Записи с темой: Счастливчик (10)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
КНИГИ ПОД ЁЛКУ.
Роскошные издания "Товарищества М.О.Вольф" в коленкоре и с золотым тиснением часто выходили к Рождеству, и многие дети мечтали о книге Чарской в подарок на праздники. Издания для детей были чуть дешевле книг Чарской для юношества - стоили "всего" 2 руб.50 коп., но и эта сумма была довольно значительной, чтобы купить новую повесть в обычное время, не по особому случаю.
Лидия Чарская. Щелчок — СПб.–М.: т-во М.О.Вольф, 1913 —182 с.: ил. И.Гурьева.
Однажды летом девочка нечаянно вышла из сада на берег реки и исчезла... По следам на земле убедились, что она пошла к крутому берегу реки. Здесь следы терялись... Не было никакого сомнения, что она оступилась, упала в воду и утонула. Так решили все...
Продолжение повести "Счастливчик", но в центре внимания уже не Кира Раев, а новый герой - цыганёнок Орля и его приключения.

@темы: Чарская, Счастливчик, Щелчок

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЧТО ЕЛИ СТО ЛЕТ НАЗАД ИЛИ ЕДА В КНИГАХ ЧАРСКОЙ

Счастливчик.

"На первое подали суп потафю и пирожки с мозгами. Щеголеватый Франц подставляет блюдо с пирожками Ване. На блюде лежит серебряный совок, чтобы при его помощи брать пирожки с блюда. Совок так и поблескивает при свете электрической лампы.

Ваня берет совок в руки, любуется им несколько секунд.— Вот так штука! — шепчет он восхищенно, потом кладет его обратно, протягивает руку к блюду и, взяв пальцами несколько пирожков, кладет их на тарелку.

— Пирожки больно жирные, — предупредительно поясняет он, как бы извиняясь перед всеми сидящими за столом,— мне жаль пачкать такую красивую штучку,— и он бросает снова восхищенный взгляд на серебряный совочек.

По лицам всех проползает снисходительная улыбка. Только Мик-Мик смотрит на Ваню так, точно он невесть какую умную вещь сказал. Симочка фыркает. Ее смеющееся личико старается всеми силами скрыться за графином с красным вином, загораживающим девочку от всевидящего ока Авроры Васильевны.

Пирожки Помидор Иванович ест, посыпая солью и закусывая их хлебом. Суп он не ест, а "хлебает" так громко, как будто в столовой собран целый оркестр музыки, дающий в честь обедающих концерт. Морковь, брюссельскую капусту, стручки и прочую зелень, которую обыкновенно Счастливчик старательно выуживает из супа и раскидывает по краям тарелки, Ваня Курнышов уничтожает с завидным аппетитом. Его тарелка чиста. На дне не осталось ни капельки супа. Судомойке на кухне не будет слишком много забот с его тарелкой.

На второе подана дичь. Ваня берет рябчика в руки и с громким присвистыванием и причмокиванием обсасывает каждую косточку, причем также не забывает обильно посыпать каждый кусок рябчика солью и заедать несколькими кусками хлеба.

— Наш папа говорит, что соленый огурец дольше держится, чем пресный,— смеясь, поясняет он, весело поблескивая глазами.— "Ешь, говорит он, Ваня, хлеб с солью: без соли, без хлеба худая беседа".

— На здоровье! На здоровье! Кушай, голубчик! — говорит Мик-Мик и смотрит восхищенными глазами на маленького гостя. Франц фыркает у буфета. Глаза Симочки и все лицо ее пляшут от через силу сдерживаемого смеха. У бабушки, Авроры Васильевны и monsieur Диро лица перепуганные насмерть, у Счастливчика — смущенное. Только лицо Ляли всегда одинаково печально и сочувственно кротко ко всему миру. Однако Помидору Ивановичу, по-видимому, нет никакого дела до того впечатления, которое он производит сейчас на своих новых знакомых. Он занят серьезным делом. Он озабочен. На его тарелке остается еще целая лужица соуса. Соус из сметаны с маслом кажется таким вкусным Ване. Неужто оставлять такую прелесть?

И Помидор Иванович без стеснения берет кусок хлеба, макает его в соус и добросовестно отправляет себе в рот. Еще кусок — и опять в рот. Затем он куском хлеба "вытирает" остатки соуса до тех пор, пока тарелка от жаркого принимает такой же чистый вид, как тарелка после супа.
— Ух! Вкусно! — заявляет весело Ваня и сияет глазами.

