Интересная статья из "Детского сборники. Статьи по детской литературе и антропологии детства" - Москва:ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2003 г.
Нельзя сказать чтоб здесь было много нового, но что нибудь интересное найдеться, надеюсь.

Т. Д. ИСМАГУЛОВА

Реальная и мифологическая биографии Лидии Чарской



Писательнице Чарской сразу отказали в праве на существование при советской власти. Последняя ее книга под собственным име­нем вышла в 1918 году [Чарская 1918]. Но живы были многие ее читатели, перечитывать и наслаждаться ею продолжали уже новые поколения. Во многих недавних статьях о «феномене Чарской» расска­зывалось, как с ней боролись в школе, дома и на работе, устраивали литературные суды и пр. Но от нее не могли отмахнуться и большие пи­сатели: «чарский» фон продолжал существовать уже в контексте совет­ской литературы.
читать дальше

@темы: статьи, Чарская, биография

Комментарии
18.04.2008 в 04:18

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Вот интересно: нам говорили, что на рубеже веков - у символистов и т.д. - была такая идея "жизнестроительного искусства". То есть творчество и жизнь как бы сливались...
Не тот ли случай и здесь?...
20.04.2008 в 14:41

silent_gluk
Я долог думала вот...
Мне кажется что у Чарской не было подобной сознательной концепции или идеи .Но ее жизнь влияла на ее творчество, и возможно подсознательно она надеялась и на обратную связь.Ведь подобные ужасные события могли происходить только в книгах с ее героинями, а они воспринимали (и решали) проблему именно так.
Потом еще мне кажется что для у твоческих людей какое то особое мировозрение.И таким образом что бы писать такие книги, нужно имено так видеть мир и людей.( у художников это сейчас виднее например, но все равено здесь это тоже есть.)Пока все было хорошо - это видение было нормальным - а потом нельзя же все поменять в одночасье...
Вот.
Не знаю о том ли я, но как-то так.
20.04.2008 в 14:53

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Сознательной - может, и не было... Но идея "носилась в ноосфере"...
Да и если интересовалась она Сологубом - то, наверное, и другими символистами... А идея жизнестроительства - как раз их...
Только я забыла, в чем она заключалась.
20.04.2008 в 15:12

silent_gluk
Логично...
Правда я и не знаю до конца в чем эта идея заключается...Яндекс молчит как партизан, упоминая в этой связи Хлебникова и не слова не обьясняет... А сама я и не знаю.
Где б это узнать?
20.04.2008 в 17:20

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
У специалистов по символизму или Серебряному Веку, наверное...
Мне кажется, что оно имеет отношение к тому, что надо не только писать о чем-то, но и попробовать это на практике (как, скажем, Гумилев); но точно я не скажу...
23.04.2008 в 11:09

silent_gluk
Эх. Где их взять - специалистов...
Слушай и я еще не в тему хотела спросить - тебе дизайн сообщества - как? Мне нравиться, но не простоват ли?
23.04.2008 в 17:03

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Не знаю... Дизайн должен не мешать читать - что и происходит...
Хотя можно поспрашивать у народа.
Только вот - если даже и решим менять, то как?... Основателя-то сообщества нет...
23.04.2008 в 17:21

silent_gluk
Сообщество мое...;).
Я просто маскируюсь
23.04.2008 в 20:11

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
А, ну тогда хорошо!..
Тогда ты бы не могла исправить название - перед "посвященное" надо бы запятую?...
23.04.2008 в 20:34

И другой старинной детской литературе ;)
silent_gluk
В названии поправила, в логине не могу пока ( его можно менять раз в 30 дней) Они еще не прошли.Как только так сразу.
У меня не все хорошо с грамотностью, так что если еще что стольже ужасное допущу, пиши.
23.04.2008 в 22:12

