«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
С другой стороны
(обзор «взрослого» творчества Лидии Чарской)



«Взрослые» романы и рассказы Чарской – это еще одна сторона ее творчества. Не другая сторона листа – в противовес детской, а скорее – одна из сторон-граней кубика, и не всегда полностью можно понять – какое произведение какой грани-направлению принадлежит. Границы очень зыбки. Но и при этом на сегодняшний день можно точно сказать, что произведения Л.Чарской для взрослого читателя – вполне самостоятельное и обширное явление для литературы того времени. Еще не так давно исследователи жизни и работ писательницы лишь вскользь упоминали о «взрослых» повестях Чарской: «Она писала и рассказы…, и романы. И для детей…, и для взрослых: «Как любят женщины», «Виновна, но…» (В.Приходько, вступительная статья к книге «Княжна Джаваха», Саратов, «Детская книга», 1992). «Но перу плодовитой Чарской принадлежат и романы для взрослых, что сегодня менее известно». (Е.Щеглова «Возвращение Лидии Чарской», журнал «Нева», 1993. № 8).
Литературоведы, в основном, решали главную задачу на тот момент (90-е гг. 20 века) – познакомить детей и подростков с ее самыми известными повестями, обращенными к юному читателю, ведь в течение очень большого периода времени (советского) о Л.Чарской не говорилось вообще. Если и появлялась критика на нее, то там упоминались опять же самые знаменитые книги – «Записки институтки», «Княжна Джаваха» - то есть тоже детско-юношеские. Но сейчас, в «нулевые», переизданы, и уже немало раз, знаменитые институтские повести, сказки, несколько особенно популярных исторических («Смелая жизнь», «Паж цесаревны») и детских повестей («Сибирочка», «Записки маленькой гимназистки»). И поэтому, когда уже не так важна популяризация детских произведений, есть возможность уделить внимание и взрослым. Опыт издания их также имеется (Полное собрание сочинений Лидии Чарской, М., «Русская Миссия», 2006-2009гг.), но он недостаточен и некорректен, что, впрочем, объясняется направленностью издания – это ПСС для детей и подростков. Соответственно, в него лишь частично вошли рассказы и романы для взрослых в сильно купированном, а иногда и переделанном виде. Еще один вариант издания взрослой прозы – малоизвестного романа «Вакханка» (1917) – это сборники т.н. эротической прозы начала 20 века. «Вакханка», таким образом, выходила в наше время не менее чем трижды – в 1994, 2002 и 2006 гг. Но форма сборника (нет названия «Вакханка» на обложке), не самые крупные издательства (Мистер Икс, Гелеос, Милена) и узкая рамка жанра (что-то вроде старинной эротики, хотя этот роман Чарской нельзя в полной мере отнести к подобному жанру) – всё это помешало узнать о другой стороне творчества писательницы – обращению к взрослому читателю.
Теперь некоторые произведения взрослой прозы есть в электронных библиотеках Интернета.
читать дальше

1. Известны на данный период времени следующие художественные произведения:


Проблемы любви. Рассказы о женском сердце. Сборник рассказов, 1903, 1904, разные издания.
Как любят женщины. Сборник рассказов, 1904.
Право сильного. Роман, 1904.
Мошкара.Роман 1905. (в сети пока только в лит. обработке В. Зоберна.)
Во власти золота. Роман, 1905.
К солнцу! Роман, 1906.
Солнце встанет! (второй роман дилогии, продолжение «К солнцу!»), 1907.
Профанация стыда. Статья, 1909.
Евфимия Старицкая. Исторический роман, 1910, два издания. ( в сети только скан, он тяжелый. Читать онлайн)
Песни земли. Роман, 1913.
Виновна, но... Роман мятежной души. Роман, 1913, 1915. ( в сети только скан, он тяжелый. Читать онлайн)
Ее величество Любовь. Роман из современных событий. Роман, 1915, два издания. (в сети пока только в лит. обработке В. Зоберна.)
Свои не бойтесь! Рассказы из современных событий. Сборник рассказов, 1915
Чужой грех. Роман, 1916.
Вакханка. Роман без романтики. Роман, 1917.


