Вряд ли мы посмеем обвинить поэтессу в литературной пошлости или дурном вкусе. В первый же свой сборник «Вечерний альбом» (1910) она, тонко почувствовав поэзию художественных образов Чарской, включает стихотворение, написанное в канун Рождества 1909 года и названное «Памяти Нины Джаваха»13 .

Всему внимая чутким ухом,

Так недоступна! Так нежна! –
Она была лицом и духом

Во всём джигитка и княжна.

Ей все казались странно-грубы:

Скрывая взор в тени углов,

Она без слов кривила губы

И ночью плакала без слов.

Бледнея, гасли в небе зори,

Темнел огромный дортуар;

Ей снилось розовое Гори

В тени развесистых чинар…

Ах, не растёт маслины ветка

Вдали от склона, где цвела!

И вот весной раскрылась клетка,

Метнулись в небо два крыла.

<…>

Порвалась тоненькая нитка,

Испепелив, угас пожар…

Спи с миром, пленница-джигитка,

Спи с миром, крошка-сазандар.

Как наши радости убоги

Душе, что мукой зажжена!

О да, тебя любили боги,

Светло-надменная княжна!

Во многих читательских письмах по поводу княжны Джавахи, говорилось, что этот человеческий тип замечательный; Нина – девочка смелая, решительная, отважная; и пр, и пр. Всё это так, но лишь поэтический дар Цветаевой смог в нескольких стихотворных строчках показать всю притягательность натуры княжны Джавахи: силу её духа, утончённость натуры, правдивость.

Цветаевой импонировал созданный Чарской тип личности Джавахи, в котором сочетались тонкость восприятия и трепетность, приверженность правде и дружбе, открытость и широта души, смелость и умение противостоять окружению, целому классу, если правда, даже и не очевидная, была за ней. Подобному типу было присуще отторжение и низких качеств: грубости чувствования, лживости, криводушия, предательства.

Конечно, следует отметить, что эти черты давались на фоне романтической приподнятости, иногда даже некоторой экзальтированности героини, что придавало им особенно возвышенный оттенок. И данный романтический образ покорял, прежде всего, те сердца, которые и сами были настроены на подобную романтическую ноту.

Эта мелодия увлекла и Марию Ивановну Цветаеву, и если мы рассмотрим её последующую жизнь с такой точки зрения, то увидим поступки человека, обладающего, как и героиня Чарской, открытым, отзывчивым сердцем, готовым к самопожертвованию, и стремившегося к высоким идеалам правды. Можно с полным основанием считать, что литературные судьбы героинь Чарской преломилась в реальной судьбе Цветаевой: возвышенные порывы постоянно разбивались о пошлую прозу жизни, поиски идеального приводили к очередным разочарованиям и потерям.

Следование нравственным идеалам требует высокой цены, которую пришлось заплатить и героине повести Чарской, и Марине Цветаевой. Трагическое является органической и неотъемлемой частью романтического мировосприятия, создавая в нём то творческое напряжение, нравственное усилие, позволяющее преодолевать мертвящую «теплохладность» материального бытия на пути к вершинам духа.

За поиски истины плата велика: такова была судьба и княжны Нины Джаваха, и поэтессы Марины Цветаевой.

ЛИТЕРАТУРА

Письма читателей журнала «Задушевное Слово» (для старшего возраста) – 1903, 1907, 1909, 1912 гг. – СПб.: «Товарищество М.О.Вольф и сыновья».
Полонская Е. Из литературных воспоминаний// Час пик (газ.) 1994. 21 сентября.
Чуковский К.И. Лидия Чарская//Сочинения в 2 тт. - М., 1990. Т.1. СС. 438-439.
Гловский М. Задушевная поэтесса//Вестник литературы. 1910. № 2. СС.40-44.
Сологуб Ф. Статья О Чарской//Архив Ф.К.Сологуба, фонд 289, опись 1, ед. хр. 571.
Пантелеев Л. Как я стал детским писателем//Собр. соч. в 4 тт. – Л., 1984. Т.3. С. 316.
Панова В. Заметки литератора. – Л., 1972. С. 150.
Васильев Б. Летят мои кони//Повести и рассказы. – М.,1988. Т.2. С.40.
Вертинская Л. Синяя птица любви: Воспоминания. – М., 2004. С.38.
Друнина Ю. «С тех вершин» (страницы автобиографии). Избранное. В 2 тт. – М., 1989. Т.2. С.279.
Щеглова Е. Возвращение Лидии Чарской//Нева (журн.). 1993. № 8. С.269, 271.
Тэффи Н. А.И.Куприн//Моя летопись. – М.,2004. С.180.
Цветаева М. Памяти Нины Джаваха//Книга стихов. – М.,2004. СС. 18-19.

Отсюда: vk.com/@-215751580-elena-trofimova-otnosheniya-...

