Третья «В наше время тот - поэт,
тот – писатель, кто полезен».
Маяковский Тяжелая книга, не удержавшись в ящике парты, предательски шлепнулась об серые доски пола. Нет, не с того началось.
… Перед Олей висела очень похожая на нее карикатура. Конечно, она не могла себя видеть читающей – перед зеркалом никогда в такой момент не оказывалась. Но черты в целом были ее. «Колючка» занимала добрую половину стенгазеты класса – материалов, славящих полезные мероприятия, оказалось на сегодняшний день катастрофически мало. Пришлось развернуться, «славя» происшествия. Но газета была директором одобрена, проверена и поэтому украшала стену коридора, по которому слонялись в перемену ученики трудовой школы второй ступени… Навстречу Оле бодро выступали две ее одноклассницы.
- Смотри, Кать, нашу читательницу как «протащили» в газете! Ах, кисельная барышня,
читать дальшесейчас, кажется, зарыдает от своего изображения. Точь-в-точь как над своими романчиками старорежимными.
Бойкая шатенка с кротко остриженным, почти выбритым затылком обращалась к подруге. Та в свою очередь поспешила выразить свое мнение:
- Да «скоко» раз ей пионервожатая говорила – не смей читать Чарскую. Она словно не понимает. Правильно Валька с Мишкой продернули ее, пора уже.
С одной стороны Оля Наринская не понимала причины запретов и нападок на ее увлечение. Любимая писательница писала о помощи бедным, о настоящей дружбе. Все, как у пионеров, казалось ей – и чем же плохо? Но с другой стороны, конечно же, понимала – что книжки эти - из прошлой жизни, скорее из жизни ее мамы – жены офицера-белогвардейца, чем из быта ее, Олиного – пионерки конца двадцатых. Но отказаться от них не могла.
У нее были и единомышленники, у тех тоже осталось несколько томиков дореволюционного вида да еще подшивок старого детского журнала, так отличавшихся от сегодняшней литературы. Громко сказано – «литературы», часто даже учебников для уроков не было. Не то что…
Знакомые менялись книжками, вот так и попала к Оле одна из повестей Чарской, и выпала из-под парты на пол, читаемая на уроке. Читаемая и после «Колючки».
Книжка предательски шлепнулась о серые доски пола. Пионервожатая, проводившая сбор, повернулась на шум. Когда она подошла ближе и увидела… Она словно смотрела на змею или какую-нибудь гадость.
- Наринская, опять эти книжонки?! У нас идет сбор о важнейшем значении пролетарской литературы в жизни каждого пионера, а ты читаешь… Чарскую… эту…, - слова с трудом вырывались у нее изо рта, как будто она задыхалась. - Все, я знаю, что делать, - постепенно она стала успокаиваться, но это-то было и к худшему. На лице ее зазмеилась улыбочка. Двумя пальцами подняла она журнал и, унеся его на кафедру, продолжала беседу. А в голове Оли проносились мысли - точно слова из названия только что читаемой повести: «За что? За что?»
«Хватит рисовать карикатуры на эту контру, миндальничать с ней! – думала молодая комсомолка, возвращаясь домой. Надо при всех… показать ей, что такое хорошо и что такое плохо… обсудить со всеми… точно… показательный суд. СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД. Должно ее задеть, можно потом и книжки сжечь. Очень показательно.
Почему именно сегодня не прозвенел вовремя будильник? Оля почти вбежала в класс. Серые, бесстрашные, такие знакомые глаза смотрели на нее… с портрета. Где они взяли? С большим трудом сдерживала она злость, мгновенно заполнившую ее – надо было сдержаться, ведь урок зоологии заменён очередным сбором, а темой, похоже, стала она. Или точнее, ее любимое чтение.
На столешнице кафедры высился укрепленный картонкой листок из книги. Ее, Олиной, книги. С портретом Лидии Алексеевны. Зачем? – перебарывала в себе злобу Оля. Вытащили из парты на всеобщее осуждение, вырвали – как из души. Она ждала, что будет дальше.
- Сядь, Наринская. Тебя очень касается наше собрание сегодня. Мы обсуждаем…
Оля обводила глазами класс. Нет, она не видела обсуждения. Осуждение – вот что читалось на лицах одноклассников. «Это суд! И подсудимая – даже не я, а она!»
… заслуживает ли так называемая писательница Чарская права читаться пионерами. Пионервожатая, она же судья, махнула рукой в сторону смеющихся серых глаз.
Сев, Наринская наконец огляделась: за выдвинутой вперед партой сидели «обвинители», лежала пара книг, в том числе отобранная подшивка. Рядом были и «адвокаты», всё, как и должно быть. А она продолжала смотреть на портрет, но видела не эту молодую, казалось бы, беспечную в своей славе женщину. А другую – постарше, с теми же серыми, но испуганными голодными глазами… Это не было игрой богатого воображения. Совсем недавно она действительно встретилась с Лидией Алексеевной и увидела ее именно такой. И сейчас она вспылила даже не из-за книг. Знали бы ОНИ, как борется за жизнь та, сочинения которой были брошены теперь на суд маленькой, невзрослой, но толпы.
Суд продолжался. Присутствующие же были «не в курсе», что подсудимая уже осуждена и без них. Осуждена на голод. На болезнь. Только за что?
____________________________________________________________
В 20-е годы в советских школах боролись с «подпольным» чтением Чарской, т.к. книги сохранились и ими обменивались школьники. В процессе борьбы даже устраивались показательные «суды» над писательницей в классах. Но, позже, писатели и другие деятели культуры, а также сама Крупская поняли, что запретами ничего не добьешься, а только больше разрекламируешь эти книжки. Ведь запретный плод сладок, а альтернативы – детского чтения, поддерживающего в читателе желание героического подвига - почти не было.