…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.
Но всё же об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.
Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.
Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.
Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. (Россия в мемуарах)»
В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести.Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-ой части некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разностороннее.
Александра Бруштейн В рассветный час
Нужно правда сказать что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица.Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалось в первую очередь еще и в пансионном типе школы.
Самые известные и популярны повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, еудовительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.
Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.
Л.Чарская "Записки институтки"
У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Читать дальше:


И вот повести других авторов.Немного даже есть в сети:

Н.А.Лухманова "Девочки"
Вторая часть
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки"

Е.Н.Водовозова "На заре жизни"
Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, я бы сказала крайне критические мемуары.
читать дальше

Конечно по другим авторам это далеко не все. Но я думаю что постепенно этот список еще будет пополняться и новыми названиями и новыми ссылками.;)


@темы: текст, ссылки, библиография, Чарская, ПСС

Комментарии
12.01.2011 в 10:15

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
telwen

Да, спасибо, статья хорошая, Чудинова узнается с первой строчки. Насчет белых чулок и дам полусвета не согласна, историю костюма не понаслышке знаю и могу поспорить (не с кем, правда:rotate:). И насчет Чарской - если нормально с точки зрения быта эпохи прочесть "Записки институтки", "Княжну Джаваху" и "Люду В." - только эти! - можно об институте очень многое узнать. Но создателям ИБД этого не нать.

alina-violina

Я думаю - именно приглашали сестер милосердия, они всегда там не находились. а на случай эпидемий - приглашали. Есть сестра и в "За что?" до того, как мачеха приехала за Лидой ухаживать, есть там упоминания - когда больная подруга Лиды лежит, а к ней приходит Лида без разрешения - и ее сестра милосердия застает в палате.
03.02.2011 в 02:21

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Недавно приехала ко мне в гости бабушка, и решили мы вместе повеселиться - посмотреть очередную серию легендарного ИБД. Я лично видела только парочку первых серий да несколько кусков и анонсов из середины, и бабушка тоже смотрела с большими перерывами, но по закону жанра подобные сериалы можно крутить хоть с конца, поэтому восприятие сюжета у нас ничуть не пострадало. Знакомые всё лица! Варя Кулакова и госпожа Воронцова, делающие всем пакости не столько из соображений выгоды, сколько из любви к искусству, - без подобных героинь сюжет сериала просто невозможно было бы подвигать вперёд, даже такими по-черепашьи маленькими шажками. Конечно, незабвенная фройляйн Штольц, которая усердно имитирует немецкий акцент в русской и французской речи, но забывает о нём напрочь всякий раз, когда произносит свою единственную коронную немецкую фразу, такую, казалось бы, родную.
Появились, правда, и новые персонажи: преподавательница французского языка, видимо, призванная хоть как-то уравновесить немецкое начало в институтском быту. У неё тоже условно иностранный акцент: выражается это главным образом в путанице ударений в фамилиях учениц, а до грассирующего "р" дело доходит далеко не всегда.
И, наконец, главная сенсация в каморке бедняги Палыча, на плечи которого так безжалостно взвалены функции сторожа, дворника и швейцара впридачу, - так вот, на голову этого Палыча свалилось новое несчастье: к нему пришла некая продрогшая незнакомка с маленькой девочкой и попросила погреться. Старичок милосердно согласился, но пока он добродушно-растерянно укачивал малышку, женщина тихонько сбежала. И вот остался Палыч с непрерывно орущим младенцем на руках и разрывается между жалостью к сиротке и ужасом перед грозным начальством. На помощь ему приходят вездесущая Софья Горчакова (ей это положено по рангу главной героини) кроткая пипиньерка Наденька: они приносят с кухни молоко, умиляются над малюткой, кормят её (чёрствое сердце Палыча даже этого ему не подсказало) и убеждённо доказывают ему, как бесчеловечно было бы отнести её, "такую ладненькую, как кукла", в полицию. Софья теперь ходит по классу с загадочным видом, а Наденька целыми днями просиживает у Палыча.
Вы, конечно, уже догадались, какой сюжет Чарской мне всё это напомнило. Неужели сценарист наконец-то удосужился навести справки хотя бы в художественной литературе? Правда, княжна Таита постарше будет: ей ведь годика четыре. Ребёнка в этом возрасте вполне уже можно уговорить не визжать - вкусно накормить или отвлечь яркими игрушками, - и то затея Ники регулярно оказывается на грани провала. А вот с годовалым малышом (или даже чуть младше), который достался непутёвому Палычу, дела обстоят сложнее. Он же иногда орёт целыми ночами без остановки: погода там меняется, животик болит или ещё что, - не говоря уже о таких неделикатных мелочах, как подгузники, например. Софья не слишком торопится обрадовать свой класс из пяти человек потрясающей новостью, поэтому у малышки есть пока только дед Палыч, мама Надя и бабушка Соня, а вот появится ли свита из многочисленных тётушек, нянюшек и мамушек - это смотрите в следующих сериях. В любом случае ясно, что эта ненавязчиво позаимствованная сюжетная линия позволит безмятежно тянуть жвачку сериала ещё как минимум недельки две.
03.02.2011 в 09:08

