Записи с темой: Записки маленькой гимназистки (31)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Центральная детская библиотека села Пестрецы, что в Татарстане, тоже отметила юбилей Чарской:

В Центральной детской библиотеке прошло литературное знакомство, посвящённое 150- летию со дня рождения Л.А. Чарской «Жила – была Фея…» Оно было рассчитано для ребят среднего школьного возраста. Библиотекарь познакомила ребят с жизнью и творчеством замечательной детской писательницы. Её книги о прекрасных человеческих качествах: доброте и отзывчивости, любви и бескорыстии. Первая же повесть "Записки институтки", написанные в 1902 году, принесли ей громкую славу. В то время в Петербурге выходил журнал "Задушевное слово" для детей младшего и старшего возраста. Чарская стала ведущей писательницей этого журнала. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Повести "Княжна Джаваха", "Люда Влассовская", "Вторая Нина", "Записки маленькой гимназистки", "Сибирочка", "Лесовичка", рассказы "Волька", "Первый день", "Два сочельника", "Корректорша Варкунина", сказки "Золотая свирель", "Волшебная сказка" и другие - вот неполный перечень того, что читало подрастающее поколение. Ребятам понравились книги писательницы, были взяты с выставки для чтения её произведения.

Отсюда: vk.com/wall-117078501_4779

@темы: ссылки, Сказки, Рассказы, Мероприятия, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Санкт-Петербургские ведомости" тоже отметили юбилей Чарской:

"Задушевное слово Чарской. Сегодня со дня рождения писательницы исполняется 150 лет

В библиотеке нашего музея хранится книга Лидии Чарской «Записки институтки», изданная в 1907 году товариществом «Вольф». На титульном листе — игривое посвящение: «Дорогому утенку на память от ее зайчонка», датированное 31 декабря 1907 года. Кому оно было адресовано, неизвестно, но наверняка книга стала новогодним подарком, сделанным близкому человеку…

«Записки институтки» — это первое, дебютное, произведение актрисы Александринского театра Лидии Чуриловой, которая стала использовать псевдоним Лидия Чарская. В 1901 году эта повесть, опубликованная в популярном детском журнале «Задушевное слово», имела оглушительный успех.

В чем же был секрет? Долгое время художественная литература почти не знала таких героинь, как воспитанницы закрытых женских заведений. После образовательных реформ 1860‑х годов появился ряд воспоминаний о Смольном и других институтах, но их авторы рассказывали о своем детстве для взрослых читателей, подвергая все анализу и сравнению.

А Лидия Чарская создала историю от имени ребенка и для детей. «Повесть для юношества» — такой подзаголовок имеет это произведение. Сюжет классический: девочка попадает из семьи в новую среду — закрытый женский институт со строгими порядками. Маленькой Люде Власовской надо привыкнуть к странной жизни, обрести подруг, одолеть недоброжелателей, понять себя.

Героиня переживает смерть подруги, болезнь, успехи и неудачи в учебе. Так Чарская впервые открыла перед читателями закрытый мир женских институтов с их тайнами, суровыми нравами, сильными эмоциями и душевными переживаниями…

Весь это мир был очень хорошо известен писательнице. Она родилась в 1875 году в семье военного инженера и рано потеряла мать. Отец женился на другой женщине, девочка возненавидела мачеху, и вместе жить им было невозможно. Когда Лидии было десять лет, ее отдали на воспитание в Павловский институт благородных девиц.

Он стал ее родным домом на семь лет. В институте Лидия вела дневник, он впоследствии и лег в основу повести, которую начинающая писательница принесла в журнал. Тогда она переживала трудный период: после развода с мужем осталась одна с маленьким сыном на руках, денег не хватало… Записи заинтересовали редактора, так было положено начало первой публикации.

За двадцать лет Лидия Чарская написала около восьмидесяти книг. К ней пришел невиданный успех. Самые известные ее произведения — «Княжна Джаваха», «Записки маленькой гимназистки», «Лесовичка», «Записки сиротки». Гимназистки и институтки зачастую предпочитали читать произведения Чарской, нежели классиков. Ведь она рассказывала о девичьих переживаниях.

Более того, ученый комитет Министерства народного просвещения официально рекомендовал многие ее произведения для библиотек средних учебных заведений и для чтения воспитанниками кадетских корпусов.

Сама Чарская так определяла свою цель: «Вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание».

Впрочем, творчество писательницы нравилось отнюдь не всем. Корней Чуковский написал про нее язвительную статью, называя ее «гением пошлости». Главные его претензии состояли в том, что героини Чарской часто падают в обморок, плачут, экзальтированно выражаются. Чуковский отмечал, что в ее повестях слишком много надуманных романтических сюжетов: разбойники, тайны, побеги, похищения, ранние смерти от неизлечимых болезней. По поводу последнего упрека замечу, что если читать подлинные воспоминания институток, то почти каждая из них переживала смерть близкого человека или подруги. Такова была печальная правда того времени.

Но были у Чарской свои защитники: Марина Цветаева, с юности очень требовательный читатель, восхищалась ее княжной Джавахой, писатель Федор Сологуб заметил, что Чарская «имела дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от взрослых, а сами взрослые исправляются детьми».

После революции повести Чарской перестали печатать, но настоящий крах наступил в 1920 году, когда по постановлению Наркомпроса из библиотек начали изымать «вредные» книги, и в их число попали произведения Чарской. Но ее все равно продолжали читать. Удивительно, но в школьных анкетах того времени среди любимых книг юные пионеры наравне с рассказами Максима Горького называли и повести Чарской.

В 1924 году Чарская ушла из театра и жила на маленькую пенсию. Она пребывала в отчаянной бедности, ее единственный сын умер в Харбине. По воспоминаниям писателя Бориса Шкловского, соседские дети помогали ей по хозяйству, а та в благодарность давала им читать свои рукописи. Умерла она в 1938 году в Ленинграде, благодарные читатели ухаживали за ее могилой на Смоленском кладбище.

В начале 1990‑х годов книги Лидии Чарской вновь стали переиздавать, они нашли своего читателя, вышло даже собрание ее сочинений.

