Записи с темой: Сборники (27)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Даже Троицкий вариант - Наука отметил юбилей Чарской. Причем в рубрике "Календарь фантастики":

"31 января: Один из первых авторов young adult

150 лет назад родилась Лидия Алексеевна Чурилова (урожд. Воронова; Н. Иванова; Лидия Чарская, 1875–1937), русская писательница и поэтесса, автор более 80 книг, в частности, сборников «Сказки голубой феи», «Вечера княжны Джавахи».

В 1911 году журнал «Новости детской литературы» назвал Лидию Чарскую «властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов». В Стране Советов эту писательницу запретили, особо старались расправиться с ней Корней Чуковский и Самуил Маршак.

Мировоззрение Лидии Чарской, возможно, лучше всего раскрыто в ее короткой сказке «Три слезинки королевны». Принцессе предрекают смерть, когда она трижды заплачет, поэтому родители селят ее в богатом замке с розовыми занавесками. Случайно оказавшись за пределами замка, увидев жизнь серую и неприглядную, королевна хочет и дальше видеть правду, чтобы помогать обездоленным. Конечно, слезы проливаются и сводят ее в могилу."

Отсюда: www.trv-science.ru/2025/02/kalendar-fantastiki-...

Автор - Владимир Борисов.

@темы: ссылки, Сказки, Сборники, Чарская, Сказки голубой феи, Вечера княжны Джавахи, Три слезинки королевы

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Хакасская республиканская детская библиотека тоже отметила юбилей Чарской:

19 января 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской, выдающейся русской писательницы, подарившей миру более 300 произведений для детей и подростков!

Её книги, такие как «Люсино детство», «Записки институтки» и «Сибирочка», стали настоящими бестселлерами начала XX века. После Октябрьской революции её творчество было запрещено, но сегодня мы заново открываем для себя эти замечательные истории.

В Хакасской республиканской детской библиотеке открылась книжная выставка «Волшебные сказки Лидии Чарской». Здесь вы сможете найти такие произведения, как «Сказка о красоте», «Сказки голубой феи», «Лизочкино счастье», «Первые товарищи», «Дом шалунов» и многие другие.

Произведения Лидии Чарской учат детей доброте, смелости и честности. Они помогают юным читателям переживать вместе с героями и верить в то, что добро всегда побеждает зло.

Отсюда: vk.com/wall-216570910_1976

@темы: ссылки, Сказки, Мероприятия, Сборники, Чарская, Сказки голубой феи, Записки институтки, Лизочкино счастье, Сибирочка, Первые товарищи, Дом шалунов, Люсино детство

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека Верхнезейска (это поселок в Зейском районе Амурской области) тоже отмечала юбилей Чарской.

"Как хорошо сознавать,
Что ты можешь делать
добро людям..
Это счастье выпало мне"
(Л.Чарская)

Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) - самая популярная детская писательница конца 19 века. Ею написано более 80 книг.

В настоящее время мы заново открываем для юного читателя имя Лидии Чарской.

Ведь она рассказывает о человеческих качествах, которые востребованы во все времена - о доброте и любви к близким,о сострадании и бескорыстии.
"Сибирочка", "Княжна Джаваха", "Записки маленькой гимназистки", "Сказки голубой Феи", "Дом шалунов" и др.

Библиотека оформила выставку для юного читателя к юбилею Лидии Чарской - "Будить любовь к добру и правде", пусть её книги служат маяком дружбы и добра.

Отсюда: vk.com/wall-211388660_139

@темы: ссылки, Сказки, Мероприятия, Сборники, Чарская, Княжна Джаваха, Сказки голубой феи, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сказка «Царевна Льдинка». Лидия Чарская.
История о том, что советами близких, особенно в сфере безопасности, не следуете пренебрегать, а также - важно помнить, что родные и близкие люди желают тебе счастья больше, чем кто-либо на свете.
«Сказки голубой феи. Л.А. Чарской», издание т-ва М.О Вольф.



@темы: Видео, ссылки, Сказки, Аудио, Сборники, Чарская, Сказки Голубой Феи

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот как вы думаете... Вот финал "Двух елок" Чарской - "Не знал корявый сучок, что доставил столько радости бедному больному в светлый рождественский сочельник.". Почему не знал, что _доставил_?.. В смысле что на момент финала больной ребенок уже пришел в себя и радуется, и мы, и сучок это видели. Если бы было "не знал, что доставит" - все понятно: раньше, когда только еще предстояло доставить радость, он не знал. А теперь знает.

Как думаете - это особенности речи рубежа веков? Авторская небрежность? Или имеется в виду, что сучок отдельно от елки - не "мыслящее существо", он не знал, сколько доставит радости, когда еще был вместе с елкой, а когда его отрубили, он утратил способность что-либо знать, понимать и т.д., хоть и доставил радость - но уже не смог об этом узнать?

@темы: Рассказы, Сборники, Чарская, Синие тучки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
КЛАССИКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КНИГАХ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист, редактор и издатель.
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ. ПЛАТФОРМА №10.
"Заговорили о книгах, о беллетристике, о Пушкине. Дима был удивлен несказанно, что скромная дочь ссыльного начальника полустанка, имела понятие и о Полтаве, и о Евгении Онегине, и о Гоголе с его Майской ночью, с его Мертвыми душами.
Бежали теперь оба, запыхавшиеся, румяные, возбужденные, чуть вскрикивая каждый раз, что быстро слетали лыжи по скату сугроба. На одном месте не удержались и, не размыкая рук (все время держались за руки), оба полетели в снег, хохоча как безумные.
Случилось так, что захолодевшая щечка Нины попала под горячие губы студента, и знойно обжег ее неожиданный быстрый поцелуй. А за ним другой, третий, четвертый.
Тяжело и неровно дыша, Нина поднялась с колен, страстно - взволнованная, испуганная и обрадованная.
— Что вы? Что вы? Что вы делаете? Грех какой так обижать беззащитную.
А у самой в серо-голубых глазах призыв и желание.
За восемнадцать лет, прожитых в степи, среди снега или одуванчиков, она не испытала еще ни разу смутного волнения первых порывов любви. Правда, ждала их и звала бессознательно. И теперь они нахлынули вдруг, горячие, долгожданные.
Вот он — её идеал, этот смуглый красавец,, этот новый Владимир Ленский, что целует ее и шепчет ей на ушко:
— Нинуся... Ниночка... Нинуша... Прелесть моя, сказка моя степная, непосредственная... Ниненок мой, одуванчик мой, снежинка моя милая, ведь я влюблен сейчас в тебя... Видишь, влюблен?.. Околдовала ты меня сразу, маленькая колдунья. Ну, так поцелуй же, ну, так приласкай же... Ну, сама поцелуй... Ну, Ниночка...
Ах, какой голос! Ах, какие бархатные нотки в нем! В самую душу просятся. В самую душу вонзаются... И голова от них кружится... И сердце бьется...
И сразу бледнея от приступа и волны первой неудержимой страсти, Нина прильнула к чувственному алому рту, по-детски закинув за шею Радина хрупкие маленькие ручки и шепча словно в забытье: "Владимир Ленский! Владимир Ленский! Мой Димушка! Мой миленький! Мой родной"!"

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3501

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, "Свои, не бойтесь!"