@темы: Стихотворения, ссылки, Рассказы, статьи, Мотылек, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, мнение о книге

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
СОЛНЦЕ ВСТАЛО! Стихотворение Л.Чарской

Солнце, встань! Из алой дали
Зорька шлёт привет с улыбкой,
У реки под ивой гибкой
Коростели закричали.

Чаши цветиков раскрылись,
И, обрызганы росою,
Вместе с сочною травою
Запестрили, заискрились...

И, горя от нетерпенья,
Ждут, как гостя дорогого,
Птицы солнца золотого
В пышном блеске пробужденья.

К небу жаворонок поднялся,
Прямо к синему эфиру,
Возвещая утро миру,
Мелодично рассмеялся.

Этот смех проник в оконце,
Звуки в терем залетали —
Солнце подняли с постели...
Здравствуй, радостное солнце!

Из сборника "Голубая волна".


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2828

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Пасхальный кант на слова стихотворения Лидии Чарской "Дивные звуки" и восхитительное исполнение.

Музыка Ольги Горюновой (солистки ансамбля Ardente храма прп. Серафима Саровского). Исполняет вокальный ансамбль Ardente храма прп. Серафима Саровского на Донском кладбище, г. Москва.



Отсюда: vk.com/wall-215751580_2816

@темы: Видео, Песни, Стихотворения, ссылки, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Е.Трофимова. Итальянские мотивы в поэзии Лидии Чарской

ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Творчество писательницы Лидии Чарской большей частью тематически связано с жизнью России, с её историческим прошлым. Тем не менее, «иностранный акцент» время от времени проявляется, выступая в форме литературного фона или - более активно - в образах конкретных персонажей. Конечно, это обусловливалось характером общественной и культурной атмосферы, в которой она жила и где многогранное влияние иных, прежде всего, западных культурных парадигм воспринималось естественно, как некий органичный компонент общерусской среды. Особо это было присуще Петербургу, который недаром назывался самым европеизированным городом страны. Поэтому, не говоря об обрусевших немцах, англичанах, французах, «чистые» иностранцы вроде англичанина Большого Джона Вильканга, его сестёр, их приятеля Джорджа Манкольда, гувернантки из Швейцарии Эльзы в произведениях Чарской воспринимаются без привкуса экзотики и причудливой заграничности. Их отношения с русскими персонажами складываются на сугубо личностном уровне: они воплощают скорее человеческие характеры, нежели репрезентацию различных культур.

В этом отношении интересна итальянская тема в творчестве Чарской. Фактический материал для исследования достаточно скуден: писательница не оставила каких-либо биографических заметок, дневниковых записей, статей, которые могли бы прояснить этот вопрос. Тем не менее, существует несколько стихотворений, которые позволяют немного пролить свет на её восприятие итальянской культуры. Стихотворения, публиковавшиеся на страницах журнала «Задушевное Слово» являют нам эту тематику: первое - «Дож и Адриатика» (1) - появилось в № 47 за октябрь 1901 года, второе - «Джузеппо-музыкант» (2) увидело свет в № 5 в декабре 1902 года, а вскоре, в январе 1903 года в № 13, читателям была представлена «Венецианская песня» (3). Невозможно сказать, были ли стихотворения написаны в той последовательности, как публиковались, поскольку их рукописи пока не обнаружены. Однако топологически представлены две группы: одно стихотворение связано с Россией, конкретнее – с Петербургом, два других переносят читателя на землю Венеции.

Наиболее был понятен современникам Чарской «Джузеппо-музыкант» - поэтический рассказ о бродячем итальянском музыканте, «волей рока» заброшенного в далёкую Россию. Стихотворная бытовая зарисовка вполне соответствовала тогдашним реалиям, ведь немало бедного люда с Аппенинского полуострова находило себе приют и пищу в нашей стране.

Я брожу с моей гармонью

Всё по разным городам,

И меня встречают с лаской

И с приветом здесь и там.

И всё же эта доброжелательность не смягчает острой тоски по оставленной отчизне, которую воспевает маленький итальянец:

Сам я песни сочиняю

В память родины моей,

О природе нашей пышной

И о царстве летних дней,

И о музыке и счастье,

И о розовых кустах,

И о радужных и редких –

Здесь неведомых – цветах.

Писательница хорошо улавливает и передает в бодром ритме стихотворения свойство итальянского характера - внешнюю подвижность, оптимизм, экспансивность, создающие впечатление беззаботности. Однако она и призывает юных читателей вглядеться более пристально в этого весёлого музыканта и увидеть подлинную человеческую трагедию:

С детских лет Джузеппо бродит

Весел, смел, неутомим.

С детских лет,.. а там далёко

Мать-старуха ждёт его,

День и ночь, тоскуя, видит

В грёзах сына своего.

И пред статуей Мадонны,

Чувства жуткого полна,

Вся в слезах, с очами к небу,

Преклоняется она.

