Записи с темой: Лара Бессонова (6)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Народные школы и судьба народного учителя

Хоть Лидия Алексеевна Чарская училась в институте благородных девиц и посвятила подобным учебным заведениям бОльшую часть своих произведений, у неё частенько в сюжете попадается тема народной, в основном сельской, школы. Этому полностью посвящены рассказы «В глуши» («Так вот какова та глушь, где ей суждено схоронить ее молодость, ее лучшие ранние годы! Без людей, без дружеской ласки, без поддержки и любви!..

Она схватилась за голову, машинально опустилась на стул, единственный в комнате, и глухо, судорожно зарыдала. Сердце ее рвалось от горя и тоски. Чужие места, незнакомые люди, чуждая ей убогая обстановка - да разве она вынесет на себе это страшное бремя, взваленное ей на плечи жестокой судьбой?!

- Папа! Папа! Зачем ты умер! Зачем! Зачем! - стонало, рыдало и билось в ее груди.

Ей чудилось, что сердце разорвется в этот миг, что она задохнется сейчас, что умрет сию минуту, и ей казалась теперь более всего желанною - смерть.

- Школьная деревенская учительница! Деревенская учительница! Да разве она знает школу, деревню, детей? Разве знает этих самых крестьян, с которыми ей придется провести всю ее длинную жизнь? Нет, она не знает их! Она просто боится их, она - проводившая зиму в городе, лето в дачном курорте или за границей. Со словом крестьянин ей всегда представлялось что-то донельзя грязное, грубое, с черными ногтями, с бородатым страшным лицом», «Учительница», «Фортепиано за стеной» («Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши...»).

Свою школу в усадьбе устраивает подруга Люси из «Люсиной жизни» и приохочивает саму Люсю, страдающую от разбитой, как ей кажется, жизни и утраченной любви к службе в школе для городской бедноты.

«Дети пишут под диктовку, потом читают немного и решают самые несложные арифметические задачи. Затем девочкам Мария показывает какое-то рукоделие, которое они берут с собой. Наконец, дети уходят, и мы остаемся одни с моей подругой детства.

- Ты, удивлена, застав меня за такой работой, - говорит Мария, усаживая меня после себя; - а между тем эту мою школу я устроила уже давно: попросту учу городскую бедноту, которая не может платить в училище и не в состоянии отлучиться надолго из дома, где эти дети помогают своим отцам и матерям. Я же отнимаю у них всего час-другой для занятий и в эти два часа стараюсь дать им первые понятия о грамоте и счете, а также учу девочек немного и рукоделию. Жаль только времени нет у меня. Мои старички совсем одряхлели, и все дело управления делами по имению графа отец сложил на меня, так что для моих ребяток совсем мало времени остается. Вот, если бы кто-нибудь помог мне...»

Мечтает лечить крестьян и учить их детишек Лика Горная в романе «Солнце встанет», чтобы заглушить муки совести и забыть ужасное прошлое с князем Гариным.

«Но возница не обладал тонким чутьем и не к чему ему было заниматься настроением приезжего. С тем же унылым видом он прикрикнул на пристяжную, дернул возжею и уже, совсем обернувшись лицом к седоку, проговорил:

- Ноне там-то, в Нескучном, то есть, енеральская дочка, барышня, с теткой ейной живут... Уж, почитай, два года... Хорошая барышня... Ее и красовские, и колотовские, и рябовские все знают. Золото, а не барышня. Лучше фелшара али даже дохтура тебе всякого от разной, слышь ты, болезни вылечит... И ребят тоже, слышь ты, учит, и в больнице она, и на фабрике, и где тебе хошь... повсюду. И целый-то день в работе. Где силушки берет только... Сама-то хлябоватая такая, в чем душа держится, а в труде взрослому мужику не уступит...»

С большим энтузиазмом Зоя Ильинична Дмитровская, героиня повести «Дурнушка» со своим женихом, поповским сыном, хочет открыть народную школу в селе, а пока занимается на высших курсах…

«Здесь хорошо отдохнуть, понежиться после трудового дня, а жить все время в этой роскоши и в этом комфорте ужасно! Разленишься и работать не захочешь. А ведь я вполне чернорабочий человек. Всю жизнь в труде, зарабатывая копейку. Праздность мне непонятна. И замуж выйду - не перестану трудиться. Курсы окончу, сюда с Игнашей вернемся. Школу здесь заведем, ребяток обучать станем. Лечить мужиков, опять, своими средствами, домашними, а то доктор живет далеко, не может сюда часто наезжать. Вот бы вы согласились помогать нам! А?

