Записи с темой: Записки маленькой гимназистки (19)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека-филиал Библиотеки имени В.М.Шукшина (Новосибирск) кратка, но оригинальна:

31 января - 150 лет детской писательнице Лидии Чарской.

Когда Лидия стала ученицей Павловского института благородных девиц, там же начала писать дневники, на основе которых потом были изданы книги для детей.

Романы и повести писательницы: «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», «Один за всех» - обязательно понравятся юным читателям, особенно девочкам.

Друзья! Пишите дневники, может быть и ваши воспоминания могут стать книгами…

Отсюда: vk.com/wall326107639_7244

@темы: ссылки, Чарская, Лесовичка, Один за всех, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Г.Михалевская.
Уроки общения по Л.Чарской. (СПб, 2006 год). Продолжение.

Все закрытые учебные заведения для девочек делились на четыре разряда, которые отличались друг от друга содержанием обучения. В учебных заведениях первого и второго разрядов в основу образования были положены иностранные языки. В институтах второго разряда было расширено преподавание искусств и рукоделия за счет наук. Павловский институт благородных девиц относился ко второму разряду. В учебных заведениях третьего разряда (для мещанок) главное внимание обращалось на рукоделие и женские ремесла; по русскому языку и арифметике давались самые элементарные сведения. К четвертому разряду относились сиротские дома и повивальные институты.

Таким образом, институты благородных девиц были общеобразовательными учебными заведениями. В них готовили главным образом к семейной жизни, а также к педагогической деятельности, для работы гувернантками и — домашними учительницами. Лучшие воспитанницы, особенно Смольного института, определялись в придворную службу. Профессиональная подготовка осуществлялась на пепиньерских и педагогических курсах, в музыкальных, чертежных и рисовальных классах. А также на курсах преподавания новых языков.

Институтская жизнь была трудной, по-спартански суровой, особенности ее будут раскрыты ниже на примерах из произведений Л.Чарской, окончившей Павловский институт в 1893 году.

Основная направленность педагогического процесса связана с воспитанием верноподданнических чувств, сознания привилегированности своего сословия. Дети были сознательно оторваны от «прозы жизни», от жизненных проблем, что приводило в конечном счете к беспомощности их в житейских ситуациях. Жестокий эксперимент с воспитанием девочек в закрытых учебных заведениях считаем одной из драматических страниц в истории русской педагогики. Данные педагогические системы прекратили свое существование в 1917 году.

Лидия Алексеевна Чурилова (1875-1937), урожденная Воронова, родилась в состоятельной дворянской семье. Она рано лишилась матери, и ее определили в Павловский институт. По окончании института она была принята в Александринский театр, где и прослужила до 1924 года. Но прославилась она и получила всероссийскую и европейскую известность как писательница (псевдоним Л.Чарская). Она написала множество очерков, небольших рассказов, стихотворные сборники и около 70 больших произведений, отвечавших самым разнообразным интересам детей и подростков.

Л.Чарской не повезло с критикой, но юным читательницам ее книги очень нравились. Журнал «Русская школа» (1911, № 9) сообщал: «В восьми женских гимназиях в сочинении, заданном учительницей на тему «Любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Л.Чарской».


Феномен Л.Чарской обычно объясняется с позиции тематики ее произведений или с позиции ее сиротского детства. Нам представляется, что успех ее книг объясняется особым даром раскрытия «школьного состояния души» (Л.Н.Толстой) и особенностей общения детей со взрослыми и между собой; умелым и образным раскрытием трудностей и напряженности, проявляющихся во взаимоотношениях в различных ситуациях. Особая притягательность произведений Л.Чарской заключается в поэтизации дружбы как самого высокого и романтического состояния, как средства защищенности от настоящих и грядущих невзгод, как залога благополучия и возможности выжить ярким и свободолюбивым натурам в условиях закрытого учебного заведения.

Популярность Л.Чарской была огромной. «Девочки «обожали» и до сих пор обожают» Чарскую. Она является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов. Все, кому приходится следить за детским чтением, и педагоги, и заведующие библиотеками, и родители, и анкеты, проведенные среди учащихся, единогласно утверждают, что книги Чарской берутся читателями нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности». Так написано в статье «За что дети обожают Чарскую», опубликованной в журнале «Новости детской литературы» (1911, февраль, №6). В наше время, в 90-е годы 20 века и в начале 21 века некоторые произведения Л.Чарской переизданы, и они охотно раскупались читателями. Книги Л.Чарской есть почти в каждой семье.


Продолжали зачитываться Чарской и после того, как ее произведения — уже в двадцатые годы — были объявлены «слащавыми» и вредными для читателя, а затем запрещены и изъяты из библиотек. Наиболее любимые повести писательницы, однако, долго ещё переписывались читателями, передавались из рук в руки. Перу этой одаренной писательницы принадлежат десятки произведений для детей, подростков и взрослых читателей. Наиболее известны среди них: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу», «Паж цесаревны» «Ради семьи»…
Один только перечень написанного Лидией Чарской — а в него вошли бы и сборники стихов для детей, и исторические повести, и пьесы — мог бы занять целую страницу. Количество написанного Л.Чарской может быть сравнимо разве что с масштабами ее небывалой популярности.
Анализ произведений Л.Чарской с позиции особенностей общения будет произведен по следующему плану: строй институтской жизни, характеристика взрослых (Maman, классные дамы, учителя, обслуживающий персонал, другие взрослые) и детей с описанием круга и траекторий их общения; разбор и анализ наиболее ярких школьных ситуаций, а также детские страхи, способы поощрения и наказания девочек. В заключении представлены уроки общения, получаемые воспитанницами и их наставниками в стенах закрытого учебного заведения.

(продолжение следует)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3380

@темы: История, ссылки, Реалии, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Паж цесаревны, Газават, Записки маленькой гимназистки, Ради семьи, Люда Влассовская, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ" В КНИГАХ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

ЗАПИСКИ МАЛЕНЬКОЙ ГИМНАЗИСТКИ.

Опять зажгли громадную висячую люстру в столовой и поставили свечи на обоих концах длинного стола. Опять неслышно появился Федор с салфеткой в руках и объявил, что кушать подано. Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. Тетя Нелли, очень нарядная и очень красивая, вошла в столовую и заняла свое место. Дяди не было дома: он должен был сегодня приехать очень поздно. Все мы собрались в столовой, только Жоржа не было.

- Где Жорж? - спросила тетя, обращаясь к Матильде Францевне.
Та ничего не знала.

И вдруг, в эту самую минуту, Жорж как ураган ворвался в комнату и с громкими криками бросился на грудь матери.

Он ревел на весь дом, всхлипывая и причитая. Все его тело вздрагивало от рыданий. Жорж умел только дразнить сестер и брата и "остроумить", как говорила Ниночка, и потому было ужасно странно видеть его самого в слезах.

- Что? Что такое? Что случилось с Жоржем? - спрашивали все в один голос.
Но он долго не мог успокоиться.