Следующее стихотворение - «Венецианская песня» - смотрится поэтической виньеткой, выражающей представление Чарской о художественном образе Королевы Адриатики. Думается, что истоки этой образности имеют скорее литературные, нежели личные впечатления. Поэтому здесь довольно много поэтических штампов: и звучно-певучие струны мандолины, и полувздох лагуны, и лазурное море. Перед нами типичная идиллия, лишённая какого-либо жизненного драматизма. Поэтическая картина, данная Чарской, отсылает нас к идеализированным образам Италии и итальянцев, подобных тем, что мы видим на полотнах и акварелях Карла Брюллова.

Аккорд оборвался… и песня допета,

Но струны хранят ещё звук…

Такие чудесные песни, Нинета,

Откуда ты знаешь, мой друг?

«Мне море, - сказала она, - их шепнуло,

Играя солёной волной,

Их синее небо мне в душу вдохнуло

Лазурной своей глубиной.

Я слышала их в полувздохе лагуны,

В тиши итальянских ночей…

Им вторили звучно-певучие струны

Родной мандолины моей.

Поются они нашим смуглым народом,

Поёт их, картавя, дитя…

Кто только из милой Венеции родом,

Тот так же их знает, как я.

Нельзя и не знать эти песни родные,

А зная – нельзя их не петь,

Диктуют их нам небеса голубые

И моря жемчужная сеть!»

Более сложен стихотворный текст «Дож и Адриатика», который соединяет в себе две близкие, но не тождественные стороны, а именно, тематическую и художественно описательную. Тема взята из истории Венецианской республики XII века: главным персонажем является венецианский дож Себастиано Циани. Кто же он такой? Чем привлекла писательницу эта историческая личность?

Известно, что Циани происходил из знатного и богатого аристократического семейства, был женат на дочери графа Лечче, ставшего королём Сицилии - Танкредом. Во второй половине XII века, во время войн, которые вёл император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса с Ломбардской лигой, возглавляемой папой Александром III, Циани поддерживал римского первосвященника. Помощь венецианцев в конце концов привела к тому, что император вынужден был преклонить колени перед папой у входа в базилику Св.Марка. В ответ тот издал буллу, утверждающую владычество Венеции над Адриатикой, и вручил дожу освящённое кольцо в качестве знака единения республики и моря.

Папа дожа Себастьяна

С дщерью мощной океана

Обручить решил,

Чтоб над бездною морскою,

Как над верною женою,

Человек царил… <…>

Этим было положено начало сугубо венецианского праздника – Феста делла Сенса (4), приходящегося на праздник Вознесения Господня.

Сюжет «Дожа и Адриатики», несомненно, говорит об увлечении Чарской романтикой Средневековья. В течение XIX века проходило несколько волн интереса к культуре Средних веков: готические сюжеты, шпили и арки то там, то здесь возникали в картинах, рисунках, архитектуре. Популярные романы Вальтера Скотта (5), архитектурные штудии Эммануэля Виолле-ле-Дюка (5), искусствоведческие сочинения Джона Рёскина (6) заметно «готизировали» воображение культурной публики. И Россия не избежала этой общеевропейской тенденции. Результаты особенно явственны в зодчестве: например, дворец «Коттедж» А.А. Менеласа (8) в Петергофе (1826-1829) или подлинное пиршество готических форм в комплексе петергофских придворных Конюшен, спроектированных Н.Л.Бенуа (9) (1847-1854). Во второй половине столетия средневековые мотивы стали использоваться не только во дворцах и церквях, но и при возведении особняков, доходных домов. Стиль модерн, утвердившийся в конце XIX века, тоже создаёт свою готическую версию.

Лидия Чарская также находилась под поэтическим обаянием европейского Средневековья. Почти сразу же после Павловского института выйдя замуж за поручика Б.П.Чурилова, она словесно превратила свою квартиру в Царском Селе в старинный замок, называя себя Брандегильдой, мужа – рыцарем Трумвилем, а родившегося сына – маленьким принцем. Вполне вероятно, что «готические сны» Лидии навевались не только литературными источниками, но и окружавшими конкретными, видимыми и осязаемыми архитектурными памятниками Царского. В Александровском парке возвышались, словно сошедшие со старинных миниатюр причудливые постройки: павильон Арсенал (1834) с восьмиугольным рыцарским залом, Белая башня со рвом (1827), Ламский павильон (1822), Пенсионерская конюшня (1826), павильон «Шапель» (1828), созданные по императорским указам уже выше упомянутым зодчим - шотландцем Адамом Менеласом.

Более серьёзным источником знаний о средневековой истории и культуре стал курс истории искусств и эстетики, который преподавался на драматических курсах при Императорских театрах, где Чарская училась с 1897 по 1900 гг. В своих автобиографических повестях она, упоминала преподавателя В.П.Острогорского (1840-1902), который увлечённо, с вдохновением читал свой предмет. Несомненно, и так она узнала о романтической истории возникновения знаменитого венецианского праздника.

