Спасибо
feray за статью.
Чарская, Цветаева и княжна Джаваха: встреча в литературном пространстве
• Е.И. Трофимова, г. Москва
• В ноябре 1902 года, в первой книжке журнала «Задушевное Слово» нового подписного (1902-1903 года) начала печататься повесть Лидии Чарской «Княжна Джаваха». Там существовал раздел «Почтовый ящик», куда писали читатели – дети и подростки, высказывая свои мысли и чувства по разным вопросам и прочитанным произведениям, и, чаще всего, их письма были обращены к писательнице Чарской, которая, начиная с 1901 года, на несколько десятилетий стала «властительницей сердец и дум» русского подрастающего поколения. Вот несколько эпистолярных примеров по поводу печатавшейся повести.
«Мне очень хотелось бы знать, есть ли среди читателей «Задушевного Слова» кто живёт или бывал в Гори и действительно ли этот город так чудно расположен <…>» (Настя Алышевская, СПб., 1903); «Я грузинка, и многие черты моего характера похожи на черты княжны Нины <…>» (Фата Джорзадзе, Тифлис, 1903); «Я живу в деревне, у меня нет подруг; мои подруги – это те девочки, про которых говорится в рассказах… Я часто, например, воображаю, что я знаю княжну Джаваху и Люду Влассовскую, что они у меня бывают, со мной играют <…>» (Катя Цветкова, село Вилково, Орловской губ., 1903); «Милые товарищи и подруги по журналу! [Прошу написать, как вы думаете] повести Чарской, правда или сказка? Мне думается: правда <…>» (Гриша Степановский, М., 1912); «Недавно мне случалось проезжать через Гори и Мцхету, и, Боже мой, с каким благоговением смотрела я на эту Куру и горы, на которые когда-то смотрела, я уверена, моя любимая княжна Джаваха <…>» (Лина, 1907).
О героинях Чарской и к самой Чарской писали дети, назвав имена которых, я перекину мостик к нам, живущим здесь и теперь. Они словно говорят нам: помните, не забывайте тех, кого любили и читали мы, на чьих книгах вырастали, становились взрослыми, жили, любили своё отечество и умирали за него: Наташа Поленова (имение на Оке), Лёля и Наташа Бахрушины (Москва), Коля Семанов (с. Анненский мост, Олонецкой губернии), Елена Гоголева (М.), Юля Пуни (Куоккала), Шура Монигетти (Москва), Маруся Серно-Соловьёвич (М.), Оля Нарбут (Семипалатинск), Маруся Ковальджи (Кишинёв), Андрюша Боярский (СПб.), Вера и Вилли Асмус (СПб.), дети Пиотровские (СПб.), Митя Набоков (Любча, Минской губ.), Зоя Оболенская (имение Горки), Александр Пороховщиков, Гриша Кузьмин-Караваев, Соня Кнабе (Коканд), Павел Герман (Киев), Маруся Шкляревская (Полтава), Сёма Галлай, Коля Баскаков, Катя Небольсина, Глеб Чагин, Валентин и Надя Авраменко, Митя Бартошевич, Шура Бостром и мн., мн.другие.
читать дальшеМаленькие читатели просто писали о своей любви к Чарской («Скажите тёте Чарской, что я её люблю за её повести, хотя местами она заставляет нас плакать <…>» – Нина Русиева, Телави, 1907), называли в честь её героинь своих кукол («Я получила на ёлку куклу в кавказском костюме и назвала её княжна Джаваха», – написала 8-летняя Надя Чаплыгина из СПб). Подростки же уже серьёзно и даже обстоятельно обсуждали в книгах Лидии Чарской темы, героев, их поступки. «Сколько хороших мгновений я провела за чтением повестей Л.Чарской! <…> Крепко полюбила я её повести за те 9 лет, [что выписывала журнал]. Я благодарна Чарской за её повести, с которыми провела столько чудных минут <…>» (Наташа Зубова, 16 лет, М., 1912); «Я прочла сочинения многих писателей <…>, но ни одно не производит на меня такого сильного впечатления, как произведения Лидии Алексеевны. [В них] какая-то непонятная, чарующая, целиком захватывающая читателя сила. Какая чудная, благородная княжна Джаваха, Андро, Керим, <…> Люда Влассовская! Как хотелось бы знать, существовали ли эти симпатичные лица, и над этим я часто, да, очень часто задумываюсь <…>. [Бывает], выйду к лесному озеру, так тихо, тихо; ничто не шелохнётся, точно вся природа замерла. <…> Луна озаряет окрестность, и деревья бросают от себя длинные тёмные тени <…> Как хорошо, как чудно хорошо! И вся природа как бы навевает моему воображению далёкие, милые картины беззаветно любимого мною Кавказа <…>» (Зинаидка); «Люда славная, добрая, но обыкновенная девочка. Нина же – дитя гор, смелая, решительная, умеющая страстно любить и так же ненавидеть. Но на свете нет человека вполне счастливого, у всякого есть своё горе, добралось оно и до жизнерадостной княжны. И кто же нанёс это горе? Отец, которого она любила больше всего на свете <…>» (Михаил Одинский, 1903). Вот ещё одно послание, меня растрогавшее: «<…> Я благодарен Лидии Алексеевне Чарской за её чудную повесть. Чтоб её отблагодарить, я сочинил, как умел, вальс «Воронёнок» [Ноты приложены. – Е.Т.] Мне бы хотелось лучше что-нибудь сочинить для неё, но, к сожалению, я музыке не учусь, так как вот уже целый год страдаю сильными головными болями день и ночь, а между тем мне слышится музыка во всём: в стуке колёс, в скрипе полозьев, в журчанье ручья, в вое ветра <…> С удовольствием буду читать «Княжну Джаваху» (Александр Берхман, СПб, 1903).