Тетя Нелли, которая никогда не ласкала ни его, ни Толю, говоря, что мальчикам ласка не приносит пользы, а что их следует держать строго, в этот раз нежно обняла его за плечи и притянула к себе.
- Что с тобою? Да говори же, Жоржик! - самым ласковым голосом просила она сына.

Несколько минут еще продолжалось всхлипывание. Наконец Жорж выговорил с большим трудом прерывающимся от рыданий голосом:
- Филька пропал... мама... Филька...
- Как? Что? Что такое?

Все разом заахали и засуетились. Филька - это был не кто иной, как сова, напугавшая меня в первую ночь моего пребывания в доме дяди.
- Филька пропал? Как? Каким образом?

Но Жорж ничего не знал. И мы знали не больше его. Филька жил всегда, со дня своего появления в доме (то есть с того дня, как дядя привез его однажды, возвратившись с пригородной охоты), в большой кладовой, куда входили очень редко, в определенные часы и куда сам Жорж являлся аккуратно два раза в день, чтобы кормить Фильку сырым мясом и подрессировать его на свободе. Он просиживал долгие часы в гостях у Фильки, которого любил, кажется, гораздо больше родных сестер и брата. По крайней мере, Ниночка уверяла всех в этом.

И вдруг - Филька пропал!

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3120

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Страницы ушедшего быта".
Лидия Чарская. "Виновна, но..."

ЛЕНИВО СКОЛЬЗЯ ГЛАЗАМИ ПО ПРОЛЕТАЮЩИМ ЗА ОКНОМ ПОЕЗДА ПЕЙЗАЖАМ, ИНА ВСПОМИНАЕТ НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ. СЕГОДНЯ - ЭТО БЕЗЗАБОТНАЯ ЖИЗНЬ В СЕСТРОРЕЦКЕ. НА ТОТ МОМЕНТ - ДАЧНОЙ МЕСТНОСТИ, В НАШИ ДНИ - ГОРОДЕ. ПОСМОТРИМ ЖЕ НА НЕГО ПОБЛИЖЕ.

"Большое, тёмное, глухое озеро Разлива разбросалось почти на десяток вёрст кругом".

Заранее автор нас как бы предупреждает: "Разлив - тёмный-глухой" - значит опасный. Ведь позже именно тут случается беда с героями романа. На карте (см.фото) того времени он занимает значительное место.


"…приютилась дачная местность Сестрорецк".

Чарская с удовольствием пишет о Сестрорецке, так как очень часто жила летом в нём (к сожалению, её дачи не сохранилось). Она знает много подробностей о природе, о всём, что её тогда окружало. Поэтому и любимую героиню тоже поселяет на дачу в Сестрорецк.

Знамениты старинные дачи города, очень красивой архитектуры: russiantowns.livejournal.com/3910667.html Похожие сохранились и в нашем дачном подмосковном посёлке...


"Пред дачкою на площадке идёт весёлая партия лаун-тенниса".
О НЁМ УЖЕ ГОВОРИЛИ ТУТ: vk.com/feed?q=%23%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2...


"…два их брата – кадеты, маленький реалист…"

У Наты довольно пёстрое общество друзей. Скорее всего это дети из совсем разных слоёв общества.
Кадеты (здесь уже не представители партии, а всего лишь ученики кадетского корпуса) - обычно учащиеся привилегированного военного училища, куда не так легко попасть. "Реалист" же - ученик реального училища. В отличие от классических гимназий, реальные училища - средние учебные заведения без преподавания древних языков, с преобладанием в учебном плане математики и естественных наук.

В России в ходе школьной реформы 1864 г. были учреждены 7-классные реальные гимназии (без изучения древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах; в 1872 г. преобразованы в реальные училища. Курс обучения занимал 6–7 лет.
В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты.
В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные учебные заведения.

В начале 20 в. под давлением общественного мнения «реалистам» было предоставлено право поступления в университет на физико-математические и медицинские факультеты (со сдачей дополнительного экзамена по латинскому языку). В 1913 г. в России было 276 реальных училищ. На фото - заметка, показывающая в действительности бедность таких учеников.

"На балконе фрейлейн Эмма, Натина гувернантка из прибалтийских немок…"

Балти́йские, или прибалти́йские немцы (нем. Deutschbalten, Baltendeutsche), также остзе́йские немцы (от немецкого Ostsee — Балтийское море), — этническое немецкое (немецкоязычное) меньшинство, с XII века проживавшее на восточном побережье Балтийского моря, на территории современных Эстонии, Латвии.
Балтийские немцы составляли верхние слои общества — аристократию (дворянство) и духовенство — и большую часть среднего сословия — свободных городских граждан (бюргеров) в тогдашних провинциях Курляндия, Лифляндия и Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей — современных эстонцев и латышей. В современной Германии, имеющей богатую историю репатриации этнических немцев из исторических эксклавов, термин «балтийские немцы» имеет такое же хождение и легитимное этнографо-историческое употребление, как и, например, «судетские немцы» (нем. Sudetendeutsche), «силезские немцы» (нем. Schlesien-Deutsche), «карпатские немцы» (нем. Karpatendeutsche) и тому подобное.

Из-за обилия смешанных браков, а также расселения остзейцев по всей России многие из остзейцев теряли всякую связь с Прибалтикой, немецкого у них оставались только фамилии. Интересно, что в самые первые годы XX века выделялись два выдающихся государственных деятеля немецко-балтийского происхождения - Сергей Витте и Вячеслав Плеве. Но оба они родились далеко от Балтийских берегов (Витте - в Тифлисе, Плеве - в Мещовске под Калугой). Оба владели немецким языком, но для обоих он не был родным.
Впрочем, многие остзейцы, особенно если они проживали за пределами Прибалтики, часто меняли свои фамилии на русские. Так, крупный ученый-ориенталист А. Х. Остенек - Остен-Сакен взял себе фамилию Востоков.

Помните, в "Записках маленькой гимназистки" гувернантку Матильду Францевну Толя дразнит "ревельской килькой"? Вот она тоже - остзейская немка, хотя чтобы придать себе авторитета, говорит, что родом из Баварии.

Подробнее:
ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-30/ostzejc...


"- Не пишущая же я машина в самом деле!"

Ина Лерская возмущается, что ей приходится ради заработка много писать и поэтому сравнивает себя с машинкой. Вспомним едкую статью К.Чуковского, где он тоже сравнивал творчество Чарской с бессердечной машинкой в шкафу редакции "Задушевное слово"...
В начале века печатные машинки называли "пишущими" и даже опасались, что они вредно влияют на мозг, притупляя умственные способности... Что-то похожее говорят иногда про компьютер в противопоставлении с обычным письмом рукой)
Чарская, как известно, не пользовалась пишущей машиной, предпочитая рукописи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3105

По ссылке - иллюстрации: карта с Разливом, катание в лодке, фото Разлива, игра в лаун-теннис, ученики реального училища, статья про вред пишущих машин, статья "Извозчик - ученик реального училища", дача в Сестрорецке, портрет Витте.

@темы: ссылки, Реалии, Чарская, Записки маленькой гимназистки, Виновна, но...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ИЛЛЮСТРАТОРЫ ЧАРСКОЙ. Алиса Савицкая, серия "Девичьи истории".