Автор материала: Ольга ФЕДОРОВА, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея «Смольный»"

Отсюда: vk.com/@-56949756-zadushevnoe-slovo-charskoi-se...

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки, Записки сиротки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сегодня - 88 годовщина смерти Лидии Алексеевны Чарской, самой популярной детской писательницы предреволюционного периода (хотя она писала не только для детей и подростков). В Интернете встречается информация, что Чарская умерла в 1938 году, но судя по фото надгробия - все же в 1937. А родилась - в 1875 (хотя на этот счет есть тоже разногласия).

Наверное, вы это все и так знаете, но напомню, что первой ее книгой были "Записки институтки" (по легенде, написанные на основе дневников времен обучения в Павловском институте благородных девиц), более знаменитая (и, пожалуй, ставшая символом - во всяком случае, в литературе Чарская чаще упоминается в сочетании с "Княжной Джавахой" - вот хоть в "Кортике" Рыбакова) "Княжна Джаваха" - это приквел (были и сиквелы, сложившиеся в так называемый "Джаваховский цикл").

До революции произведения Чарской били все рекорды популярности в России, после революции Чарская была запрещена по идеологическим соображениям (хотя, если верить мемуарам, дети и подростки все же каким-то образом добывали дореволюционные издания ее книг, и им вполне нравилось), в "постперестройку" - с 1991 года - ее произведения начали вновь публиковаться, и хотя до былой популярности им далеко, некоторые произведения Чарской (жаль, что все одни и те же) довольно регулярно переиздаются (иногда под разными названиями встречается одно и то же произведение, иногда отредактированное, иногда нет), а "Записки маленькой гимназистки" (нет, это не то же, что "Записки институтки"), говорят, даже в школьную программу вошли - правда, в качестве внеклассного чтения (впрочем, может быть, с точки зрения удовольствия от чтения это даже лучше).

На Дайри существует сообщество, посвященное Чарской, - charskaya.diary.ru/ , вы как раз на него смотрите и ВКонтакте - тоже ( vk.com/allcharskaya , vk.com/clublidiacharskaia ).

Помним и благодарны.

@темы: ссылки, Даты, Фэндом, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Записки маленькой гимназистки, Джаваховский цикл

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Чувашская республиканская специальная библиотека отметила юбилей Чарской:

а) аудиоверсией рассказа "Две елки" (который мы как-то помещали в сообществе, правда, текстом, а не аудиозаписью)

б) редкой фотографией Чарской

в) вот таким текстом:

150 лет со дня рождения Лидии Чарской: писательницы, покорившей сердца детей

Сегодня, 15 января 2025 года, исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской (1875–1937) – талантливой писательницы, чьи книги стали настоящим открытием для юных читателей прошлого века.

Лидия Чарская – автор более 80 произведений, среди которых такие знаменитые книги, как «Записки маленькой гимназистки» и «Княжна Джаваха». Её трогательные истории о доброте, верности и дружбе вдохновляют и сегодня.

Мы с радостью рекомендуем её произведения для чтения! В фондах нашей библиотеки вы можете найти книги Лидии Чарской и познакомиться с её героями, которые учат преодолевать трудности, быть храбрыми и помогать другим.

Приходите к нам в библиотеку, выбирайте книгу и откройте для себя мир удивительных приключений, описанных Лидией Чарской!

Отсюда: vk.com/wall-203222911_2240

На фотографию посмотреть и послушать рассказ можно по ссылке.

@темы: фотографии, ссылки, Аудио, Рассказы, Чарская, Княжна Джаваха, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
МБУК (Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры) "Городская библиотека" г. Пионерского (который в Калининградской области) отметила день рождения Чарской выставкой:

В нашем отделе детской литературы открылась новая выставка, посвященная 150-летию выдающейся писательницы Лидии Чарской! Мы приглашаем вас познакомиться с её творчеством и узнать больше о жизни и деятельности этой замечательной авторки.

Особое внимание на выставке уделено самой знаменитой повести Лидии Чарской – "Записки маленькой гимназистки". Эта трогательная история о жизни девушек в гимназии затрагивает важные темы дружбы, храбрости и самопознания.

Отсюда: vk.com/wall-40008645_3480

Интересно, правда, что ли, наиболее знамениты "Записки маленькой гимназистки", а не, к примеру, "Княжна Джаваха"?..

@темы: ссылки, Мероприятия, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детская модельная библиотека № 12 из Мурманска отметила юбилей Чарской "литературным часом":

Для учащихся 3 класса гимназии №10 прошел литературный час «Уроки добра Лидии Чарской», посвящённый творчеству русской писательницы, которой 19 января исполнилось 150 лет со дня рождения. Ребята познакомились с интересными фактами биографии и основными темами творчества писательницы, совершили виртуальное путешествие по местам, связанным с Лидией Чарской, послушали главу из книги «Записки маленькой гимназистки», обсудили ситуацию и персонажей прочитанной главы, узнали какие еще произведения известной писательницы есть в фонде библиотеки.

Отсюда: vk.com/wall-186934894_3761

@темы: ссылки, Мероприятия, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека Верхнезейска (это поселок в Зейском районе Амурской области) тоже отмечала юбилей Чарской.

"Как хорошо сознавать,
Что ты можешь делать
добро людям..
Это счастье выпало мне"
(Л.Чарская)

Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) - самая популярная детская писательница конца 19 века. Ею написано более 80 книг.

В настоящее время мы заново открываем для юного читателя имя Лидии Чарской.

Ведь она рассказывает о человеческих качествах, которые востребованы во все времена - о доброте и любви к близким,о сострадании и бескорыстии.
"Сибирочка", "Княжна Джаваха", "Записки маленькой гимназистки", "Сказки голубой Феи", "Дом шалунов" и др.

Библиотека оформила выставку для юного читателя к юбилею Лидии Чарской - "Будить любовь к добру и правде", пусть её книги служат маяком дружбы и добра.

Отсюда: vk.com/wall-211388660_139

@темы: ссылки, Сказки, Мероприятия, Сборники, Чарская, Княжна Джаваха, Сказки голубой феи, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Центральная районная детская библиотека имени А.М.Горького (из Нижнего Новгорода) тоже отметила юбилей Чарской:

«Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой... Если бы отняли у меня возможность писать, я перестала бы жить», - признавалась знаменитая петербургская фея Лидия Алексеевна Чарская.

