понедельник, 17 октября 2011
Детский журнал «Путеводный Огонек», 1905г. Раздел «Наша переписка».В старинном детском (от 8 до 12 лет) журнале «Путеводный Огонек», который выходил в Москве с 1904 года, несколько страниц всегда уделялось редактором детской переписке. И не только между читателями: сам редактор, А.А.Федоров-Давыдов, издатель 3 детских журналов, очень тепло относился к своим маленьким подписчикам, старался ответить на любой вопрос, написать хоть несколько, но добрых и нужных слов каждому.
Мне очень понравилось читать эти письма 106-тилетней давности, ведь даже и тогда, когда они были совсем «свежими», одна подписчица рассуждала: «…я очень люблю читать «Наша переписка», а Федоров-Давыдов отвечал:
« - Понимаю вас: в переписке – сама жизнь и правда».
Вот эти «жизнь и правда» 1905 года:
Дорогие товарищи и подруги! Давайте Новый год начнем добрым делом. Все вы, наверное, любите животных, птичек, цветы и деревья, и вам бывает очень жалко, когда их мучают или дурно обращаются с ними? Так вот давайте мы все, кто получает журналы дяди Федорова-Давыдова, заключим союз и дадим друг другу слово: никогда не обижать, не мучить собак, кошек, вообще всех животных, не разорять гнезд, не держать в неволе птичек; будем друзьями и за своих друзей будем заступаться, когда будем видеть, что другие их мучат, будем упрашивать ласково, чтобы их не мучили, что они так же, как и мы, чувствуют боль, только сказать не могут. Будем друзьями птиц и животных, станем охранять их, заботиться о них. И будем в письмах сообщать о жизни наших друзей, кого и как удалось спасти, об их уме и привычках, и наша переписка будет очень интересная.
еще много-много писемНазовем наш союз „Союзом Светлячка". Напишите, кто думает, как мы, и кто согласен на этот союз и кто хочет быть друзьями животных, птичек и растений. У нас есть книга, „Друг животных", соч. Горбунова - Посадова, ц. 80 к.; советуем всем ее иметь и читать, она такая интересная; там и про диких, и про домашних животных столько хорошего. Мы когда прочли с мамой эту книгу, еще больше стали любить и жалеть животных. У нас много хороших книг, целый шкаф только детских книг; вот самые интересные: „Волчья дубрава", „Разореное гнездо", „Сам себе помогай", „В снегах". Мы бы очень хотели, чтобы и вы все то прочли, что мы с мамой. Так хорошо вечером в столовой! Мы с Юрой рисуем или клеим, а мама нам читает детские книги, такие интересные, что папа и бабушка их слушают с удовольствием. Мы еще любим петь и много знаем русских песен: „Два великана", „Дубинушку" и мн. др. Ох, какое большое письмо вышло! Боимся, что редакция за это не напечатает наше письмо. Целуем вас всех! Нина и Юра Кобиевы.
В редакцию. Сначала я не знал, что тебе можно писать письма, так как я не читал последних листков. Но недавно моя мама мне сказала, что многие дети переписываются с тобой, и мне так захотелось написать тебе! Как только получил я журнал, то сейчас же прочел „Рикки-Тикки-Чк", из сказок Киплинга. Мне это очень понравилось; я думаю, и остальные рассказы тоже хороши, Помести пожалуйста мое письмо в „Переписке", а то я читал, что ты забываешь письма некоторых. Счастливого успеха в делах. Ученик приготовительного класса Костромской гимназии. Сережа Лебедев.
— Ох, забывать писем—не забываем, а иную пору места нет, ничего не поделаешь. А потом, глядишь, время ушло, и письмо интереса не имеет. А бывает и так, что письма на почте пропадают.
Прошу вас мне сообщить, как обращаться с куклами, присланными нам при журнале „Светлячок". Они названы «куколки с переодеванием", а там все только половины платьев и шляп, так как же их одевать? Прошу мою подругу Лелю Соболеву написать мне, получает ли она „Путев.Огонек". Мне очень нравятся названия новых рассказов, которые вы нам обещаете на этот год. Иза Гризова.
— С изнанки к куколкам приклейте две тонкие поперечные полоски бумаги; приклейте одними кончиками полоски. Куколку надо продеть между платьем и этими двумя полосками.
Прошу вас сообщить, где я мог бы достать программу морского училища; я собираюсь поступать туда; если будете так добры, то сообщите сами мне программу морского училища. Прошу вас также побольше помещать рассказов вжурнале из морского быта. Л.Фортунатов.
— Морской кадетск. корпус. (Спб., Николаевская набер., 171). Принимаются сыновья флотских офицеров и потомственных дворян. В младший класс принимаются от 13—15 лет, 1-го сентября, по экзамену, в объеме программы 3 классов гимназии или реального училища или кадетск. корпусов. Программу выпишите оттуда.