С Францем, почтительно стоящим у буфета в ожидании приказаний, едва-едва не делается дурно от смеха. Симочкино лицо собирается в такую гримасу, точно Симочка и не девочка вовсе, а маленькая обезьяна.

У Счастливчика, напротив того, грустное лицо. Ему очень неприятно, что его любимый товарищ в таком смешном виде!

Но вот на стол подано новое кушанье — спаржа.
Бабушка, Аврора Васильевна и Ляля осторожно берут в пальцы белые круглые стебли, макают их в сладком соусе и сосут. Ваня во все глаза смотрит и на странное, еще никогда невиданное им, блюдо, и на способ его еды. Его рот широко раскрыт, глаза тоже.

— Ха, ха, ха, ха! Белые червяки! Ну как есть черви! —внезапно разражается он веселым смехом.

Бабушка делает строгое лицо.
— Не хотите ли попробовать, дитя мое? — стараясь быть любезной с маленьким гостем, спрашивает бабушка.

— Да што вы! Нешто я гусь, что червяков есть буду! — испуганным голосом кричит Ваня, да так громко, точно он не в доме богатой и важной барыни, а где-нибудь в огороде или на плацу.

Новое смущение, новые взгляды, новый испуг. Только лицо Мик-Мика с минуты на минуту делается все веселее и веселее, да глаза его, обращенные к Ване, горят восторгом.

— Славный мальчуган! — тихонько шепчет он бабушке, и взгляд его смеется.
На третье подали бланманже. Едва только блюдо с ним очутилось перед Ваней, как он спрашивает тревожно:

— А это не крахмал? Больно на крахмал похоже! У нас мама каждую стирку наводит много крахмалу. Такой же белый и густой.
— Нет, нет, это не крахмал, а сладкое бланманже, кушайте без страху! — торопится успокоить Ваню с улыбкой Ляля.
— Как? Блан-ман... Блан-ман...— тянет Помидор Иванович со смехом.— Вот-то чудное слово!"

Повесть "Счастливчик" - это просто кладезь названий различных кушаний. Вспомните только одну корзину с "фрыштиком для барина"! А когда в гости к Кире приходит бедный гимназический товарищ, то он попадает на роскошный по описанию обед из нескольких блюд. Хотя на самом деле "суп потафю" или pot-au-feu - это просто суп из овощей и говядины.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3180

По ссылке - оригинальная иллюстрация к "Счастливчику" (не этого эпизода), рецепты супа потофе (sic!), пирожков из мозгов в кляре, рябчиков (просто жареных и жареных фаршированных), спаржи, бланманже сливочного и шоколадного.

@темы: текст, ссылки, Реалии, Чарская, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ" В КНИГАХ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

СЧАСТЛИВЧИК.

— Это еще что за чучело?
Глаза Курнышова полны изумления. Перед ним нарядная клетка, в клетке попугай. Попугай смотрит на Ваню, Ваня на попугая, Симочка и Счастливчик то на того, то на другого.

— Это Коко,— предупредительно говорит Счастливчик,— он ученый, говорящий попугай. Спроси его что-нибудь, он тебе ответит.

У Вани глаза чуть ли не выкатываются на лоб от изумления.
— Да ну-у-у? — тянет он, заинтересованный в высшей степени ученым попугаем, и, обращаясь к последнему, говорит громко:
— Здравствуй, ощипанный хвост!

Хвост у Коко действительно несколько ощипан. Коко линяет. Но это не мешает Коко считать себя, по всей вероятности, самой красивой птицей в мире, и замечание Вани, должно быть, не особенно-то лестным кажется ему.
— Фю-фю-фю-фю! — сердито свистит Коко, который терпеть не может, когда торчат чужие около его клетки.

Ваня еще раз кричит:
— Здравствуй, ощипанный хвост!

Громким голосом отвечает Коко из клетки:
— Здравствуй, миленький!
— Ха-ха-ха! Вот так молодец! — веселым смехом заливается Ваня.— Ха-ха-ха-ха!
— Ха-ха-ха-ха! — неожиданно повторяет попугай,— ха-ха-ха-ха!
— Вот видите, он не сердится больше! Он смеется! Суньте ему палец, он почешет об него головку! — говорит Симочка самым невинным тоном.
Симочка — коварное существо. Симочка любит иногда подвести других. Симочка — проказница и шалунья.

Не предвидя злого умысла со стороны Симочки, Помидор Иванович просовывает палец в клетку, прежде нежели Счастливчик успевает остановить его.
— Ай-ай-ай! — неистово вскрикивает Ваня.— Что за скверная птица!
— Скверная! Меня зовут Коко! — невозмутимым голосом заявляет попугай.

