"Задушевное слово" для старшего возраста 1902 г.
Автор «Записок институтки»
биографическая заметка
Виктора Русакова
В один из первых сентябрьских дней 1886 года у главного подъезда Павловского института в Петербурге остановилась коляска. Из неё вышли: десятилетняя девочка, худенькая, белокурая, с большими выразительными глазами, и высокий худощавый офицер в форме военного инженера.
Швейцар широко открыл двери подъезда и провел приехавших прямо в приемную института, где находилась начальница.
Едва девочка со своим отцом успела войти в приемную, как по коридорам института раздались обычные возгласы: «Новенькую привезли!» и девочки с нетерпением ожидали появления новой товарки.
Между тем начальница записывала девочку в общий список учениц.
— Как тебя зовут? — спросила она девочку.
— Меня зовут Лидия Воронова,— бойко отвечала девочка.
читать дальшеВ тот же день «новенькую» (которая уже несколько дней перед тем успешно выдержала экзамен), по принятому в институте обычаю, подстригли, одели в институтское форменное платье и повели в класс.
Необычайно веселая, бойкая, смелая и разговорчивая — новенькая воспитанница сделалась вскоре общею любимицею института. Эта любовь возросла еще больше, когда подруги узнали, что «Лидка» или «Вороненок» (как ее прозвали в институте) пишет стихи. Действительно, альбомы всех институток вскоре наполнилась стишками, сочиненными маленькою Вороновой. Конечно, это были слабые стихи, совершенно детского содержания — но в них все же были заметны задатки дарования, которое дается далеко не всем. Кроме того, «Лидка Воронова» на всех институтских вечерах декламировала стихи, а на институтских спектаклях всегда исполняла главные роли и вообще была душой всех «театральных» затей институток и сама даже «сочиняла» пьесы.
Автор «Записок институтки» па 10-и году жизни (в бытность в институте).
Семь лет институтской жизни промчались быстро. Лидия Воронова — уже взрослая барышня — окончила курс одною из лучших учениц и вернулась в дом отца, проживавшего в Царском Селе. Но не долго предстояло ей оставаться в этом доме: спустя всего несколько месяцев после своего возвращения домой, она вышла замуж за поручика лейб-гвардии стрелкового батальона, Б. П. Чурилова.
Автор «Записок институтки» за работою.
(Фотография, снятая отцом писательницы).
Вскоре по выходу замуж, Лидия Алексеевна Чурилова получила возможность осуществить свою давнишнюю мечту — посвятить себя сценической деятельности—сделаться артисткой. Еще в институте, она чувствовала влечение к сцене, театру. И вот теперь — она решила серьезно заняться драматическим искусством и поступила ученицей на театральные курсы при Императорских театрах. По окончании курсов, после обычного «испытания» в присутствии представителей Императорских театров, Лидия Алексеевна была принята, в числе немногих других воспитанниц курсов, на Санкт-петербургскую Императорскую драматическую сцену, где она стала выступать под принятым ею театральным псевдонимом «Чарская».
Считая сцену своим главным призванием, Лидия Алексеевна продолжала, однако, в то же время заниматься литературным трудом, помещая то оригинальные, то переводные рассказы и стихотворения в журнале «Север» и в газете «Северный Курьер». В 1901 году появляется её рассказ «Мальчишка», за подписью «Чарская», в журнале «Литературные вечера Нового Мира», за которым последовал целый ряд рассказов в «Новом Мире» и «Литературных вечерах», а вслед затем — серия рассказов и стихотворений для детей и юношества в «Задушевном Слове».
С тех пор Л.А. Чарская сделалась постоянной сотрудницей как «Новаго Мира», так и «Задушевного Слова».
С начала 1902 года она выступала в «Задушевном Слове» сразу двумя большими произведениями: повестью «Записки институтки», только что окончившейся печатанием на страницах журнала для старшего возраста, и повестью «Записки сиротки» — печатающейся в журнале для младшего возраста. Обе эти повести вызвали общий восторг среди юных читательниц и читателей журнала, о чем наглядно свидетельствуют их письма и заявления. С неподдельным увлечением следили юные читатели за судьбою как главных героинь «Записок институтки» — Люды Влассовской и княжны Нины Джавахи, так и их подруг и товарок, с нетерпением ожидая продолжения рассказа. С таким же интересом следили читатели младшего возраста за приключениями сиротки Кати, маленького канатного плясуна Альфа и других. Можно смело утверждать, что редко какая-либо новость для юношества возбуждала такой общий восторг читателей, как названные две повести Л. А. Чарской.
В «Записках институтки» разбросано много эпизодов и приключений из жизни их автора. В од ном из своих стихотворений Л. А. Чарская пишет:
Когда веселой чередою
Мелькает в мыслях предо мною
Счастливых лет веселый рой,
Я точно снова оживаю,
Невзгоды жизни забываю
И вновь мирюсь с своей судьбой...
Я вспоминаю дин ученья,
Горячей дружбы увлеченья,
Проказы милых школьных лет,
Надежды, силы молодые
И грезы светлые, живые
И чистой юности рассвет.
Эти стихи являются как бы краткою программою институтских воспоминаний Лидии Алексеевны, полных захватывающей задушевности. Этим отчасти и объясняется успех этой повести.
В настоящее время Л. А. Чарская только что окончила для старшего возраста новую повесть под заглавием «Княжна Джаваха», которая будет заключать в себе записанные в «красную тетрадь» (о которой говорится в повести «Записки
институтки) воспоминания молодой грузинки — сначала о её жизни и приключениях на Кавказе, затем о её похождениях в институте. Повесть эта (она начнется печатанием с первых номеров наступающего нового подписного года «Задушевного Слова» для старшего возраста) будет читаться несомненно с таким же, если не большим еще, интересом, как «Записки институтки». Кроме этой повести, Л. А. Чарская обещала «Задушевному Слову» еще несколько других своих произведений, которые также появятся на страницах журнала, в том числе рассказ для младшего возраста из жизни мальчиков в пансионе, посвященный автором «дорогому сыну Юрику».
Что касается «Записок институтки», то желание многих читательниц иметь эту повесть в отдельной книге будет вскоре осуществлено, так как «Записки институтки» уже печатаются отдельным изданием.
Лидия Алексеевна Чарская.
(С фотографии Лоренца).