В 2011-2013 годах в издательстве "Ранок" выходила целая серия книг Чарской в необычном и привлекательном оформлении художницы из Харькова Алисы Савицкой. Сами тексты, к сожалению, во многом отредактированы и изменены, даже в каких-то новых названиях с трудом можно угадать оригиналы названий повестей, но обложки очень подходят к серии "Девичьи истории" и мне нравятся.

Также Алиса делала обложки и иллюстрации к сборникам Лидии Чарской "Сказки голубой феи".

Посмотреть другие работы художника: illustrators.ru/users/alisa


Отсюда: vk.com/wall-215751580_3091

По ссылке - вышеупомянутые обложки.

@темы: ссылки, иллюстрации, библиография, Чарская, Волшебная сказка, Дикарь, Княжна Джаваха, Лизочкино счастье, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Голоса самых юных читателей

"Недавно моя сестра прочла повесть "Лизочкино счастье" и рассказала мне. Какая чудная повесть! Советую всем, кто не читал её, прочесть. Советую также провесть повесть "Люда Влассовская" и "Записки маленькой гимназистки".

Катя, село Демшино, 1908 год

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3087

@темы: ссылки, Чарская, Лизочкино счастье, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Гимназистки Чарской и их форма

Ровно в четыре.
Из-за киоска
Появится девочка в пелеринке,
Раскачивающая полосатый ранец,
Вся будто распахнутая дыханью
Прохладного моря,
Лучам и птицам,
В зелёном платье из невесомой
Шерсти.
Она вплывёт, как в танец
В круженье листьев и в колыханье
Цветов и бабочек над газоном.

Э.Багрицкий. Февраль

Лучше всего иллюстрирует нашу новую тему сборник рассказов Лидии Чарской «Гимназистки» 1910 года. Поэтому начнём с него.

Хотя считалось, что ношение формы уравнивает всех учениц по виду и тем полезно, но бедные девочки не могли пошить форму у дорогой портнихи, как героиня Зина Ракитова:

« - И вообще она нечистоплотная какая-то. Вы видите у нее на локте заплату, - послышался презрительный голосок Зины Ракитовой, и она мельком, в стеклянные дверцы шкафа, оглядела свою собственную, затянутую в изящное форменное платье, сшитое у дорогой портнихи, фигурку». («Новенькая»)

Чаще всего встречается коричневый цвет гимназических платьев, фартук и передник абсолютно в равной степени используются для обозначения второй, главной части гимназического женского костюма:

«Наташа вошла в просторный теплый гимназический вестибюль. Здесь было шумно, людно, суетливо. Девочки то и дело входили. Швейцар Дмитрий, получивший название Султана Марокского за свое оливково-смугловатое лицо и необычайно кудрявые темные волосы, поминутно распахивал входную дверь, впуская тоненькие фигурки закутанные в теплые пальто и шубки, и неизменно торчащие из-под них коричневые подолы форменных платьев». («Неприятное положение»)

« - Ну и прекрасно! Давайте деньги! Кто сколько принес! продолжала волноваться Леля. - На задаток фотографу хватит, а потом у родных попросим, сколько кто может дать. Касса - мой передник. Подходите, господа, и не смущайтесь миниатюрностью сумм. Ведь это складчина. Всякое даяние благо.

- На, вот мое даяние! - прервала подругу серьезная Маша Горсухова и бросила в принявший мгновенно форму мешка черный гимназический фартук Лели новенький серебряный полтинник». («Нелюбимая»)

«Поднимается невообразимая возня. Гимназистки с особенным удовольствием лезут под скамейки, и поднимается охота за кошкой. Они ползают по полу, ищут очень старательно, сталкиваются друг с другом, фыркают от смеха и ползают снова, тщательно вбирая в свои форменные платья и передники всю пыль, какая только имеется на полу». («Кошка»)

Платье школьницы называют «традиционным форменным», к началу 20 века оно и стало таким, одинаковым повсюду в России:

«Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом. Девочка выделялась из среды подруг и казалась какой-то особенной. И одевалась она лучше остальных несмотря на то, что на ней было то же традиционное форменное с черным передником коричневое платье и обута изящнее своих товарок, и прическа её головы отличалась какою-то особенною красивой законченностью». («Сфинкс»)

Лиф (часть платья на груди) служил для гимназисток местом для хранения ценных бумаг, так же для этого служил и нагрудник у фартука:

«Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что, когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях!

Однако, Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом нараспев, скандируя строфы:

Я молода, но жизнь моя море безбрежное

Бурливое, темное, ало-мятежное». («Тайна»)

Свидетельница-прохожая по чёрному фартуку сразу опознаёт в пострадавшей гимназистку, то есть это - обычный вид ученицы гимназии для любого человека:

«А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнет, да на Митюшку! У меня сердце так и упало... И спасти нельзя. Извозчики дорогу преградили, не поспеть. Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в черном передничке, по всему видать, емназистка. Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнет, а сама-то отскочить не успела... Налетел это трамвай, опрокинул, откинул ее на сажень, поди... Упала сердешная, головка на рельсы... вся в кровь... Чуть не до смерти убилась...» («Случай»)

Самая известная в наше время гимназическая повесть Чарской – это, конечно же, «Записки маленькой гимназистки», а самая узнаваемая старинная картинка из неё – та, где маленькая Ленуша впервые робко входит в класс под любопытными взглядами будущих одноклассниц. И Арнольд Бальдингер запечатлел на этой иллюстрации типичную форму гимназисток. Тёмненькое, закрытое платье. Фартук с нагрудником. У кого-то и пелеринка, как у институток.

Как-то подробно описывать гимназическую женскую форму Чарская и не думала - обыватели всех больших и малых городов Российской империи 19 века видели ее каждый день на улицах. И это в отличие от форменной одежды институтов благородных девиц, ей писательница уделяет много времени в своих рассказах и повестях - ведь институт был закрытым учебным заведением, далеко не всем доступным, стоило о форме рассказать подробнее. Да и психологическое состояние вновь поступившей учиться девочки отлично передавало описание неудобства длинной, мешающей движениям, затянутой и поясом, и застежками, и завязками формы.

Был ли какой-то общий вид у формы гимназисток? И да, и нет. Изучая многочисленные дошедшие до нас фотографии больших и маленьких учениц, вы можете заметить, что разнообразие передников, фартуков, наличие и отсутствие воротничков и манжет, их виды - от огромных до крошечных, разная длина платья, отделка, вариации в цвете — все это присутствует. И даже в одном классе могли быть отличия в одежде.

У мальчиков все было намного строже, форма гимназиста частично шла от военной, поэтому здесь был единый стиль.

В женских учебных заведениях до 70-х гг.19 века было только одно требование: чтобы одежда была скромной, неяркой, без украшений и дорогой отделки, но строгих правил не было (единую для всех женских гимназий форму ввели на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», утвержденного 24 мая 1870 года). Позднее форма стала приобретать более одинаковый вид повсюду, в правилах гимназий появились пункты описания платья, но в целом, можно было по-прежнему видеть на ученицах разные фасоны одежды.