Палец Вани в крови. Коко умеет быть злым и клюется не на шутку.
Симочка хохочет, несколько смущенно, правда, но все-таки хохочет.
— Как тебе не стыдно! — говорит Симочке Счастливчик и бросает на девочку уничтожающий взгляд.

Из пальца Вани кровь льется как из фонтана. Симочке не до смеха сейчас. Ей совестно и страшно. Ах, зачем, зачем она сделала это!


Отсюда: vk.com/wall-215751580_3074

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Ваня Курнышов ("Счастливчик")

– Эхма, кабы гимназию окончить поскорее, ученым бы стать, папе помогать… Открою ему мастерскую, настоящую, большую, помощников найму… Отдохнет тогда мой папочка, хороший наш, отдохнет… И мама тоже…

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2507

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Из книги Матвея Гейзера "Самуил Маршак":

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН И РЕШЕНИЙ ВСТРЕЧА С АЛЕКСАНДРОМ БЛОКОМ
В Петербург Маршак вернулся из Ялты летом 1906 года. Время это было непростое. После подавления революции 1905 года в умах царило смятение, что конечно же не могло не отразиться и на литературе. Впоследствии Маршак не раз будет возвращаться к этому времени в беседах с молодыми литераторами, на семинарах молодых писателей. А позже объединит их в цикл «Не память рабская на сердце». Есть в этих заметках такие мысли: «Что же такое „вдохновение“?
В пору упадка поэзии вдохновением называют некое полубредовое, экстатическое состояние сознания. То состояние, когда разум заглушен, когда сознательное уступает место подсознательному или, вернее, бессознательному, когда человек как бы „выходит из себя“. Недаром многие поэты этой поры в поисках пьяного вдохновения прибегают к наркотикам. Кокаин, опиум, гашиш — неизменные спутники декаданса».

Излишне говорить, что такие времена для литературы не очень благодатны. Безвкусные произведения не лучшим образом влияют на читателей. Однажды, получив письмо от своей двоюродной сестры С. М. Гиттельсон, преисполненное восторга от творчества Лидии Чарской (впрочем, не одна она зачитывалась ею), Маршак ответил ей стихами:

«Милая Соня,
Тебя я люблю,
Но Чарскую Лиду —
Совсем не терплю.

У Лиды, у Чарской
Такой есть роман:
В семье одной барской
Родился болван.

И няньки, и бонны
Ходили за ним.
Был мальчик он томный
Лицом — херувим…

Подняв свою полу,
Не чистил он нос,
И отдан был в школу,
Едва лишь подрос...

Врешь, милая Лида,
Неслыханно врешь!
Он только для вида
Всегда был хорош.

Сказали мне детки,
Что твой фаворит
Дурные отметки
От папы таит.

Что он надоеда,
Пройдоха, пострел.
Не раз без обеда
Он в классе сидел.

…Заносчив он слишком,
Гордится родней,
И прочим мальчишкам —
Пример он дурной…»

Сразу видно, что Маршак читал "Счастливчика" и намеренно исказил его содержание)

Полный текст стихотворения отсюда: s-marshak.ru/articles/marshak/marshak05.htm


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2157

@темы: ссылки, Чарская, мнение о книге, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".
«Счастливчик» – маленькая энциклопедия о гимназиях.

НАЧИНАЕМ ЭКСКУРСИЮ В МИР СТАРОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ! СЕГОДНЯ - О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ И НОВЕНЬКОЙ ФОРМЕ ГИМНАЗИСТА...


Тогда это была гимназическая повесть, одна из многих, сейчас это ещё и дверь в тайны старой школы. Много необычного, отличного от современной школы мы можем тут встретить.

До «Счастливчика» гимназисты уже появлялись на страницах книг Л.Чарской, например в повести «Гимназисты» в издании В. Губинского. Она вышла в 1907 году, и там рассказывалось о жизни старшеклассников классической гимназии. Но именно когда сын Чарской, Юрик, пошёл в гимназию (1907 год), через пару лет, на его, вероятно, впечатлениях и выросла такая тёплая, искренняя исповедь о чувствах и переживаниях совсем маленького гимназистика-первоклассника Киры, до сих пор любимая многими читателями. Впервые повесть была напечатана в журнале «Задушевное слово» в 1909/10 году. Позже, книгой она вышла в 1912 году.