читать дальше

@темы: статьи, ссылки, творчество, библиография, Чарская, рассказы для взрослых, романы для взрослых, ПСС

Комментарии
04.01.2011 в 19:55

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
У Чарской столько исторических повестей, в заглавиях которых фигурируют "царь" и всяческие от него производные, что я долго копалась в библиографии, прежде чем разобраться и приступить к этому комментарию. А хотела я сказать только вот что. Я, конечно, не читала ни "Евфимию Старицкую", ни её ПСС-ный вариант "Время грозного царя", но, судя по одному этому переименованию - заголовку из школьного учебника истории для 5 класса, - обстригли роман здорово. Я просто раньше не знала, что это изначально "взрослая" книга, и поэтому ничего особенного в новом заглавии не находила. А по тому отрывочку, что приводится как анотация, трудно что-то определённое сказать: "удалые опричники", прилагательные после существительных - для колорита... Те исторические произведения Чарской, которые я до сих пор видела, были обращены к детско-юношеской аудитории, поэтому не могу точно представить, как она эту тему подаст взрослой публике, насколько шире там будет проблематика.
Почему-то не получается у меня скачать "Евфимию" и "Виновна, но...": жму на "загрузку документа" - и ничего не происходит. Если сканы не слишком объёмистые, не могли бы вы их мне на мейл прислать?
05.01.2011 в 08:50

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
telwen
Спасибо за работу со ссылками.
05.01.2011 в 21:17

change-ange
Всегда пожалуйста. Хотя по сравнению со статьей - ссылки такая мелочь ;)

alina-violina
Файлы сканов там нельзя скачать.Только читать онлайн.
По ссылке откроется новое окно - и можно читать.
Я сама не фанатка и не знаток исторических ее повестей ( Ее "повседневные" - для меня уже исторические.) Так что просвещайся.
06.01.2011 в 04:33

«Взрослые» романы и рассказы Чарской – это еще одна сторона ее творчества.
А у Чарской много произведений где секут розгами?
06.01.2011 в 10:12

Гость
Не смотря на то что телесные наказания у Чарской иногда упоминаются, наверно вам будет наиболее интересна вот эта статья:
www.diary.ru/~charskaya/p107868863.htm

А во взрослых произведениях и вовсе никого не секут.
06.01.2011 в 19:14

Спасибки!!! сто лет хотел ознакомиться с этой статьей. А о каких еще произвидениях идет речь?
07.01.2011 в 19:09

Гость
А о каких еще произвидениях идет речь?
Я не помню сходу. Может быть и нет никих, но мне кажется могут быть.
Если вдруг наткнусь - напишу.
08.01.2011 в 22:19

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Насколько я помню, сцен, где ребёнка действительно секли бы, у Чарской нет. Я сейчас навскидку могу вспомнить только два случая, где звучат угрозы применить розги, но это вызывает страх, негодование и сопротивление окружающих: в "Записках маленькой гимназистки", когда Матильда Францевна грозится выпороть Лену, и в "Тяжёлым путём", где Нетти кричит, что высечет своих негодных племянников. Но до дела ни там, ни там не доходит, то есть на тот момент такие наказания уже не были обыденной реальностью.
10.01.2011 в 06:07

Cборнике рассказов "Вечерние рассказы есть рассказ где дошло до дела
10.01.2011 в 06:45

МАСТЕРСКАЯ МАДАМ ПИКЕ

«В этот же миг костлявые пальцы ее мучительницы до боли сильно зажали ей рот, в то время как другая рука подтолкнула девочку по направлению маленькой дверцы, находившейся в узком коридорчике подле кухни.
- Ага! Ты еще кричать! - зашипел ей в ухо зловещий шепот. - Скажите на милость - недотрога какая! Материю драгоценную искромсала да еще хочет, чтобы ее по головке за это гладили. Как бы не так!
При этих словах она втолкнула Ганю в небольшую каморку вроде кладовой, где по стенам шли полки для провизии, а на полу лежали большие мешки с коксом для топки камина.
"Здесь заболела Зина! В этой каморке началось то "страшное", которое закончилось смертью одной из учениц!" - вихрем пронеслась страшная мысль в голове Гани, и она с ужасом вскинула глаза на приблизившуюся к ней закройщицу.
- Ну, миленькая, здесь ори сколько вздумается, - ехидно заметила последняя, - здесь тебя не только в коридоре, но и Софья в своей комнате не услышит!
И с этими словами она изо всей силы толкнула Ганю на один из близлежащих мешков. В ту же минуту Бог весть откуда появившийся кожаный ремень с пряжкой взмахнул в воздухе и больно ударил по спине девочку.
Ганя не успела ни крикнуть, ни защититься. Теперь удары сыпались на нее один за другим, один за другим без числа и счета. С бешеной злобой, с выкатившимися от ярости глазами ее мучительница приговаривала вслед за каждым ударом своим жутким шипящим голосом:
- Вот тебе, вот тебе... Будешь знать, как дорогие платья портить! Будешь помнить, как надо добро чужое беречь!
Костлявая рука, вооруженная ремнем, то поднималась, то опускалась с лихорадочной поспешностью. Удары ложились на трепещущее от боли извивающееся тело девочки. Громкие стоны Гани наполнили каморку и сени. Наконец прекратились и они... Тогда старшая закройщица швырнула в угол ремень и, грубо схватив за плечи свою жертву, поставила ее перед собой:
-
10.01.2011 в 06:48

