Хоть Лидия Алексеевна Чарская училась в институте благородных девиц и посвятила подобным учебным заведениям бОльшую часть своих произведений, у неё частенько в сюжете попадается тема народной, в основном сельской, школы. Этому полностью посвящены рассказы «В глуши» («Так вот какова та глушь, где ей суждено схоронить ее молодость, ее лучшие ранние годы! Без людей, без дружеской ласки, без поддержки и любви!..
Она схватилась за голову, машинально опустилась на стул, единственный в комнате, и глухо, судорожно зарыдала. Сердце ее рвалось от горя и тоски. Чужие места, незнакомые люди, чуждая ей убогая обстановка - да разве она вынесет на себе это страшное бремя, взваленное ей на плечи жестокой судьбой?!
- Папа! Папа! Зачем ты умер! Зачем! Зачем! - стонало, рыдало и билось в ее груди.
Ей чудилось, что сердце разорвется в этот миг, что она задохнется сейчас, что умрет сию минуту, и ей казалась теперь более всего желанною - смерть.
- Школьная деревенская учительница! Деревенская учительница! Да разве она знает школу, деревню, детей? Разве знает этих самых крестьян, с которыми ей придется провести всю ее длинную жизнь? Нет, она не знает их! Она просто боится их, она - проводившая зиму в городе, лето в дачном курорте или за границей. Со словом крестьянин ей всегда представлялось что-то донельзя грязное, грубое, с черными ногтями, с бородатым страшным лицом», «Учительница», «Фортепиано за стеной» («Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши...»).
Свою школу в усадьбе устраивает подруга Люси из «Люсиной жизни» и приохочивает саму Люсю, страдающую от разбитой, как ей кажется, жизни и утраченной любви к службе в школе для городской бедноты.
«Дети пишут под диктовку, потом читают немного и решают самые несложные арифметические задачи. Затем девочкам Мария показывает какое-то рукоделие, которое они берут с собой. Наконец, дети уходят, и мы остаемся одни с моей подругой детства.
- Ты, удивлена, застав меня за такой работой, - говорит Мария, усаживая меня после себя; - а между тем эту мою школу я устроила уже давно: попросту учу городскую бедноту, которая не может платить в училище и не в состоянии отлучиться надолго из дома, где эти дети помогают своим отцам и матерям. Я же отнимаю у них всего час-другой для занятий и в эти два часа стараюсь дать им первые понятия о грамоте и счете, а также учу девочек немного и рукоделию. Жаль только времени нет у меня. Мои старички совсем одряхлели, и все дело управления делами по имению графа отец сложил на меня, так что для моих ребяток совсем мало времени остается. Вот, если бы кто-нибудь помог мне...»
Мечтает лечить крестьян и учить их детишек Лика Горная в романе «Солнце встанет», чтобы заглушить муки совести и забыть ужасное прошлое с князем Гариным.
«Но возница не обладал тонким чутьем и не к чему ему было заниматься настроением приезжего. С тем же унылым видом он прикрикнул на пристяжную, дернул возжею и уже, совсем обернувшись лицом к седоку, проговорил:
- Ноне там-то, в Нескучном, то есть, енеральская дочка, барышня, с теткой ейной живут... Уж, почитай, два года... Хорошая барышня... Ее и красовские, и колотовские, и рябовские все знают. Золото, а не барышня. Лучше фелшара али даже дохтура тебе всякого от разной, слышь ты, болезни вылечит... И ребят тоже, слышь ты, учит, и в больнице она, и на фабрике, и где тебе хошь... повсюду. И целый-то день в работе. Где силушки берет только... Сама-то хлябоватая такая, в чем душа держится, а в труде взрослому мужику не уступит...»
С большим энтузиазмом Зоя Ильинична Дмитровская, героиня повести «Дурнушка» со своим женихом, поповским сыном, хочет открыть народную школу в селе, а пока занимается на высших курсах…
«Здесь хорошо отдохнуть, понежиться после трудового дня, а жить все время в этой роскоши и в этом комфорте ужасно! Разленишься и работать не захочешь. А ведь я вполне чернорабочий человек. Всю жизнь в труде, зарабатывая копейку. Праздность мне непонятна. И замуж выйду - не перестану трудиться. Курсы окончу, сюда с Игнашей вернемся. Школу здесь заведем, ребяток обучать станем. Лечить мужиков, опять, своими средствами, домашними, а то доктор живет далеко, не может сюда часто наезжать. Вот бы вы согласились помогать нам! А?
- Конечно, конечно! - поторопилась я ответить, - хоть сейчас!
- Ишь вы какая прыткая! Сейчас вот вам и подавай. Небось наголодались без дела-то! Нет, вы мне раньше с курсами моими покончить дайте, чтобы, доучась как следует, иметь возможность и других учить. Потерпите малость. Зато потом, как хорошо будет! Вы представить себе не можете, какое отрадное чувство прийти домой после трудового дня и сознавать, что ты провела свое время с пользой для других и для себя, право славно!
Зоя говорила горячо, увлекательно».
Настоящий тип честного, горящего своим делом учителя в сельской школе — это Борис Горский из «Лары Бессоновой».