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Да. тоже узнала сразу Глашу, но как-то даже не порадовало это заимствование - очень в лоб. Хотя, что это я? Ведь не все знают Т-а и-ту. Я читаю иногда содержание сериала в журнале. Скоро институтки будут брать штурмом снежную крепость вместе со студентами. На Татьянин день устроили такое развлечение. Чтобы студенты не напивались. Оригинально, медамс-с...
09.02.2011 в 23:16

А теперь, судя по газетным анонсам, там еще и героиня понадобится в стиле Трахтенберг и Воронской.
09.02.2011 в 23:16

А теперь, судя по газетным анонсам, там еще и героиня понадобится в стиле Трахтенберг и Воронской.
12.02.2011 в 16:56

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Сильвара среброволосая, ты имеешь в виду вот это: "Учитель словесности ранит руку иглой в указке и находится при смерти"? Да, заимствование ещё более "в лоб", чем Глаша из "Таиты", да и "Люда Влассовская" явно поизвестнее будет. А Воронская... Ты про ту историю с классной дамой, которая из-за Лиды уволилась и смертельно заболела? Но что тогда объединяет её с Норой Трахтенберг? Или ты имеешь в виду двух героинь: одна - похожая на Воронскую и Запольскую, сильно навредившая ненавистному учителю и покаявшаяся, а другая - похожая на Нору, намного более взрослая и здравомыслящая, предпочитающая справедливость всякому там товариществу, милосердию и прочему? Я сама эту серию не видела, но, насколько помню, в сериале есть некая Ася, которая могла бы поступить, как Нора.
12.02.2011 в 16:59

В газете было написано, что появится девочка из Курляндии. гордая и противопоставляющая себя всем, которая будет требовать, чтобы ей стлали постель.
12.02.2011 в 17:13

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Видимо, так создатели сериала понимают аристократизм! :) :) У Норы-то гордость и "противопоставление всем" немного по-другому проявлялись! :) М-да, как видим, позаимствовать тоже можно ох как по-разному!
12.02.2011 в 17:47

alina-violina А вот Лидочка Воронская как раз белоручку из себя вначале строила.
12.02.2011 в 21:57

Ну Нора-то как раз из Финляндии, так что сценаристы видимо действительно нашли Чарскую и стали вдохновляться ;)
В этом случае поговорка "лучше поздно чем никогда", явно не подходит.Теперь все ляпы сериала на Чарскую спишут. :(

А насчет постелей - так я вроде где-то читала что многим, несмотря на правила, действительно это делали дортуарные девушки.За небольшую плату.Потому что девочки не приучены были дома и не видели необходимости...
12.02.2011 в 21:59

telwen а у Водовозовой упоминается это, что девушки побогаче платили горничным, а кое-кто и своим одноклассницам.
12.02.2011 в 22:02

