Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Л.Чарская
МАДМУАЗЕЛЬ МУМУ (продолжение)

Глава VI
КАК МАРГО ПРОВЕЛА ГЕРМАНСКИХ СОЛДАТ

Слова Марго не подействовали на Киру, дрожавшую от страха. Она плакала не переставая с той минуты, как ее захватили немецкие солдаты. А когда Марго исчезла за деревьями, Кира растерялась окончательно. Она крепче прижалась к стволу дерева и, закрыв лицо руками, горько заплакала.
О, как она раскаивалась теперь в своем непослушании! Как много дала бы она теперь за то, чтобы сидеть около мамы и бабушки у себя дома и не видеть грубых и злых германских солдат. О, зачем она не послушалась и, несмотря на запрещение старших, убежала в лес! Зачем не вернулась, когда Муму звала ее!
Но все напрасно. Что бы ни делала она сейчас, как бы ни плакала, все равно ничем уже не помочь. Хорошо еще, если Муму удастся пробраться в дом незамеченной и взять тайком провизию для этих людей. А то, ведь, если в «Заполье» узнают, что Кира попалась в руки врага, — к ней поспешат на выручку, и это погубит ее. Немцы, узнав, что они выданы, отомстят ей, конечно. О, какой ужас! И ужаснее всего то, что ей некого винить в своем несчастье, что сама она виновата во всем. Виновата она одна и никто более.
— Перестань орать! Слышишь! — неожиданно хватая ее грубо за плечо и тряся изо всей силы, прикрикнул старший солдат, в то время, как остальные пятеро залились громким смехом, при виде пуще прежнего побледневшего лица Киры.
Старший из солдат снова потряс за плечо Киру и процедил сквозь зубы:
— Если ты сейчас не перестанешь реветь, мы с тобой разделаемся.
И так как Кира в ответ на это не только не перестала плакать, а закричала изо всей силы, то солдат, выведенный из себя, с сжатыми кулаками шагнул к девочке.
Почти в ту же минуту сильно затрещали поблизости кусты, и бледное, испуганное лицо Марго, обвеянное растрепанными от быстрого бега волосами, показалось между ветвями орешника.
— Ради Бога... спасайтесь скорее... Сюда идут... Солдаты идут... русские солдаты... — зашептала она, обращаясь к германцам. — Их много; у них ружья, через несколько минут они будут здесь! Я едва успела добежать сюда, чтобы сказать вам это!
— Что такое? Солдаты? Русские солдаты? Откуда они взялись тут? — с помертвевшим от страха и неожиданности лицом пробурчал старший из солдат, а остальные, ошеломленные при слове «русские», единственном слове, что они поняли изо всей речи Марго, повскакали на ноги и схватились за ружья.
— Ради Бога не велите им стрелять! — шептала между тем Марго, хватая за руку солдата. — Русские не знают, что вы здесь, и вы еще успеете скрыться...
Едва девочка договорила последние слова, как старший германец скомандовал что то вполголоса, обращаясь к младшим, и все шестеро стремительно, как зайцы, метнулись один за другим в кусты.

Глава VII
НЕОЖИДАННЫЙ ОТЪЕЗД

Когда германские солдаты убежали, Марго обняла Киру и сказала:
— Ну, утрите ваши глазки и спешим домой. Опасно оставаться тут лишнюю минутку. Каждый миг солдаты, поняв, что их обманули, могут вернуться сюда, и тогда нам будет плохо...
— Как обманули? — удивленно вытаращила на нее глаза Кира.
— Ну да, я их обманула... Никаких русских солдат, конечно, нет поблизости. Я все это выдумала, чтобы вырвать вас из их рук как можно скорее. Ну, а теперь бежим же домой...
Кира покорно протянула руку Марго, и девочки, что было духу, бросились бежать по направлению к саду.

***
Будучи уже недалеко от сада, девочки увидели бегущего к ним навстречу Сашу. Лицо мальчика казалось встревоженным и расстроенным, как никогда. Он едва переводил дух.
— Домой, скорее домой! — закричал он девочкам. — Куда вы пропали? Вас всюду ищут... Мама волнуется... Папа сейчас приехал из города. Беда! Германские войска идут на нас. Их много, очень много. Папочка велел собирать вещи... Сейчас же уезжать надо. Мы едем в Петроград к дяде. Все уже почти готово к отъезду... Вас только ждали... Искали, да не находили. Где вы пропадали? Скорее же, скорее!
Тут Саша одной рукой схватил за руку Марго, другою свою сестру Киру и помчался с ними стрелою к дому.

