Нева 1996. №12 стр. 231-235

Та самая Лидия Чарская
Предисловие.

Когда мальчишкой я открывал затрепанные, зачитанные до дыр книги Лидии Чарской, могло ли прийти мне в голову, что она — не такая уж старая женщина: живет в Ленинграде, и даже неподалеку от меня: я — на Загородном, она — на Разъезжей. Впрочем, психологически нас отделяли друг от друга не несколько сот метров, а целая эпоха.
Но странное дело! Чарскую мы читали. И, я не раз в этом убеждался, каждое поколение может сказать то же самое: хоть что-то из Чарской доходило и до них. Говорят, все эти десятилетия ее скромная могила на Смоленском кладбище не была забыта — кто-то приносил цветы, кто-то ухаживал за ней...читать дальше
Елизавета Полонская
Та самая Лидия Чарская

Я уже рассказывала о своей дружбе с Алексеем Петровичем Крайским. Мы жили в одном районе, работали в местном комитете писателей и часто после собраний, читая друг другу стихи, вместе шли домой. Как-то, провожая меня домой до моего дома на Загородном, он пожаловался: «Надо еще топать на кружок в «Работницу и крестьянку». И так уж мало свободного времени! Хочется писать, а от кружка нельзя отказаться. Ну вот, летом возьму отпуск и через месяц уйду от них». <...>
читать дальше
Вообще странная статья.Очень многие факты совсем не совпадают с более поздними данными.Почему же?


@темы: текст, статьи, Чарская

Комментарии
31.08.2009 в 13:58

Так интересно прочитать что-то новенькое!

Если это воспоминания 1967 года, то это, скорее всего, один из первоисточников для последующих статей, в т.ч. и статьи Шеварова.

Вообще, воспоминания – такое субъективное дело. Тут историю расскажешь трем разным людям – и каждый будет ее рассказывать по-своему. А уж про воспоминания – и говорить нечего.

В каком году происходят события, не совсем понятно.

«Мастер Пепка строит крепко» вышла в 1927 году. Раз Чарская предлагает ее для публикации, возможно, что до этого произведение еще не публиковали.

Владимир Николаевич Иванов – это, скорее всего, третий муж Чарской. (По информации Исмагуловой). Обвенчались они в 1924 году.

Похоже, что это события середины 20-х годов, 1925-1927 гг.


«…На другой день Лидия принесла в кабинет издателя 10 переплетенных тетрадей, исписанных крупным аккуратным почерком. Вольф был занят. Он обещал посмотреть дневники и дать ответ через неделю.
Через неделю он оставил у себя дневники Чарской. «Печатаю. Дам вам сто рублей гонорара. Книга будет называться «Записки институтки».


Записки институтки – это не дневник Чарской. Возможно, что написана по мотивам этого дневника. Для 1967 года, когда Записки институтки ни прочитать, ни сравнить – красивая легенда.

Про Вольфа, который почти ничего не платил – тоже не совсем верится. В одной из статей Приходько про Чарскую написано, что дача в Сестрорецке не просто снималась, а была куплена в 1905 году. В статье Русакова в 1913 году рассказывалось, что Чарская каждый год лето проводит за границей, в августе – на даче. Сын учится в гимназии (образование для детей в гимназии было платным). На одну театральную зарплату такой образ жизни невозможен.

«Чарскую перестали печатать, книги не переиздавались. Счастье ушло. Лидия Алексеевна «халтурила» в маленьких театрах, прирабатывая на жизнь для себя и для сына. Муж погиб на войне, пал смертью храбрых. Мать умерла.» - это скорее всего события после 1917 года. Интересно, а на войне погиб первый или второй муж.
(В статье Исмагуловой – около 1913 года вышла в Петербурге замуж «за сына потомственного дворянина» Василия Дивотовича (в другом месте значится Ивановича) Стабровского)

Действительно, в статье, несовпадающих фактов хватает.