Сильвара среброволосая
Не только у нее, вроде и еще где-то.
Но это нормально было, хоть и противоречило правилам. Действительно часть аристократического воспитания, но естественно, не определяющая.
09.04.2011 в 05:50

Еще у Ольги Форш есть интересные рассказы по этой теме
10.04.2011 в 13:15

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
ess, да, я вот такой, например, нашла - очень показательный, называется "Филаретки":
www.pavlovsk-spb.ru/olga-forsh-filaretki.html
11.04.2011 в 06:01

Спасибо, ее рассказы вообще тяжело найти в сети. А я вот хочу вернуться к своей "любимой" теме телесных наказаний. Вот Вы писали что в институте розги не полагались за пустые мечтания, как у Нади Таировой из волшебной сказки. А вот у нее есть рассказ где описывается как раз такой случай. Там девочка обожает Дюма и тому подобную литературу. Инспектисе это очень не нравится и она уговаривает начальницу
что девочку надо высечь. Зовутся горничные с розгами, намечается сцена, как у Кондрашовой (при том что институт времен Чарской!). Правда в отличие от Вари девочка в последний момент раскаялась и наказание отменили
11.04.2011 в 10:29

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
alina-violina
Спасибо, не читала! "Дурной" Пушкин - это сильно!

ess
Хорошо, что вспомнили про Форш, только слышала, что та была институткой, не знала, что у нее рассказы.
11.04.2011 в 10:37

alina-violina
Спасибо.
Я Форш в сети не видела...
02.07.2011 в 03:58

У Чарской еще есть рассказ "Сочельник Кати Луниной" из сборника "На рассвете"
28.12.2012 в 05:54

А в "Под колесом старой мельницы" институт или пансион?
28.12.2012 в 10:25

ess,
Пансион.
28.12.2012 в 10:44

ess,
Пансион.
21.01.2013 в 20:36

Интересно, читал ли кто-то рассказ про институток "Потерянное сердце" Зои Анисимовой? Это я случайно обнаружила в альманахе "Добрые друзья", составленном по материалам детских дореволюционных журналов, из-во Смирение. И может, кто-то что-то знает касательно издательских планов Энаса, уж очень давно они не издавали новых книг в серии Девичьи судьбы...
25.01.2013 в 13:46

Гость,
Нет, этот рассказ не читала, нжно будет найти. Большое спасибо.
В планах у Энаса на 2013 год - много новых книг Чарской. Конкретно е знаю, что и когда, но будут точно. А пока без "Девичьих судеб" остается довольствоваться новинками других серий. ;)
25.01.2013 в 21:25

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Я вспомнила этот рассказ, это издательство "Зерна", эти большие книжки со старинными рассказами, там он был, поищу, могу вывесить, может быть. Он у меня есть.
04.02.2013 в 07:30

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Здравствуйте) Простите, не подскажете, кто автор самой верхней иллюстрации? И нет ли её в большем размере?)
04.02.2013 в 09:05

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Автор - Сударушкин, иллюстратор начала 20-го века. Иллюстрировал "Княжну Джаваху" и "Записки институтки" Чарской. Это - из "ЗИ". В большем... Может в эл.библиотеках?
04.02.2013 в 11:23

_ЛАЙТ_,
Да, Сударушкин из "Записок институтки". Я могу как-нибудь отсканировать его в лучшем качестве. Когда время будет.
04.02.2013 в 11:34

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
change-ange, telwen, Спасибо
05.02.2013 в 04:49

У меня есть дореволюционное издание ЗИ, но этой иллюстрации я что-то не припомню. А она к какой главе?
05.02.2013 в 18:02

ess,
Это глава "Печальная новость" , страница 129.

_ЛАЙТ_,
Вот картинка чуть побольше: