Записи с темой: Цель достигнута (7)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детская библиотека Новоуральска тоже отметила юбилей Чарской:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
31 января 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Чарской (полное имя – Лидия Алексеевна Чурилова, урожденная Воронова) – русской актрисы и писательницы, специализирующейся на детской литературе.
Лидия появилась на свет предположительно 31 января 1875 года в Санкт-Петербурге. Примечательно, что источники не могут точно указать год и место рождения будущей писательницы. Также весьма обрывочный характер носят и сведения о ее родителях: известно, что отец Чарской был военным инженером и дослужился до чина полковника, а мать скончалась в родах. Воспитывалась Чарская своими тетками по матери. После повторного брака отца у нее помимо мачехи появились сводные братья и сестры. В течение семи лет Лидия обучалась в Павловском женском институте, и это время вдохновило ее на написание будущих книг.
В 1898 году Чарская выпустилась с драматических курсов при Императорском театральном училище. Через некоторое время Лидия стала актрисой Александринского театра, работе в котором посвятила более шести лет. Большая часть ее ролей имела эпизодический характер. В период работы на сцене Лидия взяла себе псевдоним Чарская, который придумала на базе слов «чары» и «очарование». Несмотря на все старания, театр приносил Чарской весьма скромный доход, и она решила попробовать свои силы в литературном творчестве.
Интерес к литературе проявился у Лидии рано: в десять лет она начала писать стихи, а в пятнадцать вела дневник, который позднее, в 1901 году, стал основой ее первой книги – «Записки институтки». Публикация произведения велась частями и принесла ей небывалую популярность у детской аудитории.
Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской. Из года в год издательство «Товарищество М. О. Вольф» печатает ее книги, бо́льшая часть которых рассказывает о школьной жизни, о воспитанницах закрытых школ-пансионов, о любви, о девичьей дружбе: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская раскрывает полный страхов и грёз внутренний мир маленькой девочки. В этих повестях яркая эмоциональность сентиментализма начала XIX века соединяется с повышенным интересом к миру грез и снов, привнесенным в литературу писателями-модернистами. От последних Лидия Чарская унаследовала интерес к страшному и стала часто использовать мотивы детских рассказов-страшилок.
Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни автора служат в них лишь основой. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекают читателя. И здесь автор воспроизводит внутренний мир девушки, показывая становление героини как личности.
Судя по анкетам и опросам школьниц того времени, Чарскую очень часто указывали в числе любимых авторов, по ее книгам писали сочинения, ее переводили на иностранные языки.
К самым интересным и популярным произведениям писательницы относятся следующие книги:
«Сибирочка»;
«Смелая Жизнь»;
«Записки маленькой гимназистки».
Лидия посвятила литературному творчеству более двадцати лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Несмотря на популярность писательницы, издательства не спешили платить ей достойные гонорары. После революции книги Чарской стали массово запрещать и писать к ним язвительные рецензии, типичные для того времени. Активно издавать произведения писательницы стали с 1991 года.

Отсюда: vk.com/wall-2064662_8103

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Смелая жизнь, Цель достигнута, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, На всю жизнь, Белые пелеринки, Юность Лидии, За что? Большой Джон

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЧТО ЕЛИ СТО ЛЕТ НАЗАД ИЛИ ЕДА В КНИГАХ ЧАРСКОЙ

Цель достигнута.

"У Екатерининского сквера получаю неожиданно такой здоровый толчок в спину, что если бы не поддержавшая меня вовремя Ольга, я бы, без всякого сомнения, упала на землю. Перед нами, как из-под земли, вырастает высокая фигура болгарки.

- Скажы, пожалусти, гдэ тут яды есты? - гудит она на всю площадь.
- Яды? - переглядываясь между собою, недоумеваем мы.
- Яды, собственно говоря, продаются в аптеке, - соображает, наконец, Боря Коршунов. - Но без рецепта врача их не дают.

- Вам, верно, лекарство надо? - делает догадку Федя.
- Милая коллега, вы больны? - тревожно осведомляется всем сочувствующая Маруся.

- Яды, яды где есты? - вопит еще громче болгарка и, неожиданно наклонившись к сугробу, хватает горсточку снега и запихивает его себе в рот. - Вот яды, вот яды! - лепечет она, ударяя себя в грудь по привычке.
- Есть она хочет! - вдруг догадывается Береговой. - Эй, братушка, "Шуми, Марица" (популярный болгарский гимн), если вам есть хочется, то надо идти в кухмистерскую. Вот и мы туда идем.

- Нет, - вдруг неожиданно звенит своим тонким сопрано Ксения, - не в кухмистерскую, нет: ко мне все идемте. Я вас угощу сегодня обедом. Вы разрешите, да?
- Великосветская девица, я соглашаюсь, - изрек первым Боб и отвесил низкий реверанс.

- Послушайте, однако, откуда вы достанете столько провианта на всю братию? - заинтересовалась я.
- Ах, только соглашайтесь, господа, обед будет.

Разумеется, и речи не может быть об отказе.

Ксения живет по-княжески у своей богатой тетки.
Роскошная квартира, чудная обстановка, изысканные блюда за обедом, сама хозяйка, обаятельно любезная светская женщина, - всего этого достаточно, чтобы все мы чувствовали себя немного стесненно.

Когда подали артишоки, Боб долго смотрел на них с таким видом, точно перед ним лежало морское чудище, и вдруг решительно заявил, к всеобщему ужасу, что он подобного "фрукта" не решится отведать никогда в жизни".

Публикуем рецепт артишоков из старинной поваренной книги Елены Молоховец (1917 год), чтобы вы тоже поужасались, как Боб Денисов.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3273 (рецепт артишоков по ссылке)

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Цель достигнута

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
НОВЫЙ АВГУСТ. И СНОВА - ПОГРУЖАЕМСЯ В ЭПОХУ РОМАНА ВМЕСТЕ С ИНОЙ ЛЕРСКОЙ.

РОМАН «ВИНОВНА, НО…» (1913).
НА ИЗЛЁТЕ БЭЛЬ ЭПОК…
ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ВОЙНОЙ.