Не следует сбрасывать со счетов и ту новую волну увлечения Италией, которая захлестнула русскую, и, в первую очередь, петербургскую интеллигенцию на рубеже XIX-XX веков. Мы хорошо знаем о паломничестве русских художников, писателей, поэтов в эту южную страну в начале-середине XIX. Многие из них – К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, А.А. Иванов, Н.В. Гоголь и другие проводили там долгие годы. Италия очаровывала своей античностью, богатейшим наследием Древнего Рима, что во многом обусловливалось классицистическими тенденциями европейской эстетики этого периода.

К концу же XIX века приоритеты начали меняться. Конечно, известные шедевры продолжали привлекать внимание, но достижения истории, археологии раскрыли очарование памятников средневековой Италии – готические, или «тёмные» периоды её истории. И если Сильвестра Ф. Щедрина (1791-1830) влекли Колизей и Замок Ангела, то В.И.Суриков (1848-1916) был очарован прихотливой вязью архитектуры Миланского собора и венецианских построек. Магия Средневековья не обошла и Александра Блока. Посетив в июне 1909 года Сиену, он не смог не отметить своеобразную красоту её средневекового «абриса»: «Острые башни везде, куда ни глянешь, - тонкие, лёгкие, как вся итальянская готика, тонкие до дерзости и такие высокие, будто метят в самое сердце Бога. Сиена всех смелей играет строгой готикой – старый младенец!». (10)

Обильную пищу для художественных впечатлений, касающихся Венеции, давали и многочисленные издания, помещавшие репродукции исторических картин различных отечественных и иностранных художников, как самых знаменитых, так и добросовестных ремесленников. Стоит упомянуть художественное приложение к «Ниве», журналы «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», а также и «Задушевное Слово». Вряд ли Чарская могла избежать знакомства с этими изданиями. И возможно, на их страницах видела репродукции некоторых полотен, находившихся в венецианском Дворце Дожей. Исполненные такими художниками, как Якопо Тинторетто, Андреа Микиели, Якопо Пальма Младший, Франческо да Понте (Бассано), Леандро Бассано (11), они посвящались истории примирения императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III, а также вручению дожу Себастьяно Циани папского дара. Важным сюжетом, имеющим отношение к стихотворению Чарской, является картина А.Микиели, представляющая сцену вручения понтификом освящённого кольца.

Нас привлекает поэтическая живописность стихотворения Чарской. Перед читателем проплывают и «барка, розами увитая», и «разукрашенные гондолы», а «море голубое» принимает в своё лоно «алмазы дорогие». Всё напоминает об особом колористическом строе венецианской живописи XYI-XYII вв., выделявшейся средь других итальянских школ особым чувством цвета, умением использовать его эмоциональную составляющую.

К сожалению, живописный образец XII или XIII века, представляющий процедуру обручения дожа с Адриатикой мне не известен. Существует миниатюра XYI века в Музее Коррер в Венеции, изображающая дожа Себастьяно Циани сходящего с церемониальной галеры (Бучинторо) у монастыря Карита (Милосердия). Но видела ли Чарская эту миниатюру? Вероятность посещения ею Италии на рубеже веков весьма мала. Сложные семейные и финансовые проблемы не давали такой возможности. Оставались, как говорится, местные ресурсы, и в первую очередь, Эрмитаж.

На сегодняшний день в Эрмитаже нет живописных полотен, напрямую трактующих этот сюжет. Имеется лишь несколько гравюр связанных с этой темой. Но в Москве, ГМИИ им.А.С. Пушкина есть замечательное полотно Антонио Каналетто (1697-1768) «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей», датируемое 1728-1729 гг. и представляющее завершающий этап церемонии обручения с морем, главное действие которого проходило у острова Лидо. Исходя из сегодняшнего, московского, местопребывания картины, сначала показалось маловероятным, что Чарская могла её видеть. Но выяснилось, что это полотно было привезено в Москву лишь в 1930 году, а до того хранилось в Эрмитаже вместе с парной картиной того же мастера «Приём французского посла в Венеции».

На ведуте А.Каналетто изображены события, происходившие на шесть веков позже правления Циани, но видимо, для Чарской важна была живописная составляющая, гармонично сочетающаяся с энергетикой запечатленного художником бурного, неупорядоченного, стремительного движения гондол, мельтешения барок, людей и волн. Колоритна и архитектурная декорация, в которую заключены главные и второстепенные персонажи: пронзает небо островерхая колокольня, готическая аркада декорирует плоскость фасада Дворца Дожей, пластична и выразительна барочная архитектура Библиотеки Св. Марка.

Сколько красок, жизни, света,

Сколько радости, привета,

Блеска красоты!

Слышны сладостные звуки –

Чьи-то трепетные руки

Струны шевелят…

Всюду говор, оживленье…

Лодки в праздничном смятенье

По морю скользят <…>

Обращение к мажорному колористическому строю полотна Каналетто, думается, не случайно. Оно диктовалось определёнными качествами души самой писательницы. Если воспользоваться терминологией Серебряного века, то можно утверждать, что творческая натура Лидии Чарской имела скорее аполлонический, нежели дионисийский характер. Её романтизм тяготел к оптимистической, солнечной стороне бытия. Она не закрывала глаза на тёмные явления жизни, но верила в возможность их просветления. Мраку предпочитала свет, хаосу и неопределённости – ясность, декадентскому увяданию – расцвет. И не случайно «венецианский» колорит картины Каналетто был внутренне близок ей, будоражил художественное чувство, требовал поэтического отклика, отзыва.