31 января исполняется 150 лет со дня рождения детской писательницы.

Настоящая фамилия писательницы Лидия Алексеевна Воронова. Она взяла себе псевдоним «Чарская», поскольку он был созвучен словам «чары», «очарование».

За неполные двадцать лет Лидия Чарская написала порядка восьми десятков книг. Они разлетались по всей России, переводились на иностранные языки, переиздавались за границей.

К самым интересным и популярным произведениям писательницы относятся: «Сибирочка», «Смелая Жизнь», «Записки маленькой гимназистки».

Отсюда: vk.com/wall-86475660_16870

@темы: ссылки, Чарская, Смелая жизнь, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
МКУК (Муниципальное казенное учреждение культуры) "Октябрьская ЦКС (Централизованная клубная система)" из Туапсинского района Краснодарского края отметила юбилей Чарской литературным бенефисом:

В нашей библиотеке 29 января, прошёл удивительный литературный бенефис, посвящённый творчеству замечательной детской писательницы Лидии Чарской!

Библиотекарь, для учащихся 3 кл. (кл.рук.Жакулина В.В.) МБОУ СОШ № 33, рассказала о яркой биографии писательницы, её пути к литературе и том, как создавались самые любимые произведения. Особенно внимание было уделено книге «Записки маленькой гимназистки», которая по сей день трогает сердца юных читателей. Мы узнали о том, как личные переживания и наблюдения Лидии Чарской стали основой для этого произведения, а также о ценностях дружбы, понимания и поиска своего места в жизни.

Отсюда: vk.com/wall-106356707_1825

@темы: ссылки, Мероприятия, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Модельная библиотека (что это такое - мы как-то уже говорили) Саранска "Библиогород" не осталась в стороне от празднования юбилея Чарской.

ДОБРОТА, ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ДРУЖБА: К ЮБИЛЕЮ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Сегодня, 31 января 2025 года, исполняется 150 лет со дня рождения Лидии ЧАРСКОЙ. Она была одной из самых популярных писательниц начала XX века, особенно известной своими произведениями для детей и подростков.

Вот основные факты из её жизни:

Настоящее имя Лидии Чарской — Лидия Алексеевна Чурилова.
Она родилась 31 января 1875 года в Санкт-Петербурге (по другим данным — в Царском Селе).
Её отец был военным инженером, а мать происходила из знатного рода.
Лидия Чарская училась в Павловском женском институте в Санкт-Петербурге, где получила образование, типичное для девушек из благородных семей.
После окончания института она стала актрисой, играла в Александринском театре под псевдонимом Чарская. Её театральная карьера длилась более 20 лет.
Писать она начала случайно: чтобы помочь семье в трудные времена, Лидия отправила свою первую повесть в журнал. Это была «Записки маленькой гимназистки», которая стала невероятно популярной.
Её книги были адресованы в основном юным читателям, особенно девочкам. Они рассказывали о жизни в пансионах, институтах благородных девиц, о дружбе, любви и преодолении трудностей.
Самые известные произведения: «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Лесовичка», «Соперницы», «Записки институтки».
Чарская за свою жизнь создала более 80 произведений!
В начале XX века Чарская была самой читаемой детской писательницей в России. Её книги издавались огромными тиражами.
Однако критики, включая Корнея Чуковского, часто упрекали её в излишней сентиментальности и шаблонности сюжетов.
Несмотря на это, её книги любили дети, особенно девочки, которые находили в них отражение своих переживаний и мечтаний.
После революции 1917 года книги Чарской были запрещены, так как считались «буржуазными» и «несозвучными эпохе». Её имя почти забыли.
В 1990-е годы интерес к её творчеству возродился, и её книги снова стали издаваться. Сегодня её произведения ценятся за искренность и глубокое понимание детской психологии.
Лидия Чарская была замужем за офицером Борисом Чуриловым, но её семейная жизнь сложилась трагически: муж погиб, а сын умер в юном возрасте.
После революции она жила в бедности, работала библиотекарем и продолжала писать, но её произведения уже не публиковались.
Лидия Чарская умерла 18 марта 1937 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в полной безвестности. Её могила была утеряна.

Отсюда: vk.com/wall-199111041_1715

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Соперницы

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека из города Алдан (что в Республике Саха-Якутия), возможно, имени Некрасова, тоже отмечала юбилей Чпрской.

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Воронова, в замужестве Чурилова) - русская детская писательница и поэтесса. Имя Лидии Чарской сегодня редко встречается в читательских дневниках школьников. Однако всего сотню лет назад слава писательницы была всенародной.

31 января 1875 года в Санкт-Петербурге в семье поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Воронова родилась дочь Лидия. Ее мать умерла при родах, воспитанием девочки занимались тетки. Когда девочка подросла, было решено отвезти её в Павловский женский институт. Со временем институт стал для девушки второй семьей. После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год.

Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним “Чарская”.

Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре. Чарская обнаружила, что пишется ей легко и свободно.
За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений. Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести “Княжна Джаваха”, “Люда Влассовская”, “Вторая Нина”, “Записки маленькой гимназистки”, “Сибирочка”, “Лесовичка”, рассказы “Волька”, “Первый день”, “Два сочельника”, “Корректорша Варкунина”, сказки “Золотая свирель”, “Волшебная сказка” и другие - вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.

О чем писала Лидия Алексеевна? О доброте, любви к ближнему, состраданию, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий. Это и дворяне, которые обучают своих детей в привилегированных учебных заведениях; это служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет бескорыстие, искренний порыв отозваться на чужую боль и вера в светлое начало в мире. Герои книг Чарской осиротевшие, брошенные, потерянные или похищенные дети, которых подстерегают опасности. Но они честны и справедливы, и, ни при каких обстоятельствах нельзя заставить их совершить дурной поступок. А ещё очень важное качество героев книг - непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит.

