З. Масловская
Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской
"Русская школа" 1911г. №9 Отдел I, стр. 102-124

Много говорят и немало пишут за последнее время о детском чтении.
Вопрос этот, без сомнения, очень важный, служит предметом живого обсуждения педагогов, и можно только приветствовать, что на него в настоящее время обращено такое внимание; можно только радоваться, что родители, признавая громадное воспитательное значение книги, прилагают много усилий к тому, чтобы научить детей любить чтение.
Но ведь никто не будет спорить, что под «книгой» мы подразумеваем только ту, которая приносит пользу, развивает мысль, будит эстетическое чувство, написана, действительно, талантливым писателем. И мы хотели бы научить наших детей понимать красоту мысли и языка, как хотели бы научить их понимать всякое искусство. Другими словами, мы должны были бы научить их искусству читать хорошие книги, а также тому, что Шопенгауэр называет «искусством не читать»: «Daher ist in Hinsicht auf unsere Lectüre die Kunst nicht zu lesen höchstwichtig» («Ueber Lesen und Bücher»), — говорит он. И дальше: «Um das Gute zu lesen ist nur eine Bedingung, dass man das Schlechte nicht lese: denn das Leben ist kurz, Zeit und Kräfte beschränkt» [Для того, чтобы читать хорошие книги, необходимо лишь не читать плохих, ибо жизнь наша коротка, а время и силы ограничены].читать дальше

@темы: текст, статьи, Масловская, Чарская, Русская школа

Комментарии
24.07.2011 в 21:37

Как обычно, критика выдранных фраз.
Попрекают обожанием - и не замечают, что обожание постоянно осуждают персонаж. И что за гордость и гордыню разных там Трахтенберг и Джаваха травят. Что за фразу "молоко дует" Лиду осуждает Большой Джон. И что раскаивается она в неблагодарности к мачехе, которая хотела сделать из нее воспитанного человека. Да и за суеверия детей там осуждают.
никто не изволит заметить, что Чарская не возвеличивает то, что описывает, а наоборот.
25.07.2011 в 21:09

Сильвара среброволосая
Да с выдиранием из контекста все хорошо...
Но она по крайней мере читала то что критикует....
А в следующей статье -- одни абстрактные рассуждения...
25.07.2011 в 21:28

telwen Эту философскую байду я проглядела вполглаза
25.07.2011 в 21:45

Сильвара среброволосая
;) Я бы тоже если бы ее ненужно было вычитывать ;)
24.09.2011 в 10:16

Ради разных цветов что нам ссориться в дым -ведь оттенки души, чем цветнее, тем краше. (Иллет. "Вино по кругу")
да уж, все вне контекста.

Ирочка понравилась Нине как раз за простое, не чванное отношение к ней, несмотря на разницу в возрасте, за выдержанность и благородство. Ну и противоположности притягиваются -бурный кавказский темперамент Джавахи плюс нордический характер шведки Трахтенберг, они дополняли бы друг друга, если бы чаще общались.
Самой Нине вначале доставалось за обостренную гордость, да если почитать добрую половину "учебных" произведений Чарской можно увидеть, что холодность или закрытость, даже от застенчивости, часто трактовались коллективом за спесь и высокомерие, что как раз осложняло отношения.

герой -это не титул, а личная заслуга. Да, отец Влассовской был дворянином, но довольно небогатым, уж точно не в "золотом списке", однако его героизм был оценен тем, что его дочь приняли по льготе. И девочке напоминают, что она должна вести себя благородно, не ронять собственного достоинства.

Лида Воронская, то бишь сама автор, как она себя вспоминает -просто избалованная, захваленная девочка с истероидным психотипом, хотя смелая и прямая, способная сочувствовать и переоценивать себя. Институт постепенно шлифует ее, учит быть проще, отказываться от позерства. Самые симпатичные герои -ровесники и друзья Лиды -как раз не дают ей "заигрываться", отрезвляют. Коля говорит, что бывают беды похуже чем у нее -его бьют и не дают учиться, но он не стремится "показать всем"; Большой Джон и Сима Эльская показывают ей ее поступок с фрейлейн Фюрст со стороны, далеко не такой благородной, как она думала, считая себя борцом с тиранией; женщина посказывает Лиде, когда она все осознала, что не суицидные попытки, а реальная помощь смогут загладить ее вину. Впоследствии замужество и прочие испытания, например тяжелая болезнь сына, едва не отнявшая его, учат Лиду беречь свои нервы, не впадать в эмоции, а театр становится более социально приемлемым выходом ее артистичности.

немало героев, та же Эльская, "Спартанка", Ия Вадберская, сестра Марина и ряд других как раз большие противники и нелюители красивых слов и жестов, но при этом деятельно добры.

сентиментальности хватает, но во-первых, то частая болезнь замкнутых коллективов и заведений, особенно учебных. У Чарской в повестях у главных и симпатичных героев впоследствии уровень пафоса и чинопочитания, увлечения внешним падает под влиянием жизни, он остается на прежнем уровне у проходных или несимпатичных героев.
24.09.2011 в 21:23

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Нэд Вильерс, знаете, когда я прочла эту статью, у меня появилась мысль: а не возникли ли героини, о которых вы говорите - Ия, сестра Марина, - как раз под её влиянием, чтобы опровергнуть её доводы, чтобы доказать, что писательница способна изображать и другие характеры. И вот сейчас я перепроверила: статья издана в 1911 году, а упомянутые вами произведения - в 1913 и 1914. Разумеется, это ещё совсем не аргумент, а лишь предположение. Я просто делюсь своим впечатлением.
25.04.2012 в 22:29

Ради разных цветов что нам ссориться в дым -ведь оттенки души, чем цветнее, тем краше. (Иллет. "Вино по кругу")
вполне реальное предположение -тогда Чарская весьма неплохая писательница, раз прислушивалась к критике, даже весьма жесткой, и оттачивала свои образы. )))

плюс, у любого писателя бывают "ранние" и "поздние" произведения -первые часто -только проба пера, пока они вырастают из сора, подражат и отталкиваются от имеющегося, а бывшая тогда наивность и плакатность детской литературы была проблемой не только в России, но и во многих европейски-культурных странах (вспомните страдания Джо из романа Луизы Мэй Олкотт, что ее детские повести не брали в печать потому что в них "плохих мальчиков не задирал медведь, а хорошие не возносились с пением псалмов на небеса". Или то, как пастор Брокхельст советовал Джейн Эйр нравоучительную повесть о лгунье, которая попала в ад.) А вторые уже более обработанные, сложные, с чертами психологизма, ведь больше жизненного опыта. Полезно бы сопоставить различные ее повести с фактами биографии самой Чарской -замужество, рождение сына, его болезнь, чуть не стоившая мальчику жизни, развод.