Конечно, всё сказанное выше имеет предположительный характер, тем не менее, свои гипотезы мы стремились обосновать конкретными реалиями, которые в какой-то степени могут восполнить недостаток документальных материалов.

Надеюсь, что рассмотрение «итальянской» темы в творчестве Лидии Алексеевны Чарской позволит хоть немного приоткрыть характер её личности, понять её пристрастия и эстетические устремления.

ЛИТЕРАТУРА

Чарская Л.А. Дож и Адриатика//Задушевное Слово (ст.возр.). 1901, октябрь. № 47. С. 741.
Чарская Л.А. Джузеппо-музыкант // Задушевное Слово (ст.возр.). 1902, декабрь. № 5. С.167.
Чарская Л.А. Венецианская песня//Задушевное Слово (ст.возр.) 1903, январь. № 13. С.195.
Феста делла Сенса (Festa della Sensa) – праздник Вознесения Христова, праздновавшийся во второе воскресение мая (Sensa – на венецианском диалекте сокращенное от Ascensione - Воскресение). Первоначально этот праздник отмечался как воспоминание об избавлении дожем Пьетро II Орсеоло в 1000г. народов Далмации от угрозы нашествия славян. С 1177г. основной светской темой празднества стал ритуал обручения дожа с Адриатическим морем.
Скотт Ва́льтер, сэр (1771-1832) – известный британский писатель, поэт; шотландец по происхождению. В молодости собирал народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Его перу принадлежат многочисленные романы на сюжеты европейского средневековья, среди которых «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823) и др. Они пользовались широкой известностью и в России.
Виолле-ле-Дюк Эммануэль (1814-1879) - французский архитектор, реставратор, искусствовед, историк архитектуры, идеолог неоготики. Известны его работы, такие как: десятитомный «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI века» (1854-1868), шеститомный «Толковый словарь французской утвари от Каролингов до Ренессанса» (1858-1875), двухтомник «Беседы об архитектуре» (1863-1872).
Рёскин Джон (1819-1900) - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Был активным участником «готического возрождения», поскольку в средневековом искусстве видел образец, где соединялись творческий порыв, одухотворенность, единство с природой. Наиболее известна его работа «Камни Венеции» в трёх томах.
Менелас Адам Адамович (1749/54?-1831) - русский архитектор, уроженец Великобритании, с 1784 в России. С 1798 - архитектор Практической школы земледелия в Царском Селе. По заказу императора Александра I с 1818 по 1828 осуществлял перепланировку в английский парк части Царскосельского парка, именовавшегося «Зверинец». Выполненные в готическом стиле руины, башни, павильоны должны были придавать романтический вид парковому пейзажу. С 1825 принимал участие в обустройстве усадьбы «Александрия» императрицы Александры Федоровны в Петергофе; им был спланирован парк и построен дворец «Коттедж».
Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898) – русский архитектор. Закончил в 1836 Академию художеств, в 1840-1846 гг. находился за границей в качестве казенного пенсионера. Посетил Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Англию, долго жил в Италии. Увлечённый готикой, два года провёл в итальянском Орвието, изучая и зарисовывая знаменитый собор. Позже, в 1877 эти рисунки были великолепно изданы в Париже. В 1850 становится главным архитектором Петергофа, где возводит несколько построек в готическом и барочном стилях (вокзал, придворные конюшни, Фрейлинский корпус).
Блок А.А. Вечер в Сиене//Молнии искусства <Неоконченная книга итальянских впечатлений>. – М.:ГИХЛ, 1955. Соч. 2 тт. Т.2. С.126.
Среди полотен из Дворца Дожей можно назвать следующие: «Посланник папы Александра III и дож Себастьяно Циани пытаются заключить мир с императором Фридрихом» (Я.Тинторетто.1580-е), «Папа Александр III принимает и благословляет дожа Себастьяно Циани» (Ф.Бассано. 1580-е), «Папа Александр III и дож Себастьяно Циани посылают молодого Оттона к Фридриху» (Я.Пальма Младший. Конец XYI в.), «Дож Себастьяно Циани получает освященное кольцо от папы Александра III» (А.Микиели. Конец XYI в.).

Отсюда: vk.com/@-215751580-etrofimova-italyanskie-motiv...

@темы: Стихотворения, ссылки, статьи, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В новом сборнике пасхальных стихотворений издательства "Никея" есть стихи Лидии Чарской "Земля и солнце..." (оригинальное название по сборнику "Голубая волна" - "Дивные звуки").

Земля и солнце,
Поля и лес —
Всё славит Бога:
Христос воскрес!

В улыбке синих
Живых небес
Всё та же радость:
Христос воскрес!