Читатели настолько верили в существование героинь Чарской и в реально существовавшую Нину Джаваху, что искали на Новодевичьем кладбище её могилу. «Нам очень понравился тип княжны Джавахи, и мы давно собирались в Новодевичий монастырь, чтобы отыскать её могилку <…>. Придя туда, мы справились в конторе, и нам сказали: «Такой княжны здесь нет. Может, она и похоронена, но под другим именем, а в книгах это имя, вероятно, вымышлено. Многие приходят и справляются о ней. <…> Но, что Нина существовала, мы убеждены. Мы слышали даже, что род Джаваха есть и теперь» (Лида Охлобыстина и Маруся Чеглокова, СПб)1.
Итак, Лидия Чарская – знаковое имя в литературе России начала ХХ века. Как видим, дети и юношество зачитывались её произведениями. Лидия Алексеевна Чурилова, в девичестве Воронова (1875-1937), в 1893 году окончила Павловский женский институт в СПб, который располагался на Знаменской улице (кстати, там до сих пор находится гимназия, а ранее – школа). Несколько позже, в 1900 году, по окончании Императорских театрально-драматических курсов, её, единственную из выпуска, приняли на вакансию в труппу Императорского театра – известнейшую «Александринку», на сцене которой она прослужила по 1924 год. Здесь, «на театре», и родился её псевдоним.
Нагрузка сильнейшая – днём и вечером спектакли, а ночью – сочинительство, что неудержимо влекло её. Первые стихотворные строчки были написаны ещё в детстве. Лидия, расставшись с мужем, жила одна с маленьким сыном. Денег катастрофически не хватало. По легенде, она однажды предложила известнейшему в ту пору издательству «Товарищество Вольф и сыновья» свою рукопись в виде дневников, которые вела в институте. Через неделю получила от хозяина Е.М. Вольфа записку: «Печатаю. Дам вам сто рублей гонорара. Книга будет называться «Записки институтки»2. Таков был пролог литературной жизни замечательной русской писательницы Л.А. Чарской. На страницах «Задушевного Слова» с ноября 1901 года стала печататься эта повесть, а через год – её продолжение «Княжна Джаваха». Столь триумфальное литературное шествие продолжалось, как теперь видим, весьма недолго – до марта 1918 года. За эти годы Чарской было создано более 80-90 произведений (стихи, пьесы, сказки, повести для читателей разных возрастных групп), хотя мною насчитано уже более 180. Но читатель читает, а критик ругает; действительно, критика более чем недоброжелательно относилась к произведениям Чарской. Особенно отличился К. Чуковский своей статьёй «Лидия Чарская», вышедшей в сентябре 1912 года в газете «Речь», назвав её произведения пошлостью. Не скрывая, Чуковский злился, что «вся молодая Россия поголовно преклоняется перед ней», негодовал, что «какая-то Маня Тихонравова» обратилась за советом не к родителям, а к «дорогой писательнице», не без зависти перечислял города её адресантов – Москва, Тифлис, Минск, Вознесенск, Томск и простодушно-хамски добавлял «какие-то Гвоздки». И этим своим презрительным «какая-то, какие-то» подчёркивал своё истинное отношение (да нет, пожалуй, что и не к Чарской, а к русским уездным городкам и живущим там, но столь не нравящимся ему детям). Всего лишь одна цитата: «Она стихами и прозой любит воспевать институт, это гнездилище мерзости, застенок для калечения детской души, <…> только Чарская может с умилением рассказывать, как в каких-то отвратительных клетках взращивают ненужных для жизни, запуганных, суеверных, как дуры, жадных, сладострастно-мечтательных, сюсюкающих, лживых истеричек»3.
