Виктор Русаков
(Сигизмунд Либрович)
За что дети любят Чарскую?
М.О. Вольф 1913 г.
(Сигизмунд Либрович)
За что дети любят Чарскую?
М.О. Вольф 1913 г.
I
В истории новейшей детской литературы, на наших глазах, произошел факт совершенно небывалый: появилась писательница, которая буквально заполонила сердца юных читателей и читательниц, стала их кумиром, вызвала их любовь к себе, писательница, произведениями которой дети всех возрастов положительно зачитываются, писательница, которую они ставят рядом с величайшими корифеями русской художественной литературы.
Писательница эта — Л. А. Чарская.
Она начала писать недавно: первая её книга появилась в 1901 году, а теперь, можно (казать, нет в России грамотного ребенка, который не знал бы этой писательницы, не читал бы её произведений, при чем большинство читает их по нескольку раз, с каждым разом все больше и больше восторгаясь ими.
В то время как другие писатели годами добиваются успеха у юных читателей, Чарская как-то сразу, первыми же своими большими повестями завоевала себе среди читающего юного поколения симпатии — и притом весьма прочные.читать дальше
Это факт, отрицать который не решаются даже те, которые относятся скептически к литературному дарованию столь быстро завоевавшей сердца юных читателей писательницы и находят в нем всевозможные недостатки.
Так, 3. Масловская, в своей пространной работе на тему о наших детях и наших педагогах в произведениях Чарской, пишет:
Но не было писательницы, к которой девочки относились бы с такой любовью, с таким обожанием, как к Чарской. На вопрос, кто любимый писатель, большинство девочек ставят ее на первое место. В восьми женских гимназиях (I, II, III и IV кл.) в сочинении, заданном учительницей на тему — «любимая книга», девочки почти единогласно указали на произведения Чарской. При анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: «Нет книг Чарской». Когда я спросила одну маленькую приятельницу, как у неё в классе относятся к Чарской, то получила в ответ: «Из 40 воспитанниц 38 ее обожают, а двум она не нравится и они ее не читают. Так мы с ними даже не разговариваем». Сочинения Чарской фигурируют постоянно в списке подарков, о которых мечтают дети, и я знаю многих девочек, которые просят вместо билета в театр купить им одну из её книг. Героини её рассказов служат всегдашней темой разговоров, примером для подражания; она сама является не далекой волшебницей, как Тур и др., а близкой, родной, которой пишут письма, поздравляют с днем ангела, посылают подарки. «Мы ее любим за то, — говорят девочки, — что она пишет только правду и описывает девочек так, как они есть». Да и от многих матерей, просмотревших книги Чарской, мне приходилось не редко слышать: «Как великолепно Чарская описывает институтскую жизнь. Я сама была в институте и могу подтвердить, что ни слова вымысла: все написанное в книге — сама жизнь».
[З. Масловская «Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской», "Русская школа" 1911 г. №9]
Другой критик, В. Фриденберг, задавшийся целью выяснить причины успеха Чарской, признает, что:
Чарская является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов. Все, кому приходится следить за детским чтением, и педагоги, и заведующие библиотеками, и родители, и анкеты, произведенные среди учащихся, единогласно утверждают, что книги Чарской берутся девочками нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности к автору. Девочки нежно, восторженно любят Чарскую и создается интимная близость, ласковая дружба между ними и героями её произведений. Под влиянием Чарской у огромного большинства девочек, складываются девические мечты, сладкие грезы о том неизвестном, жутком и манящем будущем, которое их ожидает в самостоятельной жизни.
