Записи с темой: Записки институтки (53)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Г.Михалевская.
Уроки общения по Л.Чарской. (СПб, 2006 год). Продолжение.

ГЛАВА 2
СТРОЙ ИНСТИТУТСКОЙ ЖИЗНИ

Как уже говорилось, в институте жили, учились и воспитывались «дети средних русских семей, преимущественно сирот, дочерей офицеров и служащих в военном ведомстве». (Чарская Л. Записки институтки. - М.,1993. — С.213.) По окончании привилегированного учебного заведения девушки получали диплом: «А с дипломом ей всюду дорога открыта. Классной дамой может быть, учительницей. Наконец, на курсы поступит. Свое учебное заведение откроет, если захочет». (Чарская Л. Волшебная сказка. — М., 1994. — С. 434.)

По преданию, «институт когда-то, давным-давно, был монастырем, доказательством чего служили следы могильных плит в последней аллее и «силюльки» (крохотные комнатки для музыкальных упражнений), бывшие, вероятно, келейками монахинь». «Не раз... прибегали девочки из силюлек все дрожащие и испуганные и говорили, что слышали какие-то странные звуки, стоны. Это, как говорят, плачут души монахинь, не успевших покаяться перед смертью». (Чарская Л. Записки институтки. — М.,1993. — С. 40.)

Возле институтского здания был сад: «Большой, неприветливый, с массой дорожек, он был окружен со всех сторон высокой каменной оградой. Посреди площадки, прилегавшей в внутреннему фасаду института, стояли качели и качалка». (Там же. С. 27.) Осенью под ногами шелестели упавшие листья. Там и сям каркали голодные вороны. Прогулки проводились под наблюдением классных дам. Во время прогулок ходить на последнюю аллею запрещалось. За садовой площадкой чернел пруд: «Небольшое озерко в пять сажень длины и в четыре ширины тихо дремлет под осенним солнцем. Деревья и прибрежные кусты роняют на его сонную поверхность опавшие мертвые листья». (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 135.) К пруду подходить также не разрешалось.

В самом здании института было много примечательных мест. И первое это зал — «огромное мрачноватое помещение с холодными белыми стенами, украшенными громадными царскими портретами в тяжелых раззолоченных рамах, и двухсветными окнами, словно бы нехотя пропускавшими сюда сумеречно-голубой лунный свет.

Поскольку император Павел | считался основателем нашего института, его портрет занимал особое место, будучи помещенным за деревянной оградкой-баллюстрадой на некотором возвышении, куда вели высокие ступени, крытые красным сукном.

Император стоял передо мной (перед девочкой, отважившейся ночью пойти в зал без разрешения классной дамы) в горностаевой мантии. С короной на голове и скипетром в руке. Его своеобразное, характерное лицо с вздернутым носом и насмешливым взглядом было обращено ко мне. При бледном сиянии луны мне почудилось, что император улыбается. Разумеется, это только почудилось... Я отлично понимала что портрет не может улыбаться». (Чарская Л. Вторая Нина. — СПб., 1994. — С. 242.)

Центральное место в институтской жизни занимала церковь. «Небольшая, но красивая и богатая институтская церковь сияла золоченым иконостасом, большими образами в золотых ризах украшенных каменьями, с пеленами, вышитыми воспитанницами». (Чарская Л. Записки институтки. — М., 1993. — С. 33.) Церковь находилась на четвертом этаже, перед ней была церковная площадка, подняться в церковь нужно было по «парадной» лестнице. «На церковной площадке весь класс остановился и, как один человек ровно и дружно опустился на колени. Потом, под предводительством m-lle Арно, все чинно по парам вошли в церковь и встали впереди, у самого клироса, с левой стороны. За нами было место следующего шестого класса». (Там же. С. 31).

«Пожилой, невысокий священник с кротким и болезненным лицом — кумир целого института за чисто отеческое отношение к девочкам — служит особенно выразительно и торжественно. Сочные молодые голоса «старших» звучат красиво и стройно под высокими сводами церкви.

Но странное дело... Там, в убогой деревенской церкви, забившись в темный уголок, я молилась горячо, забывая весь окружающий мир... Здесь, в красивом институтском храме, молитва стыла, как говорится на губах, и вся я замирала от этих дивных, как казалось мне тогда, голосов, этой величавой торжественной службы». (Там же. С. 32-33.) Такое впечатление произвела служба в церкви на Людмилу Влассовскую, только что поступившую в институт. «Молитва стыла на губах», поскольку жизнь несмотря на ее ритмичность, в институтских стенах, «серых», «скучных», была тяжелой, «немилой».

Кроме классов, где девочки учились, была столовая, дортуар (спальня) и умывальня, 20 музыкальных комнат, или силюлек, где девочки экзерсировались, учились играть на пианино; гимнастическая площадка (на улице), гардеробная, бельевая, лазарет, комнаты классных дам и инспектрис, квартира начальницы. Дортуарные и коридорные девушки жили в девичьей. Работники в гардеробной, вахтер, сторожа, швейцар обслуживали и налаживали быт воспитанниц.

Дортуар. Большая длинная комната с четырьмя рядами кроватей — дортуар — освещалась газовыми рожками. Пространство между кроватями девочки называли «переулок». «Средний переулок» - пространство между двумя рядами кроватей. Несмотря на то, что дортуар был «мрачным», в нем после чая и вечерней молитвы надзор над девочками несколько снижался, хотя дежурная классная дама ночью должна была находиться здесь же, за перегородкой или ширмами. «Здесь за ширмами было так же шумно, как и там, в общей части дортуара. Каждое слово воспитанниц, произнесенное даже вполголоса, долетало сюда» (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №1.- С. 117.) - так вспоминала свои первые дежурства молодая классная дама Ия Басланова.

«Поднявшись в дортуар, институтки сбрасывали с себя не только камлотовые (камлот — плотная грубая хлопчатобумажная или шерстяная ткань из черных или коричневых нитей) платья, но и дневную муштру, казенщину, неестественность ‹и нелепость большинства институтских правил и неписаных законов. Конечно, дортуар тоже был казармой своего рода, но здесь воспитанницам все-таки удавалось — пусть ненадолго, всего на несколько вечерних часов — избавиться от утомительного, а подчас и унизительного надзора». (Чарская Л. Вторая Нина. — СПб., 1994. — С. 219.) После чая и вечерней молитвы это были лучшие часы институтской жизни.

В дортуаре девочки переодевались в холщовые юбочки, кофточки и колпачки, иногда надевали привезенные из дома «собственные длинные юбки поверх институтских грубых холщовых и, закутавшись в теплые, тоже «собственные» платки, сидели и болтали, разбившись группами, на постелях друг друга». (Чарская Л. Записки институтки. — М., 1993. — С. 181.) По вечерам иногда девочки усаживались на чью-либо постель и, тесно прижавшись одна к другой, «запугивали» себя страшными рассказами или обсуждали дела и события, случившиеся днем. После страшных рассказов становилось «невыразимо жутко», и Люда Влассовская «не выдержала и улеглась спать на одну постель с Ниной, где тотчас же, несмотря ни на какие страхи, уснула как убитая». (Там же. С. 40.)

Умывальня. Рядом с дортуаром находилась «умывальня с медным желобом, над которым помещалась целая дюжина кранов». (Чарская Л. Записки институтки. - М., 1993. С.19) Вторая Нина, поступившая в последний класс института, была поражена следующим зрелищем: «Громкое, назойливое беспрерывное жужжание буквально оглушило меня... Комната, куда мы вошли, служила очевидно, умывальней, потому что на правой ее стене были расположены водопроводные медные краны. Несколько девушек возрастом от 16 до 19 лет, плескались у кранов, коротко переговариваясь между собой. На них были надеты короткие холщовые юбки и остроконечные колпачки, поразительно безобразившие эти юные лица». (Чарская Л. Вторая Нина. — СПб., 1994. — С. 182.)

Столовая. В здании института находилась и столовая: «Чинно выстроились институтки и сошли попарно в столовую, помещавшуюся в нижнем этаже. Там уже собрались все классы и строились на’ молитву... Дежурная ученица из институток старших классов прочла молитву перед обедом, все институтки сели за столы по 10 человек за каждый». (Чарская Л. Записки институтка. — М., 1993. —с. 17) На стенке у входной двери в столовую висело меню. За обедом общались.