Отсюда: vk.com/wall542033624_3660

@темы: ссылки, Сказки, Рассказы, Чарская, Княжна Джаваха, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детская библиотека Новоуральска тоже отметила юбилей Чарской:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
31 января 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Чарской (полное имя – Лидия Алексеевна Чурилова, урожденная Воронова) – русской актрисы и писательницы, специализирующейся на детской литературе.
Лидия появилась на свет предположительно 31 января 1875 года в Санкт-Петербурге. Примечательно, что источники не могут точно указать год и место рождения будущей писательницы. Также весьма обрывочный характер носят и сведения о ее родителях: известно, что отец Чарской был военным инженером и дослужился до чина полковника, а мать скончалась в родах. Воспитывалась Чарская своими тетками по матери. После повторного брака отца у нее помимо мачехи появились сводные братья и сестры. В течение семи лет Лидия обучалась в Павловском женском институте, и это время вдохновило ее на написание будущих книг.
В 1898 году Чарская выпустилась с драматических курсов при Императорском театральном училище. Через некоторое время Лидия стала актрисой Александринского театра, работе в котором посвятила более шести лет. Большая часть ее ролей имела эпизодический характер. В период работы на сцене Лидия взяла себе псевдоним Чарская, который придумала на базе слов «чары» и «очарование». Несмотря на все старания, театр приносил Чарской весьма скромный доход, и она решила попробовать свои силы в литературном творчестве.
Интерес к литературе проявился у Лидии рано: в десять лет она начала писать стихи, а в пятнадцать вела дневник, который позднее, в 1901 году, стал основой ее первой книги – «Записки институтки». Публикация произведения велась частями и принесла ей небывалую популярность у детской аудитории.
Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской. Из года в год издательство «Товарищество М. О. Вольф» печатает ее книги, бо́льшая часть которых рассказывает о школьной жизни, о воспитанницах закрытых школ-пансионов, о любви, о девичьей дружбе: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская раскрывает полный страхов и грёз внутренний мир маленькой девочки. В этих повестях яркая эмоциональность сентиментализма начала XIX века соединяется с повышенным интересом к миру грез и снов, привнесенным в литературу писателями-модернистами. От последних Лидия Чарская унаследовала интерес к страшному и стала часто использовать мотивы детских рассказов-страшилок.
Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни автора служат в них лишь основой. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекают читателя. И здесь автор воспроизводит внутренний мир девушки, показывая становление героини как личности.
Судя по анкетам и опросам школьниц того времени, Чарскую очень часто указывали в числе любимых авторов, по ее книгам писали сочинения, ее переводили на иностранные языки.
К самым интересным и популярным произведениям писательницы относятся следующие книги:
«Сибирочка»;
«Смелая Жизнь»;
«Записки маленькой гимназистки».
Лидия посвятила литературному творчеству более двадцати лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Несмотря на популярность писательницы, издательства не спешили платить ей достойные гонорары. После революции книги Чарской стали массово запрещать и писать к ним язвительные рецензии, типичные для того времени. Активно издавать произведения писательницы стали с 1991 года.

Отсюда: vk.com/wall-2064662_8103

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Смелая жизнь, Цель достигнута, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, На всю жизнь, Белые пелеринки, Юность Лидии, За что? Большой Джон

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Библиотека-филиал Библиотеки имени В.М.Шукшина (Новосибирск) кратка, но оригинальна:

31 января - 150 лет детской писательнице Лидии Чарской.

Когда Лидия стала ученицей Павловского института благородных девиц, там же начала писать дневники, на основе которых потом были изданы книги для детей.

Романы и повести писательницы: «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», «Один за всех» - обязательно понравятся юным читателям, особенно девочкам.

Друзья! Пишите дневники, может быть и ваши воспоминания могут стать книгами…

Отсюда: vk.com/wall326107639_7244

@темы: ссылки, Чарская, Лесовичка, Один за всех, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Г.Михалевская.
Уроки общения по Л.Чарской. (СПб, 2006 год). Продолжение.

Все закрытые учебные заведения для девочек делились на четыре разряда, которые отличались друг от друга содержанием обучения. В учебных заведениях первого и второго разрядов в основу образования были положены иностранные языки. В институтах второго разряда было расширено преподавание искусств и рукоделия за счет наук. Павловский институт благородных девиц относился ко второму разряду. В учебных заведениях третьего разряда (для мещанок) главное внимание обращалось на рукоделие и женские ремесла; по русскому языку и арифметике давались самые элементарные сведения. К четвертому разряду относились сиротские дома и повивальные институты.

Таким образом, институты благородных девиц были общеобразовательными учебными заведениями. В них готовили главным образом к семейной жизни, а также к педагогической деятельности, для работы гувернантками и — домашними учительницами. Лучшие воспитанницы, особенно Смольного института, определялись в придворную службу. Профессиональная подготовка осуществлялась на пепиньерских и педагогических курсах, в музыкальных, чертежных и рисовальных классах. А также на курсах преподавания новых языков.

Институтская жизнь была трудной, по-спартански суровой, особенности ее будут раскрыты ниже на примерах из произведений Л.Чарской, окончившей Павловский институт в 1893 году.

Основная направленность педагогического процесса связана с воспитанием верноподданнических чувств, сознания привилегированности своего сословия. Дети были сознательно оторваны от «прозы жизни», от жизненных проблем, что приводило в конечном счете к беспомощности их в житейских ситуациях. Жестокий эксперимент с воспитанием девочек в закрытых учебных заведениях считаем одной из драматических страниц в истории русской педагогики. Данные педагогические системы прекратили свое существование в 1917 году.

Лидия Алексеевна Чурилова (1875-1937), урожденная Воронова, родилась в состоятельной дворянской семье. Она рано лишилась матери, и ее определили в Павловский институт. По окончании института она была принята в Александринский театр, где и прослужила до 1924 года. Но прославилась она и получила всероссийскую и европейскую известность как писательница (псевдоним Л.Чарская). Она написала множество очерков, небольших рассказов, стихотворные сборники и около 70 больших произведений, отвечавших самым разнообразным интересам детей и подростков.

Л.Чарской не повезло с критикой, но юным читательницам ее книги очень нравились. Журнал «Русская школа» (1911, № 9) сообщал: «В восьми женских гимназиях в сочинении, заданном учительницей на тему «Любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Л.Чарской».


