Записи с темой: Фортепиано за стеной (7)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Народные школы и судьба народного учителя

Хоть Лидия Алексеевна Чарская училась в институте благородных девиц и посвятила подобным учебным заведениям бОльшую часть своих произведений, у неё частенько в сюжете попадается тема народной, в основном сельской, школы. Этому полностью посвящены рассказы «В глуши» («Так вот какова та глушь, где ей суждено схоронить ее молодость, ее лучшие ранние годы! Без людей, без дружеской ласки, без поддержки и любви!..

Она схватилась за голову, машинально опустилась на стул, единственный в комнате, и глухо, судорожно зарыдала. Сердце ее рвалось от горя и тоски. Чужие места, незнакомые люди, чуждая ей убогая обстановка - да разве она вынесет на себе это страшное бремя, взваленное ей на плечи жестокой судьбой?!

- Папа! Папа! Зачем ты умер! Зачем! Зачем! - стонало, рыдало и билось в ее груди.

Ей чудилось, что сердце разорвется в этот миг, что она задохнется сейчас, что умрет сию минуту, и ей казалась теперь более всего желанною - смерть.

- Школьная деревенская учительница! Деревенская учительница! Да разве она знает школу, деревню, детей? Разве знает этих самых крестьян, с которыми ей придется провести всю ее длинную жизнь? Нет, она не знает их! Она просто боится их, она - проводившая зиму в городе, лето в дачном курорте или за границей. Со словом крестьянин ей всегда представлялось что-то донельзя грязное, грубое, с черными ногтями, с бородатым страшным лицом», «Учительница», «Фортепиано за стеной» («Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши...»).

Свою школу в усадьбе устраивает подруга Люси из «Люсиной жизни» и приохочивает саму Люсю, страдающую от разбитой, как ей кажется, жизни и утраченной любви к службе в школе для городской бедноты.

«Дети пишут под диктовку, потом читают немного и решают самые несложные арифметические задачи. Затем девочкам Мария показывает какое-то рукоделие, которое они берут с собой. Наконец, дети уходят, и мы остаемся одни с моей подругой детства.

- Ты, удивлена, застав меня за такой работой, - говорит Мария, усаживая меня после себя; - а между тем эту мою школу я устроила уже давно: попросту учу городскую бедноту, которая не может платить в училище и не в состоянии отлучиться надолго из дома, где эти дети помогают своим отцам и матерям. Я же отнимаю у них всего час-другой для занятий и в эти два часа стараюсь дать им первые понятия о грамоте и счете, а также учу девочек немного и рукоделию. Жаль только времени нет у меня. Мои старички совсем одряхлели, и все дело управления делами по имению графа отец сложил на меня, так что для моих ребяток совсем мало времени остается. Вот, если бы кто-нибудь помог мне...»

Мечтает лечить крестьян и учить их детишек Лика Горная в романе «Солнце встанет», чтобы заглушить муки совести и забыть ужасное прошлое с князем Гариным.

«Но возница не обладал тонким чутьем и не к чему ему было заниматься настроением приезжего. С тем же унылым видом он прикрикнул на пристяжную, дернул возжею и уже, совсем обернувшись лицом к седоку, проговорил:

- Ноне там-то, в Нескучном, то есть, енеральская дочка, барышня, с теткой ейной живут... Уж, почитай, два года... Хорошая барышня... Ее и красовские, и колотовские, и рябовские все знают. Золото, а не барышня. Лучше фелшара али даже дохтура тебе всякого от разной, слышь ты, болезни вылечит... И ребят тоже, слышь ты, учит, и в больнице она, и на фабрике, и где тебе хошь... повсюду. И целый-то день в работе. Где силушки берет только... Сама-то хлябоватая такая, в чем душа держится, а в труде взрослому мужику не уступит...»