Вражда исчезла
И мрак исчез.
Нет больше злобы —
Христос воскрес!

Сборник очень красиво оформлен, прекрасная подборка стихотворений наших поэтов, посвященных Пасхе.

nikeabooks.ru/catalog/book/paskhalnye-stikhi-ru...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2795

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ПЕРНАТЫЙ УЗНИК

Стихотворение Л.Чарской

Отчего притихла птичка
И уж больше не поёт?
Может быть, слуга ленивец
Мало корму ей даёт?

Или, может, разлюбила
Птичка домик золотой?
Но ведь он такой нарядный
И так блещет красотой.

Нет, не то! Певец свободный
Чует в воздухе апрель,
Лес и луг, цветы и братьев
Призывающую трель!

Отпусти жe, добрый мальчик,
С миром птичку на простор:
Пусть живёт, поёт на воле,
Kaк и пела до сих пор.

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2770

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Мурлыка

Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый, сѣрый котъ!
Какъ онъ весело играетъ,
Какъ онъ пѣсенки поетъ!
Шерсть его мягка, какъ бархатъ,
Глазки, точно угольки,
И какъ всѣ его движенья
Граціозны и легки!
И за то люблю Мурлыку
Больше всѣхъ игрушекъ я,
Всюду съ нимъ мы неразлучны,
Какъ товарищи-друзья!

Лидія Чарская, журналъ «Задушевное слово», С-Петербургъ, 1903 годъ.

Источник - телеграм-канал "Старая детская книга": t.me/oldchildbook/783


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2668

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская, Задушевное слово

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Самое большое количество стихотворений Чарской было опубликовано именно в "Задушевном слове". Некоторые из них не вошли в последующие изданные сборники и так и затерялись в старых подшивках.

Стихотворение Л.Чарской "Русская песня" ("Задушевное слово для старшего возраста", №15, 1904г.)

Русская песня

Из струй холодного потока,
Из дали серой и немой,
Она, веленьем дивным рока,
Явилась звучною волной.
Из чащи леса изумрудной,
Из вольных, трепетных степей,
Она мелодиею чудной
Неслась над родиной своей.
Ее снега и стон метели
Вскормили в сумрачные дни,
Под тихий скрип зеленой ели
Ей звучно вторили они.
Не о цветах роскошных юга,
Не о прибое волн морских,
И в час труда, и в час досуга
Она слагает звучный стих.
Седой туман, поля златые,
Глухой и страшный темный бор,
Снега и тройки удалые
И ветра буйный разговор, -
Вот все, чем сердце услаждает
Родная песнь страны родной
И кто ей с трепетом внимает,
Тот русский сердцем и душой!

Л.А.Чарская

(переведено в современную орфографию. Оригинал можно увидеть здесь - vk.com/wall-215751580_2517 )

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская, Задушевное слово

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В этом году исполняется 110 лет со дня начала Первой мировой войны, или Великой, второй Отечественной, как её называли в то время. Л.Чарская почти сразу с начала военных действий написала множество крупных и небольших произведений о современных ей исторических событиях. Есть у неё и стихи о войне.

ЗДЕСЬ И ТАМ
Стихотворение ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Тишина... полумрак... фимиам и лампады,
Лик Христа, озаренный сияньем огней...
Здесь все полно таинственной, тихой отрады,
Чуждой ныне десяткам милльонов людей.
Здесь все кротко и мирно... Здесь тишь и лампады...
Здесь священное пенье молитв и псалмов...
А у «них» там сейчас — разрываясь, снаряды
Вырывают у родины лучших сынов.
И жужжат неустанно, как жуткие шмели,
Смертоносные пули, трещит пулемет,
И под вой неумолчной и грозной шрапнели
В бой кровавый за ротою рота идет,
Покрывая свой путь незабвенною славой,
Поливая его кровью смелых бойцов…
Боже Светлый, Могучий, Всесильный и Правый!
Сохрани наших братьев, мужей и отцов!

Сохрани сыновей матерям одиноким,
Что здесь молятся слезно под кровом Твоим
И над ужасом брани кровавым, жестоким
Пусть зареет скорей Твой посол херувим
С светлой вестью далекого, яркого рая,
С пышной ветвью оливы в прекрасных руках
Да промчится он всюду, о мире взывая,
Сея свет и надежду в усталых сердцах.
И, забыв про вражду, про кровавые брани,
Воин на землю бросит дымящийся штык
И в молитве дрожащие сложатся длани,
И настанет блаженства и радости миг.
И обнимет сестра возвращенного брата,
И прильнет к груди сына счастливая мать,
И, любовью к отчизне священной объята,
Возвратится с победой геройская рать.

Журнал «Задушевное слово для старшего возраста», №14, 5 февраля 1917 года.

Февраль 1917-го. Почти три года идет Первая мировая война. В этом, может не очень ритмичном и складном, стихотворении слышна усталость писательницы - обычного человека от окружающих ее событий. Оно совсем не похоже на ее бодрые патриотические стихи прошлых лет.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2458

@темы: История, текст, Стихотворения, ссылки, библиография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
На саночках по льду. Л.А.Чарская. Стихи
Журнал для младшего возраста «Задушевное слово», 1908г.

