Недавно нашла на своих книжных полках вырезку из журнала Пионер скорее всего за 1990 год. Это первый источник, из которого я узнала о существовании Чарской. В инете этой статьи я не видела.

Владимир Приходько

«…Княжна Ниночка Джаваха… простишь ли ты нас?»

Расскажу историю из своей литераторской жизни. Написал я несколько лет назад очерк о весьма немолодой писательнице, живущей в провинции и сочиняющей романтические повести для подростков. Рукопись, прежде чем отправить в типографию, редактор показал героине очерка: прочтите, мол, нет ли каких ошибок? Грубых ошибок писательница не обнаружила, а вот одно мое суждение ей очень не понравилось. Дело в том, что ее рассказ, крохотный, первый, начала 20-х годов, показался мне написанным под влиянием и обаянием Чарской. И я это отметил – не в хулу и не на похвалу. «Бросает на меня тень даже само упоминание имени Чарской», – заявила писательница. Она утверждала вопреки очевидности, что никогда Чарскую не читала. И смертельно обиделась на меня. Ясно было: она готова снести любой упрек, но сопоставления с Чарской перенести не может.
читать дальше

Комментарии
09.01.2009 в 15:08

Большое спасибо!
Эту статью я не видела....
Статьи надо собирать, это очень важно, я думаю.
09.01.2009 в 16:44

Если ты еще не читала или захочется перечитать, могу выложить вступительную статью Е.Путиловой к книге Чарской 1991 года издания. В ней, на мой взгляд, отражено достаточно взвешенное и грамотное отношение к произведениям Чарской. (Ее тоже я в инете не видела).

Недавно прочитала повесть «Солнце встанет» из серии книг для взрослых. Ты не знаешь, что-нибудь о ней и о повести «К солнцу», кроме того, что они написаны Чарской? А то они как- то стоят особняком в ее творчестве, выпущены совсем другим издателем (она обычно работала с т-вом Вольфа), и ни в одной статье, которые мне встречались, о них нет никакого упоминания.
09.01.2009 в 17:14

olrossa
Нет , у меня нет этой статьи.В свое врем я по глупости эту книгу я не купила, ( типа у меня обе повести есть уже) , а теперь не попадалась.
Буду очень благодарна.

И кстати ести посмотреть библиографию - ( наверху в сообществе:)), да то высниться что она не только с Вольфом работала.Было несколько издателей ее детских повестей.И еще несколько издателей взрослых.
Про взрослые повести действительно немного известно.
"Солнце встанет" я еще не читала( ну то есть я ее просмотрела.Мне тяжело такие вещи читать, ну из за знания того что произойдем...Собираюсь силами.) .Но недавно купила.Как-то мы синхронно, не находишь?;)
О взрослых повестях же- там все не просто... ты не читала-ли в ППС в 51томе "Графиня Зозо"Там напечатана повесть "Утешение" - ее нет ни в каких каталогах - так что название переименовано точно , но начинается она ....Так же в точности как "Солнце встанет".Зато где-то в середине повести раходятся - и опа - конец дргугой. Но я бы не спешила при этом обвинять ПСС.
Возьмем том 41 - там заглавная повесть - "Во власти золота" - отлично все, даже не переименована, есть в каталогах.
Возьмем том 49 -"Разбойники" - там повесть "Семья Лоранских" - отлично все , не переименована , есть в каталогах.
Вот только по своему содержанию эти две повести - почти одинаковы. Героев зовут чуть по другому, ну и в конце у одной более счастливый финал, у другой менее.Но вот только это точно вариация, сделанная (видимо для разных издательств) самой Чарской.
Возможно такая же ситуация и здесь.
Повесть "Солнце встанет" - продолжение повести "К солнцу!".Ее я не читала, в каталогах библиотеки не нашла.
Повесть "Утешения" (будем называть ее так, раз другого названия нет) - продолжение повести "Особенная"( издавалась в ПСС в томе 33 "Особенная").Особенная же, из РНБ утрачена- то есть ее тоже нет нигде.
Вполне возможно это авторские вариации.Но для этого нужно иметь доступ ко всем книга - и желательно не в ПСС.А как - если их в библиотеках нет.Вот и непонятно ничего ;(.
09.01.2009 в 18:12

Какая прекрасная встреча, Я благодарен судьбе, Что наперекор всем законам, Мы встретимся в этой толпе
Теперь охота прочесть 'Мотылька' и те маленькие книжки, которые после революции под псевдонимом издавались.
09.01.2009 в 20:35

La Perla
Я думаю, что всем интересно – а попробуй, найди это все теперь.

telwen
Спасибо за информацию! Ни одного из перечисленных томов у меня нет, поэтому я и задаю такие вопросы. (У меня всего 33 тома и те вразнобой). То, что у автора имеются практически похожие повести, понять можно – человеку надо было зарабатывать себе на жизнь. Было бы лучше, если бы издатель сам на это указывал, сравнивая их, рассказывал откуда взято произведения, делал какие-то комментарии. А то получается, что все подробности искать приходиться самим.
(Конечно, в этом есть плюс - удается пообщаться с интересными людьми)

А статью, если ничего не помешает, выложу на следующей неделе.
09.01.2009 в 21:04