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
БОЖИЙ ПОДАРОК. Стихотворение Л.Чарской

Лучистым сияньем меж тёмных высот
Зажжён золотой огонёк...
Он чистые помыслы к небу несёт,
Далёкие мира тревог.
Он, радостный сердцу лучистый маяк,
Всех светлой надеждой дарит...
Кто голоден, алчен, без крова и наг,
Для тех он светлее горит.
Для тех, кто исполнен вражды роковой,
Он скажет сияньем лучей,
Он скажет без слов, огонёк золотой,
Озлобленным душам людей:
«Зажёгся я в тёплую полночь, когда
Родился Спаситель... С тех пор
Промчались столетий далёких года,
Как мой загорается взор.
Пусть люди забудут печаль и вражду,
Пусть злобе наступит конец,
Господь Вифлеемскую шлёт им звезду
В подарок, как детям отец».

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3469

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Повальное увлечение детективами в начале 20 века, Нат Пинкертон - кумир гимназистов и многое другое в рассказе Л.Чарской «Мама ничего не понимает»
Повальное увлечение детективами в начале 20 века, Нат Пинкертон - кумир гимназистов и многое другое в рассказе Л.Чарской «Мама ничего не понимает», изображение №1
«…весь мир – это Нат Пинкертон, раздробленный на мельчайшие части, что вы, я и все люди, и все вещи, и все дела суть некая эманация единого и всемогущего божества – сыщика Ната Пинкертона».

К.Чуковский www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/nat-pink...

Корней Иванович едко иронизировал в своей статье, конечно, но, действительно, для маленьких и не очень маленьких читателей Пинкертон в начале 20 века стал неким волшебным миром. Не зря его вспоминают в своих книгах-мемуарах видные писатели, например Валентин Катаев:

«…строжайше запрещалось чтение Пинкертона. Нат Пинкертон был знаменитый американский сыщик, приключения которого сводили нас с ума. Это были небольшие по объему, размером в школьную тетрадку, так называемые «выпуски», каждый раз с новой картинкой на цветной обложке и портретом знаменитого сыщика в красном кружочке. На этом грубо литографированном портрете голова Ната Пинкертона была изображена в профиль. Его бритое, обрюзгшее лицо с выдвинутым вперед подбородком и несколько мясистым носом, с резкой чертой между ноздрей и краем плотно сжатых губ, его проницательные глаза (или, вернее, один только глаз), даже косой пробор его немного седоватых каштановых волос и цветной американский галстук — все говорило, что это величайший криминалист XX века, человек опытный и бесстрашный, с железной волей, гроза американского уголовного мира, раскрывший сотни и сотни кровавых преступлений и посадивший не одного негодяя на электрический стул в нью-йоркской тюрьме Синг-Синг».

Глава «Ограбление газетного киоска» из книги В.Катаева «Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона». libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/113523-38...

А Аркадий Аверченко строит на увлечении гимназистов ловким сыщиком целый рассказ «Синее одеяло» – сам не хуже каких-нибудь детективных историй с похищением учеников и таинственными подробностями…

Разумеется, эти книги повсеместно осуждались педагогами, критиками и вообще многими, следящими за кругом детского и подросткового чтения (как осуждалась порой и Чарская даже ещё в дореволюционный период). Критико-библиографические журналы по детской литературе часто публиковали статьи о распространении лубочной и сыщицкой литературы среди школьников, о борьбе с ней, о проникновении ее с Запада…

Писал ежемесячник «Новости детской литературы» в 1912 году: «Из общего количества 300 выпусков, заготовленных «Развлечением» на долю Ната приходится 130 (почти половина) с тиражом около четырёх миллионов. Надо думать, что ни одной хорошей книге, по крайней мере у нас, не удавалось так широко распространиться. Издательство нисколько не преувеличивало, когда печатало на обложке каждого выпуска, что его товар имеется у всех газетчиков, на всех станциях, в киосках и даже в книжных магазинах.

В 1907-8 г.г. новый выпуск появлялся раз в неделю, а с сентября 1909 г. пришлось выпускать два раза - в среду и субботу, - так как спрос, очевидно, удвоился.

«Развлечение» заразило других предпринимателей, за Пинкертоном поползли из разных щелей «Листеры», «Шерлоки», «Морганы»… (В.Зеленко «Знамение времени»).

Катаев подтверждает частоту выпусков в своей книге - «Выпуски Ника Картера появлялись в продаже каждую пятницу сразу же по две штуки. Цена — четырнадцать копеек. Их привозил курьерский поезд Санкт-Петербург — Одесса, развивавший, как говорили, скорость до ста десяти верст в час».

Некий немецкий учитель Зоммер в начале 20 века провел исследование о распространенности лубочных изданий среди школьников; он опросил 300 учеников средней школы и 230 учеников народной школы. У 300 учеников средней школы оказалась 2974 экземпляра лубочных изданий, а у 230 учеников народной школы – 3135. «Большинство владеют всего лишь единичными экземплярами, но богатство некоторых доходит до пятисот и более книг. Характерно, что ревностными читателями лубочной литературы являются наиболее способные ученики». («Новости детской литературы», №8, апрель 1913 года).

Осуждался и другой не менее знаменитый детектив – господин Холмс:

Из воспоминаний В.Розанова «Опавшие листья» - он писал: «Дети, вам вредно читать Шерлока Холмса. И, отобрав пачку, потихоньку зачитываюсь сам. В каждой — 48 страничек. Теперь «Сиверская — Петербург» пролетают как во сне. Но я грешу и «на сон грядущий», иногда до 4-го часу утра».

О популярности Шерлока Холмса в дореволюционной России: arzamas.academy/materials/541

Чарская в своих произведениях тоже упоминает это «знамение времени», становясь на сторону педагогов-критиков. Но при этом неплохо понимая детскую душу и детские увлечения:

«Мама ничего не понимает», рассказ из сборника «На рассвете».

«Сам Котик, успевший облечься в домашнюю блузу, храбро берётся за пеструю, ярко разрисованную книжку приключений знаменитого Ната.

- Нет, нет! говорит мама, - раньше выучи уроки, - я не позволю тебе пичкать голову до них всякой требухой…

… - Нат Пинкертон - не требуха! У нас Ната Пинкертона даже первый ученик, круглый «пятерочник» читает. И ты ничего не понимаешь, если говоришь так!»

А потом мальчику становится совестно, что он поссорился с мамой из-за этих книжек: «Ты ничего не понимаешь!» Ведь могла же выскочить из его рта такая ужасная фраза по отношению к матери. О, - о, противный Пинкертон, все из за него!

Теперь Котик почти с ненавистью смотрит на пёстро и ярко раскрашенную обложку жидкой, порядочно таки потрепанной книжонки. Бульварная литература! вспоминался ему отзыв Кириллова, их первого ученика, которого он так неудачно привел в пример маме как почитателя Ната Пинкертона».

В итоге сын и мать мирятся, вместе читая «бессмертные творения Гоголя».

viewer.rsl.ru/ru/rsl01004201309?page=119&rotate... (сборник «На рассвете»)

Вот и в повести «Тяжёлым путём» отрицательная героиня невольно подчёркивает в очередной раз свой нравственный облик, читая «книжку, в заголовке которой крупными буквами значилось: "Нат Пинкертон"…»

«В мастерской Андрея Аркадьевича сидела Нетти. Без дальних вступлений Ия просто обратилась к молодому художнику.

-- Послушай, Андрюша, дети мечтают о елке, не найдешь ли ты возможным устроить ее им?

-- Разумеется, разумеется, как это я мог забыть о них! Извини, пожалуйста, Иечка. Вот возьми деньги... Они лежат вон там, на столе, -- засуетился молодой художник, отбрасывая кисть и палитру.