[В. Фриденберг «За что дети любят и обожают Чарскую?» «Новости детской литературы», 1912 г., № 6,]
Известный детский писатель, Евгений Шведер, свидетельствуя, что Л. А. Чарская стала «другом малышей», пишет:
Книги Чарской, пользуются широкой и вполне заслуженной популярностью среди детей и юношества. Тысячи читателей не раз перечли её «Записки институтки», «Княжну Джаваху», «Газават», «Смелая жизнь» и другие не менее популярные повести, написанные увлекательно, прекрасным литературным языком. Дети, — прибавляет Шведер, — лучшие судьи и притом, надо сознаться, судья беспристрастные, а популярность книг талантливой писательницы в детском мирке служит лучшим доказательством того, что они пришлись, как говорится, «ко двору». Маленький народ вполне заслуженно считает ее «с в о е ю писательницею». А это лучшая похвала, лучшая критика.
[«Виленский Курьер», 1911. 1. I.]
3. Вахтерова, в статье о задачах комиссии детских библиотек, заявляет, что
ребята горячо защищают Чарскую: «всем советую прочесть Чарскую», — пишет в тетради для читателей пятнадцатилетняя умная девочка, а на предложение назвать несколько самых интересных книг, ребята перечисляют произведения той же Чарской и с удовольствием выставляют ей полный балл 5+.
[3. Вахтерова. Задачи подкомиссии по детским библиотекам. «Народный учнтель», 1912 г., №19 и №20.]
Н. Чехов в своем сочинении «Детская литература» замечает:
Если считать наиболее популярным писателем того, чьи сочинения расходятся в наибольшем числе экземпляров, то самым популярным детским писателем должна быть признана в настоящее время Л. Чарская.
[Н.Чехов. Детская литература. М. 1910, стр. 141.]
«Новое Время», в фельетоне, посвященном обзору детской литературы за 1912 год, говоря о произведениях Чарской, подтверждает, что
писательница пользуется неизменным успехом у молодых читателей (1912. XII. 19.)
М. Гловский отмечает:
Успех автора «Княжны Джавахи» среди юных читателей представляет собой явление почти небывалое, можно даже сказать, стихийное. Молодая писательница, благодаря особенностям ее дарования, благодаря знанию детской души, благодаря умению заинтересовывать юных читателей и внушать им добрые чувства, прочно завоевала себе любовь среди своих читателей и читательниц.
[М. Гловский. Задушевная поэтесса. «Вестник Литературы» 1910. №2.]
Даже отчаянный противник и враг Чарской, Чуковский, не может скрыть, что вся «молодая Россия поголовно преклоняется перед нею».
«Детским кумиром доныне считался у нас Жюль Верн. Но куда же Жюлю Верну до Чарской! По отчету одной библиотеки дети требовали в минувшем году сочинения:
Чарской — 790 раз,
Жюля Верна — 232 раза.
Не угнаться за ней старику Жюлю Верну! Сейчас передо мною триста сорок шесть детских писем о различных прочитанных книгах, из них двести восемьдесят два письма (то есть больше восьмидесяти процентов) посвящено восхвалению Чарской. Вы только подумайте: восемьдесят процентов! Небывалая, грандиозная цифра!»
[К. Чуковский. «Чарская.» „Речь" 1912. № 1679]
Просматривая библиотечные отчеты как столичных, так и провинциальных библиотек, мы видим, что юные читатели больше всего спрашивают Чарскую.
Так, например, из отчета библиотеки Общества народных университетов в Самаре за 1910 год видно, что из детских писателей требовались за год:
Чарская......... 318 раз
Жюль Верн....... 191 раза
Марк Твен....... 101 раз
Евгения Тур......... 78 раз
Лукашевич........ 76 раз
Томсон......... 66 раз
Майн-Рид........ 65 раз
Олкотт......... 58 раз
Засодимский........ 56 раз
Гофман......... 51 раз
Алтаев......... 43 раз
Эмар.......... 38 раз
Бернетт......... 36 раз
Федоров-Давыдов..... 32 раза
Круглов......... 31 раз
Мамин-Сибиряк ..... 31 раз
Поздняков ........ 19 раз
Желиховская....... 16 раз
Согласно отчету библиотечной секции того же Самарского общества народных университетов, за время с 11 января 1911 года по 1 июля 1912 года спрашивали:
Чарскую.......... 1372 раза
Лукашевич........ 362 раза
Жюля Верна........ 344 раз
По данным наблюдательного комитета библиотеки служащих Закавказской железной дороги, по отделу книг для детей и юношества в течении 1911 года требовались сочинения:
Чарской......... 790 раз
Жюля Верна....... 232 раза
Желиховской....... 100 раз
По отчету комиссии при московском обществе распространения технических знаний, доложенному на съезде по библиотечному делу в 1911 году, в учебных заведениях дети среднего возраста (9 — 12 лет) читали:
Гоголя.......... 34,1 %.
