Всему внимая чутким ухом,
- Так недоступна! Так нежна! -
Она была лицом и духом
Во всем джигитка и княжна.

Ей все казались странно-грубы:
Скрывая взор в тени углов,
Она без слов кривила губы
И ночью плакала без слов.

Бледнея гасли в небе зори,
Темнел огромный дортуар;
Ей снилось розовое Гори
В тени развесистых чинар...

Ax, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Как восковые - ручки, лобик,
На бледном личике - вопрос.
Тонул нарядно-белый гробик
В волнах душистых тубероз.

Умолкло сердце, что боролось...
Вокруг лампады, образа...
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье -- лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

Порвалась тоненькая нитка,
Испепелив, угас пожар...
Спи с миром, пленница-джигитка,
Спи с миром, крошка-сазандар.

Как наши радости убоги
Душе, что мукой зажжена!
О да, тебя любили боги,
Светло-надменная княжна!


Марина Цветаева
Москва, Рождество 1909


@темы: стихи, Чарская, Княжна Джаваха, Цветаева

Комментарии
26.04.2008 в 23:06

О, приветствую!

Мне очень нравиться.
К тому ж приятно осознавать, что такая поэтесса как Марина Цветаева тоже любила Чарскую
Пусть и в детстве.
27.04.2008 в 18:26

мне стихотворения очень нравится...
и образ Нины Джаваха для меня очень дорог.
17.02.2015 в 21:25

Да стихотворение мне тоже очень нравится. Вот только у меня такой вопрос: Почему М. Цветаева посвятила это стихотворение именно Нине Джавахе?
19.02.2015 в 12:24

Гость,
Хороший вопрос... Мне кажется, что все просто - Нина и ее история "зацепила" чем-то автора.
Возможно этот вопрос рассматривался подробно в исследованиях творчестве Марины Цветаевой, но я не в курсе.
09.03.2015 в 06:21

telwen, К тому ж приятно осознавать, что такая поэтесса как Марина Цветаева тоже любила Чарскую
Пусть и в детстве.


цитата из Цветаевой

Но как могут учителя, давая Евгения Онегина в руки среднему 14-летнему, ждать в ответ 1) хорошего сочинения 2) разумного поведения. Давать ребенку поэта (верней — поэму) то же самое, что прививать тифозному — чуму. Двойное безумие: исконное и навязанное. Но дети мудрее, разумнее — безнадежнее — чем я о них думаю: Онегин — в парту, “Лизочкино счастье” Чарской — на стол.