Внезапно присутствующая здесь Нетти отложила в сторону тоненькую с безвкусно раскрашенной обложкой книжку, в заголовке которой крупными буквами значилось: "Нат Пинкертон", и взволнованно заговорила:

-- A по-моему, все эти елки одна только глупая трата денег, a удовольствия от них не получается никакого. Сама я в детстве их терпеть не могла. К тому же, теперь нам пригодится каждый лишний рубль. Еще не все счета уплачены. Да и наш костюмированный вечер обойдется не дешево. Сегодня тоже трат предстоит не мало. A тут еще извольте бросать деньги на какие-то глупости. Увольте, Ия, мы не Ротшильды, и так André день и ночь работает на семью. Избавьте его хоть от таких лишних расходов, как никому ненужная елка, -- уже заметно раздраженным тоном заключила Нетти». («Тяжёлым путём»)

Приснопамятная Наденька Таирова из «Волшебной сказки» после того, как её романы о графах и баронессах сжигает отец, раздобывает себе приключения Холмса.

Так, мы по-прежнему видим, что Чарская своевременно откликалась на модные веяния и упоминала их в своих книгах, будь то танцы босоножек, увлечение пинкертоновщиной или сочинениями Максима Горького…

Пинкертоновщина — российское название детективно-приключенческой беллетристики (иногда с элементами мистики и научной фантастики), популярной в три первых десятилетия 20 века. Получила своё название в честь американской серии о приключениях сыщика Ната Пинкертона (какое отношение он имеет к Алану Пинкертону, основателю известного детективного агентства, в книгах не сообщается), однако в даже большей степени на неё повлиял сэр Артур Конан Дойл со своей холмсианой. Собственно, большинство авторов «пинкертоновщины» в континентальной Европе (включая и Россию) начинало либо с нелицензированных переводов приключений Холмса, либо с фанфиков про него.

После Октябрьской революции большевики поначалу пытались запретить этот жанр, однако в эпоху НЭПа никакие запреты не помогали, и они стали действовать по принципу «Не можешь победить — возглавь». Сверху были спущены указания придумать своего собственного «Красного Пинкертона», который бы разоблачал контрреволюционеров и козни мировой буржуазии (в написании «красной пинкертоновщины» поучаствовали такие известные авторы как Илья Эренбург и Мариэтта Шагинян). Белые не отставали и создавали в эмиграции «Белых Пинкертонов», которые боролись уже против агентов ЧК, ОГПУ и красных комиссаров. Концептуально «коммунистический Пинкертон», впрочем, не удался (как ни пытались прикрутить захватывающие приключения к Мировой Пролетарской Революции, но получалось, что приключения сами по себе, а революция — сама по себе и чисто для галочки), и в тридцатые в процессе общего «закручивания гаек» сабж всё же запретили, а на смену ему пришёл соцреализм. На Западе же он постепенно эволюционировал в жанр weird fiction, где акцент делался уже не на детективную составляющую, а на паранормальную и/или научно-фантастическую.

В лихие девяностые после падения «железного занавеса» мода на жанр вернулась (наряду с модой на декаданс и Серебряный век), и многие даже малоизвестные на Западе авторы публиковались значительными тиражами, зачастую под вырвиглазными обложками в стиле американских триллеров категории «Б». Источник: posmotreli.su/index.php/%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D0%B...

Отсюда: vk.com/@-215751580-povalnoe-uvlechenie-detektiv...

@темы: История, Цитаты, ссылки, Рассказы, Сборники, Реалии, Чарская, Волшебная сказка, Тяжелым путем, На рассвете

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЧТО ЕЛИ СТО ЛЕТ НАЗАД ИЛИ ЕДА В КНИГАХ ЧАРСКОЙ

Девушка с кружкой.

"Сперва разговор не клеился. Рассматривали меню... Совещались о блюдах. Со свойственной всем порядочным женщинам корректной скромностью выискивала Маня все самое недорогое, и мило краснела, выбирая названия.
Вадим Львович тонко улыбался, следя исподтишка за девушкой.

Чувственные губы плотоядно вздрагивали. Он знал женщин как свои пять пальцев: и развратных, и скромных, и острых, и безличных, и искусно играющих, выделывающих из себя что-то, и простеньких, непосредственных, наивных.

Но такой, как Маня он еще не встречал. С первого взгляда она поразила его своей нетронутостью, острой чистотой и правдивостью лица и взгляда. А тонкое, почти детское нежное, с голубыми жилками на висках и щеках, личико, осененное глазами Мадонны, положительно нравилось ему, будя его притупленность, ударяя по нервам, заставляя загораться вновь давно уснувшую страстность.

Он смотрел с явным восхищением в хорошенькое невинное личико, пока Маня с удовольствием ела свои любимые пожарские котлеты, отпивая из высокой стопки добытого им Бог весть какими путями татарином шампанское".

Рассказ из цикла рассказов о Первой мировой войне "Свои, не бойтесь". Действительно, неизвестно, каким образом добыто во время войны и сухого закона спиртное, но знаменитые пожарские котлеты наверняка такие же, как в рецепте из Журнала для хозяек (1912).

(Рецепт по ссылке: vk.com/wall-215751580_3294 )

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЧАРСКАЯ: Картины нашей истории

В этом году исполняется 110 лет со дня начала Первой мировой войны, или Великой, второй Отечественной, как её называли в то время. Л.Чарская почти сразу с начала военных действий написала множество крупных и небольших произведений о современных ей исторических событиях.
В 1915 году, например, вышла небольшая книга рассказов о войне.

Мы почитаем рассказы из этого сборника - "Свои, не бойтесь!" (Л.Чарская. Свои, не бойтесь! — Петроград : тип. П.Усова, 1915 — 140с.: ил. М.А. Андреева).

Лидия Алексеевна Чарская
Мститель.

I.

Карл Гольд давно мечтал перейти в русское подданство, но скрывал это от родителей, настоящих прирожденных немцев. Старый Фридрих Гольд, хозяин часового магазина на главной, Влоцлавской улице, убил бы собственными руками сына, если бы признал в своем Карле русского подданного. Но он так и отправился в горние селения, ничего не ведая о намерениях единственного и любимого сына. А что касается фрау Катарины Гольд, старой почтенной немки, то ей и в голову не приходило, чтобы её Карлуша, которому шел теперь уже двадцать седьмой год, мог совершить подобную измену по отношению к своему "фатерланду". Ведь он даже всем своим внешним поведением доказывал, что остается истым сыном своей нации: он по-видимому искренне почитал великого кайзера, и даже над его рабочим столом, как и напротив входа в часовой магазин Гольдов, висел поясной портрет Вильгельма II.

В детстве, по недосмотру няньки, Карл выпал из окна голубятни, повредил себе сухожилие и с тех пор остался хромым. Эта хромота была бичом, проклятием всей его жизни. Больше всего на свете он любил женскую красоту, но — увы! — менее всего имел успеха у прекрасного пола. А между тем он был далеко не глуп, в меру мечтателен, в меру сентиментален, что должно было бы нравиться молодому женскому населению маленького, лежавшего почти на самой границе с Пруссией губернского города. К тому же у него были страстные, тоскующие голубые глаза и благородный профиль. Если прибавить еще к этому и довольно туго набитые карманы Карла Гольда, то при других обстоятельствах молодого часовщика города N можно было бы отнести к числу завидных местных кавалеров-женихов. Однако хромая нога при крошечном росте портила все дело. И, когда маленькая ковыляющая фигура Карла переходила улицу или спускалась со ступеней магазина, девушки-невесты из числа немецкого и польского населения города менее всего обращали внимания на страстно тоскующие глаза и благородный профиль молодого Гольда; его хромая нога и безобразная фигура прежде всего назойливо лезли в глаза.

II.