Существует множество книг и альбомов по быту прошедших времён. Благодаря им можно лучше понять простую, обычную жизнь людей, которые жили в том или ином периоде истории. В последние десятилетия они очень популярны. Читатели охотно покупают их и изучают. Но когда я стала вновь перечитывать взрослые романы Чарской – «Солнце встанет», «Вакханку», «Её величество Любовь», «Виновна, но…», поняла, что это тоже некие энциклопедии быта начала 20 века. Они полны мелочей, таких привычных для героев и автора и совсем непонятных, малопонятных или понимаемых превратно нами, живущими в 21 веке. Упоминания имён, названия чего-то - одежды, бытовых вещей - можно слегка понять в контексте. Но намного интереснее понимать, погружаясь в эпоху полностью.

В наше время нам, пожалуй, интересны эти романы уже не совсем, как художественное произведение. А больше - как источники той - обычной жизни: что тогда ели, на чём ездили, что носили…

И самым в этом отношении любопытным мне показался роман Чарской «Виновна, но…» (в журнальном варианте - «Песни земли»).
Так как это типичный женский роман, тут рассыпано множество бытовых мелочей, несуществующих теперь, поэтому если разгадать их загадки, можно «влезть в шкуру» человека 10-х годов 20 века и немного понять героев и саму писательницу… Ведь роман то тут, то там напоминает биографию Чарской, до сих пор не очень хорошо известную, но по крайней мере ту, которую она рассказала своим читателям в своих детских повестях «За что?», «На всю жизнь», «Цель достигнута», «Большой Джон» и в «романе мятежной души» «Виновна, но…».

Какие-то слова, словосочетания, которые были без перевода и объяснений понятны живущим тогда людям, сейчас или понимаются не так, или звучат загадочно. Я собрала максимально возможные объяснения, образцы рекламы того времени, старинные фото, открытки, сделав своеобразный комментарий к этому роману. Я начала выписывать незнакомые слова, понятия, искать их значения в то время (а я предполагаю, что действие романа происходит в 1911-1912 годах 20 века, судя по упоминаниям модных деталей костюма). Также можно предполагать эти годы, потому как Чарская всегда живо откликалась на какие-то современные ей события и вплетала их в свои романы, например, повальное увлечение авиацией. Ещё я взяла географические названия, имена и фамилии, в большинстве нам известные (хотя некоторые города сменили дисклокацию с одного государства на другое, ведь Европа меняла свои границы), но, чтобы создать атмосферу уходящей Прекрасной Эпохи, я решила обратить внимание и на них. Все-все детали, чтобы перед вами возникла полная картина жизни в 1913 году.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3061

@темы: История, ссылки, Реалии, За что?, Чарская, Вакханка, Цель достигнута, Большой Джон, На всю жизнь, Ее величество Любовь, Солнце встанет, Виновна, но..., Песни земли

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Е.И.Трофимова. ТЕАТР В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Трофимова Е.И. Театр в биографии и творчестве Лидии Чарской // Эпические жанры в литературном процессе XVIII-XXI веков: забытое и "второстепенное" : VII Майминские чтения, 5-9 октября 2011 г. Т. 1. Псков, 2011.

Говоря о творчестве Лидии Алексеевны Чарской, урождённой Вороновой (1875-1937), обычно подразумевают литературную деятельность этой русской писательницы начала ХХ века. Это и понятно, ведь её незаурядные способности и таланты воплотились, прежде всего, в опубликованных произведениях. Интересующимся её творчеством известно, что почти всю жизнь она прослужила в театре, но эта сфера остаётся в тени, как бы на «обочине» биографии писательницы. И это несправедливо. Можно с уверенностью сказать, что театр стал на только одним из самых серьёзных, глубоких впечатлений и увлечений юности Чарской; именно театр способствовал сложению и развитию её эстетических, а следовательно, и литературных взглядов.

В третьей части автобиографической трилогии (повесть «Цель достигнута») рассказывается о начале профессиональной театральной жизни Лидии Чермиловой – литературном Alter ego Лидии Чарской, фамилия которой в замужестве стала Чурилова.

Выбор театральной карьеры в конце XIX века для дворянской девушки из достаточного семейства был непростым решением. Хотя многие предубеждения по поводу нравственной стороны актёрской жизни постепенно исчезали, всё же в так называемом «приличном обществе» к актёрской профессии относились настороженно. Ведь не каждый обладал талантом и характером, не всякому сопутствовала удача, не всем удавалось становиться «стрепетовыми» и «комиссаржевскими», многие тонули и гибли в тине провинциальной театральной антрепризы.

Что же это были за обстоятельства, заставившие Лидию принять лично важные и ответственные решения, которые в значительной степени определили её дальнейший жизненный путь?

Прежде всего, семейная ситуация. Известно, что она очень рано лишилась матери. С молодой мачехой сложились тяжёлые отношения, приведшие к тому, что отроческие годы пришлось провести вне семьи - в санкт-петербургском Павловском институте благородных девиц, стен которого она в последние три года не покидала. После окончания учёбы Лидия довольно быстро вышла замуж за офицера, через два года родился сын Георгий (декабрь 1896). Однако эта приобретённая независимость и «взрослость» оказались нелёгким бременем. Семья горячо любимого отца разрослась, и как старшая дочь, Лидия Алексеевна не хотела принимать от него какой-либо значительной материальной помощи. А с мужем произошла не совсем понятная, даже тёмная история. По сюжету повести Борис Чермилов, поручик Царскосельского 2-го стрелкового батальона, позже - жандармский ротмистр, по каким-то причинам был отправлен в длительную командировку «в северную, глухую часть Сибири»[1]. Как следует из текста, за три года он ни разу не навестил своих жену и сына в Петербурге, оставаясь некой таинственной фигурой умолчания. Таким образом, молодой женщине пришлось самой решать семейные, материальные и образовательные задачи. Своё спасение она видела в театре, в работе на сцене. На самом деле расставание супругов произошло почти сразу же после рождения ребёнка, а именно, летом 1897, и в сентябре Лидия Чурилова была зачислена после экзаменов на драматические курсы при Императорских театрах.

Театр к концу XIX века сделался одним из ведущих и популярных направлений русского искусства. На сценах того времени воплощались передовые общественные и художественные идеи. Лучшие литераторы, музыканты, художники становились активными участниками театральной жизни – писали пьесы, музыку, создавали декорации, костюмы. Кроме постоянных трупп существовали многочисленные гастрольные театры, антрепризы, охватывавшие своей деятельностью всю Россию. Актёрский труд был востребован, престижен, а нередко и достойно оплачиваем. Стоит обратить внимание на один мотив, который к концу XIX века всё очевиднее в русской жизни – стремление женщин занять более достойное место в обществе, обрести самостоятельность.