С большим энтузиазмом Зоя Ильинична Дмитровская, героиня повести «Дурнушка» со своим женихом, поповским сыном, хочет открыть народную школу в селе, а пока занимается на высших курсах…

«Здесь хорошо отдохнуть, понежиться после трудового дня, а жить все время в этой роскоши и в этом комфорте ужасно! Разленишься и работать не захочешь. А ведь я вполне чернорабочий человек. Всю жизнь в труде, зарабатывая копейку. Праздность мне непонятна. И замуж выйду - не перестану трудиться. Курсы окончу, сюда с Игнашей вернемся. Школу здесь заведем, ребяток обучать станем. Лечить мужиков, опять, своими средствами, домашними, а то доктор живет далеко, не может сюда часто наезжать. Вот бы вы согласились помогать нам! А?

- Конечно, конечно! - поторопилась я ответить, - хоть сейчас!

- Ишь вы какая прыткая! Сейчас вот вам и подавай. Небось наголодались без дела-то! Нет, вы мне раньше с курсами моими покончить дайте, чтобы, доучась как следует, иметь возможность и других учить. Потерпите малость. Зато потом, как хорошо будет! Вы представить себе не можете, какое отрадное чувство прийти домой после трудового дня и сознавать, что ты провела свое время с пользой для других и для себя, право славно!

Зоя говорила горячо, увлекательно».

Настоящий тип честного, горящего своим делом учителя в сельской школе — это Борис Горский из «Лары Бессоновой».

«Он не помнит более лихорадочной работы, чем та, которую он взвалил на себя в то время. Он блестяще кончил курс с медалью. Поехал к попечителю учебного округа и выхлопотал себе место школьного учителя в Зеленых Крутках, место покойного отца.

Прежние мечты остались мечтами. Далекий идеал - университет -рассеялся, как мираж перед глазами путника. Действительность распростерла над ним свои зловещие серые крылья.

И Борис Горский погрузился в её холодные и мрачные волны».

Чаще всего идти в деревенские учительницы героинь Чарской заставляют разорение или обеднение семьи, серьёзные жизненные невзгоды. Так было тогда и в реальной жизни, ведь Чарская - хорошая бытописательница. Её чернопольская учительница Наташа Малышева, Мара Арнольдова, сестра Зиночки из рождественского рассказа про фортепиано за стеной, аристократка Вавочка Рыдлова-Заречная — это прекрасные образы, иллюстрирующие для нас прозу жизни в земской школе.

Многие писатели обращались к этой теме, она была невероятно популярна и у наших классиков, и у писателей второго ряда. Сформировался даже такой образ-идеал учащего-бессребреника, готового ценою своей жизни нести свет учения в народ.

Просвещение всегда необходимо людям. Особенно оно необходимо там, где его меньше всего - на селе, в деревне. Со времени царствования Александра II стала активно развиваться народная начальная школа. К 90-м годам 19 века их стало уже довольно много.

Что же это такое?

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Школы были разнообразны по своему устройству, самыми популярными стали одноклассные начальные училища с 2-х или 3-годичным курсом обучения. Но деревенские дети нечасто доучивались до свидетельства об окончании. Приходилось бросать школу, чтобы помогать родителям в работе по дому, огороду, не хватало денег просто на одежду и обувь, другие необходимые вещи для учебы, часто только самые насущные.

Народные школы и судьба народного учителя, изображение №6
В классах было иногда по 50–80 человек(!) 8-12летнего возраста. Одноклассное училище — это значит, что ученики разных годов обучения сидят в одной комнате, и им преподает один учитель.

В начальных школах обязательно изучались арифметика, чтение, письмо, Закон Божий и пение. Девочки младше 12 лет учились совместно с мальчиками. Женщины учительствовали наравне с мужчинами, в конце 19 века преподавание в народных школах стало одной из первых массовых женских профессий в России. Все предметы вёл один учитель, но часто Закон Божий приглашали преподавать священника. Ему платили отдельно. Средняя сумма жалованья учителя на 90-е гг.19 века – 200–250 рублей. Остались документы того времени, рассчитывающие бюджет учителя народного училища, где он имел право купить шапку зимнюю одну на 10 лет и полушубок на пять лет износа. Из еды на год больше всего предлагалось закупиться огурцами (треть мешка) и капустой (164 кг). Роскошь в виде трёх десятков яиц должна была тратиться в течение года.