Будучи в восьмом классе гимназии, Карл Гольд полюбил Зою Карповскую.
В Энске стоял небольшой гарнизон, и у военного фельдшера, выслужившего вторую службу, была молоденькая дочь Зоя. Карповский, сколотивший кое-какие денжонки, отдал дочь в гимназию. Училась Зоя хорошо, кончила курс с серебряной медалью и, еще задолго до выпуска из учебного заведения, привлекала к себе своей, исключительно пикантной мордочкой, большую часть молодого мужского населения Энска.
Как-то двоюродный брат Зои познакомил Карла Гольда с сестрой, и с первой же минуты молодой немец-часовщик воспылал к дочери русского фельдшера самым пламенным чувством.

Нежная, сероглазая Зоя, её свежая, чистая красота, её бойкость и природная живость совсем околдовали Карла, и юный гимназист потерял голову под влиянием чар девушки. Между молодыми людьми возникли самые чистые отношения, полные поэзии и красоты. Карл Гольд был немножко поэтом, и его письма к Зое, передаваемые через того же благодетеля, двоюродного брата, невольно захватывали девушку. Потом начались частые свидания молодой парочки в тенистых, укромных уголках бульвара или общественного сада. Наконец Карл расхрабрился и в одну душную июньскую ночь объяснился в любви своей богине.

О, у него, Карла Гольда, были самые чистые, самые честные намерения! Он предлагал Зое в мужья не немца-пруссака Гольда, а будущего русского подданного. Ради неё, умницы и красавицы Зои, он готов стать настоящим русским. А ей, Зое, не следует плевать в колодезь, потому что у них, Гольдов, слава Богу, есть кое-что про черный день, а он, Карл — единственный сын в семействе; стало быть и магазин, и дом на Влоцславской, кроме всего остального, будут принадлежать исключительно ему, следует подумать, прежде чем сказать решительное слово."

И Зоя Карповская подумала.
Разумеется, Карл — немец и калека. Но строго говоря, другой хорошей партии ей не дождаться. К тому же ради неё Карл перейдет в русское подданство. А что он хромой, так эта — вздор; лицом Карл куда красивее многих здешних кавалеров, так что и хромота его при общем впечатлении как-нибудь сойдет. А уж стихи он такие пишет, каких никому из здешних не написать! Бог знает, пожалуй и знаменитостью станет когда-нибудь Карл. Многие из её подруг с ума бы сошли по его страстным призывным стихам, и она втайне гордилась своим талантливым поклонником. Конечно пусть пока что переходит в русское подданство, а там они и поженятся, если приведет Господь!

III.

Карл шел задумчивый и грустный по бульвару. Мало утешительного дали ему все эти дни. Вот уже три года, как он, русский подданный, втайне от матери помолвлен с Зоей Карповской, а между тем свадьба все откладывается. И сама Зоя в последнее время как-то изменилась по отношению к нему: давно уже она не восторгается его стихами, давно избегает встреч с ним и старается под тем или другим благовидным предлогом уйти из дома, когда он приходит иногда поиграть в шашки с её старым отцом. К тому же он стал с некоторых пор встречать Зою в сопровождении студента Вишневского на улице и на бульваре. Все это доставляло немало горя Карлу, заставляя болезненно сжиматься его сердце.

А тут еще не веселили вдобавок и общие дела. Германия объявила войну России, и не сегодня-завтра прусское войско могло занять беззащитный город. Многие жители уже уехали из него.

Маленькому гарнизону было приказано тоже выйти отсюда без боя, ввиду превосходных сил неприятеля. Карповский ушел вместе со своей частью. Но семья его была еще здесь. Зоя с матерью, вопреки всем советам и желаниям отца, решила остаться в городе. По их мнению, нельзя было бросить хозяйство на произвол судьбы, тем более что немцы, по общему отзыву, — культурные, просвещенные люди и конечно не станут обижать мирных жителей Энска. Стало быть, нечего их бояться. И мать с дочерью решили остаться хотя бы временно, пока не уложат и не вывезут всего своего имущества.

В один из вечеров Карл Гольд шел проведать их, а кстати и поделиться событиям последних дней. Немцы уже взорвали мост на реке и подступили к городской заставе. Утром несколько прусских улан показались на площади, с часа на час надо было ожидать вторжения неприятеля в город.
Карл шел, по обыкновению сильно прихрамывая на правую ногу. Продольная морщинка залегла между его черными бровями и лицо приобрело какую-то несвойственную ему угрюмость. Он думал о немцах, своих единоплеменниках, думал о Зое, о том, что если понадобится защитить девушку, то он, Карл Гольд, отдаст за нее жизнь. В его кармане на всякий случай лежал браунинг.

А над угрюмой головой Карла безмятежно сияло млечным сиянием вечернее небо. Кое-где загорались звезды. Таинственно-прихотливыми силуэтами стояли ряды лип на бульваре, бросавшие на аллею тень.
Карл доковылял до конца бульвара, вышел на площадь и свернул в переулок. Вот и казармы местного крошечного гарнизона, теперь оставленные частью. Только в квартире фельдшера, там, где белеет среди сада здание приемного покоя, в темной ночной зелени светился огонь.
"Теперь уже десять, — подумал Карл, и у них пьют чай. И это очень кстати: по крайней мере застану дома Зою. Надо же когда-нибудь договориться с ней".
С этими мыслями Карл направился через сад к крыльцу.
Внезапно тихий смех и шепот в кустах привлекли его внимание.
"Неужели Зоя? Но с кем же она?"

Карл не долго стоял раздумывая — тревога взяла свое. Нагнувшись и втянув голову в плечи, он пополз к тому месту, где раздавались голоса. При свете луны можно было довольно далеко различать предметы. И то, что увидел Карл, бросило его сначала в жар, потом в холод.

Зоя сидела на скамье, запрокинув голову кверху и прислонившись теменем к стволу векового каштана. Её глаза особенно ярко сияли при свете луны; улыбка раскрывала губы. Около неё сидел Стась Вишневский, племянник городского ксендза, приехавший на каникулы из киевского университета, красивый, обаятельный поляк, с начала весны вскруживший всем местным дамам и барышням головы. Одна рука Стася обвивала талью Зои, другая сжимала её руки.

— Ты любишь меня? — горячо нашептывал Стась девушке. — Ты любишь меня?... А я не смел надеяться... О, Зоя, моя Зоя! Как счастлив я, как бесконечно счастлив с тобой! Ведь я думал до сих пор, что моя Зоя всецело занята своим женихом, этим красивым хромым поэтом, который...

— Молчи, молчи! Не произноси мне этого имени, Стасик, любимый мой! Мне противно подумать о нем. Когда-то, будучи чуть ли не ребенком, я увлеклась его глазами, его талантом, но теперь, когда вы... когда ты... когда я всецело принадлежу моему Стасю, могу ли я еще думать о ком ни...

Зоя не договорила, потому что губы Вишневского прильнули к её рту и зажали его.

Карл, видевший и слышавший все от слова до слова, заскрипел зубами. Его рука конвульсивно стиснула рукоятку револьвера, другая сама собой сжалась в кулак. Он уже торжествовал при одной мысли о том, что сейчас оба — и Стась, и Зоя — будут лежать бездыханными трупами у его ног. Это опьяняло его, наполняя сладким и злобным удовлетворением его оскорбленную душу. Он уже вытащил револьвер и спокойно прицелился в целующуюся пару.

И вдруг иная мысль прожгла его мозг. В сущности разве принесет ему удовлетворение смерть Зои и её избранника, — о этого слишком мало. Разве может он, совершая казнь этих двоих, указать им мотив, руководящий его отплатой, особенно ей, Зое, которой он так слепо верил и на которую надеялся, как на самого себя? Да, он любил эту статную, рослую Зою, любил её ярко выраженную славянскую красоту, её милую беспечность и ребячливую веселость. Но теперь, сейчас он ненавидел ее, эту Зою, погубившую все его надежды, насмеявшуюся над ним.