La Perla
Ну да, но только этого даже в Ленинке нету....
Но постепенно что есть - найдем....чего нет - тоже найдем но позже.
olrossa
Ну вообще тома можно и не покупать...если там происходит то же что и раньше с повестями - я бы не стала.
С другой стороны интересно же.А найти все (а потом и деньги на покупку) нереальная задача.И библиотека не поможет...( Мне жаль тратить на ксерокс те же деньги что и на антикварную книгу, хотя с точки зрения текста в принципе одинаково же - так ?)
Ну вообще со взрослыми книгами нужно разбираться...Так как по них упоминаний я тоже не видела в критике.
А там есть интересные вещи.
10.01.2009 в 14:09

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
А Приходько вроде бы несколько статей о Чарской написал. У меня вырвана одна из журнала "Дошк.восп." о поисках могилы Чарской. Что якобы она похоронена где-то в Крыму. И что на самом деле это не так. В ней тоже есть некоторые вещи интересные, например, что в Ипатьевском доме нашли "Смелую жизнь", которая принадлежала великой княжне Татьяне
11.01.2009 в 11:07

change-ange
Я бы с удовольствием почитала.(И думаю, не только я)
Если не жалко и не трудно перевести статью в электронный вид, размести здесь, пожалуйста.
11.01.2009 в 15:52

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
olrossa
Конечно, размещу, только найду и отсканирую.

А кто в ПСС читал "Особенную", а потом "Утешение"? Малопонятно, чем связаны эти повести, только имена одинаковые... Это конечно, частности, но мне кажется, что редактора в одной что-то изменили, а в другой забыли что ли изменить, но даже характер героев поменялся. И в первой повести героиня выходит замуж за вроде как положительного князя Гарина, а в "Утешении" она вроде как замужем и не была, потом выходит за другого героя - Силу, и князь Гарин - уже главный злодей, не меньше:wow2: Непонятно...
11.01.2009 в 17:42

change-ange
Да?
Вот фигня какая!Все в голове перепутолось.Но согласись,не просто некоторые, но многие совершенно одинаковые имена, это говорит о чем-то.Что за всем этим кроется???
Я их просто отдельно читала, но почему то я помню , что она в итоге не за кого не вышла замуж, а уехала вдеревню...Или это из-за "утешения"?
А в "Солнце встанет" она жена Силы.Не помню правда с начала, или в процесе...?
Короче обе повести перечитать мне нужно точно, и разбираться дальше... ЫЫЫ как все сложно.Но не думаю что тут из-за редакции..Хотя с этих станется...
14.01.2009 в 22:58

Романы «Особенная» и «Утешение» я не читала, но если предположить, что они параллельны романам «К солнцу» и «Солнце встанет», то могу передать по памяти очень краткое содержание последних.

В первой части (я ее не читала, но содержание можно понять по второй части) Лика влюбляется в Гарина (да и он в нее). Он ее красиво соблазняет, но потом Лика узнает, что у него есть другая женщина и с горя уезжает в провинцию, чтобы приносить пользу простым людям. Сила тоже к ней неравнодушен, но их отношения в первой части мне неизвестны.
Во второй части где-то в середине романа она выходит замуж за Силу, но так, как Гарина, она его не любит. Поэтому вскоре сожалеет о своем выборе. А Гарин под видом другого человека преследует ее и в провинции и в конце романа ему удается Лику еще раз соблазнить. Когда Сила узнает об этом, то от отчаяния устраивает рабочее восстание, за что его и арестовывают.

В общем целая санта-барбара. Японцы бы по произведениям Чарской давно бы несколько анимэ-мультфильмов сделали. А в Бразилии – пару-тройку сериалов. А у нас сняли Сибирочку, которую мне посмотреть вообще не получается – засыпаю сразу же после титров.
22.01.2009 в 11:17

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Не... В Особенной и в Утешении все не так! ЗНАЧИТ, ГОСПОДА ЗОБЕРНЫ ПОСТАРАЛИСЬ. Но их повести с трудом связываются, как я уже говорила.
22.01.2009 в 21:47

change-ange
Съездила сегодня в магазин на ул. Советской Армии, купила тома с Особенной и Утешением. Буду читать, чтоб точно знать о чем речь идет.
Предварительный просмотр показал, что Утешение = Солнце встанет с редактированием - 2 главы с самым интересным + 2 последних абзаца.
22.01.2009 в 22:01

olrossa
Я сейчас полистала- ужас-ужас! Мощно над "Солнце встанет!" поиздевались.
Нет сначала абзацев , потом страниц, потом глав.
А в конце устраивают вообще хэппиэнд, которого нет.!!!!!!!!!!!
Я В ШОКЕ!ЧТО ВООБЩЕ ТАМ У НИХ ПРОИСХОДИТ?НЕУЖЕЛИ НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ!
Но вот с "Особенной" тут другой случай.Особенная- по видимому "оптимистическая версия " самой Чарской.
Потому что "Особенная" и "К солнцу!" есть в каталогах по отдельности.Впрочем может мне удастся выцепить " к Солнцу!" в Ленинке.Там похоже есть шанс.
25.11.2010 в 12:53

вспомнил... там были классные иллюстрации, хотя, больше рубило с белой простыни, крысной руки и зеленых глаз.
зы. эхгде мои...
хотя, да, ну их...