…«Институт благородных девиц»... Это выражение уже стало нарицательным, всем известным.
Но всё же об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных. Этакая девушка неопределенного возраста в пышном платье в пол, говорящая на французском языке или музицирующая «на фортепьянах». Нечто похожее рисуют в своем воображении и в тетрадках маленькие девочки, представляя сказочных принцесс.
Но не в сказке, а на самом деле существовали эти девушки. Всё началось в середине 18-го века, когда императрица Екатерина II решила учредить Воспитательное общество благородных девиц. Именно так назывался первый институт благородных девиц – в будущем, знаменитый Смольный. Позже институтов появлялось всё больше и больше, в разных городах… Их внутренние правила распорядка немного отличались одни от других, отличалась форменная одежда воспитанниц, правила приема (возраст, происхождение)… Постепенно вырабатывались не только правила, но и обычаи образовательного учреждения, а также негласные законы среди институток.
Сейчас существует не только художественная литература о жизни учениц закрытых институтов, но и современные научные работы, документы того времени – дневники, которые позволяют очень многое узнать по вопросам темы. Конечно же, повести и романы о повседневной жизни таких учениц часто интересней, чем достоверный, но сухо излагающий события документ.
Обо всем этом можно прочитать в предисловии к сборнику «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. (Россия в мемуарах)»
В период советской литературы, если в детской или юношеской книге рассказывалось, как героиня училась в дореволюционном институте, то такие строки были не самым главным эпизодом повести.Хотя, по правде сказать, в книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», а именно во 2-ой части некий Виленский институт дореволюционного времени описывается достаточно полно и разностороннее.
Александра Бруштейн В рассветный час
Нужно правда сказать что эта повесть отличается от других, не только временем написания, но еще и тем что главная героиня Саша - приходящая ученица.Мне кажется это важным, потому что специфика института формировалось в первую очередь еще и в пансионном типе школы.
Самые известные и популярны повести о жизни в институте принадлежат перу Лидии Чарской, еудовительно что она ассоциируется у многих читателей с институтками.
Первое произведение писательницы так и называлось – «Записки институтки» (1901). По некой расхожей легенде, которыми окутаны жизнь и творчество писательницы (и которая ничем не подтверждается, просто она – легенда - красивая и довольно шаблонная), так вот, по ней известно, что будущая писательница принесла в большое издательское товарищество свои дневники, написанные еще в бытность учения в Павловском институте. Издатель был в восторге, сразу решил их печатать и, таким образом, в свет вышла повесть «Записки институтки». На самом деле это вовсе не дневник самой Л.Чарской, а действительно повесть от первого лица придуманной автором ученицы N-ского института Людмилы Влассовской.
Л.Чарская "Записки институтки"
У Чарской очень много повестей и рассказов, описывающих институт или хотя бы просто содержащих в себе упоминания о нем.
Читать дальше:


И вот повести других авторов.Немного даже есть в сети:

Н.А.Лухманова "Девочки"
Вторая часть
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы опять-таки Павловского института.
Недавно была переиздана под названием "Институтки"

Е.Н.Водовозова "На заре жизни"
Вторая часть.
Автобиографическая повесть из жизни воспитанницы Смольного института.
Честные, я бы сказала крайне критические мемуары.
читать дальше

Конечно по другим авторам это далеко не все. Но я думаю что постепенно этот список еще будет пополняться и новыми названиями и новыми ссылками.;)


@темы: текст, ссылки, библиография, Чарская, ПСС

Комментарии
08.10.2010 в 20:21

С удовольствием скачала файл мемуарной литературы.
08.10.2010 в 20:30

Ника Люпин
Мемуарная нереально крутая, правда. Мне особенно нравится последняя повесть-воспоминание.
11.10.2010 в 10:31

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
спасибо! Очень нужное собрание вместе. В "Дели-Акыз" Чарской тоже немного института вначале.
11.10.2010 в 11:29

change-ange
В "Дели-Акыз" там приют ;) Не путай людей.
29.12.2010 в 20:52

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Наташа, ты пишешь: "Во второй части повести - о жизни новенькой уже "второй Нины" в N-ском институте. (Средние классы)".
Я не уверена, но мне помнится, что Нина поступила сразу в выпускной класс. Или нет?
30.12.2010 в 10:22

