Записи с темой: Малютка Марго (3)
понедельник, 18 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вам цикл про малютку Марго нравится?.. Мне не очень - слишком уж много чудесных совпадений и всего прочего...
воскресенье, 17 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Наши любимые образы
"– Тук-тук-тук-тук!.. – стучит-постукивает колесами поезд. – Тук-тук-тук-тук!..
Маленькая черноглазая девочка с длинными черными локонами, спускающимися по плечам, не отрываясь, смотрит из окна вагона на убегающие вдаль поля, нивы, деревни и зеленые леса."
"Малютка Марго"
Отсюда: vk.com/wall-215751580_3376
"– Тук-тук-тук-тук!.. – стучит-постукивает колесами поезд. – Тук-тук-тук-тук!..
Маленькая черноглазая девочка с длинными черными локонами, спускающимися по плечам, не отрываясь, смотрит из окна вагона на убегающие вдаль поля, нивы, деревни и зеленые леса."
"Малютка Марго"
Отсюда: vk.com/wall-215751580_3376
вторник, 23 января 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Школьные годы в старой России".
Совместное обучение девочек и мальчиков до революции. Смешанные средне-учебные заведения в дачных посёлках и сельских местностях
Сегодня для нас нет ничего необычного и новаторского в том, что мальчики и девочки учатся вместе. Скорее нестандартно смотрятся в наше время гендерно разделённые классы.
Когда мы говорим о дореволюционном обучении, мы понимаем под этим прежде всего гимназии - отдельно мужские, отдельно женские. Таков был самый популярный вид средних школ старой России, но на самом деле были и школы смешанного обучения (для обоих полов, как они назывались в документах), которые иногда встречаются на страницах произведений Лидии Чарской. В «Малютке Марго» подобной школой является пансион или приют мистера Джона, куда внезапно попадает Маргарита Бернар в одном из своих приключений.
«В самом конце длинного переулка дачной местности стоит небольшой домик. Здесь живут зиму и лето, круглый год. И круглый год в нижнем этаже домика по вечерам горит висячая лампа под широким зеленым абажуром, освещая восемь детских головок.
Это — воспитанники и воспитанницы мистера Джона, выдающего себя за знатного англичанина, приехавшего из Лондона. Но многие из соседей знают, что мистер Джон не только не знатный англичанин, но и вовсе не англичанин.
Впрочем маленьким детям решительно все равно кто их хозяин: англичанин или турок, швед или, грек, русский или немец. Он их привел сюда в теплую уютную дачу прямо с глухих петербургских улиц, где они просили милостыню y прохожих, или из сырых грязных подвалов, где они жили впроголодь среди взрослых нищих. Он привел их сюда и поселил здесь, предоставил им сытую и хорошую жизнь.
Воспитывал мистер Джон детей по-своему. Он старался, чтобы дети знали грамоту и счет, и, в то же время заботился об их здоровье и учил их гимнастике. Обыкновенно y мистера Джона жило восемь человек детей».
Как мы видим, здесь учатся и мальчики, и девочки, попавшие к организатору пансиона с улицы, и это вынужденные меры. Два учебных заведения частного порядка мистер Джон не смог бы организовать - преподает он в своей школе один, а ещё на две школы нужно было бы больше денег.
Самое знаменитое совместное обучение и воспитание, конечно же, мы встречаем в «Джаваховском гнезде». Нина Бек-Израэл, «вторая Нина», выросла и устроила на Кавказе приют для детей обоего пола, которые оказались в тяжелой ситуации - их родители погибли, а сами дети также были близки к гибели на улице. Здесь также есть особая ситуация - место, где находится Джаваховское гнездо, уединенное, отдаленное от людей. И, естественно, княжна Нина собрала вместе и мальчиков, и девочек, иначе и быть не могло…
«В часовне сама Люда читает молитвы, хор детей поет, и затем все идут в кунацкую на ранний завтрак. В девять - уроки. Тетя Люда и Нина занимаются с детьми всем, что проходят в средне-учебных заведениях. Нина сама преподает мальчикам математику и латынь. Специально ради этого она прошла то и другое в последние два года. Эти уроки двух женщин, сильных и энергичных не менее любого мужчины, невольно привлекают к науке, заставляют любить ее и жадно, стремительно постигать ее светоч.