«— Влассовская, ты не будешь есть твой биток? — на весь стол крикнула Бельская. — Нет? Так дай мне.
— Пожалуйста, возьми, — поторопилась я ответить.
— Вздор! Ты должна есть и биток, и сладкое тоже, строго заявила Джаваха, и глаза ее сердито блеснули. — Как тебе не стыдно клянчить Бельская! — прибавила она.
Бельская сконфузилась, но ненадолго: через минуту она уже звонким шепотом передавала следующему «столу»:
— Mesdames, кто хочет меняться — биток за сладкое?
Девочки с аппетитом уничтожали холодные и жесткие битки». (Чарская Л. Записки институтки. — М.,1993 — С. 17)

Неоднократно говорится в произведениях Л.Чарской о скудной институтской пище: «Завтрак, состоявший из 5 печеных картофелин куска селедки, квадратика масла и кружки кофе с бутербродами». (Там же. С. 26.) «Чай — горячая коричневая бурда, лишь по какому-то недоразумению именуемую чаем». (Чарская Л. Вторая Нина. — СПб., 1994. — С. 206.) Скудным было питание и у смолянок. Е.Н.Водовозова пишет: «Кроме раннего вставания и холода, институток удручал вечный голод. Кормили нас в институте на редкость невкусно и давали к тому же крошечные порции. На завтрак мы получали маленький ломтик хлеба, посыпанный зеленым сыром. Иногда, вместо сыра, на хлебе лежал тонкий, как почтовый листок, кусочек мяса. Этот жалкий бутерброд: составлял первое блюдо завтрака. На второе нам обычно давали блюдце молочной каши или макарон. В обед полагался суп, на второе — кусочек поджаренной говядины из супа, а на третье — небольшой пирожок с брусничным или клюквенным вареньем. Утром и вечером давалась одна кружка чаю и пол французской булки.

Посты же окончательно изводили нас... Мы постились не только в рождественский и великий посты, но каждую пятницу и среду. В такие дни вместо мяса мы получали по три корюшки и несколько картофелин с постным маслом. Во время постов институтки ложились спать со слезами, долго стонали и плакали, ворочаясь в постелях от холода и мучительного голода». (Водовозова Е. Н. История одного детства. — Л.,1941. — С. 145-146).Так случилось, что после конфликтной ситуации m-lle Арно пригласила к себе в комнату для разговора по душам Людмилу Влассовскую, ученицу последнего класса. «На круглом столике у дивана совсем по-домашнему шумел самовар и лежали разложенные по тарелкам сыр, колбаса, масло. Я, полуголодная, после институтского стола, не без жадности взглянула на все эти лакомства, но прикоснуться к чему-либо считала «низостью» и изменой классу (классная дама предложила выпить чашку чая). Арно ненавидели дружно, изводили всячески, она была нашим врагом, а есть хлеб-соль врага считалось у нас позорным. Поэтому я только низко присела в знак благодарности, но от чая и закусок отказалась». (Чарская Л. Записки институтки. — М., 1993. — С. 183-184.) Ежедневно «три дежурные по алфавиту воспитанницы ходили на кухню осматривать провизию — с целью приучаться исподволь к роли будущих хозяек». (Там же. С. 210.) Повар был «ужасно смешной и добрый. Всегда нам давал кочерыжки и морковь». (Там же. С. 153.)

Маленьких девочек перед праздником отправили на прогулку, чтобы они не мешали старшим украсить елку. Впереди шла чинно Арно, сзади — швейцар в ливрее. Случайные прохожие приняли девочек за приютских.
«— Ах, милашки! — воскликнула, проходя под руку с господином, какая-то сердобольная барынька. — Смотри, какие худенькие! — жалостливо протянула она, обращаясь к мужу.
— От институтских обедов не растолстеешь, да и заучивают их там этих институток, — сердито молвил тот». (Чарская Л.Записки институтки. — М., 1993 С. 82-83.) Даже Maman однажды сказала Людмиле Влассовской: «Привезли тебя румяным украинским яблочком, а увезут хилой и бледной».Но не все было уж так плохо. В приемные дни родственники приносили всевозможные лакомства. Обычно девочки делились с теми, кого не посещали родители или родные: «Надя Федорова принесла мне (Влассовской) большой кусок чайной колбасы и, когда я стала отнекиваться, пресерьезно заметила: «Ешь, ешь или спрячь, ведь я же не отказывалась от твоих коржиков». И я, чтобы не обидеть ее, ела колбасу после пирожных и карамелей». (Там же. С. 82-83.)

Иногда приходили посылки издалека. «Мамина пасхальная посылка опоздала на этот раз, и я получила ее только в великую субботу. Поверх куличей, мазурок, пляцок и баб аршинного роста... я с радостью заметила букетик полузавядших в дороге ландышей — первых цветов милой стороны». (Там же. С. 111.) В дортуаре, «сдвинув, с позволенья классной дамы, несколько ночных столиков, мы накрыли их совершенно чистой простыней и уставили присланными мне мамой яствами. Затем улеглись спать, чтобы бодро встретить наступающий Светлый праздник». (Там же. С. 112.)В праздники кормили гораздо лучше: вместо кофе давали по кружке шоколада с очень вкусными ванильными сухариками, нравились девочкам и слоеные булочки. «Воскресный завтрак состоял из кулебяки с рисом и грибами. На второе дали чай с вкусными слоеными булочками». (Там же. С. 35.)

(продолжение следует)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3758

@темы: ссылки, Чарская, Волшебная сказка, Записки институтки, Ради семьи, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЧАРСКАЯ: СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ. ГОСУДАРИ И ИМПЕРАТОРЫ РОССИЙСКИЕ

"Ждать пришлось недолго. Спустя несколько минут дверь широко распахнулась и в класс вошла небольшого роста тоненькая дама, с большими выразительными карими глазами, ласково глядевшими из-под низко надвинутой на лоб меховой шапочки, с длинным дорогим боа на шее поверх темного, чрезвычайно простого коричневого платья.

С нею была Maman и очень высокий широкоплечий плотный офицер, с открытым, чрезвычайно симпатичным, чисто русским лицом.

— Где же Государыня? — хотела я спросить Нину, вполне уверенная, что вижу свиту Монархини, но в ту же минуту почтительно выстроившиеся между скамей наши девочки, низко приседая, чуть не до самого пола, проговорили громко и отчетливо, отчеканивая каждый слог:

— Здравия желаем, Ваше Императорское Величество!
И тотчас же за первой фразой следовала вторая на французском языке:
— Nous avons l'honneur de saluer Votre Majeste Imperial!
Сомнений не было. Передо мною были Государь и Государыня.
"Так вот они!" — мысленно произнесла я, сладко замирая от какого-то нового, непонятного мне еще чувства.

В моем впечатлительном и несколько мечтательном воображении мне представлялась совсем иная Царская Чета. Мысль рисовала мне торжественное появление Монархов среди целой толпы нарядных царедворцев в богатых, золотом шитых, чуть ли не парчовых костюмах, залитыми с головы до ног драгоценными камнями...
А между тем передо мною простое коричневое платье и военный сюртук одного из гвардейских полков столицы. Вместо величия и пышности простая, ободряющая и милая улыбка.

— Здравствуйте, дети! — прозвучал густой и приятный бас Государя. — Чем занимались?

Maman поспешила объяснить, что у нас урок немецкого языка, и представила Царской Чете m-lle Арно и учителя. Государь и Государыня милостиво протянули им руки.
— А ну-ка, я проверю, как вы уроки учите, — шутливо кивнул нам головою Государь и, обведя класс глазами, поманил сидевшую на первой скамейке Киру Дергунову.

У меня замерло сердце, так как Кира, славившаяся своею ленью, не выучила урока — я была в этом уверена. Но Кира и глазом не моргнула. Вероятно, ее отважная белокурая головка с вздернутым носиком и бойкими глазенками произвела приятное впечатление на Царскую Чету, потому что Кира получила милостивый кивок и улыбку, придавшие ей еще больше храбрости. Глаза Киры с полным отчаянием устремились на учителя. Они поняли друг друга. Он задал ей несколько вопросов из прошлого урока, на которые Кира отвечала бойко и умело.