Георгий Чурилов, как известно из его биографии, учился в Санкт-Петербургской Шестой гимназии с 1907 по 1916 год. Которую закончил и будущий адмирал Колчак намного раньше.
О Шестой гимназии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%...

И у Киры Раева его придуманная гимназия на Невском проспекте, и у Юрика Чурилова – его 6-я (пл.Чернышева, нынешняя площадь Ломоносова) – находились в центре Петербурга. Возможно, Лидия Алексеевна отдала сына туда из-за близкого расположения школы с важными для неё учреждениями – местом работы – Александринским театром, а в соседнем доме с гимназией – дирекцией Императорских театров. По набережной р.Фонтанки было совсем недалеко и до квартиры писательницы в особняке Юсуповых (дом №85, жила там в 1904-1907 гг.).

Наш «Счастливчик» едет в новую школу в собственном экипаже в сопровождении гувернёра. Отправимся же за ним и мы…

«Раевы живут далеко от гимназии, которая находится в самом центре города. У бабушки собственный дом, большой, белый, двухэтажный, окруженный тенистым садом, точно маленькое имение, с качелями, площадкой лаун-тенниса и крокета. Когда Счастливчик выдержит экзамен и поступит в гимназию, monsieur Диро будет отвозить его туда ежедневно. Бабушка уже решила это. В более близкую гимназию она ни за что не отдаст своего любимца потому, что там воспитываются дети дворников, сапожников, мелких торговцев. В той же, куда они едут сейчас, учатся почти исключительно дети из более изысканного общества. Бабушка уже давно, прежде чем поступить туда Кире, тщательно навела об этом справки, опасаясь, как бы Счастливчик не заразился дурными манерами среди плохо воспитанных детей. Бабушка думает и сейчас об этом. А гнедой Разгуляй то и дело набавляет ходу под опытной рукой кучера Андрона. И Андрон, и Разгуляй, очевидно, понимают всю торжественность минуты: маленький барин едет держать экзамен. А вы думаете, это легкая штука, экзамен?»

Перед поступлением в гимназию нужно было проходить экзамены. На какое-то время они отменялись в годы первой русской революции, потом опять вернулись. От абитуриента требовалось сдать Закон Божий, арифметику и русский язык. Были письменные и устные испытания.

«Начались устные экзамены. Мальчиков вызывали к столу, спрашивали их по русской грамматике, арифметике и Закону Божьему. Заставляли читать по какой-то толстой книге и рассказывать прочитанное своими словами».

Принимали в гимназию с 9 лет (минимальный порог). Вот поэтому так и удивлены окружающие Киру люди – он кажется всем очень маленьким для поступления:
« — Боже ты мой, какой маленький! Сколько же ему лет?
Человек в синем вицмундире, с блестящими пуговицами и бархатным воротником, смотрит сквозь золотое пенсне сначала на бабушку, потом на крошечную фигурку Счастливчика, всю утонувшую в бархате, кружевах и кудрях.
Бабушка смущена. В самом деле, Счастливчик такой маленький, худенький и хрупкий, что кажется семилетним.
— Ему уже девять лет! — говорит бабушка инспектору, так как человек в синем вицмундире с блестящими пуговицами — инспектор той гимназии, куда поступает Кира».


Кира принят с успехом в первый класс. В отличие от советской школы, где занятия начинались 1 сентября повсюду, в разных старинных гимназиях уроки возобновлялись после летних каникул в разных числах августа. В повести это точные числа – 21 и 22 августа.

«— 21-го молебен, а 22-го классы начинаются,— подойдя к бабушке, проговорил инспектор, вышедший из зала.— Ваш внук принят, сударыня, в первый класс. Можете заказывать ему форму. Экзамены он сдал прекрасно!
И строгие черты инспектора приняли доброе выражение, а худая рука его ласково потрепала щечку Киры».


«Вот он стоит посреди гостиной, тоненький, стройный, миниатюрный. Новенький гимназический костюм его сделан из тончайшего сукна и на заказ у лучшего портного. Сапоги — черные, изящные — блестят, как зеркало. Ременный пояс, белый воротничок и фуражка в руке. Няня держит пальто наготове, Симочка — новенькие, резиновые калоши, хотя на дворе теплый, сухой, почти жаркий сентябрьский день и в калошах нет никакой надобности».

« — Гимназист — синяя говядина! Синяя говядина!
Симочка узнала откуда-то, что так гимназистов дразнят из-за синих мундиров».