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
~Сообщество посвященное творчеству Л.Чарской~
Логин - да, кстати, надо бы и мне этим заняться....
Кстати об институтках: тут вот ссылаются на Бруштейн... Но кажется мне, что "обожание" _действительно_ было в институтах - и писательницы его просто "отразили". Но героиня Бруштейн - "приходящая", поэтоу она могла со смехом относиться к обожанию - у нее был и "другой мир". Кстати, вот в "Приютках" Чарская явно отрицательно к "обожанию" относится...
23.04.2008 в 23:01

silent_gluk
Конечно было.И скорее всего были и "восторженные обожательницы" и те кто всегда относился со смехом к этому явлению..У Чарской еще в автобиографических "За что?" и "Большой Джон" и еще где-то точно было местами отрицательное отношение.
Если же говорить о героине Бруштейн - то на вообще ко многим вещам относилась не совсем так как остальные. К религии, к сословным различиям и т.д.Тут мне кажется еще и характер/воспитание (+ еще время написание повести.Положительная героиня никак не могла (даже в детстве) поддержиавть такую глупость(впрочем насчет времени вопрос сложный, но все таки как то есть связь.)
24.04.2008 в 18:44

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Это я к тому, что не уверена, имела ли в виду Бруштейн - полемику с Чарской... По-моему, она не о том писала. И вообще, как можно (и какой смысл) полемизировать с тем, о ком уже практически забыто?...
26.04.2008 в 19:27

silent-gluk
Мне кажется что примеры приведены не точно.Ну вот причем тут Рыбаков?
Первый пример еще туда-сюда.
Насчет Бруштейн.
Конечно она писала о другом. Но мне кажется что внутрення полемика, пусть и не конкретно с Чарской, скорее всего со всеми дореволюционными "институтскими" повестями была. Ведь вот у Лухмановой, Кондрашовой(Дети Солнцевых),Сысоевой ( История маленькой девочки ) ну и у Чарской рассказывается о положительном влиянии закрытого учебного заведения, о воспитании и образовании в интституте.Возможно даже безсознательно на противопоставлении до революции - "сейчас".
Ну вот как-то мне так кажеться.
27.04.2008 в 11:54

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Рыбаков - ну, может, как пример восприятия?... Но герой Рыбакова - как бы это сказать... полная противоположность "целевой аудитории" Чарской (хотя она сама, наверное, и словей-то таких не знала)...
А насчет положительного влияния - гм... вот вертится где-то в уголке сознания воспоминание о каком-то романе про суворовцев... Опять же - скажем, Вигдорова (тема исправления ребенка в детдоме)... Макаренко... Тоже ведь более или менее "закрытые учебные заведения"...
27.04.2008 в 12:36

silent-gluk
Упоминание Чарской у Рыбакова, мне кажется мне кажется можно обьяснить тем что автор тщательно описывал реали времени.Логично что у мальчика 20-х могла быть (я бы даже сказала "должна была быть") страшно популярная "Княжна Джаваха". Пять изданий с 1904 по 1915 выдержала... (эх, жалко что нигде тогда тиражей не писали на кигах.Очень конечно их узнать интересно) Но в общем, я думаю, что в таком контексте ее упоминали часто.
А вот насчет целевой аудитории... Конечно это так не называлось, но все равно было или подразумевалось.
В книгах написано для кого повесть "Княжна Джаваха" например повесть для юношества ( ссечас бы сказали для подростков).А вот "Тасино горе" и "Записки маленькой гимназистки" - для детей.А внутри этих градаций легко деляться на "для мальчиков"( "Дом шалунов", "Первые товарищи","Юркин хуторок", "Счастливчик" ) и "для девочек"( Лизочкино счастье", "Тасино горе".)Смотря кто главный - герой или героиня. ;)
Так что по ЦА их мне кажется можно четко поделить.
Насчет же "закрытых учебных заведений" в советской литературе то тут мне кажется - новый виток спирали развития темы.Под другим углом с другими акцентами.
Ведь в них в первую очередь акцент идет на коллективной деятельности.Чего не могло быть раньше.Особенно яркий пример - Макаренко.
27.04.2008 в 13:05

silent-gluk
В догонку, офтопом относительно сообщества и вообще всего.
Вот тут интересная статья - сочинение про книги Вигдоровой и Макаренко.
Мне упорно кажется что все не совсем так и так и автор многое притягивает за уши -( не может все так быть однозначно) но интересная идея.Ты видела?
www.bestreferat.ru/referat-76116.html