Пушкина......... 23,3 %
Чарскую......... 21,6 %
Твена........ ........18 %
Жюля Верна........ 16 %
Желиховскую....... 13,8 %
Тургенева......... 11,8 %
Рубакина......... 4,1 %
Однородные по результатам подсчеты имеются во многих других детских библиотеках и свидетельствуют, что Чарская заняла безусловно первое место среди писателей для детей и юношества.
Но кроме этих наглядных цифровых доказательств огромной популярности Чарской, имеются еще и другие, не менее убедительные.
Повести Чарской через небольшие промежутки времени выходят все новыми и новыми изданиями, раскупаются нарасхват, являются по общему мнению книгопродавцев «самыми ходкими книгами» в настоящее время, оттеснили на задний план другие книги и, в отношении сбыта, успешно конкурируют с такой классической детской литературой, как сочинения Бичер-Стоу, Олкотт, де Амичис, Бернет, графини Сегюр и др.
На опросных листках, рассылаемых детям, последние сплошь и рядом называют сочинения Чарской своим любимым чтением, ставят их впереди всех других книг.
По приведенному уже свидетельству госпожи Масловской, в восьми женских гимназиях, в I II, III и IV класса, воспитанницы, в сочинении, заданном на тему «Любимая книга», почти единогласно указали на произведения Чарской. Такой же результат дает опрос девочек в большинстве учебных заведений, где только дана возможность девочкам знакомиться с произведениями этой писательницы.
Во многих библиотеках, пишет госпожа Масловская, дети, возвращая прочитанную ими какую-нибудь книгу Чарской, записываются, чтобы опять получить ее недели через три-четыре.
По свидетельству многих воспитательниц, дети, раньше равнодушно относившиеся к книгам, неохотно читавшие, с появлением книг Чарской резко изменили свое отношение к книгам, стали зачитываться сначала её повестями, перенося затем свою любовь к чтению и на произведении других авторов, более серьезных, на классиков: Чарская научила их читать.
Но мало того, что книги Чарской перечитываются по нескольку раз и читаются значительно больше сочинений других писателей и писательниц для юношества: дети не только с восхищением читают Чарскую, но стараются, так или иначе, завязать оношения с любимою писательницею, пишут ей письма, поверяют свои тайны.
Можно смело утверждать, что еще не было случая, чтобы юные читатели и читательницы так осаждали письмами детского писателя или детскую писательницу, как Чарскую. Со всех концов России ежедневно, не преувеличивая, на имя Чарской, частью непосредственно, частью через редакцию «Задушевного Слова», поступают десятки писем от детей, подростков, юношей. Как по содержанию, так и по форме эти письма отличаются большим разнообразием. В одном письме — выражение восторга писательнице, ;просьба «прислать несколько строк на память»; в другом — длинная исповедь детских впечатлений и переживаний; в третьем — жалоба на неудовлетворенность окружающей жизнью; в четвертом — просьба дать совет, как поступить в том или другом случае, какую выбрать жизненную дорогу и т.д., и т. д. Встречаются наивные письма с просьбою сообщить, какая судьба постигла ту или другую героиню повести, того или другого героя, запрос — из действительной ли жизни взяты факты, описанные в повестях писательницы. Весьма значительный процент писем приходится на долю тех юных читательниц, которые, делясь своими впечатлениями с писательницею, удивляются тому, что тот или другой тип или характер из числа изображенных Чарской в её повестях поразительно похож на тип или характер юных корреспонденток. «Я буквально видела себя в зеркале, читая вашу повесть «За что?» — пишет одна шестнадцатилетняя гимназистка. «Мне показалось, что вы с меня писали портрет княжны Джавахи, — пишет другая, прибавляя: — за исключением некоторых подробностей и трагического конца, я узнала в княжне Джавахе себя саму», и т. д. Многие корреспондентки подносят любимой писательнице свои рукоделия, просят позволения прислать ей свою карточку и пр.