«Счастливчик едет в гимназию. На нем теплое, на беличьем меху, форменное пальто с огромным барашковым воротником. Воротник поднят, фуражка с выстеганным ватою дном нахлобучена на самые брови. Сверх фуражки и поднятого воротника еще башлык».

В течение 19 века гимназическая форма менялась несколько раз, а к 1905 году из-за революционных волнений вообще была отменена. Но на момент обучения Киры Раева (и Георгия Чурилова) уже был восстановлен порядок ношения униформы в учебных заведениях, как раз летом 1907 года.

Поэтому в повести мы видим перед собой определённый тип формы для младших гимназистов: серую или синюю гимнастёрку (блузу) с ремнём. Куртки, тоже с ремнём, носили более старшие ученики. На пряжке (как и на фуражке) указывалось, в какой гимназии учится школьник – сокращённо, первыми буквами с точками. Затем чёрные брюки. Сапоги или ботинки. Фуражка. В холодное время года – шинель (или серое двубортное пальто, для младших – с меховым воротником), более тёплая фуражка на вате и сверху капюшон-башлык (www.dvaveka.ru/blog/bashlyk-ne-blyudo-a-uniform...). Для парадных дней использовался также синий мундир с украшениями.

Если форма для институток была почти неизменной во всех учебных заведениях такого типа, то в гимназиях (и для девочек, и для мальчиков) в форме было много отличий (в цвете и фасоне) – отличались они и по географическому расположению школ, и в зависимости от исторического периода, и от возраста учащихся…

У Счастливчика дорогая форма сшита на заказ. А вот у его небогатого товарища Вани – старая, скорее всего купленная на рынке или взятая у кого-то в гимназии (практиковалась передача ненужной формы бедным семьям). И теплых вещей почти нет.

«— Раев, здравствуй! Здорово, Лилипутик!
Это кричит во все горло Ваня Курнышов, пулей влетевший в швейцарскую. Он в осеннем стареньком пальто, без башлыка и в плохенькой, помятой фуражке».

«— Оставьте его, братцы! Я его живо от хвастовства отучу,— повысил голос Подгурин.— Эй, ты, левретка, овца, кукла нечесаная,— резко обратился он к Кире,— небось тебе бабушка на заказ костюм шила?
— Да, на заказ,— отвечал изумленный таким неожиданным вопросом Счастливчик.
— Ишь ты как! Фу ты, ну ты, ножки гнуты. А сапоги, поди, из кожи шевро?
— Право, не знаю.
— А белье? Тонкое, поди, дорогое, батистовое?
— Да, тонкое,— спокойно отвечал Счастливчик,— а что?»


Ещё о форме гимназистов:

kamienec.livejournal.com/93248.html
vneshnii-oblik.ru/kostum-gimnasista.html
www.stavmuseum.ru/news/?ELEMENT_ID=43250

(ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ - В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ: РАСПОРЯДОК ДНЯ В ГИМНАЗИИ; КТО РАБОТАЛ В ГИМНАЗИИ: КТО ТАКОЙ ИНСПЕКТОР, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЖУРНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ОТ КЛАССНОГО НАСТАВНИКА И МНОГОЕ ДРУГОЕ...)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2113

По ссылке - фото обложки "Счастливчика", фотографии гимназистов

@темы: История, ссылки, Реалии, Чарская, Гимназисты, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
СЧАСТЛИВЧИК» - НАСТОЯЩАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР СТАРОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ. Совсем незнакомой нам. Или немного похожей и на современную школу?

Тут мы узнаем:
- как поступали в гимназию, что надо было знать для школы 10-летнему мальчику…
- как понять гимназический жаргон…
- как «травили» новичков и учителей…
- как выглядела форма гимназиста…
- как хулиганили, во что играли ученики гимназий…

И МНОГОЕ ДРУГОЕ.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2018

@темы: ссылки, Чарская, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот еще вопрос насчет "Счастливчика" - как быстро отличить нормальную версию от версии ПСС?.. Тоже хочу поискать текст в электронном виде. Большое спасибо!

@темы: текст, сравнение, Чарская, ПСС, Счастливчик

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".
Правило товарищества.