- Конечно, конечно! - поторопилась я ответить, - хоть сейчас!

- Ишь вы какая прыткая! Сейчас вот вам и подавай. Небось наголодались без дела-то! Нет, вы мне раньше с курсами моими покончить дайте, чтобы, доучась как следует, иметь возможность и других учить. Потерпите малость. Зато потом, как хорошо будет! Вы представить себе не можете, какое отрадное чувство прийти домой после трудового дня и сознавать, что ты провела свое время с пользой для других и для себя, право славно!

Зоя говорила горячо, увлекательно».

Настоящий тип честного, горящего своим делом учителя в сельской школе — это Борис Горский из «Лары Бессоновой».

«Он не помнит более лихорадочной работы, чем та, которую он взвалил на себя в то время. Он блестяще кончил курс с медалью. Поехал к попечителю учебного округа и выхлопотал себе место школьного учителя в Зеленых Крутках, место покойного отца.

Прежние мечты остались мечтами. Далекий идеал - университет -рассеялся, как мираж перед глазами путника. Действительность распростерла над ним свои зловещие серые крылья.

И Борис Горский погрузился в её холодные и мрачные волны».

Чаще всего идти в деревенские учительницы героинь Чарской заставляют разорение или обеднение семьи, серьёзные жизненные невзгоды. Так было тогда и в реальной жизни, ведь Чарская - хорошая бытописательница. Её чернопольская учительница Наташа Малышева, Мара Арнольдова, сестра Зиночки из рождественского рассказа про фортепиано за стеной, аристократка Вавочка Рыдлова-Заречная — это прекрасные образы, иллюстрирующие для нас прозу жизни в земской школе.

Многие писатели обращались к этой теме, она была невероятно популярна и у наших классиков, и у писателей второго ряда. Сформировался даже такой образ-идеал учащего-бессребреника, готового ценою своей жизни нести свет учения в народ.

Просвещение всегда необходимо людям. Особенно оно необходимо там, где его меньше всего - на селе, в деревне. Со времени царствования Александра II стала активно развиваться народная начальная школа. К 90-м годам 19 века их стало уже довольно много.

Что же это такое?

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Школы были разнообразны по своему устройству, самыми популярными стали одноклассные начальные училища с 2-х или 3-годичным курсом обучения. Но деревенские дети нечасто доучивались до свидетельства об окончании. Приходилось бросать школу, чтобы помогать родителям в работе по дому, огороду, не хватало денег просто на одежду и обувь, другие необходимые вещи для учебы, часто только самые насущные.

Народные школы и судьба народного учителя, изображение №6
В классах было иногда по 50–80 человек(!) 8-12летнего возраста. Одноклассное училище — это значит, что ученики разных годов обучения сидят в одной комнате, и им преподает один учитель.

В начальных школах обязательно изучались арифметика, чтение, письмо, Закон Божий и пение. Девочки младше 12 лет учились совместно с мальчиками. Женщины учительствовали наравне с мужчинами, в конце 19 века преподавание в народных школах стало одной из первых массовых женских профессий в России. Все предметы вёл один учитель, но часто Закон Божий приглашали преподавать священника. Ему платили отдельно. Средняя сумма жалованья учителя на 90-е гг.19 века – 200–250 рублей. Остались документы того времени, рассчитывающие бюджет учителя народного училища, где он имел право купить шапку зимнюю одну на 10 лет и полушубок на пять лет износа. Из еды на год больше всего предлагалось закупиться огурцами (треть мешка) и капустой (164 кг). Роскошь в виде трёх десятков яиц должна была тратиться в течение года.

Разница в оплате работы народного учителя была колоссальной. В городе они получали до 750 рублей, а в селе всего 300-500, да и то далеко не везде (мой прадед-учитель получал всего 240 рублей в год в начале 20 века). Законоучителя (священники) получали меньше всего. Но и городского жалования катастрофически не хватало - на нормальную жизнь нужно было не менее 970 рублей.

В 60-е годы 19 века школы перешли в ведомство земств. Для подготовки учителей были созданы учительские институты, семинарии и особые школы. Их было мало, поэтому учителя часто сами получали домашнее образование или выходили из других учебных заведений. Также были церковно-учительские школы.

«…на каждом шагу они, при добросовестном отношении к делу, встречают много трудноразрешимых для них вопросов». («Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», том 10: Народное образование в России. Москва, 1910 год)

Для решения проблем стали устраивать учительские съезды и краткосрочные педагогические курсы.