28.04.2008 в 10:18

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Но у _мальчика_?... Не знаю... Как думаешь, какие книги советской детской литературы можно было бы назвать "типично мальчиковыми"?... (в смысле что проверить - была/есть у нас такая книга или нет). Хотя, с другой стороны, это могла быть книга матери...
Целевая аудитория, конечно, была - но Миша (мальчик, из революционной, кажется, семьи) в нее вряд ли входил...
Но ведь и у Чарской упоминается "коллективное (пере)воспитание"...
28.04.2008 в 10:25

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Спасибо, интересно...
Ну, тут можно многое говорить - о том, что, видимо, изменялось не только "описываемое", но и "реальность"... Опять же, скажем, в архитектуре - переход от конструктивизма к "сталинскому ампиру" (или это уже послевоенные годы?)...
У "Дороги в жизнь", кстати говоря, как минимум два варианта... Первый, публиковавшийся в "Новинках детской литературы", более... полемичен, что ли...
28.04.2008 в 22:37

silent-gluk
Не знаю... А почему нет?
То есть конечно более девчачья книга - но вот есть пример Алеши Еремеева р.1908 (Л.Пантелеев,), который ее читал, правда побоялся писать об том что она ему нравилась в своей автобиграфии.
Все же она была очень популярна.
Зато позже в статье " Как я стал детским писателем " писал :
Среди многих умолчаний, которые лежат на моей совести, должен назвать Лидию Чарскую, мое горячее детское увлечение этой писательницей. <...>
А год-два спустя ворвалась в мою жизнь Чарская. Сладкое упоение, с каким я читал и перечитывал ее книги, отголосок этого упоения до сих пор живет во мне - где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны.
читать дальше

Длинно - зато по теме. :)
Конечно в ЦА Миша не мог входить, но ничего нарочито-полемического со сстарой литературой в наличии этой книги у него я не вижу. Популярнная книга была.
А мамина не могла быть - по годам не проходит.Может мама купила ему, - может подарил кто...
Насчет революционной семьи - не помню совсем, просто.
Хотя конечно все равно неизвестно, что автор этим упоминанием хотел сказать.
И еще.
Не уверена что тут можно провести аналогию, да и боюсь это просто невежливо по отошению к предмету разговора - но вот почему-то вспомнился пример.
Вот казалось бы - у меня нормальный дом с хорошими книгами - и что? Стоит на полке и пара книг Дарьи Донцовой...Примета времени...
Хотя нельзы конечно это не совсем то.


Теперь насчет закрытых учебных заведений.
У Чарской не было коллектива в советском (комунистическом) его понимании.В его как бы главной роли.(ну вот не знаю как сказать)
Вот если сравнить, да что угодно "тринадцатую","Приюток" и "Педагогическую поэму"( а еще лучше "Флаги на башнях")...Вот мысленно понимаю...обьяснить принципиальную разницу не могу...
У Чарской личность перевоспитывается личностями.Собранием личностей. У Макаренко личность - коллективом.Это как отдельное понятие - коллектив.
В общем это "не та" закрытость.Она мне кажется даже не растет из одного корня...

Вот тут есть очень интересная статья по детской литературе 20-х. (ее качать надо, но там немного) smalt.karelia.ru/~filolog/pdf/lupanova.pdf
Это вообще глава из книжки "Полвека.Детская советская литература 1917-1967", которую я чудовищшно хочу иметь у себя.Я ее читала в РГБ, но не отсканировала.
Она к нашей теме опеять же только немного имеет отношение, относительно Макаренко.