Отсюда «театральность» Чарской, поскольку именно в театре видела она выход из своих непростых жизненных обстоятельств. Но не только. Сцена манила возможностью выявить и показать свои творческие способности в настоящем, «серьёзном» искусстве. Выбор был сделан, и 1897 году Лидия Чурилова становится слушательницей драматических курсов.

Александринский театр на протяжении всего XIX века давал направление для развития русской сцены, являясь важнейшим культурным институтом и одним из символов русской государственности. Отталкиваясь от европейских образцов, он постепенно нарабатывал свою, оригинальную русскую актёрскую и режиссёрскую школу. В его труппу отбирались наиболее талантливые исполнители, такие как А.В.Каратыгин, И.И.Сосницкий, В.Н.Давыдов, М.Г.Савина, В.Ф.Комиссаржевская, многие другие.

Искусство тоже проводник власти. И власть выбирает наиболее эффективные способы своего эстетического проявления. На одних этапах – это музыка, на других – поэзия, живопись, литература. На рубеже XIX-XXвв. таким художественным инструментом власти стал театр. Театр - искусство визуальное, в силу своей специфики требующее меньшей подготовки, нежели литература, живопись. Он кажется более понятным, более доступным видом искусства. Потом таковым станет кино, телевидение, интернет.

х х х

Одновременно с собственной деятельностью Императорскому театру постоянно приходилось решать задачи образовательного свойства, поэтому там практически всегда существовала учебная часть, где велась педагогическая работа. Потребность в профессиональной подготовке драматических артистов привела к тому, что в 1888г. начали работу 3-х годичные Драматические курсы. Программа обучения предполагала достаточно широкий образовательный спектр, включавший основные и дополнительные дисциплины. Именно на эти курсы и стремилась Чарская для осуществления своей театральной мечты.

К отбору будущих актёров относились с большой осторожностью и разборчивостью. Сам факт прохождения экзаменов ещё не гарантировал окончательного приёма в это учебное заведение. Главным считался предрождественский экзамен, и только после него претенденты считались окончательно принятыми на курсы, могли заказывать и носить установленную форму.

Среди преподавателей нужно упомянуть, прежде всего, руководителя курса, выдающегося русского актёра Владимира Николаевича Давыдова. Он на первых же лекциях разъяснил ученикам цель и смысл служения в театре. Его слова, переданные нам Чарской, очень интересны, поскольку дают непосредственное представление о философии театра в начале XX века, о задачах актёра и направляющих его деятельность внутренних побуждениях. Давыдов настаивает, что работа на сцене – колоссальный труд, где нет места разгильдяйству и лености. Всё, что не касается служения искусству, должно быть отброшено. Как и легкомысленные мечты о будущей славе. Тщеславие в театре – «это грех, это преступление, за которое приходится потом платить горьким разочарованием: кто идёт на сцену только с мечтою стать «известностью» - тот обыкновенно печально кончает свою карьеру, не достигнув цели»[2]. Разъяснялись им и общие задачи театра, где должны сочетаться эстетические, нравственные, образовательные, социальные и даже общественно-терапевтические моменты. «Театр должен оздоравливать толпу. Людям измученным, больным душою и телом, усталым, истерзанным нуждою, горем, лишениями, он должен дать минуты отдохновения, радости, света. Людям порочным, недобрым, нехорошим – показать все их дурные стороны, недостатки. Людям, которые ищут эстетического отдыха после будничных часов жизни, он должен показать всю мощь красоты»[3].

Наверное, стоит сказать и о преподавателе Закона Божьего - отце В.Ф.Пигулевском, более 25 лет, окормлявшего паству Императорских театров и считавшего, что «серьёзный театр не враг, а союзник церкви, так как ведёт к высшим идеалам христианской любви, правды и красоты»[4].

Первый, по-настоящему театральный, опыт Лидия получает во время «тайного» участия в спектакле на сцене театра Пороховых заводов. Тайным этот опыт был потому, что В.Н.Давыдов был категорическим противником преждевременного выхода студентов на настоящую сцену. Он считал, что право участвовать в спектакле имеет лишь тот, кто достиг в процессе учёбы определённого совершенства. Увы! Возможность показать свои способности перед публикой была слишком соблазнительна для молодых слушателей курсов и настолько сильна, что побудила пойти на нарушение запрета своего учителя. Да и вопрос о дополнительном заработке стоял для некоторых достаточно остро.

Конечно, это выступление для героини было связано с большими эмоциональными переживаниями, волнением, приступами неуверенности в собственных силах. В какой-то момент она впадает в отчаяние: «Хочется убежать со сцены, малодушно спрятаться в тёмном уголке театра, упросить оставить меня в покое…»[5]. Однако всё проходит благополучно. Чарская детально описывает, как Лидия овладевает собой, преодолевает страх, подчиняет игре звучание голоса, дыхание, движение. И в награду получает бурные аплодисменты зрителей. Дебют проходит удачно, пробуждая в ней уверенность в своих силах.

Увлечённая вихрем ярких впечатлений, героиня, тем не менее, успевает отметить и некоторые нравственные моменты, связанные с формой и смыслом существования русского театра на рубеже XIX-XXвв. Рассматривая в прорезь занавеса публику, заполняющую зал перед началом представления, она отмечает, что большинство составляет рабочий люд. Видя их усталые, угрюмые лица, их бедную одежду, печать какой-то глубокой озабоченности, ей вспоминаются слова Давыдова о задаче театра и актёра не только давать зрителям примеры нравственного воспитания, но и дарить этим измученным людям «часы радости, покоя и… отдыха от труда»[6].

Участие в подпольном спектакле стало причиной конфликта между учениками и руководителем курса, который в решительной форме потребовал прекратить подобного рода деятельность, противоречащую его педагогическим воззрениям. Большинство учащихся отклонили подобный ультиматум, и Давыдов оставил непокорный курс.