О, он сумеет жестоко отмстить и ей, и этому мальчишке, укравшему у него её любовь, и упиться своей местью во всякое время. Смерть — слишком большая роскошь для них. А пока, пока...

И Карл весь дрожал от ненависти, бешенства и злобы.

Окончание рассказа: az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_1090.shtml

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3291

@темы: История, текст, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, Свои, не бойтесь!

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сборник сказок Лидии Чарской "Дневник Русалочки" (2024) недавно вышел в издательстве "ОЛМА, Просвещение-Союз".

Посмотрите, какая красота появилась! И некоторые сказки Чарской впервые переизданы в этом роскошном сборнике, например те, которые выходили в сборниках рассказов и сказок у издателя В.Губинского. Книга большого формата, с мелованными страницами, с множеством цветных иллюстраций из оригиналов (раскрашены специально для нового издания), а также картин художников.
Завершающей статьёй в книге идёт "Профанация стыда", педагогический очерк писательницы, также впервые напечатанный после революции.

"В одном томе впервые сошлись добрые сказки для девочек, опубликованные ранее в семи книгах русской писательницы Лидии Чарской (1875–1937) — в том числе в знаменитом сборнике «Сказки голубой феи». Сочинения Лидии Чарской буквально околдовали несколько поколений русских детей: в начале XX века она была единственной «властительницей дум» юных читательниц, по популярности едва ли не превзошедшей Пушкина. В ее волшебных историях, героями которых становились сказочные существа — короли, феи и злые волшебники, было все: девичья дружба, душевные разговоры, первые влюбленности, романтика, сентиментальность и маленькие трагедии".

Купить: www.wildberries.ru/catalog/234409005/detail.asp...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3221

@темы: ссылки, Сказки, Сборники, библиография, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ. СТИХОТВОРЕНИЕ Л.ЧАРСКОЙ
(из сборника "Голубая волна")

Дитя стоит в траве душистой,
Слегка обрызганной росой.

Кругом — и ландыш серебристый,
И колокольчик голубой,
И нежно-белая ромашка,
И синий-синий василёк,
И ало-розовая кашка,
И мака палевый глазок.

Всё здесь, в волшебном царстве мая,
Полно небесной красоты...

И улыбаясь и кивая,
Ей шепчут нежные цветы:

— «Не уходи! — останься с нами,
Вдали от света и людей
Какими розовыми снами
Проходит жизнь среди полей!
Здесь аромат душистой лаской
Тебя, малютка, обовьёт,
Потешит нива длинной сказкой
И птичка песенку споёт».

Первая публикация стихотворения «Полевые цветы», 1903 год, журнал «Задушевное слово», №12.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3119


@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Задушевное слово, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В СТАРОМ САДУ. Стихотворение Л.Чарской

Я люблю эту тишь полудикого сада,
Где берёзы и липы цветут,
Где и тень и покои, аромат и прохлада
Обрели неизменный приют.
Я люблю говорливой струи трепетанье
Серебристых ручьёв голубых,
Я люблю ветерка молодого дыханье
И глаза незабудок живых.
И люблю возвращаться я под вечер с нивы
Мне знакомой садовой тропой,
Когда липы, берёзы, стоят, молчаливы,
Когда сумрак царит голубой.
И мне чудится, как из живого потока,
Извиваясь в студёных струях,
Выплывает русалка в мгновение ока
И скрывается в тёмных ветвях.
И кивает и манит меня водяница
И лепечет: — «Со мною побудь,
Ты работала много. Погасла денница
И ты можешь теперь отдохнуть.
Старый сад так хорош. Много песен я знаю —
Жизнь русалок весельем полна,
Целый день я резвлюсь и пою, и играю,
Ты ж, бедняжка, работать должна!»
Но минута... другая... и кончена грёза.
Нет русалки. Лишь старой соседке своей
Шепчет что-то, красиво белеясь, берёза
Тихим шёпотом пышных ветвей...

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3014

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот "Порт-Артурский Вася" явно написан "по горячим следам", когда война либо еще шла, либо только что закончилась (причем неудачно для России). Но японцы далеко не все показываются там исчадиями ада (и даже просто плохими людьми). Какая разница с рассказами из сборника "Свои, не бойтесь!", где приличного немца нет как класса (даже те, кто до войны выглядел вроде бы приличным человеком, с началом войны показывают свое истинное нутро).

Интересно, почему так?..

@темы: История, Рассказы, Сборники, Чарская, Порт-Артурский Вася

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Гимназистки Чарской и их форма

Ровно в четыре.
Из-за киоска
Появится девочка в пелеринке,
Раскачивающая полосатый ранец,
Вся будто распахнутая дыханью
Прохладного моря,
Лучам и птицам,
В зелёном платье из невесомой
Шерсти.
Она вплывёт, как в танец
В круженье листьев и в колыханье
Цветов и бабочек над газоном.

Э.Багрицкий. Февраль

Лучше всего иллюстрирует нашу новую тему сборник рассказов Лидии Чарской «Гимназистки» 1910 года. Поэтому начнём с него.

Хотя считалось, что ношение формы уравнивает всех учениц по виду и тем полезно, но бедные девочки не могли пошить форму у дорогой портнихи, как героиня Зина Ракитова:

« - И вообще она нечистоплотная какая-то. Вы видите у нее на локте заплату, - послышался презрительный голосок Зины Ракитовой, и она мельком, в стеклянные дверцы шкафа, оглядела свою собственную, затянутую в изящное форменное платье, сшитое у дорогой портнихи, фигурку». («Новенькая»)

Чаще всего встречается коричневый цвет гимназических платьев, фартук и передник абсолютно в равной степени используются для обозначения второй, главной части гимназического женского костюма:

«Наташа вошла в просторный теплый гимназический вестибюль. Здесь было шумно, людно, суетливо. Девочки то и дело входили. Швейцар Дмитрий, получивший название Султана Марокского за свое оливково-смугловатое лицо и необычайно кудрявые темные волосы, поминутно распахивал входную дверь, впуская тоненькие фигурки закутанные в теплые пальто и шубки, и неизменно торчащие из-под них коричневые подолы форменных платьев». («Неприятное положение»)

« - Ну и прекрасно! Давайте деньги! Кто сколько принес! продолжала волноваться Леля. - На задаток фотографу хватит, а потом у родных попросим, сколько кто может дать. Касса - мой передник. Подходите, господа, и не смущайтесь миниатюрностью сумм. Ведь это складчина. Всякое даяние благо.

- На, вот мое даяние! - прервала подругу серьезная Маша Горсухова и бросила в принявший мгновенно форму мешка черный гимназический фартук Лели новенький серебряный полтинник». («Нелюбимая»)

«Поднимается невообразимая возня. Гимназистки с особенным удовольствием лезут под скамейки, и поднимается охота за кошкой. Они ползают по полу, ищут очень старательно, сталкиваются друг с другом, фыркают от смеха и ползают снова, тщательно вбирая в свои форменные платья и передники всю пыль, какая только имеется на полу». («Кошка»)

Платье школьницы называют «традиционным форменным», к началу 20 века оно и стало таким, одинаковым повсюду в России:

«Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом. Девочка выделялась из среды подруг и казалась какой-то особенной. И одевалась она лучше остальных несмотря на то, что на ней было то же традиционное форменное с черным передником коричневое платье и обута изящнее своих товарок, и прическа её головы отличалась какою-то особенною красивой законченностью». («Сфинкс»)

Лиф (часть платья на груди) служил для гимназисток местом для хранения ценных бумаг, так же для этого служил и нагрудник у фартука:

«Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что, когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях!