Феномен Л.Чарской обычно объясняется с позиции тематики ее произведений или с позиции ее сиротского детства. Нам представляется, что успех ее книг объясняется особым даром раскрытия «школьного состояния души» (Л.Н.Толстой) и особенностей общения детей со взрослыми и между собой; умелым и образным раскрытием трудностей и напряженности, проявляющихся во взаимоотношениях в различных ситуациях. Особая притягательность произведений Л.Чарской заключается в поэтизации дружбы как самого высокого и романтического состояния, как средства защищенности от настоящих и грядущих невзгод, как залога благополучия и возможности выжить ярким и свободолюбивым натурам в условиях закрытого учебного заведения.

Популярность Л.Чарской была огромной. «Девочки «обожали» и до сих пор обожают» Чарскую. Она является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов. Все, кому приходится следить за детским чтением, и педагоги, и заведующие библиотеками, и родители, и анкеты, проведенные среди учащихся, единогласно утверждают, что книги Чарской берутся читателями нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности». Так написано в статье «За что дети обожают Чарскую», опубликованной в журнале «Новости детской литературы» (1911, февраль, №6). В наше время, в 90-е годы 20 века и в начале 21 века некоторые произведения Л.Чарской переизданы, и они охотно раскупались читателями. Книги Л.Чарской есть почти в каждой семье.


Продолжали зачитываться Чарской и после того, как ее произведения — уже в двадцатые годы — были объявлены «слащавыми» и вредными для читателя, а затем запрещены и изъяты из библиотек. Наиболее любимые повести писательницы, однако, долго ещё переписывались читателями, передавались из рук в руки. Перу этой одаренной писательницы принадлежат десятки произведений для детей, подростков и взрослых читателей. Наиболее известны среди них: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу», «Паж цесаревны» «Ради семьи»…
Один только перечень написанного Лидией Чарской — а в него вошли бы и сборники стихов для детей, и исторические повести, и пьесы — мог бы занять целую страницу. Количество написанного Л.Чарской может быть сравнимо разве что с масштабами ее небывалой популярности.
Анализ произведений Л.Чарской с позиции особенностей общения будет произведен по следующему плану: строй институтской жизни, характеристика взрослых (Maman, классные дамы, учителя, обслуживающий персонал, другие взрослые) и детей с описанием круга и траекторий их общения; разбор и анализ наиболее ярких школьных ситуаций, а также детские страхи, способы поощрения и наказания девочек. В заключении представлены уроки общения, получаемые воспитанницами и их наставниками в стенах закрытого учебного заведения.

(продолжение следует)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3380

@темы: История, ссылки, Реалии, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Паж цесаревны, Газават, Записки маленькой гимназистки, Ради семьи, Люда Влассовская, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ" В КНИГАХ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

ЗАПИСКИ МАЛЕНЬКОЙ ГИМНАЗИСТКИ.

Опять зажгли громадную висячую люстру в столовой и поставили свечи на обоих концах длинного стола. Опять неслышно появился Федор с салфеткой в руках и объявил, что кушать подано. Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. Тетя Нелли, очень нарядная и очень красивая, вошла в столовую и заняла свое место. Дяди не было дома: он должен был сегодня приехать очень поздно. Все мы собрались в столовой, только Жоржа не было.

- Где Жорж? - спросила тетя, обращаясь к Матильде Францевне.
Та ничего не знала.

И вдруг, в эту самую минуту, Жорж как ураган ворвался в комнату и с громкими криками бросился на грудь матери.

Он ревел на весь дом, всхлипывая и причитая. Все его тело вздрагивало от рыданий. Жорж умел только дразнить сестер и брата и "остроумить", как говорила Ниночка, и потому было ужасно странно видеть его самого в слезах.

- Что? Что такое? Что случилось с Жоржем? - спрашивали все в один голос.
Но он долго не мог успокоиться.

Тетя Нелли, которая никогда не ласкала ни его, ни Толю, говоря, что мальчикам ласка не приносит пользы, а что их следует держать строго, в этот раз нежно обняла его за плечи и притянула к себе.
- Что с тобою? Да говори же, Жоржик! - самым ласковым голосом просила она сына.

Несколько минут еще продолжалось всхлипывание. Наконец Жорж выговорил с большим трудом прерывающимся от рыданий голосом:
- Филька пропал... мама... Филька...
- Как? Что? Что такое?

Все разом заахали и засуетились. Филька - это был не кто иной, как сова, напугавшая меня в первую ночь моего пребывания в доме дяди.
- Филька пропал? Как? Каким образом?

Но Жорж ничего не знал. И мы знали не больше его. Филька жил всегда, со дня своего появления в доме (то есть с того дня, как дядя привез его однажды, возвратившись с пригородной охоты), в большой кладовой, куда входили очень редко, в определенные часы и куда сам Жорж являлся аккуратно два раза в день, чтобы кормить Фильку сырым мясом и подрессировать его на свободе. Он просиживал долгие часы в гостях у Фильки, которого любил, кажется, гораздо больше родных сестер и брата. По крайней мере, Ниночка уверяла всех в этом.

И вдруг - Филька пропал!

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3120

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Страницы ушедшего быта".
Лидия Чарская. "Виновна, но..."

ЛЕНИВО СКОЛЬЗЯ ГЛАЗАМИ ПО ПРОЛЕТАЮЩИМ ЗА ОКНОМ ПОЕЗДА ПЕЙЗАЖАМ, ИНА ВСПОМИНАЕТ НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ. СЕГОДНЯ - ЭТО БЕЗЗАБОТНАЯ ЖИЗНЬ В СЕСТРОРЕЦКЕ. НА ТОТ МОМЕНТ - ДАЧНОЙ МЕСТНОСТИ, В НАШИ ДНИ - ГОРОДЕ. ПОСМОТРИМ ЖЕ НА НЕГО ПОБЛИЖЕ.

"Большое, тёмное, глухое озеро Разлива разбросалось почти на десяток вёрст кругом".

Заранее автор нас как бы предупреждает: "Разлив - тёмный-глухой" - значит опасный. Ведь позже именно тут случается беда с героями романа. На карте (см.фото) того времени он занимает значительное место.


"…приютилась дачная местность Сестрорецк".