Это была тяжёлая нравственная травма для обеих сторон, однако, не стоит думать, что в глубинах драмы лежали лишь личностные или материальные причины. Видимо, здесь следует говорить не столько о конфликте театральных поколений, противостоянии «стариков» и «молодёжи», сколько о принципиальных изменениях в эстетике театра. Классический, а точнее, классицистический подход, сменялся импрессионистическим. Если первый требовал системной подготовки, постепенной и последовательной отработки техники игры, то новые веяния обращались к «нутру» актёра, к силе его природных дарований. Ценилось уже не технически совершенное, отработанное, законченное, но искреннее, импульсивное, непосредственное проявления чувств и эмоций на сцене. Тем более в других видах русского искусства - архитектуре, живописи, музыке, литературе - уже первенствовали импрессионизм, символизм, модерн, оказывавшие сильное влияние на идеологию театра, драматургию и сценографию.

После ухода Давыдова курс возглавил Озаровский Ю.Э. - известный театральный деятель и педагог. И хотя он был учеником Давыдова, всё же задачи театральной эстетики видел по-другому. Особое внимание уделял слову, владению его смысловыми, интонационными и звуковыми составляющим. В 1902 году, став режиссёром «Александринки», параллельно преподавал на Драматических курсах. В чём-то его поиски были сродни исканиям Скрябина, для достижения наибольшей полноты художественного выражения, стремившегося к синтезу звука и цвета. Перед своими учениками Озаровский ставил задачу соединения слова с интонацией, так же, как поэзии с музыкой.

Из сказанного становится понятным то преклонение, которое Чарская и её героиня Лидия Чермилова испытывали к знаменитой актрисе начала XX века В.Ф.Комиссаржевской, своей игрой воплощавшей новый эстетический идеал. Лидия увидела её впервые на сцене «Александринки». Учащимся курсов вменялось в правило посещать спектакли, в которых они видели игру знаменитых актеров того времени – Варламова, Стрепетовой, Писарева, Стрельской. Комиссаржевская восхищала бесподобной игрой в роли девочки-подростка, где сочетались естественность и внутренний драматизм. «Да и полно – игра ли это? Знаменитая артистка живёт <…> каждым нервом своего существа. Она вся горит, пылает на сцене, передавая с мастерством… настоящие страдания, настоящую жизнь. И этот голос, который никогда не забудется теми, кто его слышал хоть раз… <…> и эти глаза, лучистые и глубокие, как океан безбрежный!..»[7].

Можно сказать, что для современников Комиссаржевская была идеалом импрессионистической игры. Она действительно умела создавать impression, впечатление, умела показать драматизм и глубину художественной мимолётности, придавая движению, жесту, звуку трансцендентную глубину и многозначность, что так ценилось символистами. А.Блок писал, что она «видела гораздо дальше, чем может видеть простой глаз… Оттого эти большие синие глаза, глядевшие на нас со сцены, так удивляли и восхищали нас; говорили о чём-то безмерно большем, чем она сама»[8]

В 1900 году Л.А.Чурилова-Чарская заканчивает театральное обучение. Как следует из сохранившихся документов, она получает по всем предметам «отлично» и «очень хорошо», а по практике драматического искусства - «весьма удовлетворительно», что позволило некоторым, говорить о её актёрской несостоятельности. Но как выяснилось, по этой дисциплине, оценки ставилась по трёхбалльной системе «весьма удовлетворительно, удовлетворительно и неудовлетворительно». Преподаватели и экзаменаторы, видимо, усмотрели не только хорошее прилежание Чуриловой, но и увидели в ней несомненный талант: иначе, чем объяснить тот факт, что она стала единственной из выпускниц, приглашённых в труппу театра. Приказ о её приёме подписал директор Императорских театров князь Волконский.

Несколько слов следует сказать о дальнейшей театральной судьбе Лидии Алексеевны. Для исследователей её творчества театральный опыт был заслонён литературным успехом. А ведь она 24 года прослужила в театре, в любимой «Александринке». Летели годы, над Россией проносились и утихали революционные бури, сменялись эпохи, унося с собой слова, предметы, традиции, людей. А Чарская годом за годом регулярно выходит на сцену, словно цепляясь за неё, как за спасительный ковчег в водах страшного русского потопа.

Несмотря на то, что литературная работа отнимала значительное время (каждый год выходило по нескольку повестей и рассказов), театр не стал для Чарской «дополнительной нагрузкой». Об этом говорит сценическая статистика. Обработав значительную часть театральных журналов с 1900 по 1917 год, мне удалось собрать интересный фактический материал о ролях, которые она исполняла и количестве её выходов на сцену. Конечно, эти данные не полны, но и они говорят многое.

Первый её театральный сезон на сцене «Александринки» (1900-1901) – 8 пьес, 18 ролей (Радушка в «Снегурочке» А.Островского – 8 выходов; в последующие сезоны эта роль всегда исполняется ею);

1901-1902 – 19 пьес, 64 выхода; <...>.

Далее количество ролей возрастает и, например, в сезон 1904-1905 - в 11 пьесах 89 раз. В то время как, даже на выходах, некоторые актрисы получали крошечные роли 1-2 раза за театральный сезон, а иногда и ничего.

Среди ролей: Шарлотта («Вишнёвый сад»), Мария Константиновна («Плоды просвещения»), Дашенька («Свадьба»), Настя («На дне», на сцене театра В.Комиссаржевской), Анфиса Панфиловна Пеженова («За чем пойдешь, то и найдёшь»), горничная г-жи Бопертюи («Соломенная шляпка»). Из тогда современных пьес – «Среди цветов» Г.Зудермана (поэтесса Соня Грибоева), «Цена жизни» Вл.Немировича-Данченко (горничная Саша), «Безумная» А.Лугового (фельдшерица, для которой Чарской были придуманы забавные, весьма многозначительные грим и костюм), многие другие.

Часто репродуцируется костюм Лолотты, созданный выдающимся художником и сценографом А.Я.Головиным для Чарской к пьесе «Маскарад» (пост. В.Э.Мейерхольда). Но менее известна вторая работа художника тоже неё – «Тётка» в последней, траурной, сцене спектакля. Уволенная окончательно в 1924 из театра Акдрамы (так стала называться после Октябрьской революции «Александринка»), Чарская всё же приглашается В.Мейрхольдом на московские гастроли с «Маскарадом» в лето 1926 года.

