Длинный пост с множеством стихов :) преимущественно взрослых, но в конце будет и немного детского.

Когда-то я писала о прототипе Креолки из автобиографических повестей Чарской. Им была Зоя Бухарова, учившаяся в Павловском институте (вероятнее всего, вместе с Лидой Вороновой) и выпустившая впоследствии сборник стихов. Так что поэтесс в их классе насчитывалось по крайней мере... три, ведь была еще и Ольга Елистратова - в книгах Чарской Ольга Елецкая по прозвищу Елочка или Белый Лотос.

Предо мною бледное до прозрачности, маленькое личико, с сине-зелеными, неестественно ярко горящими глазами под ровными дугами черных бровей. Пышные, непокорные черные волосы, сухие и мягкие, оттеняют своей черной копной это бледное лицо, милое, знакомое лицо...

"Белый Лотос" остался верен себе и своим вкусам. Таинственно-мистическая, мечтательная душа Ольги Елецкой, нашей Елочки, какой она была в институте, осталась и теперь такою же нежной подругой всего необыкновенного, красиво-таинственного...


О ней и хотелось бы сказать пару слов сегодня.



Пару слов - потому что о ней нет практически никакой информации. Архивные документы оконченных ею учебных заведений хранят лишь настоящее имя и несколько фактов биографии: в 1893 году выпустилась из Павловского института, в  1897 году поступила на первый курс Императорского петербургского театрального училища, в 1900 году получила заветный аттестат. Играла ли она после этого в театре - сложно сказать.



Отчет из "Ежегодника императорских театров" (1913): в числе окончивших училище - Лидия Чурилова (Чарская) и Ольга Елистратова

Однако в 1902 году молодой актер Борис Глаголин опубликовал пьесу собственного сочинения "Без страха и упрека" - "Героический эпизод из феодальных времён, в трёх картинах, в прозе и стихах". Соавтором была указана его приятельница - Ольга Федоровна Елистратова-Мар. Происхождение псевдонима тоже загадочно: Мар - "море" по-испански? Дух ночи из славянских мифов? Героиня драмы Гауптмана "Одинокие"? (Герхарт Гауптман был тогда в моде; в книгах Чарской "Лесовичка" и "Во власти золота" ставят его пьесу "Потонувший колокол"). Возможно, просто фамилия мужа? В любом случае, "Елочка" остановилась именно на ней и в последующие годы печаталась, уже самостоятельно, как Ольга Мар.

читать дальше


@темы: "Цель достигнута"

Комментарии
03.11.2021 в 23:00

Блять, Харука!©
Очень интересно! Спасибо, такой труд проделали, столько всего собрали!
04.11.2021 в 20:09

Спасибо :) Очень рада, если было интересно :)
16.12.2021 в 21:51

Добавлю про еще одного героя повести - тоже однокурсника Лидии Чарской

 - Константин Береговой! Вас уже вызывали раз... теперь вторично, - послышался тотчас по окончании монолога Орловой голос помощника инспектора.   
Маленькая фигурка, детская на вид, но с лицом взрослого человека, забавно быстро вылетела вперед.   
Какая странная случайность: после необыкновенно прочувствованной трагической читки Орловой пошла какая-то веселая какофония звуков и слов!  
Крошечный человечек, носивший фамилию Береговой и прозевавший свою очередь в начале алфавита, оказался чистопробным комиком по натуре. Он читал куплеты Беранже с таким неподражаемым юмором, что весь зал, слушая его, заливался смехом. Классная дама не "шикала" больше, почувствовав всю бесполезность подобного маневра, инспектор не метался между рядами "рая". Это было бы лишним, до тех пор, по крайней мере, пока не закончит свое чтение маленький человек.


Константин Бережной (прообраз Кости Берегового) играл на сцене всего несколько лет, а затем переквалифицировался в режиссёры. Цели "удержаться" за какой-либо один театр (даже те, где его назначали на руководящие должности) он себе, очевидно, не ставил, предпочитая открывать все новые города, труппы, имена и пьесы. За более чем полвека своей карьеры Бережной успел поработать в Петербурге, Казани, Киеве, Чернигове, Полтаве, Одессе, Воронеже, Иркутске, Ярославле, Тамбове, Туле, Архангельске, Таганроге, Свердловске, Березниках...

Коллеги отзывались о нем с теплотой. Актриса оперетты Мария Викс писала:

С глубокой благодарностью вспоминаю я и Константина Тимофеевича Бережного, моего первого учителя и режиссера. Строгий и собранный в работе, в быту он был человеком мягким, всегда доступным для молодежи. Работать с ним было очень интересно.

Включение в репертуар «Сильвы» и назначение меня на главную роль снова вызвали бурю разных суждений. Многие в труппе считали, что я не доросла до такой роли, что «Сильва» требует вершин актерского мастерства и играть героиню должна опытная актриса. В театрах оперетты в этой роли всегда выходили «примадонны». Но режиссер-постановщик представлял Сильву молодой, целомудренной, неопытной, доверчивой. Именно по молодости, вследствие каких-то трудных обстоятельств, оказалась она в кабаре...
Занимаясь со мной, Константин Тимофеевич все время меня направлял и спрашивал: «Слышишь себя? Веришь себе во всем происходящем?» За годы полувековой работы в театре оперетты я неоднократно играла Сильву в постановках разных режиссеров, но всегда мысленно вспоминала слова К.Т. Бережного «Слышишь себя? Веришь себе?» Роль эта мне очень дорога.


А вот отрывок из воспоминаний математика Павла Александрова, некоторое время пробовавшего себя на театральном поприще:

На должность главного режиссёра Черниговского театра удалось привлечь из Киева очень хорошего, несомненно, талантливого режиссёра Константина Тимофеевича Бережного, работавшего некоторое время под руководством знаменитого Константина Александровича Марджанова (Марджанишвили). Бережной был широко образованным, разносторонним режиссёром с большой инициативой, режиссёрской фантазией и выдумкой. Такой режиссёр был большим приобретением для Черниговского театра. За лето 1919 г. он успел поставить ряд интересных пьес.

Выйдя на пенсию в 1953 году, Константин Тимофеевич Бережной поселился в Доме ветеранов сцены в том же городе, где когда-то сделал свои первые шаги в качестве актёра и режиссёра (только тогда это был еще не Ленинград, а Санкт-Петербург).