Чарская с удовольствием пишет о Сестрорецке, так как очень часто жила летом в нём (к сожалению, её дачи не сохранилось). Она знает много подробностей о природе, о всём, что её тогда окружало. Поэтому и любимую героиню тоже поселяет на дачу в Сестрорецк.

Знамениты старинные дачи города, очень красивой архитектуры: russiantowns.livejournal.com/3910667.html Похожие сохранились и в нашем дачном подмосковном посёлке...


"Пред дачкою на площадке идёт весёлая партия лаун-тенниса".
О НЁМ УЖЕ ГОВОРИЛИ ТУТ: vk.com/feed?q=%23%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2...


"…два их брата – кадеты, маленький реалист…"

У Наты довольно пёстрое общество друзей. Скорее всего это дети из совсем разных слоёв общества.
Кадеты (здесь уже не представители партии, а всего лишь ученики кадетского корпуса) - обычно учащиеся привилегированного военного училища, куда не так легко попасть. "Реалист" же - ученик реального училища. В отличие от классических гимназий, реальные училища - средние учебные заведения без преподавания древних языков, с преобладанием в учебном плане математики и естественных наук.

В России в ходе школьной реформы 1864 г. были учреждены 7-классные реальные гимназии (без изучения древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах; в 1872 г. преобразованы в реальные училища. Курс обучения занимал 6–7 лет.
В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты.
В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные учебные заведения.

В начале 20 в. под давлением общественного мнения «реалистам» было предоставлено право поступления в университет на физико-математические и медицинские факультеты (со сдачей дополнительного экзамена по латинскому языку). В 1913 г. в России было 276 реальных училищ. На фото - заметка, показывающая в действительности бедность таких учеников.

"На балконе фрейлейн Эмма, Натина гувернантка из прибалтийских немок…"

Балти́йские, или прибалти́йские немцы (нем. Deutschbalten, Baltendeutsche), также остзе́йские немцы (от немецкого Ostsee — Балтийское море), — этническое немецкое (немецкоязычное) меньшинство, с XII века проживавшее на восточном побережье Балтийского моря, на территории современных Эстонии, Латвии.
Балтийские немцы составляли верхние слои общества — аристократию (дворянство) и духовенство — и большую часть среднего сословия — свободных городских граждан (бюргеров) в тогдашних провинциях Курляндия, Лифляндия и Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей — современных эстонцев и латышей. В современной Германии, имеющей богатую историю репатриации этнических немцев из исторических эксклавов, термин «балтийские немцы» имеет такое же хождение и легитимное этнографо-историческое употребление, как и, например, «судетские немцы» (нем. Sudetendeutsche), «силезские немцы» (нем. Schlesien-Deutsche), «карпатские немцы» (нем. Karpatendeutsche) и тому подобное.

Из-за обилия смешанных браков, а также расселения остзейцев по всей России многие из остзейцев теряли всякую связь с Прибалтикой, немецкого у них оставались только фамилии. Интересно, что в самые первые годы XX века выделялись два выдающихся государственных деятеля немецко-балтийского происхождения - Сергей Витте и Вячеслав Плеве. Но оба они родились далеко от Балтийских берегов (Витте - в Тифлисе, Плеве - в Мещовске под Калугой). Оба владели немецким языком, но для обоих он не был родным.
Впрочем, многие остзейцы, особенно если они проживали за пределами Прибалтики, часто меняли свои фамилии на русские. Так, крупный ученый-ориенталист А. Х. Остенек - Остен-Сакен взял себе фамилию Востоков.

Помните, в "Записках маленькой гимназистки" гувернантку Матильду Францевну Толя дразнит "ревельской килькой"? Вот она тоже - остзейская немка, хотя чтобы придать себе авторитета, говорит, что родом из Баварии.

Подробнее:
ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-30/ostzejc...


"- Не пишущая же я машина в самом деле!"

Ина Лерская возмущается, что ей приходится ради заработка много писать и поэтому сравнивает себя с машинкой. Вспомним едкую статью К.Чуковского, где он тоже сравнивал творчество Чарской с бессердечной машинкой в шкафу редакции "Задушевное слово"...
В начале века печатные машинки называли "пишущими" и даже опасались, что они вредно влияют на мозг, притупляя умственные способности... Что-то похожее говорят иногда про компьютер в противопоставлении с обычным письмом рукой)
Чарская, как известно, не пользовалась пишущей машиной, предпочитая рукописи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3105

По ссылке - иллюстрации: карта с Разливом, катание в лодке, фото Разлива, игра в лаун-теннис, ученики реального училища, статья про вред пишущих машин, статья "Извозчик - ученик реального училища", дача в Сестрорецке, портрет Витте.

@темы: ссылки, Реалии, Чарская, Записки маленькой гимназистки, Виновна, но...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ИЛЛЮСТРАТОРЫ ЧАРСКОЙ. Алиса Савицкая, серия "Девичьи истории".

В 2011-2013 годах в издательстве "Ранок" выходила целая серия книг Чарской в необычном и привлекательном оформлении художницы из Харькова Алисы Савицкой. Сами тексты, к сожалению, во многом отредактированы и изменены, даже в каких-то новых названиях с трудом можно угадать оригиналы названий повестей, но обложки очень подходят к серии "Девичьи истории" и мне нравятся.

Также Алиса делала обложки и иллюстрации к сборникам Лидии Чарской "Сказки голубой феи".

Посмотреть другие работы художника: illustrators.ru/users/alisa


Отсюда: vk.com/wall-215751580_3091

По ссылке - вышеупомянутые обложки.

@темы: ссылки, иллюстрации, библиография, Чарская, Волшебная сказка, Дикарь, Княжна Джаваха, Лизочкино счастье, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Голоса самых юных читателей

"Недавно моя сестра прочла повесть "Лизочкино счастье" и рассказала мне. Какая чудная повесть! Советую всем, кто не читал её, прочесть. Советую также провесть повесть "Люда Влассовская" и "Записки маленькой гимназистки".