Осталось множество живых свидетельств о народных сельских школах. Можно прочитать дневники-воспоминания учителей и учительниц о жизни в деревне, о своей работе, искренних, поражающих своим содержанием - каким был тяжелым этот труд учащего (учащими называли учителей 19-начала 20 века). Один из таких дневников можно скачать в прикреплённом файле, также там есть правила и советы для работы в народном училище, очень любопытные.

Один из примеров такого самоотверженного труда был и в моей семье. Прадедушка по материнской линии служил 39 лет учителем народных начальных училищ Тамбовской губернии, сам составлял и печатал учебники. Подробно я рассказала о нём тут:

vk.com/angel_fri?w=wall-218973384_71156

и его учебники по письму, арифметике, орфографии и т.д.: vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9724%2Fall

vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9725%2Fall

vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9737%2Fall

Больше прочитать о народных учителях:

dzen.ru/a/YsVesO7YMgG78O7x Дневник учительницы дореволюционной школы для малограмотных взрослых

dzen.ru/a/Y0fBUW0wxG2XmgOy Почему так жалко земских учительниц конца XIX века

dzen.ru/a/Yv8fEjtyUgnTQPqI Народная учительница XIX века

vk.com/doc146990166_676991349?hash=qK6HgGBZavWn... - Советник народного учителя

vk.com/doc146990166_676991344?hash=lkZTuiGn1Q9K... - свящ. Ф.Зубковский история моего учительства

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-narodnye-shkoly-i-sudba-na...

По ссылке иллюстрации, картины, фотографии, документы и т.д.

@темы: текст, ссылки, Реалии, Чарская, Дурнушка, Люсина жизнь, В глуши, Лара Бессонова, Фортепиано за стеной, Солнце встанет, Усительница

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Возвращаемся к рубрике "Школьные годы в старой России"! Как раз с окончанием учебного года!

Народные школы и судьба народного учителя

Хоть Лидия Алексеевна Чарская училась в институте благородных девиц и посвятила подобным учебным заведениям бОльшую часть своих произведений, у неё частенько в сюжете попадается тема народной, в основном сельской, школы. Этому полностью посвящены рассказы

«В глуши» («Так вот какова та глушь, где ей суждено схоронить ее молодость, ее лучшие ранние годы! Без людей, без дружеской ласки, без поддержки и любви!..
Она схватилась за голову, машинально опустилась на стул, единственный в комнате, и глухо, судорожно зарыдала. Сердце ее рвалось от горя и тоски. Чужие места, незнакомые люди, чуждая ей убогая обстановка - да разве она вынесет на себе это страшное бремя, взваленное ей на плечи жестокой судьбой?!
- Папа! Папа! Зачем ты умер! Зачем! Зачем! - стонало, рыдало и билось в ее груди.
Ей чудилось, что сердце разорвется в этот миг, что она задохнется сейчас, что умрет сию минуту, и ей казалась теперь более всего желанною - смерть.
- Школьная деревенская учительница! Деревенская учительница! Да разве она знает школу, деревню, детей? Разве знает этих самых крестьян, с которыми ей придется провести всю ее длинную жизнь? Нет, она не знает их! Она просто боится их, она - проводившая зиму в городе, лето в дачном курорте или за границей. Со словом крестьянин ей всегда представлялось что-то донельзя грязное, грубое, с черными ногтями, с бородатым страшным лицом»,

«Учительница», «Фортепиано за стеной» («Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши...»).

Свою школу в усадьбе устраивает подруга Люси из «Люсиной жизни» и приохочивает саму Люсю, страдающую от разбитой, как ей кажется, жизни и утраченной любви к службе в школе для городской бедноты.
«Дети пишут под диктовку, потом читают немного и решают самые несложные арифметические задачи. Затем девочкам Мария показывает какое-то рукоделие, которое они берут с собой. Наконец, дети уходят, и мы остаемся одни с моей подругой детства.
- Ты, удивлена, застав меня за такой работой, — говорит Мария, усаживая меня после себя; — а между тем эту мою школу я устроила уже давно: попросту учу городскую бедноту, которая не может платить в училище и не в состоянии отлучиться надолго из дома, где эти дети помогают своим отцам и матерям. Я же отнимаю у них всего час-другой для занятий и в эти два часа стараюсь дать им первые понятия о грамоте и счете, а также учу девочек немного и рукоделию. Жаль только времени нет у меня. Мои старички совсем одряхлели, и все дело управления делами по имению графа отец сложил на меня, так что для моих ребяток совсем мало времени остается. Вот, если бы кто-нибудь помог мне...»

