"Школьные годы в старой России".

Институт благородных девиц в художественной литературе, мемуарах и публицистике. Чарская и не только.

…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.

Но всё же об «институтках», т. е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.

Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.

Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.

Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц». (Россия в мемуарах)».

В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести. Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-й части под названием «В рассветный час» некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разносторонне.
Нужно, правда, сказать, что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица. Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалась в первую очередь еще и пансионным типом школы.

Самые известные и популярные повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, неудивительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.

Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.

Л.Чарская. "Записки институтки" (в наше время переиздана под разными другими названиями - Соперницы; Начало жизни; Под сенью старого сада; Павловские затворницы).

У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Например вот эти повести рассказывают о дальнейшей жизни Люды, о ее дружбе с Ниной Джаваха, ее отцом и т.д.:

«Княжна Джаваха».
Во второй части - о жизни Нины в институте.

«Люда Влассовская».
В первой части повести рассказывается об учебе Люды в первом, выпускном классе института. На пороге сложной самостоятельной жизни...

«Вторая Нина».
Во второй части повести - о жизни новенькой уже "второй Нины" в N-ском институте. (Средние классы)

А вот и собственно автобиографические повести Чарской.
Лидия Алексеевна воспитывалась в Павловском институте благородных девиц, и в своих автобиографических книгах описала царившие там порядки без прикрас, так как и было на самом деле.

«За что?»
Институт - начиная с третьей части.
«Большой Джон».
"На всю жизнь" - совсем немного про выпуск.

"Т-а и-та".
Неожиданное появление в стенах института благородных девиц маленькой девочки–сироты, племянницы одной из служанок, нарушает размеренно-однообразное течение институтской жизни. Желая помочь, ученицы старшего класса оставляют ее в институте тайно. И эта тайна создает много не только забавных, но и опасных ситуаций, ведь если девочку найдут, то наказания не избежать никому.
«Дели-акыз». Продолжение «Т-а и-ты», первые главы об окончании института.

"Южаночка".
Единственное условие, с которым Южаночка сможет быть рядом с обожающим ее дедом — это поступить в институт в Петербурге.
Живая, избалованная Ина, дитя природы, с трудом привыкает к казенному и четко регламентированному быту...

"Волшебная сказка".
Институт тут присутствует в самом начале повести, а затем…
Надю Таировой куда больше интересуют романы и собственные мечты, чем учеба... И вот неприятное пробуждение от грез — Надя исключена. Что же делать дальше?

"Игорь и Милица".
Лето перед началом последнего учебного года сербская девушка Милица проводит в стенах института. Но вот начинается война, на ее родину нападает Австрия, и Милица не может остаться в стороне и сбегает...

Рассказы:
«Соната».
Маленький рассказ из жизни Люды Влассовской.

«Привидение».
«Сочельник Кати Луниной».

«Сочельник Лиды Воронской».
Рассказ из жизни Лиды, насколько уж автобиографический, оставим на совести автора.

«Феничка».
Рассказ из жизни институтской девушки-прислуги.

И еще несколько повестей:

"Некрасивая".
Некрасивая, необщительная и скромная Лиза из тихой и почти семейной атмосферы пансиона, где все привыкли и к ее виду и к нраву попадает в совсем новую, непривычную среду, новенькой в средние классы института.
Не знающая институтских обычаев, принципиально-честная, болезненно-скромная Лиза никак не может поладить с классом. Каждая ее попытка что-то сделать ухудшает ситуацию...

"Кофульки".
(повесть печаталась в журнале «Задушевное слово» в 1917 подписном году, действия происходят во время Первой мировой войны).
Двое сирот-беженцев, брат и сестра, отстали от своей тети в поезде, но, к счастью, им на помощь пришла богатая женщина-начальница одного из Петербургских институтов. И вот девочка уже зачислена в ее учебное заведение, где она найдет и врагов, и друзей. Ее отношения с одноклассницами и старшими воспитанницами составляют первую часть повести. Ее брат, и его гимназические друзья и недруги - вторую. И самый главный вопрос найдется ли тетя Маша? (этого и сама не знаю, повесть существует полностью, но у меня далеко не все.)


