"Креолка" Зоя

В "Большом Джоне" и "На всю жизнь" среди одноклассниц Лиды Воронской есть Зина Бухарина по прозвищу Креолка, "смуглая, полная и рослая девушка лет семнадцати, с вьющимися, как у негритянки, волосами". Волосы — предмет зависти и восторгов подруг и придирок суровых классных дам:

Зина Бухарина, как бы нечаянно, набрасывает ночной чепец на свою великолепную прическу и завязывает его тесемочки под подбородком.

— Что вы, голландка, что ли? — шипит, заметив ее маневр, "кочерга".

— Нет, я из Иерусалима, — делая невинное лицо, отвечает Креолка, отец которой действительно служил недавно консулом в Палестине.

— Тогда зачем этот голландский убор?

Зина Бухарина с ответом не нашлась. А вот Зоя Бухарова, институтская подруга Лидии Чарской, ставшая прототипом Креолки, с полным правом могла назвать себя голландкой, потому что родилась в Амстердаме. Впрочем, "я из Иерусалима" тоже не было бы неправдой, так как в этом городе Зоя впоследствии жила и училась в пансионе при католическом монастыре. После смерти отца-дипломата она переехала в Россию с матерью и братом и поступила в Павловский институт. Все почти как в книге (кроме маленького расхождения дат, Зоя родилась в 1876 году, а в Петербург прибыла в конце 1880-х, то есть в еще более юном возрасте, чем книжная героиня):

Странно сложилась жизнь Зины. Она родилась в цветущей Палестине, где отец ее имел место консула. Роскошь, богатство, тонкая лесть и баловство окружали чуть ли не с колыбели девочку. Двенадцати лет она танцевала на балах в длинном платье со шлейфом, с венком на кудрявой, как у негра, головке. А когда ей минуло пятнадцать лет, отец ее умер скоропостижно, и ей с матерью пришлось существовать на сравнительно скромную вдовью пенсию. Из роскошных консульских палат, влиянием капризницы-судьбы, девочку перенесло прямо в серые стены института. Любовь к роскоши, к тонкой лести и к восхищению своей красотой остались в Зине. Она была кокетлива, любила украшать себя ленточками, бантиками, любила мечтать о прошлом, и будущее казалось ей полным неожиданностей и сказочной красоты. Она прекрасно писала масляными красками, сепией и пастелью, и карьера художницы издали светила Зине путеводной звездой. Хорошенькая "креолка" уже видела в мечтах своих будущие лавры, шумный успех, толпу поклонников и прежнюю, далеко не забытую, роскошь обстановки, которою она пользовалась в золотые дни детства. Зина своей опытностью действовала на подруг. Она изъездила полмира, бывала по многим "заграницам" и умела рассказывать обо всем виденном увлекательно и горячо. К тому же на нее, как и на Лиду Воронскую, возлагались большие надежды. Она, как будущая художница, должна была поддержать честь своего выпуска успехом ее будущих работ.

У Зои Бухаровой "поддержать честь выпуска", к сожалению, не получилось: она была вынуждена покинуть институт раньше срока из-за проблем со здоровьем. Обладала ли она талантом художницы, доподлинно неизвестно. Но Зоя сочиняла стихи. Первые из них ей удалось напечатать уже в 16 лет, а когда закончился разводом ее недолгий брак с Владимиром Казиным, она уже всерьез выбрала литературу своей профессией: писала сама, переводила иностранных поэтов, публиковала рецензии, была постоянным автором в нескольких журналах и газетах. Любила театр: помимо сборника стихов, у нее вышла пьеса "Морская царевна", а в одной из биографий, если только это не ошибка, значится: "актриса, поэтесса". Совсем как Чарская (и обе самостоятельно обеспечивали своих маленьких детей).

И стихи Бухаровой иногда похожи — настроением, образами, мелодией — на стихи Чарской:

Крики чайки белоснежной,
Запах моря и сосны,
Неумолчный, безмятежный
Плеск задумчивой волны,

В дымке розово-хрустальной
Умирающий закат,
Первой звездочки печальной
Золотой, далекий взгляд,

Разукрашенный огнями
Берег в призрачной дали,
Как в тумане перед нами
Великаны корабли,

Чудный месяц, полный ласки,
В блеске царственном своем,
В эту ночь мы будто в сказке
Упоительной живем!

(стихотворение "Ноктюрн", ставшее популярным романсом)

***

Кто ты, чудное созданье,
Что стоишь передо мной
В ослепительном сиянье
Диадемы золотой?..
Крылья ангела… Мадонны
Лучезарные глаза,
Отраженьем небосклона
Их согрета бирюза…

С плеч бежит неудержимо
Светлых локонов каскад…
Льют уста неуловимый,
Непонятный аромат…

«Я — Мечта… Любви и Мая
Своевольное дитя…
Легкокрылой гостьей рая
В темный мир слетаю я…<...>»

(из стихотворения "Мечта")

***

Я хочу, чтобы стало тепло,
Чтобы лес встрепенулся в убранстве.
Чтобы ласточки милой крыло
Замелькало в лазурном пространстве!..
Я хочу, чтобы стало тепло,
Чтобы солнце опять засияло,
Чтобы все от него зацвело,
Загорелось, запело сначала…

Я хочу, чтобы стало тепло,
Чтоб и в сердце моем и во взоре
Все бессильно растаяло зло,
Все бесследно рассеялось горе…
Я хочу, чтобы стало тепло!..

***

<...>Там, где по темной аллее
Носится бедный туман —
Будто бы кружатся феи
Чудных заоблачных стран…

Будто бы слышится эхо —
В шепоте робком листов —
Их шаловливого смеха,
Их торопливых шагов.

Будто бы — ночью весенней —
Месяц на землю принес
Мир лучезарных видений,
Мир фантастических грез!..

(из стихотворения "Сад призадумался, внемля...")

***

<...>Неужто я ему совсем, совсем чужая?..
И близкой не была ему я и тогда?..
И то, что я теперь с восторгом вспоминаю,
Его своим теплом не грело никогда?..

Вам скучно, может быть… смеяться вы хотите,
А я вам говорю про детскую мечту,
И плачу я над ней… пожалуйста, простите —
Но я вам ничего сегодня не прочту…

(из стихотворения "Монолог", посвященного Вере Комиссаржевской, — в те времена она была кумиром многих начинающих актрис, что также отражено в повести Чарской "Цель достигнута")

***

Разгорелась моя восковая свеча
Перед ликом страдальца Христа…
Пусть, как чистое пламя ее горяча,
Мне молитва сойдет на уста!..<...>

Еще больше стихов (и биографическую справку) можно найти здесь: bibra.ru/subject/buharova-zoya-dmitrievna/

Последнее упоминание о Зое Бухаровой относится к 1923 году, но скончалась она предположительно в 1941 в Ленинграде.

Она дружила с Римским-Корсаковым, Есениным, переписывалась с Блоком, однако в то время как фото ее великих знакомых сохранились в огромном количестве, ее собственное изображение найти сложно. В сети доступно лишь несколько снимков. Небольших и не самых четких, но даже так можно оценить "черные выпуклые глаза", "непокорные кудри" и "оригинальный тип", которые Чарская позаимствовала для своей героини.

Отсюда: vk.com/@allcharskaya-kreolka-zoya