— Хорошо! — одобрил еще раз Государь и отпустил девочку на место.
Потом его взгляд еще раз обежал весь класс, и глаза его остановились на миг как раз на мне. Смутный, необъяснимый трепет охватил меня от этого проницательного и в то же время ласково-ободряющего взгляда. Мое сердце стучало так, что мне казалось — я слышала его биение... Что-то широкой волной прилило к горлу, сдавило его, наполняя глаза теплыми и сладкими слезами умиления. Близость Монарха, Его простое, доброе, отеческое отношение, — Его — великого и могучего, держащего судьбу государства и миллионов людей в этих мощных и крупных руках, — все это заставило содрогнуться от нового ощущения впечатлительную душу маленькой девочки. Казалось, и Государь понял, что во мне происходило в эту минуту, потому что глаза его засияли еще большею лаской, а полные губы мягко проговорили:

— Пойди сюда, девочка.
Взволнованная и счастливая, я вышла на середину класса, по примеру Киры, и отвесила низкий-низкий реверанс.
— Какие-нибудь стихи знаешь? — снова услышала я ласкающие, густые, низкие ноты.
— Знаю стихотворение "Erlkonig", — тихо-тихо ответила я.
— Ihres Kaiserliche Majestat прибавляйте всегда, когда Их Величества спрашивают, — шепотом подсказал мне учитель.

Но я только недоумевающе вскинула на него глаза и тотчас же отвела их, вперив пристальный, не мигающий взгляд в богатырски сложенную фигуру обожаемого Россией Монарха.
"Wer reitet so spat durch Nacht und Wind?.." — начала я робким и дрожащим от волнения голосом, но чем дальше читала я стихотворение, выученное мною добросовестно к предыдущему уроку, тем спокойнее и громче звучал мой голос, и кончила я чтение очень и очень порядочно.

— Прекрасно, малютка! — произнес милый бас Государя. — Как твоя фамилия?
Его рука, немного тяжелая и большая, настоящая державная рука, легла на мои стриженые кудри.

— Влассовская Людмила, Ваше Императорское Величество, — догадалась я ответить.
— Влассовская? Дочь казака Влассовского?
— Так точно, Ваше Императорское Величество, — поспешила вмешаться Maman.

— Дочь героя, славно послужившего родине! — тихо и раздумчиво повторил Государь, так тихо, что могли только услышать Государыня и начальница, сидевшая рядом. Но мое чуткое ухо уловило эти слова доброго Монарха.

— Approche, mon enfant (подойди, мое дитя)! — прозвучал приятный и нежный голосок Императрицы, и едва я успела приблизиться к ней, как ее рука в желтой перчатке легла мне на шею, а глубокие, прелестные глаза смотрели совсем близко около моего лица.

Я инстинктивно нагнулась, и губы Государыни коснулись моей пылавшей щеки.

Счастливая, не помня себя от восторга, пошла я на место, не замечая слез, текших по моим щекам, не слыша ног под собою...

Царская Чета встала и, милостиво кивнув нам, пошла к двери. Но тут Государь задержался немного и крикнул нам весело, по-военному:
— Молодцы, ребята, старайтесь!
— Рады стараться, Ваше Императорское Величество! — звонко и весело, не уступая в искусстве солдатам, дружно крикнули мы.

Как только Государь с Государыней и начальницей вышли в коридор, направляясь в старшие классы, нас быстро собрали в пары и повели в зал.

Наскоро, суетясь и мешая друг другу, наши маленькие музыкантши уселись за рояли, чтобы в 16 рук играть тщательно разученный марш-полонез, специально приготовленный к царскому приезду.

Сзади них стояла толстенькая, старшая музыкальная дама, вся взволнованная, с яркими пятнами румянца на щеках.
— Идут! Идут! — неистово закричали девочки, сторожившие появление Царской Четы у коридорных дверей.

Музыкальная дама взмахнула своей палочкой, девочки взяли первые аккорды... Высокие Гости в сопровождении Maman, подоспевших опекунов, институтского начальства и старших воспитанниц, окруживших Государя и Государыню беспорядочной гурьбой, вошли в зал и заняли места в креслах, стоявших посередине между портретами Императора Павла I и Царя-Освободителя.
Приветливо и ласково оглядывали Высочайшие Посетители ряды девочек, притаивших дыхание, боявшихся шевельнуться, чтобы не упустить малейшего движения дорогих гостей.

Мы не сводили глаз с обожаемых Государя и Государыни, и сердца наши сладко замирали от счастья.

Музыкальная пьеса в 16 рук окончилась, вызвав одобрение Государя и похвалу Государыни. Вслед за тем на середину вышла воспитанница выпускного класса Иртеньева и на чистейшем французском языке проговорила длинное приветствие — сочинение нашего Ротье — с замысловатым вычурным слогом и витиеватыми выражениями. Государыня милостиво протянула ей для поцелуя руку, освобожденную от перчатки, — белую маленькую руку, унизанную драгоценными кольцами.

Затем вышла воспитанница 2-го класса, добродушная, всеми любимая толстушка Баркова, и после низкого-низкого реверанса прочла русские стихи собственного сочинения, в которых просто и задушевно выражалось горячее чувство любящих детей к их незабвенным Отцу и Матери.

Государь был, видимо, растроган. Государыня с влажными и сияющими глазами обняла обезумевшую от восторга юную поэтессу.
Потом все наши окружили рояль с севшею за него воспитанницею, и своды зала огласились звуками красивой баркароллы. Молодые, сочные голоса слились в дружном мотиве баркароллы с массою мелодий и переливов, искусными трелями и звонкими хорами. Во время пения Высочайшие Гости покинули свои места и стали обходить колонны институток. Они милостиво расспрашивали ту или другую девочку о ее родителях, успехах или здоровье. Увидя два-три болезненных личика, Государь останавливался перед ними и заботливо осведомлялся о причине их бледности. Затем обращался с просьбою к следовавшей за ними Maman обратить внимание на болезненный вид воспитанниц и дать возможность употреблять самую питательную пищу. Как раз когда он проходил мимо нашего класса, мой взгляд упал на Нину. Бледная, с разгоревшимися глазами трепетно вздрагивающими ноздрями, она вся превратилась в молчаливое ожидание. Государь внезапно остановился перед нею.

— Твое имя, малютка?
— Княжна Нина Джаваха-алы-Джамата, — звонким гортанным голоском ответила Нина.
Государь улыбнулся доброй улыбкой и погладил глянцевитые косы девочки.

— Твоя родина Кавказ? — спросила по-русски Государыня.
— Так точно, Ваше Величество! — произнесла Нина.
— А ты любишь свою родину? — спросил Государь, все еще не спуская руки с чернокудрой головки.
-
- Что может быть лучше Кавказа! Я очень-очень люблю мой Кавказ! — пылко, забывая все в эту минуту, воскликнула Нина, блестя глазами и улыбкой, делавшей прелестным это гордое личико, смело и восторженно устремленное в лицо Монарха.

— Charmant enfant! — тихо проговорила Государыня и о чем-то заговорила с начальницей.

Видя, что Высочайшие Гости собираются отъехать, институтский хор грянул "Боже, Царя храни", законченный таким оглушительно-звонким "ура!", которое вряд ли забудут суровые институтские стены.
Тут уже, пренебрегая всеми условными правилами, которым безропотно подчинялись в другое время, мы бросились всем институтом к Монаршей Чете и, окружив ее, двинулись вместе с нею к выходу. Напрасно начальство уговаривало нас опомниться и собраться в пары, напрасно грозило всевозможными наказаниями, — мы, послушные в другое время, теперь отказывались повиноваться. Мы бежали с тем же оглушительным "ура!" по коридорам и лестницам и, дойдя до прихожей, вырвали из рук высокого внушительного гайдука соболью ротонду Императрицы и форменное пальто Государя с барашковым воротником и накинули их на царственные плечи наших гостей.

Потом мы надели теплые меховые калоши на миниатюрные ножки Царицы и уже готовились проделать то же и с Государем, но он вовремя предупредил нас, отвлекая наше внимание брошенным в воздух носовым платком. Какая-то счастливица поймала платок, но кто-то тотчас же вырвал его у нее из рук, и затем небольшой шелковый платок Государя был тут же разорван на массу кусков и дружно разделен "на память" между старшими.

— А нам папироски, Ваше Величество! — запищали голоса маленьких, видевших, что Государь стал закуривать.
— Ах вы, малыши, вас и забыли! — засмеялся он и мигом опустошил золотой портсигар, раздав все папиросы маленьким.
— Распустите детей на три дня! — в последний раз прозвучал драгоценный голос Монарха, и Царская Чета вышла на подъезд.

