Записи с темой: вопрос (70)
понедельник, 14 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно... Известно ли, откуда Чарская брала иностранные имена и фамилии для своих персонажей (особенно японцев, кавказцев и прочей экзотики)?.. (Вот про Стругацких, скажем, известно, что для "Обитаемого острова" они имена-фамилии брали из статьи "Албанская литература" в "Литературной энциклопедии. А про Чарскую что-нибудь такое известно?)
суббота, 12 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно... У Чарской иногда встречаются мелкие неточности (не из-за незнания, просто, скажем, забыла имя "третьего лебедя в пятом ряду", упоминаемого на все произведение пару раз). И вот интересно: во времена Чарской не было редакторов, способных такое отловить, или "улучшение текста" просто не входило в их служебные обязанности?
четверг, 10 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно, как бы вы охарактеризовали (в идеале - одним словом) стиль Чарской? Именно _стиль письма_, не сюжеты. Его называли слащавым, но, по-моему, это не то. Мне вспоминается слово "экзальтированный", но и это не совсем то...
вторник, 08 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно... Кого что _раздражает_ в Чарской? Конечно, не до уровня ОИНЧ (как говорили, кажется, в ФИДО... или не там?.. - "Отпишись И Не Читай") - такие тут, надеюсь, отсутствуют. Но ведь может же что-то царапать?..
Вот меня, например, раздражает восторженное отношение к царствующим особам. Если в случае с институтками это можно списать еще на их, институток, общую восторженность и склонность к "обожанию"... или к обожанию, то когда речь идет о взрослых персонажах/иных временах - уже сложнее. Впрочем, думаю, это отношение самого автора.
Вот почему-то к религии такого отношения нет (есть поголовное "обожание" институтками священников, есть только положительные священники, - это понятно; "детская религиозность" - тоже понятно; молитвы о чем-то - тоже понятно: это все было в те времена частью повседневной жизни; но нет такого, что, скажем, при виде иконы/мысли о божественном персонажи впадают в экстаз/это описывается особенно "влюбленно", "слащаво").
А вот общий довольно восторженный, эмоциональный стиль - не раздражает, воспринимается как "авторская фишка".
Вот меня, например, раздражает восторженное отношение к царствующим особам. Если в случае с институтками это можно списать еще на их, институток, общую восторженность и склонность к "обожанию"... или к обожанию, то когда речь идет о взрослых персонажах/иных временах - уже сложнее. Впрочем, думаю, это отношение самого автора.
Вот почему-то к религии такого отношения нет (есть поголовное "обожание" институтками священников, есть только положительные священники, - это понятно; "детская религиозность" - тоже понятно; молитвы о чем-то - тоже понятно: это все было в те времена частью повседневной жизни; но нет такого, что, скажем, при виде иконы/мысли о божественном персонажи впадают в экстаз/это описывается особенно "влюбленно", "слащаво").
А вот общий довольно восторженный, эмоциональный стиль - не раздражает, воспринимается как "авторская фишка".
воскресенье, 06 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно, если заморочиться, представить, что фамилия Джаваха-оглы-Джамата существует на самом деле, и попробовать найти ей внутримировой, как говорят, "ватсонианский", обоснуй, - то какой он будет?.. (Внешний, "Чарская не очень разбиралась в кавказской ономастике", я и сама знаю).
Интересно, что "род князей Джамата" упоминается только один раз, и еще раз Юлико говорит, что он "последний оглы-Джамата", в остальных случаях - либо "Джаваха", либо полностью, "Джаваха-оглы-Джамата". (А на могиле Нины - вообще "Джаваха-алы-Джамата".)
Интересно, что "род князей Джамата" упоминается только один раз, и еще раз Юлико говорит, что он "последний оглы-Джамата", в остальных случаях - либо "Джаваха", либо полностью, "Джаваха-оглы-Джамата". (А на могиле Нины - вообще "Джаваха-алы-Джамата".)
пятница, 04 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вопрос сродни предыдущему...
Ладно, с подражателями/продолжателями как-то не очень сложилось, а вот оказала ли Чарская влияние на литературу?.. Ну, помимо того, что стала своеобразным жупелом для советской детской литературы / в ней же.
