…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.
Но всё же об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.
Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.
Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.
Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику
«Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. (Россия в мемуарах)»В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести.Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-ой части некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разностороннее.
Александра Бруштейн В рассветный часНужно правда сказать что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица.Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалось в первую очередь еще и в пансионном типе школы.Самые известные и популярны повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, еудовительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.
Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.
Л.Чарская "Записки институтки"У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Читать дальше:
У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Например вот эти повести рассказывают о дальнейшей жизни Люды, о ее дружбе с Ниной Джаваха, ее отцом и т.д:
Княжна Джаваха
Во второй части - о жизни Нины в институте.
Люда Влассовская
В первой части повести рассказывается об учебе Люды в первом, выпускном классе института.На пороге сложной самостоятельной жизни...
Вторая Нина
Во второй части повести - о жизни новенькой уже "второй Нины" в N-ском институте. (Средние классы)
А вот и собственно биографическая повесть Чарской.
Лидия Алексеевна воспитывалась в Павловском институте благородных девиц, и в своей автобиографической повести описала царившие там порядки без прикрас, так как и было на самом деле.
За что?
Институт - начиная с третьей части.
Большой Джон
"На всю жизнь" - совсем немного про выпуск.
Иллюстрация к повести "За что?"
Неожиданное появление в стенах института благородных девиц маленькой девочки–сироты, племянницы одной из служанок, нарушает размеренно-однообразное течение институтской жизни. Желая помочь, ученицы старшего класса оставляют ее в институте тайно. И эта тайна создает много не только забавных, но и опасных ситуаций, ведь если девочку найдут, то наказания не избежать никому.
"Т-а и-та"
"Южаночка"
Единственное условие, с которым Южаночка сможет быть рядом с обожающим ее дедом - это поступить в институт в Петербурге.
Живая, избалованная Ина, дитя природы, с трудом привыкает к казенному и четко регламентированному быту...
Начало:
"Волшебная сказка"
Надю Таировой куда больше интересуют романы и собственные мечты, чем учеба...И вот неприятное пробуждение от грез -- Надя исключена.Что жк делать дальше?
"Игорь и Милица"
Лето перед началом последнего учебного года, сербская девушка Милица проводит в стенах института.Но вот начинается война, на ее родину нападает Австрия, и Милица не может остаться в стороне и сбегает ...
Милица грустит в уголке институтского сада...
Рассказы:
Соната
Маленький рассказ из жизни Люды Влассовской
А еще нескольких книги рассказов нет в сети, но это временно:
повести
"Некрасивая"
Некрасивая, необщительная и скромная Лиза из тихой и почти семейно атмосферы пансиона, где все привыкли и к ее виду и к нраву попадает в совсем новую, непривычную среду, новенькой в средние классы института.
Не знающая институтских обычаев, принципиально-честная, болезненно-скромная Лиза никак не может поладить с классом. Каждая ее попытка что-то сделать ухудшает ситуацию...
"Кофушки"
(напоминаю, повесть печаталась в журнале в 1917 подписном году, действия происходят во время первой мировой войны)
Двое сирот-беженце, брат и сестра, отстали от своей тетив поезде, но, к счастью, им на помощь пришла богатая женщина - начальница одного из Петербургских институтов.И вот девочка уже зачислена в ее учебное заведение, где она найдет и врагов и друзей. Ее отношения с одноклассницами и и старшими воспитанницами составляют первую часть повести.Ее брат, и его гимназические друзья и недруги вторую.И самый главный вопрос найдется ли тетя Маша? (этого и сама не знаю, повесть существует полностью, но у меня далеко не все.)
Рассказы Чарской, которых нет в сети:
Сочельник Лиды Воронской.
Рассказ из жизни Лиды, насколько уж автобиографический,оставим на совести автора.