Разница в оплате работы народного учителя была колоссальной. В городе они получали до 750 рублей, а в селе всего 300-500, да и то далеко не везде (мой прадед-учитель получал всего 240 рублей в год в начале 20 века). Законоучителя (священники) получали меньше всего. Но и городского жалования катастрофически не хватало - на нормальную жизнь нужно было не менее 970 рублей.

В 60-е годы 19 века школы перешли в ведомство земств. Для подготовки учителей были созданы учительские институты, семинарии и особые школы. Их было мало, поэтому учителя часто сами получали домашнее образование или выходили из других учебных заведений. Также были церковно-учительские школы.

«…на каждом шагу они, при добросовестном отношении к делу, встречают много трудноразрешимых для них вопросов». («Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», том 10: Народное образование в России. Москва, 1910 год)

Для решения проблем стали устраивать учительские съезды и краткосрочные педагогические курсы.

Осталось множество живых свидетельств о народных сельских школах. Можно прочитать дневники-воспоминания учителей и учительниц о жизни в деревне, о своей работе, искренних, поражающих своим содержанием - каким был тяжелым этот труд учащего (учащими называли учителей 19-начала 20 века). Один из таких дневников можно скачать в прикреплённом файле, также там есть правила и советы для работы в народном училище, очень любопытные.

Один из примеров такого самоотверженного труда был и в моей семье. Прадедушка по материнской линии служил 39 лет учителем народных начальных училищ Тамбовской губернии, сам составлял и печатал учебники. Подробно я рассказала о нём тут:

vk.com/angel_fri?w=wall-218973384_71156

и его учебники по письму, арифметике, орфографии и т.д.: vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9724%2Fall

vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9725%2Fall

vk.com/angel_fri?w=wall146990166_9737%2Fall

Больше прочитать о народных учителях:

dzen.ru/a/YsVesO7YMgG78O7x Дневник учительницы дореволюционной школы для малограмотных взрослых

dzen.ru/a/Y0fBUW0wxG2XmgOy Почему так жалко земских учительниц конца XIX века

dzen.ru/a/Yv8fEjtyUgnTQPqI Народная учительница XIX века

vk.com/doc146990166_676991349?hash=qK6HgGBZavWn... - Советник народного учителя

vk.com/doc146990166_676991344?hash=lkZTuiGn1Q9K... - свящ. Ф.Зубковский история моего учительства

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-narodnye-shkoly-i-sudba-na...

По ссылке иллюстрации, картины, фотографии, документы и т.д.

@темы: текст, ссылки, Реалии, Чарская, Дурнушка, Люсина жизнь, В глуши, Лара Бессонова, Фортепиано за стеной, Солнце встанет, Усительница

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Возвращаемся к рубрике "Школьные годы в старой России"! Как раз с окончанием учебного года!

Народные школы и судьба народного учителя

Хоть Лидия Алексеевна Чарская училась в институте благородных девиц и посвятила подобным учебным заведениям бОльшую часть своих произведений, у неё частенько в сюжете попадается тема народной, в основном сельской, школы. Этому полностью посвящены рассказы

«В глуши» («Так вот какова та глушь, где ей суждено схоронить ее молодость, ее лучшие ранние годы! Без людей, без дружеской ласки, без поддержки и любви!..
Она схватилась за голову, машинально опустилась на стул, единственный в комнате, и глухо, судорожно зарыдала. Сердце ее рвалось от горя и тоски. Чужие места, незнакомые люди, чуждая ей убогая обстановка - да разве она вынесет на себе это страшное бремя, взваленное ей на плечи жестокой судьбой?!
- Папа! Папа! Зачем ты умер! Зачем! Зачем! - стонало, рыдало и билось в ее груди.
Ей чудилось, что сердце разорвется в этот миг, что она задохнется сейчас, что умрет сию минуту, и ей казалась теперь более всего желанною - смерть.
- Школьная деревенская учительница! Деревенская учительница! Да разве она знает школу, деревню, детей? Разве знает этих самых крестьян, с которыми ей придется провести всю ее длинную жизнь? Нет, она не знает их! Она просто боится их, она - проводившая зиму в городе, лето в дачном курорте или за границей. Со словом крестьянин ей всегда представлялось что-то донельзя грязное, грубое, с черными ногтями, с бородатым страшным лицом»,

«Учительница», «Фортепиано за стеной» («Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши...»).