Приведённая выше театральная статистика позволяет сделать некоторые выводы об особенностях драматического таланта Чарской. Её энергичная, даже эксцентричная, с налётом комизма натура, видимо, подходила для характерных ролей – как правило, второго плана. Кстати, живость характера весьма подробно представлена в автобиографических повестях писательницы, где героиня всегда готова на некий вызывающий жест, энергетический выброс: она то убегает к цыганам, то во время чинного бала пускается вприсядку, то пугает чопорных англичанок, сестричек Вильканг, выстрелом в воздух из пистолета. Думается, эти свойства она сохраняла до последних лет своей службы в театре.

Тяжёлый опыт собственного детства, несомненно, оказал сильное воздействие на творчество Чарской, как в литературе, так и в театре. Ранняя смерть матери, новая женитьба отца, которая разрушила счастливую гармонию, сформировала мечты о «потерянном Рае» и по нему всю жизнь тосковала Лидия Алексеевна. Глубокой психологической травмой стала для неё «измена» страстно любимого ею отца, чья вторая жена Анна Павловна стала применять к падчерице строгие, викторианские меры воспитания. Ответом на это были детские истерики, озорство, непослушание, эксцентричные «неприличные» проделки. Свою роль играл и взрывной, подчас необузданный, характер девочки, в чём было усмотрено дурное влияние любимых и любящих тётушек, общение с которыми было, в конце концов, навсегда запрещено. Отец попал под полное влияние новой жены. Девочка была отдана в институт и, по сути, почти полностью изолирована от новой семьи. Потом отношения с мачехой улучшились, появились привязанность и уважение, но сердечные раны не утихали. Эта душевная боль, к счастью, не привела к озлоблению, к обиде на весь мир, а сублимировалась в продуктивную творческую деятельность. Отсюда у писательницы такое умение покорять юные сердца, находить нужные слова и сюжеты в своих рассказах и повестях. Да и сам факт, что её увлекла именно детская, юношеская, молодёжная литература, не говорит ли о том, что ей хотелось на печатные страницы перенести радости и страдания тех, кого она так хорошо чувствовала и понимала?

И в театре «детское», особенно имевшее ассоциации с собственным прошлым, также сильно волновало Чарскую. Во время своей летней антрепризы на станции Сиверская её героиня – Лидия Чермилова - исполняет роль гимназистки в водевиле «Под душистою веткой сирени». И сюжет пьесы, и образ персонажа, и даже сценический костюм – всё это возвращает актрисе чувства, ощущения, когда-то ею самой пережитые: «Как странно чувствовать себя подростком-девочкой, снова прежней Лидой Воронской, в коричневом только, а не в зелёном институтском платьице, с чёрным передником, с бретелями на плечах...»[9]. Здесь следует обратить внимание на то, что процесс сценического перевоплощения основан не только на отработанных актёрских приёмах и даже не на использовании свойств личного темперамента, присущих артисту в данное время. Для Чарской не менее важен элемент припоминания себя в прошлом, воссоздания своего детского мирочувствования. Но и это не всё следствия ребяческой натуры героини и реального прототипа: живая память детских и институтских лет, сохранившаяся в душе писательницы, открытость и непосредственность содействовали успеху, прежде всего, на литературном поприще. Нет сомнений, что это проявлялось и на сцене. Приближенность к сознанию ребёнка, понимание его эмоционального мира, умение говорить на понятном юному существу языке (всё то, что, используя научную терминологию, можно назвать «детским дискурсом») и стало тем чудесным ключом, открывшим Чарской-писательнице путь к сердцу своих читателей и зрителей.

То, что ей, судя по автобиографической трилогии и сохранившимся документальным материалам, на сцене удавались роли озорных служанок, комических старушек, а более всего, образы девочек-подростков, т.е. роли «детские», несомненно, связано с богатейшим эмоциональным опытом собственного детства и отрочества. Эта развитая с детства сложность чувств и переживаний, видимо, и помогала Чарской успешно осваивать те амплуа, где понимание «детского» начала служило залогом верного перевоплощения и сценического успеха.

Последние годы Лидии Алексеевны были наполнены борьбой с болезнями, нищетой и одиночеством. Она была уволена из любимого театра, последний муж умер, сын Георгий оказался за пределами Отечества, в Харбине. Чарская осталась одна, тяжелобольная, даже не имея сил самостоятельно передвигаться. Известная писательница не была включена в ряды Союза писателей, и лишь от Литфонда ей выделялись пособия два раза в 1935 году и, как умирающей - по 100 рублей в месяц до конца 1936 года. А она прожила до 18 марта 1937.

Похороны были организованы О.И.Капицей, М.М. и В.В. Зощенко.

На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, недалеко от часовни Ксении Петербуржской похоронена «писательница и артистка Лидия Алексеевна Чарская».

Е.И.Трофимова. ТЕАТР В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ, изображение №16
[1] Чарская Л.А. На всю жизнь. – М., 2008. С.275. [2] Чарская Л.А. Цель достигнута. – СПб, [до 1917]. С.62. [3] Чарская Л.А. Цель достигнута. – СПб, [до 1917]. С.62. [4] Ежегодники Императорских театров. 1911-12, выпуск YII. C. 86-87. [5] Чарская Л.А. Цель достигнута. – СПб, [до1917]. С. 190. [6] Чарская Л.А. Цель достигнута. – СПб, [до 1917]. С. 187. [7] Чарская Л.А. Цель достигнута. – СПб, [до 1917]. С.74 [8] Блок А.А. Молнии искусств. Памяти В.Ф.Комиссаржевской//Соч. в 2-х тт. – М., 1955. Т.2. СС. 140-141. [9] Чарская Л.А.Цель достигнута. – СПб, [до 1917]. С. 257.

Отсюда: vk.com/@-215751580-eitrofimova-teatr-v-biografi... и vk.com/wall-215751580_2911

@темы: ссылки, Театр, биография, За что?, Чарская, Цель достигнута

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Топос Царского Села в автобиографической прозе Лидии Чарской. Е.Трофимова
Е.И.Трофимова (Москва)

Топос Царского Села в автобиографической прозе Лидии Чарской.

(с конференции 29-11-2010-01-12-2010 Программа XVI Царскосельской научной конференции «Царское Село. На перекрестке времен и судеб») www.tzar.ru/science/conferences/1541245659

«Моё дорогое Царское! Моя родина! Мой любимый желанный город! Возможно ли, что я снова поселюсь под тенью твоих роскошных парков, среди чудесных озёр, каналов, водопадов, красивых затей, беседок и мостиков, от которых веет глубокой исторической стариной!». Это слова Лидии Чермиловой – героини произведений и литературного двойника выдающейся русской детской писательницы Лидии Алексеевны Чарской.