Оглушительное "ура!" было ответом — "ура!" начатое в большой институтской швейцарской и подхваченное тысячной толпой собравшегося на улице народа. Кивая направо и налево, Высочайшие Гости сели в сани, гайдук вскочил на запятки, и чистокровные арабские кони, дрожавшие под синей сеткой и мечущие искры из глаз, быстро понеслись по снежной дороге.

Мы облепили окна швейцарской и соседней с нею институтской канцелярии, любуясь дорогими чертами возлюбленных Государя и Государыни.

— Господи, как хорошо! Как я счастлива, что мне удалось видеть Государя! — вырвалось из груди Нины, и я увидела на ее всегда гордом личике выражение глубокого душевного умиления.
— Да, хорошо! — подтвердила я, и мы обнялись крепко-крепко...
Наше восторженное настроение было прервано Манею Ивановой.

— Как жалко, mesdam'очки, что Государь с Государыней не прошли в столовую, — чистосердечно сокрушалась она.
— А что?
— А то, что, наверное бы, нас кормить стали лучше. А то котлеты с чечевицей, котлеты с бобами, котлеты и котлеты. С ума можно сойти...

Но никто не обратил внимания на ее слова и не поддержал на этот раз Маню; все считали, что напоминание о котлетах в эту торжественную минуту было совсем некстати. Всех нас охватило новое чувство, вряд ли даже вполне доступное нашему пониманию, но зато вполне понятное каждому истинно русскому человеку, — чувство глубокого восторга от осветившей нашу душу встречи с обожаемым нами, бессознательно еще, может быть, великим Отцом великого народа.

И долго-долго после того мы не забыли этого великого для нас события..." ("Записки институтки")

Отсюда: vk.com/wall-215751580_3751

Интересно, тогда было принято все, связанное с царской фамилией, писать с заглавных букв (типа "Царская Чета") или это личная заморочка Чарской?.. В издании "Терры" - с маленьких, а в имеющемся у меня файле - правда, не знаю, с какого издания он делался - с заглавных...

@темы: Цитаты, текст, ссылки, Чарская, Записки институтки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно, если заморочиться, представить, что фамилия Джаваха-оглы-Джамата существует на самом деле, и попробовать найти ей внутримировой, как говорят, "ватсонианский", обоснуй, - то какой он будет?.. (Внешний, "Чарская не очень разбиралась в кавказской ономастике", я и сама знаю).

Интересно, что "род князей Джамата" упоминается только один раз, и еще раз Юлико говорит, что он "последний оглы-Джамата", в остальных случаях - либо "Джаваха", либо полностью, "Джаваха-оглы-Джамата". (А на могиле Нины - вообще "Джаваха-алы-Джамата".)

@темы: вопрос, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Центральная детская библиотека села Пестрецы, что в Татарстане, тоже отметила юбилей Чарской:

В Центральной детской библиотеке прошло литературное знакомство, посвящённое 150- летию со дня рождения Л.А. Чарской «Жила – была Фея…» Оно было рассчитано для ребят среднего школьного возраста. Библиотекарь познакомила ребят с жизнью и творчеством замечательной детской писательницы. Её книги о прекрасных человеческих качествах: доброте и отзывчивости, любви и бескорыстии. Первая же повесть "Записки институтки", написанные в 1902 году, принесли ей громкую славу. В то время в Петербурге выходил журнал "Задушевное слово" для детей младшего и старшего возраста. Чарская стала ведущей писательницей этого журнала. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Повести "Княжна Джаваха", "Люда Влассовская", "Вторая Нина", "Записки маленькой гимназистки", "Сибирочка", "Лесовичка", рассказы "Волька", "Первый день", "Два сочельника", "Корректорша Варкунина", сказки "Золотая свирель", "Волшебная сказка" и другие - вот неполный перечень того, что читало подрастающее поколение. Ребятам понравились книги писательницы, были взяты с выставки для чтения её произведения.

Отсюда: vk.com/wall-117078501_4779

@темы: ссылки, Сказки, Рассказы, Мероприятия, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Санкт-Петербургские ведомости" тоже отметили юбилей Чарской:

"Задушевное слово Чарской. Сегодня со дня рождения писательницы исполняется 150 лет

В библиотеке нашего музея хранится книга Лидии Чарской «Записки институтки», изданная в 1907 году товариществом «Вольф». На титульном листе — игривое посвящение: «Дорогому утенку на память от ее зайчонка», датированное 31 декабря 1907 года. Кому оно было адресовано, неизвестно, но наверняка книга стала новогодним подарком, сделанным близкому человеку…

«Записки институтки» — это первое, дебютное, произведение актрисы Александринского театра Лидии Чуриловой, которая стала использовать псевдоним Лидия Чарская. В 1901 году эта повесть, опубликованная в популярном детском журнале «Задушевное слово», имела оглушительный успех.

В чем же был секрет? Долгое время художественная литература почти не знала таких героинь, как воспитанницы закрытых женских заведений. После образовательных реформ 1860‑х годов появился ряд воспоминаний о Смольном и других институтах, но их авторы рассказывали о своем детстве для взрослых читателей, подвергая все анализу и сравнению.

А Лидия Чарская создала историю от имени ребенка и для детей. «Повесть для юношества» — такой подзаголовок имеет это произведение. Сюжет классический: девочка попадает из семьи в новую среду — закрытый женский институт со строгими порядками. Маленькой Люде Власовской надо привыкнуть к странной жизни, обрести подруг, одолеть недоброжелателей, понять себя.

Героиня переживает смерть подруги, болезнь, успехи и неудачи в учебе. Так Чарская впервые открыла перед читателями закрытый мир женских институтов с их тайнами, суровыми нравами, сильными эмоциями и душевными переживаниями…

Весь это мир был очень хорошо известен писательнице. Она родилась в 1875 году в семье военного инженера и рано потеряла мать. Отец женился на другой женщине, девочка возненавидела мачеху, и вместе жить им было невозможно. Когда Лидии было десять лет, ее отдали на воспитание в Павловский институт благородных девиц.

Он стал ее родным домом на семь лет. В институте Лидия вела дневник, он впоследствии и лег в основу повести, которую начинающая писательница принесла в журнал. Тогда она переживала трудный период: после развода с мужем осталась одна с маленьким сыном на руках, денег не хватало… Записи заинтересовали редактора, так было положено начало первой публикации.

За двадцать лет Лидия Чарская написала около восьмидесяти книг. К ней пришел невиданный успех. Самые известные ее произведения — «Княжна Джаваха», «Записки маленькой гимназистки», «Лесовичка», «Записки сиротки». Гимназистки и институтки зачастую предпочитали читать произведения Чарской, нежели классиков. Ведь она рассказывала о девичьих переживаниях.

Более того, ученый комитет Министерства народного просвещения официально рекомендовал многие ее произведения для библиотек средних учебных заведений и для чтения воспитанниками кадетских корпусов.

Сама Чарская так определяла свою цель: «Вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание».

Впрочем, творчество писательницы нравилось отнюдь не всем. Корней Чуковский написал про нее язвительную статью, называя ее «гением пошлости». Главные его претензии состояли в том, что героини Чарской часто падают в обморок, плачут, экзальтированно выражаются. Чуковский отмечал, что в ее повестях слишком много надуманных романтических сюжетов: разбойники, тайны, побеги, похищения, ранние смерти от неизлечимых болезней. По поводу последнего упрека замечу, что если читать подлинные воспоминания институток, то почти каждая из них переживала смерть близкого человека или подруги. Такова была печальная правда того времени.

Но были у Чарской свои защитники: Марина Цветаева, с юности очень требовательный читатель, восхищалась ее княжной Джавахой, писатель Федор Сологуб заметил, что Чарская «имела дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от взрослых, а сами взрослые исправляются детьми».

После революции повести Чарской перестали печатать, но настоящий крах наступил в 1920 году, когда по постановлению Наркомпроса из библиотек начали изымать «вредные» книги, и в их число попали произведения Чарской. Но ее все равно продолжали читать. Удивительно, но в школьных анкетах того времени среди любимых книг юные пионеры наравне с рассказами Максима Горького называли и повести Чарской.

В 1924 году Чарская ушла из театра и жила на маленькую пенсию. Она пребывала в отчаянной бедности, ее единственный сын умер в Харбине. По воспоминаниям писателя Бориса Шкловского, соседские дети помогали ей по хозяйству, а та в благодарность давала им читать свои рукописи. Умерла она в 1938 году в Ленинграде, благодарные читатели ухаживали за ее могилой на Смоленском кладбище.