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Второй Нине 16 лет. Она поступила в выпускной класс, да. Но средние классы там тоже упоминаются - Люда Влассовская там классной дамой, в каком-то классе.
30.12.2010 в 13:31

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
У меня в сознании это почему-то совсем не удержалось. Может, Нина периодически заглядывает в тот класс Люду навестить, но сюжетно значимых событий там, кажется, не происходит - они все в её классе сосредоточены. Хотя и здесь на точность не претендую совершенно - читала давно. Я так подумала не глядя в текст, просто потому, что от институтского мира Чарской, всего в целом, создаётся впечатление, что классы вообще очень изолированы друг от друга, иногда отношения между ними даже неприязненные, но чаще просто равнодушные. Пресловутое обожание старшеклассниц обычно не даёт маленьким героиням тепла; да и дружба, в которую они пытаются его превратить, как в "Таите", быстро расклеивается, не выдерживает испытания расстоянием. :)
30.12.2010 в 14:02

alina-violina
Конечно в выпускной. Спасибо за поправку.
Это и логичнопо сюжету и традиционно для Чарской. Но это я сейчас посмотрела - а вообще была уверена что учиться ей еще года два-три.Может быть это оттого что в сама книга не заканчивается выпуском?
30.12.2010 в 22:24

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Да, тем более что героини Чарской, как признаётся Люда Влассовская, перешедшая в выпускной класс, несильно меняются на протяжении этих семи лет. Отличить и седьмушек от выпускниц довольно трудно: у них всё те же проблемы: призраки, конфликты с синявками и так далее, - а что уж говорить о седьмом и, например, шестом классе!
К тому же для самой Нины учёба в институте - это не законченный, не целостный период жизни. Она постоянно подчёркивает, что пробудет в нём недолго и очень этому рада, поэтому и выпуск для неё такого сакрального значения не имеет. Ей гораздо важнее найти среди всей этой толпы девочек умного, яркого друга, сбросить внешнюю неприязнь и наконец позволить себе искреннее проявление теплоты, насколько это вообще для неё возможно. Для Нины такая развязка - как бы неожиданность, хотя Чарская подготавливает её с самого начала фразами вроде: "Меня, несмотря ни на что, тянет к этой странной, своеобразной девочке".
31.12.2010 в 15:49

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Из того, что прочла лично я, именно средним классам посвящена только повесть "Ради семьи" - там то ли пятый, то ли четвёртый класс. Мне кажется, её тоже стоило бы включить в список "институтских" произведений. Интересна она уже хотя бы тем, что события описаны от лица молодой классной дамы. Ия, конечно, сама только-только этот институт закончила, но статус у неё уже другой, и она сама это подчёркивает, лишний раз не давая воли эмоциям и не допуская по отношению к себе никаких нежностей и фамильярностей - видимо, дань веянию времени, как в "Таите", где обожание показано как явление устаревшее. А здесь Ия подходит к воспитанию девочек с позиций рациональности, серьёзности и естественности.
01.01.2011 в 21:47

alina-violina
Я не думаю что это совсем нет отличий, но это это показывает и монотонность институтской жизни и некоторую инфантильность выпускниц.
Собственно Чарской интересно показывать-то два события - знакомство девочки с институскими порядками и подругами (а это "седьмушки") или выпуск как начало взрослой жизни.Тогда институт только начало событий.
А средние классы в ее творчестве есть - Лиза из "некрасивой" поступает сразу в 3-й или 4-й класс, но все равно она "новенькая", и для нее этот класс - начало учебы.
Надю Таирову в Волшебной сказке выгоняют тоже не из самого младшего класса, она уже 2или 3 годв учится ( или пытается учиться).
И наконец в автобиографических повестях (в "За что?" в конце и вся повесть "Большой Джон") - тоже средние классы. Там автор задалась целью рассказать побольше из своей институтской жизни...
и да я согласна про вторую Нину.Она не выпускная - а в данном случае "новенькая", так что выпуск не важен...