В её биографии довольно много лакун, противоречий, недосказанностей. Во многом это «вина» самой писательницы, которая не оставила ни развернутых сведений о своей жизни, ни авторских воспоминаний. Исследователям приходится самим восстанавливать неизвестные и неясные страницы её личной и публичной жизни. А документальных свидетельств осталось не так уж и много, хотя, будем надеяться, дальнейшие архивные разыскания позволят многое разъяснить.

Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) несомненно достойна этих трудов. Только сейчас, когда преодолены многие предубеждения относительно её творчества, когда исследователи приступили к серьёзному изучению наследия писательницы, становится очевидным огромный вклад Чарской в становление и развитие русской детской литературы, в развитие нравственной и патриотической линий отечественной культуры. Да, исторические катаклизмы прервали их непрерывное нарастание, но не смогли уничтожить совсем. Доказательством тому – высказывания людей уже новой, советской формации, которые признавали положительное и благотворное нравственное воздействие книг Чарской. Назову имена. Пантелеев и Цветаева, Пастернак и Евгения Гинзбург, Панова и Друнина; имена исследователей и литературоведов, начавших свою работу в конце 80-начале 90-х гг.: Е.О.Путилова, Р.А.Зернова, В.А.Приходько, С.А.Коваленко, Ст.Никоненко, И.И.Казакова и другие.

В данном сообщении я не претендую на окончательное раскрытие всех упомянутых выше «тайн», мне хотелось бы лишь выделить из общего перечня те, которые напрямую связаны с Царским Селом. Поэтому данная работа будет иметь несколько фрагментарный, черновой характер, поскольку потребуется много кропотливой исследовательской и архивной работы, чтобы прояснить неясности биографии Часркой, в том числе и царскосельского периода.

Царское Село было важным топосом для писательницы, повлиявшим на сложение её личности, формирование мироощущения, сознательной и бессознательной сторон ментальности. В этой географической точке она пережила первые мгновения счастья и духовного взлёта, но здесь же посетило её глубокое горе, здесь ей были нанесены незаживавшие душевные травмы.

Одна из них связана с именем родной матери. Хорошо известно имя её отца – военного инженера Алексея Александровича Воронова. О матери же Чарской, умершей при родах, энциклопедические статьи умалчивают. Тем не менее, опираясь на автобиографическую прозу писательницы, мы можем утверждать, что звали её Ниной. Прямое упоминание этому мы находим на страницах таких произведений, как «За что?», «На всю жизнь», «Цель достигнута» и пр. Косвенным подтверждением является то, что для Чарской имя Нина было излюбленным женским именем. Его носила одна из самых знаменитых героинь – Нина Джаваха, а также героини других повестей и рассказов («Вторая Нина», «Люда Влассовская», «Записки маленькой гимназистки» и некоторые другие). К этому можно добавить, что среди литературных псевдонимов, которыми пользовалась писательница, был и такой – «Н. Иванова». По высказыванию Т.Д.Исмагуловой (1), это не совсем псевдоним. Иванова – по фамилии третьего мужа, а «Н. скорее всего «Нина» - имя её любимой героини». Кто знает, может быть, частично этот псевдоним и представляет собой своеобразный мемориал имени её матери – Нина? Конечно, это только интуитивное предположение.

А где же началось детство Лиды Вороновой?

Из повести «За что?» мы узнаём о нелюбимой няньке со злым-презлым, цыганским лицом, которая одевает девочку «как куколку» и выводит гулять в Большой Царскосельский парк. В этом променаде имеется значительная доля тщеславия – хорошо одетая Лида для няньки представляет своеобразный объект хвастовства перед другими нянями и гувернантками. Отсюда можно сделать некоторые выводы. Во-первых, семья Вороновых жила недалеко от парка. И, во-вторых, территория этого императорского парка была открыта для публичного посещения, где, как пишет Чарская, было «чудесное, прозрачное озеро с белыми лебедями». Как видим, в этом фрагменте уже присутствует внутренний конфликт – внешняя красота, почти идиллия, соседствует с психологическим побуждениями совсем иного рода – нелюбовью, недобротой, тщеславием, хвастовством.

Для более глубокого проникновения в творческий мир писательницы необходимо подробнее узнать о жизни её отца – вышеупомянутого Алексея Александровича Воронова. Лидия Алексеевна, как сейчас бы сказали, была «папиной дочкой». Любила она его самозабвенно, видя в нём совершенного взрослого, некий этический и эстетический идеал, воплощавший в глазах девочки самые лучшие человеческие качества. Поэтому его вторая женитьба стала для Лидюши не только потрясением, но почти катастрофой, повлекшей за собой весьма неприятные последствия. Впрочем, здесь следует оговориться, может быть, эта эмоциональная встряска и помогла раскрыться тому удивительному творческому началу, которое было заложено в Лидии Вороновой. Однако, что же всё-таки конкретно известно о её отце. По образованию Воронов был военным инженером. И на момент рождения дочери, и в первые годы её жизни он служил в одном из лейб-гвардейский стрелковых полков в Царском Селе. Точно назвать этот полк или батальон я пока не могу – здесь требуются архивные разыскания. Известно, что Алексей Александрович затем был переведен в Шлиссельбург, но позже вновь вернулся с семьёй в Царское Село. Известно также, что он со своим полком принимал участие в военных действиях. Об этом говорится в повести «За что?». И здесь существует хронологическая загадка. Чарская пишет, что отец ушел на русско-турецкую войну. Последней открытой войной России с Турцией была война 1877-1878 гг. Алексей Александрович, конечно, мог принимать в ней участие, но его дочери тогда было от силы три-четыре года. А в повести Лидия хотя и маленький ребёнок, но, по крайней мере, лет пяти-семи. Отсюда следуют такие предположения: или имеет место художественный вымысел с хронологической аберрацией, или речь идёт о какой-то другой войне. Единственным событием 1880-х годов, которые, с одной стороны, соответствуют предполагаемому возрасту Лидии, а, с другой, подразумевают столкновение интересов Русской Империи с Османской, было восстание 1883 года, приведшее к образованию Королевства Сербии. Пролить свет на это может лишь исследование архивных документов.