Мечтает лечить крестьян и учить их детишек Лика Горная в романе «Солнце встанет», чтобы заглушить муки совести и забыть ужасное прошлое с князем Гариным.
«Но возница не обладал тонким чутьем и не к чему ему было заниматься настроением приезжего. С тем же унылым видом он прикрикнул на пристяжную, дернул возжею и уже, совсем обернувшись лицом к седоку, проговорил:
— Ноне там-то, в Нескучном, то есть, енеральская дочка, барышня, с теткой ейной живут... Уж, почитай, два года... Хорошая барышня... Ее и красовские, и колотовские, и рябовские все знают. Золото, а не барышня. Лучше фелшара али даже дохтура тебе всякого от разной, слышь ты, болезни вылечит... И ребят тоже, слышь ты, учит, и в больнице она, и на фабрике, и где тебе хошь... повсюду. И целый-то день в работе. Где силушки берет только... Сама-то хлябоватая такая, в чем душа держится, а в труде взрослому мужику не уступит...»

С большим энтузиазмом Зоя Ильинична Дмитровская, героиня повести «Дурнушка» со своим женихом, поповским сыном, хочет открыть народную школу в селе, а пока занимается на высших курсах…
«Здесь хорошо отдохнуть, понежиться после трудового дня, а жить все время в этой роскоши и в этом комфорте ужасно! Разленишься и работать не захочешь. А ведь я вполне чернорабочий человек. Всю жизнь в труде, зарабатывая копейку. Праздность мне непонятна. И замуж выйду - не перестану трудиться. Курсы окончу, сюда с Игнашей вернемся. Школу здесь заведем, ребяток обучать станем. Лечить мужиков, опять, своими средствами, домашними, а то доктор живет далеко, не может сюда часто наезжать. Вот бы вы согласились помогать нам! А?
- Конечно, конечно! - поторопилась я ответить, - хоть сейчас!
- Ишь вы какая прыткая! Сейчас вот вам и подавай. Небось наголодались без дела-то! Нет, вы мне раньше с курсами моими покончить дайте, чтобы, доучась как следует, иметь возможность и других учить. Потерпите малость. Зато потом, как хорошо будет! Вы представить себе не можете, какое отрадное чувство прийти домой после трудового дня и сознавать, что ты провела свое время с пользой для других и для себя, право славно!
Зоя говорила горячо, увлекательно».

Настоящий тип честного, горящего своим делом учителя в сельской школе — это Борис Горский из «Лары Бессоновой».
«Он не помнит более лихорадочной работы, чем та, которую он взвалил на себя в то время. Он блестяще кончил курс с медалью. Поехал к попечителю учебного округа и выхлопотал себе место школьного учителя в Зеленых Крутках, место покойного отца.
Прежние мечты остались мечтами. Далекий идеал - университет - рассеялся, как мираж перед глазами путника. Действительность распростерла над ним свои зловещие серые крылья.
И Борис Горский погрузился в её холодные и мрачные волны».

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2866

По ссылке - скан повести, иллюстрация, свидетельство об окончании курса в земском начальном народном училище, фотография учителя и учеников земской школы.

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Дурнушка, Люсина жизнь, В глуши, Лара Бессонова, Фортепиано за стеной, Учительница, Солнце встанет

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Чарской много не бывает!
«Лара Бессонова» – повесть Лидии Чарской, которая известна не так широко, как «Княжна Джаваха» или «Записки маленькой гимназистки». Однако в ней немало трогательных моментов, за которые мы так любим творчество Лидии Алексеевны.
Юную Лару воспитывает отчим – капитан в отставке. Мама девочки умерла несколько лет назад. Маленькая семья живет очень скромно и следит за порядком в заброшенном поместье, которое принадлежит славному адмиралу Зарницыну. Жизнь Лары протекает легко и спокойно под защитой доброго и благородного отчима. Девушка учится в гимназии и дружит с земским учителем Борисом Горским, с которым ее связывают общие интересы, в том числе любовь к родной природе.
Вскоре в поместье возвращаются из Петербурга хозяева поместья – изнеженные, избалованные, совершенно не привыкшие жить скромно, как Лара и Борис. Лара, которая привыкла считать чудесный сад и дом чуть ли не своей собственностью, принимает Зарницыных враждебно.
Читателя ждет целая цепочка драматических событий, которая приводит к неожиданному финалу. В книге чувствуется веяние нового времени. В ней найдется место беглому марксисту-каторжнику, взаимоотношениям девочек-одноклассниц в гимназии, конфликту между городом и деревней, слому старых обычаев. В центре повествования, как обычно у Чарской, – тема самопожертвования ради любимых людей. Сегодня такой образ мыслей и чувств кажется устаревшим, почти невозможным. Однако именно самоотверженность Лары Бессоновой приносит ей личное счастье.
www.enas.ru/book/lara-bessonova/