Относительно же Ии и "Ради семьи".
Во первых Ия становится классной дамой не в институте, а в частном пансионе. Не смотря на то что Чарская переносит свой институтский опыт на его описание, это просто закрытое учебное заведение.
Относительно же обожания - Просто они же разные люди. Ия показна несколько идеальной, строго-правильной девушкой, и это ее характер и образ...
Как-то мне казалось что обожание Чарска везде осуждала. Просто грань между дружбой и обожанием не всегда видна. Но я все-так не могла бы сказать что Нин Джаваха, например, "обожает" Нору , хотя со стороный ее поведение именно таки выглядит и вписывается в институтские традиции.
01.01.2011 в 23:22

А вы не знаете, где можно найти "Некрасивую"?
02.01.2011 в 02:03

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
"Некрасивой" в электронном виде пока нет, но, насколько помню, Наташа telwen обещала, что это временно.
02.01.2011 в 18:11

спасибо большое.
02.01.2011 в 21:09

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Большое спасибо, Наташа!
03.01.2011 в 14:25

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Спасибо, давно хотела Некрасивую прочитать.
03.01.2011 в 18:34

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
"Во первых Ия становится классной дамой не в институте, а в частном пансионе".
У меня в памяти это вообще никак не закрепилось. Вот пытаюсь сейчас вспомнить хоть одно отличие - и не могу. Те же классные дамы (разве что помоложе), те же "бенефисы", карикатуры на учителей... Вспоминается исследование, опубликованное здесь в сообществе, где говорится, что Чарская переносит институтский опыт на описание вообще всех учебных заведений, в том числе и ремесленного приюта. А нельзя ли поточнее: кто именно из критиков и где сравнивал общину из "Сестры Марины" с институтом?
04.01.2011 в 00:04

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Наташа, ты пишешь о пансионе из "Ради семьи", разграничивая его с институтом: "...это просто закрытое учебное заведение". А вот бабушка "некрасивой" Лизы говорит: "...я решила перевести вас из пансиона madame Рабе в закрытое учебное заведение, то есть в институт", - Различая пансион и институт как раз по параметру закрытости. Что же получается в итоге? Пансионы могут быть как открытыми, так и закрытыми и отличаются от институтов только тем, что они частные? А судя по другой фразе лизиной бабушки: "Вы так недурно учились в пансионе, что наверное выдержите экзамены и по институтской программе", - Различаются они ещё и программой и, соответственно, уровнем образования, которое предоставляют - в институте он явно выше. Так вот сумбурно всё это написалось - просто я сама в вопросе не ориентируюсь и поэтому не могу мысли стройно изложить.
05.01.2011 в 12:33

alina-violina Пансионерки все-таки чаще встречаются и сообщаются с семьей, вероятно. Я вот лухманову вспоминаю, там поехать на каникулы домой было чем-то исключительным.
05.01.2011 в 13:17