Свою школу в усадьбе устраивает подруга Люси из «Люсиной жизни» и приохочивает саму Люсю, страдающую от разбитой, как ей кажется, жизни и утраченной любви к службе в школе для городской бедноты.
«Дети пишут под диктовку, потом читают немного и решают самые несложные арифметические задачи. Затем девочкам Мария показывает какое-то рукоделие, которое они берут с собой. Наконец, дети уходят, и мы остаемся одни с моей подругой детства.
- Ты, удивлена, застав меня за такой работой, — говорит Мария, усаживая меня после себя; — а между тем эту мою школу я устроила уже давно: попросту учу городскую бедноту, которая не может платить в училище и не в состоянии отлучиться надолго из дома, где эти дети помогают своим отцам и матерям. Я же отнимаю у них всего час-другой для занятий и в эти два часа стараюсь дать им первые понятия о грамоте и счете, а также учу девочек немного и рукоделию. Жаль только времени нет у меня. Мои старички совсем одряхлели, и все дело управления делами по имению графа отец сложил на меня, так что для моих ребяток совсем мало времени остается. Вот, если бы кто-нибудь помог мне...»

Мечтает лечить крестьян и учить их детишек Лика Горная в романе «Солнце встанет», чтобы заглушить муки совести и забыть ужасное прошлое с князем Гариным.
«Но возница не обладал тонким чутьем и не к чему ему было заниматься настроением приезжего. С тем же унылым видом он прикрикнул на пристяжную, дернул возжею и уже, совсем обернувшись лицом к седоку, проговорил:
— Ноне там-то, в Нескучном, то есть, енеральская дочка, барышня, с теткой ейной живут... Уж, почитай, два года... Хорошая барышня... Ее и красовские, и колотовские, и рябовские все знают. Золото, а не барышня. Лучше фелшара али даже дохтура тебе всякого от разной, слышь ты, болезни вылечит... И ребят тоже, слышь ты, учит, и в больнице она, и на фабрике, и где тебе хошь... повсюду. И целый-то день в работе. Где силушки берет только... Сама-то хлябоватая такая, в чем душа держится, а в труде взрослому мужику не уступит...»

С большим энтузиазмом Зоя Ильинична Дмитровская, героиня повести «Дурнушка» со своим женихом, поповским сыном, хочет открыть народную школу в селе, а пока занимается на высших курсах…
«Здесь хорошо отдохнуть, понежиться после трудового дня, а жить все время в этой роскоши и в этом комфорте ужасно! Разленишься и работать не захочешь. А ведь я вполне чернорабочий человек. Всю жизнь в труде, зарабатывая копейку. Праздность мне непонятна. И замуж выйду - не перестану трудиться. Курсы окончу, сюда с Игнашей вернемся. Школу здесь заведем, ребяток обучать станем. Лечить мужиков, опять, своими средствами, домашними, а то доктор живет далеко, не может сюда часто наезжать. Вот бы вы согласились помогать нам! А?
- Конечно, конечно! - поторопилась я ответить, - хоть сейчас!
- Ишь вы какая прыткая! Сейчас вот вам и подавай. Небось наголодались без дела-то! Нет, вы мне раньше с курсами моими покончить дайте, чтобы, доучась как следует, иметь возможность и других учить. Потерпите малость. Зато потом, как хорошо будет! Вы представить себе не можете, какое отрадное чувство прийти домой после трудового дня и сознавать, что ты провела свое время с пользой для других и для себя, право славно!
Зоя говорила горячо, увлекательно».