Как пример, из «правил, утвержденных педагогическим советом Мариинской Донской женской гимназии» от 14 ноября 1884 года):

§ 24. Ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого покроя, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, ровно, как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.
Всякие подражания моде в ношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного не должны стричь волос. Исключения допускаются в том лишь случае, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.

§ 25. Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте, а потому ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна тщательно осмотреться, все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить.

Обязательным элементом были: тёмное платье, часто коричневое (для заведений Ведомства Императрицы Марии) и зелёное, как у институток (для гимназий Министерства народного просвещения); в частных гимназиях могли быть и другие цвета - красный, серый, голубой. В отличие от институтского, платья были немного короче, удобнее. Ведь многие гимназистки шли в школу и возвращались домой пешком. Также обязательным был фартук, чёрный из плотной материи с нагрудником в будни, и черный или белый из легкой ткани с красивой отделкой в праздники. Все остальное сильно различалось. Иногда были пелеринки, позаимствованные у институток. Воротнички и манжеты, которые отпарывались и менялись. И, конечно же, чулки темные и светлые, значки учебного заведения, закрытые туфли без каблука или с небольшим каблучком, иногда шляпки с лентами, определенный цвет ленты в косу, скромная гладкая прическа. Все это тоже (ну может, кроме значков) шло от женских институтов, ведь первая женская гимназия появилась только в 1858 году.

Некоторые гимназии и от верхней одежды школьниц требовали однообразия. Во многих гимназических воспоминаниях того времени встречаются форменные шапочки, пальто определённого фасона, калоши с номерком и т.д.

Форму гимназистки часто носили и вне гимназии, и даже на каникулах. Иногда это предписывалось правилами. Одновременно такая привычка служила экономии.

В советское время, когда после Великой Отечественной войны вновь появилась школьная форма, платья девочек очень смахивали на старинную гимназическую форму. Пелеринки, конечно, не вернулись, как расточительная трата материи, но все остальное выглядело уж очень знакомым. Наверное, кто-то и из вас встречался с советской школьной форменной одеждой?

Сейчас тоже иногда на Последних Звонках мелькает имитация коричнево-белого тандема, но он очень далек от оригинала - максимально короткий, с вырезами и прозрачной отделкой. Просто чья-то ностальгия вкупе с модными тенденциями и желанием выделиться.

Закончим ещё одной особенностью различия форм в частной гимназии, о которой пишет героиня повести Чарской «Огонёк»:

«…двинулись в зал, на молитву, где уже были собраны все «экстерные» гимназистки, как птички слетевшиеся со всех концов города сюда, в эту большую, не меньше нашего театра, комнату. Ах, как их много, мамочка, и все в коричневых платьях и черных передниках. (У нас четырёх «живущих» интернатских, белые передники в отличие от экстерных)».

Больше прочитать о женских гимназиях:

С.Б.Борисов. Женские гимназии в России как исторический и социокультурный феномен. Москва-Берлин, Директ-Медиа, 2018 г.

Об одежде учащихся к.19-н.20 века:

О.А.Хорошилова. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II. Москва, Этерна, 2012 г.

Источники фотографий: ГОСКАТАЛОГ РФ, сайты Мешок.net, Авито.ру и другие открытые источники.

И бонусом, вы можете сшить настоящее платье и фартук, как в старину! Вот выкройка настоящей гимназической формы из «Журнала для хозяек», 1912 года:

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-gimnazistki-charskoi-i-ih-...

Картинки и выкройка - по ссылке.

@темы: История, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, Огонек, Гимназистки, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Предлагаю небольшой дайджест ссылок на книги Чарской, которые сейчас можно приобрести в разных онлайн-магазинах. Не реклама (что видно, потому как ссылки из совершенно разных маркетплейсов и книжных площадок). Читайте на здоровье! Надеюсь, эти ссылки вам помогут узнать новые книги Л.Чарской.

www.ozon.ru/product/lidiya-charskaya-za-veru-ts... Лидия Чарская. Сборник исторических повестей "За веру, царя и отечество". Недавно писала про него, хороший сборник без редактуры и сокращений.

www.labirint.ru/books/832465/ Записки маленькой гимназистки. Красивое цветное издание.

my-shop.ru/shop/product/4960554.html Княжна Джаваха. С интересной статьёй в предисловии и новыми иллюстрациями.

www.ozon.ru/product/dom-shalunov-charskaya-lidi... Дом шалунов (очень красивые иллюстрации!).

www.labirint.ru/books/851155/ Газават, репринтное подарочное издание.

my-shop.ru/shop/product/4893985.html Тайна института. Прекрасная, в старинном стиле серия от "Энаса".

www.wildberries.ru/catalog/7320979/detail.aspx Смелая жизнь. Добротное издание от старейшего издательства "Детская литература".

www.ozon.ru/product/zapiski-malenkoy-gimnazistk... Записки маленькой гимназистки. Интересное оформление от "Махаона".

www.labirint.ru/books/406382/ Особенная. Необыкновенная серия в стиле девичьих дневников.

www.labirint.ru/books/557638/ Волшебная сказка. Необыкновенная серия в стиле девичьих дневников.

my-shop.ru/shop/product/5012721.html Романтические истории для девочек. Одно из самых новых изданий.

www.wildberries.ru/catalog/134190706/detail.asp... Вторая Нина. Серия в стиле "печать по требованию".

www.wildberries.ru/catalog/134190711/detail.asp... Дели-акыз. Единственное переиздание повести.

www.wildberries.ru/catalog/134190711/detail.asp... Прекрасное старое издание "Княжны Джавахи" 1990 года.

www.wildberries.ru/catalog/9557828/detail.aspx Лохматые истории. Рассказы Чарской о собаках.

www.ozon.ru/product/vechera-knyazhny-dzhavahi-c... Вечера княжны Джавахи. Благодаря моей работе с текстом (перевод фотографий книги в печатный текст) была издана эта книга.

Читайте на здоровье! Надеюсь, эти ссылки вам помогут узнать новые книги Л.Чарской.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2772


@темы: ссылки, библиография, Чарская, Волшебная сказка, Княжна Джаваха, Смелая жизнь, Дели-акыз, Особенная, Газават, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов, Вторая Нина, Тайна института, Вечера княжны Джавахи

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Топос Царского Села в автобиографической прозе Лидии Чарской. Е.Трофимова
Е.И.Трофимова (Москва)

Топос Царского Села в автобиографической прозе Лидии Чарской.

(с конференции 29-11-2010-01-12-2010 Программа XVI Царскосельской научной конференции «Царское Село. На перекрестке времен и судеб») www.tzar.ru/science/conferences/1541245659

«Моё дорогое Царское! Моя родина! Мой любимый желанный город! Возможно ли, что я снова поселюсь под тенью твоих роскошных парков, среди чудесных озёр, каналов, водопадов, красивых затей, беседок и мостиков, от которых веет глубокой исторической стариной!». Это слова Лидии Чермиловой – героини произведений и литературного двойника выдающейся русской детской писательницы Лидии Алексеевны Чарской.

