читать дальшеПерова Н. Смолянки, мариинки, павлушки… бестужевки. Из истории женского образования в Санкт-Петербурге. СПб.: ИД “Петрополис”, 2007. — 304 с.
Прочное основание государственному среднему образованию российских женщин заложила Екатерина II, учредившая и патронировавшая Смольный институт для благородных девиц и Александровский — для девочек из мещанского сословия. В 1796 году, после смерти Екатерины II, непосредственное руководство Обществом благородных девиц и мещанским его отделением, а чуть позже и воспитательными домами, и Коммерческим училищем приняла на себя императрица Мария Федоровна. Так было положено начало ведомству, получившему впоследствии название Ведомство императрицы Марии. В него входила и сеть учреждений, дававших образование девушкам: Мариинский, Екатерининский, Павловский институты… всего 12. В ХIХ веке ширилась и сеть женских гимназий. Ответом на вызовы современности стало открытие к концу века Бестужевских курсов, где молодые девушки могли получать специальное образование, профессию, дававшую им право работать. Автор книги не ограничивается рассказом о действительно славной истории женских учебных заведений, темы, поднятые в книге, много шире и значимее. Организацию системы женского образования автор напрямую связывает с ценностными ориентирами, которые необходимо вырабатывать у подрастающих девочек, будущих жен, матерей, да и просто гражданок своей страны. Выверенная ценностная ориентация тем более необходима в современных условиях — условиях резкого демографического спада, во многом вызванного такими негативными явлениями, как пьянство, наркомания, увеличение количества абортов, роста преступлений среди девочек-подростков. Дурную роль играют и навязываемые современной девушке стереотипы, как, например, стереотип необходимой женщине “неземной красоты”, усваиваемый с самого раннего возраста. Хотя, считает автор, настраивать девочек надо не на культивирование “красоты”, амплуа “великолепной любовницы”, а на выполнение своей самой главной роли — материнства. Необходимо думать и о том, как помочь женщине сочетать материнство, супружество с ее общественной деятельностью. Психологические и физиологические различия женщин и мужчин диктуют необходимость различий и в образовательном, и в воспитательном процессах. И вот тут-то и может пригодиться накопленный в прошлом практический опыт воспитания девочек и девушек, который, к сожалению, во многом утрачен в минувшем ХХ веке. Педагоги, мыслители, писатели, общественные деятели и деятельницы ХVIII–ХIХ веков отдавали себе отчет в сложности поставленной задачи — воспитание и образование российской женщины, искали пути ее решения. Автор обращается к трудам известных педагогов, деятельность которых была тесно связана с женскими учебными заведениями дореволюционной России, среди них: И. И. Бецкой (Бецкий), К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Н. А. Вышнеградский, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптеров, Е. О. Лихачева. В книге много цитат, автор приводит их намеренно, чтобы донести до нынешних читателей живые голоса, мысли и впечатления людей ушедших столетий и наших современников, высказывающихся профессионально и, соответственно, убедительно. Раскрываются цели, методы воспитания, а на примере судеб выпускниц дореволюционных женских образовательных учреждений можно судить и о плодах трудов российских педагогов.
Конкретно про интересующую вас книгу вот здесь писали следующее:
читать дальше