Феничка
Рассказ из жизни институтской девушки-прислуги
И вот повести других авторов.Немного даже есть в сети:
Н.А.Лухманова "Девочки"Вторая часть
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки"
Е.Н.Водовозова "На заре жизни"Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, я бы сказала крайне критические мемуары.
читать дальше
К.Лукашевич. "Соня Малых"
Рассказ из жизни...Действия происходят в институте в Иркутске.
Повести других авторов, которых нет в сети.
Е.Кондрашова "Дети Cолнцевых"
После смерти отца, две сестры поступают в институт на казенный счет. (Прототипом института, опять, послужил Павловский)
Девочки очень разные по характеру, и если старшей институт поможет воспитать стойкость и характер, то младшая, лишенная поддержки матери, изменится в худшую сторону.И дальнейшие судьбы сестер будут совсем разные...
Татьяна Лассунская-Наркович "Парфетки и мовешки"
Татьяна Лассунская-Наркович "Под институтским кровом"
Воспоминания автора, о своих годах обучения...Конечно по другим авторам это далеко не все. Но я думаю что постепенно этот список еще будет пополняться и новыми названиями и новыми ссылками.
Мемуарная нереально крутая, правда. Мне особенно нравится последняя повесть-воспоминание.
В "Дели-Акыз" там приют Не путай людей.
Я не уверена, но мне помнится, что Нина поступила сразу в выпускной класс. Или нет?
Конечно в выпускной. Спасибо за поправку.
Это и логичнопо сюжету и традиционно для Чарской. Но это я сейчас посмотрела - а вообще была уверена что учиться ей еще года два-три.Может быть это оттого что в сама книга не заканчивается выпуском?
К тому же для самой Нины учёба в институте - это не законченный, не целостный период жизни. Она постоянно подчёркивает, что пробудет в нём недолго и очень этому рада, поэтому и выпуск для неё такого сакрального значения не имеет. Ей гораздо важнее найти среди всей этой толпы девочек умного, яркого друга, сбросить внешнюю неприязнь и наконец позволить себе искреннее проявление теплоты, насколько это вообще для неё возможно. Для Нины такая развязка - как бы неожиданность, хотя Чарская подготавливает её с самого начала фразами вроде: "Меня, несмотря ни на что, тянет к этой странной, своеобразной девочке".
Я не думаю что это совсем нет отличий, но это это показывает и монотонность институтской жизни и некоторую инфантильность выпускниц.
Собственно Чарской интересно показывать-то два события - знакомство девочки с институскими порядками и подругами (а это "седьмушки") или выпуск как начало взрослой жизни.Тогда институт только начало событий.
А средние классы в ее творчестве есть - Лиза из "некрасивой" поступает сразу в 3-й или 4-й класс, но все равно она "новенькая", и для нее этот класс - начало учебы.
Надю Таирову в Волшебной сказке выгоняют тоже не из самого младшего класса, она уже 2или 3 годв учится ( или пытается учиться).
И наконец в автобиографических повестях (в "За что?" в конце и вся повесть "Большой Джон") - тоже средние классы. Там автор задалась целью рассказать побольше из своей институтской жизни...
и да я согласна про вторую Нину.Она не выпускная - а в данном случае "новенькая", так что выпуск не важен...
Относительно же Ии и "Ради семьи".
Во первых Ия становится классной дамой не в институте, а в частном пансионе. Не смотря на то что Чарская переносит свой институтский опыт на его описание, это просто закрытое учебное заведение.
Относительно же обожания - Просто они же разные люди. Ия показна несколько идеальной, строго-правильной девушкой, и это ее характер и образ...
Как-то мне казалось что обожание Чарска везде осуждала. Просто грань между дружбой и обожанием не всегда видна. Но я все-так не могла бы сказать что Нин Джаваха, например, "обожает" Нору , хотя со стороный ее поведение именно таки выглядит и вписывается в институтские традиции.