Во время пребывания Чарской в Сестрорецке летом 1911 года, дети петербургских дачников, живших но линии Приморской железной дороги, устроили ей целую овацию, с подношением цветов, подарков и пр. Каждое появление Чарской где либо в кругу детей сразу приковывает к ней внимание детворы, которая жадно ловит каждое её слово. Когда Чарская однажды посетила один из петербургских женских институтов, все институтки, как один человек, выбежали посмотреть на свою любимицу, и их не в состоянии были удержать классные дамы и опасение наказания. На кладбище Александро-Невской лавры, где, по рассказу Чарской, похоронена героиня одной из её повестей — юная княжна Джаваха, девочки приносят целыми десятками и ищут могилу этой героини, ставшей для многих идеалом, и т. д., и т. д.
Все эти факты лишний раз свидетельствуют об огромной популярности Чарской, о том, как искренне полюбила ее её юная аудитория.
Чем же объяснить этот огромный успех Чарской? Чем объяснить тот факт, что писательница эта заняла такое видное место в умах наших детей?
Попыток ответить на этот вопрос было уже несколько. Постараемся и мы осветить этот, безусловно интересный вопрос.
II.
Придерживаясь того взгляда, что дети — прежде всего люди, а не только объекты воспитательного на них воздействия, и что в вопросах, касающихся детей, необходимо, до известной, по крайней мере, степени, считаться так же и с мнениями и взглядами их самих, подвергая их мнения, если это нужно, тщательному анализу, мы постараемся прежде всего выяснить, как сами дети объясняют свое восторженное отношение к произведениям Чарской.
Известно, что даже взрослому читателю часто очень трудно объяснить, почему он восторгается тем или другим писателем, почему его, читателя, симпатии на стороне того, а не другого автора. Тем труднее, конечно, это сделать детям. «Мне этот писатель ужасно нравится», «Этот писатель пишет хорошо», или «он очень занимателен» — вот обыкновенный, непосредственный, искренний ответ, который в большинстве случаев получает спрашивающий. Однако, бывают и другие ответы. Случается, что и юные читатели стараются проанализировать самих себя, свои симпатии, ответить более определенно на предложенный вопрос. Наглядным доказательством этого является результат анкеты, предложенной юным читателям, анкеты, в которой предлагалось этим читателям не только назвать их любимого писателя или писательницу, но и ответить, чем именно писатель или писательница вызвали любовь к себе, что в их произведениях больше всего нравится, что производит наиболее сильное впечатление. И вот относительно Чарской подучились такие ответы:
— Мне нравится, что Чарская описывает сильных, смелых, самостоятельных девочек.
— Мне нравится Чарская, потому что она интересно пишет.
— Больше всего мне нравится в Чарской сердечность, искренность, теплота.
— Я не в состоянии объяснить, что именно меня так увлекает в повестях Чарской, но я читаю их с восхищением.
— Чарская хорошо описывает институтскую жизнь.
— Мне нравится Чарская, потому что она выводит типы, мне знакомые.
— Чарская нас понимает, и мы ее любим за то, что она умеет так тепло описывать наши радости и наше горе, — пишут три институтки.
— Читая Чарскую, мы видим себя, наших подруг, наших учительниц. Она верно все описывает.
— Чарская захватила нас, унесла в какой-то хороший мир.
— На меня герои и героини Чарской произвели такое впечатление, что я их представляю себе живыми.