Все дети приблизительно одного возраста, от 12 до 15 лет.
Мальчики готовятся в гимназию. Только Селим хочет быть военным. С ним отдельно занимается казачий есаул, князь Андрей Кашидзе. Он же учит одинаково, мальчиков и девочек, стрельбе и верховой езде, развивая их силу и ловкость. Нина готовит Гему и Марусю в средние классы тифлисского института. Судьба дальнейших занятий Селтонет еще не решена».
Мне показалась интересной та деталь, что Нина уже после института выучила сама латынь и математику, чтобы преподавать мальчикам. Ведь латинский язык обычно изучали только в мужских гимназиях.
Есть и ещё варианты упоминаний совместных пансионов; это рассказ «Предательница» из сборника рассказов «Синие тучки»:
« - Господин учитель… Володя не проливал чернил.
- А ты что скажешь, Вася Минакин? - обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
- Володя не виноват! - получился громкий ответ мальчика-пансионера.
- А ты, Миша Стомилов?
- Володя не виновен!
- Маня Рошина!
- Нет! Не виноват Володя!
- Вера Оливина!
- Нет!»
И стихотворение «Трудная задача» из детского сборника «Весёлая дюжинка»:
«Злится Маша. Грише скверно.
Соня плакать хочет.
Только Мишенька усердно
У доски хлопочет».
В начальном образовании дети могли быть разного пола в одной школе, начиная со среднего возраста они разделялись в соответствующие заведения. Но, в целом, до начала 20 века, да и в начале двадцатого столетия подобное смешанное обучение было большой редкостью и не одобрялось обществом и, самое главное – Министерством Народного Образования.
Вопрос был настолько острым, что в популярном двухнедельном издании «Журнал для хозяек» (№ 9 от 15 июня 1912 года) к читателям обратилась редакция, предложив обсуждение темы совместного обучения детей разного пола. Журнал часто писал на злободневные темы и привлекал читательниц к выражению мнений.
(письма и статьи в прикреплённом файле - vk.com/doc146990166_672674994?hash=Pt3vdrPrzUWx... )
После революции и реформ в 1905-1907 годах стали образовываться в сельских и дачных местностях средние школы для совместного обучения мальчиков и девочек: так было дешевле и удобнее собирать детей вместе. Все они основаны были по просьбам жителей (часто крестьян) различными местными обществами. Если начальные школы еще присутствовали в большом количестве в селах и деревнях, то для дальнейшего обучения детям, начиная с 9-10-летнего возраста, приходилось каждый день с большими усилиями добираться до ближайшего города. Детям решили помочь, и - появились сельские гимназии!
Известны сельские гимназии (или средние учебные заведения с программой гимназии) в слободе Покровской Самарской губернии (ныне г.Энгельс), в посёлке Подобедовка под Санкт-Петербургом (1906 г.), в дачной местности Лосиноостровской под Москвой, в селе Всехсвятское Московской губернии (ныне - станция метро Аэропорт), в Ростокинском селе (сейчас станция Ростокино МЦК)… Подобные появлялись уже позже и в Рязанской губернии, Костромской и др.
Но особенно мне близка история открытия такой сельской гимназии для лиц обоего пола в дачном поселке Малаховка Московской губернии в 1908 году, одной из самых ранних. С большим трудом и настойчивостью, не без помощи известных людей (при активном содействии московского губернатора), жители воплотили эту идею, ведь много было министерского сопротивления...
Почти каждый день я хожу мимо неё. А в прошлом году гимназия праздновала 115-летие со дня открытия.