Однако, Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом нараспев, скандируя строфы:

Я молода, но жизнь моя море безбрежное

Бурливое, темное, ало-мятежное». («Тайна»)

Свидетельница-прохожая по чёрному фартуку сразу опознаёт в пострадавшей гимназистку, то есть это - обычный вид ученицы гимназии для любого человека:

«А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнет, да на Митюшку! У меня сердце так и упало... И спасти нельзя. Извозчики дорогу преградили, не поспеть. Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в черном передничке, по всему видать, емназистка. Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнет, а сама-то отскочить не успела... Налетел это трамвай, опрокинул, откинул ее на сажень, поди... Упала сердешная, головка на рельсы... вся в кровь... Чуть не до смерти убилась...» («Случай»)

Самая известная в наше время гимназическая повесть Чарской – это, конечно же, «Записки маленькой гимназистки», а самая узнаваемая старинная картинка из неё – та, где маленькая Ленуша впервые робко входит в класс под любопытными взглядами будущих одноклассниц. И Арнольд Бальдингер запечатлел на этой иллюстрации типичную форму гимназисток. Тёмненькое, закрытое платье. Фартук с нагрудником. У кого-то и пелеринка, как у институток.

Как-то подробно описывать гимназическую женскую форму Чарская и не думала - обыватели всех больших и малых городов Российской империи 19 века видели ее каждый день на улицах. И это в отличие от форменной одежды институтов благородных девиц, ей писательница уделяет много времени в своих рассказах и повестях - ведь институт был закрытым учебным заведением, далеко не всем доступным, стоило о форме рассказать подробнее. Да и психологическое состояние вновь поступившей учиться девочки отлично передавало описание неудобства длинной, мешающей движениям, затянутой и поясом, и застежками, и завязками формы.

Был ли какой-то общий вид у формы гимназисток? И да, и нет. Изучая многочисленные дошедшие до нас фотографии больших и маленьких учениц, вы можете заметить, что разнообразие передников, фартуков, наличие и отсутствие воротничков и манжет, их виды - от огромных до крошечных, разная длина платья, отделка, вариации в цвете — все это присутствует. И даже в одном классе могли быть отличия в одежде.

У мальчиков все было намного строже, форма гимназиста частично шла от военной, поэтому здесь был единый стиль.

В женских учебных заведениях до 70-х гг.19 века было только одно требование: чтобы одежда была скромной, неяркой, без украшений и дорогой отделки, но строгих правил не было (единую для всех женских гимназий форму ввели на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», утвержденного 24 мая 1870 года). Позднее форма стала приобретать более одинаковый вид повсюду, в правилах гимназий появились пункты описания платья, но в целом, можно было по-прежнему видеть на ученицах разные фасоны одежды.

Как пример, из «правил, утвержденных педагогическим советом Мариинской Донской женской гимназии» от 14 ноября 1884 года):

§ 24. Ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого покроя, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, ровно, как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.
Всякие подражания моде в ношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного не должны стричь волос. Исключения допускаются в том лишь случае, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.

§ 25. Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте, а потому ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна тщательно осмотреться, все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить.

Обязательным элементом были: тёмное платье, часто коричневое (для заведений Ведомства Императрицы Марии) и зелёное, как у институток (для гимназий Министерства народного просвещения); в частных гимназиях могли быть и другие цвета - красный, серый, голубой. В отличие от институтского, платья были немного короче, удобнее. Ведь многие гимназистки шли в школу и возвращались домой пешком. Также обязательным был фартук, чёрный из плотной материи с нагрудником в будни, и черный или белый из легкой ткани с красивой отделкой в праздники. Все остальное сильно различалось. Иногда были пелеринки, позаимствованные у институток. Воротнички и манжеты, которые отпарывались и менялись. И, конечно же, чулки темные и светлые, значки учебного заведения, закрытые туфли без каблука или с небольшим каблучком, иногда шляпки с лентами, определенный цвет ленты в косу, скромная гладкая прическа. Все это тоже (ну может, кроме значков) шло от женских институтов, ведь первая женская гимназия появилась только в 1858 году.

Некоторые гимназии и от верхней одежды школьниц требовали однообразия. Во многих гимназических воспоминаниях того времени встречаются форменные шапочки, пальто определённого фасона, калоши с номерком и т.д.

Форму гимназистки часто носили и вне гимназии, и даже на каникулах. Иногда это предписывалось правилами. Одновременно такая привычка служила экономии.

В советское время, когда после Великой Отечественной войны вновь появилась школьная форма, платья девочек очень смахивали на старинную гимназическую форму. Пелеринки, конечно, не вернулись, как расточительная трата материи, но все остальное выглядело уж очень знакомым. Наверное, кто-то и из вас встречался с советской школьной форменной одеждой?

Сейчас тоже иногда на Последних Звонках мелькает имитация коричнево-белого тандема, но он очень далек от оригинала - максимально короткий, с вырезами и прозрачной отделкой. Просто чья-то ностальгия вкупе с модными тенденциями и желанием выделиться.

Закончим ещё одной особенностью различия форм в частной гимназии, о которой пишет героиня повести Чарской «Огонёк»:

«…двинулись в зал, на молитву, где уже были собраны все «экстерные» гимназистки, как птички слетевшиеся со всех концов города сюда, в эту большую, не меньше нашего театра, комнату. Ах, как их много, мамочка, и все в коричневых платьях и черных передниках. (У нас четырёх «живущих» интернатских, белые передники в отличие от экстерных)».

Больше прочитать о женских гимназиях:

С.Б.Борисов. Женские гимназии в России как исторический и социокультурный феномен. Москва-Берлин, Директ-Медиа, 2018 г.

Об одежде учащихся к.19-н.20 века:

О.А.Хорошилова. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II. Москва, Этерна, 2012 г.

Источники фотографий: ГОСКАТАЛОГ РФ, сайты Мешок.net, Авито.ру и другие открытые источники.

И бонусом, вы можете сшить настоящее платье и фартук, как в старину! Вот выкройка настоящей гимназической формы из «Журнала для хозяек», 1912 года:

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-gimnazistki-charskoi-i-ih-...

Картинки и выкройка - по ссылке.

@темы: История, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, Огонек, Гимназистки, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
СОЛНЦЕ ВСТАЛО! Стихотворение Л.Чарской

Солнце, встань! Из алой дали
Зорька шлёт привет с улыбкой,
У реки под ивой гибкой
Коростели закричали.

Чаши цветиков раскрылись,
И, обрызганы росою,
Вместе с сочною травою
Запестрили, заискрились...

И, горя от нетерпенья,
Ждут, как гостя дорогого,
Птицы солнца золотого
В пышном блеске пробужденья.

К небу жаворонок поднялся,
Прямо к синему эфиру,
Возвещая утро миру,
Мелодично рассмеялся.

Этот смех проник в оконце,
Звуки в терем залетали —
Солнце подняли с постели...
Здравствуй, радостное солнце!

Из сборника "Голубая волна".


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2828

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В новом сборнике пасхальных стихотворений издательства "Никея" есть стихи Лидии Чарской "Земля и солнце..." (оригинальное название по сборнику "Голубая волна" - "Дивные звуки").

Земля и солнце,
Поля и лес —
Всё славит Бога:
Христос воскрес!

В улыбке синих
Живых небес
Всё та же радость:
Христос воскрес!

Вражда исчезла
И мрак исчез.
Нет больше злобы —
Христос воскрес!