В начале 1990‑х годов книги Лидии Чарской вновь стали переиздавать, они нашли своего читателя, вышло даже собрание ее сочинений.

Автор материала: Ольга ФЕДОРОВА, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея «Смольный»"

Отсюда: vk.com/@-56949756-zadushevnoe-slovo-charskoi-se...

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, мнение о книге, Записки маленькой гимназистки, Записки сиротки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Кулиговская сельская библиотека (из Обоянского района Курской области) тоже отметила юбилей Чарской:

"31 января 1875 года родилась Лидия Алексеевна Чарская - русская писательница и актриса.Известна как автор книг для детей и юношества.
В 1901 году опубликовала первое произведение - повесть "Записки институтки", взяв за основу свои дневниковые записи. Повесть о жизни воспитанниц институтов "Княжна Джаваха" (1903), "Люда Влассовская" (1904), "Белые пелеринки"(1906), "Вторая Нина" (1909), "Ради семьи" (1914) и другие, принесли Чарской большой успех.Обращалась писательница и к сюжетам из отечественной истории: так, повесть "Смелая жизнь" (1905) посвящена кавалерист-девице Н.А.Дуровой - героине Отечественной войны 1812 года, "Газават" (1909) - о покорении Сибири Ермаком.

После 1918 года произведения Чарской оказались под запретом, они вернулись к читателям лишь в 1990-е годы.Несмотря на все запреты, дети продолжали читать книги Чарской.

За 20 лет творческой деятельности Лидия Чарская опубликовала 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений."

Отсюда: vk.com/wall-217246741_539

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Смелая жизнь, Газават, Ради семьи, Люда Влассовская, Вторая Нина, Белые пелеринки

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сегодня - 88 годовщина смерти Лидии Алексеевны Чарской, самой популярной детской писательницы предреволюционного периода (хотя она писала не только для детей и подростков). В Интернете встречается информация, что Чарская умерла в 1938 году, но судя по фото надгробия - все же в 1937. А родилась - в 1875 (хотя на этот счет есть тоже разногласия).

Наверное, вы это все и так знаете, но напомню, что первой ее книгой были "Записки институтки" (по легенде, написанные на основе дневников времен обучения в Павловском институте благородных девиц), более знаменитая (и, пожалуй, ставшая символом - во всяком случае, в литературе Чарская чаще упоминается в сочетании с "Княжной Джавахой" - вот хоть в "Кортике" Рыбакова) "Княжна Джаваха" - это приквел (были и сиквелы, сложившиеся в так называемый "Джаваховский цикл").

До революции произведения Чарской били все рекорды популярности в России, после революции Чарская была запрещена по идеологическим соображениям (хотя, если верить мемуарам, дети и подростки все же каким-то образом добывали дореволюционные издания ее книг, и им вполне нравилось), в "постперестройку" - с 1991 года - ее произведения начали вновь публиковаться, и хотя до былой популярности им далеко, некоторые произведения Чарской (жаль, что все одни и те же) довольно регулярно переиздаются (иногда под разными названиями встречается одно и то же произведение, иногда отредактированное, иногда нет), а "Записки маленькой гимназистки" (нет, это не то же, что "Записки институтки"), говорят, даже в школьную программу вошли - правда, в качестве внеклассного чтения (впрочем, может быть, с точки зрения удовольствия от чтения это даже лучше).

На Дайри существует сообщество, посвященное Чарской, - charskaya.diary.ru/ , вы как раз на него смотрите и ВКонтакте - тоже ( vk.com/allcharskaya , vk.com/clublidiacharskaia ).

Помним и благодарны.

@темы: ссылки, Даты, Фэндом, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Записки маленькой гимназистки, Джаваховский цикл

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В деревне Борисова Грива Всеволожского района Вагановская сельская библиотека тоже отметила юбилей Чарской:

31 января 150 лет назад (1875-1937), родилась Лидия Алексеевна Чарская -известная детская писательница. Автор свыше трёхсот произведений для детей и юношества. Наибольшую популярность писательнице принесли книги - «Записки институтки», «Сибирочка», «Княжна Джаваха».

Герои произведений Лидии Чарской - обычные мальчики и девочки, юноши и девушки, мечтающие о том, чтобы однажды выбраться из серых будней и оказаться в сказке.

Отсюда: vk.com/wall-210685366_2977

И опять эта идея про "оказаться в сказке". Откуда же она пошла???

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Сибирочка

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Хакасская республиканская детская библиотека тоже отметила юбилей Чарской:

19 января 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской, выдающейся русской писательницы, подарившей миру более 300 произведений для детей и подростков!

Её книги, такие как «Люсино детство», «Записки институтки» и «Сибирочка», стали настоящими бестселлерами начала XX века. После Октябрьской революции её творчество было запрещено, но сегодня мы заново открываем для себя эти замечательные истории.

В Хакасской республиканской детской библиотеке открылась книжная выставка «Волшебные сказки Лидии Чарской». Здесь вы сможете найти такие произведения, как «Сказка о красоте», «Сказки голубой феи», «Лизочкино счастье», «Первые товарищи», «Дом шалунов» и многие другие.

Произведения Лидии Чарской учат детей доброте, смелости и честности. Они помогают юным читателям переживать вместе с героями и верить в то, что добро всегда побеждает зло.

Отсюда: vk.com/wall-216570910_1976

@темы: ссылки, Сказки, Мероприятия, Сборники, Чарская, Сказки голубой феи, Записки институтки, Лизочкино счастье, Сибирочка, Первые товарищи, Дом шалунов, Люсино детство

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детские библиотеки Асбеста тоже отметили юбилей Чарской:

Лидия Алексеевна Чарская (1875−1937) - писательница, артистка,
автор произведений для детей и юношества. Наибольшую популярность писательнице принесли книги «Записки институтки», «Сибирочка», «Княжна Джаваха».

Девичья фамилия писательницы — Воронова, в замужестве она стала Чуриловой, а Чарская — это сценический псевдоним.

Писать книги Лидия Чарская не собиралась — к этому подтолкнула нужда. В 1901 году Чарская приступила к повести «Записки институтки», чтобы немного подзаработать. Книга написана под впечатлением от учёбы в Павловском институте благородных девиц.

Свою первую повесть Чарская отнесла в редакцию «Задушевного слова» — очень популярного в России журнала для детей и юношества. Повесть «Записки институтки» стали публиковать по частям. Вскоре Чарская проснулась знаменитой.

Позже Лидия Алексеевна станет главным автором «Задушевного слова». Семнадцатилетняя поэтесса Марина Цветаева даже посвятила стихотворение Нине Джавахе, одной из героинь писательницы.

Отсюда: vk.com/wall-66826143_3590

Также по ссылке есть "информационные картинки" о биографии Чарской.

@темы: ссылки, биография, Чарская, Задушевное слово, Княжна Джаваха, Записки институтки, Сибирочка

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Централизованная библиотечная система города Костромы тоже отметила юбилей Чарской:

31 января - 150 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской (наст. фамилия — Чурилова; 1875-1937), русской писательницы, автора многочисленных произведений для девочек.

Книги: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Смелая жизнь», «Южаночка», «Заслуженное счастье».

Интересные факты о жизни и творчестве писательницы - в карточках сообщества Такой день | Контент для сообществ ( vk.com/suchday ) .

Правда, к сожалению, основная часть информации - на картинках, которые здесь не вставляются почему-то, так что предлагаю посмотреть их по ссылке: vk.com/wall-77858188_45288

Отсюда: vk.com/wall-77858188_45288



@темы: ссылки, Картинки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Заслуженное счастье, Записки институтки, Смеля жизнь, Южаночка

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Модельная библиотека (что это такое - мы как-то уже говорили) Саранска "Библиогород" не осталась в стороне от празднования юбилея Чарской.

ДОБРОТА, ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ДРУЖБА: К ЮБИЛЕЮ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Сегодня, 31 января 2025 года, исполняется 150 лет со дня рождения Лидии ЧАРСКОЙ. Она была одной из самых популярных писательниц начала XX века, особенно известной своими произведениями для детей и подростков.