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Как-то последнее время стараются эту тему популяризовать: Вот мемуары издали, статьи пишут - всё это действительность так или иначе отражает. А недавно я совершенно случайно услышала чудесный анонс на телеканале "Россия": "Институт благородных девиц" - сериал о любви, верности и эпохе". Я, конечно, не обольщалась относительно качества мелодрам, которые показывает "Россия", но тут мне стало интересно, насколько глубоко сценарист исследовал тему и как он её преопднесёт, какими специями приправит и сколько сумеет сохранить от той реальности - очень специфической, хотя и сравнительно недавней. Прошло ведь чуть больше 100 лет; это вам не "Троя" по "Илиаде" Гомера, когда от эпохи остались только несколько рассыпающихся табличек (хотя и ими неплохо бы заняться, со специалистами поконсультироваться, прежде чем сценарий кропать). А тут куча документов доступна, да хотя бы художественная литература и недавно изданные мемуары.
Но все эти рассуждения почтенному сценаристу явно в голову не приходили. Не могу точно сказать, чтО именно послужило образцом для его "института", но первые же сцены поражают воображение. Некий граф привозит в институт турецкую принцессу-мусульманку, и её в виде особой милости без всяких вопросов зачисляют в выпускной класс - благо по-русски девица изъясняется. Начальница немедля возвещает двум воспитанницам: "Горчакова и Ильинская (никаких мадемуазель" - к чему?)! Вы переселитесь в соседнее помещение, а вашу спальню займёт princesse Мириам", - После чего турчанке решено объявить бойкот: мало того, что идёт русско-турецкая война, так ещё "мы вчетвером вынуждены ютиться в тесном дортуаре, а она одна... За что такие привилегии?" Каково? Что бишь там говорили про огромные комнаты казарменного типа, про ряды по 10 кроватей с проходами - не по-дворянски как-то! Единственная попытка сохранить колорит - регулярное обращение девиц друг к другу "mesdames" (зачастую с отчётливым звуком "с" в конце), "душечки" и ласкательные производные от имён.
Тому же графу Воронцову позволяются регулярные свидания с девицами наедине, во время которых он, разумеется, не упускает случая открыться главной героине в пылком чувстве. Дальше - все принадлежности, делающие фильм сериалом на 256 серий: детективная история с завещанием одного умершего князя; борьба за руку героини, с происхождением которой не всё так гладко, как она думала; банда душегубов (именно так - душегубов, а не бандитов: XIX век на дворе, не забываем, господа!). В общем, скандалы, интриги, расследования - Чарская отдыхает!
Есть в этом "институте" ещё классная дама фройляйн Штольц - заметим, единственная и незаменимая, то есть ни о какой француженке и речи не идёт. Она покорно исполняет волю начальницы и невольно участвует в её интригах, в экстремальных ситуациях проявляет к воспитанницам даже что-то вроде нежности, а в обычных - покрикивает: "Медамс, становимся парами! Вы ешо не готовы?" - Или задаёт ритм колонне институток, стройным маршем следующей в столовую: "Ein, zwei, drei! Ein, zwei, drei!" - Этакая смесь немецкого с нижегородским.
Но ничего нет комичнее итальянца Джованни, который приезжает немного позже прямо с солнечной исторической родины: у этого - страсть и акцент истинного горца из аула.
Одним словом, перечислять несуразности, которые автору нарисовала его безграничная фантазия, можно без конца. Я лучше дам ссылку на торрент-раздачу с первыми 50 сериями, а вы скачайте, если хотите, парочку эпизодов и посмейтесь от души. Больше смотреть не стоит, иначе весёлость всецело уступит место негодованию и печальному осознанию высоты уровня нашего кинематографа.
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3188530
А если вам всё-таки захочется проследить за перипетиями этой "институтской" эпопеи дальше, то вот ещё раздача, которая пополняется новыми сериями по мере их выхода:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3316273
У сериала также есть официальный сайт с поистине эпохальным названием:
institutki.tv
И даже некое радио "Institutki.fm" - я, правда, не знаю, что именно входит в его репертуар.
05.01.2011 в 14:45

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Сериал ИБД очень далек от исторической реальности, но костюмы мне понравились. Они вполне аутентичны, особенно институтские формы (не знаю, почему синие, но красиво). Смотрела немного первых серий, не полностью - выводы таковы.
05.01.2011 в 14:56

change-ange синие, наверное, чтоб лучше смотрелось на экране. Куча коричневой одежды или зеленой все же будет мрачновата.
05.01.2011 в 23:06

alina-violina
Четно говоря я не знаю.
Пансион это заведение, где учились и жили. Это было обычно частное заведение.Иногда бывало так что там учились и живущие и приходящие ученицы.
Единственное то мне приходит на ум ( если не считать что это ляп), это то, что в данном конкретном пансионе все разъезжались на каникулы и праздники и таким образом, жить там она не могла - ведь взять ее на праздники было бы некому...
То есть пансион закрытое, но МЕНЕЕ закрытое чем институт учебное заведение.

ИБД- это жесть. Воронцов - дуся ;)
Я смотрела сериал первые две недели, потом плюнула. Очень страшно бесят исторические нестыковки.
Заставить в качестве наказания институтку мыть лестницу!!! Это уму непостижимо. Мужчины по институту ходят как по своему дому!!!! Девочки одни гуляют по саду...
Все это можно было бы сделать лучше. Не вся современщина необходима для сюжета. Начальница вполне могла бы быть стервой, я вот сейчас читала недавно мемуары Вербицкой, там институт московский.Начальница там ацкая. она была при дворе, но переболела оспой и ... Вся красота, все надежды пошли прахом.
Она добилась положени в обществе, стала начальницей одного из московских института.Она жутко гнобила главных героинь за точ то бабушка их была актрисой, презирала небогатых воспиатнниц, строила свои интриги...Но все в рамках.
А в сериале...
Они еще местами на экране переигрывают же.То есть там правильные слишком старинные слова, в которые актрисы не особенно сами верят.
И еще неровные конечно текст.Местами современщина - местами архаика.Очень неровный текст.
А сценарист... Такое ощущение, что не читал даже предисловия к книжечке с мемуарами которая в начале сообщения.