Катя, село Демшино, 1908 год

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3087

@темы: ссылки, Чарская, Лизочкино счастье, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Гимназистки Чарской и их форма

Ровно в четыре.
Из-за киоска
Появится девочка в пелеринке,
Раскачивающая полосатый ранец,
Вся будто распахнутая дыханью
Прохладного моря,
Лучам и птицам,
В зелёном платье из невесомой
Шерсти.
Она вплывёт, как в танец
В круженье листьев и в колыханье
Цветов и бабочек над газоном.

Э.Багрицкий. Февраль

Лучше всего иллюстрирует нашу новую тему сборник рассказов Лидии Чарской «Гимназистки» 1910 года. Поэтому начнём с него.

Хотя считалось, что ношение формы уравнивает всех учениц по виду и тем полезно, но бедные девочки не могли пошить форму у дорогой портнихи, как героиня Зина Ракитова:

« - И вообще она нечистоплотная какая-то. Вы видите у нее на локте заплату, - послышался презрительный голосок Зины Ракитовой, и она мельком, в стеклянные дверцы шкафа, оглядела свою собственную, затянутую в изящное форменное платье, сшитое у дорогой портнихи, фигурку». («Новенькая»)

Чаще всего встречается коричневый цвет гимназических платьев, фартук и передник абсолютно в равной степени используются для обозначения второй, главной части гимназического женского костюма:

«Наташа вошла в просторный теплый гимназический вестибюль. Здесь было шумно, людно, суетливо. Девочки то и дело входили. Швейцар Дмитрий, получивший название Султана Марокского за свое оливково-смугловатое лицо и необычайно кудрявые темные волосы, поминутно распахивал входную дверь, впуская тоненькие фигурки закутанные в теплые пальто и шубки, и неизменно торчащие из-под них коричневые подолы форменных платьев». («Неприятное положение»)

« - Ну и прекрасно! Давайте деньги! Кто сколько принес! продолжала волноваться Леля. - На задаток фотографу хватит, а потом у родных попросим, сколько кто может дать. Касса - мой передник. Подходите, господа, и не смущайтесь миниатюрностью сумм. Ведь это складчина. Всякое даяние благо.

- На, вот мое даяние! - прервала подругу серьезная Маша Горсухова и бросила в принявший мгновенно форму мешка черный гимназический фартук Лели новенький серебряный полтинник». («Нелюбимая»)

«Поднимается невообразимая возня. Гимназистки с особенным удовольствием лезут под скамейки, и поднимается охота за кошкой. Они ползают по полу, ищут очень старательно, сталкиваются друг с другом, фыркают от смеха и ползают снова, тщательно вбирая в свои форменные платья и передники всю пыль, какая только имеется на полу». («Кошка»)

Платье школьницы называют «традиционным форменным», к началу 20 века оно и стало таким, одинаковым повсюду в России:

«Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом. Девочка выделялась из среды подруг и казалась какой-то особенной. И одевалась она лучше остальных несмотря на то, что на ней было то же традиционное форменное с черным передником коричневое платье и обута изящнее своих товарок, и прическа её головы отличалась какою-то особенною красивой законченностью». («Сфинкс»)

Лиф (часть платья на груди) служил для гимназисток местом для хранения ценных бумаг, так же для этого служил и нагрудник у фартука:

«Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что, когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях!

Однако, Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом нараспев, скандируя строфы:

Я молода, но жизнь моя море безбрежное

Бурливое, темное, ало-мятежное». («Тайна»)

Свидетельница-прохожая по чёрному фартуку сразу опознаёт в пострадавшей гимназистку, то есть это - обычный вид ученицы гимназии для любого человека:

«А трамвай-то этот... чудище-то это, прости Господи, из-за угла как махнет, да на Митюшку! У меня сердце так и упало... И спасти нельзя. Извозчики дорогу преградили, не поспеть. Гляжу: а из-под земли ровно выскочила барышня, маленькая такая, в черном передничке, по всему видать, емназистка. Как схватит Митюшку за плечи, как с рельсов-то оттолкнет, а сама-то отскочить не успела... Налетел это трамвай, опрокинул, откинул ее на сажень, поди... Упала сердешная, головка на рельсы... вся в кровь... Чуть не до смерти убилась...» («Случай»)

Самая известная в наше время гимназическая повесть Чарской – это, конечно же, «Записки маленькой гимназистки», а самая узнаваемая старинная картинка из неё – та, где маленькая Ленуша впервые робко входит в класс под любопытными взглядами будущих одноклассниц. И Арнольд Бальдингер запечатлел на этой иллюстрации типичную форму гимназисток. Тёмненькое, закрытое платье. Фартук с нагрудником. У кого-то и пелеринка, как у институток.

Как-то подробно описывать гимназическую женскую форму Чарская и не думала - обыватели всех больших и малых городов Российской империи 19 века видели ее каждый день на улицах. И это в отличие от форменной одежды институтов благородных девиц, ей писательница уделяет много времени в своих рассказах и повестях - ведь институт был закрытым учебным заведением, далеко не всем доступным, стоило о форме рассказать подробнее. Да и психологическое состояние вновь поступившей учиться девочки отлично передавало описание неудобства длинной, мешающей движениям, затянутой и поясом, и застежками, и завязками формы.

Был ли какой-то общий вид у формы гимназисток? И да, и нет. Изучая многочисленные дошедшие до нас фотографии больших и маленьких учениц, вы можете заметить, что разнообразие передников, фартуков, наличие и отсутствие воротничков и манжет, их виды - от огромных до крошечных, разная длина платья, отделка, вариации в цвете — все это присутствует. И даже в одном классе могли быть отличия в одежде.

У мальчиков все было намного строже, форма гимназиста частично шла от военной, поэтому здесь был единый стиль.

В женских учебных заведениях до 70-х гг.19 века было только одно требование: чтобы одежда была скромной, неяркой, без украшений и дорогой отделки, но строгих правил не было (единую для всех женских гимназий форму ввели на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», утвержденного 24 мая 1870 года). Позднее форма стала приобретать более одинаковый вид повсюду, в правилах гимназий появились пункты описания платья, но в целом, можно было по-прежнему видеть на ученицах разные фасоны одежды.

Как пример, из «правил, утвержденных педагогическим советом Мариинской Донской женской гимназии» от 14 ноября 1884 года):

§ 24. Ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого покроя, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, ровно, как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.
Всякие подражания моде в ношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного не должны стричь волос. Исключения допускаются в том лишь случае, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.