Но, но, но «… успех автора «Княжны Джавахи» среди читателей представляет собой явление небывалое… Её не только читают, её любят. Хоть за последнее время и раздаются голоса против Чарской, но безуспешно: дети и юношество за неё», – так написал хорошо известный до революции литературный обозреватель и критик Мариан Гловский в «Вестнике литературы» (февраль 1910 г.)4. И это было чистой правдой, хотя некоторые критики и считали, что успех Чарской проистекает лишь из-за отсутствия «настоящей» детской литературы в России и любимы её произведения в основном детьми чиновников и мещан, а в интеллигентных семьях не читаемы. Но вот несколько высказываний, подтверждающих, что книги Чарской входили в круг детского и юношеского чтения весьма многих русских деятелей культуры, притом из разных социальных слоёв и разного культурного уровня. Выше приводились примеры высказываний «массового» читателя, хотя персональные впечатления не менее интересны и важны в нашем исследовании.
«Я был околдован Андерсеном и его сказками. А год-два спустя ворвалась в мою жизнь Лидия Чарская. Сладкое упоение, с каким я читал и перечитывал её книги, отголосок этого упоения до сих пор живёт во мне – где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны <…> благодарен за всё, что она дала мне как человеку и, следовательно, как писателю тоже» (Леонид Пантелеев)5.
«Чарская имела головокружительный успех, и теперь, поняв, как это трудно – добиться успеха, я вовсе не нахожу, что её – был незаслуженным. Воздадим должное писательнице, покорившей в свой час столько сердец» (Вера Панова)6.
Восторг перед историей родной страны и первые уроки любви «я получил из «Грозной дружины», «Княжны Джавахи» и других повестей Лидии Чарской» (Борис Васильев)7.
«Критика совершенно не поняла её, увидев в ней только восторженность и не угадав смысла, легкомысленно осудила одно из лучших явлений русской литературы. Популярность вполне была заслужена Чарскою, энергичен и твёрд её стиль <…>» (Фёдор Сологуб)8.
«Уже взрослой я прочитала о ней [о Чарской] остроумную и ядовитую статью К. Чуковского. Вроде и возразить что-либо Корнею Ивановичу трудно… упрёки справедливы. И всё-таки дважды два не всегда четыре. Есть, по-видимому, в Чарской, в её восторженных юных героинях нечто такое – светлое, благородное, чистое, – что <…> воспитывает самые высокие понятия о дружбе, верности и чести… В 41-м в военкомат меня привёл не только Павел Корчагин, но и княжна Джаваха» (Юлия Друнина)9.
Этих высказываний немного, точнее, они нам почти неизвестны, а вот статья Чуковского публикуется и поныне, считаясь основным «источником знания». И многие недобросовестные критики (Гримберг, Щеглова, др.), солидаризуясь с этим мнением, повторяют вздорные, бездоказательные оценки. Приведу одно высказывание из статьи Е. Щегловой (СПб): «Ныне Чарскую любят за трогательную верность старым моральным устоям, за <…> проповедь нравственности и порядочности (sic! – Е.Т.), за слезливость, которой стандартная детская книга боялась, как огня. <…> Ей вполне удалось доказать незыблемость мещанского вкуса»10. Чарской в героях своих произведений – детях, подростках, в молодёжи сосредоточены высокие моральные качества: верность в дружбе, обострённое чувство справедливости, незлобивость, уважение, кротость и честность. Её герои никогда не ожесточаются, памятливы и сердечно благодарны, отзывчивы на милосердие и добрые дела. В конечном итоге, эти «маленькие герои» и побеждают, потому что побеждает их душевная красота, доверчивость, бескорыстие, вера в добро и Бога! Ведь всё это замечательные качества человеческой души, хотя, будучи доверчивы, мы рискуем получать удары, но, без сомнения, лишь на этом пути мы имеем возможность обрести полноценное счастье. Писательница будила в душах читателей и читательниц сострадание, сопереживание, раскаяние от плохого поступка, призывала добротой, приветливостью, дружественностью размягчать холодные сердца, помогала находить и видеть хорошие черты и в отверженных. Надежда Тэффи, согласная с такой жизненной позицией, писала в своих «Воспоминаниях»: «В каждой душе, даже самой озлобленной и тёмной, где-то глубоко, на самом дне, чувствуется присушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на неё, раздуть в уголёк и показать людям – не всё здесь тлен и пепел»11.