— Больше всего люблю читать книги Чарской, потону что в её повестях встречаются часто самоотверженные, сильные натуры, которые преодолевают всякие преграды на пути их жизни.
— Главное достоинство Чарской, как мне кажется, это умение изобразить людей, и в особенности юношество, метко и правдиво.
— Книги Чарской до того интересны, что всегда одинаково увлекаешься.
— Книги Чарской так верно описывают нашу жизнь, что точно живешь между её героинями.
— Чарская пишет увлекательно.
— Чарская привлекает интересной фабулой и красивым рассказом.
— Мы любим Чарскую, потому что она пишет так интересно, как никто.
— У Чарской особые люди, особые характеры, но такие увлекательные, что хочется стать похожими на них.
[Приведенные ответы заимствованы из анкеты между юными читателями журнала «Задушевное Слово».]
Здесь взято лишь небольшое число из тех сотен и тысяч ответов, которые явились откликом на ряд последовательных анкет в течение нескольких лет. Но и эти немногие ответы характерны. Они показывают, что причины, вызывающие восторженное отношение к Чарской, причины, почему ее любят юные читатели, довольно разнообразны, хотя доминирует здесь все-таки взгляд, что Чарская пишет интересно, увлекательно, что она производит своими произведениями большое впечатление на своих юных друзей, что в её повестях они видят правду жизни, что она увлекает выведенными ею, сильными, не совсем заурядными натурами.
III
Но не одни дети «за» Чарскую: анкета, произведенная среди родителей, показывает, что огромное большинство следящих за чтением детей ставит Чарскую среди современных детских писателей на первое место, считает её произведения высоко полезными, желательными в детских библиотеках, высказывает свою радость, что нашлась писательница, которая сумела заинтересовать детей, отвлечь их от чтения неподходящих, вредных книг.
«Заметив, с каким увлечением обе мои дочери читают все повести, все рассказы Чарской, — пишет одна мать, — хотела убедиться, чем объясняется успех этой писательницы. И вот, на основании расспросов, я пришла к убеждению, что тайна успеха Чарской просто в том, что каждая её повесть дает толчок мысли юных читателей, и не только их мысли, но и совести. А прочитав сама несколько её повестей, я пришла к заключению, что произведения Чарской воспитывающе влияют на детей, приохочивают их к чтению, знакомят с такими сторонами жизни, которые обыкновенно в детской беллетристике оставляют без внимания.»
Другая мать заявляет, что:
«повести Чарской главным образом тем хороши, что заставляют детей призадумываться над их поступками и поступками их ровесниц, вводят детей в мир, хота им и известный, но лишь редко верно изображаемый.»
По мнению третьей матери,
«повести Чарской, совершенно независимо от их увлекательного интереса для детей, достойны похвалы за то, что незаметно прививают детям уважение к труду, таланту, что они изображают положительные и отрицательные типы детей, проникнуты горячей любовью к родителям, к родине, ко всему хорошему.»
Еще одна мать находит, что
«важная заслуга Чарской в том, что она, не выходя из сферы детских интересов и обычных детских увлечений, умело направляет их на верный путь»
[Ответы на анкету среди родителей юных читателей Задушевного Слова.]
Сличим теперь эти отзывы детей и родителей с отзывами печати, указывавшей на достоинства произведений Чарской, и посмотрим, не совпадают ли те и другие.
А. Измайлов в «Русском Слове» (1911. 22. XII) говорит:
Я вполне понимаю, что детям может нравиться то, что пишет Чарская о детях добрых и злых, о людях сердечных и жестоких, о гонимых девочках, которые потом побеждают своим благородством даже врагов, о девочках, не спящих ночей у одра больной подруги, и т. п. Только взрослый, собираясь мерить дарование Чарской, должен оставить свои аршин... Детям нужна такая литература, и Чарская не научит их ничему злому. Повторяю, у неё есть черта искренности. Я даже положительно думаю, что ни одна из ее читательниц впоследствии вспомнит ее, как учительницу добра, не при одном добром движении своего сердца.