Свою жизнь Алексей Воронов – мы можем это утверждать с достаточной долей уверенности – закончил в Царском Селе. Во всяком случае, на сайте жителей Царского Села находится следующая запись: «Воронов Алексей Александрович – 1902, военный инженер, полковник, начальник инженерной дистанции в Ц.С.» (2).

Конечно, хотелось бы определиться и с местом жительства семейства Вороновых, узнать улицу и номер дома, в котором провела детство будущая писательница. В повести «За что?» мы находим описание некоторых частей этого дома. Дом, видимо, был индивидуальным, то есть не являлся полковой квартирой в большом здании. Но и не представлял собой особняк в полном смысле этого слова, потому что Чарская упоминает о некоем общем дворе, где она играла с детьми из других семейств. Перед домом имелся небольшой сад, где росли кусты смородины и рябина. Где-то рядом находилась «любимая сиреневая беседка», о которой упоминает в письме в Шлиссельбург её детский друг Коля Черский. В тексте Чарской мы встречаем поэтическую картинку этого уголка: «Поздние розы цветут и благоухают... Небо нежно голубеет над сиреневой беседкой, где мы сидим обе - я и Катишь... Катишь чуть ли не в сотый раз объясняет мне сколько видов причастий в русском языке, а я смотрю осовевшими глазами на красивую зелёную муху, попав­шуюся в сети паука» (3).

Интересную информацию по топосу дома Вороновых даёт внимательное изучение карты Царского Села конца XIX века. На ней обозначены не только улицы и площади, но и места дислокаций воинских частей. В частности, в районе София на Павловском шоссе обозначены казармы 1-го лейб-гвардии Стрелкового полка. На пересечении улицы Волконской и Кадетской мы обнаруживаем казармы 4-го Стрелкового полка. Левее по карте между той же Волконской и Фуражной расположился 3-й Стрелковый полк. Хотя на карте и нет отметки, но известно, что недалеко в зданиях провиантских магазинов на Гатчинском (Красносельском) шоссе находились казармы 2-го Стрелкового батальона. Таким образом, именно район Софии представляется тем жизненным пространством, где проходила жизнь семьи Вороновых, где формировался круг детских впечатлений будущей писательницы.

Внимательное изучение текстов писательницы позволяет, к счастью, более точно указать место расположения её дома. В повести «На всю жизнь» в начале второй части мы находим это важное указание. После пребывания в Шлиссельбурге повзрослевшая Лидия возвращается в Царское Село. Воспоминания настолько сильно её взволновали, что ей немедленно хочется увидеть дом, где прошло детство. «Скорее! Скорее к Белому Дому! <…> Извозчик, на дачу Малиновского!» (4). Обратившись к карте Царского Села конца XIX века, мы видим на Павловском шоссе обозначение т.н. Дачи Малиновского, где и находился дом семьи военного инженера Воронова.

Царское Село для Чарской стало и местом некоторых важных духовных откровений. Одно из такого рода событий – пасхальная служба в Царском Селе. Лидия в это время – воспитанница Павловского института в Санкт-Петербурге, с его достаточно жесткой дисциплиной, отгороженностью от окружающего мира. «Заточение» девочки усугубляется и сложностью её отношений с мачехой, что препятствует частому посещению родного дома, общению с обожаемым отцом –«солнышком», как она его называла. Поэтому, известие, что ей позволено прибыть в Царское Село на пасхальные каникулы вызывает восторженную реакцию: «Неделю дома, в Царском! Целую неделю! Господи! Моё сердце то бьётся сильно-сильно, то замирает до боли сладко, до боли радостно. Мне кажется, что я не вынесу, задохнусь от прилива странного и непонятного мне самой восторга. Что-то до того огромное, до того светлое вливается волной в меня, под этот звон колоколов, в эту пасхальную полночь! А впереди ещё лучшее, ещё более радостное ждёт меня. Сегодня я иду с тётей и Катишь в первый раз к заутрене. Я столько лет ждала этого дня» (5).

Эта буря эмоций, эта экзальтация пробуждают в душе девочки какие-то новые, дотоле дремавшие творческие силы. «И вдруг неожиданно я поднимаю голову и прислушиваюсь... Кто это говорит подле? Что за странные звуки носятся и поют вокруг меня?.. Что за удивительные слова слышу я в пространстве вместе с каким-то властным голосом, приказывающим мне произнести их громко?.. Я невольно подчиняюсь этому голосу и прямо из моего сердца, или откуда-то ещё глубже, плавно, чуть слышно, льются, как струйки ручейка, как песня жаворонка, звучные, стройные строфы:

“Звёзды, вы, дети небес,

Пойте свой гимн светозарный,

Пойте: “Спаситель Воскрес!”

Ангел сказал лучезарный.

Слышишь ты дивный привет,

Ты, одинокий, родимый...

Здесь тебя около нет...

В сердце моём ты, любимый...

Ты далеко... ты в пути...

Все же я вижу родного...

Солнышко! В детской груди

Много восторга святого.

Солнышко! сердце поёт,

Папу-Алёшу зовёт...

О, приезжай, ненаглядный!”

Я стою, вся точно заколдованная... Теперь мне по­нятно только, что слова эти никем не сказаны, никем не произнесены, а выросли просто из меня, из моей груди. Я сочинила их... Я сама! Шум и звон наполняют мой слух, мою мысль, мою голову. Все поёт, ликует в моей душе. Я сочинила стихи, <…> Я — поэтесса!» (6).

Здесь также возникает весьма интересная проблема места: в какой церкви молилась Чарская, и где располагался этот храм. Имеются некоторые предположения. Первым можно назвать Софийский собор, что был расположен в самой гуще полковых комплексов. Однако есть аргументы в пользу другого храма. Описывая пасхальное богослужение, Чарская указывает, что оно происходило в Стрелковой церкви. Вот её слова: «Колокола гудят протяжно, звонко и непрерывно по всему городу. Всюду расставлены плошки, зажжена иллюминация. Стрелковая церковь освещена тысячью огней». (7). Просмотр доступных документов приводит к выводу, что речь может идти о храме лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка. Эта батальонная церковь во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского была освящена в 1857 году в старых казармах. В 1879 году она была переведена в район новых казарм стрелкового батальона и в 1889 году была освящена уже в новом здании. В 1921 году церковь была закрыта, её здание сохранилось в перестроенном в 1903-04гг. виде (архитектор А. Г. Успенский). Адрес этого храма: Царское Село, Фуражный пер., д. 4. (8). Эта справка, кстати, даёт некоторые основания предполагать, что Алексей Александрович мог нести службу именно в этом стрелковом полку.