Ветер свищет... Щиплет нос
Белый дедушка Мороз.
Застлан саваном прудок,
Блещет искрами снежок,
Словно звезды на снегу.
Я за санками бегу.
В санках Сонечка сидит,
Ничего не говорит,
Только милого дружка
Обвила её рука.
Жутко песику и ей
От братишкиных затей.
Мне же любо! Я кричу:
— «Лихо, быстро вас промчу!..
Коли выверну—так что ж?
Снег так мягок и хорош.
Тпру! приехали!.. Ну, вот
Обошлось и без хлопот.
Соня, Дружка, вылезай,
За катанье награждай!»
Соня молвила в ответ:
—«С нами денег, милый, нет,
На чаек в другой раз дам!»
А Дружок за ней: «Хам! хам!
Вас прошу в другой я раз
Не катать так быстро нас».

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2352

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская, Задушевное слово

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Лидия Чарская

Снежная война


«Раз, два, три... Скорей, сестрица,
Снежный ком бери!
Я готов на бой веселый!
Ну-же! Раз, два, три!»
Вот она во всем разгаре
Снежная война...
Оля к брату подступает
(Храбрая она!).
Еле Витя успевает
Ядра, пули лить...
Ах, как весело зимою
Снегом пошалить!
Нужды нет, что больно щиплет
Уши, щечки, нос,
Что шутить не очень любит
Дедушка-мороз!

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2202

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Одно из самых известных стихотворений Чарской в 1910-м году стало песней, о чём сообщал журнал «Задушевное слово» для старшего возраста за 28 февраля 1910 года:

«Не рви цветов»

Редакциею музыкально-вокального журнала «Музыка и пение» выпущено стихотворение Л.А.Чарской «Не рви цветов» с музыкою Р. Шумана в виде песни для хора. Читателям «Задушевного слова» это стихотворение известно: оно помещено в сборнике Л.А.Чарской «Голубая волна», приложенном к нашему журналу. Несколько других стихотворений той же писательницы положено тоже на музыку.

НЕ РВИ ЦВЕТОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ Л.ЧАРСКОЙ

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз;
Левкой — такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесённый
Прелестный василёк,
И мак кичливо-сонный,
И белый-белый дрок.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2226

@темы: Песни, текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Задушевное слово, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".

Совместное обучение девочек и мальчиков до революции. Смешанные средне-учебные заведения в дачных посёлках и сельских местностях

Сегодня для нас нет ничего необычного и новаторского в том, что мальчики и девочки учатся вместе. Скорее нестандартно смотрятся в наше время гендерно разделённые классы.

Когда мы говорим о дореволюционном обучении, мы понимаем под этим прежде всего гимназии - отдельно мужские, отдельно женские. Таков был самый популярный вид средних школ старой России, но на самом деле были и школы смешанного обучения (для обоих полов, как они назывались в документах), которые иногда встречаются на страницах произведений Лидии Чарской. В «Малютке Марго» подобной школой является пансион или приют мистера Джона, куда внезапно попадает Маргарита Бернар в одном из своих приключений.

«В самом конце длинного переулка дачной местности стоит небольшой домик. Здесь живут зиму и лето, круглый год. И круглый год в нижнем этаже домика по вечерам горит висячая лампа под широким зеленым абажуром, освещая восемь детских головок.
Это — воспитанники и воспитанницы мистера Джона, выдающего себя за знатного англичанина, приехавшего из Лондона. Но многие из соседей знают, что мистер Джон не только не знатный англичанин, но и вовсе не англичанин.
Впрочем маленьким детям решительно все равно кто их хозяин: англичанин или турок, швед или, грек, русский или немец. Он их привел сюда в теплую уютную дачу прямо с глухих петербургских улиц, где они просили милостыню y прохожих, или из сырых грязных подвалов, где они жили впроголодь среди взрослых нищих. Он привел их сюда и поселил здесь, предоставил им сытую и хорошую жизнь.
Воспитывал мистер Джон детей по-своему. Он старался, чтобы дети знали грамоту и счет, и, в то же время заботился об их здоровье и учил их гимнастике. Обыкновенно y мистера Джона жило восемь человек детей».

Как мы видим, здесь учатся и мальчики, и девочки, попавшие к организатору пансиона с улицы, и это вынужденные меры. Два учебных заведения частного порядка мистер Джон не смог бы организовать - преподает он в своей школе один, а ещё на две школы нужно было бы больше денег.