Относительно же формы - то в разных институттах форма отличалась.Здесь он говорят что этот Екатериниский в Москве , но я исторических источников про него не знаю.
Коричневая и зеленая формы были в Павловском. в остальных другие, или не только эти цвета.

И кстати нашла отличную статью - рецензию на сериал:
www.gzt.ru/column/-institut-meschanskih-obmanov...

Я сечас не вспомню кто именно сравнил Сестру Марину с институтскими повестями.
Это была дореволюционная критика, я читала статью в библиотеке.
Это либо из книги Б.Родникова "Детская литература" (1916), либо из журнала. Или "Всходы" или "Новости детской литературы" (скорее второе).
Вероятно за тем самые 1911-1914-е года.

Сканов нет, но я потом с этим разберусь.
06.01.2011 в 22:18

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
telwen

Статья отличная про ИБД, все в тему. И самое главное - сказано профессионально. А я особенно насчет этих "медамс" переживала, франкоязычность-то моя...

"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".

alina-violina

Про пансионы я подобное тоже думала - они менее закрытые. И скорее всего, Ло из "Некрасивой" была в своем пансионе приходящей. Я немного позаглядывала в текст.
08.01.2011 в 10:22

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Статья в современных "Отечественных записках" о воспитании в петербургских институтах:

www.strana-oz.ru/?numid=18&article=876
08.01.2011 в 10:29

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».
Нашла зарисовку И.Гончарова о пепиньерках - воспитанницах института благородных девиц, оставшихся в институте после выпуска обучаться педагогическому мастерству на год или два.

www.goncharov.spb.ru/pep

И встречный вопрос: может кто знает, где-то можно прочитать роман С.Закревской "Институтка" (роман в письмах)? Это середина 19 века.
09.01.2011 в 01:41

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
telwen, Спасибо за статью про ИБД! Очень многое там созвучно тому, что я хотела сказать в комменте, выражено последовательно и иронично. Мне не хватило где-то эрудиции, где-то времени, да и сам жанр комментария от газетной рецензии отличается. А каких-то деталей я не увидела, потому что проглядывала сериал кусками. Тратить время на эту жесть жалко, а абсурдные "историзмы" можно оттуда выцепить, не особенно следя за головокружительным сюжетом. А Хованский, душечки, противный и гадкий! :))
10.01.2011 в 19:36

change-ange
"Новости детской литературы" - ты мне говорила как-то. Там она была, про "Сестру Марину".
Спасибо... Да, это был прогрессивный журнал, там Чарскую ругали.

А вот еще статья.Кстати, Аля, тебе должна понравиться - посмотри только на автора ;)
www.expert.ru/2011/01/6/nstitut-s/?cmt_page=2
Только одно мне не нравится Трудно ли было прочесть по фактуре хоть что-нибудь помимо Лидии Чарской?
Если бы уж они хоть бы и Чарскую-то почитали... :(

И спасибо за ссылки !
10.01.2011 в 23:27

Не слушай никаких советов - в том числе и этого.
Цитата: "Кстати, в сериале мы видим и фельдшерицу. Для достоверности ей на груди нарисовали красный крест. Значит, перед нами аттестованная крестовая сестра, прошедшая обучение и практику в одной из крестовых общин, высокооплачиваемый специалист. В институтах они не работали".
А как же "милосердная крестовица", сестра Елена из "Люды Влассовской", с ангельским терпением угождавшая больным скарлатиной институткам? Или сестра Анна, в которую превратилась на время мачеха Лиды Воронской, чтобы ухаживать за ней во время оспы? Или такие специалисты появлялись в институте только в экстремальных ситуациях типа повальной эпидемии? Но можно ли их тогда назвать фельдшерицами? Судя по фельдшерице, которая упоминается при описании болезни Нины Джаваха, это должность постоянная, она всё время состоит при лазарете. Словом, очередная путаница!