Фриде в «Неделе Вестника Знания» (1911. 48) пишет:
Каждая повесть Чарской, как и небольшие рассказы, проникнуты серьезным, вдумчивым отношением к маленьким читателям... Надо удивляться её плодовитости и новизне сюжетов. Она одинаково удачно пишет и для детей младшего возраста, и для юношества.
Н. Геккер в фельетоне «Одесских Новостей», посвященном детским книгам (1909. 21. XII), замечает:
Не можем не остановиться на произведениях нашей талантливой и неутомимой писательницы, госпожи Чарской. Большая часть из них предназначена для девушек среднего и переходного возраста. Написаны они безусловно красиво и даже художественно и всегда проникнуты высоко моральной, облагораживающей тенденцией.
Лебедев, критический обозреватель детской литературы «Закавказья» и сам детский писатель, находит, что:
Чарская явилась полной владычицей детских сердец потому, что она уловила, что именно занимает, интересует, увлекает детей, и силою своего таланта производит на своих читателей впечатление. Не её вина, что не нашлось другого писателя, который в более художественной форме отвечал бы потребностям детей.
М. Гловский полагаеть, что
самое важное, самое дорогое, самое ценное в произведениях Чарской «чуткое сердце» писательницы, ее умение подойти к детской душе, умение заставлять дрожать самые нежные струны её... За чтобы ни взялась писательница, о чем бы она ни говорила, она всегда одинакова, всюду видно её любовное отношение ко всему миру, полному, в её глазах, красивых чудес и сказок, полному добра и светлых грез (Вестник Литературы 1910.2).
Родников в своих «Очерках детской литературы» (Киев, 1912) объясняет успех Чарской героическим романтизмом и вообще романтическим элементом, которым проникнуты произведения писательницы и который «в значительной степени присущ детской природе, так жадной ко всему неизведанному, таинственному».
«Журнал Министерства Народного Просвещения» (1904. VIII) в оценке «Княжны Джавахи» находит, что
Чарская создает свои произведения исключительно из живых впечатлений детства и юности. Оттого правдой и жизнью веет всегда от её рассказов.
«Педагогический Сборник» (1904. VII) замечает:
Повести Чарской пользуются хорошей репутацией у той публики, для которой она пишет. Она хорошо рассказывает, герои её с характером, действуют в не совсем обычной обстановке, испытывают необычные впечатления и тем самым заинтересовывают и привлекают к себе читателей.
«Россия» (1911. 23. ХII) дает такой общий отзыв о Чарской:
Все произведения известной детской писательницы, госпожи Чарской заслуживают безусловно внимания родителей. Спокойная и вдумчивая манера, с какой госпожа Чарская разрабатывает взятую ею тему, умение заинтересовать молодых читателей, несмотря на обыденность сюжета, несложность интриги, а главное, гуманное чувство, которое проникает все произведения госпожи Чарской — все это делает её книги действительно полезными подарками для юношества.
«Псковская Жизнь» (1909. 21. и 29. VII) находит, что
немудрено, что Чарская сделалась популярнейшею и любимейшею детскою писательницею: маленький народец чутко улавливает искренность рассказчика. Повести Чарской отличаются своей простотою, жизненностью, правдивостью, задушевной искренностью и могут быть причислены к образцовым детским книгам.
«Виленский Вестник» (1909. 4. IV, 1909. 10. VII и 1909. 6. XI) пишет:
Имя Л. А. Чарской пользуется заслуженной популярностью среди юных читателей. Повести её живы, картинны, образны и увлекательны... Они написаны прекрасным языком, живо и увлекательно, чужды какой бы то ни было тенденциозности, скучной морали и слащавой подделки под детский язык и понимание. Книги Чарской с удовольствием прочтутся и взрослым читателем. Отличительною чертою большинства произведений писательницы является их искренность, и этим главным образ и объясняется успех её книг. Чарская не придумывает, не сочиняет сюжетов своих повестей, а берет их из действительной, настоящей жизни, и это чутко улавливается юными читателями.