Сборник очень красиво оформлен, прекрасная подборка стихотворений наших поэтов, посвященных Пасхе.

nikeabooks.ru/catalog/book/paskhalnye-stikhi-ru...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2795

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ПЕРНАТЫЙ УЗНИК

Стихотворение Л.Чарской

Отчего притихла птичка
И уж больше не поёт?
Может быть, слуга ленивец
Мало корму ей даёт?

Или, может, разлюбила
Птичка домик золотой?
Но ведь он такой нарядный
И так блещет красотой.

Нет, не то! Певец свободный
Чует в воздухе апрель,
Лес и луг, цветы и братьев
Призывающую трель!

Отпусти жe, добрый мальчик,
С миром птичку на простор:
Пусть живёт, поёт на воле,
Kaк и пела до сих пор.

Из сборника "Голубая волна".

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2770

@темы: текст, Стихотворения, ссылки, Сборники, Чарская, Голубая волна

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В этом году исполняется 110 лет со дня начала Первой мировой войны, или Великой, второй Отечественной, как её называли в то время. Л.Чарская почти сразу с начала военных действий написала множество крупных и небольших произведений о современных ей исторических событиях.
В 1915 году, например, вышла небольшая книга рассказов о войне.

Мы почитаем рассказы из этого сборника - "Свои, не бойтесь!" (Л.Чарская. Свои, не бойтесь! — Петроград : тип. П.Усова, 1915 — 140с.: ил. М.А. Андреева).

Лидия Чарская.
Платформа No 10

I.

…Вокруг красного здания росли одуванчики,- много одуванчиков в летнее время. И клевер. Зеленое поле сбегалось у неглубокого, задернутого тиной пруда. Весной здесь меланхолически-страстно выкрикивал хор лягушек. А зимой все покрывалось изысканно-чистой пеленой снега. И огромная сахарно-белая равнина приятно ласкала глаз.
А там, повыше, на железнодорожной насыпи бежали рельсы. Длинный, бесконечно длинный путь от северной столицы туда, в глубину обширной родины, к её дальним окраинам. Разветвлялась на много ветвей; гигантски длинными полосами, устремлялись вдаль. Под скатом, внизу, в выбоине, стояло маленькое красное здание-будка, караулившее полустанок. А на другом таком же здании, у самой платформы, красовалось черным по кирпичному фону четко выведенная цифра названия полустанка "No 10".
Когда здесь останавливались поезда, товарные и пассажирские (курьерские молнией пролетали мимо), на полустанке показывалась небольшая сутулая фигура с традиционной красной фуражкой на всегда чуть взлохмаченной голове. Водянисто-голубые мутные глаза алкоголика прежде всего пристально вглядывались в пыхтящую, крикливую и наиболее шумную часть поезда, а руки, вооруженные флажком, руки пьяницы, неизбежно дрожали. Пока поезд стоял, и машинисты запасались всем необходимым, красная фуражка маячила по платформе, равнодушно оглядывая теми же мутными глазами алкоголика высыпавших промяться из вагонов пассажиров.
Начальника полустанка под No 10 Кирилла Федоровича Груздева перевели сюда лет пятнадцать тому назад с большой узловой станции за пьянство. И вот уже пятнадцать лет жил он здесь, вдовец, с дочерью и рябой прислугой Агафьей, продолжая келейно напиваться по ночам от поезда до поезда, в длиннейший промежуток железнодорожного затишья, и с чисто машинной пунктуальностью выходя вместе со сторожем Авиловым встречать каждый поезд между двумя стаканами водки.
Ближайший поселок, где можно было покупать вино и простые крестьянские продукты, находится от полустанка No 10 в 3-х верстах расстояния. Кирилл Федорович два раза в неделю аккуратно отправлял туда за тем и другим рябую Агафью. В летнее время ее частенько сопровождала туда маленькая Нина Груздева.

II.

Первым сознательным впечатлением, прочно улегшимся в памяти Нины, были пушистые, нежные одуванчики, росшие в таком изобилии вокруг их красного дома-будки. И еще милое бледное лицо молодой женщины, её матери, угасшей очень рано от чахотки.
Мать исчезла. Одуванчики остались. И алые и белые цветы кашки тоже.
Рябая Агафья, мутные глаза папочки и поезда, поезда, поезда без конца и счета, — все это скользило мимо. А одуванчики и кашка водворились прочно и навсегда, как скрытые сокровища в недрах души Нины. Папочку было жалко. Жалко до слез в часы его запоя, в часы его тоскливого оцепенения. К Агафье не было никаких чувств, уж слишком примитивно глупа и груба была Агафья. Но одуванчики, кашка, широкая равнина, зеленой, мутной, задернутый тиной пруд с его весенними лягушечьими концертами, — все это было дорого до боли, все жило в маленькой душе, истомленной одиночеством. Было еще, правда, в далеком, розовое пятно, луч недолгого солнца, блик яркой краски на сером фоне, туманное воспоминание о матери, о чьих то нежных руках, о чьих то задумчиво голубовато-серых глазах, но были ли то в действительности те глаза, и руки, и ласки, — Нина путалась, не могла дать себе отчета, не знала. Росла сама как цветок среди одуванчиков и кашки, маленькая, невзрачная, с большими угрюмыми недетскими глазами, с упорным ртом не знающем ребяческого смеха, росла среди одуванчиков, кашки, снега и поездов, между алкоголиком отцом и тупой прислугой. Потом, когда подросла, стала посещать за три версты церковно-приходскую школу.. Каждый день приезжал из села Клушина подговоренный крестьянин за Ниной и увозил её на уроки, где у сельской учительши она проходила школьную премудрость вместе с крестьянскими детьми. А после уроков доставлял обратно. Зато получал едва ли не половину из скудного Груздевского жалованья.
— Учись, Ниночка, учись, девочка, умницей вырастешь, папке облегчишь его горькую долю. Разнесчастный ведь он, твой папка, разгорький он прегорький, твой папка, пьяница, — с отуманенной винными парами головой говорил частенько дочери Груздев, дыша ей в лицо водочным перегаром и запахом дешевых папирос.
И девочка училась, как могла, как умела. А потом накинулась на книги. Читала жадно. Читала все, что было в скудной сельской библиотеке и у учительницы Анны Семеновны. И Пушкина, и Гоголя, и Лермонтова в разрозненных томах, скупленных на дешевке у букиниста. Читала с восторгом, захлебываясь. Любила Владимира Ленского, юного поэта, погибшего от руки Онегина... Любила коварного Демона и Печорина, непонятного, насмешливого... Но больше всех Ленского, больше мертвого чем живого, потому что напоминал белый одуванчик и чистоту зимних снегов равнины, её первые и лучшие впечатления.

III.