Глава VIII
РАССКАЗ КИРЫ. НЕПРИЯТЕЛЬ БЛИЗКО

Когда запыхавшиеся и взволнованные дети вбежали на двор усадьбы, два до половины уже нагруженные воза стояли перед домом. Кучер, садовник, женщины-служанки и сами хозяева суетились, вынося из дома вещи и нагружая ими телеги. Все, что было поценнее и подороже, Кроевские увозили с собою в Петроград. Константин Николаевич, Наталья Владимировна, дети, — все помогали работе прислуги, кто чем мог. Даже маленький Василек и тот носил легкие свертки, чемоданы и картонки из комнат. Одна бабушка Анна Власьевна ни могла принять никакого участия в общей работе. Она сидела на широком кожаном кресле, вынесенном для неё на крыльцо и, взволнованная, встревоженная, восклицала от времени до времени:
— Боже мой! Где же Кира? Куда она пропала? Что случилось с девочкой? И в такое ужасное время!
— Я здесь, бабуся! Я здесь! — неожиданно прозвучал знакомый голос, и детские ручки обвились вокруг шеи бабушки.
— Кирушка! Кирочка! Кируня! — вырвалось счастливым возгласом у старухи, и она схватила внучку в свои объятья. — Где ты была? Куда скрылась? Ах, как ты напугала нас, измучила!
И, переводя недовольный, строгий взгляд на стоявшую тут же рядом Марго, обратилась к ней со словами:
— А вам должно быть стыдно не знать своих обязанностей, мадмуазель Муму. Вам было поручено следить за младшими детьми, а вместо этого вы сами скрылись с этой шалуньей и пропадали неизвестно где...
— Бабуся! Бабушка, не брани мадмуазель Муму! Если бы ты знала только, что она сделала для меня, для всех нас! — крикнула Кира и, вырвавшись из объятий старушки, кинулась на шею Марго и сбивчиво быстро-быстро стала рассказывать всем о том, что случилось с ней сегодня. Она рассказывала, как она убежала одна в лес, как наткнулась там на германских солдат, как хотела спастись от них, спрятавшись на дереве, и как упала на землю. Но особенно подробно поведала Кира про смелый поступок Марго.
Все слушали с удивлением рассказ о том, как Марго, желая спасти от опасности Киру, вызвалась остаться среди неприятельских солдат вместо неё, и о том, как ловко и умно она их провела и тем спасла маленькую проказницу Киру.
Когда девочка закончила свой рассказ и стала снова целовать свою гувернанточку, бабушка поманила к себе Марго:
— Вы славная, честная и смелая девочка, — произнесла она, — и я никогда не забуду вашего поступка, который спас мою внучку.
Через минуту юная француженка исчезла.
Саша был в восторге от Марго, а Наталья Владимировна бросилась к ней, чтобы расцеловать. Но в эту самую минуту во двор усадьбы вбежала испуганная, растрепанная, жена сторожа-лесника, и крикнула еще издали громким отчаянным голосом:
— Немцы идут! Немцы! Спасайтесь, господа! Уж близехонько они, всего в одной версте отсюда!
Едва только успела договорить все это лесничиха, как страшная суматоха, плач и крики поднялись в усадьбе. С бабушкой сделалось дурно. Наталья Владимировна и старшие девочки захлопотали вокруг неё: поили водою, давали нюхать спирту. Кира и Василек громко и неудержимо плакали. Миша растерянно мигал глазами. Прислуга тоже кричала, причитывая по-деревенски.
Не растерялись только сам Константин Николаевич, Саша и Марго. Хозяин дома твердым громким голосом отдал приказание закладывать коляску. А Саша стал собирать вещи, которые необходимо было взять с собою. Марго помогала ему в этом. Покончив с багажом, они принялись собирать съестное.
— А теперь, дети, сбегайте на вышку и поглядите в бинокль, с какой стороны можно ожидать непрошенных гостей, — обратился к старшим детям Кроевский.
Саша и Марго не заставили повторять приказание и быстро помчались на вышку.

Глава IX
ЧТО УВИДЕЛИ С ВЫШКИ САША И МАРГО

Вышка поднималась в виде маленькой башенки над крышей помещичьего дома. Она была много выше деревьев, окружающих дом. Поэтому все окрестности «Заполья» были хорошо видны из её окон.
Саша Кроевский любил забираться на вышку во время грозы и наблюдать отсюда, как бегают среди туч молнии, или в тихие ясные дни любоваться голубым небом и белыми облачками. Тут же, в башенке, на столе, всегда находились старая, еще дедушкина, подзорная труба и большой бинокль.
Поднявшись с Марго на вышку, Саша сам вооружился трубой, а маленькой француженке дал бинокль:
— Смотрите хорошенько, — коротко сказал он девочке.
Марго посмотрела в бинокль, прежде чем Саша успел воспользоваться подзорной трубой.
— Германцы! Германцы! — в ту же минуту закричала девочка и с испугу выронила из рук бинокль.
— Они уже близко, близко к нашему «Заполью»... — одновременно заметил Саша. — Скорее вниз, необходимо спешить с отъездом. Через полчаса будет уже поздно бежать отсюда. Ах, как много германцев движется по полю и дороге!
Саша был прав. Густая масса неприятельских солдат, пеших и конных, двигалась по направлению к «Заполью».

Глава X
БЕГСТВО ИЗ «ЗАПОЛЬЯ»

Было совсем уже темно, когда два экипажа и два воза выехали из «Заполья» на лесную дорогу. В экипажах разместилась вся семья Кроевских с Марго, а на возах были необходимые вещи; тут же сидел и кое-кто из прислуги.
Все были встревожены, взволнованы и расстроены. Взрослые всячески крепились, стараясь не показывать своего настроения детям, но это плохо удавалось им. Бабушка Анна Власьевна вздрагивала при каждом шорохе, при каждом шуме в кустах, при каждом ржании лошади.
Наталья Владимировна чувствовала себя не лучше. На коленях её спал Василек. Но остальные дети не спали. Бабушкина любимица, Кира, тихо и жалобно плакала на руках Анны Власьевы.
— Мне страшно, бабуся, мне страшно... — то и дело лепетала она, всхлипывая.
Лиля, Миша и даже Наташа волновались не менее Киры. Один только Саша, сидевший на козлах рядом с кучером Евграфом, сохранял спокойствие.
— Успокойся, Кирушка, — говорил Кроевский младшей дочурке, — нет ничего страшного, уверяю тебя. Германцы остались там позади, а когда войдут в лес, мы будем уже далеко...

(продолжение будет)

Отсюда: vk.com/wall-215751580_1597

По ссылке - оригинальные иллюстрации

@темы: текст, ссылки, Чарская, иллюстрации