Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Г.Михалевская.
Уроки общения по Л.Чарской. (СПб, 2006 год). Продолжение.
Ради семьи становится классной дамой Ия Басланова, недавно окончившая институт благородных девиц, она теперь единственная кормилица семьи. Начальница видит, как трудно молодой наставнице получившей класс: «M-lle Вершинина — милейшее существо в мире, это ангел доброты и кротости, весь пансион буквально боготворил ее. Но должна сознаться, благодаря этой-то своей исключительной доброте она несколько распустила детей. Четвертый класс (ваше отделение) шаловлив не в меру и шумен. Вам придется приложить много усилий со своей стороны, чтобы снова вдвинуть в русло эту временно выступившую из берегов чересчур разбушевавшуюся реку. Но… но я уверена, что ваш ум и врожденная тактичность помогут вам в этом» . (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 108.)
Горечи и всевозможные неприятности начались уже с первых дней службы молодой наставницы: девочки не сразу могли забыть свою «Магдаленочку», чрезвычайно мягкую по отношению к детям. Дети встретили Ию Аркадьевну «на рогатину», поскольку почувствовали над собой силу, и объявили, что они любить ее не будут ни за что.
Однажды на уроке, заметив, что ученица Шура Августова вышивает крестиком, Ия Басланова «бесшумно поднялась со своего места и приблизилась к Шуре.
— Оставьте вашу работу. Мне кажется, что такое занятие далеко не своевременно на уроке Закона Божия, — спокойно проговорила она.
Шура возражала, пояснив, что прежняя классная дама этому занятию не препятствовала.
— Но вашу вышивку вы все-таки спрячьте в стол, неумолимым тоном заметила Ия и в упор взглянула в устремленные на нее с вызовом глаза девочки. Потом тихо повернулась и медленно и неслышно пошла на свое место». (Чарская Л. Ради семьи //Мы, 1990, №1. — С. 115.)
Молодая наставница была последовательна и тверда в своих требованиях: «Я требую сознания долга к исполнению наложенных на воспитанниц школьных обязанностей». Уже с первых дней Ия Аркадьевна «сумела против воли пансионерок заставить уважать себя.
Своей врожденной тактичностью она отпарировала несправедливые нападки воспитанниц и постепенно примиряла их со своей особой». (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 122.)
После того, как от Кати, сестры Ии Баслановой, поступившей учиться в этот же институт, дети узнали об обстоятельствах поступления старшей сестры на службу в институт, они оценили благородный поступок своей молодой наставницы, ставшей единственной кормилицей своей семьи. «Они признали ее. А этого было уже достаточно. Образ Магдалины Осиповны постепенно отодвинулся. Сперва инстинктивно, потом сознательно воспитанницы поняли здоровую, сильную натуру Баслановой. Поняли и преимущество ее над мягкой, безвольной, хотя и доброй, Магдалиной Осиповной. И, помимо собственной воли, потянулись к первой. Только две девочки четвертого отделения, самые горячие поклонницы уехавшей Вершининой, питали по-прежнему к Ие ни на чем не основанную упорную вражду». (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 122.)
Несомненные педагогические способности классной дамы и ее особая чувствительность по отношению к каждому ребенку не остались незамеченными. Начальница говорит о ценностных особенностях молодой классной дамы: «Я кое-что успела подметить в вас, Ия Аркадьевна. То именно, что так ценно в воспитательнице - врожденный такт и умение владеть собой. И наставницы, обладающие такими драгоценными качествами, нам крайне желательны. Я не отпущу вас ни за что». (Там же. С. 116.)
Дети сильно полюбили и привязались к своей наставнице после того, как она спасла тонущую башкирку Зюнгейку Карач. Спасая жизнь совершенно чужого ребенка, Ия простудилась и долго болела. Тяжело было начальнице отпускать столь самоотверженную и благородную наставницу (она ушла наставницей в семью), но пришлось смириться. Таким образом, успех в деятельности классных дам зависел от того, насколько они сумели постичь особенности своих учениц: знать их характер, привязанности, симпатии, антипатии, стремления. Служба классной дамы в закрытом учебном заведении была далеко не легкой и простой.
Н.П.Черепнин (Черепнин Н.Л. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк (1764-1914). Т. 1 СПб., 1914. — С. 489.) также отмечает, что обязанности классных дам были довольно обширными: они прежде всего должны были содействовать нравственному развитию воспитанниц, заботиться о чистоте и порядке, ежедневно подробно докладывать своей инспектрисе о вверенном классе, сообщать свои наблюдения, делать необходимые указания, не оставлять без внимания ни одной мелочи.
Как правило, это были высоко образованные женщины, свободно владеющие французским или немецким языками и целиком посвятившие себя воспитанию вверенных им учениц. Дежурили классные дамы попеременно, во время дежурства ночью находились рядом с воспитанницами. Днем также были с ними: подъем, утренняя молитва, чай, завтрак, повторительные занятия и музыкальные упражнения, уроки, обед, прогулка, приготовление уроков, подготовка к экзаменам, ужин, прогулка или отдых, вечерний час и по завершению вечерней молитвы — сон. Всюду дети ходили парами, за этим тоже следили классные дамы. Если учитель отсутствовал, наставница могла его заменить и организовать необходимые занятия. Присутствие на экзаменах считалось обязательным.
Классным дамам вменялось в обязанности следить за здоровьем девочек: при недомогании посылать со служащей к доктору, во время каждой перемены проветривать класс, для прогулки дети должны были быть одетыми о погоде. Особая забота была о новеньких: надо было помочь им адаптироваться. (продолжение следует)
Отсюда: vk.com/wall-215751580_3555
Уроки общения по Л.Чарской. (СПб, 2006 год). Продолжение.