Вот основные факты из её жизни:

Настоящее имя Лидии Чарской — Лидия Алексеевна Чурилова.
Она родилась 31 января 1875 года в Санкт-Петербурге (по другим данным — в Царском Селе).
Её отец был военным инженером, а мать происходила из знатного рода.
Лидия Чарская училась в Павловском женском институте в Санкт-Петербурге, где получила образование, типичное для девушек из благородных семей.
После окончания института она стала актрисой, играла в Александринском театре под псевдонимом Чарская. Её театральная карьера длилась более 20 лет.
Писать она начала случайно: чтобы помочь семье в трудные времена, Лидия отправила свою первую повесть в журнал. Это была «Записки маленькой гимназистки», которая стала невероятно популярной.
Её книги были адресованы в основном юным читателям, особенно девочкам. Они рассказывали о жизни в пансионах, институтах благородных девиц, о дружбе, любви и преодолении трудностей.
Самые известные произведения: «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Лесовичка», «Соперницы», «Записки институтки».
Чарская за свою жизнь создала более 80 произведений!
В начале XX века Чарская была самой читаемой детской писательницей в России. Её книги издавались огромными тиражами.
Однако критики, включая Корнея Чуковского, часто упрекали её в излишней сентиментальности и шаблонности сюжетов.
Несмотря на это, её книги любили дети, особенно девочки, которые находили в них отражение своих переживаний и мечтаний.
После революции 1917 года книги Чарской были запрещены, так как считались «буржуазными» и «несозвучными эпохе». Её имя почти забыли.
В 1990-е годы интерес к её творчеству возродился, и её книги снова стали издаваться. Сегодня её произведения ценятся за искренность и глубокое понимание детской психологии.
Лидия Чарская была замужем за офицером Борисом Чуриловым, но её семейная жизнь сложилась трагически: муж погиб, а сын умер в юном возрасте.
После революции она жила в бедности, работала библиотекарем и продолжала писать, но её произведения уже не публиковались.
Лидия Чарская умерла 18 марта 1937 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в полной безвестности. Её могила была утеряна.

Отсюда: vk.com/wall-199111041_1715

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Соперницы

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Кирбинская сельская библиотека (село Кирби расположено в Татарстане) тоже отметила юбилей Чарской.

150 лет назад родилась популярная детская писательница начала XX столетия Лидия Чарская.

Лидия посвятила литературному творчеству более 20 лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений.

Когда-то среди читающей молодежи не было человека, не знакомого с этим именем. Ее сказки для малышей, детские рассказы, повести для юношества, романы для взрослых, стихи и пьесы мгновенно исчезали с прилавков магазинов. Ее книга «Княжна Джаваха» была любимой книга юности Марины Цветаевой!

«Княжна Джаваха», «Записки институтки», «Сибирочка», «Вторая Нина». Удивительно, но в начале XX века, судя по библиотечным формулярам и данным о продажах книг , повести Лидии Чарской были более востребованы чем классические произведения Гоголя, Тургенева или Марка Твена. В 1911 году ученицы женских гимназий в сочинениях на тему "Моя любимая книга" чаще всего упоминали произведения Чарской. Её книги переводили на французский, немецкий, английский – абсолютный триумф! Но после революции книги Чарской оказались под запретом и только в конце 80-х годов прошлого века издатели вернулись к творчеству некогда популярной писательницы.

Чарская прекрасно разбиралась в детской психике, улавливала животрепещущие темы, строила свои произведения в соответствии с детской и юношеской логикой, быстро откликалась на актуальные события. Именно в этом и заключалась ее популярность. Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости.

Отсюда: vk.com/wall-209267233_744

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Сибирочка, Вторая Нина

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Артемовский исторический музей в честь юбилея Чарской поделился ссылкой: rodina-history.ru/2025/01/31/literaturnye-chary...

Поделимся и мы:

Литературные чары Лидии Чарской, родившейся 150 лет назад

Её книгами зачитывались школьники, а коллеги по цеху высмеивали их автора за отсутствие таланта. Лидия Чарская - звезда детской литературы в дореволюционной России, за 20 лет творческой деятельности опубликовавшая 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений, умерла в советское время в нищете и безвестности.

Актриса и писательница Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия - Воронова) родилась 31 января (19-го по старому стилю) 1875 года в Санкт-Петербурге в семье поручика лейб-гвардии Егерского полка Алексея Воронова и Антонины Крахоткиной.

В автобиографической повести "За что?" Чарская рассказала, что её мать умерла во время родов. Девочку воспитывали тёти. Когда Чарской исполнилось 10 лет, отец определил ее в Павловский институт благородных девиц. Лидия Алексеевна провела в этом заведении семь лет. Впечатления об институтской жизни легли в основу будущих книг, в том числе дебютной повести "Записки институтки" (1901), которая сразу стала невероятно популярной.

В 1897 году Лидия Алексеевна поступила на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. На третьем курсе, во время экзаменационных спектаклей в Михайловском театре, впервые начала использовать псевдоним Чарская, образованный скорее всего от слова "чары".

После окончания курсов начинающую актрису приняли в труппу Александринского театра, где она прослужила вплоть до 1924 года. Давали ей в основном второстепенные роли, но Лидия Алексеевна не жаловалась, хотя отчаянно нуждалась в деньгах. Эта нужда и подтолкнула ее заняться литературным творчеством. Но она и предположить не могла, что уже первая книга будет иметь такой ошеломительный успех. "Записки институтки" публиковались по частям в детском журнале "Задушевное слово", и юные читатели каждый раз с нетерпением ждали очередного номера, чтобы узнать, как дальше развивались события в повести.

Окрыленная успехом Чарская начала писать новые книги. Ее героинями были, в основном, гимназистки, впрочем, они же были и ее главной читательской аудиторией. Творчество Лидии Алексеевны было призвано, как она сама говорила, не только развлекать, но и нравственно воспитывать юное поколение: "вызывать добрые чувства, поддерживать интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание". Она писала о школьной жизни, любви, девичьей дружбе. В повестях "Лесовичка" (1908) и "Сибирочка" (1908) Чацкая описывала приключения потерянных или похищенных детей. В ее творческом багаже оказались произведения, посвященные истории России - "Смелая жизнь" (1908), "Газават" (1906), "Так велела царица" (1910). И даже сказки: "Дуль-Дуль, король без сердца", "Чудесная звездочка", "Король с раскрашенной картинки", "Подарок феи", "Царевна Льдинка", которые были изданы в 1912 году.

Гимназистки зачитывались произведениями Чарской. Её популярность неизменно росла. В 1911 году в восьми женских гимназиях ученицам задали написать сочинение на тему "Любимая книга", и почти все из них выбрали какую-либо из книг Лидии Алексеевны. Популярнее её на тот момент был только Пушкин.

Однако признание читателей для Лидии Чарской не было тождественно признанию со стороны литературоведов, писателей и даже педагогов. Все они дружно критиковали писательницу-самоучку за сумбурность изложения, надуманность и примитивность произведений. Особенно невзлюбил ее Корней Чуковский. В сентябре 1912 года в газете "Речь" была опубликована его статья под названием "Лидия Чарская", в которой писатель крайне негативно отзывался о её творчестве: "Что же это такое, обожаемая Лидия Алексеевна? Как это случилось, что вы превратились в машину?... Как, должно быть, вам самой опостылели эти истёртые слова, истрёпанные образы, застарелые, привычные эффекты, и с каким, должно быть, скрежетом зубовным, мучительно себя презирая, вы в тысячный раз выводите всё то же, всё то же…" А Самуил Маршак называл Чарскую "популярной поставщицей истерично-сентиментальных институтских повестей".

Большая часть книг Лидии Алексеевны была выпущена издательствами "Товарищество М.О. Вольф" и "И. Кнебель". Звучит парадоксально, но успешная писательская карьера не подарила Чарской финансовой стабильности. Поскольку гонорары выплачивались ей только за самые первые издания. А ведь книги Чарской многократно переиздавались, причём и на русском, и на иностранных языках. Но вся прибыль от этого доставалась издателю.

После революции Лидия Чарская, как и все писатели дворянского происхождения с "буржуазно-мещанскими взглядами", была предана анафеме. А её книги отныне причислялись к бульварной литературе и публиковать их было запрещено. Две последние повести Чарской - "Мотылек" и "Дети Рудиных" - так и остались неоконченными.

В 1920-м была составлена "Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек". В списке на изъятие были в том числе книги Чарской.

В 1924 году опальная писательница вынуждена была уйти и из театра. До конца своих дней она жила вместе со своим третьим мужем Алексеем Ивановым на мизерную актёрскую пенсию в маленькой квартирке на улице Разъезжая в Ленинграде. Особая ирония жизни заключалась ещё и в том, что пенсию эту выхлопотал для бывшей актрисы тот самый, беспощадный к её творчеству Корней Чуковский. В своём дневнике он с негодованием писал: "Ей [Чарской] до сих пор не дают пайка. Это безобразие…".