Спб. училище дальнего плавания. (Петерб.: Вас.Остр., 10 лин., 371). Программу выпишите оттуда, нам неизвестно.— Имеется книга, составленная г. Влахопуловым, „Программы всех учебных заведений".
Я учусь въ московской 6-й гимназии во 2-м класее, вместе с Н.Ходатаевымъ. Кроме „Путеводного Огонька" я выписываю „Светлячок" и „Дело и Потеха". Скажите, при каком № „Светлячка" выйдет опера „Грибной переполох"? Витя Шишаков.
— Во втором полугодии, при №19.
„Путеводный Огонек" мне нравится, но в нем мало стихотворений. Помещайте, пожалуйста, побольше своих. А. Баранов.
P. S. Товарищам и подругам по журналу: Наде Мягковой: назовите котиков „Ромео" и „Лоренцо". Борису Березовскому: я также люблю собирать камни и набрал порядочную коллекцию.
Можно мне переписываться с кем-нибудь по журналу, скажите. Мы склеили рыцарский замок, но он у нас расклеился. До свидания. Шура Степанова.
— Можно, конечно. Запрашивайте о том, что интересует вас.
- Нюре Борисовой. Не можем исполнить вашей просьбы.
Если бы вы знали, с каким нетерпением жду журнал! Я очень люблю собирать цветы, марки; марок у меня более 500 шт.; я люблю насекомыхъ; напишите мне, какую книгу купить, в которой описывают насекомых. Николай Рахманинов.
- Книги: Шарп, Д. „Насекомые". В. I. Введение. Изд. Брокгауз и Ефрон, ц. 1р. 50 к.—Мартинъ. Ф. „Три царства природы". Изд. Маркса, Спб., ц. 8 руб.
В числе обещанных премий за 1904 год была обещана премия „Сборник детских пьес". Я его не получила. Будьте так добры, многоуважаемый г. редактор, могу ли я получить его теперь. Я очень хотела бы его иметь. Напишите, что нужно сделать. Я думала получить этот сборник при первом номере этого года 1905, как опоздавшую премию, но ее нет. Александра Копытько.
- Сообщите ваш точный адрес только, мы вышлем „Сборник". Премия вышла своевременно. Премия не запоздала, этого не может быть.
Прошу вас прислать пробный № Дело и Потеха". Мне очень нравится журнал „Путеводный Огонек", и спрашиваю вас, можно ли выписать „Путеводный Огонек" за прошлый 1904 год и сколько он будет стоить? Я учусь в С.-Пб. Петровском училище, в 1-мъ классе. Коля Кочешков
- За 1904 год журнал имеется. Ц. 3 р. с пересылкой.
— Эйдле Цуккерман и Лизе Гроссман. Вы спрашивали, где можно купить и какую книгу по вопросам вегетарианской кухни. Обратитесь в книжный склад .„Посредника", Москва, Долгий пер.; у них есть издание „Вегетерианская кухня". Ц. 75 коп. - Не помещали вашего письма за недостатком места; а ваши обвинения несправедливы, я в этом № вы убедитесь в том.
Милый дедушка Федоров-Давыдов! Не знаю, почему я представляю себе; вас стареньким дедушкой, как рождественский дед, а еще больше потому, что вы прислали мне такой хороший, толстый журнал. Теперь я жду другого, «Дело и Потеха». Маня Шишова.
— Не знаю, до сих пор я еще рождественским дедкой не был, и я пока вовсе не старенький, честное слово! Спасибо за пожелания, помните? А. Ф.-Д.
Очень обижаюсь, что вы не напечатали моего письма в отделе «Наша переписка». Конец «Без роду, без племени» произвел на меня хорошее впечатление. Желаю «Путеводному Огоньку» всего хорошего и чтобы он долго издавался под редакцией Федорова-Давыдова. Ваша подписчица Идуся Рубин.
Я была за границей и только 15 ноября приехала. Была я в Берлине, во Франкфурте на/Майне, в Женеве, в Висбадене, в Майнце, в Монтре, Ницце и в Ментоне. «Путеводный Огонек» мне очень нравится, и мама мне уже выписала его на 1905 год. Желаю успеха «Путеводному Огоньку». Я вот что слышала: «У одного хозяина были собаки, по имени «Дружок», «Джек», «Букет» и «Мирта». Они жили между собою очень дружно, как говорится, что водой не разольешь. Когда хозяин куда-нибудь уезжал и брал одну из них, то остальные очень скучали; а когда та назад возвращалась, тогда они были веселы. Один раз ночью, когда все спали, проснулся „Джек" и почувствовал запах гари. Тогда он, недолго думая, бросился будить своих друзей и хозяев. Когда все в доме всполошились, то оказалось, что дом горит. Люди в это время растерялись, — но собаки хватали все, что оставляли; хотя пламя увеличивалось, но наши смельчаки не переставали вытаскивать вещей. И таким образом они спасли все вещи». Ида Левинсон.