В приведенных отзывах, до известной степени, косвенно объяснена тайна успеха Чарской: правдивость и жизненность содержания, красивое, художественное изложение, высоко моральная, облагораживающая тенденция, картинность, образность, живость и увлекательность, живой язык, драматизм сцен, уменье дать колорит различных событиям.
Нам кажется, однако, что успех Чарской объясняется гораздо более тем, что она с в о и м и п р о и з в е д е н и я м и о т в е ч а е т з а п р о с а м д е т с к о й д у ш и. Иначе говоря, она осуществила в своих произведениях то, на что теоретически совершенно верно указал, как на важнейший фактор успеха детской книги, Н. Бахтин («Педагогический Сборник», 1912. V):
Нужно знать, каковы в данный период з а п р о с ы юного читателя, и суметь найти подходящую для этого периода книгу, которая при том не столько давала бы готовые ответы, сколько будила бы мысль читателя и заставляла его приходить к тому или иному выводу самостоятельно.
Чарская отлично узнала запросы детской души и пошла им навстречу. Конечно, не будь у Чарской таланта — ей не удалось бы, при всем старании, при всей удачливости достигнуть успеха. Но вот именно сочетание таланта, — таланта совершенно особенного, — с умением пойти навстречу естественным вкусам и наклонностям юных читателей и будить их мысль положила основу её успеха.
Характерная черта всех произведений Чарской — интересный, захватывающий юных читателей сюжет, увлекательная фабула, заставляющая читать все её книги с напряженным вниманием.
Детские писатели, — говорит Белинский, — подобно поэтам, родятся, а не делаются... Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений...
У Чарской бесспорно призвание — быть детской писательницей. Она родилась детскою писательницею, хотя характер её таланта, способ письма резко отличается от обычного шаблона авторов детских книг.
Много нужно условий для образования детского писателя, — говорит тот же Белинский, — нужны душа, благодарная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески-простодушная; ум возвышенный, образованный; взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия.
В таланте Чарской мы видим целый ряд этих именно качеств, вернее, этих условий, необходимых для детской писательницы.
И в них-то кроется причина её успеха. Сама Чарская на вопрос, предложенный ей, чем объясняет она себе своей огромный успех у детей (впрочем, не только у русских детей, потому что её повести, переведенные на чешский язык, пользуются среди чехов небывалою популярностью), ответила: «Я сохранила детскую душу и свежесть детских впечатлений. И еще — я люблю, искренно люблю детство, сохранила «любовь святую к заветам юности»...
Но если этим и можно объяснить успех Чарской, то нельзя еще объяснить той любви у юных читателей, которую приобрела писательница.
Л. Н. Толстым высказано мнение, что дети никогда не полюбят того, кто не достоин их любви: детским своим инстинктом они отличают своих доброжелателей от врагов. Очевидно, недаром полюбили Чарскую дети, очевидно, они почувствовали, что писательница достойна их любви, что она влечет их к добру. А так как речь идет не о какой-нибудь случайной группе детей, а о детях самых различных слоев общества, в разных концах России, и при том детях уже нескольких детских поколений, то следует полагать, что в основе любви детей к Чарской лежит нечто серьезное, достойное внимания, нечто такое, над чем следует призадуматься. Что же именно?
IV
Великий русский педагог Пирогов требует от тех, кто так или иначе причастен к воспитанию юного поколении, прежде всего уважения к человеку.
— Научитесь уважать человека. Уважать человека в ребенке, в школьнике, в каждом члене общества.