Или до революции у нее было слишком мало времени, после революции - см. выше/ну, понятно, а теперь просто уже совсем поздно?..
Ладно, с подражателями/продолжателями как-то не очень сложилось, а вот оказала ли Чарская влияние на литературу?.. Ну, помимо того, что стала своеобразным жупелом для советской детской литературы / в ней же.
Или до революции у нее было слишком мало времени, после революции - см. выше/ну, понятно, а теперь просто уже совсем поздно?..
среда, 02 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно: были ли у Чарской - в то, дореволюционное, время - подражатели (и/или продолжатели)?..
вторник, 01 апреля 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а та сцена, когда маленькая Нина Джаваха засыпает рядом с матерью, а просыпается от холода мертвого тела, - не отсылка ли к "Джен Эйр" ("Моя голова покоилась на ее плече, мои руки обнимали ее шею. Я спала, — Элен же была мертва.")?.. Или это случайное совпадение?..
воскресенье, 30 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Что-то я в последнее время все выношу из комментариев...
Но пришла мне в голову такая идея... Как известно, одной из неточностей в реалиях кавказских народов у Чарской является само имя Нины Джавахи: Нина Джаваха-оглы-Джамата. Указывают и на то, что "оглы" - это тюркское, а не грузинское, и на то, что это "мужское", а не "женское" (женское было бы "кызы")... Я бы добавила, что "оглы" - это отчество, указание на отца, в то время как мы знаем, что отца Нины зовут Георгий. Но вот подумалось мне: а не может ли "Джаваха-оглы-Джамата" быть просто составной фамилией?.. Был в роду когда-то какой-то Джамата, был род тогда тюркским (мало ли обрусевших татарских родов в России... почему бы не быть и огрузиневшему тюркскому роду на Кавказе?), от него и пошло. (Как никто уже не требует от Иванова, скажем, быть сыном Ивана). Эту мысль подтверждает и то, что сказано: "Род князей _Джамата_ - славный род..."
Но пришла мне в голову такая идея... Как известно, одной из неточностей в реалиях кавказских народов у Чарской является само имя Нины Джавахи: Нина Джаваха-оглы-Джамата. Указывают и на то, что "оглы" - это тюркское, а не грузинское, и на то, что это "мужское", а не "женское" (женское было бы "кызы")... Я бы добавила, что "оглы" - это отчество, указание на отца, в то время как мы знаем, что отца Нины зовут Георгий. Но вот подумалось мне: а не может ли "Джаваха-оглы-Джамата" быть просто составной фамилией?.. Был в роду когда-то какой-то Джамата, был род тогда тюркским (мало ли обрусевших татарских родов в России... почему бы не быть и огрузиневшему тюркскому роду на Кавказе?), от него и пошло. (Как никто уже не требует от Иванова, скажем, быть сыном Ивана). Эту мысль подтверждает и то, что сказано: "Род князей _Джамата_ - славный род..."
пятница, 28 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот интересно было бы знать, какая часть неточностей в описании Чарской Кавказа происходит от, как теперь говорят, "незнания матчасти", а какая - от того, что так было известно/так было принято в этнографии того времени?.. Знатоки истории этнографии найдутся?..
Я помню только, что горцев _было принято_ называть татарами...
Я помню только, что горцев _было принято_ называть татарами...
среда, 26 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а откуда Чарская знала японские реалии (пусть весьма условно, но все же) и даже фразы (причем редкие). Ладно, предположим, в газетах времен русско-японской войны и ранее что-то писали о Японии и японской культуре (хотя особого жапонизма в России я что-то не припомню; может, ошибаюсь, конечно...), может, были книги. Но фразы, причем, похоже, не те, которые можно почерпнуть из русско-японского разговорника?.. Да, переданные с ошибками, но правильный вариант в них опознать можно, это не "кулды-булды" какое-нибудь...
суббота, 22 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Интересно, а мне одной кажется, что история с шайкой из серого дома в "Что было в сером доме" Чарской - это отсылка/аллюзия на "Приключения Оливера Твиста" и компанию Феджина?..
Но вот отсылка или аллюзия?..
Но вот отсылка или аллюзия?..