Несмотря на все запреты, дети продолжали читать книги Чарской. По воспоминаниям очевидцев, самые преданные поклонники её творчества приходили к писательнице домой - приносили еду, одежду, деньги, помогали по хозяйству. В благодарность Лидия Алексеевна давала им читать свои рукописи.

Свой век популярная писательница доживала очень тяжело - в крайней нужде и болезнях. Но всё равно старалась не унывать и никогда не жаловалась на судьбу.

Лидии Чарской не стало 18 марта 1937 года. Похоронена она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Интерес к "чарам" Чарской вновь возник лишь в 1990-х годах. Тогда её книги начали активно переиздавать, в журналах публиковались статьи писательницы, а несколько произведений были включены в школьную программу.

В начале 2000-х издательство "Русская миссия" даже выпустило "Полное собрание сочинений Л. Чарской" в 54 томах. Но многими поклонниками писательницы не раз отмечалось, что тексты, вошедшие в это собрание, настолько сильно отредактированы, что лишь отдалённо напоминают оригинальные произведения Чарской.

@темы: ссылки, Сказки, биография, За что?, Мотылек, Чарская, Задушевное слово, ПСС, Записки институтки, Лесовичка, Смелая жизнь, Газават, Сибирочка, Так велела царица, Дети Рудиных

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детская библиотека имени Мусы Джалиля (из города Малая Вишера) отметила юбилей Чарской выставкой:

30 января 2025 года в детской библиотеке подготовлена книжная выставка "Девичьи судьбы Лидии Чарской", посвященная 150-летию со дня рождения писательницы.

Лидия Чарская – известная детская писательница, актриса. Автор свыше трехсот произведений для детей и юношества. Наибольшую популярность писательнице принесли книги "Записки институтки", "Сибирочка", "Княжна Джаваха".

Отсюда: vk.com/wall207995758_5583

@темы: ссылки, Мероприятия, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Сибирочка

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Модельная библиотека села Юца (Ставропольский край), филиал № 8 тоже отметила юбилей Чарской - выставкой-просмотром.

В январе исполнилось 150 лет со дня рождения одного из лучших авторов начала двадцатого века, детской писательницы Лидии Алексеевны Чарской.

В модельной библиотеке филиал № 7 с. Юца, открытой в рамках национального проекта «Культура», в детском абонементе действовала выставка-просмотр «Добрые и мудрые книги Лидии Чарской».

Сценический и литературный псевдоним «Чарская» появился у Лидии Чуриловой, когда она в 1898 г. стала актрисой Александринского Императорского театра в Петербурге. Лидия Чарская в сентиментально-драматическом стиле писала о порядках закрытых школ-пансионов, о приключениях похищенных или осиротевших детей, раскрывала внутренний мир девушек. Наиболее известны ее книги, изданные в начале XX в.: «Записки институтки», «За что?», «Ради семьи», «Большой Джон», «Цель достигнута», «Белые пелеринки», «Юность Лидии», «Лесовичка», «Сибирочка». Лидия Чарская – автор нескольких художественно-исторических книг, а также сказок «Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Король с раскрашенной картинки», «Царевна Льдинка».

Произведения, представленные на выставке, заставляют детей сопереживать героям, учат мальчишек и девчонок доброте и любви к ближнему, состраданию и бескорыстию.

Отсюда: vk.com/wall712384319_4637

(Если вам интересно, что такое модельная библиотека. Это не собрание моделей чего бы то ни было. Это не просто хранилище книг, а современный культурный центр, где можно интересно провести время, получить новые знания, поработать, поучиться и бесплатно посетить цифровые ресурсы культуры, например Национальную электронную библиотеку. "Основой концепции является понимание того, что модельная библиотека имеет совершенно новый формат, создаётся с целью творческого развития детей и взрослых, внедрения цифровых технологий в культурную жизнь. Модельная библиотека — это образцовая библиотека, использующая в работе современные цифровые технологии, при этом не утрачивая прирожденного назначения. Она является центром социальной, правовой, бытовой информации и культурно-досуговым центром. Модельная библиотека нового формата является общедоступной, то есть пользоваться ее услугами может любой человек, независимо от возраста, национальности, места проживания и юридические лица.
Для создания модельной библиотеки задействуются уже существующие библиотеки и оборудуются новые. Участие в реконструкции осуществляется на федеральное и региональное финансирование, а также при участии спонсоров.

Основная концепция — это преобразование классических библиотек, создание совершенно новых культурно-досуговых учреждений. Современная жизнь насыщена технологиями, которые применимы во всех отраслях промышленности, медицины, образования и других сфер. Если раньше школьники и студенты активно пользовались книжным фондом в библиотеках, то сейчас потребность в этом практически исчезла. Любую книгу и информацию можно найти в виртуальной сети, поэтому с каждым годом посетителей в библиотеках становится всё меньше. Это приводит к тому, что книгохранилища закрываются, помещения пустуют, либо отдаются другим организациям.

Модельные библиотеки открываются с целью вернуть читателей в читальные залы, вернуть популярность бумажным книгам.

Для этого в стенах старых библиотек создаётся новое пространство, где дети и взрослые находят много разных занятий. Согласно цели национального проекта, к 2024 году планируется увеличить количество посетителей библиотек как минимум в 5 раз.

Миссия
Миссией модельной общедоступной библиотеки является создание условий для культурного развития населения. При этом перечень услуг обширный:

хранение и выдача книг;
организация и проведение тематических мероприятий;
проведение развлекательных и образовательных кружков;
активное участие в проводимых мероприятиях.
Задача персонала библиотеки — привлечь как можно больше новых посетителей.")


@темы: ссылки, Сказки, Записки институтки, Лесовичка, Цель достигнута, Сибирочка, Большой Джон, Белые пелеринки, Юность Лидии, За что? Ради семьи

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Отделение ГПНТБ СО РАН (из Новосибирска) тоже присоединилось к празднованию юбилея.

31 января исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Чарской.

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Чурилова, при рождении Воронова; 1875-1937) – русская детская писательница и актриса. Автор свыше трехсот произведений для детей и юношества. Наибольшую популярность писательнице принесли книги «Записки институтки», «Сибирочка», «Княжна Джаваха».

Когда-то имя Лидии Чарской было известно каждому читающему человеку. Ее книги – с детскими рассказами, сказками, юношескими повестями и романами для более взрослого читателя, исчезали с прилавков книжных магазинов в мгновение ока. В начале 20-го века не было более популярной писательницы, чем она, а потом ее забыли. Чтобы вспомнить почти через век, в 90-е. Ее книги снова стали популярными, их печатали в самых разных издательствах, они снова полюбились читателю, теперь уже 21-го века. Герои ее произведений – обычные мальчики и девочки, юноши и девушки, мечтающие о том, чтобы однажды выбраться из серых будней и оказаться в сказке.

Отсюда: vk.com/wall-144319671_3936

Какая странная трактовка произведений...

@темы: ссылки, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Сибирочка

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ВКонтактовское сообщество "Особняк. Понемногу обо всем" тоже отметило юбилей Чарской.