Ради семьи становится классной дамой Ия Басланова, недавно окончившая институт благородных девиц, она теперь единственная кормилица семьи. Начальница видит, как трудно молодой наставнице получившей класс: «M-lle Вершинина — милейшее существо в мире, это ангел доброты и кротости, весь пансион буквально боготворил ее. Но должна сознаться, благодаря этой-то своей исключительной доброте она несколько распустила детей. Четвертый класс (ваше отделение) шаловлив не в меру и шумен. Вам придется приложить много усилий со своей стороны, чтобы снова вдвинуть в русло эту временно выступившую из берегов чересчур разбушевавшуюся реку. Но… но я уверена, что ваш ум и врожденная тактичность помогут вам в этом» . (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 108.)
Горечи и всевозможные неприятности начались уже с первых дней службы молодой наставницы: девочки не сразу могли забыть свою «Магдаленочку», чрезвычайно мягкую по отношению к детям. Дети встретили Ию Аркадьевну «на рогатину», поскольку почувствовали над собой силу, и объявили, что они любить ее не будут ни за что.
Однажды на уроке, заметив, что ученица Шура Августова вышивает крестиком, Ия Басланова «бесшумно поднялась со своего места и приблизилась к Шуре.
— Оставьте вашу работу. Мне кажется, что такое занятие далеко не своевременно на уроке Закона Божия, — спокойно проговорила она.
Шура возражала, пояснив, что прежняя классная дама этому занятию не препятствовала.
— Но вашу вышивку вы все-таки спрячьте в стол, неумолимым тоном заметила Ия и в упор взглянула в устремленные на нее с вызовом глаза девочки. Потом тихо повернулась и медленно и неслышно пошла на свое место». (Чарская Л. Ради семьи //Мы, 1990, №1. — С. 115.)
Молодая наставница была последовательна и тверда в своих требованиях: «Я требую сознания долга к исполнению наложенных на воспитанниц школьных обязанностей». Уже с первых дней Ия Аркадьевна «сумела против воли пансионерок заставить уважать себя.
Своей врожденной тактичностью она отпарировала несправедливые нападки воспитанниц и постепенно примиряла их со своей особой». (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 122.)
После того, как от Кати, сестры Ии Баслановой, поступившей учиться в этот же институт, дети узнали об обстоятельствах поступления старшей сестры на службу в институт, они оценили благородный поступок своей молодой наставницы, ставшей единственной кормилицей своей семьи. «Они признали ее. А этого было уже достаточно. Образ Магдалины Осиповны постепенно отодвинулся. Сперва инстинктивно, потом сознательно воспитанницы поняли здоровую, сильную натуру Баслановой. Поняли и преимущество ее над мягкой, безвольной, хотя и доброй, Магдалиной Осиповной. И, помимо собственной воли, потянулись к первой. Только две девочки четвертого отделения, самые горячие поклонницы уехавшей Вершининой, питали по-прежнему к Ие ни на чем не основанную упорную вражду». (Чарская Л. Ради семьи // Мы, 1990, №2. — С. 122.)
Несомненные педагогические способности классной дамы и ее особая чувствительность по отношению к каждому ребенку не остались незамеченными. Начальница говорит о ценностных особенностях молодой классной дамы: «Я кое-что успела подметить в вас, Ия Аркадьевна. То именно, что так ценно в воспитательнице - врожденный такт и умение владеть собой. И наставницы, обладающие такими драгоценными качествами, нам крайне желательны. Я не отпущу вас ни за что». (Там же. С. 116.)
Дети сильно полюбили и привязались к своей наставнице после того, как она спасла тонущую башкирку Зюнгейку Карач. Спасая жизнь совершенно чужого ребенка, Ия простудилась и долго болела. Тяжело было начальнице отпускать столь самоотверженную и благородную наставницу (она ушла наставницей в семью), но пришлось смириться. Таким образом, успех в деятельности классных дам зависел от того, насколько они сумели постичь особенности своих учениц: знать их характер, привязанности, симпатии, антипатии, стремления. Служба классной дамы в закрытом учебном заведении была далеко не легкой и простой.
Н.П.Черепнин (Черепнин Н.Л. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк (1764-1914). Т. 1 СПб., 1914. — С. 489.) также отмечает, что обязанности классных дам были довольно обширными: они прежде всего должны были содействовать нравственному развитию воспитанниц, заботиться о чистоте и порядке, ежедневно подробно докладывать своей инспектрисе о вверенном классе, сообщать свои наблюдения, делать необходимые указания, не оставлять без внимания ни одной мелочи.
Как правило, это были высоко образованные женщины, свободно владеющие французским или немецким языками и целиком посвятившие себя воспитанию вверенных им учениц. Дежурили классные дамы попеременно, во время дежурства ночью находились рядом с воспитанницами. Днем также были с ними: подъем, утренняя молитва, чай, завтрак, повторительные занятия и музыкальные упражнения, уроки, обед, прогулка, приготовление уроков, подготовка к экзаменам, ужин, прогулка или отдых, вечерний час и по завершению вечерней молитвы — сон. Всюду дети ходили парами, за этим тоже следили классные дамы. Если учитель отсутствовал, наставница могла его заменить и организовать необходимые занятия. Присутствие на экзаменах считалось обязательным.
Классным дамам вменялось в обязанности следить за здоровьем девочек: при недомогании посылать со служащей к доктору, во время каждой перемены проветривать класс, для прогулки дети должны были быть одетыми о погоде. Особая забота была о новеньких: надо было помочь им адаптироваться. (продолжение следует)
Отсюда: vk.com/wall-215751580_3555