§ 25. Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте, а потому ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна тщательно осмотреться, все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить.

Обязательным элементом были: тёмное платье, часто коричневое (для заведений Ведомства Императрицы Марии) и зелёное, как у институток (для гимназий Министерства народного просвещения); в частных гимназиях могли быть и другие цвета - красный, серый, голубой. В отличие от институтского, платья были немного короче, удобнее. Ведь многие гимназистки шли в школу и возвращались домой пешком. Также обязательным был фартук, чёрный из плотной материи с нагрудником в будни, и черный или белый из легкой ткани с красивой отделкой в праздники. Все остальное сильно различалось. Иногда были пелеринки, позаимствованные у институток. Воротнички и манжеты, которые отпарывались и менялись. И, конечно же, чулки темные и светлые, значки учебного заведения, закрытые туфли без каблука или с небольшим каблучком, иногда шляпки с лентами, определенный цвет ленты в косу, скромная гладкая прическа. Все это тоже (ну может, кроме значков) шло от женских институтов, ведь первая женская гимназия появилась только в 1858 году.

Некоторые гимназии и от верхней одежды школьниц требовали однообразия. Во многих гимназических воспоминаниях того времени встречаются форменные шапочки, пальто определённого фасона, калоши с номерком и т.д.

Форму гимназистки часто носили и вне гимназии, и даже на каникулах. Иногда это предписывалось правилами. Одновременно такая привычка служила экономии.

В советское время, когда после Великой Отечественной войны вновь появилась школьная форма, платья девочек очень смахивали на старинную гимназическую форму. Пелеринки, конечно, не вернулись, как расточительная трата материи, но все остальное выглядело уж очень знакомым. Наверное, кто-то и из вас встречался с советской школьной форменной одеждой?

Сейчас тоже иногда на Последних Звонках мелькает имитация коричнево-белого тандема, но он очень далек от оригинала - максимально короткий, с вырезами и прозрачной отделкой. Просто чья-то ностальгия вкупе с модными тенденциями и желанием выделиться.

Закончим ещё одной особенностью различия форм в частной гимназии, о которой пишет героиня повести Чарской «Огонёк»:

«…двинулись в зал, на молитву, где уже были собраны все «экстерные» гимназистки, как птички слетевшиеся со всех концов города сюда, в эту большую, не меньше нашего театра, комнату. Ах, как их много, мамочка, и все в коричневых платьях и черных передниках. (У нас четырёх «живущих» интернатских, белые передники в отличие от экстерных)».

Больше прочитать о женских гимназиях:

С.Б.Борисов. Женские гимназии в России как исторический и социокультурный феномен. Москва-Берлин, Директ-Медиа, 2018 г.

Об одежде учащихся к.19-н.20 века:

О.А.Хорошилова. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II. Москва, Этерна, 2012 г.

Источники фотографий: ГОСКАТАЛОГ РФ, сайты Мешок.net, Авито.ру и другие открытые источники.

И бонусом, вы можете сшить настоящее платье и фартук, как в старину! Вот выкройка настоящей гимназической формы из «Журнала для хозяек», 1912 года:

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-gimnazistki-charskoi-i-ih-...

Картинки и выкройка - по ссылке.

@темы: История, ссылки, Рассказы, Сборники, Чарская, Огонек, Гимназистки, Записки маленькой гимназистки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Предлагаю небольшой дайджест ссылок на книги Чарской, которые сейчас можно приобрести в разных онлайн-магазинах. Не реклама (что видно, потому как ссылки из совершенно разных маркетплейсов и книжных площадок). Читайте на здоровье! Надеюсь, эти ссылки вам помогут узнать новые книги Л.Чарской.

www.ozon.ru/product/lidiya-charskaya-za-veru-ts... Лидия Чарская. Сборник исторических повестей "За веру, царя и отечество". Недавно писала про него, хороший сборник без редактуры и сокращений.

www.labirint.ru/books/832465/ Записки маленькой гимназистки. Красивое цветное издание.

my-shop.ru/shop/product/4960554.html Княжна Джаваха. С интересной статьёй в предисловии и новыми иллюстрациями.

www.ozon.ru/product/dom-shalunov-charskaya-lidi... Дом шалунов (очень красивые иллюстрации!).

www.labirint.ru/books/851155/ Газават, репринтное подарочное издание.

my-shop.ru/shop/product/4893985.html Тайна института. Прекрасная, в старинном стиле серия от "Энаса".

www.wildberries.ru/catalog/7320979/detail.aspx Смелая жизнь. Добротное издание от старейшего издательства "Детская литература".

www.ozon.ru/product/zapiski-malenkoy-gimnazistk... Записки маленькой гимназистки. Интересное оформление от "Махаона".

www.labirint.ru/books/406382/ Особенная. Необыкновенная серия в стиле девичьих дневников.

www.labirint.ru/books/557638/ Волшебная сказка. Необыкновенная серия в стиле девичьих дневников.

my-shop.ru/shop/product/5012721.html Романтические истории для девочек. Одно из самых новых изданий.

www.wildberries.ru/catalog/134190706/detail.asp... Вторая Нина. Серия в стиле "печать по требованию".

www.wildberries.ru/catalog/134190711/detail.asp... Дели-акыз. Единственное переиздание повести.

www.wildberries.ru/catalog/134190711/detail.asp... Прекрасное старое издание "Княжны Джавахи" 1990 года.

www.wildberries.ru/catalog/9557828/detail.aspx Лохматые истории. Рассказы Чарской о собаках.

www.ozon.ru/product/vechera-knyazhny-dzhavahi-c... Вечера княжны Джавахи. Благодаря моей работе с текстом (перевод фотографий книги в печатный текст) была издана эта книга.

Читайте на здоровье! Надеюсь, эти ссылки вам помогут узнать новые книги Л.Чарской.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2772


@темы: ссылки, библиография, Чарская, Волшебная сказка, Княжна Джаваха, Смелая жизнь, Дели-акыз, Особенная, Газават, Записки маленькой гимназистки, Дом шалунов, Вторая Нина, Тайна института, Вечера княжны Джавахи