Сначала Красково-Малаховское среднее учебное заведение находилось в съемном помещении, но с 1910 года было построено каменное здание на деньги «Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станций Красково-Малаховка Московско-Казанской железной дороги» при огромной поддержке писателя Н.Телешова. Причём здание сохранилось до наших дней.
Историю Красково-Малаховской гимназии подробно можно прочитать здесь, на странице музея: dzen.ru/a/YBVXStPJFFDGdyYi
и в книге В.С.Жохова «Красково-Малаховская гимназия» (2021 г.)
Отсюда: vk.com/wall-215751580_2203
Совместное обучение девочек и мальчиков до революции. Смешанные средне-учебные заведения в дачных посёлках и сельских местностях
Сегодня для нас нет ничего необычного и новаторского в том, что мальчики и девочки учатся вместе. Скорее нестандартно смотрятся в наше время гендерно разделённые классы.
Когда мы говорим о дореволюционном обучении, мы понимаем под этим прежде всего гимназии - отдельно мужские, отдельно женские. Таков был самый популярный вид средних школ старой России, но на самом деле были и школы смешанного обучения (для обоих полов, как они назывались в документах), которые иногда встречаются на страницах произведений Лидии Чарской. В «Малютке Марго» подобной школой является пансион или приют мистера Джона, куда внезапно попадает Маргарита Бернар в одном из своих приключений.
«В самом конце длинного переулка дачной местности стоит небольшой домик. Здесь живут зиму и лето, круглый год. И круглый год в нижнем этаже домика по вечерам горит висячая лампа под широким зеленым абажуром, освещая восемь детских головок.
Это — воспитанники и воспитанницы мистера Джона, выдающего себя за знатного англичанина, приехавшего из Лондона. Но многие из соседей знают, что мистер Джон не только не знатный англичанин, но и вовсе не англичанин.
Впрочем маленьким детям решительно все равно кто их хозяин: англичанин или турок, швед или, грек, русский или немец. Он их привел сюда в теплую уютную дачу прямо с глухих петербургских улиц, где они просили милостыню y прохожих, или из сырых грязных подвалов, где они жили впроголодь среди взрослых нищих. Он привел их сюда и поселил здесь, предоставил им сытую и хорошую жизнь.
Воспитывал мистер Джон детей по-своему. Он старался, чтобы дети знали грамоту и счет, и, в то же время заботился об их здоровье и учил их гимнастике. Обыкновенно y мистера Джона жило восемь человек детей».
Как мы видим, здесь учатся и мальчики, и девочки, попавшие к организатору пансиона с улицы, и это вынужденные меры. Два учебных заведения частного порядка мистер Джон не смог бы организовать - преподает он в своей школе один, а ещё на две школы нужно было бы больше денег.
Самое знаменитое совместное обучение и воспитание, конечно же, мы встречаем в «Джаваховском гнезде». Нина Бек-Израэл, «вторая Нина», выросла и устроила на Кавказе приют для детей обоего пола, которые оказались в тяжелой ситуации - их родители погибли, а сами дети также были близки к гибели на улице. Здесь также есть особая ситуация - место, где находится Джаваховское гнездо, уединенное, отдаленное от людей. И, естественно, княжна Нина собрала вместе и мальчиков, и девочек, иначе и быть не могло…
«В часовне сама Люда читает молитвы, хор детей поет, и затем все идут в кунацкую на ранний завтрак. В девять - уроки. Тетя Люда и Нина занимаются с детьми всем, что проходят в средне-учебных заведениях. Нина сама преподает мальчикам математику и латынь. Специально ради этого она прошла то и другое в последние два года. Эти уроки двух женщин, сильных и энергичных не менее любого мужчины, невольно привлекают к науке, заставляют любить ее и жадно, стремительно постигать ее светоч.
Все дети приблизительно одного возраста, от 12 до 15 лет.