Есть ещё один важный момент в жизни Л.А.Чарской, который связан с Царским Селом. Речь идёт о её первом замужестве. Избранником Лидии становится офицер Борис Чурилов (в повести – Борис Чермилов), служивший в одном из местных полков. Внешность и личность Чурилова вполне соответствовала стилю конца XIX века, отмеченного чертами позднего романтизма и декадентства. «Из-под чёрных, слегка нависших бровей глядят большие чёрные же глаза, блестящие, угрюмые и печальные в одно и то же время. Вертикальная морщина пересекает лоб. Губы наполовину скрыты густыми чёрными усами. И на всём лице, угрюмом и печальном, лежит как будто печать неудовольствия и затаённого раздражения» (9). Романтическими оказались и обстоятельства их неожиданного знакомства. Случайно поранив руку на царскосельском катке Лидия, дабы успокоить боль, удалилась в глубь парка. Вдруг из кустарника вышел медведь, который, конечно, весьма напугал девушку. К счастью сразу появился и хозяин зверя – это был Борис Чурилов. Вскоре молодые люди поженились. Где же жила молодая семья? Текст повести «На всю жизнь» даёт нам некоторую подсказку этого топоса. В начале её третьей части говорится о двухэтажном длинном здании, неподалёку от которого громоздятся «нескладные громадные здания. Это казармы. За казармами бесконечно широкое поле, в конце его – кладбище, угрюмое и жуткое» (10). Далее говорится о большом жёлтом здании, где находятся квартиры офицеров-стрелков, и где располагается двухэтажная квартира Чуриловых. Обратившись к карте конца XIX века, мы обнаруживаем в нижней её части в конце Гусарской улицы Казанское кладбище. От него к центральной части Царского Села, действительно тянется огромное поле, вернее два. На первом располагались Пороховые погреба, а вторым было Учёбное поле с тирами стрелковых, гусарских и кирасирских полков. Если исходить из описания Чарской, то дом молодожёнов должен был стоять где-то в районе пересечения Гатчинского шоссе и Фуражной улицы. В пользу этого предположения говорит и то, что там, на карте, обозначены казармы 3-го Стрелкового полка.

Завершая своё сообщение, еще раз хочу сказать, что факты и предположения, изложенные здесь очень «сырые» и требуют дальнейших кропотливых изысканий. Однако нет сомнений, что детальное изучение конкретных обстоятельств и фактов жизни Лидии Алексеевны Чарской, в том числе и её царскосельской составляющей, очень важны для понимания и оценки её творческого наследия.

ЛИТЕРАТУРА

ИСМАГУЛОВА Т.Д. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской//Детский сборник. – М.:О.Г.И., 2003. С.218.
См.: pushkin-history.info/bukva-v-voa.html.
ЧАРСКАЯ Л.А. За что? – М.: Паломник, 2007. С. 111.
ЧАРСКАЯ Л.А. На всю жизнь. – М.: Паломник, 2008. С.156.
ЧАРСКАЯ Л.А. За что? – М.: Паломник, 2007. СС. 177-178.
ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. СС. 179-180.
ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. С. 180.
См.: al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram3.html.
ЧАРСКАЯ Л.А. На всю жизнь. – М.: Паломник, 2008. С. 183.
10. ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. С. 238.

Отсюда: vk.com/@-215751580-topos-carskogo-sela-v-avtobi...

@темы: ссылки, биография, За что?, Чарская, Цель достигнута, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, На всю жизнь, В торая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Героини Чарской: Лидия Чермилова
(«Цель достигнута»)

«Не знаю, что выйдет из меня: актриса или бездарность, и вообще, есть ли хоть на волосок дарования в моей душе, но… но что-то, какая-то огромная сила, какой-то
шквал владеет мною…»

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2631

@темы: Цитаты, ссылки, Чарская, Цель достигнута

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Лидия Чарская – "воскресший" автор

Впервые я познакомилась с романами Лидии Алексеевны в студенчестве, когда в руки ко мне совершенно случайно попала новенькая книжица с интригующим названием... "Записки институтки".
Потом уже были прочитаны бестселлеры автора: "Княжна Джаваха", "Люда Влассовская", "Лесовичка" и прочие романы о девочках с непростой судьбой. И с удивлением узнала, что читаю не современного автора, а выходца из царской России! Годы жизни: 1875 -1937 г.г.

В предисловии к одной из книг о писательнице сказано так:
"Сведений о жизни Чарской немного: даже в пору ее наибольшего успеха, ее славы, она оставалась человеком очень скромным, почти никогда не писала о себе. Да и вообще создавать биографию молодой женщины в самом разгаре ее творчества никому, вероятно, не приходило в голову. Правда после всех ее нашумевших книг, Чарская написала три повести «о самой себе», стоящие как бы в стороне от всех ее предыдущих. В этих ее повестях – «За что?», «На всю жизнь», «Цель достигнута» – она поведала историю своей жизни за двадцать с лишним лет… "

Надо сказать, что Лидия Чарская (в девичество - Воронова, в замужестве - Чурилова) – женщина с непростой судьбой. Но несмотря на собственные невзгоды, она сумела создать волшебный мир для нас, девочек, в котором было место всему: и благородству, и предательству, и искренней дружбе и, что самое важное - становлению юной личности.

В советское время её книги запрещали по понятным причинам. Но вторую жизнь романы Чарской обрели в 1990-е, когда "Детская литература", "Республика", "Пресса" и другие издательства стали их печатать.

Лидия Алексеевна не писала про избалованных и капризных детей. Все ее институтки и бродяжки – это сильные личности, многогранные души, в которые очень хочется заглянуть.

И, что самое ценное, она писала о своих современницах, о том быте в пансионах, который видела сама. Поэтому ей невозможно не верить.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2276

@темы: ссылки, За что?, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Цель достигнута, мнение о книге, Люда Влассовская, На всю жизнь