31 января 1875 г. родилась ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА ЧАРСКАЯ, детская писательница.
Чарская начала писать из-за безденежья и моментально стала известной. В дореволюционной России она была невероятно популярной, настоящей звездой детской литературы. В течение 15 лет, вплоть до 1917 г., писательница сохраняла этот статус за собой. Однако последние годы своей жизни она прожила в нищете, а ее книги были запрещены.
Когда Чарской было 19 лет, она вышла замуж, через год родился сын, а еще через пять лет супруги развелись. После развода церковь пожизненно запретила Чарской вступать в брак, а также назначила епитимью на 7 лет. Сын остался с ней.
Ей в одиночку пришлось заботиться о ребенке, денег не хватало, вот тогда Чарская и начала писать книги. Она открыла свои дневники и на их основе сочинила свой первый роман «Записки институтки». Произведение, предназначавшееся девушкам, вышло в свет в 1901 г. и моментально принесло Чарской славу. История и драмы воспитанниц института благородных девиц покорили юных читательниц.
Через два года писательница выпустила предысторию «Княжна Джаваха», а затем продолжение первой книги — «Люда Власовская», «Вторая Нина», «Джаваховское гнездо», «Дели-Акыз».
За 20 лет Чарская написала 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. И многие ее современники не могли понять, в чем же феноменальный успех Чарской. У нее было много сторонников, но и немало критиков. И среди наиболее яростных ее критиков были Корней Чуковский и Самуил Маршак. В 1912 г. Чуковский опубликовал разгромную статью о Чарской, высмеивая ее героинь, которые то и дело падают в обмороки или бьются в истериках.
«Она так набила руку на этих обмороках, корчах, конвульсиях, что изготовляет их целыми партиями; судорога — ее ремесло, надрыв — ее постоянная профессия, и один и тот же ‚ужас‘ она аккуратно фабрикует десятки и сотни раз», — писал Чуковский.
Но и Чуковский был вынужден признать невероятную популярность Чарской.
Все изменилось в 1917 г. Книги Чарской повсюду запрещались и изымались, поскольку в них была заложена иная идеология. Все ее произведения отныне считались бульварной литературой. Но даже будучи под запретом, Чарская еще несколько лет умудрялась писать и публиковать свои сочинения под псевдонимом Н. Иванова.
Из театра, где она работала, ее уволили. Больших гонораров писательская деятельность не приносила. И тогда Чуковский, до того нещадно критиковавший Чарскую, добился для нее, хоть и мизерной, но пенсии. «Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась», — возмущался Чуковский в своем дневнике.
Последние годы жизни Чарская много болела, жила в одиночестве, но никогда не жаловалась на судьбу. Она умерла 18 марта 1937 г. в Ленинграде, соседки похоронили ее на Смоленском кладбище. Писательнице было 62 года.
Единственный сын Чарской ушел из жизни на 4 месяца раньше.

Отсюда: vk.com/wall-1385031_34645

@темы: ссылки, Биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Люда Влассовская, Вторая Нина, Джаваховское гнездо, Дели-Акыз

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Детская библиотека Новоуральска тоже отметила юбилей Чарской:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
31 января 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения Лидии Чарской (полное имя – Лидия Алексеевна Чурилова, урожденная Воронова) – русской актрисы и писательницы, специализирующейся на детской литературе.
Лидия появилась на свет предположительно 31 января 1875 года в Санкт-Петербурге. Примечательно, что источники не могут точно указать год и место рождения будущей писательницы. Также весьма обрывочный характер носят и сведения о ее родителях: известно, что отец Чарской был военным инженером и дослужился до чина полковника, а мать скончалась в родах. Воспитывалась Чарская своими тетками по матери. После повторного брака отца у нее помимо мачехи появились сводные братья и сестры. В течение семи лет Лидия обучалась в Павловском женском институте, и это время вдохновило ее на написание будущих книг.
В 1898 году Чарская выпустилась с драматических курсов при Императорском театральном училище. Через некоторое время Лидия стала актрисой Александринского театра, работе в котором посвятила более шести лет. Большая часть ее ролей имела эпизодический характер. В период работы на сцене Лидия взяла себе псевдоним Чарская, который придумала на базе слов «чары» и «очарование». Несмотря на все старания, театр приносил Чарской весьма скромный доход, и она решила попробовать свои силы в литературном творчестве.
Интерес к литературе проявился у Лидии рано: в десять лет она начала писать стихи, а в пятнадцать вела дневник, который позднее, в 1901 году, стал основой ее первой книги – «Записки институтки». Публикация произведения велась частями и принесла ей небывалую популярность у детской аудитории.
Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской. Из года в год издательство «Товарищество М. О. Вольф» печатает ее книги, бо́льшая часть которых рассказывает о школьной жизни, о воспитанницах закрытых школ-пансионов, о любви, о девичьей дружбе: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская раскрывает полный страхов и грёз внутренний мир маленькой девочки. В этих повестях яркая эмоциональность сентиментализма начала XIX века соединяется с повышенным интересом к миру грез и снов, привнесенным в литературу писателями-модернистами. От последних Лидия Чарская унаследовала интерес к страшному и стала часто использовать мотивы детских рассказов-страшилок.
Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни автора служат в них лишь основой. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекают читателя. И здесь автор воспроизводит внутренний мир девушки, показывая становление героини как личности.
Судя по анкетам и опросам школьниц того времени, Чарскую очень часто указывали в числе любимых авторов, по ее книгам писали сочинения, ее переводили на иностранные языки.
К самым интересным и популярным произведениям писательницы относятся следующие книги:
«Сибирочка»;
«Смелая Жизнь»;
«Записки маленькой гимназистки».
Лидия посвятила литературному творчеству более двадцати лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Несмотря на популярность писательницы, издательства не спешили платить ей достойные гонорары. После революции книги Чарской стали массово запрещать и писать к ним язвительные рецензии, типичные для того времени. Активно издавать произведения писательницы стали с 1991 года.

Отсюда: vk.com/wall-2064662_8103

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Смелая жизнь, Цель достигнута, Сибирочка, Записки маленькой гимназистки, Люда Влассовская, На всю жизнь, Белые пелеринки, Юность Лидии, За что? Большой Джон

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот еще пример статьи к юбилею.

Городищенская центральная районная библиотека пишет:

Лидия Чарская – известная детская писательница, актриса. Автор свыше трехсот произведений для детей и юношества. Настоящая фамилия писательницы – Воронова. Она родилась в Санкт-Петербурге в семье поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Воронова и дочери купца Антонины Крахоткиной. Мать девочки умерла во время родов, и ее воспитывали мамины сестры. Когда Лиде исполнилось десять лет её приняли в Павловский институт благородных девиц. Именно там и началась ее творческая биография.

Первые стихотворные произведения Воронова написала в десятилетнем возрасте, первую прозу – спустя пять лет. Начало всему положил дневник, который Лида начала вести в 15 лет. Она доверяла ему все свои тайны и события из жизни – своей и своих подружек по институту. Позже эти записи станут основой повести под названием «Записки институтки».

В августе 1897-го Воронова начала обучение на драматических курсах при Императорском Санкт-Петербургском Театральном училище. Будучи студенткой третьего курса, она впервые взяла себе псевдоним Чарская, наверное, от слова «очарование» или «чары». Под этим псевдонимом девушка выходила на сцену Михайловского театра, где шли экзаменационные постановки. После окончания курсов Чарская попала в труппу Александринского театра, где служила вплоть до 1924 года.

В поисках подработки Лидия попыталась устроиться переписчицей в крупное издательство. Владелец попросил принести любые записи, чтобы увидеть ее почерк. Чарская принесла свой дневник. После того, как издатель прочел несколько страниц, он заинтересовался не столько почерком, сколько сюжетами, описанными в дневнике. Вдохновившись успехом, Лидия принялась писать книги.
Вскоре одно за другим вышли несколько произведений Лидии Чарской – «Сибирочка», «Княжна Джаваха», «Лесовичка», «Сестра Марина». Большая часть из них переведена и издана на иностранных языках. Однако на жизнь Чарской, несмотря на огромную популярность её произведений, едва ли хватало. Почти всю прибыль забирал себе издатель. А потом грянул октябрь 1917 года.

Советская власть особо не жаловала деятелей культуры, многим из них ставили в вину буржуазно-мещанские взгляды. К тому же, Лидия Чарская имела дворянское происхождение, и это предрешило ее дальнейшую биографию. Книги писательницы назвали бульварной литературой, и запретили издавать. Головокружительный успех и любовь читателей оказались в прошлом. Теперь о книгах Чарской говорили, что они «пошлые, бездарные, глупо-сентиментальные». А все герои ее повествований – сплошь и рядом бездушные стереотипы.

В 1924-м Лидию заставили уволиться из театра, где она прослужила верой и правдой почти четверть века. Писательница находилась в бедственном положении, получала мизерную пенсию и зачастую сидела без работы.
Лидии Чарской не стало 18 марта 1937 года. Лидия умерла тихо и незаметно. Проводить ее в последний путь пришли две соседки-читательницы, которые ужаснулись при виде убогости убранства квартиры Чарских. Похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Новый виток популярности пришел к Чарской только в 1990-е годы. Ее книги начали активно переиздаваться, в журналах появились статьи писательницы, несколько произведений даже включили в программу школы. К сожалению, настоящее признание пришло к Чарской с опозданием почти на целый век.
Замечательные книги писательницы вы сможете найти в фонде нашей библиотеки. Ждём вас!

Отсюда: vk.com/wall-211359966_1032

@темы: ссылки, биография, Чарская, Княжна Джаваха, Записки институтки, Лесовичка, Сестра Марина, Сибирочка