— Пожалуйте, был сигнал, ваше высокородие, No 17 встречать, — расслышал как сквозь сон Кирилл Федорович Груздев, полулежавший у стола в старом с прорванной во многих местах клеенкой кресле. На столе стояла бутылка с отбитым горлышком, распространяющая вокруг едкий запах спирта. Лежал обглодок соленого огурца и недоеденная корка хлеба.
— М-м... 17, говоришь? Это хорошо, что семнадцатый, Авилов, — промычал себе под нос начальник, — это очень хорошо, что семнадцатый.
— Да хорошо, либо нет там, а пожалуйте. Потому как пути более нет. Не приведи Господь заносы какие. И и… Боже ты мой, какая метель!
— Метель, говоришь?
— Неушто не видали и не слыхали?
О нет, он слышал их, эти голоса демонов за обледеневшим оконцем. Но разве же это была метель? В его помраченном от обильного возлияния мозгу фантастические представления вытеснили реальные. Казалось, что не метель, не бушующая стихия, а полчища злой силы стучались к нему в окно и смущали его покой, убеждая его в чем то, и предостерегая, и угрожая в одно и то же время.
— Так вот оно что, метель... Метель и заносы... Поезд не пойдет дальше, стало быть?
Вдруг резким неожиданным среди тишины звуком протрещал звонок телефона. С испугом, косясь на неплотно прикрытую дверь смежной с его комнатой горенки Нины, спавшей сном праведницы сейчас под утро, Груздев, чуть пошатываясь, подошел к аппарату.
— Алло. Я слушаю. С полустанка No 10, — прикрывая рот рукой, опять таки чтобы не разбудить дочери, откликнулся он не совсем твердым голосом. — Что? Заносы? Да... Стоит в поле... Слышу. И 17-ый застрянет по всей вероятности... Через десять минут дам знать...
Прозвенел отбой, и Груздев, наскоро накинув ветхое пальтишко, поспешил на платформу.
Зимняя морозная ночь дохнула ему в лицо ветром и метелью. Хлопья снега залепили глаза. На фоне стихийной пляски вьюги мутно блестели железнодорожные огни. И кровавыми точками сверкали среди них красные фонари пути.
Пыхтя, шипя, словно через силу подползал тяжелый локомотив к полустанку.
— Господа! — зловеще прозвучало среди свиста, гиканья и пения непогоды с платформы полустанка No 10, — предупреждаю, что пока не расчистят пути, поезд дальше не пойдет.
И несколько минут спустя из отделений купе, из всех углов длинного пассажирского поезда стали высыпать на платформу укутанные в теплое платье фигуры мужчин, женщин, ребятишек.
— Как! Не пойдет дальше? Почему не пойдет? Заносы? Но почему об этом не дали знать раньше? Где начальник полустанка? Подать сюда начальника! Разве можно ночевать среди поля! — слышались тут и там резкие, негодующие взволнованные голоса.
Люди были как безумные. Люди словно потеряли человеческий облик: они волновались, кричали, бранились, топали ногами. Из отделения второго класса выскочил высокий человек в шинели и студенческой фуражке.
— Где начальник? Это черт знает что! Стоять всю ночь среди поля! По всей вероятности и весь завтрашний день. А меня ждут. Ждет больная мать, может быть умирающая! Какие беспорядки, какие дьявольские беспорядки! — кричал он молодым звонким, самого себя поджигающим голосом.
А с неба, из-за тучи метели кротко сияла и улыбалась подернутая дымкой луна. И снежные хлопья как птицы носились в воздухе. От полустанка уже скакал во весь опор верхом в поселок сынишка сторожа Авилова — сзывать крестьян на расчистку пути от заноса. На платформе топтались пассажиры. То и дело подавались робкие тревожные свистки, нервируя еще больше и без того нервных. Наконец удалось уговорить публику занять места в отделениях и терпеливо дожидаться конца результатов рас-чистки. Высокого студента в шинели Груздев успокоил как мог и повел ночевать к себе.

IV.

Когда на следующее утро Нина Груздева, маленькая, худенькая девушка, с веснушчатым некрасивым лицом и чудесными голубовато-серыми глазами, являвшимися большой и прекрасной неожиданностью на этом лице, вошла чтобы заварить чай в столовую, кабинет и спальню отца, — комнату, имеющую три названия в одно и то же время, — она громко ахнула и чуть не выронила из рук чайницы от радостного волнующего испуга. На рваном старом кожаном диване, под теплой шинелью с ильковым воротником, спал некто, незнакомый, молодой и прекрасный, по её мнению такой прекрасный, какие редко встречаются в жизни. Нина, чуть дыша, на цыпочках приблизилась к дивану. Перед ней было свежее открытое смуглое лицо. Черные брови, черные бархатные ресницы. Черные же усики, чуть намеченные над верхней губой. И алый, рот чувственный и нежный.
— Владимир Ленский, — прошептала Ниночка, прижимая худенькие руки к груди и вся замирая от восторга. — Владимир Ленский, — прошептала она еще раз с тихим благоговейным ужасом.
И вот сонные удивленно-расширенные глаза раскрылись. Черные, чуть выпуклые, блестящие нестерпимо.
— Откуда ты, прелестное дитя? — не без оттенка юмора продекламировал студент. Он принял маленькую девушку в первую минуту за ребенка. И вдруг, заметя длинное как у взрослой платье и вполне сформированную под дешевенькой тканью налившуюся грудь, и эти глаза, угрюмые и прекрасные, задумчивые и восторженные в одно и то же время, глаза с необъяснимо волнующим выражением устремленные на него, — смутился.
— Простите... ради... Бога... Я думал... я думал... — пролепетал он, натягивая на плечи сползшую шинель, — я не ожидал встретить здесь взрослую барышню.
— Да я и не барышня вовсе. Я — Нина. Дочка здешнего начальника полустанка, — поспешила ответить девушка, теребя тонкими пальцами одной руки рукав другой. — А вы, может, чаю хотите? Я вам налью. Со сливками. Или кофе? И свежую булку велю принести Агафье. Вчера у нас булки пекли. И сливки есть хорошие, деревенские. Вот испробуйте, так сами увидите. — И она улыбнулась смущенной, милой улыбкой, от которой просияло и странно похорошело её некрасивое незначительное веснушчатое лицо.
— Что то в ней есть такое... притягательное, несмотря на то, что в общем дурнушка. А глаза как звезды... — проносилось в голове Димитрия Васильевича Радина, пока он пил чай с густыми, похожими на сметану, сливками и с домашней рыхлого теста булкой. А она, обрадованная возможностью поделиться впечатлениями своей несложной монотонной жизни, говорила ему о нежных одуванчиках, о зеленом пруде и белых равнинах, о бывшей учительнице Анне Семеновне, обо всех убогих радостях её в здешней глуши.
Между тем, метель унялась к полудню. Выглянуло солнце, скупое, студеное, январское. Но с заносами еще не управились, и путь все еще расчищали, долго, старательно, усердно, на своем и соседнем участке. Пассажиры разбрелись по насыпи и, разминая затекшие ноги, гуляли вдоль шпал. Машинисты весело гуторили за кипящим чайником на паровозе.
Казалась празднично-светлой природа кругом. Белая как сахар равнина притягивала взоры.
— Хотите на лыжах побегать? У папаши лыжи есть и у меня тоже, — предложила Нина Радину, когда чай был допит и булки уничтожены дочиста.
— А поезд долго еще простоит? Не опоздаю я?
— Вот еще что выдумали. До сумерек не тронетесь. Папаша приходил, сказывал; — и не дожидаясь его согласия, побежала за дешевенькими приспособлениями для несложного спорта, которым сама увлекалась зимой.

Окончание: az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_1080.shtml

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2641

@темы: текст, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, Свои, не бойтесь!

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, насколько отличаются по мироощущению детские/подростковые и взрослые произведения Чарской. И дело даже не в поднимаемых темах (понятно, что в произведениях для взрослых можно было говорить о более широком круге тем, нежели в детских/подростковых). А именно в мироощущении. В детских книгах все кончается хорошо (даже в "Люде Влассовской", где умирает Нина Джаваха, кончается-то чем? Приездом к Люде матери и брата), все препятствия преодолимы (пусть даже иногда с помощью "бога из машины"). Во взрослых все мрачно и беспросветно, и даже любовь (такая светлая, несущая счастье в книгах подростковых) - несет только страдания и смерть. Я уж не говорю о "военных" ее рассказах - сравните только "Наташин дневник" и сборник "Свои, не бойтесь!".

Или я подгоняю вопрос под ответ, и "не-беспросветные" взрослые произведения просто считаю подростковыми?..

@темы: Сборники, Чарская, мнение о книге, Люда Влассовская, Наташин дневник, Свои, не бойтесь!