Отсюда: vk.com/wall-70273493_112489

По ссылке - обложка книги

@темы: ссылки, библиография, Чарская, Лара Бессонова

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ШКОЛЫ-ПАНСИОНЫ В ПОВЕСТЯХ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

«ПЕРВЫЕ ТОВАРИЩИ»
«ТАСИНО ГОРЕ»
«РАДИ СЕМЬИ»
«ЛЕСОВИЧКА»
«ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ДОЧКА»
«ДОМ ШАЛУНОВ»
«ТРИНАДЦАТАЯ»
«БОЛЬШАЯ ДУША»
«ДИКАРЬ»
"ЛАРА БЕССОНОВА"

Пансион - в дореволюционной России и некоторых зарубежных странах название частного или государственного закрытого учебного учреждения с общежитием и полным содержанием учащихся.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1730

@темы: ссылки, Чарская, Тринадцатая, Дикарь, Лесовичка, Тасино горе, Лара Бессонова, Первые товарищи, Ради семьи, Генеральская дочка, Дом шалунов, Большая душа

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ИСТОРИЯ НЕУДАЧНЫХ ПЕРЕИЗДАНИЙ: "ЛАРА БЕССОНОВА".

"ПОД КОЛЕСОМ СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЫ".

Раньше в сообществе было много сравнений настоящих текстов Л.Чарской с современными переизданиями. Главной проблемой и самым неудачным из них было издание Полного Собрания Сочинений (ПСС) Лидии Чарской издательством «Русская Миссия» в 2005 г. Вроде бы и не продают теперь эти книжки, но все-таки иногда, оказывается, встречаются бедные «уродцы». Вышедшие из-под скальпеля горе-редакторов православного издательства (В.Зоберн, О.Зоберн, А.Аршакян, М.Пухова). И эти повести и рассказы очень далеки от того, чтобы называться произведениями Лидии Алексеевны.

Сравним оригинал с изданием "Русской Миссии" под новым названием "ПОД КОЛЕСОМ СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЫ". Уже и название изменено, что как всегда порождает путаницу в библиографиях и при покупке. Думаешь - это новая книга Чарской, а ничего подобного...
За фото книги благодарю участника нашей группы Михаила.

Больше всего пострадали начало и окончание повести, тут много лирических описаний или описаний сильных эмоций, чувств. Их и вырезали. По изображениям (красным выделено то, что вырезано, зелёным - что добавлено в новое издание) видно, что именно. Этого достаточно, чтобы понять, насколько оригинал отличается от переиздания "Русской Миссии". Дальше по тексту тоже есть изменения, но самое странное - что как раз можно было исправить - не исправлено. У старинных изданий Губинского нередко бывали опечатки, например здесь вместо пеклеванный хлеб написано в оригинале - поклеванный. Переиздавая книгу, издатели оставили это слово в неизменном виде, думая, что ученицы едят испорченный птицами хлеб? Но нет. Пеклеванник - это наименование хлеба в XVIII-XIX вв. в России, выпекаемого из муки, прошедшей пеклевальную установку, так называемый "пеклевальный мешок". И справедливости ради могу сказать, что иллюстрации в этой книге не так плохи, как в других томах ПСС.

Хорошо, что издательство "Энас" сейчас переиздаёт впервые "Лару Бессонову" именно под оригинальным названием и без таких грубых кромсаний.

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1710

По ссылке - примеры исправлений

@темы: ссылки, сравнение, библиография, Чарская, ПСС, Лара Бессонова, Под колесом старой мельницы

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Ждём из типографии
Лара Бессонова. Лидия Чарская;
Художник Анна Власова.
Серия "Дорога к счастью".
Героиня повести – необыкновенная девушка. Эта юная красавица с «русалочьими» глазами горда и независима, способна как на отчаянные дерзкие выходки, так и на настоящие подвиги. Она добра, бескорыстна и готова к самопожертвованию. И жизнь заслуженно вознаграждает «фею Лару» за ее добрые дела…

Отсюда: vk.com/wall-70273493_111918 via vk.com/wall-215751580_1701

@темы: ссылки, библиография, Чарская, Лара Бессонова