И вот повести других авторов.
Н.А.Лухманова. "Девочки". Воспоминания институтки.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки".

Е.Н.Водовозова. "На заре жизни" (другое название сокращенного варианта романа - «История одного детства»).
Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, крайне критичные мемуары.

К.Лукашевич. "Соня Малых".
Рассказ из жизни. Действие происходит в институте в Иркутске.

Е.Кондрашова. "Дети Cолнцевых".
После смерти отца, две сестры поступают в институт на казенный счет. (Прототипом института опять послужил Павловский).
Девочки очень разные по характеру, и если старшей институт поможет воспитать стойкость и характер, то младшая, лишенная поддержки матери, изменится в худшую сторону. И дальнейшие судьбы сестер будут совсем разные...

Татьяна Лассунская-Наркович. "Парфетки и мовешки".
Такие разные девочки - добросовестные отличницы (парфетки) и бесшабашные озорницы (мовешки) - переживают в стенах института забавные, а иногда и жутковатые приключения, то воюют между собой, то клянутся в вечной дружбе, испытывают порой недетские страсти… Им приходится выносить разлуку с родным домом, с близкими, терпеть строгость преподавателей и жестокость институтских порядков. Девочки растут, учатся, взрослеют…

Татьяна Лассунская-Наркович. "Под институтским кровом". Повесть-воспоминания.

А.Погорельский. "Монастырка".

Н.Соколова. "Институтки".
О.П.Заведеева. "Когда я была институткою".
А.А.Вербицкая. "Автобиография". Первая часть.
О.Форш. "Дни моей жизни" (воспоминания), "Филаретки" и др.рассказы. В.Авенариус. "Первый вылет". Путевой дневник институтки.

По ссылке указаны журнальные публикации воспоминаний институток в разные годы в дореволюционное время: nobledamosels.wordpress.com/2016/09/21/999999/

А также публицистика и мемуары:

Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц. Составление, подготовка текста и примечания Г.Г.Мартынова, Москва, издательство Ломоносов, 2013

Надежда Перова «Смолянки… мариинки… павлушки… бестужевки». Из истории женского образования в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, ИД Метрополис, 2007

Наталья Петрова. Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ. Москва, издательство Ломоносов, 2016

Гимназисты, кадеты, лицеисты, смолянки: образование в царской России. Москва, Просвещение-Союз, 2022

Серия «Россия в мемуарах». Институтки: воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц, составление, подготовка текста и комментарии В.М.Боковой и Л.Г.Сахарова, вступительная статья А.Ф.Белоусова. Москва, Новое литературное обозрение, 2008

В.В.Пономарёва, Л.Б.Хорошилова. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII-начало XX века. Москва, Русское слово, 2009

В.Руга, А.Кокорев. Барышни и дамы: повседневная жизнь москвичек во второй половине XIX-начале XX века. Москва, ОЛМА media group, 2014

Татьяна Рыхлякова. В семье родилась девочка. Женщины России в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. Лики России, 2015

Гончаров, Колосова, Занозина: Петербургская школа. Система образования в северной столице на рубеже XIX-XX вв. Лики России, 2012

Надежда Брусилова. Воспоминания, записки, впечатления. 1870-1930 гг. Москва, Кучково поле, 2017

Ксения Левашова-Стюнкель. Воспоминания. СПб, издательство Ивана Лимбаха, 2021

Н.П.Грот. Из семейной хроники: воспоминания для детей и внуков. Москва, Государственная публично-историческая библиотека России, 2021

Ольга Лодыженская. Ровесницы трудного века: по страницам семейной хроники. Москва, Никея, редакция «Встреча», 2017

Екатерина Мещерская. Жизнь некрасивой женщины. Москва, Вагриус, 2007


Отсюда: vk.com/wall-215751580_3036