- Знай, - шипела она перед самым лицом девочки, - знай, не простят тебе Мыткины испорченного лифа, каждый день тебя такая же трепка ожидает... Я вас выучу, недотепы скверные, как с дорогими вещами обходиться! Я вас выучу, будете помнить меня!
И она шагнула к двери, тяжело дыша и потирая свои костлявые руки, уставшие от наносимых ими побоев.
Ганя осталась одна перед открытой в коридор дверью с мучительно ноющей болью во всем теле.
10.01.2011 в 12:08

Гость
Ну я ж говорила что есть.
Ищите, может где еще найдете...
10.01.2011 в 12:51

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Но, если судить даже по этому, пока что единственному, фрагменту, видно, что в художественном мире Чарской порка - явление редкое, из ряда вон выходящее, ужасное, а ни в коем случае не обыденное. Ведь именно после порки Ганя с подачи подруги убегает из мастерской. А из пылкой статьи "Профанация стыда" можно сделать вывод, что в реальности начала XX века это явление ещё имело место (ведь о том, что исчезло, и говорить бы не стоило, тем более так взволнованно!), но с ним активно боролись.
10.01.2011 в 12:55

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Наташа, я тоже не особенно люблю исторические повести Чарской, по крайней мере для детей: сплошной "казарменный патриотизм", как назвал это Чуковский, и очень низкий уровень исторической достоверности. Но я подумала: может быть, хотя бы в романе для взрослых круг тем будет расширен и стиль отработан лучше. Хотя, конечно, совсем не факт!
10.01.2011 в 19:38

alina-violina
Ну я думаю как времят будет - стоит изучить. Вдруг заинтересует?
11.01.2011 в 00:06

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Ещё, кажется, в "Доме шалунов" директор пансиона вполне серьёзно собирался наказать розгами Витека Зона, а когда Котя его выгородил, то их вдвоём, хотя вообще, как там написано, это в его правила воспитания не входило. Но Женя выпросила-таки у дяди для них прощение в качестве подарка на именины, так что и здесь художественный замысел не допустил жестокости - книжка для этого слишком жизнерадостная, построенная на комическом, несмотря на все ужасы с похищениями и погонями.
11.01.2011 в 02:01

А во взрослых произведениях и вовсе никого не секут. А Вы читали «Золотую роту »?
12.01.2011 в 10:21

"Золотая рота" это и есть "Мошкара". Она переименована издательством "Русская миссия" в наше время. Там не секут - там бьют взрослого сына.
12.01.2011 в 22:09

Там не секут Сам знаешь, чего заслужил, - и он кивнул головою кому-то и отвел взор от виновного.
Из толпы выдвинулись трое. Михайло Иванович, Извозчик и еще какой-то одутловатый и белобрысый "золоторотец", у которого было в руке что-то длинное и темное, извивающееся, как змея. И когда Марк попристальнее взглянул на извивающийся предмет, он понял, что это нечто было среднее между кнутом и плетью. Потом он посмотрел на Калмыка и содрогнулся. Тени набежали на его побелевшее как мел лицо и как бы скрыли его глаза, расширенные и померкшие от ужаса. Михайло Иванович и Извозчик, подошедшие к нему, что-то ему сказали. Но он не понял, потому что вряд ли мог что-либо понять в эту минуту от обуявшего его животного страха.
Тогда из толпы выскользнул Черняк и, суетясь около Калмыка и поминутно шмыгая носом, стал стягивать с него кафтан. За ним еще приблизились двое, стали бесшумно и методично помогать ему. Потом, раздев донага виновного, они подняли его на руки, как ребенка, и отнесли на нару. Теперь безо всякой одежды Калмык казался совсем маленьким и ничтожным. Он жался и вздрагивал всем телом, и тело его казалось почти синим и худым, как у мертвеца, в обманчивом полусвете июльских сумерек. На левом плече у Калмыка была круглая ранка с запекшимся струпом, и Марк, поймав ее взглядом, уже не мог отвести от нее глаз. Этот гноящийся струп на жалком костлявом теле как-то особенно подчеркивал немую беспомощность Калмыка. Извозчик и белобрысый "золоторотец" встали один у ног, другой у головы виновного. Михайло Иванович с тем же своим выражением детского недоумения на обрюзгшем и вспухшем от пьянства лице взял из рук белобрысого кнут и, взмахнув им над головою, опустил руку на голую спину Калмыка.
Прозвучал стон, прозвучал и оборвался, заглушенный чьей-то догадливой рукою. Кто-то зажал рот Калмыка. Кто-то сел ему на ноги, потому что тело несчастного, трепеща и извиваясь, мешало ложиться как следует ударам.
12.01.2011 в 22:10