Настоящий тип честного, горящего своим делом учителя в сельской школе — это Борис Горский из «Лары Бессоновой».
«Он не помнит более лихорадочной работы, чем та, которую он взвалил на себя в то время. Он блестяще кончил курс с медалью. Поехал к попечителю учебного округа и выхлопотал себе место школьного учителя в Зеленых Крутках, место покойного отца.
Прежние мечты остались мечтами. Далекий идеал - университет - рассеялся, как мираж перед глазами путника. Действительность распростерла над ним свои зловещие серые крылья.
И Борис Горский погрузился в её холодные и мрачные волны».

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2866

По ссылке - скан повести, иллюстрация, свидетельство об окончании курса в земском начальном народном училище, фотография учителя и учеников земской школы.

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Дурнушка, Люсина жизнь, В глуши, Лара Бессонова, Фортепиано за стеной, Учительница, Солнце встанет

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Из журнала "Задушевное слово для старшего возраста", 1909 год.

ФОРТЕПИАНО ЗА СТЕНОЙ.
Рождественский рассказ Л.А. ЧАРСКОЙ. Окончание.

III.

Поздно, около полуночи только вернулась Зиночка в свою комнату. Весь вечер провела она у больной.

Они ужинали вместе в роскошной, нарядной комнате. Потом больная играла на рояле Зиночке, рассказала ей всю свою одинокую, грустную, сиротскую жизнь… И сердце здоровой девушки содрогалось от сочувствия при этом повествовании больной…

Прежде чем лечь в постель, Зиночка написала письмо своей сестре Маре, школьной учительнице в деревню… «Не огорчайся, милая, ——писала между прочим Зиночка,— не падай духом, не считай себя несчастной. Я тоже, как и ты, тосковала, изнывала и сетовала на судьбу... А теперь... Нет… Слушай, Мара: мы не можем считать себя несчастными ни на одну минуту... Если бы ты видела и знала сколько есть в мире истинно несчастных людей! А мы, мы сильные, здоровые, у нас есть молодость, энергия, определённая цель в жизни, родные, милые люди, для которых мы обязаны работать и трудиться… Будем же бороться, будем работать, моя Мара, будем смело и бодро идти по дороге жизни и помнить, что есть на свете люди много несчастнее, обездоленнее нас».

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2167

@темы: текст, ссылки, Рассказы, Чарская, Фортепиано за стеной

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Из журнала "Задушевное слово для старшего возраста", 1909 год.

ФОРТЕПИАНО ЗА СТЕНОЙ.
Рождественский рассказ Л.А. ЧАРСКОЙ. Продолжение.

II.
Что это? Опять эти ужасные звуки?
Боже мой! Да когда же им будет конец?

Если бы хоть сегодня, ради кануна светлого праздника, бренчать перестала! Бог знает что такое! Ни отдыха, ни покоя…

Зиночка со злостью вскакивает со стула и мечется по своей клетушке, не зная что предпринять... Ведь это наконец ужасно, эта игра за стеною! Хотя бы дала покойно встретить праздник ей, Зиночке, наедине с её печальными мыслями... Не пойти ли к ней, попросить ее не бренчать?... Зиночка задумывается снова. Что если так и сделать: пойти в комнату к богатой соседке и убедить ее дать хотя бы на минуту покой ей, усталой, измученной, переутомленной Зиночке…

Маленькое колебание... минутная борьба... И вот она за дверью... Войти в широкий, в этот вечерний час всегда пустынный, коридор и остановиться у дверей соседки для Зиночки— секундное дело…

Три удара в дверь. Слабое «войдите»—и Зиночка останавливается пораженная.
Сон или нет?

Действительно, роскошно обставленная комната... Ковры, нарядная мебель, картины, безделушки… Фарфор, бронза, статуэтки на столиках и этажерках… Тяжелые портьеры, драпри, рояль… А у рояля…

Зиночка едва сдерживает крик ужаса, жалости, почти испуга... У рояля, в широком самокате-кресле, вся обложенная подушками, сдать девушка лет 20, с прозрачно-бледным личиком, с огромными, глубоко запавшими в орбитах глазами. Мучительное страдание, следствие физического недуга, ясно выражено на её покорном, кротком лице… Это не лицо живого человека… Нет… Эти глаза уже видят ужасы загробного мира… Их дни сочтены.