Чарская инстинктивно следует этому завету великого педагога: она именно у в а ж а е т ч е л о в е к а в р е б е н к е. Это уважение сквозит и в выводимых ею типах детей, и в самой обработке сюжета, и в изложении. Писательница смотрит на всех детей, которых она выводит в своих повестях, будь это институтка, уличный бродяга, оборвыш, шалун-гимназист, цыганенок, крестьянский мальчик-сирота и т. д., как на людей, маленьких людей, имеющих свои хорошие и дурные стороны, свои особенности, свои недостатки. Она рисует хороших и злых, забитых и жизнерадостных, униженных и счастливых, — с одинаковою любовью отыскивая в каждом из них ч е л о в е ч е с к о е. И в этом, несомненно, кроется одна из причин той любви, которую она приобрела у юных читателей. Чуткие юные сердца отлично поняли эту особенность писательницы.
На юного читателя Чарская смотрит, как на равноправного маленького гражданина, который имеет полное основание требовать, чтобы с ним говорили серьезно, не сюсюкая. В своих повестях, даже для самых маленьких детей, она никогда не прибегает к трафаретной подделке под речь ребенка, избегает шаблонного, искусственного, деланного «торжества добродетели», ни в одном её произведении вы не встретите прописной мещанской морали.
Но тем не менее Чарская старается действовать благотворно на душу ребенка и, с одной стороны, подмечать то хорошее, что кроется в глубине детской души; с другой — сохранить, а иногда и вызвать, добрые чувства.
Большинство детских писателей задается прямо целью провести в своих произведениях ту или другую педагогическую цель, но делает это настолько грубо, неумело, что юные читатели сразу угадывают затаенную мысль автора и остаются к ней равнодушны. Чарская не ставит никаких определенных вех, она далека от морализирований, от ординарной педагогической морали, от узких поучительных тенденций. И тем не менее почти в каждой её повести не мало поучительного, почти в каждой затрагивается какой-нибудь вопрос, который будит мысль в юном читателе, вызывая вдумчивое отношение к окружающему, и благотворно влияет на юные души.
Любовное, нежное отношение к душе ребенка невольно прорывается в стихотворении Чарской «Озеро», где она сравнивает душу ребенка с хрустальной водой озера:
Хрустальные души детишек живых
Не те же ль живые озера?
Ничто не пройдет незаметным для них,
Для светлого, детского взора.
Они отражают, как в чистых водах,
И счастье, и боль, и невзгоду...
Храните же в этих хрустальных сердцах
Прозрачную, чистую воду!
Не те же ль живые озера?
Ничто не пройдет незаметным для них,
Для светлого, детского взора.
Они отражают, как в чистых водах,
И счастье, и боль, и невзгоду...
Храните же в этих хрустальных сердцах
Прозрачную, чистую воду!
Одна из особенностей Чарской — уменье подойти к детскому миропониманию, умение так комбинировать жизненные отношения как юных, так и взрослых героев и героинь повестей, что в душе маленького читателя естественно и незаметно вырастают высокие чувства любви и жалости к обиженным и угнетенным. При этом Чарская показала, что детская жизнь не только не бедна интересными, новыми, незатронутыми сюжетами, а напротив, что эта жизнь чрезвычайно разнообразна, что в ней можно найти неисчерпаемый источник для детской беллетристики, нужен только талантливый писатель, который способен и умеет спуститься в детский мир.
В своих исторических повестях Чарская, живых, талантливых, увлекательным изображением различных эпох, пережитых Россиею, старается возбуждать и несомненно возбуждает в юных читателях интерес к русской истории и к её изучению. В этих исторических повестях писательница воскрешает перед юным читателем жизнь и быт русского народа, его отдельных героев и страдальцев, стремясь всегда интересную фабулу соединить с научными сведениями. И, как истинный художник, на фоне истории она творит и создает живые образы, живые лица. Благодаря этому, в памяти юных читателей ярко запечатлеваются все изображенные Чарской герои и эпизоды, и юные читатели, как это свидетельствуют отчеты библиотек, по нескольку раз читают каждую историческую повесть писательницы, где в числе героев иди героинь всегда выведены юные, сильные, из ряда выдающиеся натуры, рядом с обычными «средними» людьми.
Продолжение :
@темы: текст, статьи, Чарская, Задушевное слово