В её биографии довольно много лакун, противоречий, недосказанностей. Во многом это «вина» самой писательницы, которая не оставила ни развернутых сведений о своей жизни, ни авторских воспоминаний. Исследователям приходится самим восстанавливать неизвестные и неясные страницы её личной и публичной жизни. А документальных свидетельств осталось не так уж и много, хотя, будем надеяться, дальнейшие архивные разыскания позволят многое разъяснить.

Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) несомненно достойна этих трудов. Только сейчас, когда преодолены многие предубеждения относительно её творчества, когда исследователи приступили к серьёзному изучению наследия писательницы, становится очевидным огромный вклад Чарской в становление и развитие русской детской литературы, в развитие нравственной и патриотической линий отечественной культуры. Да, исторические катаклизмы прервали их непрерывное нарастание, но не смогли уничтожить совсем. Доказательством тому – высказывания людей уже новой, советской формации, которые признавали положительное и благотворное нравственное воздействие книг Чарской. Назову имена. Пантелеев и Цветаева, Пастернак и Евгения Гинзбург, Панова и Друнина; имена исследователей и литературоведов, начавших свою работу в конце 80-начале 90-х гг.: Е.О.Путилова, Р.А.Зернова, В.А.Приходько, С.А.Коваленко, Ст.Никоненко, И.И.Казакова и другие.

В данном сообщении я не претендую на окончательное раскрытие всех упомянутых выше «тайн», мне хотелось бы лишь выделить из общего перечня те, которые напрямую связаны с Царским Селом. Поэтому данная работа будет иметь несколько фрагментарный, черновой характер, поскольку потребуется много кропотливой исследовательской и архивной работы, чтобы прояснить неясности биографии Часркой, в том числе и царскосельского периода.

Царское Село было важным топосом для писательницы, повлиявшим на сложение её личности, формирование мироощущения, сознательной и бессознательной сторон ментальности. В этой географической точке она пережила первые мгновения счастья и духовного взлёта, но здесь же посетило её глубокое горе, здесь ей были нанесены незаживавшие душевные травмы.

Одна из них связана с именем родной матери. Хорошо известно имя её отца – военного инженера Алексея Александровича Воронова. О матери же Чарской, умершей при родах, энциклопедические статьи умалчивают. Тем не менее, опираясь на автобиографическую прозу писательницы, мы можем утверждать, что звали её Ниной. Прямое упоминание этому мы находим на страницах таких произведений, как «За что?», «На всю жизнь», «Цель достигнута» и пр. Косвенным подтверждением является то, что для Чарской имя Нина было излюбленным женским именем. Его носила одна из самых знаменитых героинь – Нина Джаваха, а также героини других повестей и рассказов («Вторая Нина», «Люда Влассовская», «Записки маленькой гимназистки» и некоторые другие). К этому можно добавить, что среди литературных псевдонимов, которыми пользовалась писательница, был и такой – «Н. Иванова». По высказыванию Т.Д.Исмагуловой (1), это не совсем псевдоним. Иванова – по фамилии третьего мужа, а «Н. скорее всего «Нина» - имя её любимой героини». Кто знает, может быть, частично этот псевдоним и представляет собой своеобразный мемориал имени её матери – Нина? Конечно, это только интуитивное предположение.

А где же началось детство Лиды Вороновой?

Из повести «За что?» мы узнаём о нелюбимой няньке со злым-презлым, цыганским лицом, которая одевает девочку «как куколку» и выводит гулять в Большой Царскосельский парк. В этом променаде имеется значительная доля тщеславия – хорошо одетая Лида для няньки представляет своеобразный объект хвастовства перед другими нянями и гувернантками. Отсюда можно сделать некоторые выводы. Во-первых, семья Вороновых жила недалеко от парка. И, во-вторых, территория этого императорского парка была открыта для публичного посещения, где, как пишет Чарская, было «чудесное, прозрачное озеро с белыми лебедями». Как видим, в этом фрагменте уже присутствует внутренний конфликт – внешняя красота, почти идиллия, соседствует с психологическим побуждениями совсем иного рода – нелюбовью, недобротой, тщеславием, хвастовством.

Для более глубокого проникновения в творческий мир писательницы необходимо подробнее узнать о жизни её отца – вышеупомянутого Алексея Александровича Воронова. Лидия Алексеевна, как сейчас бы сказали, была «папиной дочкой». Любила она его самозабвенно, видя в нём совершенного взрослого, некий этический и эстетический идеал, воплощавший в глазах девочки самые лучшие человеческие качества. Поэтому его вторая женитьба стала для Лидюши не только потрясением, но почти катастрофой, повлекшей за собой весьма неприятные последствия. Впрочем, здесь следует оговориться, может быть, эта эмоциональная встряска и помогла раскрыться тому удивительному творческому началу, которое было заложено в Лидии Вороновой. Однако, что же всё-таки конкретно известно о её отце. По образованию Воронов был военным инженером. И на момент рождения дочери, и в первые годы её жизни он служил в одном из лейб-гвардейский стрелковых полков в Царском Селе. Точно назвать этот полк или батальон я пока не могу – здесь требуются архивные разыскания. Известно, что Алексей Александрович затем был переведен в Шлиссельбург, но позже вновь вернулся с семьёй в Царское Село. Известно также, что он со своим полком принимал участие в военных действиях. Об этом говорится в повести «За что?». И здесь существует хронологическая загадка. Чарская пишет, что отец ушел на русско-турецкую войну. Последней открытой войной России с Турцией была война 1877-1878 гг. Алексей Александрович, конечно, мог принимать в ней участие, но его дочери тогда было от силы три-четыре года. А в повести Лидия хотя и маленький ребёнок, но, по крайней мере, лет пяти-семи. Отсюда следуют такие предположения: или имеет место художественный вымысел с хронологической аберрацией, или речь идёт о какой-то другой войне. Единственным событием 1880-х годов, которые, с одной стороны, соответствуют предполагаемому возрасту Лидии, а, с другой, подразумевают столкновение интересов Русской Империи с Османской, было восстание 1883 года, приведшее к образованию Королевства Сербии. Пролить свет на это может лишь исследование архивных документов.

Свою жизнь Алексей Воронов – мы можем это утверждать с достаточной долей уверенности – закончил в Царском Селе. Во всяком случае, на сайте жителей Царского Села находится следующая запись: «Воронов Алексей Александрович – 1902, военный инженер, полковник, начальник инженерной дистанции в Ц.С.» (2).

Конечно, хотелось бы определиться и с местом жительства семейства Вороновых, узнать улицу и номер дома, в котором провела детство будущая писательница. В повести «За что?» мы находим описание некоторых частей этого дома. Дом, видимо, был индивидуальным, то есть не являлся полковой квартирой в большом здании. Но и не представлял собой особняк в полном смысле этого слова, потому что Чарская упоминает о некоем общем дворе, где она играла с детьми из других семейств. Перед домом имелся небольшой сад, где росли кусты смородины и рябина. Где-то рядом находилась «любимая сиреневая беседка», о которой упоминает в письме в Шлиссельбург её детский друг Коля Черский. В тексте Чарской мы встречаем поэтическую картинку этого уголка: «Поздние розы цветут и благоухают... Небо нежно голубеет над сиреневой беседкой, где мы сидим обе - я и Катишь... Катишь чуть ли не в сотый раз объясняет мне сколько видов причастий в русском языке, а я смотрю осовевшими глазами на красивую зелёную муху, попав­шуюся в сети паука» (3).