Отчего вы не напечатали мое первое письмо? Мне нравятся рассказы: «Дети лейтенанта», «Как животные воспитывают свою детвору», «Дядюшка Яков офеня», «Без роду, без племени» и стихотворение «Пчелы-жадюги». Прошу редакцию ответить на мое письмо. Леля Гильшер.
— Письмо ваше могло затеряться, мы его не имеем.
Мне очень нравятся особенно рассказы: «Без роду, без племени», „Морской колдун", «Дядюшка Яков офеня». Я хочу сделать «чудодейственный каток», но у нас нет глины; напишите, чем заменить глину. Если можно, то пришлите мне модель рыцарского замка, оттого что я ее потерял. Желаю многия лета «Путеводному Огоньку», «Светлячку», «Делу и Потехе», а также и редактору. Д. Боряев.
— В устройстве этой игрушки главную роль играет не глина. Вообще надо сделать два каких-нибудь возвышения или столбика. Вы не сообщили нам вашего точного адреса, по которому выслать вам модель замка. Не забудьте прислать нам его.
Я первый год получал «Путеводный Огонек». Мне нравятся рассказы: «Без роду, без племени», «Дети лейтенанта», «Собака-герой на войне» и «Царевна-лягушка». Загадки и шарады я очень люблю и решаю их с удовольствием. Я учусь во 2-й гимназии в І-м классе. Я составляю коллекцию перьев; у меня их еще немного. Не знаете ли вы, какие есть лучшие перья? Напишите пожалуйста. А.Казанский.
— Перья, как вы, знаете, бывают разной величины, разного устройства: для обыкновенного наклонного письма, для прямого письма, для букв рондо, для черчения и проч. Кроме того, у каждого человека—особый нажим руки на перо во время письма; сообразно с этим делают перья с тонким раскепом и с толстым, — твердые и мягкие. Лучшие перья вырабатываются фабрикой Бланзи-Пур.
Мы устраивали 6-го января 1905 г. спектакль, — я, Надя Мягкова, и мой брат Митя (ему 7 лет). Остальные участвующие — мои знакомые. Опишу подробно. Раздался первый звонок, Дети, которые уже напились чаю, пошли в зал. Оставшиеся же торопливо допивают чай. Надя только смеется про себя над поспешностыо детей. Она не только не торопится скорее допить свою чашку, но просит налить еще. А дети уже на местах. Они с нетерпением смотрят на зеленый занавес, который отделяет сцену от зрителей. Вверху занавес красиво убран ветками елки. Дети разговаривают между собой. Общая тема разговора — это будущий спектакль. Играют „Рождественская звездочка" и „Нет кота в дому, мыши ходят по столу'". У каждого зрителя в руках программа, и он несколько раз перечитывает ее. Надя и Соня уходят за занавеску, где одеваются дети-актеры. Там поставлен столик, на котором стоит зажженная свеча и лежит открытая книга, по которой Иван Петрович будет суфлировать. „Все готово?" - спрашивает он Надю. „Все", — отвечает она. Надя — хозяйка дома. Её родители любят своих детей. Вот и теперь, чтобы их повеселить, они устроили им спектакль. Надя играет роль Нюни Ростовцевой, 13 лет, а её брат Митя, которому только 7 лет, играет Сережу, брата Нюни. Вот второй звонок, и с бьющимися сердцами входят на сцену Надя, Ваня Андреев и Люба Петрова. Они садятся вокруг стола и приготовляют тетради, книги и перья. Раздается третий звонок, занавес отдергивается, и Люба (которая играет Нину Ростовцеву) начинает. Надя волнуется, она осматривает зрителей; многих еще нет. Как в чаду проходить весь спектакль. Но вот все кончилось, Дети переоделись, занавес отдернули, заиграл граммофон, и дети начали танцовать. Но никто не танцует так много, как Надя и Люба. Какой бы ни был танец, а они уж танцуют вместе. После танцев дети садятся и играют в „Почту", но через несколько минут их зовут ужинать. После ужина маленькие дети уезжают, а большие остаются потанцовать. Но уже поздно, и дети разъезжаются по домам. Наде велели ложиться спать. Но ей спать не хочется. Она уже в постели и думает: „Ведь это уже третий спектакль, который мы устраиваем. Когда-то будет еще такой же? Ах, какой был сегодня для меня счастливый вечер!" Надя Мягкова.
@темы:
текст,
1905,
детский журнал,
"Путеводный Огонек",
иллюстрации
Спасибо!