«- Вот, вот именно это требуется от вас, милый, дорогой Большой Джон! - подхватила окончательно развеселившаяся Лида. - И я позову сейчас всех моих подруг, так как у нас заведено "правило товарищества", которое нарушить никак нельзя, и мы всегда действуем сообща во всех важных вопросах жизни. Мы советуемся всем классом, и единоличные решения у нас строго запрещены... Я сию минуту позову их всех, Большой Джон...» (Лидия Чарская. Большой Джон)

Многие повести Чарской посвящают нас во внутреннюю, не всегда видную для педагогов жизнь учащихся. Именно то самое «правило товарищества», не из математики, а из жизни школьников - давало возможность высвободиться от влияния начальства, педагогов. Дети выстраивали свои, тайные правила, таким образом отгораживаясь от учителей. Понятия «товарищества», как и другие негласные правила в гимназиях и других школах старой России, пошли из военных учебных заведений, например, кадетских корпусов (подробнее:
cyberleninka.ru/article/n/tovarischestvo-kak-mo...
cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-sotsialnog... )

Что же оно собой представляло? Вспоминает знаменитый педагог П.П.Блонский:
«В первых классах я ходил в гимназию нерегулярно, а с третьего… начал ходить уже вполне исправно. Значит, стало с этого времени повседневно сказываться влияние коллектива гимназических товарищей. Первое, в чем оно проявилось, – в привитии “правил товарищества”. “Ябеда, доносчик, собачий извозчик” – была, пожалуй, первая песенка, выученная мной в гимназии. Не только “выдавать”, но даже жаловаться на обидчика считалось позорным: справляйся сам».

Во многих воспоминаниях конца 19-начала 20 века и художественной литературе о гимназиях (в основном гимназиях, хотя Чарская пишет о правиле товарищества и в институтах благородных девиц) мы встречаем эту тему. Один из ярких примеров – книга Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», когда Тёма Карташев поступает в гимназию и больно, и горько сталкивается с проявлением этого правила на деле. Педагогическое начальство видело в подобном явлении только негатив, сокрытие проступков и сопротивление старшим.

«Если каждый ребенок начнет рассуждать с своей точки зрения о правах своего начальника, забьет себе в свою легкомысленную, взбалмошную голову правила какого-то товарищества, цель которого прежде всего скрывать шалости, — следовательно, в основе его — уже стремление высвободиться от влияния руководителя, — зачем же тогда эти руководители?»

«— Совершенно отрицаю в том виде, как оно вообще понимается, — ответил директор, — а именно — скрывать негодяев, заслуживающих наказания».
(Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы)

Было ли оно хорошим или плохим, такое правило, вообще понятие товарищества? Изначально хорошо, но когда от него оставалось просто выполнение положенного, оболочка, и никто уже не вникал в детали происшедшего – то все участники конфликта страдали.

Вот поэтому и кричит Сима Эльская на своих одноклассниц в «Большом Джоне»:

- Позор!.. Гадость!.. Свинство!.. И это люди!.. Это будущие женщины!.. Матери семейств!.. Гуманные маменьки, добрые жены!.. Косматые сердца у вас, каменные души!.. О, злые вы, злые!.. Человека лишили куска хлеба из-за какого-то пошлого принципа... И будь оно проклято, это глупейшее правило товарищества, которое, как тупых баранов, заставляет действовать вас всех гуртом. Ненавижу его и вас... Ненавижу... Да!.. Да!.. Да!.. Ненавижу!.. - заключила она свою негодующую речь. Она задыхалась. И вдруг она ударила себя ладонью по голове и задорно подняла голову.
- Если вы такие, - вызывающе крикнула Эльская всему классу, - я хочу быть иной.

Чарская даёт нам пищу для размышления – всегда ли надо действовать сообща, но не думать, как эти действия повлияют в дальнейшем на остальных. У неё много героев, героинь, идущих против толпы, против класса. А правильно ли они поступают, решать читателю. И на будущее решать, поступит ли он данным образом…

" - Я приходил, как вам известно, перед уроком Закона Божия в ваш класс, господа, и изложил вам вкратце суть дела. Тогда же я решительно потребовал от вас всех, от целого класса вкупе, назвать виновного. Участие в театре гимназиста не может быть допустимо ни под каким видом, как самое элементарное нарушение гимназического устава, и строгое взыскание должно постигнуть виновного. Но класс отказался выдать провинившегося... Правило товарищества (тут директор чуть-чуть усмехнулся), с которым, положительно, я согласиться не могу... Раз ученик провинился, и его товарищи заведомо знают его вину и нежелание сознаться, их прямая обязанность состоит в том, чтобы помочь начальству узнать имя виновного... Но не в этом дело. Это прописные правила, которые вы должны знать с младшего класса. А вот... о чем я хочу потолковать с вами. Я позвал вас сюда, господа, как лучших учеников с тем, чтобы передать вам мое решение, твердое и бесповоротное. Медалисты останутся без медалей, представленные к награде лишатся ее, а обыкновенные смертные (новая усмешка на гладком, розовом лице директора) - выйдут из нашего заведения с неудовлетворительной отметкой за поведение, если... если виновный не назовет себя... И вам, как лучшим ученикам класса, я говорю это с тем, чтобы вы передали это вашим товарищам. А теперь, до свиданья, господа, я не хочу задерживать вас больше!
И, сделав красивый, закругленный жест в воздухе правой рукою, Вадим Всеволодович покатился назад к двери, замаскированной тяжелой плюшевой портьерой".
«Гимназисты»