Интересную информацию по топосу дома Вороновых даёт внимательное изучение карты Царского Села конца XIX века. На ней обозначены не только улицы и площади, но и места дислокаций воинских частей. В частности, в районе София на Павловском шоссе обозначены казармы 1-го лейб-гвардии Стрелкового полка. На пересечении улицы Волконской и Кадетской мы обнаруживаем казармы 4-го Стрелкового полка. Левее по карте между той же Волконской и Фуражной расположился 3-й Стрелковый полк. Хотя на карте и нет отметки, но известно, что недалеко в зданиях провиантских магазинов на Гатчинском (Красносельском) шоссе находились казармы 2-го Стрелкового батальона. Таким образом, именно район Софии представляется тем жизненным пространством, где проходила жизнь семьи Вороновых, где формировался круг детских впечатлений будущей писательницы.

Внимательное изучение текстов писательницы позволяет, к счастью, более точно указать место расположения её дома. В повести «На всю жизнь» в начале второй части мы находим это важное указание. После пребывания в Шлиссельбурге повзрослевшая Лидия возвращается в Царское Село. Воспоминания настолько сильно её взволновали, что ей немедленно хочется увидеть дом, где прошло детство. «Скорее! Скорее к Белому Дому! <…> Извозчик, на дачу Малиновского!» (4). Обратившись к карте Царского Села конца XIX века, мы видим на Павловском шоссе обозначение т.н. Дачи Малиновского, где и находился дом семьи военного инженера Воронова.

Царское Село для Чарской стало и местом некоторых важных духовных откровений. Одно из такого рода событий – пасхальная служба в Царском Селе. Лидия в это время – воспитанница Павловского института в Санкт-Петербурге, с его достаточно жесткой дисциплиной, отгороженностью от окружающего мира. «Заточение» девочки усугубляется и сложностью её отношений с мачехой, что препятствует частому посещению родного дома, общению с обожаемым отцом –«солнышком», как она его называла. Поэтому, известие, что ей позволено прибыть в Царское Село на пасхальные каникулы вызывает восторженную реакцию: «Неделю дома, в Царском! Целую неделю! Господи! Моё сердце то бьётся сильно-сильно, то замирает до боли сладко, до боли радостно. Мне кажется, что я не вынесу, задохнусь от прилива странного и непонятного мне самой восторга. Что-то до того огромное, до того светлое вливается волной в меня, под этот звон колоколов, в эту пасхальную полночь! А впереди ещё лучшее, ещё более радостное ждёт меня. Сегодня я иду с тётей и Катишь в первый раз к заутрене. Я столько лет ждала этого дня» (5).

Эта буря эмоций, эта экзальтация пробуждают в душе девочки какие-то новые, дотоле дремавшие творческие силы. «И вдруг неожиданно я поднимаю голову и прислушиваюсь... Кто это говорит подле? Что за странные звуки носятся и поют вокруг меня?.. Что за удивительные слова слышу я в пространстве вместе с каким-то властным голосом, приказывающим мне произнести их громко?.. Я невольно подчиняюсь этому голосу и прямо из моего сердца, или откуда-то ещё глубже, плавно, чуть слышно, льются, как струйки ручейка, как песня жаворонка, звучные, стройные строфы:

“Звёзды, вы, дети небес,

Пойте свой гимн светозарный,

Пойте: “Спаситель Воскрес!”

Ангел сказал лучезарный.

Слышишь ты дивный привет,

Ты, одинокий, родимый...

Здесь тебя около нет...

В сердце моём ты, любимый...

Ты далеко... ты в пути...

Все же я вижу родного...

Солнышко! В детской груди

Много восторга святого.

Солнышко! сердце поёт,

Папу-Алёшу зовёт...

О, приезжай, ненаглядный!”

Я стою, вся точно заколдованная... Теперь мне по­нятно только, что слова эти никем не сказаны, никем не произнесены, а выросли просто из меня, из моей груди. Я сочинила их... Я сама! Шум и звон наполняют мой слух, мою мысль, мою голову. Все поёт, ликует в моей душе. Я сочинила стихи, <…> Я — поэтесса!» (6).

Здесь также возникает весьма интересная проблема места: в какой церкви молилась Чарская, и где располагался этот храм. Имеются некоторые предположения. Первым можно назвать Софийский собор, что был расположен в самой гуще полковых комплексов. Однако есть аргументы в пользу другого храма. Описывая пасхальное богослужение, Чарская указывает, что оно происходило в Стрелковой церкви. Вот её слова: «Колокола гудят протяжно, звонко и непрерывно по всему городу. Всюду расставлены плошки, зажжена иллюминация. Стрелковая церковь освещена тысячью огней». (7). Просмотр доступных документов приводит к выводу, что речь может идти о храме лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка. Эта батальонная церковь во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского была освящена в 1857 году в старых казармах. В 1879 году она была переведена в район новых казарм стрелкового батальона и в 1889 году была освящена уже в новом здании. В 1921 году церковь была закрыта, её здание сохранилось в перестроенном в 1903-04гг. виде (архитектор А. Г. Успенский). Адрес этого храма: Царское Село, Фуражный пер., д. 4. (8). Эта справка, кстати, даёт некоторые основания предполагать, что Алексей Александрович мог нести службу именно в этом стрелковом полку.

Есть ещё один важный момент в жизни Л.А.Чарской, который связан с Царским Селом. Речь идёт о её первом замужестве. Избранником Лидии становится офицер Борис Чурилов (в повести – Борис Чермилов), служивший в одном из местных полков. Внешность и личность Чурилова вполне соответствовала стилю конца XIX века, отмеченного чертами позднего романтизма и декадентства. «Из-под чёрных, слегка нависших бровей глядят большие чёрные же глаза, блестящие, угрюмые и печальные в одно и то же время. Вертикальная морщина пересекает лоб. Губы наполовину скрыты густыми чёрными усами. И на всём лице, угрюмом и печальном, лежит как будто печать неудовольствия и затаённого раздражения» (9). Романтическими оказались и обстоятельства их неожиданного знакомства. Случайно поранив руку на царскосельском катке Лидия, дабы успокоить боль, удалилась в глубь парка. Вдруг из кустарника вышел медведь, который, конечно, весьма напугал девушку. К счастью сразу появился и хозяин зверя – это был Борис Чурилов. Вскоре молодые люди поженились. Где же жила молодая семья? Текст повести «На всю жизнь» даёт нам некоторую подсказку этого топоса. В начале её третьей части говорится о двухэтажном длинном здании, неподалёку от которого громоздятся «нескладные громадные здания. Это казармы. За казармами бесконечно широкое поле, в конце его – кладбище, угрюмое и жуткое» (10). Далее говорится о большом жёлтом здании, где находятся квартиры офицеров-стрелков, и где располагается двухэтажная квартира Чуриловых. Обратившись к карте конца XIX века, мы обнаруживаем в нижней её части в конце Гусарской улицы Казанское кладбище. От него к центральной части Царского Села, действительно тянется огромное поле, вернее два. На первом располагались Пороховые погреба, а вторым было Учёбное поле с тирами стрелковых, гусарских и кирасирских полков. Если исходить из описания Чарской, то дом молодожёнов должен был стоять где-то в районе пересечения Гатчинского шоссе и Фуражной улицы. В пользу этого предположения говорит и то, что там, на карте, обозначены казармы 3-го Стрелкового полка.