Подле рояля стоит ёлка, зажжённые свечи, красивые бомбоньерки, фонарики, безделушки… А больная девушка тихо наигрывает на рояле знакомый Зиночке рождественский гимн…
Зиночка замирает на пороге... Её глаза широко раскрыты. Сердце сжимается от жалости к несчастной больной.

Трогателен образ девушки за роялем... Но вот она повернула голову в сторону Зиночки... Улыбка озарила её печальное, покорное судьбе, измученное личико. Она кивнула Зиночке, как знакомой, и заговорила глухим слабым голосом, протягивая ей руки:

- Ах, как я рада, что вы пришли, милая, добрая девушка!.. Вы захотели навестить бедную, одинокую больную? Благодарю, благодарю вас от души... Я отпустила мою сестру милосердия встречать праздник с её родными... Ведь каждый хочет провести этот вечер в родной семье... Только у меня нет такого желания. Я совсем одинока... Совсем, совсем одна в большом-большом мире. Я больная… Серьезно больная... Я давно приговорена к смерти… Я это знаю... Но мне не жаль жизни... Я так одинока! Я скоро умру... И это к лучшему... Свое богатство завещаю бедным детям... тем самым, которым я помогаю при жизни. Пусть оно облегчит их нужду... А вы, милая девушка, вы счастливы, вы не одиноки?

Большие глаза больной остановились на лице Зиночки в ожидании ответа. Это румяное, свежее, здоровое, круглое личико лучше всего отвечало за свою обладательницу.
Разве, имея силы, способность к труду, здоровье, родных и близких можно считать себя несчастной?

И Зиночка поняла это… Жгучий стыд за своё малодушие, за ни на чём не основанную тоску и за обманчивое суждение о богатой соседке наполнил её душу… Острая жалость наводнила сердце.
Бедная вы! Бедная! Милая, дорогая! - могла только выговорить Зиночка и, крепко обняв незнакомую девушку, горячо поцеловала её.

Кроткая, радостная улыбка снова осенила лицо больной.

— Ну, вот! Ну, вот! Сейчас я так счастлива, право! — заговорила она своим слабым голоском. — Сегодня, благодаря вашему приходу, у меня такой славный, такой чудесный сочельник! Дай вам Бог всего лучшего за это на земле!
И слабые, исхудалые ручонки сжали сильные, здоровые руки Зиночки.
(окончание следует)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2153

@темы: текст, ссылки, Рассказы, Чарская, Задушевное слово, Фортепиано за стеной

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
С СОЧЕЛЬНИКОМ РОЖДЕСТВА ВСЕХ! В ПОДАРОК - НОВЫЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ!

Из журнала "Задушевное слово для старшего возраста", 1909 год.

ФОРТЕПИАНО ЗА СТЕНОЙ.
Рождественский рассказ Л.А. ЧАРСКОЙ

В ветхой, подбитой «рыбьим мехом», по выражению квартирной хозяйки, шубёнке, Зиночка Арнольдова прошла к себе.
Бедная, бедная маленькая комнатка. Четыре шага в длину, три в ширину… Узенькая чистая постель, небольшой колченогий столик, стул с рваным сиденьем, умывальник, под старенькой простыней повешенный на двух гвоздях гардероб — вот и всё, всё Зиночкино царство.
Ёжась от холода, потирая закоченевшие руки (перчаток купить не на что), Зиночка, как была в шубёнке и потёртой шапочке из старого линючего меха, опустилась на одинокий стул у окна и стала смотреть на улицу. Сегодня — сочельник, канун Рождества... Когда-то сочельник был самым знаменательным днём в жизни Зиночки. Когда-то, давно!.. Ах, как кажется давно, а между тем это было так еще недавно. Жили широко, богато... Был жив отец. Приезжали из пансиона на рождественские каникулы она, брат Стива, сестра Марочка.... Ах, как весело было!