" — Боже мой, что я наделала! — прошептала я, в ужасе хватая себя за голову — ей, попадет теперь, неправда ли бедняжечке Аннибал!
— Да, вы невольно причинили ей неприятность — согласилась моя новая знакомая, — но ведь вы не хотели сделать зла бедной африканке.
— Разве вы можете сомневаться в этом! — горячо вырвалось из моей груди и слезы обожгли мне глаза.
— Успокойтесь. Не надо плакать, голубушка, — мягко, мягко зазвучал голос Вали Муриной у моего уха — я верю вам... И потом... Такие наказания для Риммы, — ровно ничего не значат. Она уже привыкла к ним. Ее наказывают так часто, почти ежедневно... Думают ее исправить, но ничего не помогает, — наша африканка продолжает быть такой же дикой, необузданной дикаркой, какой она поступила сюда год тому назад. Вы знаете, ведь она совсем особенная Римма! Она — потомок арапского племени, прапраправнучка того знаменитого арапа Ибрагима, который, был денщиком и верным слугой царя Великого Петра. Горячая, необузданная и шальная какая-то эта Римма. Мы не даром прозвали ее африканкой. Ее предки — были дети далекой дикой и знойной Африки и до сих пор их особенная живая южная кровь отражается и на их дальнем потомстве. К тому же, Римма всю свою жизнь провела в глухом захолустье, где у её отца есть огромное имение и где девочка до тринадцати лет росла на свободе, не слушаясь гувернанток, приставленных к ней, лишенная нежной заботы матери, умершей очень давно. Римма единственная дочь и любимица отца, который кстати сказать, постоянно занят делами по имению и не может так строго следить за воспитанием Риммы... Понимаете теперь почему она такая необузданная и буйная? И разумеется не осудите ее!
— О, разумеется! — горячо воскликнула я, — и мне теперь еще тяжелее, что я невольно выдала ее классной даме и подвела под наказание.
— Это пустое, — утешала меня моя милая собеседница, — Римма к сожалению, смеется надо всем этим, и наказание для нее не имеет ровно никакого значения, а вот только как взглянут на ваш невольный проступок остальные девочки. У нас выдача кого-либо из подруг, хотя бы и нечаянно, считается большой виной. Нарушать "правило товарищества" у нас — позор. Я боюсь, что девочки не поймут вас и...

— Вы поступили дурно, — прозвучал ее красивый бесстрастный голос, — вы поступили очень дурно, вы выдали Африканку Роже, и когда Роже набросилась на нее, вы открыто приняли сторону классной дамы. Этим вы окончательно вооружили против себя класс и мы вам этого не простим уже никогда, никогда.
— Не простим никогда! — подхватили сидевшие за столом девочки хором.
— Противная, гадкая, уродка! — покрыл звонкий голос Ляли Грибовой все остальные голоса.
Что-то ударило мне в самое сердце. "Зачем они мучат меня, зачем, зачем!" — вихрем завертелось в моей голове. "Я знаю, что я безобразна, гадка и уродлива, но разве я в этом виновата! И зачем Вали Муриной нет здесь со мной. Милая девочка наверное бы поддержала меня.
— Разве я в этом виновата? — помимо собственной воли вырвалось из моей груди и я впилась в свою очередь в лицо Грибовой настойчиво-вопрошающими глазами.
Она вспыхнула и смутилась. За ней смутились и все остальные. Одна Фея сидела спокойная, величаво-красивая, как и прежде.
— Что вы некрасивы — в этом действительно вина не ваша, но что вы сделали подлость, выдали вашу подругу и приняли сторону "командирши", когда наше правило товарищества велит стоять друг за друга горой — в этом виноваты вы с головы до ног, — произнесла она сухо и хотела добавить еще что-то, но неожиданно раздавшийся звонок прервал ее речь.
Воспитанницы поднялись со своих мест, с шумом отодвигая скамейки. Одна из девиц старшего класса прочла молитву, ее однокашницы первые, пропели ту же молитву хором и триста девочек больших и маленьких стали быстро строиться в пары, чтобы подняться в классы, во второй этаж".
«Некрасивая»