Завершая своё сообщение, еще раз хочу сказать, что факты и предположения, изложенные здесь очень «сырые» и требуют дальнейших кропотливых изысканий. Однако нет сомнений, что детальное изучение конкретных обстоятельств и фактов жизни Лидии Алексеевны Чарской, в том числе и её царскосельской составляющей, очень важны для понимания и оценки её творческого наследия.

ЛИТЕРАТУРА

ИСМАГУЛОВА Т.Д. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской//Детский сборник. – М.:О.Г.И., 2003. С.218.
См.: pushkin-history.info/bukva-v-voa.html.
ЧАРСКАЯ Л.А. За что? – М.: Паломник, 2007. С. 111.
ЧАРСКАЯ Л.А. На всю жизнь. – М.: Паломник, 2008. С.156.
ЧАРСКАЯ Л.А. За что? – М.: Паломник, 2007. СС. 177-178.
ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. СС. 179-180.
ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. С. 180.
См.: al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram3.html.
ЧАРСКАЯ Л.А. На всю жизнь. – М.: Паломник, 2008. С. 183.
10. ЧАРСКАЯ Л.А. Т а м ж е. С. 238.

Отсюда: vk.com/@-215751580-topos-carskogo-sela-v-avtobi...

@темы: ссылки, биография, За что?, Чарская, Цель достигнута, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, На всю жизнь, В торая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
www.radostmoya.ru/ На телеканале "Радость моя" по утрам (5:40) выходит очередная серия аудиокниги "Записки маленькой гимназистки". Спасибо Ольге за ссылку!

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2676

@темы: ссылки, Аудио, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В Год Семьи в этом месяце мы почитаем знакомые и незнакомые строки произведений Л.А.Чарской о детях, потерявших родителей. Очень важно не забывать эту печальную тему, внимание к ней воспитывает в нас доброту и сострадание.

"Наступила осень. Подошел сентябрь. Над Волгой потянулись длинные вереницы журавлей, улетающих в теплые страны. Мамочка уже не сидела больше у окна в гостиной, а лежала на кровати и все время дрожала от холода, в то время как сама была горячая как огонь.
Раз она подозвала меня к себе и сказала:
- Слушай, Ленуша. Твоя мама скоро уйдет от тебя навсегда... Но ты не горюй, милушка. Я всегда буду смотреть на тебя с неба и буду радоваться на добрые поступки моей девочки, а...
Я не дала ей договорить и горько заплакала. И мамочка заплакала также, а глаза у нее стали грустные-грустные, такие же точно, как у того ангела, которого я видела на большом образе в нашей церкви.
Успокоившись немного, мамочка снова заговорила:
- Я чувствую, Господь скоро возьмет меня к Себе, и да будет Его святая воля! Будь умницей без мамы, молись Богу и помни меня... Ты поедешь жить к твоему дяде, моему родному брату, который живет в Петербурге... Я писала ему о тебе и просила приютить сиротку...
Что-то больно-больно при слове "сиротка" сдавило мне горло...
Я зарыдала, заплакала и забилась у маминой постели. Пришла Марьюшка (кухарка, жившая у нас целые девять лет, с самого года моего рождения, и любившая мамочку и меня без памяти) и увела меня к себе, говоря, что "мамаше нужен покой".
Вся в слезах уснула я в эту ночь на Марьюшкиной постели, а утром... Ах, что было утром!..
Я проснулась очень рано, кажется, часов в шесть, и хотела прямо побежать к мамочке.
В эту минуту вошла Марьюшка и сказала:
- Молись Богу, Леночка: Боженька взял твою мамашу к себе. Умерла твоя мамочка.
- Умерла мамочка! - как эхо повторила я.
И вдруг мне стало так холодно-холодно! Потом в голове у меня зашумело, и вся комната, и Марьюшка, и потолок, и стол, и стулья - все перевернулось и закружилось в моих глазах, и я уже не помню, что сталось со мною вслед за этим. Кажется, я упала на пол без чувств..."

Л.Чарская. Записки маленькой гимназистки


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2666

По ссылке - оригинальная иллюстрация к повести.

@темы: Цитаты, текст, ссылки, иллюстрации, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И.Остренко. Приюты для девочек в художественном восприятии русских писательниц начала ХХ века

В статье сравниваются повести Л.Чарской "Приютки" и К.Лукашевич "Дядюшка-флейтист", "Сиротская доля".

"Каждая из героинь переживает в своей приютской жизни сходные ситуации: страх перед новой, незнакомой обстановкой, гонения со стороны других воспитанниц, горькое одиночество, конфликты с педагогами и воспитателями. Затем - обретение друзей среди сверстников и педагогов, становление характера и духовная эволюция, заключающаяся не только в усвоении азов ремесла, но и постижении важнейших нравственных законов. Л. Чарская и К. Лукашевич изображают духовное и психологическое становление своих героинь как некий отрезок жизненного пути, на котором череда обстоятельств, различные ситуации, встречи и знакомства способствуют изменению личности ребенка, превращению его в самостоятельного, сложившегося человека. Обе героини неизменно совершают поступки, требующие от них проявления силы воли и твердости характера, определенного, зачастую судьбоносного выбора (например, эпизод, когда умение Дуни мобилизоваться в трудной ситуации, не поддаться панике помогает спастись ей и подруге)".

Читать: cyberleninka.ru/article/n/priyuty-dlya-devochek...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2642

@темы: ссылки, статьи, Чарская, Лукашевич, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, Приютки, Дядюшка-флейтист, Сиротская доля

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Лидия Чарская. Подарок феи. Сказки (начальная школа).

В издательстве Феникс (2023 г.) вышли две книги Чарской из серии "Школьная программа по чтению". У них есть любопытная, привлекающая внимание надпись на обложке: "Без сокращений". Да, действительно, мы уже знаем, что ни к чему хорошему не привели переиздания книг Лидии Чарской с огромной редактурой, сокращениями и изменениями. И как обещают на обложке - сокращений нет. Но изменения текста есть, возможно это новая редактура, а возможно и взятая из изданий "Русской Миссии", которые наиболее ужасно и некомпетентно отредактировали произведения писательницы.

Но в целом, хочу отметить это издание за хорошие, привлекательные для детей рисунки, за удобный для чтения шрифт и подбор произведений. В серии также вышли "Записки маленькой гимназистки".