«Он не помнит более лихорадочной работы, чем та, которую он взвалил на себя в то время. Он блестяще кончил курс с медалью. Поехал к попечителю учебного округа и выхлопотал себе место школьного учителя в Зеленых Крутках, место покойного отца.
Прежние мечты остались мечтами. Далекий идеал - университет -рассеялся, как мираж перед глазами путника. Действительность распростерла над ним свои зловещие серые крылья.
И Борис Горский погрузился в её холодные и мрачные волны».
Чаще всего идти в деревенские учительницы героинь Чарской заставляют разорение или обеднение семьи, серьёзные жизненные невзгоды. Так было тогда и в реальной жизни, ведь Чарская - хорошая бытописательница. Её чернопольская учительница Наташа Малышева, Мара Арнольдова, сестра Зиночки из рождественского рассказа про фортепиано за стеной, аристократка Вавочка Рыдлова-Заречная — это прекрасные образы, иллюстрирующие для нас прозу жизни в земской школе.
Многие писатели обращались к этой теме, она была невероятно популярна и у наших классиков, и у писателей второго ряда. Сформировался даже такой образ-идеал учащего-бессребреника, готового ценою своей жизни нести свет учения в народ.
Просвещение всегда необходимо людям. Особенно оно необходимо там, где его меньше всего - на селе, в деревне. Со времени царствования Александра II стала активно развиваться народная начальная школа. К 90-м годам 19 века их стало уже довольно много.
Что же это такое?
Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.
Школы были разнообразны по своему устройству, самыми популярными стали одноклассные начальные училища с 2-х или 3-годичным курсом обучения. Но деревенские дети нечасто доучивались до свидетельства об окончании. Приходилось бросать школу, чтобы помогать родителям в работе по дому, огороду, не хватало денег просто на одежду и обувь, другие необходимые вещи для учебы, часто только самые насущные.
Народные школы и судьба народного учителя, изображение №6
В классах было иногда по 50–80 человек(!) 8-12летнего возраста. Одноклассное училище — это значит, что ученики разных годов обучения сидят в одной комнате, и им преподает один учитель.
В начальных школах обязательно изучались арифметика, чтение, письмо, Закон Божий и пение. Девочки младше 12 лет учились совместно с мальчиками. Женщины учительствовали наравне с мужчинами, в конце 19 века преподавание в народных школах стало одной из первых массовых женских профессий в России. Все предметы вёл один учитель, но часто Закон Божий приглашали преподавать священника. Ему платили отдельно. Средняя сумма жалованья учителя на 90-е гг.19 века – 200–250 рублей. Остались документы того времени, рассчитывающие бюджет учителя народного училища, где он имел право купить шапку зимнюю одну на 10 лет и полушубок на пять лет износа. Из еды на год больше всего предлагалось закупиться огурцами (треть мешка) и капустой (164 кг). Роскошь в виде трёх десятков яиц должна была тратиться в течение года.
Разница в оплате работы народного учителя была колоссальной. В городе они получали до 750 рублей, а в селе всего 300-500, да и то далеко не везде (мой прадед-учитель получал всего 240 рублей в год в начале 20 века). Законоучителя (священники) получали меньше всего. Но и городского жалования катастрофически не хватало - на нормальную жизнь нужно было не менее 970 рублей.
В 60-е годы 19 века школы перешли в ведомство земств. Для подготовки учителей были созданы учительские институты, семинарии и особые школы. Их было мало, поэтому учителя часто сами получали домашнее образование или выходили из других учебных заведений. Также были церковно-учительские школы.
«…на каждом шагу они, при добросовестном отношении к делу, встречают много трудноразрешимых для них вопросов». («Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», том 10: Народное образование в России. Москва, 1910 год)
Для решения проблем стали устраивать учительские съезды и краткосрочные педагогические курсы.
Осталось множество живых свидетельств о народных сельских школах. Можно прочитать дневники-воспоминания учителей и учительниц о жизни в деревне, о своей работе, искренних, поражающих своим содержанием - каким был тяжелым этот труд учащего (учащими называли учителей 19-начала 20 века). Один из таких дневников можно скачать в прикреплённом файле, также там есть правила и советы для работы в народном училище, очень любопытные.
Один из примеров такого самоотверженного труда был и в моей семье. Прадедушка по материнской линии служил 39 лет учителем народных начальных училищ Тамбовской губернии, сам составлял и печатал учебники. Подробно я рассказала о нём тут:
vk.com/angel_fri?w=wall-218973384_71156
и его учебники по письму, арифметике, орфографии и т.д.: vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9724%2Fall
vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9725%2Fall
vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9737%2Fall
Больше прочитать о народных учителях:
dzen.ru/a/YsVesO7YMgG78O7x Дневник учительницы дореволюционной школы для малограмотных взрослых
dzen.ru/a/Y0fBUW0wxG2XmgOy Почему так жалко земских учительниц конца XIX века
dzen.ru/a/Yv8fEjtyUgnTQPqI Народная учительница XIX века
vk.com/doc146990166_676991349?hash=qK6HgGBZavWn... - Советник народного учителя
vk.com/doc146990166_676991344?hash=lkZTuiGn1Q9K... - свящ. Ф.Зубковский история моего учительства
Отсюда: vk.com/@allcharskaya-narodnye-shkoly-i-sudba-na...
По ссылке иллюстрации, картины, фотографии, документы и т.д.