" - Я понимаю, в чем дело, моя дорогая. Вероятно, Соня-Наоборот задумала опять какое-нибудь новое предприятие, и уже, разумеется, Дося Оврагина является в данном случае ее ближайшею сообщницей? Не правда ли? - с лукавой улыбкой осведомилась у подруги Ася.
- Совершенно верно. Ты угадала. Но только, чур, никому ни полслова, Ася!.. Слышишь? Правило товарищества - прежде всего. И ради всего святого, не проговорись ты нашей троице, трем святошам нашим: Марине, Миле Шталь и Рите. А то начнутся ахи да охи, всякие там вздохи и переполохи... А это нам с Соней не улыбается вовсе. Пусть повздыхают тогда, когда дело будет уже сделано.
- Но тогда, может быть, будет уже поздно, Дося? И какое это дело, наконец? Я вижу, что ты сама не своя все утро, голубушка, и меня не на шутку начинает тревожить то, что вы с этой проказницей Соней-Наоборот затеяли какую-нибудь шалость, за которую вас не погладят по головке бабуся с m-lle Алисой. Попадет вам обеим, Дося, смотри".
«Большая душа»

"Подоспевший воспитатель, Дедушка, бочком протискивается к Счастливчику и шепчет над его головою очень тревожно:
— Где же твое платье, Раев? Счастливчик хочет поднять руку и показать, где его платье, хочет ответить, что его платье мирно покачивается на лампе под потолком, но в это время весь красный пробирается между партами Янко и, незаметно очутившись около Голубина, рядом с первой скамейкой, шепчет усиленным шепотом Счастливчику:
— Только не выдавай!.. Только не выдавай!.. Они все дрянные, гадкие, но ты их все-таки не выдавай!.. У нас выдавать не полагается... У нас правило товарищества... Пожалуйста, не выдавай!
Счастливчик молчит. Его губы сжаты. Глаза полны слез.
— Да что с тобой, голубчик? — тревожно спрашивает его старый воспитатель.— Отвечай же господину директору, отчего ты раздет.
Голос Дедушки похож на голос monsieur Диро, и весь он смахивает немножко на Ами: такой же седенький, старый. И потом он первый приласкал Счастливчика в этих нехороших, так неласково встретивших его стенах, назвал приветливо "голубчиком", тревожится насчет его, сочувствует ему...
Напряженные нервы Киры, перенесшего столько волнений сразу, не выдерживают и точно рвутся. Слезы мгновенно брызгают фонтаном из глаз. Он стремительно прижимает головку к синему сюртуку воспитателя и рыдает горько, неудержимо.
Не часто можно видеть в классе плачущего гимназиста в нижнем белье, похожего на поваренка. Это явление далеко не обычайное. Причем мальчик плачет так искренне, так исступленно и так дрожит всем своим маленьким телом, что тревога невольно наполняет сердце директора, и он говорит, приближаясь к Кире:
— Ну, ну, успокойся, мальчик! Да расскажи, в чем дело.
Но так как вместо рассказа рвутся одни только рыдания и всхлипывания из детской груди, директор ровно уже ничего не понимает".
«Счастливчик»

Случаи, где герои сталкиваются с ПТ – разные. Где-то они, не зная, как надо поступать, только придя в новый коллектив, нарушают неписанные законы. Где-то, даже не зная правил учеников, не выдают провинившегося товарища и берут вину на себя. А целая глава в «Княжне Джавахе» так и называется – «Преступление и наказание. Правило товарищества». Думаю, вы её хорошо помните. Честная Нина не выдаёт подруг, но не может не пожалеть учителя Церни и уговаривает его не уходить «из-за глупой выходки глупых девочек...» К счастью, всё заканчивается хорошо.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1953

@темы: История, Цитаты, текст, ссылки, статьи, Чарская, Княжна Джаваха, Гимназисты, Счастливчик, Большая душа, Большой Джон, Некрасивая

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".

О гимназической жизни мы можем прочитать в повестях
Лидии Чарской:

- «Записки маленькой гимназистки»
- «Счастливчик»
- «Гимназисты»
- «Гимназистки» (рассказы)
- «Наташин дневник»
- «Огонёк»

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1948

@темы: ссылки, Огонек, Гимназистки, Гимназисты, Счастливчик, Записки маленькой гимназистки, Наташин дневник