четверг, 20 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот как вы думаете - почему "символом" Чарской, наиболее часто упоминаемыми книгой / персонажем стала именно "Княжна Джаваха"?..
пятница, 07 марта 2025
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А правда, откуда эти цитаты:
«Она была так мала, так беспомощна, что даже маленькая травинка могла бы согнуть её тоненькую шейку… Но зато она была такая славная, такая добрая девочка!»
«И каждый вечер, когда Лизочка ложилась спать, она молила Бога о том, чтобы Он послал ей нового друга – самого лучшего, самого хорошего.»
«Ах, как сладко было Лизе чувствовать себя нужной кому-то! Как радостно было сознавать, что есть человек, который любит её, которому она дорога...»
Утверждается, что из "Лизочкиного счастья", но я там такого что-то не помню. И Гугл не помог.
Или это очередная жертва ПСС?..
«Она была так мала, так беспомощна, что даже маленькая травинка могла бы согнуть её тоненькую шейку… Но зато она была такая славная, такая добрая девочка!»
«И каждый вечер, когда Лизочка ложилась спать, она молила Бога о том, чтобы Он послал ей нового друга – самого лучшего, самого хорошего.»
«Ах, как сладко было Лизе чувствовать себя нужной кому-то! Как радостно было сознавать, что есть человек, который любит её, которому она дорога...»
Утверждается, что из "Лизочкиного счастья", но я там такого что-то не помню. И Гугл не помог.
Или это очередная жертва ПСС?..
вторник, 17 декабря 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
На Фантлабе есть библиография Чарской. Но там нет произведения "Вакханка". В примечании написано: "Повесть «введена в литературный оборот» в 1994 г., когда была издана в составе антологии «Тридцать три урода». Утверждалось, что повесть написана Лидией Чарской. Якобы книга в своё время была запрещена и изъята из библиотек. Источником текста указано издание: Чарская Л. Вакханка. Быль. — Пг.: М.И.Семенов, [1917]. Годом написания повести указан 1915 г. Позднее повесть переиздавалась в других книгах, а также была размещена на различных сетевых ресурсах, в том числе и в Викитеке.
Однако ряд обстоятельств подвергают сомнению, как авторство Лидии Чарской, так и время написания повести. Так, не удалось обнаружить каких-либо следов издания 1917 г. в прижизненных библиографиях и библиотечных каталогах. Нет сведений по этому изданию и в «Книжной летописи» 1917 г. Какой-либо документ о запрете книги (например, приговор суда об уничтожении тиража) также не удалось обнаружить. Неизвестно об упоминаниях о повести в периодической печати тех лет и в воспоминаниях современников. Не исключено, что в 1994 г. имела место издательская мистификация."
Может ли кто-нибудь подтвержить или опровергнуть эту гипотезу?..
Однако ряд обстоятельств подвергают сомнению, как авторство Лидии Чарской, так и время написания повести. Так, не удалось обнаружить каких-либо следов издания 1917 г. в прижизненных библиографиях и библиотечных каталогах. Нет сведений по этому изданию и в «Книжной летописи» 1917 г. Какой-либо документ о запрете книги (например, приговор суда об уничтожении тиража) также не удалось обнаружить. Неизвестно об упоминаниях о повести в периодической печати тех лет и в воспоминаниях современников. Не исключено, что в 1994 г. имела место издательская мистификация."
Может ли кто-нибудь подтвержить или опровергнуть эту гипотезу?..
вторник, 03 декабря 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А какой писатель у Чарской был любимым? Интересно, это известно?..
пятница, 22 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот кто из главных героев Чарской вам _наименее_ симпатичен?..
среда, 20 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вам нравится семья, описанная у Лукашевич (в первой части, "Моек милое детство", во второй-то там уже совсем трагедия...)?..
вторник, 12 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а мне кажется, что в "Что было в сером доме" Чарская впервые поднимает проблему благотворительности, что, мол, просто дать денег кому-нибудь недостаточно?..
воскресенье, 10 ноября 2024
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В советские времена Чарская не издавалась (да и чтение ее не поощрялось). А откуда советские дети могли узнать об институтах благородных девиц, жизни там и т.д.?.. Вот Бруштейн. А кто-нибудь еще?..