Пока вот так, потом загружу в библиотеки:
Л.Чарская "Некрасивая"
Л.Чарская "Особенная"
У меня в памяти это вообще никак не закрепилось. Вот пытаюсь сейчас вспомнить хоть одно отличие - и не могу. Те же классные дамы (разве что помоложе), те же "бенефисы", карикатуры на учителей... Вспоминается исследование, опубликованное здесь в сообществе, где говорится, что Чарская переносит институтский опыт на описание вообще всех учебных заведений, в том числе и ремесленного приюта. А нельзя ли поточнее: кто именно из критиков и где сравнивал общину из "Сестры Марины" с институтом?
Но все эти рассуждения почтенному сценаристу явно в голову не приходили. Не могу точно сказать, чтО именно послужило образцом для его "института", но первые же сцены поражают воображение. Некий граф привозит в институт турецкую принцессу-мусульманку, и её в виде особой милости без всяких вопросов зачисляют в выпускной класс - благо по-русски девица изъясняется. Начальница немедля возвещает двум воспитанницам: "Горчакова и Ильинская (никаких мадемуазель" - к чему?)! Вы переселитесь в соседнее помещение, а вашу спальню займёт princesse Мириам", - После чего турчанке решено объявить бойкот: мало того, что идёт русско-турецкая война, так ещё "мы вчетвером вынуждены ютиться в тесном дортуаре, а она одна... За что такие привилегии?" Каково? Что бишь там говорили про огромные комнаты казарменного типа, про ряды по 10 кроватей с проходами - не по-дворянски как-то! Единственная попытка сохранить колорит - регулярное обращение девиц друг к другу "mesdames" (зачастую с отчётливым звуком "с" в конце), "душечки" и ласкательные производные от имён.
Тому же графу Воронцову позволяются регулярные свидания с девицами наедине, во время которых он, разумеется, не упускает случая открыться главной героине в пылком чувстве. Дальше - все принадлежности, делающие фильм сериалом на 256 серий: детективная история с завещанием одного умершего князя; борьба за руку героини, с происхождением которой не всё так гладко, как она думала; банда душегубов (именно так - душегубов, а не бандитов: XIX век на дворе, не забываем, господа!). В общем, скандалы, интриги, расследования - Чарская отдыхает!
Есть в этом "институте" ещё классная дама фройляйн Штольц - заметим, единственная и незаменимая, то есть ни о какой француженке и речи не идёт. Она покорно исполняет волю начальницы и невольно участвует в её интригах, в экстремальных ситуациях проявляет к воспитанницам даже что-то вроде нежности, а в обычных - покрикивает: "Медамс, становимся парами! Вы ешо не готовы?" - Или задаёт ритм колонне институток, стройным маршем следующей в столовую: "Ein, zwei, drei! Ein, zwei, drei!" - Этакая смесь немецкого с нижегородским.
Но ничего нет комичнее итальянца Джованни, который приезжает немного позже прямо с солнечной исторической родины: у этого - страсть и акцент истинного горца из аула.
Одним словом, перечислять несуразности, которые автору нарисовала его безграничная фантазия, можно без конца. Я лучше дам ссылку на торрент-раздачу с первыми 50 сериями, а вы скачайте, если хотите, парочку эпизодов и посмейтесь от души. Больше смотреть не стоит, иначе весёлость всецело уступит место негодованию и печальному осознанию высоты уровня нашего кинематографа.
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3188530
А если вам всё-таки захочется проследить за перипетиями этой "институтской" эпопеи дальше, то вот ещё раздача, которая пополняется новыми сериями по мере их выхода:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3316273
У сериала также есть официальный сайт с поистине эпохальным названием:
institutki.tv
И даже некое радио "Institutki.fm" - я, правда, не знаю, что именно входит в его репертуар.
Четно говоря я не знаю.
Пансион это заведение, где учились и жили. Это было обычно частное заведение.Иногда бывало так что там учились и живущие и приходящие ученицы.
