понедельник, 20 апреля 2009
Маленький кусочек про Чарскую. Всю статью, наверное, не имеет смысл выкладывать.
Трофимова Е. И. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение (Русский феминистский журнал), 1995, № 3. С. 105-111.
читать дальше
Если же вернуться снова к главному руслу женской литературы "Серебряного века", вернувшемуся на родину, то здесь следует упомянуть книги Лидии Чарской, также оболганные и преданные анафеме советской критикой. "Сказки голубой феи", "Записки институтки", "Записки маленькой гимназистки", "Княжна Джаваха", "Сибирочка" - вновь появились на полках наших магазинов и библиотек. Хочу добавить, что и дореволюционная критика слова доброго не сказала о книгах Чарской. (Своеобразная дань эпохе декаданса, когда многие нравственные ценности и привычные понятия подвергались осмеянию, отрицанию, уничтожению.) Но Чарская была самая читабельная и любимая писательница российских детей и юношества (по опросам библиотек тех лет). Ее жанр - сказочные повести, написанные на бытовом материале, что становится особенно интересным сейчас как реалия прошлого. Ее ориентир на нравственные основы однозначен и не подлежит сомнению: добро, верность, любовь к ближнему, благородство - незыблемые ценности, они всегда победят и принесут свои плоды. Причем в обыденной жизни эти качества еще более необходимы, так как быть нравственным каждый день труднее, нежели совершить героический поступок в экстремальной ситуации; ведь в такой момент может сработать лишь темперамент, а не нравственные принципы. Но в любом случае, как бы там ни было, дореволюционная критика ругала, а книги выходили, их читали, любили, и не одно поколение русских выросло на книгах Лидии Алексеевны Чарской. В советское же время (благодаря также и критике К. Чуковского) мы были их лишены.
@темы:
статьи,
Чарская
Спасибо!
Дореволюционная критика, из того что я читала, если она ругала Чарскую, ругала ее за тоже за что и Чуковский в своей статье. То есть за сказочность сюжетов и язык. Как минимум претензий с точки зрения декаданса я не помню. А ты?
Слушай , если нет трудно скинь пожалуйста мне эту статью полностью на мыло.
Заранее спсибо
А!Не помню!
А про что он?
Наверняка по сюжету узнаю.А по наванию- увы....Их в ПСС так много они так перименованы и перепутаны, что я как-то прекратила их названия запоминать...
В "Вакханке" четко виден дух декаданса ( ну в салоне этой подружки Клео и вообще), кажется , что Чарская осуждает, но все же передает и описывает дух, как-то так...
Но вот конкретных осуждений в критике , что мол "вечные ценности" теперь ( в эпху декаданса) не актуальны, я не видела.
А Елена Трофимова в прошедший понедельник проводила литературной вечер, посвященный книге Чарской «На всю жизнь». Там есть статья и комментарии. Совсем другой подход к творчеству Чарской по сравнению с Зобернами.
Нет, критика была.
Другое дело, что это детская литература потому там не велись мощные споры.
Она не столь заметна, как критика взрослых вещей! Критика и разбор детской литературы - это нечно "второстепенное" ( пишу в кавычках , так как сама так не считаю, но знаю что это так и есть) с точки зрения литературоведения масштаба русской литературы.
Вот книжка же была "За что дети любят Чарскую?", статья Чуковского, в большой статье с критикой (1916) разбиралась "Лара Бессонова" ( ПСС "Под колесом старой мельницы")...
Вообще у меня такое ощущение, что если порыться- то можно найти еще.
Она печаталсь ( если считать журналы) 16 лет - это немного.На пике популярности была из них примерно половину ( сначала не "раскрутилась", потом не до того - война). Количество критики будет пропорционально силе и времени популярности.
А литературный верер- это интересно,да.
И отношение конечно совершенно другое-это да.И это очень хорошо.
Я была бы рада если бы они выпустили что-нибудь еще. И надеюсь на завершение трилогии , хотя "Цель достигнута" (ПСС"Мой принц") у меня есть в оригинале.
Да, на время статьи я не посмотрела.Но с другой строны исследования несколько неструктурированы, и разобщены, оттого и в старых статьях возможно найти что -то новое для себя.Хотя постепенно дело двигается.