Самое знаменитое совместное обучение и воспитание, конечно же, мы встречаем в «Джаваховском гнезде». Нина Бек-Израэл, «вторая Нина», выросла и устроила на Кавказе приют для детей обоего пола, которые оказались в тяжелой ситуации - их родители погибли, а сами дети также были близки к гибели на улице. Здесь также есть особая ситуация - место, где находится Джаваховское гнездо, уединенное, отдаленное от людей. И, естественно, княжна Нина собрала вместе и мальчиков, и девочек, иначе и быть не могло…

«В часовне сама Люда читает молитвы, хор детей поет, и затем все идут в кунацкую на ранний завтрак. В девять - уроки. Тетя Люда и Нина занимаются с детьми всем, что проходят в средне-учебных заведениях. Нина сама преподает мальчикам математику и латынь. Специально ради этого она прошла то и другое в последние два года. Эти уроки двух женщин, сильных и энергичных не менее любого мужчины, невольно привлекают к науке, заставляют любить ее и жадно, стремительно постигать ее светоч.

Все дети приблизительно одного возраста, от 12 до 15 лет.
Мальчики готовятся в гимназию. Только Селим хочет быть военным. С ним отдельно занимается казачий есаул, князь Андрей Кашидзе. Он же учит одинаково, мальчиков и девочек, стрельбе и верховой езде, развивая их силу и ловкость. Нина готовит Гему и Марусю в средние классы тифлисского института. Судьба дальнейших занятий Селтонет еще не решена».

Мне показалась интересной та деталь, что Нина уже после института выучила сама латынь и математику, чтобы преподавать мальчикам. Ведь латинский язык обычно изучали только в мужских гимназиях.

Есть и ещё варианты упоминаний совместных пансионов; это рассказ «Предательница» из сборника рассказов «Синие тучки»:

« - Господин учитель… Володя не проливал чернил.
- А ты что скажешь, Вася Минакин? - обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
- Володя не виноват! - получился громкий ответ мальчика-пансионера.
- А ты, Миша Стомилов?
- Володя не виновен!
- Маня Рошина!
- Нет! Не виноват Володя!
- Вера Оливина!
- Нет!»

И стихотворение «Трудная задача» из детского сборника «Весёлая дюжинка»:

«Злится Маша. Грише скверно.
Соня плакать хочет.
Только Мишенька усердно
У доски хлопочет».

В начальном образовании дети могли быть разного пола в одной школе, начиная со среднего возраста они разделялись в соответствующие заведения. Но, в целом, до начала 20 века, да и в начале двадцатого столетия подобное смешанное обучение было большой редкостью и не одобрялось обществом и, самое главное – Министерством Народного Образования.

Вопрос был настолько острым, что в популярном двухнедельном издании «Журнал для хозяек» (№ 9 от 15 июня 1912 года) к читателям обратилась редакция, предложив обсуждение темы совместного обучения детей разного пола. Журнал часто писал на злободневные темы и привлекал читательниц к выражению мнений.
(письма и статьи в прикреплённом файле - vk.com/doc146990166_672674994?hash=Pt3vdrPrzUWx... )

После революции и реформ в 1905-1907 годах стали образовываться в сельских и дачных местностях средние школы для совместного обучения мальчиков и девочек: так было дешевле и удобнее собирать детей вместе. Все они основаны были по просьбам жителей (часто крестьян) различными местными обществами. Если начальные школы еще присутствовали в большом количестве в селах и деревнях, то для дальнейшего обучения детям, начиная с 9-10-летнего возраста, приходилось каждый день с большими усилиями добираться до ближайшего города. Детям решили помочь, и - появились сельские гимназии!

Известны сельские гимназии (или средние учебные заведения с программой гимназии) в слободе Покровской Самарской губернии (ныне г.Энгельс), в посёлке Подобедовка под Санкт-Петербургом (1906 г.), в дачной местности Лосиноостровской под Москвой, в селе Всехсвятское Московской губернии (ныне - станция метро Аэропорт), в Ростокинском селе (сейчас станция Ростокино МЦК)… Подобные появлялись уже позже и в Рязанской губернии, Костромской и др.

Но особенно мне близка история открытия такой сельской гимназии для лиц обоего пола в дачном поселке Малаховка Московской губернии в 1908 году, одной из самых ранних. С большим трудом и настойчивостью, не без помощи известных людей (при активном содействии московского губернатора), жители воплотили эту идею, ведь много было министерского сопротивления...

Почти каждый день я хожу мимо неё. А в прошлом году гимназия праздновала 115-летие со дня открытия.
Сначала Красково-Малаховское среднее учебное заведение находилось в съемном помещении, но с 1910 года было построено каменное здание на деньги «Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станций Красково-Малаховка Московско-Казанской железной дороги» при огромной поддержке писателя Н.Телешова. Причём здание сохранилось до наших дней.

Историю Красково-Малаховской гимназии подробно можно прочитать здесь, на странице музея: dzen.ru/a/YBVXStPJFFDGdyYi
и в книге В.С.Жохова «Красково-Малаховская гимназия» (2021 г.)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2203


@темы: Стихотворения, ссылки, Рассказы, Сборники, Реалии, Чарская, Предательница, Джаваховское гнездо, Малютка Марго, Синие тучки, Трудная задача, Веселая дюжинка