Лидия Алексеевна считала и, главное, писала, что надо стремиться облегчать участь другого поддержкой ли в трудный период, протянутой рукой в момент, когда он всеми оставлен или же приходом на помощь в тяжёлую минуту. Ибо, как позже скажет Марина Цветаева, мол, увидев другого в трудном, нелепом или просто смешном положении, прыгай к нему туда, в это положение, ведь вдвоём легче выбираться.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) без сомнения была читательницей психологических повестей Чарской и любила её произведения и её героинь. Вряд ли мы посмеем обвинить поэтессу в литературной пошлости или дурном вкусе. В первый же свой сборник «Вечерний альбом» (1910) она, тонко почувствовав поэзию художественных образов Чарской, включила стихотворение, написанное в канун Рождества 1909 года и названное «Памяти Нины Джаваха»12:
Всему внимая чутким ухом,
– Так недоступна! Так нежна! –
Она была лицом и духом
Во всём джигитка и княжна.
Ей все казались странно-грубы:
Скрывая взор в тени углов,
Она без слов кривила губы
И ночью плакала без слов.
Бледнея, гасли в небе зори,
Темнел огромный дортуар;
Ей снилось розовое Гори
В тени развесистых чинар…
Ах, не растёт маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.
Как восковые – ручки, лобик,
На бледном личике – вопрос.
Тонул нарядно-белый гробик
В волнах душистых тубероз.
Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады – образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!
Смерть – окончанье лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!
Порвалась тоненькая нитка,
Испепелив, угас пожар…
Спи с миром, пленница-джигитка,
Спи с миром, крошка-сазандар.
Как наши радости убоги
Душе, что мукой зажжена!
О да, тебя любили боги,
Светло-надменная княжна!
Во многих письмах по поводу княжны Джавахи, говорилось, что этот человеческий тип замечательный; Нина – девочка смелая, решительная, отважная и пр, и пр. Всё это так, но лишь поэтический дар Цветаевой смог в нескольких стихотворных строчках показать всю притягательность натуры княжны Джавахи: силу её духа, утончённость натуры, правдивость.
Цветаевой, вероятно, импонировал созданный Чарской тип личности Джавахи, в котором сочетались тонкость восприятия и трепетность, приверженность правде и дружбе, открытость и широта души, смелость и умение противостоять целому классу, окружению, если правда, даже и неочевидная, была за ней; подобному типу было присуще отторжение и низких качеств: грубости чувствования, лживости, криводушия, предательства.
Следует отметить, что эти черты давались на фоне романтической приподнятости, иногда – даже некоторой экзальтации героини, что придавало им особенно возвышенный оттенок. Конечно, этот романтический образ покорял, прежде всего, те сердца, которые сами были настроены на подобную романтическую ноту. Эта мелодия увлекла и Марину Ивановну, и если мы рассмотрим её последующую жизнь с такой точки зрения, то увидим поступки человека, обладающего, как и героиня Чарской, открытым, отзывчивым сердцем, готовым к самопожертвованию и стремившимся к высоким идеалам правды. Можно с полным основанием считать, что литературные судьбы героинь Чарской преломились в реальной судьбе Марины Цветаевой: возвышенные порывы постоянно разбивались о пошлую прозу жизни, поиски идеального приводили к очередным разочарованиям и потерям. Трагедия и княжны Джавахи, и поэтессы Марины Цветаевой заключалась в том, что за поиски истины пришлось заплатить очень высокую цену.
______________________
1. Письма читателей журнала «Задушевное Слово» (для старшего возраста) – 1903, 1907, 1912 гг. – СПб: «Товарищество М.О.Вольф и сыновья».
2. Полонская Е. Из литературных воспоминаний // Час пик. – 1994. – 21 сентября.
3. Чуковский К.И. Лидия Чарская // Сочинения в 2 тт. – М., 1990. – Т.1. – С. 438-439.
4. Гловский М. Вестник литературы. 1910. цит. по [Глоцер В.И. Письмо Чарской Чуковскому] // Русская литература. – 1988. – №2. – С. 187.
5. Пантелеев Л. Как я стал детским писателем // Собрание сочинений в 4 тт. – Л., 1984. – Т.3. – С. 316.
5. Новый женский интернет журнал
6. Панова В. Заметки литератора. – Л., 1972. – С. 150.
7. Васильев Б. Летят мои кони // Повести и рассказы. – М.,1988. – Т.2. – С. 40.
8. Сологуб Ф. Статья О Чарской // Архив Ф.К.Сологуба. Ф.289. Оп.1. Ед.хр.571.
9. Друнина Ю. «С тех вершин» (страницы автобиографии). Избранное. В 2 тт. – М., 1989. – Т.2. – С. 279.
10. Щеглова Е. Возвращение Лидии Чарской // Нева. – 1993. – №8. – С. 269, 271.
11. Тэффи Н. А.И.Куприн // Моя летопись. – М., 2004. – С. 180.
12. Цветаева М. Памяти Нины Джаваха // Книга стихов. – М., 2004. – С. 18-19.