Единственное то мне приходит на ум ( если не считать что это ляп), это то, что в данном конкретном пансионе все разъезжались на каникулы и праздники и таким образом, жить там она не могла - ведь взять ее на праздники было бы некому...
То есть пансион закрытое, но МЕНЕЕ закрытое чем институт учебное заведение.
ИБД- это жесть.
Воронцов - дусяЯ смотрела сериал первые две недели, потом плюнула. Очень страшно бесят исторические нестыковки.
Заставить в качестве наказания институтку мыть лестницу!!! Это уму непостижимо. Мужчины по институту ходят как по своему дому!!!! Девочки одни гуляют по саду...
Все это можно было бы сделать лучше. Не вся современщина необходима для сюжета. Начальница вполне могла бы быть стервой, я вот сейчас читала недавно мемуары Вербицкой, там институт московский.Начальница там ацкая. она была при дворе, но переболела оспой и ... Вся красота, все надежды пошли прахом.
Она добилась положени в обществе, стала начальницей одного из московских института.Она жутко гнобила главных героинь за точ то бабушка их была актрисой, презирала небогатых воспиатнниц, строила свои интриги...Но все в рамках.
А в сериале...
Они еще местами на экране переигрывают же.То есть там правильные слишком старинные слова, в которые актрисы не особенно сами верят.
И еще неровные конечно текст.Местами современщина - местами архаика.Очень неровный текст.
А сценарист... Такое ощущение, что не читал даже предисловия к книжечке с мемуарами которая в начале сообщения.
Относительно же формы - то в разных институттах форма отличалась.Здесь он говорят что этот Екатериниский в Москве , но я исторических источников про него не знаю.
Коричневая и зеленая формы были в Павловском. в остальных другие, или не только эти цвета.
И кстати нашла отличную статью - рецензию на сериал:
www.gzt.ru/column/-institut-meschanskih-obmanov...
Я сечас не вспомню кто именно сравнил Сестру Марину с институтскими повестями.
Это была дореволюционная критика, я читала статью в библиотеке.
Это либо из книги Б.Родникова "Детская литература" (1916), либо из журнала. Или "Всходы" или "Новости детской литературы" (скорее второе).
Вероятно за тем самые 1911-1914-е года.
Сканов нет, но я потом с этим разберусь.
Статья отличная про ИБД, все в тему. И самое главное - сказано профессионально. А я особенно насчет этих "медамс" переживала, франкоязычность-то моя...
"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".
alina-violina
Про пансионы я подобное тоже думала - они менее закрытые. И скорее всего, Ло из "Некрасивой" была в своем пансионе приходящей. Я немного позаглядывала в текст.
www.strana-oz.ru/?numid=18&article=876
www.goncharov.spb.ru/pep
И встречный вопрос: может кто знает, где-то можно прочитать роман С.Закревской "Институтка" (роман в письмах)? Это середина 19 века.
"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".
Спасибо... Да, это был прогрессивный журнал, там Чарскую ругали.
А вот еще статья.Кстати, Аля, тебе должна понравиться - посмотри только на автора
www.expert.ru/2011/01/6/nstitut-s/?cmt_page=2
Только одно мне не нравится Трудно ли было прочесть по фактуре хоть что-нибудь помимо Лидии Чарской?
Если бы уж они хоть бы и Чарскую-то почитали...
И спасибо за ссылки !
А как же "милосердная крестовица", сестра Елена из "Люды Влассовской", с ангельским терпением угождавшая больным скарлатиной институткам? Или сестра Анна, в которую превратилась на время мачеха Лиды Воронской, чтобы ухаживать за ней во время оспы? Или такие специалисты появлялись в институте только в экстремальных ситуациях типа повальной эпидемии? Но можно ли их тогда назвать фельдшерицами? Судя по фельдшерице, которая упоминается при описании болезни Нины Джаваха, это должность постоянная, она всё время состоит при лазарете. Словом, очередная путаница!