Там не секут Сам знаешь, чего заслужил, - и он кивнул головою кому-то и отвел взор от виновного.
Из толпы выдвинулись трое. Михайло Иванович, Извозчик и еще какой-то одутловатый и белобрысый "золоторотец", у которого было в руке что-то длинное и темное, извивающееся, как змея. И когда Марк попристальнее взглянул на извивающийся предмет, он понял, что это нечто было среднее между кнутом и плетью. Потом он посмотрел на Калмыка и содрогнулся. Тени набежали на его побелевшее как мел лицо и как бы скрыли его глаза, расширенные и померкшие от ужаса. Михайло Иванович и Извозчик, подошедшие к нему, что-то ему сказали. Но он не понял, потому что вряд ли мог что-либо понять в эту минуту от обуявшего его животного страха.
Тогда из толпы выскользнул Черняк и, суетясь около Калмыка и поминутно шмыгая носом, стал стягивать с него кафтан. За ним еще приблизились двое, стали бесшумно и методично помогать ему. Потом, раздев донага виновного, они подняли его на руки, как ребенка, и отнесли на нару. Теперь безо всякой одежды Калмык казался совсем маленьким и ничтожным. Он жался и вздрагивал всем телом, и тело его казалось почти синим и худым, как у мертвеца, в обманчивом полусвете июльских сумерек. На левом плече у Калмыка была круглая ранка с запекшимся струпом, и Марк, поймав ее взглядом, уже не мог отвести от нее глаз. Этот гноящийся струп на жалком костлявом теле как-то особенно подчеркивал немую беспомощность Калмыка. Извозчик и белобрысый "золоторотец" встали один у ног, другой у головы виновного. Михайло Иванович с тем же своим выражением детского недоумения на обрюзгшем и вспухшем от пьянства лице взял из рук белобрысого кнут и, взмахнув им над головою, опустил руку на голую спину Калмыка.
Прозвучал стон, прозвучал и оборвался, заглушенный чьей-то догадливой рукою. Кто-то зажал рот Калмыка. Кто-то сел ему на ноги, потому что тело несчастного, трепеща и извиваясь, мешало ложиться как следует ударам.
12.01.2011 в 22:36

Гость
Склероз-склероз.
Я помню, что в Мошкаре много жести, но не помню этого момента.
Бывает.

Кстати посмотрите еще Евфимию Старицкую - по ссылке выше. Там может быть.
13.01.2011 в 10:29

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Читала давно "Мошкару", не все помню. А почему именно эта тема? Да, в "Евфимии" - пытки Грозного.
13.01.2011 в 13:39

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Ну, про пытки и в "Паже цесаревны" есть: Долинский-старший чудом их избегает, а Шубина пытают вовсю. Там, правда, не розги, а дыбу предпочитали.
20.01.2011 в 04:21

На протяжении "Мошкары" Марк часто думает o порке "О, с каким наслаждением дал бы он исполосовать все свое тело плеткой "
"Марк задрожал так, точно его вытянули вдоль тела плеткой"
01.02.2011 в 05:36

Интересный отрывок из книги Елизаветы Кондрашовой "Дети Солнцевых"

02.02.2011 в 09:05

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Кондрашова - это очень давнее время института. Первая треть 19 века.
03.02.2011 в 02:59

Кондрашова - это очень давнее время института
Оно и видно
03.02.2011 в 03:12

хотя думал, что в институтe никогдa не было официальных телесных наказаний
03.02.2011 в 09:10

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Я тоже. Но ей видней.