А в этот сборник вошли:
Подарок феи
Живая перчатка
Король с раскрашенной картинки
Сказка про Ивана, искавшего счастье
Фея в медвежьей берлоге
Царевна Льдинка


Отсюда: vk.com/wall-215751580_2564

По ссылке - сканы страниц.

@темы: ссылки, Сказки, библиография, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Аудио повесть: "Записки маленькой гимназистки"

youtu.be/npOhKtlVV0U?feature=shared

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2267

@темы: ссылки, Аудио, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В книге Ольги Бухиной - путеводителю по детским книгам о сиротах "Гадкий утёнок, Гарри Поттер и другие" есть глава про художественные произведения о детях-сиротах в дореволюционной России, где, конечно же, разбирается немалая часть книг Чарской.

РАЗДЕЛ II
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
ГЛАВА 11
СИРОТСТВО ПО – РУССКИ. Отрывок.


В русской дореволюционной литературе образ мальчика – сироты появляется все же не слишком часто, преобладают образы девочек, которых так много в овеянных сентиментальной грустью повестях Лидии Чарской. Чаще всего эти сиротки – воспитанницы казенных заведений, иногда они вынуждены жить в семьях богатых и недобрых родственников. Леночка в «Записках маленькой гимназистки» (1908) самоотверженно пытается завоевать любовь своей суровой родни. Малышка Катя в «Записках сиротки» (1907) попадает в цирк к недобрым людям. Ей, однако, удается избежать судьбы гуттаперчевого мальчика; Катю и ее сотоварища по несчастью Яшу берет к себе волшебный помощник – добрый дядюшка, а злой хозяин цирка не только наказан, но и прощен благородными детьми.
Целая плеяда девочек – сироток изображена в повести «Приютки» (1907). Дуня, Дорушка, Соня, Наташа – какое разнообразие темпераментов и характеров; кому – то, как Наташе, удается с помощью богатой дамы выбраться из серой приютской жизни, а остальных ждет нелегкая судьба молодых работниц или учительниц в таких же приютах. Трудно не вспомнить англичанку Джейн Эйр, но она – то не сдается, борется за свое счастье и в конце концов выходит замуж за любимого. Другая напрашивающаяся параллель – американка Поллианна, но, несмотря на немалое сходство, в сиротках Чарской, в отличие от американской девочки, совершенно нет предприимчивости, только тихая покорность судьбе и добровольное принятие страдания. Что прекрасно иллюстрирует разницу между отношением к жизни в обществе, опирающемся на ценности «протестантской этики», и в обществе, где принятие страдания как должного воспето таким мастером литературы, как Федор Михайлович Достоевский.
Нелегка жизнь этих сироток – их часто поджидает полная перемена судьбы. Нина, героиня книги «Княжна Джаваха» (1903), потеряла мать; теперь она к тому же вынуждена расстаться и с обожаемым отцом, и с обожаемой свободой. И она, и другие не только лишаются родителей, но и, как отмечает Марина Абашева, им часто приходится покидать «горячо, страстно, исступленно любимую родину». В учебном заведении, куда она попадает, героиня Чарской всегда «одна, “новенькая”, отличная от других, чужая», иначе выглядящая. Но и тут не обходится без помощницы: «в новом мире девочку всегда встречает мудрая наставница (чаще всего “maman”), директриса института, необыкновенной красоты и мудрости. Она гладит новенькую по голове, вводит в класс»[164]. Бен Хеллман отмечает: «Книги Чарской, в которых используются повторяющиеся формулы, – прекрасный пример массовой литературы. Это развлекательное чтение, способное унести от каждодневных проблем в страну грез. При этом их нравственные нормы очень высоки, и вера в добро никогда не подводит. Все конфликты разрешаются, одиночество сменяется чувством принадлежности к группе, вера в будущее возрождается»[165].


e-knigi.com/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knig...

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2247

@темы: ссылки, сравнение, Чарская, Княжна Джаваха, Записки маленькой гимназистки, Записки сиротки, Приютки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытная параллель: и Лене Икониной ("Записки маленькой гимназистки"), и Наде Таировой ("Волшебная сказка") предлагают уйти от родных и жить в богатом доме. Но Лена отказывается - она нужна в семье родных, а Надя соглашается. Видимо, поэтому Лена - героиня положительная, а Надя - скажем так, не очень. И вообще, примечательна линия "знания своего места", "места по рождению". Причем в основном для девочек. И Глаша ("Дели-акыз") возвращается к крестьянской жизни в России, и Надя Таирова возвращается к своим, и потерянные дети находятся и возвращаются в предназначенный им по рождению круг ("Дом шалунов", к примеру). Причем для мальчиков это не обязательно: становится российским офицером Селим, бедный кабардинец по рождению ("Дели-акыз"; ладно, армия - признанный социальный лифт), Вася становится своим в семье священника и вместе с его детьми получает образование, на какое в своей семье не мог бы рассчитывать, растет у Ртищевых и ходит в гимназию приемыш Митя ("Волшебная сказка"), то же Яша из "Записок сиротки"...

@темы: Чарская, Волшебная сказка, Дели-акыз, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов, Записки сиротки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Голоса самых юных читателей

"Я теперь уже пятый месяц гимназистка и меня очень интересуют "Записки маленькой гимназистки", но только мне бы хотелось, чтобы поскорее начался рассказ о том, как бедная сиротка поступила в гимназию".

Таня, 9 лет

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1969

@темы: ссылки, Чарская, Задушевное слово, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".

О гимназической жизни мы можем прочитать в повестях
Лидии Чарской:

- «Записки маленькой гимназистки»
- «Счастливчик»
- «Гимназисты»
- «Гимназистки» (рассказы)
- «Наташин дневник»
- «Огонёк»

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1948

@темы: ссылки, Огонек, Гимназистки, Гимназисты, Счастливчик, Записки маленькой гимназистки, Наташин дневник

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Самая популярная книга Чарской в школьной программе - это, конечно же, "Записки маленькой гимназистки". Её в наши дни "проходят" на уроках. Сегодня, в первый день учёбы, посмотрим на ещё одно красивое издание этой повести.

В серии "Гимназистки" издательства "Энас" уже есть две книги Чарской. Одна из них - про маленькую гимназистку Ленушу.

Автор: Чарская Л.
Художник: Бальдингер А.

Маленькая Лена Иконина счастливо жила с мамой в городе Рыбинске на берегу Волги. После смерти матери девочке пришлось отправиться в далекий Петербург – к дяде, своему единственному родственнику. Неласково встретила девочку новая семья. Двоюродные братья и сестры предпочитают дразнить и задирать Лену, а не дружить с ней. Добрая и доверчивая девочка не находит понимания и в гимназии, куда ее определил дядя. Маленькая гимназистка уже готова отчаяться, когда у нее появляется надежная подруга. С этого момента жизнь Лены начинает меняться...

Популярность Лидии Чарской (1875–1937) в царской России была огромной. И вот уже более ста лет ее сентиментальные повести трогают девичьи души...

Для среднего школьного возраста.

Полистать: enas.ru/book/zapiski-malenkoy-gimnazistki/

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1667

@темы: ссылки, библиография, Чарская, Записки маленькой гимназистки