Теперь от Вигдоровой.
Мне если честно все так глобально как в той статья не приходило в голову сравнивать.
Но у меня есть основанная на этом идея.Трилогия Вигдоровой это, говоря современным языком - фанфик.( потому что произведение по мотивам).И если рассматривать книгу с этой точки зрения, то мне кажется, что на протяжении трилогии идет как бы неосознанное "преображение ральности книги под себя" автором .Первая часть ближе всего к оригиналу( Педагогической поэме), последняя ближе к автору - Вигдоровой. Не случайно - от женского лица.
Возможно все это кстати неосознано.Но все же.
Не уверена что это объяснение верное, но все же теория вот.

*ушла почитаю Педагогическую поэму*
Может что умное придумаю.

29.04.2008 в 10:26

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Вот поэтому я и стала филологом: можно читать все, что хочешь. В крайнем случае, объяснишь, что с научной целью...
Насчет закрытых учреждений - ты права... можно сказать, что появилось новое действующее лицо - коллектив...
Трилогия Вигдоровой - не совсем фанфик (все-таки часть действующих лиц - вполне реальна... Макаренко - так точно). Но у нее, Вигдоровой, есть и дилогия "Семейное счастье" - "Любима улица" (вечно путаю, что первая часть, а что - вторая). Там действуют некоторые герои "Это мой дом"-"Дорога в жизнь". Митя Королев, Андрей Репин... кто-то еще...
И Вигдорова все же писала не совсем о том, о чем Макаренко. То есть нет, не то что "не о том"... Но она показывает, как дети вырастают... И даже их жизнь вне "семьи" (детдома/колонии)...
29.04.2008 в 21:55

silent-gluk
Хотя я и так читаю очень много разного, правда без столь хороших обьяснений.Но, если честно, завидую филологам иногда.Все-таки гуманитарные знания... Интересно.
Ну конечно нельзя сказать что фанфик в современном понимании (все таки название "фанфик" - это несколько снижение уровня произведения, его второстипенность относительно главного,(но я имела в виду не это), но это одна из сторон, с которой его можно произведение рассматривать.( И кстати "реальнось" действующих лиц не меняет вопроса фанфика , к тому же я воспринимала их только как героев "Поэмы")Вигдорова шире ставила вопрос и вот мне кажется , что ее герои ближе к жизни, чем герои в "идеальной" системе Макаренко.
А в "Семейном счастье" Мне было очень приятной неожиданностью их встретить! Я прочто сначала даже глазам не верила.А потом смотрю - правда.Как старых знакомых встретила. Это она очень интересно сделала , неявно связав эти произведения.
29.04.2008 в 21:55

silent-gluk
Хотя я и так читаю очень много разного, правда без столь хороших обьяснений.Но, если честно, завидую филологам иногда.Все-таки гуманитарные знания... Интересно.
Ну конечно нельзя сказать что фанфик в современном понимании (все таки название "фанфик" - это несколько снижение уровня произведения, его второстипенность относительно главного,(но я имела в виду не это), но это одна из сторон, с которой его можно произведение рассматривать.( И кстати "реальнось" действующих лиц не меняет вопроса фанфика , к тому же я воспринимала их только как героев "Поэмы")Вигдорова шире ставила вопрос и вот мне кажется , что ее герои ближе к жизни, чем герои в "идеальной" системе Макаренко.
А в "Семейном счастье" Мне было очень приятной неожиданностью их встретить! Я прочто сначала даже глазам не верила.А потом смотрю - правда.Как старых знакомых встретила. Это она очень интересно сделала , неявно связав эти произведения.
30.04.2008 в 10:58