В большом доме в усадьбе — тепло, уютно, светло... В столовой вкусный, деревенский ужин, сласти, печенья, пузатый самовар... В гостиной елка… Роскошная красавица в пёстром уборе с очаровательным запахом свежей хвои… Елка, украшенная как будто для младшей сестрёнки Танечки, а в сущности для них всех, для неё, «большой» Зиночки, для студента Стивы, для хорошенькой гимназистки Мары. Всех радует ёлка... Всех… Мать садится за рояль, играет, всегда один и тот же рождественский гимн, всем известный гимн в честь рождённого в Вифлееме младенца.

А дети поют… Ах, что за чудные, светлые воспоминания... Все это
кануло в вечность, все пропало, исчезло без следа. Отец умер... Они разорились... Имение пошло с молотка... Мать приняла место кастелянши земской больницы, бедное место с грошовым жалованием. Брат, оканчивая академию, борется с нуждой. Сестра Мара — сельская учительница. Эта хорошенькая, как майская бабочка, нарядная и веселая Мара, принуждена похоронить свою молодость в глуши... Она, Зиночка, приехала сюда в город на заработок... Бегает с утра до ночи по урокам, чтобы прокормить себя, чтобы не висеть на шее у матери, помочь младшей сестренке Тане…

О, какая жизнь!
Зиночка вздрагивает своими круглыми плечиками и нервно ежится. Сегодня сочельник. От Мары утром получено письмо. Бедняжка Мара изнывает там, в деревне, жалуется на тягость жизни. Пишет, что ей этот труд не под силу. И мать, и Мара, и Стива так бьются в борьбе с жизнью! И она, Зиночка, не меньше их... Сегодня все люди радуются, веселятся. У соседки за стеною с утра возня, украшают ёлку. Счастливая эта соседка, живёт припеваючи, никуда не выходит, читает книжки, пишет письма и бренчит на фортепиано! Ах, это ужасное фортепиано за стеною! Оно одно из злейших бед Зиночкиного существования. Сколько раз приходится возвращаться Зиночке нравственно усталой и физически разбитой с её уроков… (Еще бы! ученики и ученицы попадаются такие тупые, ленивые‚ бестолковые)... Где-бы отдохнуть в тишине и покое, а тут этот рояль! Соседка за стеною бренчит на нём с утра до ночи. Да как ей не бренчать? Она богатая! Счастливица! Ей не надо бегать по урокам с утра до ночи и уставать как ломовой лошади... Лучшую комнату, с шёлковой мебелью, с портьерами и коврами снимает она у хозяйки... Коридорная горничная рассказывает целые легенды о щедрости «богатой» жилицы. Зиночка завидует ей. Богатство, роскошь, уютный уголок с портьерами, дорогой мебелью, коврами! И рояль... Зиночка поникает русой головкой на руку и глубоко, глубоко задумывается...

(продолжение следует)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2152

@темы: текст, ссылки, Рассказы, Чарская, Задушевное слово, Фортепиано за стеной

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сообщество ВКонтакте напоминает, что в наступающее Рождество Христово всех нас ждёт новый рождественский рассказ "Фортепиано за стеной"! Скоро! Всех с праздниками!

"...Ёжась от холода, потирая закоченевшие руки (перчаток купить не на что), Зиночка, как была в шубёнке и потёртой шапочке из старого линючего меха, опустилась на одинокий стул у окна и стала смотреть на улицу. Сегодня — сочельник, канун Рождества... Когда-то сочельник был самым знаменательным днём в жизни Зиночки. Когда-то, давно!.. Ах, как кажется давно, а между тем это было так еще недавно. Жили широко, богато... Был жив отец..."

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2146


@темы: Цитаты, текст, ссылки, Рассказы, Чарская, Фортепиано за стеной

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ВКонтакте обещают:

"В наступающее Рождество Христово всех нас ждёт новый рождественский рассказ "Фортепиано за стеной"! Скоро! Всех с наступающими праздниками!"

Отсюда: vk.com/wall-215751580_2132

@темы: текст, ссылки, Рассказы, Чарская, Фортепиано за стеной