Мальчики готовятся в гимназию. Только Селим хочет быть военным. С ним отдельно занимается казачий есаул, князь Андрей Кашидзе. Он же учит одинаково, мальчиков и девочек, стрельбе и верховой езде, развивая их силу и ловкость. Нина готовит Гему и Марусю в средние классы тифлисского института. Судьба дальнейших занятий Селтонет еще не решена».
Мне показалась интересной та деталь, что Нина уже после института выучила сама латынь и математику, чтобы преподавать мальчикам. Ведь латинский язык обычно изучали только в мужских гимназиях.
Есть и ещё варианты упоминаний совместных пансионов; это рассказ «Предательница» из сборника рассказов «Синие тучки»:
« - Господин учитель… Володя не проливал чернил.
- А ты что скажешь, Вася Минакин? - обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
- Володя не виноват! - получился громкий ответ мальчика-пансионера.
- А ты, Миша Стомилов?
- Володя не виновен!
- Маня Рошина!
- Нет! Не виноват Володя!
- Вера Оливина!
- Нет!»
И стихотворение «Трудная задача» из детского сборника «Весёлая дюжинка»:
«Злится Маша. Грише скверно.
Соня плакать хочет.
Только Мишенька усердно
У доски хлопочет».
В начальном образовании дети могли быть разного пола в одной школе, начиная со среднего возраста они разделялись в соответствующие заведения. Но, в целом, до начала 20 века, да и в начале двадцатого столетия подобное смешанное обучение было большой редкостью и не одобрялось обществом и, самое главное – Министерством Народного Образования.
Вопрос был настолько острым, что в популярном двухнедельном издании «Журнал для хозяек» (№ 9 от 15 июня 1912 года) к читателям обратилась редакция, предложив обсуждение темы совместного обучения детей разного пола. Журнал часто писал на злободневные темы и привлекал читательниц к выражению мнений.
(письма и статьи в прикреплённом файле - vk.com/doc146990166_672674994?hash=Pt3vdrPrzUWx... )
После революции и реформ в 1905-1907 годах стали образовываться в сельских и дачных местностях средние школы для совместного обучения мальчиков и девочек: так было дешевле и удобнее собирать детей вместе. Все они основаны были по просьбам жителей (часто крестьян) различными местными обществами. Если начальные школы еще присутствовали в большом количестве в селах и деревнях, то для дальнейшего обучения детям, начиная с 9-10-летнего возраста, приходилось каждый день с большими усилиями добираться до ближайшего города. Детям решили помочь, и - появились сельские гимназии!
Известны сельские гимназии (или средние учебные заведения с программой гимназии) в слободе Покровской Самарской губернии (ныне г.Энгельс), в посёлке Подобедовка под Санкт-Петербургом (1906 г.), в дачной местности Лосиноостровской под Москвой, в селе Всехсвятское Московской губернии (ныне - станция метро Аэропорт), в Ростокинском селе (сейчас станция Ростокино МЦК)… Подобные появлялись уже позже и в Рязанской губернии, Костромской и др.
Но особенно мне близка история открытия такой сельской гимназии для лиц обоего пола в дачном поселке Малаховка Московской губернии в 1908 году, одной из самых ранних. С большим трудом и настойчивостью, не без помощи известных людей (при активном содействии московского губернатора), жители воплотили эту идею, ведь много было министерского сопротивления...
Почти каждый день я хожу мимо неё. А в прошлом году гимназия праздновала 115-летие со дня открытия.
Сначала Красково-Малаховское среднее учебное заведение находилось в съемном помещении, но с 1910 года было построено каменное здание на деньги «Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станций Красково-Малаховка Московско-Казанской железной дороги» при огромной поддержке писателя Н.Телешова. Причём здание сохранилось до наших дней.
Историю Красково-Малаховской гимназии подробно можно прочитать здесь, на странице музея: dzen.ru/a/YBVXStPJFFDGdyYi
и в книге В.С.Жохова «Красково-Малаховская гимназия» (2021 г.)
Отсюда: vk.com/wall-215751580_2203