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Почему ж не меняет?... Если, скажем, кто-то написал о детстве Суворова, а кто-то другой - о его взрослой жизни - это ведь не делает второе произведение фанфиком... Так я и это воспринимала...
У Макаренко просто довольно замкнутая система... Как мне кажется...
01.05.2008 в 21:03

silent-gluk
Все таки как интересно - одно и то же произведение - и все его по разному видят.И ведь логично же.
Но вот я на чем основываюсь.
1.В отличае от Макаренко Вигдорова не описывает реалтные события.Где-то я читала что ее произведение полностью художественное.
2.Она описывает не просто жизнь выпускников Макаренко - а историю с "подобным" глобальным сюжетом ( о перевосптании).Цитируя ту статью. "воспроизводит ту же инвариантную схему: изначальная дисгармония - заброшенный детский дом, воровство, карты, издевательства, борьба нового заведующего со старым, отжившим и постепенное утверждение нового типа жизни."
3.Многое основывается на согласии или несогласии с Макаренко и применнением его идей.

В общем не много конечно.
Так что возможно это мое восприятие на самом деле.
Вот.
02.05.2008 в 00:55

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Просто я рассматривала всю трилогию целиком... да плюс еще "Любимую улицу"... Именно их и имела в виду, когда говорила о взрослении персонажей и об их жизни вне детдома. Кстати, смотри, как интересно получается: в первой части - практически закрытое учреждение (хотя какие-то контакты с внешним миром и есть, но они довольно спорадические... кстати, в журнальном варианте этих контактов упомянуто существенно больше); во второй части - уже учатся дети в "обычной" школе, контактируют со сверстниками из обычных семей и т.д.; в третьей части - еще больше самостоятельности... Ну а про "Любимую улицу" я и не говорю...
03.05.2008 в 10:17

Я "Любимую улицу" читала существенонно позднее, и потому ее не пребавляюВсе таки отделльно.Трроилогию же я наоборот читала как продолжение, и потому сильно их связываю.

P.S.Слушай я тебя вот хотела спросить.
Это ты ведь сканировала "Мой класс" Вигдоровой?
У тебя каринка обложки в хорошем (или очень хорошем) качестве не сохранилась?
А вообще внутри илюстрации там есть?А у тебя картинки?
Если есть ты мне их сможешь на мыло прислать?
А то мне очень хочется книжку напечатать, а хочется красиво.
Вот.

03.05.2008 в 18:56

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
А я Макаренко позже прочла... Чем трилогию, в смысле. А "Любимую улицу" - совсем недавно... Случайно она мне попалась. Ну то есть как - недавно. Лет так 5 назад...
Насчет "Моего класса" - увы, уже не осталось. Внутри там не то что картинки - заставки к частям, кажется. В принципе, можно было бы и отсканить заново - если только удалось бы найти книгу. Она в доме у нас, это точно, но вот где?...
03.05.2008 в 22:58

silent-gluk
Да? Я как-то Макаренко сначала...Причем в 2-х вариантах - сначала обычную редакцию, а потом полную (это вот тоже не очень давно ее издали , многое из черновиков и вырезаное редактором добавлено)
А Любимую Улицу чуть вообще не пропустила - то есть знала что она вышла, даже в книжнике видела и не купила.А потом искала-искала и в Питере нашла. Повезло вообще.Могла и не найти.

Насчет "Моего класа", жалко.
Если это не будет сильно наглостью с моей стороны - можно будет тебя попросить отсканировать хоть обложку?
Когда найдешь и время будет.
А книги куда-то девать - это у меня тоже всегда бывает.Хотя я вот их рассставила вроде по видам (ну детская, современная ,наша/не наша, фентези, и т.д.) а все равно деваю куда-то.Но тут главное, чтоб нашлась потом.
Вот.

04.05.2008 в 18:59

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
telwen
Вот про две редакции Макаренко - не слышала... Это что - "Педагогическая поэма" или "Флаги на башнях"?...
"Любимую улицу" я абсолютно случайно в "Москве" увидела...
"Мой класс" - конечно, отсканирую. Когда найду...